Гос помощь инвалидам. Виды пособий и социальной помощи инвалидам

Введение

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7.284 млн. инвалидов (данные на 1 января 1997 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. Эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов требует формирования единства взглядов на понятия “инвалид” и “инвалидность”.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам и старым немощным людям оказывалась в домах-интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства делают дома-интернаты малопривлекательными для пожилых людей и инвалидов, заставляя их "не торопиться" с переездом в дом-интернат. Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждений социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались. На первых этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и пожилые люди и инвалиды, находящиеся в домах-интернатах. До последнего времени организация медико-социальной помощи в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по социально-бытовой, социально-психологической и социально-средовой адаптации лиц, находящихся в домах-интернатах. В связи с указанными обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей социальных работников в домах-интернатах и на основании этого показать целесообразность введения этой категории работников в стационарных учреждениях Минсоцзащиты России. На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

Социальная работа в нашей стране как направление и содержание деятельности определенной категории лиц в последние 10 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области отводится зарубежным странам. Между тем, России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи "сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, находящихся в семьях. История оказания маломобильному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно возникло в 1867 году как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствовалось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпидемий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от государства организацией и существовало на пожертвования населения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продовольствие, белье и другие предметы первой необходимости).

Общество объединяло 94 общины, в которых на общественных началах трудились 2780 сестер милосердия, занималось подготовкой младшего медицинского персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой мировой войны широкое распространение получило новое направление деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий население о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской революции в деятельности Красного Креста произошли серьезные изменения. С 1918 года деятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6 января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения ВЦИК и СНК, РОКК был обязан сосредоточить свою деятельность на " восстановлении здоровья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного сообщества и превратило его в придаток государственной системы здравоохранения. Деятельность РОКК в военные и послевоенные годы свидетельствует о том, что медико-социальное обслуживание носило, в основном, характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах, домах для детей-сирот и пр. В отношении отдельных граждан (в основном, инвалидов войны 1 группы) это осуществлялось в виде предоставления одноразовой материальной помощи, в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение. Активная работа проводилась по содействию в усыновлении детей-сирот. Начиная с 1960 года при комитетах обществ Красного Креста было создано "Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому" в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными, которые нуждаются в постельном режиме, но не госпитализированы в лечебные учреждения. Для такой работы были организованы специальные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось не менее двух патронажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их труда производилась обществом Красного Креста, контроль да их работой осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей, наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умывании, приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры оказывали также социальные услуги: покупали лекарства, продукты питания, приготавливали пищу, оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий день патронажной медицинской сестры составлял 6,5 часов и за это время она была обязана обслужить 5-6 больных.

Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистами на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 году была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов, которая на какое-то время оказалась полезной. Потребность в надомном обслуживании постоянно росла, ежегодно увеличивалась численность патронажных медицинских сестер и, кроме того, в 1977 году было принято решение о выделении должностей руководителей групп патронажных медицинских сестер, в примерный перечень обязанностей которых включалось осуществление деловых контактов с соответствующими организациями по решению социально-бытовых вопросов (доставка на дом продуктов, горячих обедов, белья, пенсионные вопросы, устройство престарелых в дома-интернаты, больницы и т.д.). Кроме того, руководители групп непосредственно обслуживали на дому четырех человек, а обязанности активистов Красного Креста были возложены на так называемых младших медицинских сестер, должности которых были введены в штат обществ Красного Креста. В этот период произошло важное событие в системе государственного социального обеспечения. В середине 70-х годов в порядке эксперимента впервые организуется надомное обслуживание пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения (в Свердловской, Ивановской, Куйбышевской областях, Северо-Осетинской АССР). Эта деятельность регламентировалась “Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами”.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Социальная помощь инвалидам

Введение

реабилитация социальный инвалид правовой

Сегодня в Российской Федерации как минимум свыше 8 млн. человек официально признаны инвалидами. Несмотря на рост числа инвалидов в России еще ничтожно мало учреждений, которые ведут работу по оказанию им социальной, социально-медицинской и материальной помощи. Одной из важнейших проблем инвалидов является их не включенность в общественное производство, что негативно сказывается на их материальном положении и психологическом состоянии. Ведь только часть регионов активно занимается открытием рабочих мест. В число таких больших мегаполисов входят: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и другие.

В последнее время специалисты разных профессиональных направлений ведут разработку технологии социального, социально-медицинского, социально-психологического сопровождения инвалидов. Идет активное обсуждение опыта работы ведущих социально-реабилитационных центров в специальных журналах, на конференциях и других научно-практических форумах. Однако, есть необходимость постоянного и целенаправленного изучения проблем инвалидов, как на государственном, так и региональном уровне, в том числе и университетском.

Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое. Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства, и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления-важное условие соц. политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

Объектом исследования является социальная работа с инвалидами.

Предметом исследования является социальная поддержка инвалидов.

Задачи исследования:

Дать определение понятия «инвалидности»,

Изучить государственную политику и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов,

Изучить практические меры социальной защиты инвалидов,

Изучить систему реабилитации инвалидов.

Цель работы - теоретическое осмысление проблем инвалидов и особенностей работы с ними.

Гипотеза исследования: оптимальная социальная политика государства по организации социальной помощи инвалидам, привлечение общественности к её проблемам и решению этих проблем, позволит значительно повысить качество жизни инвалидов.

В главах раскрывается определение термина «инвалидность», приводятся статистические данные по инвалидности в Российской Федерации, фиксируется современная государственная политика и состояние нормативно-правового обеспечения вопросов инвалидности в РФ, рассматриваются вопросы организации социальной защиты инвалидов в РФ, раскрывается суть реабилитации инвалидов как неотъемлемой части системы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.

1 . Определение понятия « инвалидность »

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «неполноценный». В российском словоупотреблении со времен Петра I такое название получили увеченные воины. И только после Второй Мировой войны понятие «инвалид» относится ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Потребности инвалидов в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не всегда могут заниматься трудовой деятельностью. Многие из них не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

Инвалидность - это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Ее сущность заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.

«Инвалид» - говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

«Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

1. По возрасту - дети-инвалиды, инвалиды-взрослые.

2. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания.

3. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

4. По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды могут работать на дому или с доставкой их к месту работы.

Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.

Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Статистика инвалидности

Население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25 % всего населения страдают расстройствами здоровья. По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7 % населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.

В общем контингенте инвалидов мужчины составляют более 50 %, женщины - более 44 %, 65-80 % - это люди пожилого возраста. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживаются тенденции качественных изменений их состава. В обществе вызывает озабоченность увеличение числа инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, они составляют 45 % от числа граждан, первично признанных людьми с ограниченными возможностями. За последнее десятилетие опережающими темпами увеличивалось число детей-инвалидов. Вызывает тревогу, что, по информации Министерства здравоохранения Российской Федерации, ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80 % от общего числа инвалидов; инвалидов ВОВ в-более 15 %, I группы -12,7 %, II группы -58 %, III группы - 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечнососудистой системы (22,6 %), далее следуют злокачественные новообразования (20,5 %), затем травмы (12,6 %), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06 %), на пятом месте-психические расстройства (2,7 %). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями:

По возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста;

По нозологии - наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения;

По тяжести - преобладают инвалиды I группы.

2 . Права инвалидов

2. 1 Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной поддержки инвалидов

Обязательства современного государства перед инвалидами

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образования, занятости, здравоохранения и т. д.

3. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

4. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в столице или провинции).

5. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

Основные законы об инвалидности в РФ.

Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к принципам, принятым во всем мире. Принятие в 1995 г. Государственной Думой закона «О социальной защите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальном образовании», создание реабилитационных центров - все это свидетельствует об изменении в лучшую сторону социальной политике.

Основными законами об инвалидах в РФ являются:

1) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. от 31.12.2005 г.) от 24.11.1995 г. № 181_ФЗ.

2) Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195_ФЗ от 10.12.1995 г.

3) Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» № 394 от 25.03.1993 г.

4) Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996 г. (с изм. от 27.04.2000 г.)

5) Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992 г.

6) Постановление Правительства РФ «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» № 739 от 24.06.1996 г.

7) Постановление Правительства РФ «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» № 927 от12.08.1994 г.

8) Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001 г. № 2417 «О реализации решения коллегии № 10 от 15.05.2001 г. «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов».

9) Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержании» № 16_у от 23.06.1995 г.

10) Постановление Минтруда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996 г.

11) Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999 г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов».

12) Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998 г. № 44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения».

13) Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997 г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы».

14) Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996 г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении». Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999 г. № 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования».

15) Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998 г. № 50/18 «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы».

16) Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда».

17) Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000 г. № 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000 г. № 26/34).

18) Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999 г. № 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования».

19) И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

2.2 Практические меры социальной защиты инвалидов

Создание среды обитания без барьеров

Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992 г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры.

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к социальным объектам. Положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов, содержатся в действующих строительных нормах, откорректированных с целью учета в них требований доступности сооружений для инвалидов.

Социальное обслуживание

Соц. обслуживание - это деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, в стационаре, осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:

Организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи;

Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеной;

Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг; и другое.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

Социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

Организацию их питания, отдыха;

Обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

Поддержание активного образа жизни.

Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их состоянию здоровья условий жизни. Инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общепита, службы быта, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения.

Льготы и компенсации

В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов им предоставляются права, которые подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.

По форме предоставления: «моральная», денежная, натуральная.

По периодичности: одноразовый, ежемесячный, постоянный характер.

Пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий.

Получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений.

Коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию.

Медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами.

Обеспечению транспортными средствами и оплате проезда.

Трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.

Пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений.

Получению услуг учреждений соц обслуживания, юридической помощи.

Медицинское обслуживание

В соответствии с основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 22.07.1993 г., статья 27, люди с ограниченными возможностями имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях. Нетрудоспособные имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной / муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.

Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной медицинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия осуществляется за счет средств ОМС. Порядок оказания разных видов медпомощи инвалидам определен рядом нормативных актов Правительства РФ.

Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях.

Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вторая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором - государственные и муниципальные органы здравоохранения.

Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказываются как в стационарах, так и на дому. К стационарам относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, психоневрологические и другие стационарные учреждения.

Обеспечение жильем

Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граждан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплатно или за доступную плату. К таким гражданам, относятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.

Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к закону было принято Постановление Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27.07.1996 г. № 901.

Основные положения таковы:

1) льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидности;

2) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;

3) дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;

Занятость и обучение инвалидов

Право инвалидов на труд установлено ФЗ № 181 от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в РФ»

В рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения России для инвалидов создан комплекс мер: консультативные и профориентационные услуги, помощь в поиске работы, проф. обучение.

Одно из основных направлений поддержки инвалидов-проф. реабилитация, с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов. Проф. подготовка и профессиональное образование инвалидов - важнейшие аспекты их проф. реабилитации.

В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантируется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30 % инвалидов, обладают правом на льготное налогообложение, а при числе работающих инвалидов более 50 % освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, налога на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд мед. страхования.

Пенсионное обеспечение инвалидов

В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

Инвалидам, инвалидам с детства имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 3_й степени, детям-инвалидам - 100 % размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;

Инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности 1_й степени, - 85 % размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет, мужчины и но не менее 400 рублей в месяц.

Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудовую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сумма ее базовой, страховой и накопительной частей.

3 . Система реабилитации инвалидов

Основой политики в отношении инвалидов является их реабилитация, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Реабилитация может включать меры по обеспечению или восстановлению функций или компенсации утраты.

Большое значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, образ мышления и поведения, социальный фон, индивидуальные потребности, надежды и интересы.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Основные задачи медико-социальной реабилитации инвалидов:

Определение реабилитационного потенциала инвалидов;

Определение потребности в разных видах медико-социальной реабилитации;

Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

Осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала инвалидов в рамках индивидуальных программ реабилитации;

Динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов.

Основные принципы медико-социальной реабилитации инвалидов:

Государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

Приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий;

Общедоступность системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов;

Принцип вмешательства на возможно более ранней стадии, когда в зависимости от возможности и необходимости должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов и последствий инвалидности до минимума, а неизбежные последствия компенсированы наиболее эффективным образом;

Принцип оказания индивидуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида в отдельности средствами, соответствующими этим потребностям;

Многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении;

Государственно-общественный характер управления системой реабилитации;

Обеспечение координации деятельности служб, осуществляющих медико-социальную реабилитацию.

Реализацияпринципов реабилитации инвалидов в Российской Федерации гарантируется путем: закрепления прав и обязанностей всех участников процесса реабилитации; учета структуры потребностей, уровня притязаний, круга интересов инвалидов; создания системы реабилитационных институтов и структур; подготовки специалистов по реабилитологии.

Реабилитация инвалидов - сложный процесс, основными этапами которого являются: реабилитационно-экспертная диагностика; разработка на ее основе реабилитационных программ и их реализация; динамический контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий и их корректировка.

Виды реабилитации

Медико-социальная реабилитация инвалидов включает следующие виды реабилитации: медицинскую, профессиональную и социальную.

Медицинская реабилитация инвалидов - восстановление или компенсация утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня. Включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.

Восстановительная терапия - использование механотерапии, физиотерапии, массажа, иглорефлексотерапии, грязе- и бальнеотерапии, традиционной терапии, трудотерапии, психотерапии, предоставление логопедической помощи и др.

Реконструктивная хирургия как метод оперативного восстановления анатомической целостности и физиологической состоятельности способностей инвалида включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.

Протезирование - замена частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом) с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей.

Ортезирование - компенсация частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.

Предусматривает предоставление протезов, ортопедических и других вспомогательных средств, включая необходимую подгонку, ремонт и замену, а также обучение обращению с ними. Процесс реабилитации не предполагает лишь оказание медицинской помощи.

Социально-бытовая адаптация - система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов. У инвалидов с физической недостаточностью социально-бытовая адаптация позволяет достичь психической и социальной самостоятельности.

Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов.

Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:

Реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы;

Органов управления и подведомственных им структур, занимающихся реабилитацией инвалидов.

Система реабилитации инвалидов должна включать органы управления и реабилитационные учреждения. На региональном уровне к органам управления относится совокупность региональных органов государственной исполнительной власти различной ведомственной принадлежности и органов районного (муниципального) управления.

Реабилитационные учреждения осуществляют мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и являются учреждениями регионального и местного уровней. Органами регионального управления системой реабилитации являются: управления социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Финансирование системы медико-социальной реабилитации инвалидов осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также бюджетов предприятии, учреждений и организаций независимо от форм собственности в соответствии с действующим законодательством. Ежегодно федеральный бюджет обеспечивает расходы на содержание федеральных реабилитационных учреждений, разработку и реализацию базовых программ реабилитации, подготовку кадров, на фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки.

Для успешного функционирования системы реабилитации инвалидов необходима дальнейшая разработка теоретических, организационных, медико-социальных, психологических, экономических и правовых аспектов реабилитации инвалидов; разработка базовых программ реабилитации; разработка моделей центров реабилитации общего профиля и многопрофильных (для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, патологией органа зрения и т. д.); научная разработка психофизиологических критериев оценки профессиональных возможностей инвалидов и их потребностей в различных формах обучения, методика адаптации базовых программ профессионального обучения применительно к инвалидам.

Заключение

Инвалиды - это неотъемлемая часть общества и отмахнуться от неё нельзя. Создавая нормальную жизнь для инвалидов и пожилых людей, общество как бы подстраховывает всех и каждого. Помогая инвалидам сегодня, общество в будущем помогает само себе.

У инвалидов разные потребности, но всех их объединяет одно. Они нуждаются в поддержке государства в разных формах и разных объемах.

Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована на их конкретные нужды и потребности. Мне хотелось бы более подробно остановиться на наиболее острых проблемах, решение которых требует безотлагательных действий.

Медико-социальная экспертиза - основополагающая услуга в жизни инвалида. Только после ее прохождения и установления факта инвалидности определяется объем и номенклатура предоставляемых реабилитационных услуг. В тоже время потребность в реабилитации может возникнуть у человека и до признания его инвалидом. Это неотъемлемая часть комплекса мер по профилактике развития инвалидности.

Поэтому необходимо проработать такую организацию реабилитационного процесса, которая определялась бы не наличием инвалидности у человека, а его состоянием и потребностью в реабилитационных услугах. Предполагалось, что медико-социальная экспертиза должна стать идеальным инструментом социальной поддержки и реабилитации. Но на практике эти нововведения принесли дополнительные неудобства инвалидам. Зачастую специалисты МСЭ на местах без достаточных обоснований, опираясь на субъективные оценки, обрекают инвалидов на нищенское существование. В результате многие инвалиды вообще боятся обращаться в бюро медико-социальной экспертизы. И это не голословное утверждение. Инвалиды жалуются, что при прохождении освидетельствования им говорят о том, что на следующем освидетельствовании инвалидность с них будет снята. Это недопустимо. Настало время серьезного анализа деятельности учреждений МСЭ и всех документов, регламентирующих их работу по освидетельствованию. Первоочередная задача в том, чтобы разработать объективные критерии оценки степени инвалидности. Кроме того, надо определиться, каким образом следует проводить реформирование системы медико-социальной экспертизы так, чтобы в кратчайшие сроки устранить все имеющиеся недостатки.

Индивидуальные программы реабилитации. Их содержание вызывает справедливые нарекания. Подчас для того, чтобы эту программу получить, инвалиду нужно потратить не один месяц. Однако мало получить программу, она должна быть реализована. Необходимо проводить более системную работу и по распространению передовых реабилитационных технологий. Особенно это касается создания системы непрерывной реабилитации.

Сегодня некоторые понимают этот процесс как простую передачу документов по конкретному человеку от одного специалиста к другому, от одного учреждения к другому. Это не верно. В системе непрерывной реабилитации необходимо обеспечить постоянное развитие реабилитационного потенциала инвалида. А это уже иная работа, требующая творческого подхода к каждому конкретному человеку.

В последнее время инвалиды жалуются на качество реабилитационной техники. Виноваты ли в этом российские производители, или закупаются дешевые технические средства реабилитации заведомо низкого качества.

Проблемы инвалидов не ограничиваются только вопросами

реабилитации. Интеграция их в общество требует создания безбарьерной среды обитания.

Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы. Эту работу надо активизировать и ввести строгий административный контроль и ответственность за несоблюдение градостроительных стандартов.

Крайне остро стоит проблема обучения и трудоустройства инвалидов. Здесь необходимо обеспечить условия для их независимого выхода на рынок труда. На фоне сокращения численности трудоспособного населения инвалиды должны восприниматься как невостребованный трудовой ресурс. Необходимо переходить от абстрактных формулировок о «специально созданных условиях труда для инвалидов» на уровень решения практических задач трудоустройства. Ни для кого не секрет, что многие инвалиды готовы и хотят продолжать трудовую деятельность. И тут важно создать такие условия, чтобы они имели возможность участвовать в общественном производстве. Это и создание специализированных рабочих мест для инвалидов, и вопросы квотирования, и, самое главное, профессиональной подготовки инвалидов.

Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма.

3 декабря - международный день инвалида. Это не праздник, это день, когда каждая страна должна отчитаться, как заботится о них.

В этот день общество должно вспомнить об инвалидах, которые нуждаются в помощи, доброте, внимании и сострадании.

Список литературы

1. Жить, как все. О правах и льготах для инвалидов / С.И. Реутова 2004. - 209 с.

2. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. - Л.П Храпылина М., 2006. -415 с.

3. Социально-экономические аспекты инвалидности // Под ред. Ю.В. Михайловой, А.Е. Ивановой. М., 2006.-137 с.

4. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие. Е.И Холостова, 2004. - 472 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Медико-социальные аспекты инвалидности. Система реабилитации инвалидов. Нормативно-правовые акты по вопросам инвалидности, финансовое, информационное и организационное обеспечение. Рекомендации по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2013

    Сущность и содержание социальной реабилитации, порядок, условия и причины получения военнослужащими инвалидности в Российской Федерации. Меры социальной поддержки и социальной защиты военнослужащих-инвалидов, рекомендации по их совершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2010

    Теоретические основы, медико-социальные аспекты инвалидности в современном обществе. Основы социальной помощи инвалидам, суть регулирующих нормативно-правовых актов. Система и содержание деятельности учреждений социальной поддержки, роль интернатов.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2011

    История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста. Теоретические наработки в историческом аспекте социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    История становления социальной защиты инвалидов. Правовое положение инвалидов в Российской Федерации. Порядок установления инвалидности, правовые основы социальной защиты инвалидов. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Рост числа инвалидов среди трудоспособного населения в Челябинской области. Инвалиды как объект социальной защиты. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты. Содержание деятельности специалиста по социальной работе.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2012

    Проблематика инвалидности. Особенности приема на работу инвалидов и трудовых отношений с ними, складывающихся в процессе работы. Выплаты и гарантии данной категории населения. Индивидуальная программа реабилитации и ее помощь инвалидам в трудоустройстве.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2016

    Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2011

    Государственная политика в области социальной защиты инвалидов, ее принципы, содержание, цели и правовая основа. Социальная работа с инвалидами отдела социальной защиты населения железнодорожного округа. Проект "Реабилитационное отделение для инвалидов".

Чтобы гражданина официально признали по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) инвалидом 2 группы в порядке, прописанном в , у него должны быть диагностированы нарушения определенных функций организма в умеренной степени. В результате гражданин вынужденно ограничен в своей способности к передвижению, ориентации в пространстве, общению, обучению и трудовой деятельности.

К заболеваниям, в результате которых пациенту может быть присвоена 2 группа инвалидности, относят:

  • Психические нарушения и расстройства.
  • Нарушения голосо- и речеобразования.
  • Ухудшение или полное отсутствие зрения, тактильной чувствительности.
  • Нарушения кровообращения, дыхательной функции.
  • Различные деформации частей тела.

Чтобы пациент лечебного учреждения был направлен на МСЭ, его лечащим врачом подготавливается заключение, где обязательно указывается:

  • Каково в текущий момент состояние здоровья.
  • Какие функции организма и в какой степени нарушены.
  • В каком состоянии находятся компенсаторные возможности организма.
  • Какие реабилитационные мероприятия уже проведены с целью восстановить выявленные нарушения здоровья.

Направление на прохождение МСЭ могут выдать, помимо лечебных учреждений, органы соцзащиты и отделение ПФР , но в каждом случае обязательно наличие медицинского заключения о характере и причинах заболевания. Положительное заключение МСЭ требуется подтверждать ежегодно. Также утвержден перечень заболеваний, официальный диагноз по которым дает право на присвоение бессрочно.

Пенсии для инвалидов 2 группы

Помощь инвалидам 2 группы , а также инвалидам с детства 2 группы государством оказывается в виде ежемесячной выплаты 3 разных видов пенсий :

Размер пенсий инвалидам 2 группы в 2019 году

Размер выплат регулярно подвергается индексации и увеличивается. Дата проведения процедуры и размер повышения разнятся в зависимости от типа выплачиваемой пенсии.

Размер ежемесячной фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с 1 января 2019 года увеличился на 7,05 %. Одновременно с ним выросла стоимость одного пенсионного балла:

  • базовая часть пенсии – 5334,19 рубля .
  • За каждого иждивенца – 1777,27 руб .
  • Стоимость пенсионного балла – 87,24 руб .

Социальная пенсия 2 группы в 2018 году выросла в апреле на 4,1%. Ее размер фиксированный и составляет:

  • Инвалидам - 5240,65 руб.
  • Инвалидам с детства - 10481,34 руб .

Государственные пенсии также увеличиваются с 1 апреля в момент роста расчетного показателя, в роли которого выступает социальная пенсия. Ее величина равна 5240,65 рубля .

Социальные льготы для инвалидов 2 группы

Помимо пенсионного обеспечения и , государство оказывает инвалидам 2 группы помощь в виде предоставления . В список входят:

  1. Право бесплатного или льготного проезда по единому проездному билету (стоимость равна 200 р.) на любом виде муниципального транспорта (исключение - такси), а также пригородного сообщения. С 1 октября по 15 мая инвалиды 2 группы могут оформить скидку 50% на поездки по междугородним линиям общественного транспорта, а в оставшуюся часть года одна бесплатная поездка туда и обратно к месту лечения.
  2. Обучение в предоставляется вне конкурса, а также все студенты-инвалиды 2 группы получают стипендию.
  3. Освобождение от уплаты налога на имущество.
  4. Освобождение от уплаты транспортного налога на автомобиль мощностью до 100 л.с., предоставленного инвалиду органом соцзащиты.
  5. При вычислении ставки земельного налога цена участка (по кадастру) снижается на 10 тыс. руб.
  6. Налоговый вычет 3000 руб. ежемесячно инвалидам 2 группы участникам ВОВ, 500 руб. ежемесячно инвалидам 2 группы и инвалидам детства.
  7. Скидка 50% на помощь нотариуса;
  8. Освобождение от уплаты госпошлины при обращении в суд с иском на сумму менее 1 млн. руб.
  9. Содействие в получении юридической помощи.
  10. Помощь в обеспечении надлежащего ухода за инвалидом.

Жилищные льготы инвалидам 2 группы

По месту своего официального проживания на законных основаниях (подтверждаемых пропиской), инвалиды 2 группы пользуются жилищными льготами:

  1. Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами 2 группы пользуются скидкой в размере 50% на и на квартплату, независимо от того, кому принадлежит занимаемое помещение. То же относится и к взносам на капремонт. Даже если инвалид не является собственником помещения, но проживает в нем на законных основаниях и получает квитанции на свое имя, он имеет право на предоставление скидки.
  2. Оказание помощи в первоочередном получении участка под строительство жилья.
  3. Субсидия на приобретение жилья.

При постановке в очередь на получение жилья инвалид 2 группы имеет приоритет, должны быть предприняты все меры для удовлетворения его потребностей, но порядок постановки и получения определяется в каждом случае персонально в рамках местного законодательства.

Медицинское обслуживание инвалидов 2 группы

Работающие инвалиды 2 группы каждый год по заявлению в орган соцзащиты оформляют скидку 50% на покупку путевки на санаторно-курортное лечение, рекомендованное лечащим врачом, а также на оплату поездки любым видом общественного транспорта (но не такси) к месту его проведения и обратно. Неработающим инвалидам 2 группы путевка и проезд ежегодно предоставляются бесплатно.

Работающие и безработные инвалиды 2 группы по рецепту врача получают лекарства в аптеке со скидкой 50% . Неработающим лицам все необходимые лекарства предоставляются в аптеках бесплатно.

Протезирование и зубное протезирование по медицинским показаниям предоставляется бесплатно .

Пособия инвалидам 2 группы

Инвалиды 2 группы получают пособие - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). На местах выплаты устанавливаются и осуществляются отделениями Пенсионного фонда РФ по заявлениям граждан, подкрепленных соответствующим пакетом документов.

Инвалидам 2 группы (в том числе детям-инвалидам) с 01.02.2019 года ежемесячно выплачивают - 2 678,31 руб. Также инвалиды 2 группы могут отказаться от утвержденного перечня соцльгот и получить компенсацию в материальной форме (НСУ). В 2019 году - 1121, 42 рублей . Индексация с 1 февраля 2019 года составит 4,3%. В перечень льгот входит:

  • Обеспечение лекарственными средствами и препаратами по рецептам врача на сумму 863, 75 руб.
  • Путевка по медпоказаниям на санаторно-курортное лечение - 133,62 рубля.
  • Оплата билетов к месту лечения и обратно - 124,05 рублей .

Когда в силу приобретенной и подтвержденной МСЭ инвалидностью 2 группы работник более не может исполнять свои трудовые обязанности, работодатель увольняет его в соответствии с с формулировкой «в связи с невозможностью выполнения своих должностных обязанностей».

Работодатель обязан выплатить не только заработную плату и отпускные, но и пособие в сумме двухнедельного среднего заработка работника, вычисляемого по среднедневному за 12 месяцев на данном предприятии и умноженному на 14 дней.

Заключение

Государство в лице органов соцзащиты, Пенсионного фонда РФ, а также других органов исполнительной власти оказывает поддержку инвалидам 2 группы, путем:

  • Предоставления социальных льгот.
  • Финансовую помощь в виде выплаты пенсий и пособий.
  • Оказания помощи в обеспечении лекарствами, жильем, льготным проездом в транспорте.
  • И целым рядом других мер.

Помощь оказывается на основании приобретения социального статуса инвалида 2 группы, а также может носить адресный характер. Инвалид 2 группы, оказавшийся в сложной ситуации, всегда вправе обратиться за гуманитарной помощью в индивидуальном порядке в местные органы соцзащиты.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по социальной поддержке инвалидов 2 группы

Вопрос : Имеет ли право инвалид 2 группы на предоставление ему бесплатного автомобиля, икакая для этого требуется документация?

Ответ : У тех инвалидов 2 группы, кто встал в очередь на получение бесплатного автомобиля в органах соцзащиты в срок до 01.01.2005 г., такое право действительно имелось. Однако, с 01.01.2005 г. автомобили были исключены из официального перечня технических средств реабилитации инвалидов. Теперь вместо этого полагается ежемесячная денежная выплата в соответствии с

Малозащищённые слои населения частично или полностью находятся под опекой государства. Это выражается в пенсиях, пособиях и льготах.

Под опекаемую категорию граждан подпадают и инвалиды. Социальная помощь инвалидам выражена в разной форме и зависит от степени поврежденности организма. Важным условием являются приобретения группы инвалидности.

Кого причисляют к инвалидам

Инвалидом считается гражданин, имеющий дефекты здоровья, которые мешают ему полноценно взаимодействовать с обществом. К недостаткам относятся как физические, так и умственные проблемы. Различная тяжесть нарушения предполагает отношение к разным группам:

  • к I группе относятся лица с повреждениями здоровья, исключающими самостоятельное передвижение и самообслуживание;
  • ко II группе причислены лица, самостоятельно передвигающиеся;
  • к III группе относятся граждане, которые могут выполнять несложные работы.

Прохождение комиссии по инвалидности

В медицинском учреждении, где проходит обследование, нужно получить направление на медико-социальное обследование. Врач имеет право отказать в выдаче бумаги, обосновав свои действия в письменном виде.

В таком случае можно обратиться за направлением в отделение социальной защиты. При себе следует иметь медкарту, в которой прописаны основания для получения статуса.

Перед тем как будет утверждена медико социальная комиссия по инвалидности нужно собрать пакет документации. Он включает в себя:

  • паспорт гражданина или документ, подтверждающий статус лица без гражданства;
  • свидетельство о рождении для ребенка, который еще не достиг 14 лет;
  • паспорт иностранного гражданина, если лицо не резидент РФ;
  • СНИЛС.

После этого, необходимо составить и подать заявление. Всеми дополнительными бумагами занимается поликлиника. Она сама направит нужные бумаги. По результатам рассмотрения заявления будет выдано приглашение. Уведомление о нем придет:

  • в виде звонка или СМС на мобильный телефон;
  • почтовым сообщением;
  • электронным письмом;
  • в виде публикации на официальном сайте.

Если указано, что каких-то документов не хватает, донести их можно в течение 10 дней.

Сама экспертиза проводится в специальном бюро по месту жительства заявителя. При тяжелом состоянии пациента возможен выезд специалиста на дом. В некоторых случаях возможна заочная выдача заключения. Лицо, подвергаемое проверке, может пригласить независимого эксперта. Его мнение будет иметь вес при составлении вердикта.

На решение дается 30 дней. Оно оформляется в письменном виде вместе с обоснованием. В результате обследования составляется акт. Документ подписывает глава бюро и ставит на нем мокрую печать. Обследуемый имеет право получить на руки копии:

  • акта обследования;
  • протокола;
  • программы реабилитации.

Для этого в орган, где проводилась медико-социальная экспертиза, необходимо подать заявление.

Получение инвалидности ребенку не отличается от аналогичной процедуры у взрослого человека. Главное, при заполнении характеристики с места учебы, получить разрешение врача. Оно дает добро на разглашение в документе врачебной тайны о заболевании подопечного.

Юридическая помощь инвалидам

Часто у инвалидов или их представителей возникают проблемы с получением статуса – врач не выдает направление, или комиссия не признает недееспособность. В этом случае поможет обращение к букве закона. Если представитель медицинского учреждения неправ, ему грозит серьезное наказание. Но доказать этот факт, без знания законодательства будет сложно.

Отстоять право инвалида на получения льгот и пособий помогут юристы Компании «Правовое решение». Опытные сотрудники проведут урегулирование любого спора с нужным для клиента результатом. Докажем неправомерность действий, направленных на лишение инвалида его статуса или обеспеченных государством льгот. Оказываем помощь детям инвалидам, пенсионерам.

Звонок нам решит все Ваши проблемы, связанные с оформлением инвалидности.

Бесплатная консультация нашего юриста

Нуждаетесь в консультации эксперта по вопросам льгот, субсидий, выплат, пенсий? Звоните, все консультации абсолютно бесплатны

Москва и область

7 499 350-44-07

Санкт-Петербург и область

7 812 309-43-30

Бесплатно по России

Социальная помощь пенсионерам всех категорий – приоритетное направление социальной политики государства. Конечно, эта помощь не всегда приходит к нуждающимся в полном объеме, но это направление развивается и уже многого удалось достичь. Есть надежда, что количество удовлетворенных ходатайств будет неуклонно расти и Россия займет достойное место в мировой классификации социально защищенных стран.

Получение любого вида помощи, согласно ст. 7 закона 178 – ФЗ, предоставляется в виде денежных выплат или натуральной помощи. Пенсионер может претендовать на получение субсидий, компенсаций, пособий, на оказание ему социальных услуг и выдачу лекарств, одежды или продуктов. Чтобы получить – надо иметь статус малоимущего гражданина или наличие малоимущей семьи у пенсионера.

Малоимущие и пенсионеры-инвалиды

Прожиточный минимум – основная величина, на которую ориентируются органы соцзащиты при присвоении статуса малоимущего гражданина, зависит она от региона проживания. На основании справки о размере пенсии и другой прибыли, если таковая имеется, в отделе соцзащиты принимается решение о присвоении статуса. Для получения социальной помощи на федеральном уровне, необходимо оформить единовременную денежную выплату в территориальном отделении Пенсионного фонда. Помощь можно получить в виде разного рода льгот, услуг или заменить это денежными выплатами. Ознакомившись с перечнем льгот, гражданин сам решает, какой из вариантов для него предпочтительней.

Помимо 7 ст. 178 Закона, существует Федеральный закон № 181 – ФЗ, который регламентирует порядок получения социальной помощи пенсионерам-инвалидам. В нем сказано, что при отказе от денежного эквивалента стоимости набора льгот, можно получить:

  1. Лекарственные и медицинские средства.
  2. Санаторно – курортное лечение по основному заболеванию.
  3. Неоплачиваемые поездки в электричках.
  4. Бесплатный проезд на всех видах транспорта на территории РФ при поездке к месту лечения.

Господдержка пенсионеров федерального, регионального уровня

– это ветераны ВОВ, участники боевых действий, награжденные жители блокадного Ленинграда, вдовы и вдовцы ветеранов ВОВ, инвалиды и дети-инвалиды, ликвидаторы ядерных аварий и пострадавшие от радиации после этих аварий, работающие пенсионеры. Все остальные категории – региональные пенсионеры. Например, адресная . Ее может получить любой пенсионер, оказавшийся в затруднительной ситуации, но, в зависимости от места проживания, величина этой помощи может отличаться. Лекарства, продукты питания, одежда и обувь – все решается на местном уровне.

Адресная социальная помощь

Согласно Закону №442 – ФЗ, пенсионер может рассчитывать на получение топлива, транспортных и технических средств для реабилитации. Многое зависит от возможностей регионов, обращаясь за , обязательно ознакомьтесь с нормативным актом, регулирующим оказание такой помощи в данном субъекте. На получение адресной помощи имеют право:

  1. Одинокие пенсионеры, чей доход ниже двух прожиточных минимумов.
  2. Безработные пенсионеры и инвалиды, общесемейный доход которых также не превышает двух прожиточных минимумов на человека.
  3. Пенсионеры, получающие пенсию в ведомственных отделах, при наличии справок о величине .

Адресная помощь осуществляется по заявительному принципу и оформляется в территориальных отделах соцзащиты. Со стороны государства существуют следующие меры поддержки — это освобождение от имущественного налога, повышение размеров пенсии после 80 лет. Для работающих – компенсация расходов на приобретение жилья, право на отпуск за свой счет без объяснения причин и отсутствие двухнедельной отработки при увольнении. Государство гарантирует получение следующих видов пенсий гражданам, уехавшим жить за границу:

  1. Страховая пенсия.
  2. Пенсия по государственному обеспечению.
  3. Доплата летчикам, шахтерам, ядерщикам (за особые заслуги).
  4. Ветеранам Великой отечественной войны.

Для оформления необходимо лично обратиться в отделение Пенсионного фонда или через законного представителя (п.3 ПП РФ № 1386).

Социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума в столице

По всей территории России осуществляется доплата пенсионерам до уровня прожиточного минимума в регионе. 2019 год не стал исключением и для жителей столицы. Такая доплата будет производиться всем неработающим пенсионерам. Законом г. Москвы № 37 установлена величина прожиточного минимума на 2019 год в размере 11816 рублей. Региональная социальная доплата производится в соответствии с московскими правовыми актами.

Субсидии по оплате ЖКХ

Самой востребованной у пенсионеров считается льгота на оплату ЖКХ. Значительная статья ежемесячных расходов, часть из которых может вернуться плательщику в виде субсидии. Для получения компенсации доли затрат на коммунальные платежи, необходимо собрать пакет документов и предоставить их в отдел соцзащиты по месту жительства. О перечне необходимых документов можно узнать на Портале государственных услуг или непосредственно у инспектора соцзащиты.

Если затраты на ЖКУ превышают максимально допустимый уровень (от 10 до 22% в разных субъектах) в общем семейном доходе – гражданин может оформить субсидии. Документы проверяются 10 дней. Важно знать, что федеральная категория пенсионеров имеет право на субсидирование без учета общего дохода. Сумма может составлять до 50% оплаты услуг ЖКХ.

Компенсация расходов на телефон

Возмещение расходов на телефон касается работающей категории пенсионеров. Так, ст. 164 ТК РФ предусмотрено, что компенсация должна возмещать работнику затраты на связь, если они связаны с исполнением трудовых обязанностей. Выплачивается возмещение за счет собственной прибыли предприятия или за счет государственной субсидии (если выполнялось государственное задание).

Бесплатные и льготные лекарства, медобслуживание

Право на бесплатное обслуживание в городских и районных поликлиниках, больницах есть у каждого пенсионера. Если требуется дополнительные обследования в специальных центрах – решение принимается на местном уровне. Пенсионеры-инвалиды имеют право на получение , если не отказались от социальных услуг. Это 360 препаратов, 228 из них считаются жизненно необходимыми (приказ Минздравсоцразвития России № 328 и № 665). Существует много территориальных программ, где ветераны-инвалиды получают бесплатные санаторные путевки, посещают реабилитационные центры.

Пенсионеры от 60 лет должны проходить диспансеризацию (приказ Минздрава № 100 бн) раз в 3 года. Инвалиды ВОВ и блокадники, получившие трудовые увечья, проходят обследования раз в год. Все желающие могут бесплатно привиться от гриппа.

Транспортные преференции

Транспортные преференции в муниципальном транспорте регламентируются на федеральном уровне и предоставляются всем пенсионерам. Различия имеют территориальный характер: в Москве это транспортная карта, в других регионах – скидка на проезд. Наибольшее количество транспортных льгот имеют пенсионеры федерального значения:

  1. Бесплатный проезд в городском транспорте для ветеранов ВОВ.
  2. 50% скидка на водный и ж/д транспорт.
  3. Для ветеранов труда – пользование муниципальным транспортом и пригородного сообщения без оплаты.

Льготы не касаются коммерческого и авиатранспорта. Немногие авиаперевозчики предоставляют сезонные скидки пенсионерам. Во многих регионах предусмотрена скидка на пригородные поезда для всех категорий граждан пенсионного возраста до 50% от стоимости билета.

Единовременная адресная государственная помощь и социальный контракт

Адресная помощь оказывается лицам, которые по ряду причин не в состоянии себя обеспечить. Например, одиноким пенсионерам, которым здоровье не позволяет вести привычный образ жизни или пострадало имущество в результате стихийного бедствия. Такой вид помощи носит временный характер и направлен на то, чтобы человек мог быстро преодолеть негативные факторы. Величина помощи зависит от региональных возможностей и конкретной нужды гражданина. В органах соцзащиты можно узнать, попадает ли конкретный человек под категорию, имеющую право на получение адресной помощи.

Еще один достаточно новый вид социальной помощи гражданам – целевой контракт. Такие контракты заключаются между малоимущим гражданином и социальным центром. Целевой контракт подразумевает разумную социальную помощь человеку, находящемуся в затруднительном материальном положении. Например, малоимущий может заключить контракт на материальную помощь для установки приборов учета воды или газа. Органами соцзащиты будет оценена стоимость проводимых работ и выделена соответствующая сумма. Можно заключить контракт на развитие подсобного хозяйства, которое впоследствии улучшит положение обратившегося. Цель контрактной социальной помощи – решение конкретной задачи и повышение уровня социальной адаптации малоимущих граждан.

Материальная поддержка бывшего сотрудника

Иногда предприятие, где работал гражданин до достижения пенсионного возраста, добровольно берет на себя затраты по его социальной поддержке, даже если это не прописано в Коллективном договоре. Так, бывший работодатель может оказать посильную материальную помощь на лечение гражданина или оплатить затраты на погребение в случае смерти бывшего работника. В обязанность такие выплаты законом не вменяются.

Кому полагается и что входит в комплексный пакет социальной помощи?

Пакет социальной помощи полагается одиноким и семейным пенсионерам – инвалидам и участникам
боевых действий. В него вошли:

  1. Дорогие лекарства.
  2. Лечение в санатории (если есть направление, 1раз в год).
  3. Оплата проезда до санатория и обратно (все виды транспорта).

Особые условия у инвалидов 1 группы – лечение в санатории 2 раза в год и льготный проезд до места лечения заявителю и сопровождающему лицу.

Сроки оформления и необходимые документы

Для получения такого вида помощи необходимо написать заявление в пенсионном фонде по месту жительства, указав причину этой необходимости. Также понадобятся копии пенсионного удостоверения, паспорта, справки о доходах всех членов семьи (в случае совместного проживания), справку об инвалидности с указанием группы.

Как и в других случаях, документы подаются лично или через законного представителя и рассматриваются в течение 10 дней. Если нужна дополнительная проверка, законом предусматривается срок в 30 дней. В случае отказа можно обжаловать решение в этом же органе в течение 5 дней.

Особенности преференций для некоторых категорий пенсионеров в 2019 году

Для одиноких и малоимущих граждан со всем спектром услуг можно ознакомиться в местных органах соцзащиты. Стоит добавить, что с увеличением величины прожиточного минимума, изменятся и расчеты по субсидированию услуг ЖКХ, а надбавки к пенсии будут увеличены в 2019 году на 4% до 2020.

Для военных пенсионеров

Военным пенсионерам Москвы, участвовавшим в испытании ядерного оружия, с 2019 года отменен налог на одно транспортное средство. Для остальных категорий бывших военных предусмотрены льготные послабления в виде 50% оплаты услуг ЖКХ, льготы на имущественный налог. Многие военные пенсионеры могут претендовать на гражданские пенсионные выплаты и получение дополнительных премий от государства за отличную службу.

Для пенсионеров-инвалидов

Ознакомившись с некоторыми из льгот для пенсионеров-инвалидов, необходимо дополнить список следующими пунктами для 1 группы:

  1. Бесплатное протезирование конечностей.
  2. Установка пандусов в доме, где проживает инвалид 1 группы.
  3. Право первой очереди на получение муниципальной квартиры.
  4. Выделение земельных участков под строительство.

Для 2 группы:

  1. Освобождение от подоходного налога, на автомобиль и недвижимость (если пенсионер работает).
  2. 50% скидка на оплату газа, воды и электричества, вывоз ТБО.
  3. 50% скидка на оплату дров или угля (для печного отопления).

Для 3 группы:

  1. Оплачиваемый отпуск – 30 дней + еще 30 за свой счет.
  2. Если человек не работает – 50% скидка на приобретение лекарств.
  3. Сокращенная трудовая неделя с соответственной оплатой.

Ветеранам труда

Для них предусмотрены следующие льготы:

  1. Компенсация на оплату ЖКУ.
  2. Получение жилья (при постановке на очередь до 2005 года).
  3. Льгота на проезд в городском транспорте.
  4. Льготы по налогам.
  5. Бесплатное медобслуживание.
  6. Отпуск в любое время года.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже: