Опыт с крахмалом водой и краской. Опыт «Найти крахмал»

МАтериал направлен на развитие у детей интереса к познавательно-эксперементальной деятельности. В ходе эксперимента ребенок самостоятельно делает выводы о крахмале, его необходимости и важности в жизни человека. Развивается аналитическая способность, познавательная активность и умению систематезировать полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель исследования: развитие любознательности - поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи: уточнить и расширить знания о крахмале; учить изготавливать из картофеля крахмал; познакомить с его свойствами; развивать познавательный интерес к экспериментальной работе, умение рассуждать; воспитывать устойчивое внимание, развивать любознательность.

План исследования крахмала :

1) получить крахмал из клубней картофеля;

2) опытным путём с помощью раствора йода проверить наличие или отсутствие крахмала в продуктах питания;

3) показать практические способы применения крахмала в быту.

Материалы: КРАХМАЛ, ложка, картофель обыкновенный, картофель натертый на терку, чашка с водой, сухая чашка, йод с пипеткой, 2 одинаковых стакана с водой, тарелка с продуктами, тазик с водой, 2 комплекта кукольного белья, бокал с киселем.

Здравствуйте, меня зовут Глеб. Я очень люблю кисель- он такой вкусный и полезный, и мне всегда было интересно, из чего делают кисель. В рецепте написано «добавить крахмал» А что такое крахмал? Попробую выяснить это.

Как получают крахмал? Я слышал, что крахмал содержится во многих растениях, но больше всего в картофеле.

Ребенок берет картофель и начинает его визуально исследовать: смотрит на него, крутит в руках.

Не понятно. Пробуем получить крахмал из него. Мама натерла мне картофель на терке, а я опущу ее в воду.

Ход эксперимента: ребенок опускает картофель в воду и несколько раз надавливает на нее. Затем аккуратно перекладывает картофель в другую посуду и через несколько секунд сливает воду, но не до конца.

Итак, мы видим, что на дне есть осадок. Это и есть крахмал. Теперь дадим время ему высохнуть.

Ребенок берет заготовку сухого крахмала и начинает его исследовать, проговаривая свои ощущения, тем самым называет свойства крахмала.

На ощупь крахмал скрипит

Не имеет запаха

Не имеет вкуса

Мама рассказывает, что с помощью йода можно определить наличие крахмала в продукте. ПОПРОБУЕМ. Посмотрим, что произойдет с крахмалом, если добавить каплю йода. Посмотрите, какого цвета йод? (показывает пипетку, окрашенную йодом). Сейчас берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал и размешиваем, а в другом только вода. Капаем йод в оба стакана.

В одном стакане вода стала жёлтой, а в стакане с крахмалом цвет стал темно- фиолетовый ).

Йод изменил цвет воды с крахмалом.

Интересно, в каких еще продуктах содержится йод? (тарелка с картофелем, сыром, печеньем, кукурузой, колбасой и булкой). Помним, что йод окрашивает крахмал в синий цвет.

Ребенок капает поочередно йод на каждый продукт, а затем его исследует, делая выводы.

Йод окрасил в синий цвет картофель, печенье, булку и кукурузу. Значит, в этих продуктах содержится крахмал. А интересно, где-нибудь еще используют крахмал? Вот, например: мой папа, когда собирается на работу, спрашивает маму - накрахмалила ли она ему рубашку. Мне это тоже НЕ ПОНЯТНО. Возьмем одежду и опустим ее в воду с крахмалом.

Ребенок несколько раз прополаскивает кукольную одежду и вешает ее на веревочку. Затем берет заготовку и « ставит» ее на стол.

Вот что значит накрахмаленная!

А еще из крахмала делают клей. Он называется клейстер, мы в садике его с воспитателем сами делаем!

Как много я сегодня узнал: крахмал содержится в различных овощах и фруктах, его можно получить в домашних условиях. Он не имеет запаха и вкуса. С помощью йода можно определить наличие крахмала в продуктах питания. Еще он необходим для приготовления пищи: соусы, торты, йогурты, хлеб и макароны без него просто не получаться. Так же крахмал используют для обработки ткани, а еще при изготовлении бумажной продукции. Но самое главное - без него не получился бы мой любимый КИСЕЛЬ!

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя школа»

Научно-практическая конференция учащихся «Я познаю мир»

Исследовательская работа

«Крахмал. Опыты с крахмалом».

Руководитель: учитель начальных классов

Алексеева Светлана Александровна

г. Первомайск

2016 г.

Оглавление

    Введение 3 - 4

Актуальность темы

Цель исследования

Гипотеза

    Теоретическая часть 5 - 9

Получение крахмала

Свойства крахмала

Поиск крахмала в продуктах питания

Применение крахмала

    Вывод 10

    Библиографический список 12

    Приложения 13 - 17

Введение

Правильное питание – залог здоровья.

Сейчас много говорят о здоровом питании. Телевидение, журналы, газеты спорят о необходимости диет. Наряду с этим врачей тревожит другая крайность – лишний вес школьников. Особенно сильно влияет характер питания на рост и развитие детей. Чтобы человек был бодр, активен, жизнерадостен, здоров, его питание должно быть разнообразным и полезным.

О важности витаминов в рационе питания человека знает каждый школьник.

Основным источником энергии являются углеводы. Интересно узнать об углеводах больше.

Из книг мы узнали, что главные источники углеводов из пищи – хлеб, картофель, макароны, крупы, сладости, сахар, мёд. Из всех веществ, которые человек употребляет в пищу углеводы - главный источник энергии. На протяжении жизни человек в среднем потребляет около 14 тонн углеводов. В среднем наш организм получает от 50 до 70% углеводов из дневного рациона. И всё же запасов углеводов в организме немного, поэтому нам приходится снабжать ими наш организм регулярно. Конечно, потребность в углеводах зависит от энергетических трат организма. Спортсмену, который тратит во время тренировок, соревнований много энергии потребуется значительно больше углеводов, чем человеку, не затрачивающему много физических сил.

Современная проблема гиподинамии (по­нижен­ная по­движ­ность, уменьше­ние си­лы и ­объема движе­ний вследствие развития автоматизации производства и ­быта, при этом снижа­ется ра­бо­то­спо­соб­ность че­ло­ве­ка, появляется уста­лость, нер­воз­ность) отсутствовала, когда человек трудился в поте лица, добывая хлеб насущный. Потому в фольклорных произведениях нет и намёка на диеты, на ограничение в потреблении углеводов. Уважительное отношение к хлебу, каше, крупяным изделиям можно проследить в народных пословицах: Каша – мать наша. Что за обед, коли каши нет. Хлеб всему голова. Хлеб да каша – пища наша. Хлеб да крупы на здоровье лупи. Хоть сахар и сладок, но хлеба не заменит.

Изучая вопрос потребления углеводов, мы отметили, что противники лишнего веса «обвиняют» во всех бедах крахмал, потому и диету начинают с ограничения крахмала. Ещё одна распространённая точка зрения, что картофельный крахмал самый вредный, а кукурузный значительно полезнее.

Оказывается дело не в конфетах, а в крахмале?

Книжные источники повествуют, что крахмал – сложный углевод, он образуется в растениях, его можно обнаружить в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях. Многие богатые крахмалом части растений являются важными источниками питания для людей и животных. Это картофель, пшеница, кукуруза, рис, овес, ячмень, рожь, гречиха, бобовые, соя. Крахмал хорошо переваривается и усваивается организмом человека.

Если такое повышенное внимание к крахмалу, интересно узнать о его роли в питании. С малых лет мы знаем вкус сахара, мёда, пирожного. А что мы знаем о крахмале, кроме того, что он хранится в целлофановом пакетике кухонного шкафа? Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения. Мы не привыкли отступать! Открываем лабораторию, где предмет наблюдения – крахмал .

Тема исследования: «Крахмал. Опыты с крахмалом».

В связи с противоречивой информацией возникло много проблемных вопросов:

    Что за волшебное вещество – крахмал, если он есть во многих растениях, но мы его не видим?

    Как получают крахмал и где используют? Возможно ли получить крахмал в домашних условиях?

    Какой у крахмала цвет, запах, вкус?

    Как влияют на наше здоровье продукты, содержащие крахмал?

    Есть ли продукты и растения в нашем доме, в которых «прячется» крахмал? Можно ли его в них обнаружить?

Цель исследования: поиск крахмала в продуктах питания и изучение его свойств.

Задачи исследования:

    собрать и изучить информацию о крахмале;

    изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания и растениях, провести опыты;

    подобрать необходимые для экспериментов вещества, продукты, лабораторное оборудование;

    познакомиться и использовать необходимые меры безопасности при проведении опытов;

    выделить крахмал из картофеля;

    узнать о сфере применения крахмала;

    проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования

Если мы подробнее изучим крахмал, познакомимся с его свойствами, то эти знания помогут нам оценить пользу и вред продуктов, которые мы потребляем в пищу и, возможно, внести изменения в свой рацион питания.

Методы исследования:

    изучение литературы;

    сбор информации в сети Интернет;

    опыты;

    консультация учителя;

    обработка информации;

    подготовка презентации и защита работы.

Теоретическая часть

Как получить крахмал?

Крахмал – толкование, значение, смысл

В «Большом энциклопедическом словаре» приводится научное определение крахмала: «КРАХМАЛ ( слово из польского языка, с польского krochmal , немецкого Kraftmehl ) запасной углевод растений; состоит из двух полисахаридов амилозы и амилопектина, образованных остатками глюкозы. Накапливается в виде зерен, главным образом в клетках семян, луковиц, клубней, а также в листьях и стеблях. Крахмал основная часть важнейших продуктов питания: муки (75-80%), картофеля (25%) и другие. Крахмал и его производные применяются при производстве бумаги, текстильных изделий, клеев, в литейном и других производствах, а также в фармацевтической промышленности».

Очень интересным оказалось толкование слова крахмал в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля : «КРАХМАЛ – чисто мучнистая часть семян, особенно хлебных растений; добывается мочкою зёрен, в виде белого порошка, более из пшеницы и картофеля; по клейкости своей, идёт для придания жёсткости и глади белью, почему и называется также скорбилом (скорбнуть). Крахмалить белье, скорбить, делать жестким, напитывая скорбилом, крахмалом, пропитывать варёным, а иногда и сырым раствором крахмала: У нас только тонкое белье крахмалится . Барыня сильно крахмалится, любит пышное, крахмальное платье . Крахмаленье (скорбление), крахмалка – процесс крахмаления, крахмальщик (крахмальщица) – тот, кто делает крахмал, крахмальница – кастрюля для варки крахмала, клейстера».

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова помог уточнить биологический процесс появления крахмала в растениях: «КРАХМАЛ – углевод особого состава, образующийся в виде мельчайших зёрнышек в зелёных частях растений из углекислоты воздуха под действием света (хим., бот.). || Продукт из таких зёрнышек различных растений, употребляется в пищевой, химической и текстильной промышленности, в стирке белья».

В «Свободной энциклопедии «Википедия»» дано следующее определение крахмала: «Безвкусный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала в руке он издаёт характерный «скрип», вызванный трением частиц.

В горячей воде набухает (растворяется), образуя вязкий раствор – клейстер; с раствором йода образует соединение-включение, которое имеет синюю окраску».

Проанализировав эти определения, мы наметили план работы по исследованию крахмала :

1) попытаемся выделить крахмал из клубней картофеля;

2) опытным путём с помощью спиртового раствора йода проверим наличие или отсутствие крахмала в различных частях растений (листьях, клубнях, корнеплодах, плодах), продуктах питания;

3) покажем практические способы применения крахмала в быту и творчестве.

В далёком прошлом

Производство крахмала было известно в глубокой древности. По свидетельству ряда античных писателей, пшеничный крахмал получали на островах Средиземного моря, в Древней Греции и Риме. Зерна пшеницы замачивали подслащенной во­дой в деревянных чанах, подвергали брожению, после чего разминали нога­ми, затем массу пропускали через льняную ткань или сито; полученную крахмальную суспензию осаждали в специальных отстойниках, сырой крах­мал намазывали на камни и высушивали на солнце. Начало производства крахмала из пшеницы в других евро­пейских странах относится к XVI в., а в XVII в. почти одновре­менно с распространением культуры картофеля, завезенной из Америки, стали получать картофельный крахмал. Более широко распространилось производство картофельного крахмала почти во всех странах Европы в конце XVIII в. после изобретения ручной тёрки.

История про то, как мы получали крахмал из картофеля

Опыт 1 (Приложение 1)

1. Хорошо помыли и очистили картофель.

2. Натерли картофель на мелкой терке.

3. Залили натертый картофель холодной водой.

4. Перемешали.

5. Процедили через два слоя марли.

6. Хорошо отжали.

7. Подождали, крахмал опустится на дно.

8. Аккуратно слили воду.

9. Еще раз налили в чашку холодной воды и перемешали.

10. Подождали и аккуратно слили воду.

11. В третий раз налили холодную воду и снова перемешали.

12. Когда крахмал опустился на дно, аккуратно слили воду.

13. Собрали ложкой полученный крахмал и выложили на тарелку.

14. Оставили, чтобы крахмал высох.

15. Растерли полученный крахмал в порошок.

Крахмал-невидимка

Каков крахмал на вкус?

С помощью простых опытов, опираясь на определения крахмала, изучаем его свойства. (Приложение 2)

Опыт 2. Добавляем некоторое количество крахмала в воду.

Вода становится мутной. Через некоторое время на дне ёмкости появляется осадок. Это свойство мы наблюдали в процессе выделения крахмала их картофеля и пшеницы (крахмал оседал на дно ёмкости).

Вывод : крахмал не растворяется в воде.

Опыт 3. Сравниваем крахмал, изготовленный в домашних условиях, и промышленный продукт.

Наименование продукта

Крахмал промышленного производства

Крахмал, полученный в домашних условиях

Внешний вид

Кристаллический порошок

Цвет

Белый с кристаллическим блеском

Белый

Запах

Свойственный крахмалу, без постороннего запаха

Вывод : существенных отличий не наблюдается.

Опыт 4. Пробуем крахмал на вкус.

Нам уже известно, что крахмал – пищевой продукт, поэтому этот опыт не навредит нашему здоровью.

Вывод : вкус, свойственный крахмалу, не сильно выражен.

Опыт 5. Проверили реакцию йода с крахмалом.

  1. На чистую салфетку нанесли йод, чтобы показать, что йод коричневого цвета.

  2. Подготовили две ёмкости: в одной – чистая вода смешали с крахмалом, в другой – воду с пищевой содой.

  3. Добавили йод в каждую ёмкость, наблюдали изменение цвета жидкостей.

  4. Сравнили реакцию йода с крахмалом и пищевой содой.

Вывод : данные опыты продемонстрировали, что в результате взаимодействия йода с крахмалом, вещество, содержащее крахмал, окрашивается в синий цвет.

  1. В горячей воде набухает. Это свойство мы проверили, когда варили клейстер и кисель.

Опыты на кухне

В Интернет-источниках мы прочитали следующее: «Крахмал – углевод, который присутствует в овощах, фруктах, злаках, бобовых, орехах. Нет ничего опасного в том, если мы будем употреблять крахмалистые плоды и злаки. Вредит здоровью крахмал, который в виде порошка добавляют в продукты питания, как наполнитель».

Спорить с утверждением мы пока не можем, а вот проверить наличие крахмала не сложно. Для опытов мы приготовили овощи и фрукты: картофель, морковь, грушу, капусту, апельсин, а так же некоторые продукты питания, те, что оказались в холодильнике. (Приложение 3)

Обнаружить крахмал нам помогает настойка йода из домашней аптечки. Для опыта нужны свежие срезы овощей и фруктов!

Капнем настойкой на картошку и увидим, что бурый цвет йода превратился в темно-фиолетовый. Здесь происходит химическая реакция между йодом и крахмалом , который содержится в картофеле, и получается новое вещество сине-фиолетового цвета. Проделаем то же с яблоком.

Химики используют эту реакцию для того, чтобы установить, содержится ли в том или ином пищевом продукте крахмал, а если содержится, то в каком количестве.

Можно сделать первые выводы : йодное пятно на срезе картофеля заметно ярче, чем на яблоке – значит, в картофеле крахмала больше.

Проверяем, какие из овощей, фруктов и других пищевых продуктов содержат это полезное вещество крахмал, а какие - нет.

Для этого нанесем капельку йодной настойки на ломтики моркови, апельсина, капусты

Вывод: крахмал содержится во многих овощах и фруктах.

А вот на срезе капусты, огурца синих пятен не появилось. И, действительно, есть растения, овощи, которые не содержат крахмал: лук, огурец, брюква, ревень, салат-латук, многие сорта капусты, помидоры, укроп, баклажан, брокколи, морковь, одуванчик, крапива, лук-порей, щавель.

Исследуем продукты, которые ежедневно употребляем в пищу сахар, соль.

Йодное пятно не изменило цвет, значит в этих продуктах нет крахмала.

Исследуем продукты, которые используем в пищу ежедневно – это молочные продукты сметана, кефир, молоко, масло В натуральных молочных продуктах крахмала быть не должно. Но некоторые производители для того чтобы сделать продукт более густым добавляют крахмал или муку. Проведём опыты.

Результат исследования молочных продуктов порадовал – йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Подвергли проверке майонез, сыр, колбасу…

Наблюдали, что и в этих продуктах йодные пятна остались коричнево-жёлтыми, таких загустителей, таких как крахмал или мука, в этих продуктах нет.

Хлебец белый и ржаной, бублики-баранки…

В злаковых культурах крахмала содержится больше, чем в картофеле. Понаблюдаем, как будут вести себя изделия из муки, злаки.

Хлебный мякиш окрасился в тёмно-фиолетовый цвет, значит, в состав белого и ржаного хлеба входит крахмал.

Проверяем пшеничную муку. Пятно синеет – крахмал содержится в муке, в манке (эту крупу производят из зёрен пшеницы).

Вывод: многие продукты, которые мы исследовали на нашей кухне, содержат крахмал.

Как сделать правильный выбор? Есть или не есть?

Так что же теперь вообще отказаться от продуктов, которые содержат крахмал? Большинство книг, посвященных проблемам питания, обращает внимание на важность крахмала – это источник энергии. В нашем традиционном питании крахмал – важная часть в рационе питания. Значительная часть всей мировой сельскохозяйственной продукции, которая производится для нужд человека и животных, состоит из продуктов, содержащих крахмал. «Совсем отказываться от крахмалосодержащих продуктов не надо, точнее даже важно, чтобы они были в рационе. Но! Их должно быть не более 20 процентов от всей пищи – пятая часть, а не 80-90, как это принято сейчас».

Сфера применения крахмала

Крахмалопродукты, полученные из кукурузы и картофеля, имеют важное хо­зяйственное значение и используются для пищевых и тех­нических целей.

При температуре 60 градусов крахмал набухает (растворяется ), образуя вязкий раствор – клейстер. Это свойство используют в приготовлении киселя.

Современные кондитеры используют крахмал, как загуститель, в мармеладе.

Клеящие свойства крахмала позволяют включать его в строительные смеси, при малярно-отделочных работах.

Особенно широко крахмал используются в текстильной промышленности для придания тканям плотности и для загустки печатных красок.

Уют в доме создают накрахмаленные скатерти, салфетки, шторы. Подкрахмаленное постельное бельё выглядят опрятно, долго сохраняют свежий вид.

Крахмал и его производные широко применяются в бумажной промышленности при изготовлении мелованной бумаги, картона и бумажной тары.

Крахмал идёт на производство спичек, кра­сок.

Крахмал используется в кожевенной, полигра­фической, фармацевтической промышленности.

Картофельный крахмал служит основой для различных мазей, таблеток, порошков, присыпок, компрессов, используется в качестве обволакивающего, смягчающего и противовоспалительного средства при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Он предохраняет слизистую оболочку кишечника от раздражения при приеме лекарств. Ванны из крахмала снимают зуд диатезах у детей.

Кажется, что крахмал не приносит никакой пользы, а то и добавит лишний килограмм, но это не так. Из литературы известно, что именно крахмал используется в выпечке для людей, вынужденных придерживаться строгой диеты.

Забавные игрушки-мнушки

из крахмала и шариков (Приложение 4)

Хочешь помять в руках такой шарик, «вылепить» забавную рожицу когда станет скучно и нечем заняться? Сделать его не трудно.

1. Подготовили воздушный шарик, картофельный крахмал, маркер и пряжу.

2. Насыпали крахмал в шарик с помощью картонной трубки от пищевой фольги и завязали узел.

3. Нарисовали личико и сделали волосы из пряжи.

Вывод

Главный источник энергии для человеческого организма - уг­леводы. В рационе человека на них приходится более 70%. Ос­новной представитель углеводов в питании человека - крахмал.

Являясь главнейшим резервным углеводом растений, крахмал принадлежит к числу наиболее распространенных в раститель­ном мире веществ. Образуется в зеленых частях растений под действием лучей солнца. В зернах пшеницы, ржи, кукурузы, риса содержится до 65-82% крахмала, в клубнях картофеля - до 25%.

Чтобы понять, какую роль играет крахмал в питании человека, мы постарались узнать о нём как можно больше, изучили литературу по теме исследования. При более внимательном изучении крахмала с помощью наблюдений и опытов, мы пришли к следующим выводам :

    крахмал содержится в семенах растений, моркови, клубнях, корнеплодах, стеблях, иногда в плодах фруктов и листьях;

    крахмал – сложный углевод, который при тепловой обработке (в выпечке, консервах и т.д.) плохо усваивается организмом;

    крахмал – важная часть в рационе питания;

    но его добавляют и в качестве наполнителя во многие продукты питания;

    не на все производители указывают на этикетке, что в состав данного продукта входит крахмал;

    отказываться от крахмалосодержащих продуктов не стоит, но нужно учитывать, что наш дневной рацион питания не должен полностью состоять из углеводов.

Результатом исследовательской работы считаем и то, что:

    мы учились работать не только с книгами, но и с Интернет-ресурсами, получая интересующую нас информацию;

    освоили технологию проведения опытов с крахмалом;

    изучили свойства крахмала;

    научились выделять крахмал из картофеля и пшеницы;

    в ходе экспериментов обнаружили продукты питания из повседневного рациона, в которых содержится крахмал, нашли продукты, в которых его нет;

    обсудили с одноклассниками проблему правильного питания и здорового образа жизни.

Это исследование еще раз убедило нас в том, что для получения ответов на вопросы, не обязательно ждать, когда мы начнём изучать химию. Можно просто устроить лабораторию на кухне!

Практическая значимость нашего проекта заключается в том, что о результатах исследования можно рассказать на уроках окружающего мира, конференции или классном часе познакомить с технологией опытов по обнаружению крахмала в продуктах питания, его использовании.

Библиографический список

    Большая детская энциклопедия. Химия/Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

    Малая детская энциклопедия. Химия./Сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

    Ольгин О. Забавная химия для детей. М.: «Детская литература», 1997.

Интернет-ресурсы:

    http://www.sergey osetrov.narod.ru/Raw_material/Starch_production_Technology.htm

Игрушки-мнушки:

Мармелад:

Приложение 1

Мы продолжаем проводить опыты для детей. В прошлый раз мы рассказывали об , а сегодня представляем вашему вниманию опыты для детей с йодом .

Наверняка вы помните из курса школьной биологии о том, как картофель окрашивался в синий цвет, когда на него капали разведенным раствором йода. Нечто подобное, но в более занятной форме, мы проделаем и сегодня. Итак, в сегодняшней статье, опыты для детей:

— в поисках крахмала,

— интенсивное окрашивание,

— заметаем следы,

— рисование на молоке.

Опыт для детей «В поисках крахмала»

На первой фотографии вы видите, что нам понадобится для сегодняшних опытов:

  • 5% йод
  • Пипетка
  • Крахмал
  • Одноразовые стаканчики
  • 10% раствор аскорбиновой кислоты

Но для первого опыта нам еще потребуется тарелка с продуктами. Я не стала ее включать в общий список, поскольку продукты, в которых вы будете с крохой искать крахмал, могут быть самыми разнообразными. Мы взяли муку, пшеничную крупу, овсяные хлопья, кусочек хлеба, свежий огурец, лимон, редис.

Теперь приготовим раствор йода. Для этого наливаем в стаканчик воду и капаем пипеткой несколько капель йода, хорошо размешиваем. Работу с пипеткой вы вполне можете доверить своему малышу. Так ваши опыты будут развивать не только любознательность малыша к познанию окружающего мира, но и .

Зачем делать раствор, если можно капать готовый спиртовой йод? При использовании готового йода, крахмал окрасится в черный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и черный цвет может быть проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места с крахмалом – сине-фиолетовыми.

Итак, выкладываем на тарелку наши продукты и капаем на них раствором йода с помощью пипетки. Наблюдаем и обсуждаем, что окрасилось в синий цвет. Хлеб, мука, пшеничная крупа и овсяные хлопья окрасились, а нет. Делаем вывод, что в этих овощах и фруктах крахмала нет.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Опыт для детей «Интенсивное окрашивание»

Для этого опыта нам понадобится сварить крахмальный клейстер. Клейстер нужен для того, чтобы показать малышу, как зависит окраска крахмала от термической обработки. Берем чайную ложку крахмала и стакан воды и варим на огне несколько минут до загустения. Половину клейстера наливаем в стакан. Во второй стакан с водой насыпаем 0,5 чайной ложки крахмала.

В этот момент дочка предложила поставить еще один стаканчик с молоком, ведь все растворы белые. Поставили молоко и стали капать раствор йода в каждый стаканчик. После тщательного размешивания сравнили стаканчики по интенсивности окрашивания: молоко осталось белым, раствор крахмала – стал светло синим, клейстер – окрасился в насыщенный синий цвет. Мы сделали следующие выводы:

  1. в молоке крахмала нет,
  2. термически обработанный крахмал дает более интенсивный цвет, поскольку молекулы крахмала становятся более доступны йоду.

Подобное различие в интенсивности окрашивания должно получится и в варианте: сырой – вареный картофель. Если решитесь попробовать, напишите в комментариях, что у вас получилось!

Опыт для детей «Заметаем следы»

Открываем пять ампул 10% аскорбиновой кислоты и выливаем ее в стаканчик, добавляем воду. Теперь смешиваем раствор йода и раствор аскорбиновой кислоты в одном стакане, он моментально обесцвечивается. Мы все таки решили еще капнуть немного концентрированного йода. Вы тоже попробуйте – очень красиво получается: капли йода, вступая в реакцию с аскорбиновой кислотой, создают на поверхности рисунок «бенгальских огней», как назвала его дочка. Аскорбиновая кислота обесцветила даже окрашенный крахмал и окрашенный клейстер.

Этот опыт вызвал большое удивление у доченьки. Она любит смешивать цвета, смешивать разноцветные растворы и, конечно же, ожидала, что раствор станет немного светлее, но не обесцветится совсем. Я рассказала о том, что раньше мы смешивали краски между собой и с водой, а теперь мы смешиваем разные химические соединения, они реагируют друг с другом, и получаются новые соединения, которые по цвету могут отличаться от изначальных. Здесь же мы вспомнили химический , когда выделялось много пены. Дочь аналогию поняла.

Опыт для детей «Рисование на молоке»

И напоследок мы провели творческий опыт с рисованием на оставшемся молоке, поскольку ребенок возмутился, что все цветные растворы мама обесцветила, и творить ей нечем. На молоко капнули несколько капель гуаши. Рисовать мы решили ватной палочкой и обмакнули ее в средство для мытья посуды. Было очень интересно наблюдать, как краска убегает от нас и образует причудливые узоры.

Дочь не выдержала и спросила: «Что ты натворила? Я хочу порисовать, а от меня краска убегает!». Я образно рассказала о том, что средство для мытья посуды отталкивает жир, и разбегаясь, молекулы жира уносят за собой и краску. Поняв суть, дочка согласилась еще «порисовать».

Это все наши опыты на сегодня. Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях. Также буду рада прочитать ваши идеи опытов для детей с йодом!

Понравилась подборка опытов? Сохраните себе на стену, нажав на кнопочки социальных сетей!

Необыкновенный крахмал
подготовительная группа

"Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам"

Ральф Уолдо Эмерсон


Цель: Развитие познавательных интересов детей c ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность с опорой на сохранные анализаторы (слуховой, обонятельный, тактильный, зрительный анализаторы). Сформировать мотивацию у детей с нарушением зрения использовать экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Развивать умения детей с ОВЗ, обследовать предметы и явления с помощью сохранных анализаторов, выявлять закономерности.
  • Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах через игровые технологии.
  • Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Наверно, многие со мной согласятся, что может быть прекраснее, чем осязание? Когда чувствуешь прикосновения, ощущаешь легкость или тяжесть, грубость и мягкость, пластичность, твердость, обтекание…. Это невероятные ощущения –это информация, которую предоставляет нам наше тело.

Конечно, и красивые картинки, и приятные звуки, нежные ароматы имеют большое значение, но именно тактильные ощущения наиболее сильны и значимы, ведь не зря же, кожа человека – самый большой орган. Именно с тактильного познания начинается знакомство маленького человечка с миром.

Актуальность

  • Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Всё потому, что у детей дошкольного возраста наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года жизни – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
  • Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисковой деятельности, стимулирует к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности
  • Особую социальную и педагогическую актуальность имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • Ограниченные возможности здоровья влияют на социальную позицию ребенка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов.

Как вы себе представляете жидкость? Какими свойствами она должна обладать? В первую очередь, наверное, она должна литься, растекаться и так далее, а уж никак не выдерживать вес человека или занимать вертикальное положение, но не все в нашем мире так просто, есть особые жидкости, которые ведут себя немного странно - неньютоновские жидкости.

Я заинтересовалась необычными свойствами таких жидкостей и провела несколько опытов с детьми.

Гипотеза: я предполагаю, что неньютоновская жидкость, это смесь, которая обладает свойствами жидкостей, а также некоторыми «особыми» свойствами.

В двух словах, неньютоновская жидкость - это такая необычная жидкость, которая ведет себя по-разному, в зависимости от воздействия на нее.

Это очень интересная для детских экспериментов субстанция. Если ее сжимать, то она твердая, если ничего не делать - жидкая. Если ее кидать, то она раскалывается, но только моргнешь и перед вами жидкая лужица. Идеально, для детских опытов и познания нашего мира.

Пример такой жидкости в природе - обычная болотная трясина или зыбучие пески.

Первые необычности мы заметили еще на этапе смешивания жидкости. По виду и консистенции оно похоже на тесто для блинов. Но вот размешать ее достаточно сложно - она упирается рукам изо всех сил. Кажется, что крахмал так и не растворится в воде. И, действительно, он не растворится. Именно поэтому у жидкости такие интересные свойства. У нас получится суспензия - частички этой жидкости так и остаются обособленными друг от друга и от воды.

Но как только мы перестали стараться размешать крахмал, мы увидели, что жидкость уже перемешана и даже получилась очень однородной. Теперь с ней можно играть и изучать ее свойства. Затем мы изучали ее просто на ощупь. Если быстро мять ее пальцами, сгребать в горсть, лепить комочки, то она ощущается как твердая. Но как только остановишься - все комочки буквально утекают сквозь пальцы. Если на нее воздействовать силой, т.е. бить, сжимать, давить - она становится твердой, благодаря чему по ней можно даже бегать. Ничего сложного! Все на самом деле гениально до простоты. Так ведет себя крахмал, смешанный с водой. Так что такие эксперименты безопасны для детей любого возраста! Единственную опасность неньютоновская жидкость представляет для чистоты маминой кухни Это уже само по себе очень необычное явление, с которым можно долго возиться! После проведения такого опыта дети могут самостоятельно выполнить его и объяснить вслух свои действия. А это очень важно для детей, имеющих отклонения в развитии.

А еще можно наблюдать, как в жидкости вязнут игрушки . Если ими резко "топать" по поверхности, то они легко "перебегают" миску прямо по воде, как по суше. Но если они замешкаются на одном месте, то тут же начинают тонуть. И за несколько секунд полностью погружаются в трясину, из которой их потом очень трудно вытащить.
Мы на собственном опыте почувствовали, как бывает, когда засасывает болото или зыбучие пески. Вот оно как получается!

Впечатлений и новых ощущений у ребят море! Это не передать ни фото ни словами. Просто разведите крахмал водой, и вы все поймете сами!

После этого мы решили провести еще эксперимент превращение. В воду добавили ложку крахмала и капнули в неё раствор йода и на глазах у детей жидкость окрасилась в синий цвет, после этого в окрашенный йодом крахмал добавили аскорбиновую кислоту и он обесцветился.

Что бы выяснить, наличие крахмала в продуктах, мы провели эксперимент. Когда на продукты содержащие крахмал попадает капелька йода, они окрашиваются в синий цвет. На столах у детей продукты: Яблоко, сырая картофелина, огурец, лук, хлеб. Дети капают йод и определяют, в каких продуктах содержится крахмал.

В воздушный шарик насыпали крахмал и завязали его, использовать воронку.

Шарик обретет нужный объем. Из-за крахмала внутри он способен приобретать любую форму. Нарисовали на игрушке забавную рожицу Милая «мнушка» готова!

ВЫВОД

«Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности.

Ценность нетрадиционной опытно - экспериментальной деятельности для детей с зрительной патологией в том, что она предоставляет детям с ОВЗ возможность, через близкие и естественные для них практические действия, на основе сохранных анализаторов,расширять представления в познании окружающего мира.