Мозг прирученный брюс гуд читать. «Мозг приручённый: Что делает нас людьми?», Брюс Гуд

Психологическая помощь при разводе необходима всем сторонам процесса, в том числе, детям. Здесь важна не столько юридическая оценка, сколько личностная, поскольку закон изменить нельзя, а отношение к происходящему еще можно. Поэтому важно понять всю сущность развода как социально психологического феномена и учесть все тонкости данного периода жизни.

Также результат зависит от положения человека в обществе и конкретной социальной группе. Можно проходить стадию психологического развода в одиночестве, либо пригласить психолога или близких людей, которые дадут возможность преодолеть некоторые барьеры запретов и недовольств.

Начало оказания поддержки при разводе

Психологические причины разводов разные, но в каждом из них одно характерное сходство — помощь нужна обоим супругам и желательно на более ранних этапах. Как правило, разводы делят на два типа:

  1. взаимное согласие супругов — когда наступает момент напряженности в отношениях, обе стороны понимают, что их семью сохранить невозможно и придется двигаться дальше, не взирая на привычки и уклад жизни. При этом стороны, даже готовые к переменам в жизни, все равно испытывают неловкость или даже страх.
  2. одностороннее расторжение брака — при чем без видимых на то причин для второго стороны, который полностью доверяет супругу как прежде и любит его. Здесь нельзя говорить о том, кто из супругов более или менее подвержен стрессам и агрессивным поступкам. Обе стороны по своему переживают ситуацию, и каждому из них требуется поддержка.

Время, которое принято принимать за момент начала оказания поддержки — с начала бракоразводного процесса. В момент, когда одна из сторон решилась на прекращение семейных правоотношений, даже если они не были зарегистрированы, ей нужна помощь, чтобы сообщить второй половинке о своем решении. Здесь потребуется поддержка либо друзей, либо надежного психотерапевта.

Участники психологической помощи

Женщины чувствуют сильнее, и именно они первыми приходят за психологической помощью при разводе. Из-за своего характера и темперамента они чаще других становятся жертвами своих мужей, которые не оставляют выбора, доставляют массу неудобств, чтобы показать властное отношение.

Мужчины же менее чувствительны, но при этом более агрессивны. Именно поэтому в спорах и ссорах они стараются напасть и обидеть, чего делать не рекомендуется. Из-за противоречий характеров и разного взгляда на психологию каждого супруга, разводы в большинстве случаях, даже обоюдные, проходят неудачно. Финансовые вопросы и споры о воспитании детей часто становятся «камнем преткновения» даже в благополучных семьях.

Особенное место в разговоре стоит отвести психологической помощь детям, которые оказываются главными участниками манипуляций и «запрещенных ходов». При разводе родителей очень важно подчеркнуть, что причиной развода явился не ребенок, а только взрослые. Нужно доказать малышам, что они всегда будут любимыми и смогут обратиться к любому из разведенных супругов. Противостояние в этом вопросе, в надежде больнее ударить противника, только хуже отразиться на маленьких детях, и поэтому ни в коем случае не должна становиться прогрессирующей тенденцией.

Ну, и, конечно же, психолог. Основные направления психологической помощи в ситуации развода подбираются ими в соответствии с конкретной ситуации и к определенному типу людей. Поэтому что может быть хорошо для одного, не всегда будет обязательным для другого. Профессионалы с легкостью смогут определить проблему и помочь в ее быстром разрешении.

Немного о психологии людей, которые находятся в процессе развода

Психологические аспекты развода предполагают разделение на определенные стадии/этапы состояние человека, находящего в процессе развода, как социально психологического феномена общества.

Каждое из них может варьироваться по времени, по степени прохождения и по необходимости в социальной или психологической поддержке человека.

Этап 1. Ситуация ступора

Данная стадия характеризуется внезапностью и более стрессовым состоянием. Развод как социально психологический феномен никого не оставляет равнодушным. Понять, что с сегодняшнего дня отношения прекращены, и никто не может их вернуть, очень сложно.

В это время необходимо максимально сосредоточиться, чтобы минимизировать последствия. Нельзя оставаться в одиночестве, постарайтесь выйти из дома и поднять настроение, насколько это будет возможно. Не зацикливайтесь на своем супруге, постарайтесь оттолкнуться от ситуации до наступления второго этапа.

Вовремя оказанная психологическая поддержка может помочь выйти из состояния фрустрации и вывести человека в его привычный образ жизни.

Этап 2. Обида и депрессия

Далее наступает сложный период в жизни. Человек злиться, обвиняет ушедшего из семьи супруга во всех бедах и пытается всячески чинить препятствия к общению сторон. Это не легко, но нужно собраться и попытаться не совершить определенных ошибок, определенных психологами, как критичными и ошибочными:

  1. не препятствуйте общению отца с ребенком — значительное количество судей оставляют несовершеннолетнего ребенка с матерью, поскольку психология детей рассчитана на постоянную материнскую поддержку и любовь. Но при этом общение детей (особенно мальчиков) с отцами не должно прекращаться для полноценного развития и правильного воспитания. Настраивание ребенка матерью против их отца, в конце концов, может привести к пагубному отношению со сверстниками — мальчиками или попаданием детей в дурную компанию, где они пытаются найти свой авторитет.
  2. не ругайтесь при детях — так они меньше будут искать причину развода и реже натыкаться на мысль, что они — та самая причина, по которой мама и папа не могут ужиться вместе.
  3. делите имущество без истерик и с пониманием — психологически мужчина, заработавший на квартиру, не захочет отдавать ее из жалости к себе и к деньгам, которые ему дались с трудом. Поэтому попытайтесь найти компромисс, особенно если женщине придется жить одной с ребенком, а то и с двумя и более.

Этап 3. Осознание проблемы и выход из нее

Социально психологические последствия разводов видны больше окружающим, чем непосредственно супругам. После года, следующих за разрывом отношений, люди начинают осознавать, что они теперь должны быть одни и продолжать жить на радость детям и себе. Не стоит бояться начинать новые отношения, но не ищите людей, похожих на своих предыдущих партнеров.

Подсознательный поиск человека, который хоть немного, но похож на бывшего супруга, приводит к повторению ошибок и проблемам в личной жизни. Не нужно искать замену, лучше стараться искать духовного соратника, который сможет поддержать в тяжелый период и не повторит прежних ошибок.

В чем состоит помощь людям, проходящим процесс развода

Развод как социально психологический феномен предопределил профессию людей, которые занимаются поддержкой людей, находящихся в юридической стадии прекращения брачных отношений.

Подобные люди специализируются как на ведении бракоразводного процесса в суде, так и оказание услуг по медиации (предварительное судебное соглашение об имуществе, детях, алиментах). Они помогают людям преодолеть барьер общения между собой, и сократить затраты на судебные расходы.

Основы работы психолога по бракоразводным процессам

Помощь после развода необходима каждому участнику в той или иной степени. В странах Запада часто практикуют совместные тренинги и занятия, которые помогают людям понять всю сущность их положения и оставаться не одинокими в своем обществе. Последствия развода переживаются довольно тяжело, но важно понимать, что это проходящее явление, и останавливаться в прошлой жизни невозможно. Поэтому если длительное время вы не можете успокоиться и привыкнуть к мысли, что ваша жизнь не приносит удовольствие, и вы не можете жить без любимого человека, необходимо обращаться к профессиональному психоаналитику.

Принятие срочных мер, таких как терапия, гипноз, массаж, тренинги и прочие механизмы воздействия на человека смогут помочь детально изучить проблему и попытаться «вытащить» из нее человека, обратившегося за моральной поддержкой.

Пройдя все этапы, заручившись при этом поддержкой профессионалов можно смело сказать, что развод не был для его участников большим стрессом. Главное знать — что данная проблема не единична, и нужно воспринимать ее как должное в ходе меняющихся событий.

Стратегия психотерапии при разводе отличается в зависимости от периода процесса развода, который можно разделить на предразводный период, период развода и послеразводный период.

Предразводный период . Основной целью психотерапевтических мероприятий в данный период является достижение продуманного, ответственного решения независимо от того, стремятся ли супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. В этот период еще можно приостановить процесс юридического развода. При работе с супругами целесообразно выяснить их отношение к разводу как таковому, а также мотивации их решения. Следует учитывать возможность временного кризиса в этот период, перспективы удовлетворения потребностей супругов и позитивных изменений в семье, последствия развода для обоих супругов и особенно для детей.

Общественное мнение рождает мифы, поддерживающие поведение, способствующее разводу. Здесь речь идет об идеях, которые выдаются за общеизвестные истины, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

  • второй брак лучше, чем первый
  • если брак не удался, то только развод может поправить положение
  • для ребенка развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей
  • лучше развестись, чем сохранить семью, в которой дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями
  • после окончания периода развода все станет на свои места и для детей
  • если новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям
Если один из партнеров находится под влиянием подобных мифов, то задача - помочь ему отказаться от ложных идей и устранить их влияние на принятие решения.

Период развода . Это период, когда супруги уже приняли решение о разводе. Психотерапевт помогает супругам сдерживать свои эмоции, направляя их к совместному решению конкретных проблем, связанных с разводом, что наиболее целесообразно для обеих сторон, учитывая прежде всего интересы и проблемы детей.

Эмоциональное состояние супругов характеризуется чувствами гнева и печали, страха, вины, злости, желанием отомстить. Им можно противопоставить стремление примириться с утратой, чувство ответственности, развитие самостоятельности и формирование новых целей. Психотерапевт должен добиться того, чтобы с разводом согласились оба супруга. Если решение о разводе носит односторонний характер, то «брошенный» партнер считает другого виновным и у него возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности. Предметом споров и раздоров могут стать вопросы раздела имущества или заботы о детях, поэтому терапевт должен помочь в разрешении эмоциональных проблем, чтобы они не штили на рациональное решение деловых вопросов.

К юридическим вопросам относятся раздел имущества и квартиры, выплата алиментов, определение детей к одному из родителей и заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга. Большинство вопросов лучше решать на основе взаимной договоренности, например вопрос о посещении детей или разделе имущества. Психотерапевт систематически подводит супругов к осознанию того, что все их поступки должны быть направлены на ребенка, которому предстоит переход к новым условиям жизни, чтобы он смог сохранить эмоциональную связь с обоими родителями, не утратил чувство безопасности и постепенно преодолел свою растерянность.

Помощь психолога при разводе важна, потому что любой развод, даже если он по взаимному согласию - это серьезное испытание для многих людей. Особенно тяжело тем мужчинам и женщинам, которых оставили по той или иной причине. Бракоразводный процесс, который начинается с момента принятия решения и заканчивается официальным разводом, затрагивает различные сферы жизни: отношения с детьми, родственниками, друзьями, раздел имущества, финансы, организация новой жизни. При разводе проблемы могут возникать в любой сфере, порою и в нескольких сразу. Для решения такого рода проблем, а также для облегчения душевного состояния, поможет психолог при разводе — .

Услуги психолога по разводам — цены

Скайп: maria.sigal3/написать в Skype

С какими вопросами можно обратиться к психологу при разводе?


На грани развода

кто-то из супругов или оба не уверены,

один из супругов хочет разводиться, а другой хочет сохранить семью

не получается договориться по основным вопросам, связанным с разводом: дети, финансы, имущество, условия проживания после развода

Помощь психолога при разводе

кто-то из супругов продолжает любить и не знает,

сильные эмоции, самообвинения или обвинения партнера, острая боль в период развода,

депрессия, апатия, ощущение потерянности, пустоты, потеря смысла жизни, веры в себя и веры в людей

Психолог после развода

обида, гнев, боль, отчаяние, чувство вины, депрессия и другие неприятные переживания не проходят

Вы не представляете, у Вас не получается начать строить новую жизнь без бывшего супруга

продолжаются ссоры и конфликты после развода

не удается следовать договоренностям по различным вопросам: дети, финансы, имущество, условия проживания после развода

Парная или индивидуальная консультация?

нужен, когда вопросы по разводу касаются Вас обоих, например Вы оба сомневаетесь в разводе, у Вас не получается договориться по каким-либо темам, Вы продолжаете ругаться после развода и т.п. В случаях, если вопросы касаются только одного супруга, например Вы тяжело переживаете развод, продолжаете любить супруга, не можете отпустить, хотите вернуть, не можете строить новую жизнь без бывшего партнера, то лучше обратиться к психологу индивидуально.

Обо мне

Дипломированный , профессиональный семейный психолог, занимаюсь индивидуальным консультированием с 2005 года. работой с парами с 2007 года

Основное образование: психологический факультет МГУ, изучала различные методы психологической работы на курсах повышения квалификации «Практическая психология личности»

Использую несколько методов психотерапии — гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая и экзистенциальная психология. Подбираю индивидуальный подход к клиенту в зависимости от типа Вашей личности и Вашего запроса

Всегда ориентируюсь на результат — уже после первой консультации Вы будете иметь ответы на свои вопросы и практические рекомендации

Статьи по теме «Развод»


В данной статье я рассказываю о том, как принять правильное решение в зависимости от причины Вашего желания развестись:

    • Самой частой причиной развода является измена. Измену близкого человека простить обычно сложно, особенно если измена была неоднократно
    • Кризис отношений, зачастую связанный с появлением первого ребенка. Многим парам сложно перестроить свою семейную систему и пройти через этот кризис отношений
    • Постоянные ссоры, скандалы, конфликты, неумение договариваться мирным путем
  • Проблемы в сексуальной жизни, неудовлетворенность одного или обоих партнеров

В этой статье я рассказываю, как вы можете помочь себе пройти через этот болезненный период в жизни и поскорее обрести душевное равновесие. Важно понимать, что любой разрыв близких отношений переживается как утрата близкого человека. Включается естественный процесс проживания горя, который состоит из нескольких этапов:

    • Шоковое состояние: Вы отказываетесь поверить в происходящее, может длится до 2-3 месяцев
    • Страдания: острая боль, обида, злость, чувство вины, одиночество, страх за будущую жизнь, продолжается в среднем 2-3 месяца
    • Депрессивное состояние: апатия, потеря смысла жизни, упадок сил и энергии, длится около месяца
  • Остаточные явления: все неприятные переживания и депрессивное состояние может повторяться, но уже не так остро, может продолжаться от 6 месяцев до года.

Психолог поможет Вам пережить все стадии горевания легче и быстрее, а также поможет убрать остаточные явления после разрыва отношений.

Эта статья для тех, кому сложно начать новую жизнь без бывшего супруга. Для того, чтобы восстановиться после развода и перейти на новый этап жизни Вам необходимо:

    • Завершить все переживания, связанные в разрывом отношений. Естественный процесс заживления ран занимает около года. Самые болезненные переживания обычно проходят через несколько месяцев, если происходит внутреннее завершение этих переживаний. Если завершение не происходит, то тягостные эмоции могут затянуться на год, а то и больше
    • Концентрировать внимание на настоящем и искать радости жизни в настоящем. Подумайте, что важно сделать в ближайшее время, что вас может порадоваться в настоящем
  • Начинайте думать о своем счастливом будущем. Какую жизнь Вы хотите? Какие отношения Вы хотите? Не бойтесь мечтать и представлять себе Ваше желаемое будущее.

КАК ПЕРЕЖИТЬ РАЗВОД?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАЗВОДЕ

Развод - одна из самых сильных травмирующих ситуаций , которую, к сожалению, переживает, практически, каждая вторая семья. Стресс, испытываемый при разводе, по силе приближается к стрессу в состоянии горя из-за смерти близкого человека.
Муж ушел - на каком-то бессознательном уровне, все равно, что умер. Развод - это горе, утрата, даже если брак не был зарегистрирован, даже если любовь практически ушла. Невозможно пережить развод в одиночку, в этот период необходима поддержка и участие.

Боль, испытываемую при разводе, многие, находящиеся в процессе развода и после развода, сравнивают с потерей части себя - "как будто отрубили руку", или с потерей себя целиком - "меня как будто бы нет". Очень больно, когда разрушаются ожидания, больно от того, что совместного будущего уже нет, жаль потерянного времени, страшно остаться одной.

Говорят, что время лечит любые раны. Исследованиями доказано, что в среднем люди переживают развод самостоятельно (без помощи психолога) от 3 до 5 лет. Но наша практика показывает, что некоторые люди не могут отойти после развода 10 и более лет.

Поэтому психологическая помощь при разводе необходима всем членам семьи, и, особенно, супругу, от которого уходят. Тем более, если развод оказался для него неожиданным, или он против развода и любит партнера.

Психологическая помощь при разводе важна и тому, кому принадлежит инициатива развода . Инициатор развода, как правило, испытывает огромное чувство вины, тяжесть, давление со стороны брошенного супруга и других родственников. Конечно, в психологической помощи при разводе нуждается и самая пострадавщая сторона - это дети .

Развод - это длительный психологический процесс, который начинается с принятия решения о разводе и заканчивается тогда, когда эмоциональные, юридические, экономические отношения полностью завершены. Условно его можно разделить на три этапа: предразводный этап, этап самого развода и этап после развода.

Психологическая помощь в предразводный период. На пороге развода.

Если вы стоите на пороге развода и сомневаетесь, делать вам следующий шаг или нет, выходить из отношений или нет, психологическая помощь вам необходима, чтобы принять осознанное, взвешенное решение. Конечно, такое решение никто не примет за вас, но вы сможете вместе с психологом понять, чего на самом деле хотите.

На этом этапе семью еще можно спасти. A может быть, вы поймете, что спасать уже нечего и сможете принять ситуацию такой, какая она есть, и менее болезненно пережить развод. В предразводный период вам поможет семейное консультирование , когда вы вдвоем приходите к психологу.

Психологическая помощь особенно необходима, если вы оба не знаете, разводиться вам или нет, и как следствие, живете в постоянном стрессе. В этом напряжении невозможно принять верное решение. Чем раньше вы обратитесь за психологической помощью, тем лучше.

Если же вторая половина не согласна обратиться к психологу, то поможет индивидуальная психологическая консультация .

Особенно важно прийти к психологу, если

  • - решение о разводе, принятое "второй половиной", оказалось для вас полной неожиданностью
  • - если вы против развода
  • - если вы любите супруга

Наши психологи имеют 15-летний опыт работы по оказанию психологической помощи в предразводный период и при разводе.

Психологическая помощь при разводе. Порог любви.

На этом этапе решение о разводе принято окончательно, и начинается сам процесс развода. Вы оказались на пороге отношений - самом болезненном этапе отношений и начали открывать дверь в новую жизнь. Никто не знает, что ждет вас за этим порогом.
Как пережить развод? Психологическая помощь при разводе необходима и супругам, и детям .

На этом этапе мы предлагаем вам пройти эффективную краткосрочную программу , разработанную в нашем центре. Эта программа позволяет сократить время переживания развода (от 3 до 5 лет) до полугода.


- индивидуальные консультации ,
- расстановку на расставание
- следующие тренинги:
  • Не всегда нужно приводить самого ребенка. Иногда, чтобы помочь детям, достаточно сделать семейную расстановку (можно прийти одному родителю) и пройти консультацию самим родителям (или одному родителю).

    Психологическая помощь после развода

    Очень часто у многих пар полного завершения отношений после развода не происходит. Юридический развод и даже раздельное проживание супругов еще не означают, что произошел психологический развод, и отношения завершились. Однако, незавершенные отношения мешают нам (и особенно женщинам) строить свою личную жизнь дальше.

    Пока сердце занято прежней любовью, новую встретить невозможно. Но зато возможно найти суррогатную любовь (подобие старой любви) и в очередной раз наступить на те же грабли, но с другим человеком.

    Почему это происходит? Потому что конфликт из незавершенных отношений переносится в новые отношения и проигрывается заново с другим человеком. Более того, в этом случае новый партнер часто бывает похож на предыдущего. И как правило, такой же травмированный предыдущими отношениями, как и вы. Возможно, новые отношения могут быть даже хуже предыдущих.

    Говорят: "уходя уходи". Уж если вы развелись, то полностью отделяйтесь, сепарируйтесь друг от друга, не застревайте в состоянии развода. Тогда вы сможете открыть дверь в новую жизнь.

    Очень часто пары оказываются в ловушке самообмана. Им кажется, что они полностью расстались, а на самом деле в душе каждого из бывших супругов (или одного супруга) еще живут чувства к партнеру и надежда на восстановление отношений. Например, после развода некоторые пары продолжают сексуальные отношения еще несколько лет. Многие считают, что они остались только друзьями, на самом деле это - самообман. В большинстве подобных случаев отношения не завершены.

    Показателями незавершенных отношений является и то, что вы никак не можете разъехаться и живете в одном доме (квартире), что не можете разделить имущество. Сексуальное влечение к партнеру (даже тайное), желание отомстить ему, ревность, зависть к его успеху, боль, обиды, злость и любые другие чувства по отношению к бывшему партнеру говорят о том, что вы не завершили отношения.

    На этапе после развода мы предлагаем вам пройти эффективную краткосрочную программу психологической помощи при разводе , разработанную в нашем центре. Эта программа поможет вам завершить отношения, сепарироваться (отделиться) от супруга.

    Предлагаемая нами программа включает в себя


    - индивидуальные консультации ,
    - расстановку на расставание
    - следующие тренинги:
    • Психологическая помощь после развода при разделе имущества

      Если у вас изначально не был подписан брачный договор, и после развода нет согласия при разделе имущества, то мы оказываем психологическую помощь и в этом случае. Для этого мы рекомендуем прийти на индивидуальные консультации или семейную расстановку . Иногда достаточно одного занятия, чтобы проблема раздела имущества после развода разрешилась, и обе стороны пришли к согласию.

      Почему важна психологическая помощь при разводе?

      Невозможно избежать переживания горя, спрятать голову в песок, сделать вид, что ничего не происходит. И психологическая помощь при разводе бесценна. Горе при разводе важно пережить, прожить.

      Существует несколько этапов переживания горевания при разводе.

      Первый этап горя при разводе - отрицание.
      Это шок. На этом этапе включаются защитные механизмы психики, и человек, стремясь избежать боли, отрицает ситуацию развода. Покинутый супруг воспринимает все как кошмарный сон: вот сейчас он проснется, и все будет по-прежнему, или он (она) поймет, что не прав, одумается и вернется. Он не верит в происходящее, что развод возможен, что все это происходит с ним, с его семьей. Он не принимает ситуацию развода и иногда даже ведет себя так, как будто ничего не случилось.

      Второй этап горя при разводе - агрессия.
      Когда человек все-таки признает, что от него ушли, он, спасаясь от боли, чувствует сильную злость, гнев, ярость, и вместе с тем страх, появляются мысли о мести. На этом этапе человек склонен обвинять в разводе и его причинах другого супруга, он отрицает свой вклад в то, что произошло. В адрес партнера звучат оскорбления, обзывательства, могут проявляться агрессивные действия. Потом агрессия, не найдя выхода, обращается на себя, человек обвиняет в разводе себя. Его охватывает чувство вины. Ни в коем случае нельзя подавлять агрессию, ее важно грамотно отреагировать, и в этом вам помогут наши психологи.

      Третий этап горя при разводе - депрессия.
      Невозможно все время защищаться от боли, и на этом этапе человека охватывает боль, тоска, отчаяние, уныние, апатия, безысходность. Мы не можем избежать этих чувств, их важно прожить. Появляются мысли о собственной ненужности (я никому не нужна), понижается самооценка.
      Психологическая помощь при разводе на этом этапе горя необходима. Благодаря проживанию этих чувств все случившееся отходит в прошлое. Человек живет воспоминаниями о совместной жизни, перебирает в памяти различные эпизоды, и постепенно "мы" уходит в прошлое.

      Четвертый этап - принятие развода.
      На этом этапе происходит утверждение утраты семьи, утверждения порога отношений. "Да, семья была, но распалась, развод произошел, "мы" уже нет, есть "я" и "ты". Сам порог уже пройден, вы вышли из отношений, и за вами закрывается дверь. Возврата в эти отношения уже нет. Но вы еще держитесь за ручку закрытой за вами двери.
      Боль постепенно уменьшается, притупляется. Переосмысляется все, что случилось, что было и есть, происходит адаптация к новому самостоятельному образу жизни. Это - этап собственной реабилитации, восстановления. Человек заново учится радоваться жизни, открывается миру и готовиться впустить новое, новые отношения в свою жизнь.

      ПОРОГ ЛЮБВИ



      На тренинге вы лучше поймете ваши отношения , причины, которые вас привели к разводу , осознаете, что хорошего дал вам этот человек.

      Вы сможете взять ресурсы, которые давали вам эти отношения , все лучшее, что в них было, в ваше будущее, в ваши следующие отношения .

      Ведь можно после расставания остаться раненой птицей с обожженными крыльями, а можно, пережив расставание , оставить прошлое позади и

Посвящается моей матери Лойяле Гуд

Предисловие

Невероятно! Мозг уменьшается!

За последние 20 тыс. лет человеческий мозг сжался, уменьшившись примерно на объем теннисного мячика. Палеонтологи обнаружили это, когда измерили окаменевшие черепа наших доисторических предков и выяснили, что по размеру они превосходят череп современного человека. Это замечательное открытие по любым меркам, ведь на протяжении большей части эволюционного процесса человеческий мозг увеличивался. Уменьшение мозга противоречит предположению о том, что при развитии науки, образования и техники объем мозга должен расти. Культурные стереотипы вроде образов яйцеголовых ученых или высокоразвитых сверхумных пришельцев с огромными головами тоже поддерживают идею о том, что умные существа всегда имеют большой мозг.

Маленький мозг, как правило, не ассоциируется с развитым интеллектом и в животном царстве; именно поэтому эпитет «птичьи мозги» воспринимается как оскорбление (хотя на самом деле не для всех птиц характерен маленький мозг). Животным с крупным мозгом присуще более гибкое поведение, они лучше решают задачи. Человек как биологический вид отличается исключительно крупным мозгом - он примерно в семь раз больше, чем можно было бы ожидать при данном размере тела. В конце концов, сложность современной жизни позволяет предположить, что мы становимся все умнее и умнее, раз справляемся с ней.

Никто не знает в точности, почему человеческий мозг уменьшился, но сам факт ставит перед нами кое-какие провокационные вопросы о взаимоотношениях между мозгом, поведением и интеллектом. Во-первых, мы склонны принимать как данность ни на чем не основанное предположение, что человеческий интеллект постоянно развивается. Мы уверены, что наши предки в каменном веке были отсталыми, потому что применяемые ими технологии абсолютно примитивны по современным стандартам. Но что если интеллект человека как таковой за последние двадцать тысяч лет не так уж сильно изменился? Что если наши предки были не глупее современных людей - вот только не имели за плечами такого преимущества, как знания, накопленные тысячами поколений? Не стоит считать, что мы принципиально умнее, чем человек, родившийся 20 тыс. лет назад. Может быть, у нас больше знаний, и мы лучше понимаем окружающий мир, но большая часть этого багажа знаний - не результат наших собственных усилий, а плод опыта и труда других людей, живших до нас.

Во-вторых, связь между размером мозга и интеллектом в нашем представлении сильно упрощена. Главное - не размер мозга, а то, как вы им пользуетесь. Встречаются люди, родившиеся с малым количеством мозговой ткани или у которых в результате болезни и хирургической операции осталась лишь половина мозга - но при этом они способны думать и действовать в рамках нормального интеллекта, потому что эффективно используют оставшуюся мозговую ткань. Более того, в мозге главное - не размер, а внутренние связи. По окаменелостям можно определить объем мозга первобытного человека, но они ничего не говорят о том, как были организованы и как действовали его внутренние микроструктуры. Делать выводы, опираясь только на размер, столь же нелепо, как сравнивать первые компьютеры 1950-х гг., занимавшие целые залы, с сегодняшними смартфонами, которые помещаются в кармане, но обладают значительно большей мощностью.

Оставив в стороне аргументы, касающиеся структуры, спросим себя: почему такой жизненно важный орган, как человеческий мозг, неизменно увеличивавшийся большую часть времени эволюции, около 20 тыс. лет назад вдруг начал сжиматься? Одна из теорий, объясняющих этот факт, связывает его с питанием. Поскольку примерно в это время мы перестали быть охотниками-собирателями, живущими мясом и ягодами, и начали возделывать землю, выращивая себе пропитание, может быть, именно смена рациона питания вызвала изменение размеров мозга. Однако это маловероятно. Аборигены Австралии лишь недавно познакомились с земледелием, но их мозг начал уменьшаться в то же время, что и у всех остальных. Кроме того, в Азии земледелие появилось примерно 11–12 тыс. лет назад, то есть заметно позже того, как мозг начал меняться.

Экологи указывают, что около 20 тыс. лет назад наступило потепление, положившее конец ледниковому периоду. Человек перестал нуждаться в массивном теле для переноски солидных запасов жира, и это могло привести к соответствующему уменьшению размеров мозга. Большой мозг требует много энергии, так что снижение размеров тела позволило бы нашим предкам уменьшить и мозг тоже. Но эта теория никак не объясняет тот факт, что в предыдущие периоды аналогичных климатических изменений (а они имели место в те 2 млн лет, когда мозг гоминидов увеличивался в размерах) ничего подобного не происходило.

Еще одна теория о причине уменьшения мозга может показаться абсурдной. Состоит она в том, что мозг человека сегодня меньше, чем 20 тыс. лет назад, потому что сам человек одомашнился. «Одомашнивание» - это биологический термин, означающий приручение (или окультуривание) диких животных и растений, искусственный их отбор и искусственное же воспроизводство. Процесс одомашнивания очень интересовал Чарльза Дарвина; в самом деле, значительная часть его аргументов в пользу теории происхождения видов была основана на примерах селекционного разведения человеком растений и животных; Дарвин считал, что по ним мы можем судить о том, как естественная среда дает некоторым особям репродуктивные преимущества перед остальными. Однако в отличие от естественного отбора одомашнивание, или искусственный отбор, действует не вслепую: с изобретением около 12 тыс. лет назад земледелия и животноводства человек начал сознательно манипулировать процессами отбора как растений, так и животных и постепенно изменять те виды, которые планировал использовать. Мы хотели, чтобы животные стали более послушными и чтобы их легче было выращивать. Мы устраняли агрессию, отбирая в каждом поколении самых покорных животных (тех, с которыми легче было управляться), и при этом меняли характер их поведения.

Примерно так же мы начали приручать и себя, чтобы можно было жить вместе большими сообществами. Это можно назвать самоодомашниванием, поскольку человека (если, конечно, вы не верите в божественное вмешательство) никто не выращивал и не отбирал лишь некоторых из нас для воспроизводства. Скорее мы занимались саморегуляцией, так что определенные черты, наиболее приемлемые для группы, со временем распространялись, потому что их обладатели чаще выживали и оставляли потомство. В этом смысле можно сказать, что мы самоодомашнились через изобретение культуры и обычаев, которые позволяют нам жить вместе.

Что-то в процессе одомашнивания производит глубокие перманентные физические изменения в тех, кого одомашнивают. Когда дикие животные становятся домашними, у них меняется не только поведение, но также тело и мозг. Заметим, что мозг каждого из примерно 30 животных, одомашненных человеком, уменьшился в объеме на 10–15 % по сравнению с их дикими пращурами - примерно такое же уменьшение мозга наблюдается за последнюю тысячу поколений и у человека.

Такое действие на мозг ученым удалось наблюдать в серии экспериментов по селекционному разведению. В 1950-е гг. российский генетик Дмитрий Беляев начал программу исследований по одомашниванию сибирской черно-бурой лисы. В отличие от современных собак, потомков многовекового селективного разведения волков, большинство лисиц остались дикими. Беляев считал, что успех одомашнивания зависит от темперамента. Для продолжения рода выбирали только тех лисиц, которые были наименее агрессивны и реже стремились убежать при приближении экспериментатора. Эти животные проявляли большую покорность благодаря чуть отличающейся химии мозга, закодированной в генах и регулирующей их поведение. После всего лишь десяти с небольшим поколений селективного разведения отпрыски диких лисиц стали заметно более смирными и послушными. Но при этом они претерпели и существенные физические изменения. На лбу у прирученных лисиц появилось белое пятнышко, а сами они стали мельче своих диких собратьев; уши у них, как у многих собак, обвисли. Еще Дарвин в «Происхождении видов» отметил: «Среди наших домашних животных нельзя назвать ни одного, которое в какой-нибудь стране не имело бы вислых ушей». Кроме того, у них уменьшился мозг.

Разведение покорных животных и исключение агрессии означают отбор по физиологическим изменениям в системах, управляющих гормональным и нейрохимическим статусом организма. Один из возможных механизмов, который объяснил бы меньший по размеру мозг, заключается в том, что для более пассивных особей, возможно, характерен более низкий уровень гормона тестостерона. Тестостерон у животных связан с агрессией и доминантным поведением, но при этом он обладает свойствами анаболика и потому играет, вероятно, некоторую роль в определении размеров тела (делает мышцы и органы крупнее и сильнее). Кроме того, он увеличивает размеры мозга. Выяснилось, кстати, что у людей, меняющих пол и принимающих для этого гормональные препараты, объем мозга тоже увеличивается или уменьшается в зависимости от того, какие принимаются гормоны.

Но одомашнивание животных ведет не только к уменьшению мозга; меняется и стиль мышления. Ведущий специалист по поведению животных из Университета Дьюка Брайан Хеер показал, что домашние собаки намного лучше по сравнению с дикими волками воспринимают социальные сигналы своих собратьев. Мы, люди, легко считываем направление взгляда другого человека и определяем, на чем сосредоточено его внимание. Как мы увидим в последующих главах, этот социальный навык есть даже у младенцев, и он постепенно усложняется по мере того, как мы развиваемся, расширяем круг общения и социального взаимодействия. Домашние собаки тоже могут читать социальные сигналы человека, такие как взгляд или даже присущий только человеку указующий жест рукой, тогда как волки и большинство других животных, увидев такое, как правило, остаются в недоумении или попросту ничего не замечают.

Очень интересны изменения, связанные с зависимостью и доверием. Если волки настойчиво пытаются решить сложную задачу, ищут решения и применяют разные хитрости, то собаки, как правило, сдаются раньше и пытаются заручиться поддержкой и помощью хозяина. Одомашнивание не только обогащает животное социальными навыками, но и делает его более зависимым от других. За время эксперимента было несколько случаев, когда одомашненные лисы сбегали из российских зверохозяйств в дикую природу - и возвращались через несколько дней, не сумев прожить самостоятельно. Они полностью зависели от тех, кто их вырастил.

Можно ли приложить понятие «одомашнивание» к эволюции человека? Еще молодым исследователем в Гарварде Хееру довелось присутствовать на обеде, где известный приматолог с факультета антропологии Ричард Рэнем рассказывал, что бонобо - карликовый вид шимпанзе, известный тем, что при разрешении конфликтов первым делом прибегает к сексу, - представляет собой эволюционную загадку, поскольку обладает целым рядом необычных черт, отсутствующих у собственно шимпанзе. Хеер понял, что все это верно и по отношению к одомашненным черно-бурым лисам. Чем больше он думал о сходстве между одомашненными животными и бонобо и о том, как те отличаются от шимпанзе, тем больше убеждался, что этот подвид приматов самоодомашнился. Все свидетельствовало в пользу такой гипотезы. Путь развития, который прошли социальные группы бонобо, вывел на первый план не агрессию, а социальные навыки и умение мириться. Если это работает для бонобо, то почему не могло сработать для человека? В конце концов, человек тоже примат с очень хорошо развитой способностью к социальному взаимодействию. Позже Хеер написал: «Свойственный человеку уровень гибкости в использовании социальных сигналов других людей мог появиться в процессе эволюции рода человеческого только вследствие появления видоспецифичных социальных эмоций, которые обеспечивают мотивацию внимания к поведению других особей и, как следствие, коммуникативные намерения во время совместных действий». Иными словами, необходимость в более социальном поведении и сотрудничестве изменила когда-то работу мозга гоминид.

Эта старая идея в последнее время привлекла ученых благодаря новым исследованиям и потенциальным механизмам. Впервые она появилась еще в XIX в. под маской социального дарвинизма - идея о том, что совместная жизнь создавала селективное давление, постепенно изменявшее природу человека. На первый взгляд гипотеза о том, что мирная совместная жизнь заставляла мозг человека изменяться, а тем более уменьшаться, кажется нелепой. В конце концов, человек начал цивилизоваться не 20 тыс. лет назад, а гораздо раньше; существует немало примеров более ранних обществ, религий, искусства и культуры. Недавнее открытие на индонезийском острове Флорес каменных памятников возрастом до миллиона лет позволяет предположить, что когда-то этот остров населяли отдаленные предки человека - гоминиды вида Homo erectus . Если предположение подтвердится, это будет означать, что Homo erectus должен был обладать значительными мореходными навыками, невозможными без когнитивных способностей и социальной кооперации - ведь острова разделяет значительное водное пространство, а организовать далекое путешествие по открытому морю на примитивном плоту очень и очень непросто.

Очевидно, наши предки хорошо умели общаться и сотрудничать задолго до конца последнего ледникового периода. Но примерно в это время произошел резкий скачок численности населения, который мог стать дополнительным «аргументом» в пользу адаптации к совместному проживанию в больших группах. Анализ истории нашего биологического вида говорит, что население трех континентов значительно выросло задолго до неолитического периода, начавшегося примерно 12 тыс. лет назад. Когда массы льда, покрывавшие северные континенты, примерно 20 тыс. лет назад начали таять, демография нашего вида стремительно изменилась, породив социальную среду, для успешного ориентирования в которой требовался повышенный уровень социальных навыков. Должно быть, процесс отбора по социальным качествам стартовал сотни тысяч лет назад, когда наши предки-гоминиды впервые начали сотрудничать. Тогда же, вероятно, начали появляться и первые признаки одомашнивания, но с окончанием ледникового периода, когда люди стали селиться вместе, этот процесс мог резко ускориться.

В жизни охотника-собирателя сила и агрессивность очень полезны, но для оседлой жизни важнее оказались хитрость, сотрудничество и умение договариваться. Теперь человеку нужнее всего были холодная голова и ровный нрав. Те, кто добивался успеха в этой новой селективной среде, передавали по наследству темперамент и социальные способности, обеспечивавшие им навыки ведения переговоров и дипломатии. Конечно, в Новое время было немало войн и насилия, к тому же мы создали множество технологий, позволяющих убивать друг друга в больших количествах, но современная война, как правило, ведется группами; жестокие индивидуальные схватки более характерны для маленьких доисторических племен охотников-собирателей.

В процессе самоодомашнивания мы сами меняли свой биологический вид, продвигая гены, благодаря которым мозг развивается медленно по сравнению с телом. Это означало более длинный период развития и социальной поддержки, что влечет за собой больший вклад родителей в воспитание детей. Для этого, в свою очередь, требовались механизмы регулирования темперамента и методы обучения детей социально приемлемому поведению. Люди, более или менее мирно жившие вместе оседлыми сообществами, продолжали свой род более успешно. Параллельно они приобретали навыки сотрудничества и учились делиться информацией; именно они постепенно создали человеческую культуру во всем ее многообразии.

Современная цивилизация возникла не потому, что мы внезапно стали более разумны как вид; скорее, это произошло вследствие того, что мы научились делиться информацией, улучшать с ее помощью технологии и дополнять знания, унаследованные от предыдущих поколений. Передача информации - побочный продукт одомашнивания. Долгое детство полезно для передачи знаний от одного поколения к другому, но первоначально оно появилось для того, чтобы мы успели найти общий язык с каждым членом племени. Стремление научиться жить вместе в мире и гармонии привело к расцвету коллективного разума, а не наоборот. Делясь знаниями, мы становились более образованными, но не обязательно более умными.

В 1860 г. два отважных викторианских исследователя (Роберт Бёрк и Уильям Уиллс) отправились в экспедицию с целью пересечь Австралию от Мельбурна на юге до залива Карпентария на севере; им нужно было преодолеть 2000 миль. Им удалось достичь северного побережья, но на обратном пути оба исследователя погибли. Бёрк и Уиллс были современными образованными людьми, но им недоставало опыта выживания в буше. В пути они питались пресноводными моллюсками и растением нарду, которое употребляли в пищу местные аборигены, и не испытывали в них недостатка. Однако и в ракушках, и в этом растении содержится высокий уровень фермента, который разрушает витамин B 1 - жизненно необходимую аминокислоту (отсюда и слово «витамин»). Бёрк и Уиллс не применяли традиционные у аборигенов методы обработки этих продуктов: не жарили ракушки, не подвергали нарду мокрому размолу и не запекали потом (а эти методы нейтрализуют токсичный фермент) - и потому не сумели воспользоваться древней мудростью культуры аборигенов. Они умерли не от голода, они умерли от авитаминоза. Аборигены ничего не знали ни о витамине B 1 , ни об авитаминозе, ни о том, что сильный жар разрушает ферменты; просто они еще детьми узнали от родителей, как нужно правильно готовить эти продукты. Несомненно, эти знания их далекие предки приобретали методом проб и ошибок - а теперь культура (то есть передача знаний, обучение) обеспечила их всех жизненно важной информацией, которой не было у Бёрка и Уиллса. Судьба этих исследователей показывает, что наш разум и способность к выживанию сильно зависят от того, что мы узнаём от других людей.

Обучение при одомашнивании подразумевает передачу знаний и методик, не всегда имеющих очевидную цель или происхождение. В случае с поджариванием «пищи буша» речь идет о безопасном приготовлении еды, но среди примеров можно назвать и охоту, и деторождение (и то и другое потенциально может быть опасным для жизни и прочно связано с народной мудростью). Конечно, в фольклоре, помимо полезных сведений, всегда много суеверий и иррациональных верований, но, как мы увидим в следующих главах, у человека, особенно в детстве, существует сильный императив к копированию всего, что делают и говорят окружающие.

Я, как специалист по психологии развития, считаю, что детство играет важнейшую роль в понимании культурной эволюции нашего биологического вида. Я всегда сообщаю своим студентам в Университете Бристоля тот известный и часто упоминаемый факт, что животные, у которых период воспитания детенышей продолжается дольше всего, как правило, оказываются самыми умными и социальными. Кроме того, длительное воспитание характерно для видов, у которых пары образуются однажды и на всю жизнь, а не для тех, кто часто меняет партнеров и производит на свет большое и самодостаточное потомство. Так что не следует удивляться тому, что из всех животных нашей планеты именно человек наибольшую часть жизни проводит сначала ребенком, находясь в зависимости от окружающих, а затем родителем, тратя много времени и усилий на воспитание собственных отпрысков. Именно так эволюционировал наш вид.

Разумеется, забота о потомстве - не только человеческая черта, но мы все же исключение. Мы используем время детства, чтобы передать следующему поколению огромное количество ранее собранной информации. Ни один другой вид не создает и не использует культуру, как это делаем мы. Наш мозг в процессе эволюции приспособился именно к этому. Как сказал однажды ведущий специалист по психологии развития Майкл Томазелло, «рыба рождается для воды, а человек - для культуры». Другие животные тоже способны передавать детенышам полученные знания - как колоть орехи камнем или извлекать термитов из термитника при помощи палочки, - но ни один другой вид не обладает нашей способностью передавать из поколения в поколение мудрость, которая с каждым поколением становится все сложнее и сложнее. Если наши древние предки учили детей делать простые колеса, то сегодня мы можем научить наших детей строить «Феррари».

Конечно, это не означает, что наш биологический вид непременно ведет себя мирно. В мире, где ресурсы ограничены, всегда существуют напряжение и борьба, и отдельные люди объединяются в группы, чтобы защищать свое положение от членов другого племени. Однако для конфликтов, возникающих между группами или отдельными людьми, в современном обществе есть средства контроля в виде морали и закона, причем более жесткие, чем когда бы то ни было прежде в нашей истории. Чтобы быть принятым в общество и стать его полноценным членом, каждый из нас должен усвоить эти правила; это часть процесса одомашнивания.