Лечение по аюрведе. Методы диагностики болезней по Аюрведе

В мире есть множество способов исцеления, оздоровления и омоложения тела, и среди них одно из центральных мест занимает аюрведическое лечение. На протяжении многих веков аюрведические целители помогали восстановить здоровье даже при самых запущенных, хронических заболеваниях. Нередки случаи, когда с помощью аюрведы больным удавалось избавиться от недуга, с которым не могла справиться даже современная медицина.

Еще совсем недавно найти профессионального аюрведического мастера в России было не так просто. Компания «Аюрведа Тур» собрала более сорока предложений от лучших аюрведических отелей, чтобы сделать эффективную индийскую медицину более доступной.

На нашем сайте можно заказать туры с аюрведой к Океану. Это отличная возможность для оздоровительного отпуска, лечебного или романтического отдыха в живописных уголках Индии.

Что такое аюрведическое лечение

Индийская аюрведа - это наука не только о лечении всевозможных недугов, но и о возможностях прожить долгую, счастливую жизнь, без болезней. Здесь вы не получите моментального результата, поскольку вся терапия направлена не на устранение симптомов, а на избавление человека от источника проблемы. Именно так достигается долговременный эффект от лечения, который, при соблюдении рекомендаций аюрведического врача сохраняется на всю жизнь.

Аюрведические методы лечения сводятся к двум направлениям:

  1. Исцеление физического тела с помощью разных методик, в том числе комплекса «Панчакарма», избавляющего от накопившихся токсинов и шлаков.
  2. Очищение тела на энергетическом уровне, избавление от негативных энергий, достижение гармонии дош.

Согласно аюрведическим понятиям причинами всех болезней является неправильное или недостаточно правильное использование органов чувств, дисбаланс потоков внутренних энергий (дош), негативные мысли, агрессия, плохое отношение к миру, а также неправильное питание и образ жизни, сезонные или суточные изменения, оказывающие влияние на состояние организма. Цель аюрведы состоит в восстановлении гармонии, естественного состояния человека - здорового и счастливого, такого, каким его создала сама природа.

Еще одна особенность аюрведического лечения состоит в индивидуальном подходе. Здесь не существует универсальной панацеи. Для каждого пациента назначается свой курс процедур, персональный состав лекарственных средств, система диетического питания, режим отдыха и бодрствования. С каждым человеком, обратившимся к аюрведическому врачу, ведется индивидуальная работа, ежедневные консультации, контроль эффективности лечения на всех этапах. Так удается достигать устойчивых результатов в борьбе с любыми проблемами со здоровьем.

Аюрведические методы лечения

В аюрведическом лечении есть понятие о трех дошах - фундаментальных жизненных силах и энергиях, отвечающих за здоровье и гармонию тела на физическом и энергетическом уровне:

  1. Вата - отвечает за энергию воздуха и эфира. В переводе с санскрита название этой энергии значит «то, что движет». Именно Вата запускает остальные доши, способствует равновесию, энергетическому балансу, гармоничному дыхательному, чувственному, мыслительному и волевому восприятию реальности. Вате соответствует энергия желудка.
  2. Питта - отвечает за энергию воды и огня. На санскрите слово значит «то, что переваривает». Этот элемент отвечает за пищеварение, выработку ферментов и гормонов, течение обменных процессов в организме. Питта ответственна за мыслительную деятельность, преобразование сигналов и раздражителей внешнего мира в мысли. Этой силе соответствует энергия тонкого кишечника.
  3. Капха - отвечает за энергию земли и воды, а в переводе с санскрита значит «то, что связывает». Клетки, жидкости, ткани, суставы и прочие соединительные элементы - это все, функционирует благодаря энергии Капха. При ее недостатке происходит снижение концентрации внимания, возникают проблемы с желудком и дыхательными путями. Избыток энергии приводит к ожирению, сахарному диабету, опухолям, проблемам легких и прочим недугам. Капхе соответствует работа толстого кишечника.

В соответствии с состоянием дош определяется тип человека, применяются разные методы аюрведического лечения. В их числе внутреннее и внешнее промасливание, пропаривание, распитие слабительных чаев и отваров, лечебные клизмы, массажные процедуры, очищение крови с помощью терапевтического кровопускания.

Первостепенное место занимает Панчакарма в аюрведе. Это система очищения, за счет которой тело освобождается от физических загрязнений, при этом происходит одновременное восстановление баланса и на энергетическом уровне. Лучшие результаты и долговременный эффект достигается при одновременном соблюдении диетического питания, сеансах медитации и йоги.

Индийская аюрведа

Аюрведический тур в Индию- лучшее решение для тех, кто решил восстановить свои силы и здоровье с помощью древней науки о жизни. Именно в Индии, у самых истоков расцвета аюрведы практикуют профессиональные мастера, получившие свои знания от предыдущих поколений, хранящие традиции индийской медицины и в совершенстве владеющие искусством врачевания.

Индийская аюрведа эффективна еще и тем, что лечение проходит в идеальных климатических условиях, когда влажность и температура воздуха способствуют исцелению. Каждый аюрведический отель расположен в окружении живописной природы, вдали от городской суеты и шума. Атмосфера уединения и умиротворенности способствует полноценному отдыху, оздоровлению и омоложению, а обилие редких растений дает возможность готовить лучшие лечебные снадобья.

Аюрведа и йога

Йога и аюрведа - это два нераздельных искусства, дополняющих друг друга. Йога помогает сделать тело гибким, послушным, крепким и красивым. Аюрведа наполняет его здоровьем, силой и энергией. В индии аюрведу называют наукой о теле, тогда как йогу - духовной наукой. Аюрведическое учение направлено на уравновешивание энергетических потоков (дош), йога же приводит эти энергии в движение, избавляя тело от застоев приводящих к развитию того или иного заболевания.

Считается, что к изучению асан и принципов йоги следует подходить только после изучения аюрведы. При этом для определенного типа личности, ее конституции тела и прочих особенностей подходит и определенный комплекс. К примеру, продолжительная стойка на плечах для человека типа Питта нежелательна из-за риска появления ментальных нарушений, а для человека Вата такая асана - сильная и неблагоприятная нагрузка для седьмого шейного позвонка. Долго сидеть в позе лотоса не рекомендуется людям типа Капха, поскольку так для них оказывается сильное влияние на надпочечную железу.

Учесть все особенности тела конкретного пациента могут только истинные аюрведические мастера и врачи после аюрведической диагностики. Именно поэтому компания «Аюрведа Тур» рекомендует проходить курс аюрведы в индийских отелях, где каждому пациенту оказывается теплый прием, предоставляется профессиональное аюрведическое лечение на высшем уровне.

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется и по сей день. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Что такое аюрведа — принципы лечения

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей. Но что такое Аюрведа и в чем ее секреты? Как стоит понимать ее? Эта наука особенная, так как ее принципы базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов. Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, и индуисты.

Аюрведа – что это?

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание) . Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни. Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах. Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его . Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика. Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то. Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста .
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу . Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа .
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз .
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз) .
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве .
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции .
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия .

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье .


Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют . Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Аюрведа учит, как следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.


Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Теория трех дош гласит, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий . Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Так, Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех трех дош.

Для Аюрведы теория трех дош – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов .

Также вы можете ознакомиться со статьей ««.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.


Натуральность – основа лечения в Аюрведе

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна . Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: аюрведический массаж, йога, Марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии в лечении

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек . Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство .

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические способы лечения здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

В большинстве своем мы привыкли рассматривать наши заболевания с точки зрения влияния внешних механизмов. Принцип наших рассуждений таков: я порезался, попала инфекция и ранка воспалилась. Или: на меня чихнул больной человек в общественном транспорте, и в мой организм попали болезнетворные микробы, я тоже заболел. Это односторонний подход. Аюрведа же выявляет причины заболеваний, кроющиеся в делах, поступках и даже мыслях человека.

Мнение Аюрведы о болезнях и причинах их возникновения

Для того, чтобы возникло какое-нибудь заболевание, должно совпасть сразу несколько причин. Необходимы определенные условия, например, ослабленный иммунитет из-за предыдущей болезни, травмы или хронического недомогания, плохая погода (переохлаждение, перегревание, сквозняк и так далее), плохая пища или питье, удар, нервное расстройство, даже просто плохое настроение. Западная медицина считает, что любое хроническое заболевание фактически неизлечимо и ищет причины внешнего характера, не учитывая множество мелких действий, которые привели к такому состоянию. Почему в самые жестокие эпидемии одни люди заболевают и погибают, а другие либо успешно выздоравливают или вообще болезнь словно обходит их стороной? Здесь стандартный подход к лечению также утверждает, что происходит это из-за внешних факторов: не попали микробы, организм сопротивляется вторжению, сильный иммунитет и так далее, не углубляясь в самый главный вопрос - почему это происходит? В результате медики назначают лечение не причины заболевания, а лишь его симптомов, «загоняя» хворь вглубь организма и делая его чувствительнее к другим опасным «болячкам».

Болезнь: враг или друг?

Болезни по Аюрведе рассматриваются как факторы, имеющие не только физиологическое, но и психологическое происхождение. Этот подход объясняет, почему люди одного возраста и примерно равных сил неодинаково выходят из различных болезней - позитивно настроенный борец обычно справляется намного быстрее и выздоравливает энергичнее, чем ипохондрик, склонный расценивать появление каждой царапины или легкое чихание как трагедию мирового масштаба.

Но и это еще не все. Аюрведа считает, что некоторые заболевания являются своеобразным предупреждением человеку. Например, появление лишнего веса свидетельствует о неблагополучии с обменом веществ и сбоями в системе питания. Наш врач в лучшем случае назначит человеку диету и отправит его заниматься спортом, в худшем - выпишет таблетки для похудения, которые окончательно «добьют» его организм. Чтобы этого не случилось, лучше пользоваться .

Врач же, практикующий аюрведическую медицину, постарается «докопаться» до первоосновы внезапного набора веса. Связан ли он с беременностью и кормлением ребенка грудью или другими гормональными причинами? Или же человек находится в состоянии тяжелого стресса и «заедает» горе? Лечение заболевания будет столь же разносторонним, включающим в себя методики нормализации веса путем правильного питания, снятия стресса путем психотерапии, массажа и других процедур, а также дополнительных действий, призванных переключить зацикленность больного на пище на другие цели и интересы в жизни.

Множество современных заболеваний можно отнести к болезням, фактически являющимся нашими учителями. Они указывают нам, что мы сами становимся их причиной, потакая своим порокам и пагубным пристрастиям. Таких болезней на данный момент подавляющее большинство, и провоцируются они нашей ленью, малоподвижностью, алкоголизмом, обжорством, курением, наркоманией, стремлением к превосходству, перфекционизмом, завистью, невоздержанностью и многими другими чертами и свойствами характера/, которыми нас наградила современная действительность. Чем дальше человек уходит от своего природного начала, тем больше он страдает от болезней. Не зря же их называют «болезнями цивилизации».

Некоторые болезни ведут себя довольно странно с точки зрения западной медицины. Например, эпилепсия постепенно проходит, если у больного появляется варикозное расширение вен. Последнее заболевание трудно считать таким уж благом, но в свете опасности эпилепсии борьба с варикозом все-таки намного проще и легче. И таких примеров можно привести достаточно много.

Даже западные ученые уже признали, что ряд болезней имеет адаптогенное влияние на человеческий род. Например, некоторые вирусы и бактерии провоцируют состояния, которые проходят безо всякого лечения или при минимальном воздействии, но мощно стимулируют и укрепляют иммунитет. Известно, что ребенок, выросший в «стерильных» условиях, не только не защищен от болезней, но и наиболее подвержен им. В то же время цыганские дети, растущие фактически на улице без особого присмотра и ухода, болеют в десятки раз меньше и выздоравливают намного быстрее, причем зачастую безо всякого лечения. Такие заболевания вполне можно признать друзьями.

В Аюрведе некоторые болезни принято считать проводниками в мир иной. Они возникают у стариков за определенное время до их смерти и свидетельствуют об окончании запаса жизненной энергии. Фактически они облегчают переход в иной мир.
Но существуют и болезни, однозначно являющиеся врагами человечества. Они вызываются исключительно внешними причинами. Это может быть травма, авария или сильный удар, повлекший за собой опасную или смертельную болезнь, ожог, облучение, отравление, контакт с опасными веществами и токсинами, многое другое.

Разнообразие причин появления болезней

С точки зрения Аюрведы, все болезни развиваются, следуя пяти механизмам:

  • Кармическому.
  • Родовому.
  • Экологическому.
  • Метаболическому.
  • Онтогенетическому.

Понятие кармического механизма не имеет ничего общего с мистикой, тем не менее, всерьез современной медициной не рассматривается. Однако в Аюрведе считается, что каждая прожитая нами жизнь накладывает свой отпечаток на наше нынешнее существование. Если определенные пороки накапливались из жизни в жизнь, рано или поздно они выльются в соответствующую им болезнь. В таких случаях медицина разводит руками и заносит такую болезнь в разряд таинственных и неизлечимых, а Аюрведа отслеживает ее источник и справляется с последствиями. Чем больше прожито жизней в человеческом облике и чем больше каждое существование накопило грехов, тем более тяжелой может оказаться болезнь.

Родовой механизм напрямую связан с наследственностью и генетическими проблемами, при этом наследственность подразумевает не только передачу определенных проблем физиологического и психологического плана, но и склонность к определенному типу поведения, что влечет за собой появление болезни. В каждом из нас накапливаются наследственные признаки всего нашего рода. Если учесть, что по статистике за спиной каждого из нас в среднем стоят 2 миллиона предков, то накопление негативных данных может быть колоссальным. Если не осознать того, что мы не существуем сами по себе, а являемся продолжением нашего огромного рода со своими пороками и достижениями, справиться со своими собственными демонами нам может и не удастся.

Экологический механизм тесно связан с психологическими особенностями некоторых людей. В нашем мире полно крайне вредных экологических факторов, но они оказывают пагубное влияние. Ярким примером можно указать жителей зоны отчуждения вокруг взорвавшегося ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. В то время, как тысячи людей погибли или тяжко заболели от последствия радиоактивного облучения, эти люди спокойно живут на зараженной земле, питаются ее плодами и мирно существуют вдали от привычных благ цивилизации. Таким образом, утверждать однозначно, что поводом для развития проблемы со здоровьем служит исключительно экология, также нельзя однозначно. Безусловно, опасные экологические факторы оказывают крайне негативное влияние на здоровье человечества, но заболевают далеко не все. Стало быть, у болезни много причин.

Метаболический механизм имеет непосредственное сходство с принципом накопления энтропии в материи. Каждая клетка постепенно подвергается разрушительному воздействию разнообразных факторов, эти проявления постепенно накапливаются и повреждения организма на клеточном уровне с возрастом выливаются в такие страшные заболевания, как болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие. Чем старше человек, тем больше у него шансов серьезно пострадать.

Онтогенетический механизм базируется на понятии трех основных дош - вата, питта и капха. Для того, чтобы организм был здоров, все три доши должны быть в равновесии. Но статичность исключает развитие, без которого нет жизни. Поэтому организм человека постоянно находится в изменении, но в идеале стремится к равновесию дош.

Как справляться с заболеваниями

Когда выяснены основные причины, справляться с болезнью по Аюрведе становится намного проще, лечение проходит быстрее и успешнее. Но это потребует намного больше усилий от пациента, чем при лечении по западному образцу. Мы привыкли к такому лечению: лежишь в палате, тебя пичкают таблетками по расписанию, гоняют на процедуры и врач периодически проводит осмотры и отправляет на анализы. То есть сам пациент фактически ничего не делает самостоятельно для своего полного выздоровления. В Аюрведе же все происходит иначе. Врач выявляет истинные мотивы появления болезни и старается разобраться, что именно привело к такому состоянию. Пациент же должен разобраться в глубинных мотивах появления своих болезней. Возможно, изжогу он испытывает в присутствии только определенного лица из-за личного конфликта или скрытой неприязни? Тогда для устранения заболевания нужно убрать основную причину - конфликт, выяснив отношения раз и навсегда.

Лечение многих болезней по Аюрведе часто состоит из нескольких этапов. Оно включает в себя психологическую разгрузку, освобождение от негатива на духовном уровне, физическую очистку и собственно лечение. Причем оздоровлению подлежит весь организм, так как это единое целое, а не набор органов, работающих в унисон. Только при комплексном и грамотном подходе возможно лечение таких страшных заболеваний, с которыми не справляется западная цивилизация: рака, диабета, депрессий, астмы, туберкулеза и многих других. Их причины во многом известны, но мы знаем, что служит источником болезни, но не знаем повода, который «запускает» ее. По Аюрведе, лечение таких болезней во многом связано с психологическими проблемами, недовольством собой, жизнью, близкими, угнетенным состоянием, самоедством и другими травмирующими факторами, которые подвергают организм человека риску. В большинстве случаев именно мы сами становимся стартовым механизмом для развития своих болезней, поэтому сами же должны стать лечением для них.

Принципы сохранения здоровья достаточно просты и доступны всем:

  • Позитивное мышление.
  • Доброжелательность.
  • Рациональный подход к решению вопросов.
  • Близость к природе.
  • Правильное сбалансированное питание.
  • Здоровый образ жизни.
  • Здоровый образ мыслей.
  • Подвижность и энергичность.

Подробный подход позволит каждому человеку как можно меньше болеть и прожить долгую и плодотворную жизнь.

  • Абхьянга
  • Широ Абхьянга
  • Пинда сведа
  • Сома
  • Широдара
  • Сведана
  • Авагаха сведа
  • Падабхъянга
  • Мукхабхъянга
  • Пижичил

Абхьянга имеет более глубокое и обширное влияние на здоровье человека, чем обычный массаж, за счет особой техники глубокой и естественной гармонизации тела, эмоций и психики. Благодаря целебным смесям эфирных масел и трав она помогает заживить психологические «раны» после воздействия агрессивной внешней или саморазрушительной внутренней энергии; устраняет беспорядочный и бесконтрольный отток энергии; утончает и возвышает чувство любви; приносит покой и умиротворение сердцу.

Аюрведический массаж Абхьянга

Дословный перевод с санскрита «любящие руки». Сознание становится чистым и спокойным, голова - ясной, как кристалл, а тело легким, словно пушинка. Данный массаж приносит благость и спокойствие ума.

Очень приятный массаж всего тела с достаточно большим количеством специально для Вас подобранного теплого лекарственного масла, обогащенного травами и эфирными маслами. Питает, омолаживает кожу и глубокие ткани тела, а также освобождает клетки от токсинов.

Масляная смесь проникает глубоко в клетки, где растворяет, расщепляет и вымещает накопленные токсины в межклеточное пространство, откуда они удаляются естественным путем или с помощью дополнительных процедур.

Абхьянга наполнит Вас энергией и свежестью. Абхьянга сделает кожу Вашего тела упругой, свежей, бархатистой, подтянутой и гладкой. Индивидуально подобранные эфирные масла и травы помогут исцелить проблемную кожу и вернуть ей первозданный вид.

Оздоровительный эффект:

Замедление процессов старения.
Растворение и выведение токсинов и шлаков.
Оптимизация циркуляции крови и лимфы в тканях и коже.
Укрепление и питание тканей тела.
Избавление от мышечных спазмов и болей.
Улучшение сна.
Устранение явлений стресса, нервного истощения и напряжения.
Усиливает, утончает и возвышает любовное чувство.
Устраняет явления целлюлита.
Омолаживает кожу.
Делает кожу упругой и гладкой.

Абхьянга помогает при ревматизме, артрите, смещении шейных позвонков, болях в суставах, очень эффективен при ожирении, дряблости кожи, бессоннице, утомлении, вызванном преобладанием Вата доши.

Широ Абхьянга увеличивает приток кислорода и глюкозы к головному и спинному мозгу, увеличивает прану (жизненную энергию). Энергия поднимается вверх по телу, что помогает при застое в пояснице и малом тазу.

Аюрведический массаж головы Широ Абхьянга

Широ – санкристкое слово, обозначающее голову. Этот аюрведический массаж головы делается со специальным маслом, настоянным на 33 травах, и с помощью особой техники. Стимулирует центральную нервную систему. Дает тонус коже головы и полезен для волос, помогает улучшить память, зрение, тусклость и выпадение волос, избавляет от головных болей, бессонницы, стресса, нормализует кровяное давление.

Процедура питает, смазывает и укрепляет корни волос, предупреждая их выпадение и преждевременную седину. Происходит улучшение кровообращения, расслабление и питание мышц и нервных окончаний. Это помогает освежить ум и тело, снять напряжение и усталость, улучшить цвет лица.

Оздоровительный эффект:

Снимает напряжение и головные боли.
Способствует коррекции деформаций верхней части позвоночника.
Проясняет ум и улучшает способность к концентрации.
Устраняет перхоть.
Укрепляет волосы и препятствует преждевременной седине.
Даёт глубокое расслабление.

Процедура позволяет достичь самых разнообразных оздоровительных результатов, например, регуляции гормонального баланса, укрепления печени, снижения артериального давления, улучшения памяти и других эффектов.

Пинда сведа мягко борется с лишней статикой, делая тело более гибким и подвижным, придает ему энергии. А кроме того, это еще и великолепный пилинг, очищение и омоложение кожи.

Аюрведический массаж травяными мешочками Пинда сведа

Пинда сведа - массаж тела теплыми мешочками, наполненными травами с применением целебных порошков. Показан при артритах, спортивных травмах.

Пинда сведа – незаменимая процедура для полных людей – она помогает избавиться от жировых отложений, убрать застой в тканях, расщепить «лишнее».

В процессе массажа мешочки периодически подогреваются в горячем лечебном масле или травяном отваре.

Мешочки прикладывают, прижимают их к телу, растирают, массируют ими, строго придерживаясь возникшей более 4000 лет назад системы. Масла, проникая в ткани, растворяют накопившиеся внутри них токсины.

Результат – глубокое проникающее действие, прогревание, концентрация энергии на определенных участках.

После этого кровь разносит эту энергию по всему телу, давая импульс к обновлению и оздоровлению. Особая техника исполнения способствует гармонизации эмоций и психики, снимается усталость и ментальное напряжение.


Сома – классика аювердических процедур. Показана абсолютно всем: как в профилактических, так и в лечебных целях. Мягкая синхронная проработка всего тела в сочетании с индивидуальным (в соответствии с типом каждого человека) подбором целебных масел, дает потрясающий эффект.

Во-первых, процедура проводится двумя массажистами и это невероятно приятно. 60 минут на массажном столе можно сравнить с несколькими днями отдыха. Но отдыха отнюдь не пассивного. Во время сеанса задействованы не только мышцы, но и суставы. Во-вторых, это великолепная маска на все тело.

Массаж эффективно используется для лечения нейромышечных расстройств, улучшает состояние подкожной ткани и мышечного слоя. Кожа разглаживается, напитывается и своим сияющим видом говорит Вам спасибо.

Проводящаяся под легкую релаксационную музыку, Сома корректирует фигуру, нормализует физиологические процессы, придает гибкость позвоночнику, улучшает концентрацию, снимает стресс и усталость.

И пока Вы лежите, утопая в клубящихся ароматах благовоний, а четыре руки порхают по Вашему телу, заставляя отвлечься от повседневных забот, наступает самое время ощутить себя частью Вселенной.

Эта обманчиво простая техника зарядит энергией всё Ваше тело, подарит ясность ума и создаст волшебное пространство, в котором вы сможете соприкоснуться со своей истинной сущностью.

Это одна из самых приятных аюрведических процедур, в ходе которой на лоб льется тонкая струйка теплого масла, подобранного в соответствии с Вашей индивидуальной конституцией доктором аюрведы.

Удивительная успокаивающая процедура, при которой теплое лекарственное масло тонкой непрерывной струей льется в центр лба.

Широдхара приносит состояние, похожее на транс, вызывая поток приятных ощущений, которые глубоко расслабляют самые дальние уголки ума и тела. Происходит «открытие» и смягчение лица и лба, расслабление мимической мускулатуры.

Вы вновь обретете «Ваше» лицо, сняв маску негативных эмоций и напряжения, почувствуете высвобождение застоявшейся энергии в теле. Ум прояснится, исчезнет мысленная болтовня и Вам станет легче принимать решения и взаимодействовать с окружающими.

Оздоровительный эффект:

Дарует покой и умиротворение.
Обеспечивает глубокую релаксацию тела.
Восстанавливает энергетическое равновесие.
Устраняет депрессию, тревогу, беспокойства.
Излечивает от бессонницы, улучшает качество сна.
Снимает головную боль, вызванную стрессом.
Нормализует нейрогуморальный статус.
Укрепляет нервную систему.
Улучшает восприятие.
Укрепляет волосы.
Расслабляет мимическую мускулатуру.
Разглаживает морщины.

Как медицинская процедура применяется при эпилепсии, гипертонии, неврастении, гемиплегии и параплегии, бессоннице, астме.


Паровая процедура Сведана

Сведана – процедура прогревания и потения в специальном закрытом столе, называемом Стимбат.

По своей сути - это специальная сауна. Пациент лежит на деревянной решетке, а под ним установлены устройства с горячим травяным отваром, при этом голова пациента находится снаружи конструкции.

Основной целью лечебного прогревания и потения является удаление из организма холода и тяжести, токсинов и шлаков, а также придание телу гибкости и подвижности.

Лечебное прогревание и потение, проводимое после промасливания организма, способствует нормализации процессов образования и выведения нечистот.

Открывает кожные поры, способствует расширению сосудов и очищению организма, выводу токсинов через кожу, уменьшает мышечные боли и тугоподвижность суставов, устраняет отеки и способствует снижению массы тела.

Особенно эфективна после массажа Абхьянга.


Авагаха сведа - прогревание и потение в ванне, приготовленной с горячим, но не обжигающим тело отваром лекарственных субстанций.

Перед проведением процедуры пациента мажут аюрведическим маслом или гхритой – лечебным топленым маслом, в зависимости от дисбаланса Три доша.

Показания к применению:

  • ревматические заболевания,
  • артрозы, артриты,
  • остеохондроз, ишиас, радикулит,
  • миозиты, травмы мышц,
  • стрессы, хроническая усталость,
  • нервные заболевания, бессонница,
  • спазмы и колики.


Это особый вид аюрведического массажа лица, выполняемый при помощи травяных кремов и масел, которые дарят естественную красоту лицу с предварительным распариванием кожи лица травяными горячими мешочками. Включает массаж лица, шеи, декольте. Этот массаж помогает улучшить зрение, предотвращает появление головных болей.

Питает и подтягивает кожу лица, поддерживает хороший тонус мышц и эластичность всех слоев кожи, помогает улучшить контур лица, снять напряжение мышц и последствия стрессов, разглаживая морщины. Снимает напряжение в шее и голове.

Снимает напряжение во всем теле, наполняя его энергией. Вызывает желание заботиться о других, развивает внутреннюю красоту.

Высвобождает подавленные эмоции, облегчает словесное общение, открывает ум для новых идей и позитивных мыслей, улучшает память.

Во время массажа производится воздействие на марма-точки, расположенные на лице, что позволяет улучшить зрение, удалить мешки и темные круги под глазами, влияя на почки, печень и другие органы.

Аюрведические теплые масляные компрессы Пижичил

Это аюрведический метод лечения болей в спине, конечностях, суставах и мышцах. В его основе лежит исцеляющий тепловой эффект, который оказывает сосудорасширяющие действие, усиливая циркуляцию крови, снимает воспалительные процессы, обладает рассасывающим и обезболивающим действием.

Один или несколько накладок, пропитанных целебными маслами лекарственных растений накладываются на больные места в виде теплого компресса.


Масла для теплого аюрведического компресса подбираются индивидуально, в зависимости от состояния пациента. Во время процедуры масло может подогреваться, что бы компрессы были всегда теплыми.

Данный метод эффективен при:

Остеохондрозе, ревматизме, радикулите;
артрите;
миозите;
отложении солей;
нарушении двигательной функции конечностей;
болях в позвоночнике и мышцах;
растяжении связок.

О заболеваниях и травмах суставов, костей, сухожилий и связок многие знают не понаслышке. Малоподвижный образ жизни современного горожанина, плохая экология, несбалансированное питание, постоянные стрессы приводят к тому, что не только пожилые, но и совсем юные молодые люди страдают сегодня такими заболеваниями как: сколиоз, артрит, артроз, ревматизм, остеохондроз, ишиас, подагра, протрузии, боли в суставах, мышцах и позвоночнике, а так же частые переломы и вывихи. В большинстве случаев единственно возможная терапия, которую предлагает современная медицина - это операционное вмешательство, прием дорогостоящих синтетических и гормональных препаратов, либо физиотерапевтические процедуры, которые устраняют болевые ощущения, но не решают проблемы в корне. Именно поэтому все большее число людей обращаются сегодня к альтернативным способам профилактики, диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые предлагает древняя индийская медицинская система аюрведа.

ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЙ В СУСТАВАХ ПО АЮРВЕДЕ

Боли в суставах в подавляющем большинстве случаев возникают у людей старше 40-45 лет и сигнализируют о том, что опорно-двигательный аппарат перестал функционировать полноценно. На языке европейской медицины заболевание, которое проявляется через боль, отечность и скопление жидкости в суставах, именуют «артритом» (от греч. «arthron» - «сустав»), а в аюрведической медицине многозначительным словом «амавата», (от санскр. «ама» - «непереваренное» и «вата» - «энергия движения»). Таким образом, уже в самом названии аюрведа сообщает о глубинной причине этого заболевания: в результате неправильного образа жизни, питания и психоэмоциональных нарушений происходит дисбаланс внутренних энергий (Ваты, Питты или Капхи), который ослабляет метаболические процессы в организме и приводит к скоплению токсинов (Амы). Через толстую кишку токсины разносятся по всему организму и оседают в конечной точке - костной ткани (астхи дхату), в результате чего скелет человека лишается гибкости, становится тугим, непластичным и болезненным. Именно поэтому первое, что рекомендует сделать аюрведа для лечения артрита - это вывести из организма токсины.

ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ ПО АЮРВЕДЕ

Как мы выяснили, болезненные ощущения в суставах возникают из-за дисбаланса внутренних энергий организма - дош. Таким образом, Аюрведа выделяет три типа артритов, для каждого из которых предлагается собственная программа профилактики и лечения.

Заболевания суставов Вата-типа.

Основные симптомы: хруст и скрипы в суставах; пульсирующая боль, локализованная не только в самом суставе, но и в близлежащих тканях, которая обостряется на холоде и при движении, ослабевает в тепле и при статичном положении; кожа над местом воспаления сохнет и шелушится.

Побочные симптомы: боли в позвоночнике; метеоризм: повышенная нервная возбудимость.

Лечение:

Питание. Употреблять в пищу преимущественно теплую пищу и напитки. Исключить салаты из свежих овощей и зелени, кукурузу, бобовые, томаты и баклажаны.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Вата-типа: масло Маханараян, таблетки «Йогарадж гуггул», «Трифала».

Асаны. Стоит обратить внимание на упражнения в составе которых есть «маха мудра», «колени к груди» и «наклон вперед».

Заболевания суставов Питта-типа.

Симптомы: покраснение и жжение кожи; ярко выраженный воспалительный процесс, который может сопровождаться повышением температуры; отечность суставов; болевые ощущения, ослабевающие на холоде и усиливающиеся в тепле.

Побочные симптомы: повышенная потливость, диарея, вспыльчивость и раздражительность.

Лечение:

Питание. Исключить из рациона острую и слишком горячую пищу, томаты, соленые и маринованные продукты, зелень.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут холодные компрессы, а так же сандал и кокосовое масло, которые следует наносить на поврежденный сустав. Рекомендуется принимать такие лечебные травы, как: маргоза, шафран, куркума, сандал, гуггул, чапарель.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Питта-типа: таблетки «Кайшоре гуггул» и порошок «Сударшан».

Пранаяма. Регулярное выполнение дыхательного упражнения «Ситали»: сверните языук трубочкой, сделайте глубокий вдох ртом с помощью живота, задержите дыхание, выдохните через нос.

Асаны. Можно выполнять любые упражнения, уравновешивающие доши: «приветствие луне», «голова коровы», «кузнечик», «лук», «верблюд» и др.

Заболевания суставов Капха-типа.

Симптомы: постоянная ноющая боль со стабильной локализацией, которая усиливается в сырых, прохладных помещениях и в статичных положениях, и, напротив, затихает при активном движении и в тепле; сильная отёчность вокруг воспаленного сустава; кожа над местом повреждения эластичная и маслянистая.

Побочные симптомы: тяжелое дыхание; резкие и кратковременные боли в шейном отделе позвоночника; увеличение выработки слизи организмом.

Лечение:

Питание. Следует исключить из рациона молочные продукты, в особенности холодные, сахар и все жирное. Рекомендуется использовать при приготовлении пищи следующие специи: имбирь, корица, куркума, красный перец.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут разогревающие процедуры и самомассаж с использованием горчичного масла, красного перца, порошка вача, а так же компрессы из сухого молотого имбиря в сочетании с боэргавией.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Капха-типа: таблетки «Пунарнава гуггул».

Асаны. Уравновесить капха-дошу помогут асаны «треугольник», «скручивание», «дерево», «наклон вперед».

Обращаем ваше внимание на то, что для постановки точного диагноза лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному аюрведическому врачу, потому что типы заболеваний суставов, описанные выше, зачастую проявляют себя не в чистом, а в смешанном виде и требуют индивидуального подхода к лечению с учетом целого ряда факторов.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ АЮРВЕДИЧЕСКИХ МАСЕЛ

Особое место в аюрведической терапии болезней суставов занимает использование различных масел. Для того, чтобы понять какое действие оказывает употребление в пищу масел, а так же проведение регулярного массажа и самомассажа с их использованием, достаточно представить себе две высушенные палки, одну из которых на несколько дней помещают в масляный состав. Очевидно, что промасленная палка окажется более эластичной и выдержит бОльшую нагрузку, чем сухая, которая сломается даже при легком ударе или попытке сгибания. Таким образом, аюрведа полагает, что промасливание - это один из самых действенных способов сохранения и восстановления здоровья суставов. При этом, те или иные масляные средства должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей вашей конституции и специфики заболевания.

Самые популярные аюрведические масла для суставов:

- это масло применяют при повреждении и растяжении связок, мышц и суставов, снимает мышечное онемение, спазмы, помогает при судорогах. Снимает болезненные ощущения при рематизме, суставных отеках и опухолях, болях в шее.

- в состав масло входят двенадцать уникальных растений. Успокаивает жжение и боль, снимает отеки и онемение, помогает, когда мышцы "тянет" и "скручивает".Применяется при поясничных болях и радикулите, при ревматизме, подагре, артритных состояниях: болях, отечности, жесткости, онемении, ограниченной подвижности суставов. Идеально подходит для лечения суставных заболеваниях Капха-типа.

- кунжутное масло с действующим компонентом - ашваганда. Снимает болезненные ощущения, отечность, улучшает кровообращение, восстанавливает поврежденные при ушибах и травмах ткани.

- масло, способствующее растворению и последующему выводу из организма солевых отложений в суставах, заживляет небольшие ранки, ожоги и другие повреждения кожи, обладает охлаждающим, лечебным и обезболивающим эффектами.

- обеспечивает противоотечный, успокаивающий, рассасывающий, детоксикационный эффект и улучшает питание тканей не только внутри, но и снаружи, придавая коже здоровый внешний вид. У детей и подростков в периоды интенсивного роста костей масло Астикар ослабляет болевые и судорожные симптомы, улучшает кровообращение и обеспечение кислородом всех тканей тела.

- классическая аюрведическая формула массажного масла создана для коррекции и помощи при нарушениях вышедшей из баланса Вата доши. Подходит для общего массажа или применяется локально при любых проблемах с суставами.

Другие аюрведические средства для лечения костей, суставов и мышц:

- это натуральный гель от различных видов суставной и мышечной боли, применяется для восстановления двигательных функций пораженных суставов, устранения отеков и воспаления.

- классическая аюрведическая таблетированная форма препарата, которую применяют при неврологических заболеваниях и проблемах опорно-двигательного аппарата, связанных с дисбалансом Вата доши. Рецептура Йогорадж Гуггул довольно сложна и включает в себя около 30 компонентов, обладающих мощным целебным и антитоксичным действием, направленным на опорно-двигательную систему. Он будет полезен как для поддержания здоровья суставов, мышечной ткани, нервов, так и здоровья в целом.

- смесь эфирных масел и других природных компонентов, приготовленная по древнейшим индийским и китайским рецептам с применением современных технологий и систем контроля качества. Помогает при простуде, болях в мышцах и суставах. Снимает усталость. Обладает выраженным разогревающим действием.

- натуральный аминокислотный коктейль, источник коллагена, кальция, ценных пищевых волокон. Рекомендуется употреблять при ежедневных повышенных нагрузках на суставы и позвоночник для защиты и питания всей костной системы, связок и мышц.

- традиционный аюрведический растительный монопрепарат в виде таблеток для оздоровления суставов. Содержит экстракт Boswellia serrata (Шаллаки).

- растительный комплекс, который объединяет два принципа борьбы с заболеваниями суставов, костей и мышц: оказывает быстрый противовоспалительный и обезболивающий эффект плюс направляет энергию организма на восстановление поврежденных тканей и укрепление хряща.