Основные показатели физического здоровья человека. Комплексная оценка уровня здоровья

Методики оценки физического развития

Физическое развитие - процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями физического развития. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице замеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Исследования физического развития проводятся с использованием антропометрических методик:

· соматометрических - длина тела (рост), масса тела (вес), окружность и экскурсия грудной клетки;

· физиометрических - жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила;

· соматоскопических - форма грудной клетки (телосложение), вид осанки и т. д.

Комплексная оценка физического развития включает:

· определение с помощью центильных таблиц группы физического развития (I гр. - здоровые дети, II гр. - «группа риска», III гр. - дети со значительными отклонениями физического развития);

· определение по весоростовым индексам дефицита или избытка массы тела, массы тела, соответствующей норме .

Методы количественной оценки здоровья

Наиболее доступными из современных методов количественной оценки здоровья, предлагаемых известными учеными, являются: определение «количества здоровья» по Н.М. Амосову , под которым понимается уровень функциональных возможностей (резервов) организма в процентах от нормы и экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко , демонстрирующая безопасный уровень физического здоровья при отсутствии болезней.

Определение «количества здоровья» по Амосову

«Количество здоровья» определяется подсчетом среднеарифметической величины от ряда (не менее пяти) функциональных проб, показатели которых сопоставляются с нормой (100% от должных величин для данного возраста). Так, если у обследуемого пульс в покое лежа должен составлять в норме не более 66 уд./мин, а в день наблюдения он равнялся 72 уд./мин. то уровень этого показателя составит лишь 92% от нормы, т.е. на 8% хуже должного. После перехода в вертикальное положение пульс равнялся 86 уд./мин, т.е. возрос на 19,44% вместо 15% нормального увеличения, что составит 77,3% нормы. Найдя таким же способом еще 4-5 подобных показателей, сложив их и разделив полученную сумму на число используемых показателей, мы и получим «количество здоровья», Проведя указанные замеры, например, перед началом физкультурно-спортивных занятий, как по общефизической, так и по специальной подготовке, мы можем оценить оздоровительный и тренировочный эффект, выражающийся в изменении «количества здоровья» .



Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко

Методика использует показатели индекса массы тела, отношение ЖЕЛ к массе тела, силы кисти к массе тела, время восстановления ЧСС после нагрузки и т. д. По шкале в баллах с проранжированными значениями индексов испытуемого относят к одной из пяти групп: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья.

Таблица 1

Показатели и функциональные уровни здоровья

№ п/п Показатель Функциональные уровни
I низкий II ниже среднего III средний IV выше среднего V высокий
1. Масса тела (г/см) Рост М Ж Баллы -2 451-500 401-450 -1 401-450 375-400 375-400 351-400 - -
2. ЖЕЛ (мл/кг) Масса тела М Ж Баллы 51-55 41-45 56-60 46-50 61-65 51-57
3. ЧСС * СД М Ж Баллы -2 95-110 95-110 85-94 85-94 70-84 70-84
4. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с (мин, с) М Ж Баллы 3.00 3.00 -2 2.00-3.00 2.00-3.00 1.30-1.59 1.30-1.59 1.00-1.29 1.00-1.29
5. Динамометрия кисти (%) Масса тела М Ж Баллы 61-65 41-50 66-70 51-55 71-80 56-60
Общая оценка (сумма баллов) 5-9 10-13 14-15 17-21

По данной системе оценок безопасный уровень здоровья (выше среднего) начинается с 14 баллов. Это наименьшая сумма баллов, которая гарантирует отсутствие клинических признаков болезни. Характерно, что IV и V уровни здоровья имеют только лица, регулярно занимающиеся оздоровительными тренировками (в основном бегом). Безопасный уровень соматического (физического) здоровья, гарантирующий отсутствие болезней, имеют лишь люди с высоким уровнем функционального состояния. Его понижение сопровождается прогрессирующим ростом заболеваемости и снижением функциональных резервов организма до опасного уровня, граничащего с патологией. Следует отметить, что отсутствие клинических проявлений болезни еще не свидетельствует о нали­чии стабильного здоровья. Средний уровень функционального состояния, очевидно, может расцениваться как критический. Дальнейшее его снижение уже ведет к клиническому проявле­нию болезней с соответствующими симптомами. Таким об­разом, уровень соматического здоровья соответствует вполне определенному уровню функционального состояния .

С другими методиками можно ознакомиться по работам: В.И. Ляха и С.В. Хрущева .

Физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы, здоровья (Р.Баевский, 1979).

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Галлен в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «...Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7- 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества (Г. А. Кураев).

Традиционно выделяют следующие виды здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное.

Индивидуальная комплексная оценка здоровья каждого человека завершается определением так называемой группы здоровья. В соответствии с «Методическими указаниями по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах», на основании объективных медицинских данных о физическом состоянии всю совокупность людей, прошедших обследование, делят на пять групп:



1. здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;

2. здоровые с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями (лица, у которых отсутствует какая-либо хроническая болезнь, но имеются различные функциональные болезни и состояния после перенесенных заболеваний, травм), а также имеющие сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;

3. больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными в основном функцио­нальными возможностями организма;

4. больные с длительно текущими (хроническими) заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями;

5. больные с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, тяжелые больные, находящиеся на постельном режиме, инвалиды I-II групп.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов, функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний, в том числе и обострений хронических, за предыдущий год.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяются антропометрическими исследованиями с использованием стандартов физического развития.

Здоровье индивида - это динамическое состояние (процесс) сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни (таблица 1).

Таблица № 1 - Показатели индивидуального здоровья

(Р.И. Айзман, 1996)

Показатели Критерии
Генетические Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных факторов
Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей
Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (морфотип)
Функциональные Функциональное состояние органов и систем: а) норма покоя; б) норма реакции; в) резервные возможности, функциональный тип
Психологические Эмоциональная, волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы: доминантность полушария, тип ВНД, тип темперамента, тип доминирующего инстинкта
Социально-духовные Целевые установки, нравственные ценности, идеалы, уровень притязаний и потребностей, степень признания
Клинические Отсутствие признаков болезни

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тюменский государственный университет

Институт психологии и педагогики

на тему: «Методы оценки уровня здоровья занимающихся. Самоконтроль»

Выполнила:

студентка 1 курса ОДО

Группа 29-СдО145-1

Жданова Серафима

Тюмень 2014

  • Введение
  • Элементарные пробы
  • Самоконтроль
  • Заключение

Введениепульс сердце клиностатический

Основной целью оздоровительной тренировки является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце - самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается.

Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.

Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.

По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин - отлично, реже 65 - хорошо, 65 - 75 - удовлетворительно, выше 75 - плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.

1. Элементарные пробы

Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин - отлично, меньше 120 - хорошо, меньше 140 - удовлетворительно, выше 140 - плохо.

Проба с приседаниями. Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отличным, на 25 - 50% - хорошим, на 50 - 75% - удовлетворительным и свыше 65% - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.

Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5 - 6 см. Затем снова сосчитать пульс. Оценки такие же, как и в пробе с приседаниями.

Оценка реакции организма на дозированную нагрузку в процессе занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью осуществляется по показателям ЧСС (пульс), артериального давления, дыхания, жизненной емкости легких (спирометрия), мышечной силы, массы тела, а также по результатам в контрольных упражнениях (тестах).

Важным показателем является быстрота восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки. Если частоту пульса, зафиксированную в первые 10 с после нагрузки, принять за 100%, то хорошей реакцией восстановления считается снижение пульса через 1 мин на 20%, через 3 мин - на 30%, через 5 мин - на 50%, а через 10 мин - на 70 - 75% от этого наивысшего пульса.

Проба с приседанием. Подсчитать пульс в покое за 10 с, затем сделать 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс. Продолжать подсчитывать его каждые 10 с вплоть до возвращения к первоначальным цифрам. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5 - 7 ударов, а возвращение к исходным цифрам происходит в течение 1,5 - 2,5 мин, при хорошей тренированности - за 40 - 60 с. Учащение пульса свыше 5 - 7 ударов и задержка восстановления больше чем на 2,5 - 3 мин служит показателем нарушения тренировочного процесса или заболевания.

Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела (ортоста-тическая и клиностатическая пробы).

Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10 - 14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 - неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.

Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4 - 10 уд./мин. Большее замедление - признак тренированности

  • 2. Самоконтроль

Самоконтроль -- это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, он является лишь дополнением к нему.

Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой), соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок, закаливания и т.п. Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических нагрузок на организм, что дает возможность правильно планировать и проводить тренировочное занятие.

Самоконтроль включает в себя простые общедоступные наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия и др.) (табл. Дневник самоконтроля спортсмена).

Самоконтроль позволяет тренеру обнаружить ранние признаки перегрузок и соответственно корректировать тренировочный процесс.

При проведении самоконтроля ведется дневник, образец которого приведен ниже.

Дневник можно дополнить характеристикой тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и т.д.).

Kратко поясним характеристики показателей дневника самоконтроля.

Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оцениваются как хорошее, удовлетворительное и плохое.

Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная.

Сон -- важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствуют о сильном утомлении или переутомлении.

Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания, недомогания и пр. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным (иногда отсутствует, хочется только пить).

Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) -- важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы. Пульс в состоянии покоя у тренированного человека ниже, чем у нетренированного. Пульс подсчитывают за 15 с, но если имеется нарушение его ритма, то подсчитывают за одну минуту. Чем тренированнее человек, тем быстрее его пульс приходит к норме после тренировки. Утром у тренированного спортсмена он слабее.

Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, климатических условий, вида физической нагрузки и т.д. На первых тренировочных занятиях потливость выше, по мере тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение оценивают как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня.

Боли могут возникать в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), при тренировках после длительного перерыва или при занятиях на жестком грунте и т.п.

Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружение; на возникновение болей в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническим холецистите, холангите и других заболеваниях печени.

Все эти случаи спортсмен отражает в дневнике самоконтроля и сообщает о них врачу. Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать о перетренированности.

Масса тела связана с величиной нагрузки. Естественна потеря веса во время тренировки за счет пота. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировках в горах, при недостаточном потреблении животных белков (мяса, рыбы, творога и др.).

Заключение

Существует множество методов оценки уровня здоровья занимающихся. Перечисленные выше методы позволяют говорить о том, на сколько тренирован человек в целом и на сколько устал в данный момент.

Суммирование оценок уровня здоровья может показать индивидуальный комплексный уровень здоровья человека - т.е группу его здоровья. Не маловажен в данном аспекте самоконтроль. Почему? Потому что он позволяет предупредить нарушение работы организма на раннем этапе и человек сам может почувствовать эти нарушения. А дневник самоконтроля позволяет упростить данный процесс.

Показатель "уровень здоровья" позволяет: выявить слабые звенья в организме для целенаправленного воздействия на них; составить индивидуальную программу оздоровительных занятий и оценить их эффективность; спрогнозировать риск возникновения угрожающих жизни заболеваний; определить биологический возраст человека.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы исследования патологии сердечно-сосудистой системы: электрокардиография, метод лекарственных проб, метод проб с дозированной физической нагрузкой, суточное холтеровское мониторирование ЭКГ. Радионуклидная вентрикулография сердца, ее цели.

    реферат , добавлен 22.10.2015

    Графические методы исследования сердца: электро- и фонокардиография. Клиническая оценка нарушений ритма сердца, синдром сосудистой недостаточности. Исследование периферических вен и венного пульса. Функциональное исследование сердечно-сосудистой системы.

    реферат , добавлен 22.12.2011

    Особенности клинической диагностики сердечно-сосудистой системы спортсменов. Методы исследования электрической и механической деятельности сердца и сосудов. Систолическое давление в легочной артерии. Обработка результатов диагностических исследований.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Рассмотрение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы. Изучение клиники врожденных пороков сердца, артериальной гипертензии, гиппотезии, ревматизма. Симптомы, профилактика и лечение острой сосудистой недостаточности у детей и ревматизма.

    презентация , добавлен 21.09.2014

    Исследование гемодинамических показателей у педагогов разных возрастных групп. Строение сердечно-сосудистой системы. Свойства сердечной мышцы. Расчет индекса Робинсона, коэффициента выносливости и экономичности кровообращения, показатель Кремптома.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Определение сердечно-сосудистой системы. Основные причины, признаки и симптомы при сердечно-сосудистых заболеваниях: одышка, удушье, учащенное сердцебиение, боль в области сердца. Статистика заболеваний ССС по Казахстану. Основные методы их профилактики.

    презентация , добавлен 23.11.2013

    Заболевания сердечно-сосудистой системы у раненых. Функциональные нарушения деятельности системы кровообращения в ранние сроки. Присоединение раневой инфекции, воспалительные процессы в сердце и сосудах на поздних этапах. Виды травматических патологий.

    презентация , добавлен 11.05.2014

    Функциональные резервы человека и их влияние на них разных факторов. Оценка функциональных резервов сердечно-сосудистой системы студентов ТувГУ по показателю эффективности кровообращения. Понятие работоспособности и влияние на нее различных факторов.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2015

    Сосудодвигательный центр продолговатого мозга. Основные рефлексогенные зоны сердечно-сосудистой системы. Классификация рефлексов на сердечно-сосудистую систему. Импульсация барорецепторов синокаротидной зоны. Депрессорный рефлекс: его анализ и компоненты.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Диагностика заболеваний и травм сердечно-сосудистой системы и оказание неотложной доврачебной помощи при них. Стенокардия как одна из форм ишемической болезни сердца. Особенности острой сердечно-сосудистой недостаточности при физических перегрузках.

Это сложное, комплексное, индивидуальное понятие. Здоровый ребенок и здоровый взрослый человек характеризуются совершенно разными показателями. У двух людей одинакового пола и возраста может быть совсем разное здоровье. Это общеизвестный факт, во все века людей характеризовали как имеющих «крепкое здоровье» или «слабое здоровье». Более того, у одного и того же человека здоровье не находится на одном постоянном уровне, а подвержено некоторым циклическим и нециклическим колебаниям. Вспомните для примера какой-либо отрезок вашей жизни, когда вы были здоровы с точки зрения медицины (т. е. не брали больничный лист, посещали занятия в университете), наверняка в какие-то дни вы были бодры и активны, а в другие - все «валилось из рук», в какие-то дни ели с аппетитом, а иногда теряли аппетит. Довольно часто в повседневной жизни мы говорим: «Наверное, я заболел», но так и не находим объективных показателей к тому, чтобы взять больничный лист. Как же оценить и чем измерить здоровье человека? И нужно ли это делать?

Идея измерения здоровья здоровых людей подразумевает следующие цели:

Спрогнозировать риск возникновения заболевания.

Выявить в организме человека «слабые звенья» - органы мишени.

Оценить эффективность оздоровительных мероприятий.

Иметь объективные критерии отбора людей определенного уровня здоровья для специальных целей (служба в армии, летчики, космонавты и т. п.).

Измерение уровня здоровья подразумевает возможность адекватного вмешательства с целью его укрепления.

Для определения количества и качества здоровья валеология использует - это оценка психофизиологического развития и состояния субъекта, его адаптивных возможностей, наследственности.

Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных психофизиологических параметров, которые должны характеризоваться:

безопасностью для пациента;

объективностью;

количественными оценками;

диагностической эффективностью.

Диагностическая эффективность различных показателей здоровья в настоящее время не является общепризнанной, так как не существует общепринятой технологии диагностики здоровья. В. В. Власов (1998) отмечает, что не существует даже общих представлений о возможной шкале измерений. Если представить некую шкалу «состояний здоровья», то на ней очевидна лишь крайняя нижняя точка - смерть . Вторая, менее строго определяемая - нулевая точка, возникновение хронического заболевания. Выше ее располагается часть шкалы соответствующая здоровью. В нижней части шкалы систематическое деление шкалы затруднено, поскольку болезненные состояния трудно ранжировать с учетом всех возможных внешних критериев (трудоспособности, социальной адаптации, степени страдания). В то же время создаются и применяются индексы для оценки степени нарушения соматических, психических, социальных функций человека. Эти индексы могут быть специфическими (ориентированными на оценку дефекта от некоторого заболевания, как, например, для ишемической болезни сердца - функциональные классы New York Heart Association) или неспецифическими , нацеленными на оценку суммарного дефекта в жизнедеятельности человека независимо от конкретного заболевания (индекс МакМастера, Ноттингемский профиль здоровья).

В части шкалы здоровья, расположенной выше нуля, проблемы еще сложнее. Представления о здоровье настолько расплывчаты, что разные авторы оценивают здоровье и как уровень, и как качество, и как процесс. Само отделение части шкалы ниже «здоровья» в область «болезни» является упрощением, по мнению В. В. Власова (1998). Оно вытекает из древних представлений об отдельности болезни от человека, о «приобретении» им болезни. G. Engel, предполагает, что нет «здоровья» и «болезни», а есть единая шкала, как для температуры, где 0 - это около смерти, а верхнего предела нет.

Валеологическая диагностика исходит из того, что важнейшие критерии здоровья - это достигнутый уровень физического, психического, социального развития человека.

Оценка физического развития человека проводится с помощью антропометрических исследований . Важнейшее значение оценка физического развития имеет у детей первого года жизни, в этот период онтогенеза физическое развитие (рост, вес, количество зубов, развитие костного скелета, двигательные навыки) прямо отражает уровень здоровья. Достигнутый уровень физического развития должен обеспечивать адекватное функциональное состояние организма, т. е. определенный уровень интенсивности и устойчивости работы его органов и систем.

Под физическим развитием понимается реализация генетических программ формирования морфофизиологических свойств организма в условиях воздействия на него различных факторов: климата, особенностей питания и образа жизни, социальной среды и др.

Уровень физического развития оценивается набором методов, результаты которых сравниваются с половозрастными нормативами.

Методы исследования уровня физического развития:

Соматометрические - длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.

Соматоскопические - состояние кожных покровов, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата (подвижность суставов, развитие мышечного слоя), степень полового развития.

Физиометрические - жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления.

Одним из показателей физического здоровья является физическая - способность выдержать максимальную нагрузку в статической, динамической или смешанной работе. Для оценки физической работоспособности обычно используют эргометрические (количество проделанной работы) и физиологические (обычно состояние сердечно-сосудистой системы) показатели. Согласно теории адаптации, сердечно-сосудистая система - индикатор адаптивных возможностей целостного организма, поэтому показатели сердечно-сосудистой системы рассматриваются как основные при оценке уровня здоровья. Норма реакции ЧСС и АД на нагрузку являются показателями, широко применяемыми для экспресс-оценки динамического здоровья.

Подробно ознакомиться с конкретными методиками антропометрических исследований можно в учебниках «Практикум по физиологии».

В качестве основных составляющих психического здоровья человека выделяют: на стадии формирования личности - уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления); для взрослого человека - возможности обеспечения социальной адаптации.

В валеологической практике для определения психического здоровья широко применяются тесты САН, тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера.

Выявленные в процессе исследования высокие характеристики тревоги или сниженные показатели настроения и самочувствия, отмечаемые и при повторных обследованиях, дают основания для вывода о наличии в психо-социальной сфере или в организме обследуемого травмирующего фактора. Определение экстремальности психических характеристик основывается на сравнении измеряемого параметра со статистическими нормативами (норматив литературный или норматив, полученный для соответствующей группы в конкретных условиях).

Социальное здоровье личности можно определить с помощью опросников, отражающих социальный статус человека, а также с помощью тестов, выявляющих удовлетворенность человека своей жизнью. В настоящее время широкое распространение

Методы оценки количества и качества здоровья, интегральные показатели здоровья получила анкета А. Антоновского «Оценка социального благополучия и личностной устойчивости» (по Айзман, 1999), которая позволяет оценить уровень взаимопонимания с людьми, осмысленность жизни, веру в лучшее будущее. Индекс Гольдберга Даба оценивает удовлетворенность работой, досугом, сном, коммуникациями. Модели здоровья, учитывающие физическое, психическое здоровье, а также субъективную удовлетворенность человека своим состоянием называются двумерными, так как учитывают количество и качество здоровья.

Здоровье оценивается по многим признакам, но анализ по отдельным показателям не дает целостного представления. Кроме того, использование многих признаков по отдельности неудобно. Необходима интеграция данных с целью получения суммарного количественного показателя - индекса здоровья. В настоящее время активно разрабатываются агрегатные индексы здоровья - многомерный анализ множества признаков путем произвольных математических операций (суммирование, перемножение, ранжирование и т. п.) сводится к единому показателю. Достоинством таких индексов является простота интерпретации, удобство в применении для массовых обследований, недостатком - потеря части информации при суммировании признаков. Примером агрегатного достаточно широко применяемого индекса в медицине является шкала Apgar для оценки здоровья новорожденных младенцев. Примером агрегатного индекса здоровья, применимого для массовых валеологических обследований, является метод, предложенный Г. Л. Апанасенко и Р. Г. Науменко (1988). Методика основана на зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов.

Многие ученые разрабатывают интегральный показатель здоровья на основе собственных теоретических моделей, которые позволяют измерять небольшое количество признаков, но зато именно тех, которые, по мнению авторов, и отражают уровень здоровья.

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва

ГОУ СПО РТ «Республиканский медицинский колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Семинарско-практического занятия

По теме: «Оценка уровня физического здоровья»

Подготовлено преподавателем Салчак С В.

Кызыл

2012г.

Тема : Оценка уровня физического здоровья человека

(по Г.Л. Апанасенко)

Мотивация : формирование «психологии здоровья», укрепление индивидуального здоровья, еще точнее физического здоровья. Основными являются следующие мотивы: укрепление здоровья, формирование красивой фигуры, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и др.

Тип занятия : семинарско-практическое

Цель : ознакомить и изучить экспресс-оценку уровня физического здоровья (по Г.Л. Апанасенко, 1988).

Методика:

  1. Экспресс-оценка физического здоровья
  2. Сравнительный анализ физического здоровья с критериями экспресс-оценки уровня физического здоровья по Апанасенко

Знать : основные показатели индивидуального здоровья человека; критерии состояния физического здоровья и его показатели; методы оценки состояния здоровья.

Овладеть умениями : проводить оценку индивидуального здоровья; анализировать материалы, полученные при обследовании, рассказать о значении оценки состояния здоровья.

Компетенции :

  1. Эффективность взаимодействия с коллегами
  2. Соблюдение на рабочем месте правил безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Межпредметные связи : анатомия и физиология человека, терапия, русский язык, математика, физвоспитание.

Оснащение занятия :

  1. Лекционный материал.
  2. Раздаточный материал по теме (инструкция по выполнению практического занятия).
  3. Представление о здоровье, об образе жизни, образ жизни и факторы риска.

4.Инструментарии: ростомер, весы, динамометрия, тонометр, спирометр.

Литература :

1. О.В. Масияускене, Ж.Г. Муравянникова. Валеология. Ростов-на Дону: Феникс, 2008.

2. Учебно-методическое пособие для преподавателей. М.: ВУНМЦ, 1999

План занятия :

1. Устный опрос студентов по теме -5 мин.

2. Инструктаж практической части самостоятельной работы (проводит преподаватель).-3мин.

3. Практическая работа студентов -30 мин.

4. Тестовый контроль знаний.- 5 мин.

5. Заключительная часть.-2 мин.

Фронтальный опрос .

  1. Что такое здоровье.
  2. Что такое индивидуальное здоровье.
  3. Что такое физическое здоровье человека. Показатели физического здоровья. Критерии физического здоровья.
  4. Антропометрические показатели. Дать определения.

2. Инструктаж проводит преподаватель.

1.Ознакомит с системой Апанасенко Г. Л.

2.Проведение оценки основных показателей.

3. Выделение проблем.

Основные мотивы занятий физическими упражнениями, оптимальная двигательная активность, уровень здоровья.

Любым видом человеческой деятельности предшествует выбор цели или мотивов. По данной теме большинство отметили следующие мотивы: укрепление здоровья, развитие физических качеств, снижение веса тела, эмоциональная разрядка и другие.

Каждому человеку, решающему задачу укрепления здоровья, раньше или позже приходиться заниматься самостоятельно, поэтому рассмотрим этот мотив более подробно.

За короткий исторический период (чуть более 50-ти лет) доля тяжелого мускульного труда в процессе производства сократилась почти в 200 раз, что повлекло за собой проявление целого букета болезней, связанных недостатком движений (двигательной активности). Среди наиболее часто встречающихся при ведем атеросклероз, ишемическую болезнь сердца, гипертоническую болезнь, ожирение, диабет, остеохондроз, неврастению и др.

Исследования, проведенные в области здоровья человека, позволили установить, что количество движений, позволяющих поддерживать организм в оптимальном состоянии, составляет 10 000 движений в сутки.

Деятельность, связанная с бытом занимает 3000-5000. Еще 5000 движений ежедневно остается невостребованным. Для того, чтобы их выполнить требуется не менее 30 минут непрерывной физической работы. Это составит в неделю 6-8 часов. Именно такая величина принята в качестве оптимальной двигательной активности человека.

Количественный подход позволил сформулировать еще одно очень важное понятие – уровень здоровья, под которым понимают сумму резервных мощностей кислородно- транспортной системы. Этот показатель оценивается по максимальному потреблению кислорода (МПК). Для расчета уровня здоровья сейчас используют ряд методик. На сегодняшний день наиболее доступной, наиболее приемлемой является система Г.Л.Апанасенко

3. Практическая часть самостоятельной работы студентов .

Из таблицы видно, что при определении уровня здоровья используются следующие физиологические показатели:

  1. Весо-ростовой индекс (Кетле) – соотношение веса к росту, измеряемого в гр/см;
  2. Жизненный индекс –соотношение жизненной емкости легких к массе тела (мл/кг);
  3. ЧСС – частота сердечных сокращений в покое (уд/мин);
  4. АД – артериальное давление (мм.рт.ст.);
  5. Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. (сек.);
  6. Силовой индекс – сила кисти руки (кг.)/ вес тела (кг.)  100.

Экспресс-оценка уровня физического здоровья (по Апанасенко Г.Л.)

Она состоит из ряда простейших показателей, которые ранжированы и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка здоровья определяется суммой балл. Общая оценка здоровья определяется суммой баллов и позволяет распределить всех практически здоровых лиц на 5 уровней здоровья, соответствующих определенному уровню аэробного энергетического потенциала.

Для оценки уровня здоровья, измеряются в состоянии покоя:

  1. жизненная емкость легких (ЖЕЛ),
  2. частота сердечных сокращений (ЧСС),
  3. артериальное давление (АД),
  4. масса тела,
  5. длина тела,
  6. динамометрия кисти (определение силы кисти руки)

Определив физиологические показатели организма, проведя расчет этих показателей, обследуемый делает вывод об уровне своего физического здоровья. Учитывая свой жизненный опыт, он выявляет причины проблем, связанных со здоровьем и дает себе рекомендации по укреплению физической активности.

1. принимать во внимание на 4 основных факторов:

* частота - физическая нагрузка 3 раза в неделю считается оптимальной, нежелательно заниматься физическими упражнениями подряд несколько дней подряд несколько дней во избежание боли, усталости, возможных травм.

* продолжительность - необходимо, чтобы занятие затрачивалось от 25 до 60 минут и чтобы они имели 3 фазы: разминку %-10мин.),нагрузку (15-40 мин), расслабление (5-10мин).Чем старше человек, чем менее он тренирован, тем важнее стадия разминки.

* интенсивность - оптимальная интенсивность для нетренированных составляет 30-50% в фазу разминки и расслабления 60-80%, в фазу нагрузки 70-90%.

* типы рекомендуемых физических упражнений могут включать комплексы с легкой, умеренной и тяжелой нагрузкой. Например, ходьба (быстрая и энергичная), езда на велосипеде (вместо машины), подъем по лестнице(вместо лифта). Также могут быть рекомендован такие виды физической активности, как работа в саду, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, игры, танцы. Чем больше вид физической активности подходит к образу жизни человеку, тем больше оснований его рекомендовать.

2. рекомендуемые частота, продолжительность и интенсивность упражнений должны соответствовать возможностям каждого конкретного человека и зависеть от исходного уровня его тренированности. Те, кто ведет сидячий образ жизни и недостаточно тренированы, должны начинать медленно, но регулярно с непродолжительных и не очень интенсивных нагрузок и повышать свою тренированность постепенно в течение несколько недель.

3. специальные советы по физической нагрузке могут понадобиться пациентам с определенными проблема здоровья, которые могут быть усугублены физическими упражнениями (кардиологические проблемы, высокое АД избыточный вес, диабет, хронический бронхит, заболевания вен нижних конечностей, заболевания костей и суставов).

(по Г.Л. Апанасенко, 1988)

Показатели

Функциональные уровни

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Физиол. показатели

в покое

Масса тела /

Рост тела, (г/см)

Баллы

451-500

401-450

401-450

375-400

375-400

351-374

Рост-

Вес-

ЖЕЛ (мл/кг)

Масса тела

Баллы

51-55

41-45

56-60

46-50

61-65

51-57

ЧСС  АДсист

Баллы

95-110

95-110

85-94

85-94

70-84

70-84

ЧСС-

АД-

Баллы

1.30-1.59

1.30-1.59

1.00-1.29

1.00-1.29

Время восст-я –

Динамометрия кисти /

Масса тела (%)  100

Баллы

61-65

41-50

66-70

51-55

71-80

56-60

Сила кисти

Общая оценка уровня здоровья

(сумма баллов)

10-13

14-15

17-21

Сумма баллов-

Вывод:

Экспресс-оценка уровня физического здоровья

(по Г.Л. Апанасенко, 1988)

преподавателя Бичекей С. А.

Показатели

Функциональные уровни

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Физиол. показатели

в покое

Масса тела /

Рост тела, (г/см)

Баллы

451-500

401-450

401-450

375-400

375-400

351-374

Рост-167

Вес-70

ЖЕЛ (мл/кг)

Масса тела

Баллы

51-55

41-45

56-60

46-50

61-65

51-57

ЧСС  АДсист

Баллы

95-110

95-110

85-94

85-94

70-84

70-84

ЧСС-80

АД-110

Время восст-я ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.)

Баллы

1.30-1.59

1.30-1.59

1.00-1.29

1.00-1.29

Время восст-я – 2м.2с.

Динамометрия кисти /

Масса тела (%)  100

Баллы

61-65

41-50

66-70

51-55

71-80

56-60

Сила кисти-9

Общая оценка уровня здоровья

(сумма баллов)

10-13

14-15

17-21

Сумма баллов-7

Вывод: уровень физического здоровья ниже среднего.

Проблемы :

1. наличие заболевания

4. нарушенный режим питания, неполноценное питание

5. несоответствие массы росту тела

1. пройти курс лечения

2. соблюдение режима труда и отдыха

3. занятия физической культурой и спортом, посещение «День здоровья»

4. соблюдение режима питания, полноценное питание

5. контроль за массой тела; потребление продуктов, регулирующих обмен веществ

Экспресс-оценка уровня физического здоровья

(по Г.Л. Апанасенко, 1988)

преподавателя Салчак С. В.

Показатели

Функциональные уровни

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Физиол. показатели

в покое

Масса тела /

Рост тела, (г/см)

Баллы

451-500

401-450

401-450

375-400

375-400

351-374

Рост-156

Вес-74

ЖЕЛ (мл/кг)

Масса тела

Баллы

51-55

41-45

56-60

46-50

61-65

51-57

ЧСС  АДсист

Баллы

95-110

95-110

85-94

85-94

70-84

70-84

ЧСС-68

АД-170

Время восст-я ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.)

Баллы

1.30-1.59

1.30-1.59

1.00-1.29

1.00-1.29

Время восст-я –1м.4с.

Динамометрия кисти /

Масса тела (кг)  100

Баллы

61-65

31-50

66-70

51-55

71-80

56-60

Сила кисти-

Общая оценка уровня здоровья

(сумма баллов)

10-13

14-15

17-21

Сумма баллов-4

Вывод : низкий уровень физической активности.

Проблемы :

1. наличие заболевания

2. излишний вес

3. низкая физическая активность

4. несбалансированное питание

1. пройти курс лечения; консультации у эндокринолога

2. контроль за массой тела

3. посещение занятий по физической культуре

4. здоровое питание