Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей. Что это такое тотемизм и его виды Виды тотемизма

Вера в сверхъестественное сопровождает человека все время его существования. Все необъяснимое человек причислял к потустороннему явлению. Первые религии появились на заре первобытно-общинного строя, они носили характер примитивного верования. Одной из религий являлся тотемизм — ветвь анимизма. Что такое тотем, и почему люди верили в невидимую связь между разными объектами? Какие формы тотемизма сохранились до наших времен? Рассмотрим в статье.

Первые религии человечества называются проторелигиями. Историки и ученые относят к ним четыре основных формы:

  1. анимизм;
  2. фетишизм;
  3. магию.

Какая именно проторелигия из перечисленных была первой, доподлинно неизвестно. Считается, что все четыре формы появились приблизительно в один и тот же период истории. Историки поясняют, что все основные формы верований присутствовали во всех доисторических проторелигиях.

Анимизм

Что такое анимизм как проторелигия? Современные ученые определяют его как веру в духовный мир, то есть, существование нематериального начала. Анимизм подразумевает веру в духов природы, умерших предков, духов-покровителей. Это одушевление всего, что окружает человека и является непонятным.

Наблюдая за явлениями природы, первобытные люди одушевляли их и приписывали определенные качества. Со временем люди стали воспринимать духов природы как разумных существ, управляющих их жизнью. Для того, чтобы задобрить гнев духов природы, им стали приносить дары и жертвоприношения.

Также люди верили, что существует посмертный мир, в который отправляется душа умершего человека. Там же существуют и различные сущности и духи.

Тотемизм

Определение тотемизма строится на вере в невидимую связь между человеком/племенем/родом и конкретным животным или растением. Это животное/растение именовалось тотемом. Люди верили, что тотем покровительствует им и оберегает от жизненных невзгод. Ученые считают, что первобытный человек стал обожествлять животный и растительный мир, потому что весь уклад жизни был связан именно с ним.

Примеры тотемизма — верования древних египтян, индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии и населения центральной части Африки. Чем отличается культ поклонения тотему? Избранному покровителю приносят дары, совершают религиозные служения и просят о защите или милости. При появлении на свет нового члена племени сразу же совершается служение тотему с просьбой наделить младенца определенными качествами и защитить от зла.

Тотемизм отличает от других верований наличие табу. Табу является запретом совершать те или иные действия. Табу было связано с запретом:

  • убивать тотемных животных;
  • поедать мясо тотема;
  • убивать соплеменников;
  • демонстрировать чужим племенам свою принадлежность к тотему.

Ритуалы проводили всякий раз, когда племя страдало от засухи и недостатка пищи, от нападения враждующих племен и в любых экстренных случаях. Люди верили, что только тотем может им помочь справиться с невзгодами.

С тотемизмом был тесно связан фетишизм — вера в мистическую силу предмета. Этим предметом мог быть камень причудливой формы и созданный руками предмет, какое-либо растение или планеты. Фетишами становились и статуэтки божеств, которым поклонялись древние люди. Но и в наши времена на территории Африки сохранился культ фетишизма в несколько измененном виде.

Магия первобытных людей

Древние люди считали магическим всё непонятное и необычное. Если человек встречал на своем пути какой-либо привлекший внимание объект (камешек, корешок, часть скелета животного), он мог сделать его своим фетишем. Со временем вера в фетиши крепла, и уже целое племя могло поклоняться какому-либо предмету и считать его своим покровителем.

Фетиш располагали в центре племени, приносили ему дары и воздавали хвалу за помощь. Люди искренне верили, что именно фетиш им помогает и защищает от бед. Однако была и оборотная сторона фетишизма: если предмет не оправдывал ожиданий, его подвергали истязанию.

Фетишизм не исчез со временем, но обрел новую форму. Религиоведы утверждают, что вера в амулеты и обереги является современной формой фетишизма. С фетишизмом тесно связана магия в ее изначальном и современном виде. Также магия сохранила черты тотемизма и анимизма, ведь магические ритуалы являются обращением к разным силам природы или духам животных или умерших.

Со временем из общества отделилась группа людей, которая занималась только проведением магических ритуалов для племени. Первые магические ритуалы проводили шаманы, так как именно шаманизму свойственна связь с духами природы и животных. В дальнейшем магические практики расширили сферу своего применения. В современном мире магия тесно связана с древними культами проторелигий, мировыми религиями и изучением энергий.

Тотемизм - примитивная, некогда почти универсальная и еще ныне весьма распространенная религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употребленный Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени Ojibway, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом. В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, напр., голову черепахи, желудок поросенка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений. Так, напр., сев.-американское племя Ojibway состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобер, карп, осетр, утка, змея и т. д.); на Золотом берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где Тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи - рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племен в Port Mackay солнце относится к тотему кенгуру, луна - к тотему аллигатора. Это показывает, как глубоко тотемистические представления отражаются на всем мировоззрении первобытного анимиста. - Основной признак Тотемизм заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. В стадии теротеистического культа, предшествовавшего Т., все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных (см. Теротеизм), и потому-то чаще всего тотемами являются животные. Эта вера в родство с тотемом не символична, а в высшей степени реальна. В Африке, например, у родов тотема змея новорожденных подвергают особому испытанию змеей: если змея не тронет ребенка, он считается законным, в противном случае он убивается, как чужеродный. Австралийские мури называют тотемное животное "своей плотью". Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: "Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат и т. д.?" В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сестрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умериший родственник. У рода буйвол племени Omahas (Сев. Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: "Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!" У индейского племени Zu ñ i, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, ее приветствуют со слезами на глазах: "О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?" - Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу (см.); иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. У многих племен убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. В древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов. При встрече с тотемом, а в некоторых местах - даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи. При нахождении трупа тотемного животного выражают соболезнование и устраивают ему торжественные похороны. Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Mount Gambier убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили "своего друга, свою плоть". Тотемы, в свою очередь, как верные сородичи, к тому же обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, зашитая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности (сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на войне и т. д. Если тотем - даже опасный хищник, он обязательно должен щадить единокровный род. В Сенегамбии туземцы убеждены, что скорпионы не трогают своих поклонников. У бечуанов, тотемом которых служит крокодил, так велико убеждение в его благосклонности, что если человека укусил крокодил, если даже на него брызнула вода от удара хвостом крокодила по воде, он изгоняется из рода, как явно незаконный член его. - Для снискания полной благосклонности своего тотема, первобытный человек употребляет самые разнообразные средства. Прежде всего он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени Omahas (С. Америка) мальчики рода буйвол завивают на голове 2 локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного. В Африке иногда вместо вопроса, к какому роду или тотему принадлежит человек, спрашивают его, какой танец он танцует. Часто с той же целью уподобления во время религиозных церемоний надевают на лицо маски с изображениями тотема, одеваются в шкуры тотемных животных, украшают себя их перьями и т. д. Пережитки этого рода встречаем даже в современной Европе. У южных славян при рождении ребенка старуха выбегает с криком: "Волчица родила волчонка!", после чего ребенка продевают через волчью шкуру, а кусок волчьего глаза и сердца зашивается в рубашку или вешается на шее. Для полного закрепления родового союза с тотемом, первобытный человек прибегает к тому же средству, как и при принятии постороннего в члены рода и при заключении междуродовых союзов и мирных договоров, т. е. к договору крови (см. Татуирование, Теория родового быта). Натирание тела кровью тотема обратилось со временем в раскрашивание и аналогичные симулирующие обычаи. Важным средством для использования сверхъестественного покровительства тотема считается постоянное близкое присутствие его. Поэтому часто тотемные животные откармливаются в пленении, напр., у горцев Формозы, которые содержат в клетках змею и леопарда, или на о-ве Самоа, где держат при домах угрей. Отсюда выработался впоследствии обычай содержать животных в храмах и воздавать им божеские почести, как напр. в Египте. Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его. Периодически раз в год, а в экстренных случаях и чаще, члены рода убивают тотемное животное и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение. Пережитки этого родового вкушения яств находим в малороссийской рождественской куте, литовской Samboros, греческой πάνσπερμα и т. д. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма угодным ему. Иногда процедура носит такой характер, как будто убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть съеденным своими поклонниками. Гиляки, хотя и вышедшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так наз. медвежьего праздника, убежденно говорят, что медведь сам дает хорошее место для смертельного удара (Штернберг). Робертсон Смит и Джевонс считают обычай периодического вкушения тотема прототипом позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, сопровождавшихся съедением жертв самими приносившими ее. Иногда обряд религиозного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же освобождение души тотема для следования в лучший мир. Так, у рода червей племени Omahas (Сев. Америка), если черви наводняют ниву, их ловят несколько штук, толкут вместе с зерном и затем едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени Zu ñ i раз в год отправляют процессию за тотемными черепахами, которых, после самых горячих приветствий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в реке, чтобы они могли вернуться к вечной жизни. Недавно двумя исследователями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом, открыты новые факты Тотемизм - церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале весеннего сезона, периода цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать изобилие тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, обиталище духов рода и тотема, адресуются определенному представителю тотема, которым служит либо камень, либо искусственное изображение его на земле (переход к индивидуальным божествам и изображениям), почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются торжественным вкушением запретного тотема; после чего обыкновенно разрешается и вообще умеренное употребление его в пищу. В Т., как в зародыше, заключаются уже все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество - отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное - божество в храме Египта), отожествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время Тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Сев. Америке и найден в широких размерах в Южн. Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте Тотемизм процветал еще в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы Т. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, напр., Сriо (баран), Kinos (собака) и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя потомками муравьев. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны. В Риме поклонялись дятлу, который был посвящен Марсу, и не употребляли его в пищу. Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты Тотемизм достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм - не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из нее обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации - все это самым тесным образом связано с культом родового тотема. Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фразер и Джевонс считают Тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений. Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Еще до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. Часто это являлось даже религиозной необходимостью, напр., при переселениях на новые места, где не было тотемных растений и приходилось их искусственно разводить. - Хотя Т., как факт, известен еще с конца XVIII в., но учение о нем, как о стадии примитивной религии, еще очень молодо. Впервые его выдвинул в 1869 г. Мак-Леннан, который проследил его от дикарей до народов классической древности. Дальнейшим своим развитием оно обязано английским ученым Робертсону Смиту, Фразеру, Джевонсу и целому ряду местных исследователей, особенно австралийских, из которых наибольшие услуги оказали Говит и Файзон и в самое последнее время Б. Спенсер и Гиллен. Основной вопрос о генезисе Тотемизм еще не вышел из области споров. Спенсер и Леббок склонны считать происхождение Тотемизм результатом какого-то недоразумения (misinterpretation of nicknames), вызванного обычаем давать людям, вследствие бедности языка, имена по объектам природы, чаще всего имена животных. С течением времени дикарь, смешивающий название объекта с самым объектом, стал верить, что отдаленный его предок, прозванный по имени животного, в действительности был таковым. Но это объяснение падает уже потому, что каждый дикарь имеет полную возможности проверить значение прозвища на самом себе или его окружающих, которые часто тоже называются по именам животных и тем не менее ничего общего не имеют с эпонимным животным. Очень стройную и остроумную теорию Тотемизм выдвинул в 1896 г. Ф. Джевонс, видящий генезис Тотемизм в психологии родового быта. Дикарь-анимист, нивелирующий всю природу по человеческому шаблону, естественно представляет себе, что и вся внешняя природа живет такой же родовой жизнью, как и он сам. Каждый отдельный вид растений или животных, каждый класс однородных явлений представляет собой в его глазах сознательный родовой союз, признающей институты мести, кровных договоров, ведущий кровавые распри с чужими родами и т. д. Животное, след., для человека - чужеродец, которому можно мстить и с которым можно вступать в договоры. Слабый и беспомощный в борьбе с природой, первобытный человек, видящий в животных и в остальной природе таинственные существа, более сильные, чем он сам, естественно ищет союза с ними, - а единственный прочный союз, известный ему, есть союз крови, единородности, скрепляемый договором крови, притом союз не с индивидом, а с классом, целым родом. Такой кровный союз, заключенный между родом и тотемным классом, превращал и тот, и другой в единый класс сородичей. Привычка считать тотем сородичем создала представление о действительном происхождении от тотема, а это в свою очередь укрепляло культ и союз с тотемом. Постепенно из культа тотемного класса вырабатывается культ индивида, который превращается в антропоморфное существо; прежнее вкушение тотема превращается в жертвоприношение индивидуальному божеству; разрастание родов в фратрии и племена, с общими тотемами для входящих в их состав субтотемов, расширяет тотемный культ в политотемный, и таким образом из элементов Тотемизм постепенно вырабатываются основы дальнейших стадий религии. Эта теория, удовлетворительно объясняющая отдельные стороны Т., не решает коренного вопроса о генезисе его: остается непонятным, почему, при однородности психологии первобытного человека и однородных условиях окружающей природы, соседние роды выбирают каждый не один тотем, самый могущественный из окружающих объектов природы, а каждый свой особый, часто объект вовсе ничем не выдающийся, напр., червя, муравья, мышь? В 1899 г. проф. Фразер, на основании новооткрытых Спенсером и Гилленом церемоний inticium"a, построил новую теорию Т. По Фразеру, Тотемизм - не религия, т. е. не вера в сознательное воздействие сверхъестественных существ, а вид магии, т. е. вера в возможность разными волшебными средствами воздействовать на внешнюю природу, независимо от ее сознательности или бессознательности. Тотемизм - социальная магия, имеющая целью вызвать изобилие тех или других видов растений и животных, служащих естественными продуктами потребления. Чтобы достигнуть этого, группы живущих на одной территории родов в свое время составили кооперативный договор, по которому каждый отдельный род воздерживается от употребления в пищу того или другого вида растений и животных и совершает ежегодно известную магическую церемонию, в результат которой получается изобилие всех продуктов потребления. Помимо трудности допустить образование такой мистической кооперации у первобытных людей, приходится сказать, что церемонии inticiuma могут быть истолкованы, как искупительные процедуры за употребление в пищу запретного тотема. Во всяком случае, эта теория не разрешает коренного вопроса о вере в происхождение от тотемного объекта. Наконец, в 1900 г. два ученых юриста, проф. Пиклер и Сомло, выступили с новой теорией, находя что генезис тотемизма кроется в пиктографии, зачатки которой действительно встречаются у многих первобытных племен. Так как самыми удобоизображаемыми объектами внешнего мира являлись животные или растения, то для обозначения известной социальной группы, в отличие от всяких других, избиралось изображение того или другого растения или животного. Отсюда по имени этого последнего получали свои названия и роды, а впоследствии, в силу своеобразной первобытной психологии, выработалось представление, что объект, послуживший моделью тотемного знака, был истинным родоначальником рода. В подтверждение этого взгляда, авторы ссылаются на тот факт, что племена, незнакомые с пиктографией, не знают и Т. Более правдоподобно, однако, другое объяснение этого факта: пиктография могла получить развитие скорее у тотемных племен, привыкших изображать свой тотем, чем у нетотемных, и, следовательно, пиктографии является скорее следствием Т., чем его причиной. В сущности, вся эта теории - повторение старой мысли Плутарха, выводившего поклонение животным в Египте из обычая изображать животных на знаменах. Ближе других к выяснению вопроса подошел Тайлор, который, вслед за Вилькеном, принимает одним из исходных пунктов Тотемизм культ предков и веру в переселение душ; но он не дал своей точке зрения ясного фактического обоснования. Для правильного понимания генезиса Тотемизм необходимо иметь в виду следующее. 1) Родовая организация, теротеизм и культ природы, равно как и специальный родовой культ, существовали раньше Тотемизм 2) Вера в происхождение от какого-либо объекта или явления природы вовсе не является позднейшим умозрительным заключением от других первичных фактов, как договор крови (Джевонс), пиктография и т. п., а наоборот, понимается первобытным человеком совершенно реально, в физиологическом смысле этого слова, на что у него имеется достаточно причин, логически вытекающих из всей его анимистической психологии. 3) Генезис Тотемизм кроется не в одной какой-либо причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника - своеобразного мировоззрения первобытного человека. Вот главнейшие из них: 1) Родовой культ. У многих первобытных племен с теротеистическим культом существует вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных. Эти-то сородичи, превратившиеся в божества, становятся покровителями своего рода и, следовательно, объектом родового культа. Типичный культ этого рода констатирован Штернбергом у многих инородцев Приамурского края - гиляков, орочей, ольчей и т. д. Род животного, усыновившего избранника, становится родственным всему роду последнего; в каждом индивиде данного класса животных сородич избранника склонен видеть потомка его и, следовательно, своего близкого родственника. Отсюда уже недалеко до идеи воздержания от употребления в пищу того или другого класса животных и до создания типичного тотема. Есть и другие формы, когда отдельные личности-избранники являются виновниками создания тотемов. Религиозные экстазы (у шаманов, у юношей во время обязательных постов перед инициациями) вызывают галлюцинации и сновидения, во время которых избраннику является то или другое животное и предлагает ему свое покровительство, обращая его самого в себе подобное. После этого избранник начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым. Шаманы обыкновенно считают себя под специальным покровительством того или другого животного, превращают себя в таковое во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам. В Сев. Америке особенно распространены подобные индивидуальные тотемы. 2) Другая коренная причина Тотемизм - партеногенезис. Вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы - весьма обыкновенное явление не у одних только первобытных народов. Объясняется оно антропоморфированием природы, верой в реальность сновидений, в частности эротических, с действующими лицами в виде растений и животных, и, наконец, крайне смутным представлением о процессе зарождения (во всей центральной Австралии, например, существует убеждение, что зачатие происходит от вселения в тело женщины духа предка). Некоторые реальные факты, как рождение уродов (субъектов с козьей ножкой, искривленной внутрь стопой, особой волосатостью и т. д.) в глазах первобытного человека служат достаточным доказательством зачатия от нечеловеческого существа. Еще в XVII в. подобные случаи описывались некоторыми писателями под именем adulterium naturae. Рассказы в роде истории про жену Хлодвига, родившую Меровея от морского демона, весьма обычны даже у народов исторических, а вера в инкубусов и эльфов, участвующих в рождении, до сих пор жива в Европе. Неудивительно, что какое-нибудь эротическое сновидение или рождение урода среди первобытного племени подавало повод к верованию в зачатие от того или другого объекта природы и, следовательно, к созданию тотема. История Тотемизм полна фактами вроде того, что женщина того или другого тотема родила змею, теленка, крокодила, обезьяну и т. д. Л. Штернберг наблюдал самый генезис такого тотемного рода у племени орочей, у которых нет ни тотемной организации, ни тотемного культа, ни названий родов; один только род из всего племени называет себя тигром, на том основании, что к одной из женщин этого рода во сне явился тигр и имел с ней conjugio. Этим же исследователем отмечены подобные явления у нетотемных гиляков. При благоприятных условиях отсюда возникает тотем и тотемный культ. В основе Тотемизм лежит, таким образом, реальная вера в действительное происхождение от тотемного объекта, настоящего или превращенного в таковой из человеческого состояния - вера, вполне объясняемая всем умственным складом первобытного человека.

Литература. J. F. M"Lennan, "The worship of Animals and Plants" ("Fortnightly Review", okt. и нояб. 1869 г. и февр. 1870 г.), также в "Studies in Ancient history" (1896); W. Robertson Smith, "Religion of the Semites" (нов. изд. Лонд., 1894); J. G. Frazer, "Totemism" (1887); его же, "The golden hough"; его же, "The origin of Totemism" ("Fortnightly Review", апрель и май, 1899); его же, "Observations on Central Australi a n Totemism" ("Journal of the Anthropological Institute for (Great Britain etc.", февраль и май, 1899); В. Spencer, "Remarks on Totemism etc."; E. Tylor, "Remarks on Totemism" (там же 1898 г., август и ноябрь); A. Lang, "Mythes, Ritual and Religion" (2 изд., 1899); его же, "М. Frazer"s theory of totemism" ("Fort. Review" LXV); F. B. Jevons, "Introduction to the history of Religion"; его же, "The place of Totemism in the evolution of Religion" ("Folk-Lore", 1900, X); В. Spencer и Gillen, "The native tribes o f Central Australia" (1899); J. Pikler u. F. Somlo, "Der Ursprung des Totemismus" (Берл., 1900); Kohler, "Zur Urgeschichte der Ehe, Totemismus еtс."; Гёффлер-Гёльц, "Der medizinische D ämonismus" ("Centralblatt fü r Anthropologie etc.", 1900, вып. I), G. Wilken, "Het Animisme bijde Volken wan den indischen Archipel" (1884); E. S. Hartland, "The legend of Perseus"; Staneley, "Totemism", "Science", 1900, IX); Л. Штернберг, сообщения в географ. обществе (краткие отчеты в "Живой Старине", 1901).

Л. Штернберг.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Тотеми́зм (от алгонкинского «ототем» - его род) - некогда весьма распространенная и до сих пор существующая примитивная религиозно-социальная система, в основе которой лежит культ тотема .

Термин "тотем" впервые употребил английский путешественник Дж. Лонг в 1791 г. , позаимствовав его у североамериканского племени оджибва , на языке которого totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, являющегося у племени предметом особого культа.

В научном смысле под тотемом подразумевается класс (а не индивид) объектов или явлений природы, с которым та или иная социальная группа, род , фратрия , племя , иногда даже каждый отдельный пол внутри такой группы (Австралия), а иногда в роли такого класса и отдельный человек (Сев. Америка), считают связанным себя родственными узами, для которых он является предметом особого поклонения и по имени которого они себя называют.

Любой предмет может выступать в качестве тотема, но наиболее распространёнными и, по-видимому, самыми древними тотемами были животные.

Ведущее место тотема в жизни любой человеческой общности указывает на то, что основным методом ее мышления является мифология.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лекция 4. Ранние формы религии

    ✪ Первобытная культура (рус.) История древнего мира.

    ✪ Животные -покровители, Тотемы (практики от Центра "Даария")

    ✪ Тотем и табу (рассказывает философ Игорь Губенко)

    ✪ 1.13. Религия

    Субтитры

Типы тотемов

Итак, в качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений.

Северная Америка

У рода бизонов племени омаха (Северная Америка) умирающего заворачивали в шкуру бизона, лицо окрашивали в цвет тотема и обращались к нему так: «Ты идёшь к бизонам! Ты идёшь к своим предкам! Будь крепок!» У индейского племени зуньи, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, её приветствуют со слезами на глазах: «О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?» - Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу ; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.

У многих племён убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. Аналогично, в древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов. При встрече с тотемом, а в некоторых местах - даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи.

Для снискания полной благосклонности своего тотема, тотемисты употребляют самые разнообразные средства. Прежде всего он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени омаха мальчики рода бизона завивают на голове два локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного.

Австралия

При нахождении трупа тотемного животного выражают соболезнование и устраивают ему торжественные похороны. Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Маунт-Гамбир убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили «своего друга, свою плоть».

Тотемы, в свою очередь, как верные сородичи, к тому же обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, защищая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности (сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на войне и т. д.

Традиция поедания тотема

Натирание тела кровью тотема обратилось со временем в раскрашивание и аналогичные симулирующие обычаи. Важным средством для использования сверхъестественного покровительства тотема считается постоянное близкое присутствие его. Поэтому часто тотемные животные откармливаются в пленении, например, у горцев Формозы , которые содержат в клетках змею и леопарда, или на о-ве Самоа, где держат при домах угрей. Отсюда выработался впоследствии обычай содержать животных в храмах и воздавать им божеские почести, как например в Египте.

Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его (теофагия , см. также просфира , причащение). Периодически члены рода убивают тотемное животное (см. заклание) и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение (см. колачи, коляда).

Пережитки этого родового вкушения яств находим в литовской Samboros. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма угодным ему. Иногда процедура носит такой характер, как будто убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть съеденным своими поклонниками. Гиляки , хотя и вышедшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так называемого медвежьего праздника, убеждённо говорят, что медведь сам даёт хорошее место для смертельного удара (Штернберг). Робертсон Смит и Джевонс считают обычай периодического вкушения тотема прототипом позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, сопровождавшихся съедением жертв самими приносившими её. Иногда обряд религиозного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же освобождение души тотема для следования в лучший мир. Так, у рода червей племени омаха (Северная Америка), если черви наводняют ниву, их ловят несколько штук, толкут вместе с зерном и затем едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени зуньи раз в год отправляют процессию за тотемными черепахами, которых, после самых горячих приветствий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в реке, чтобы они могли вернуться к вечной жизни. Недавно двумя исследователями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом , открыты новые факты тотемизма - церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале весеннего сезона, периода цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать изобилие тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, обиталище духов рода и тотема, адресуются определённому представителю тотема, которым служит либо камень, либо искусственное изображение его на земле (переход к индивидуальным божествам и изображениям), почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются торжественным вкушением запретного тотема; после чего обыкновенно разрешается и вообще умеренное употребление его в пищу.

Влияние на последующие религиозные учения

В тотемизме, как в зародыше, заключаются главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество - отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное - божество в храме Египта), отождествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Северной Америке и найден в широких размерах в Южной Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте тотемизм процветал ещё в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы тотемизма. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, например, κριό (баран), κῠνός (canis, собака) и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя потомками муравьёв . В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны (см. также - капитолийская волчица). В Риме поклонялись дятлу , который был посвящён Марсу, и не употребляли его в пищу. Римские патриции использовали в своих родовых гербах семейные тотемы - изображения различных животных(быков, львов, рыб и т. п.) Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты тотемизма достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм - не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из неё обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации - все это самым тесным образом связано с культом родового тотема.

Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фрейзер и Джевонс считают тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений.

Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения . Ещё до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. В то же время, дидух сжигался после проведения праздников. При переселении на новые места, где не было тотемных растений, их приходилось разводить.

Изучение тотемизма

Хотя тотемизм стал известен европейцам ещё в конце XVIII в., но учение о нём как о своего рода примитивной религии сложилось сравнительо недавно. Впервые его выдвинул в г. Мак-Леннан , который проследил его от "дикарей" до народов классической древности. Дальнейшим своим развитием оно обязано английским учёным Робертсону Смиту, Фрейзеру , Джевонсу и ряду местных исследователей, особенно австралийских, из которых наибольшие услуги оказали Говит и Файзон, а в недавнее время Б. Спенсер и Гиллен.

Генезис тотемизма

Основной вопрос о генезисе тотемизма ещё не вышел из области споров. Спенсер и Леббок склонны считать происхождение Т. результатом какого-то недоразумения (англ. misinterpretation of nicknames ), вызванного обычаем давать людям, вследствие "бедности языка", имена по объектам природы, чаще всего имена животных. С течением времени "дикарь", смешивающий название объекта с самим объектом, стал верить, что отдаленный его предок, прозванный по имени животного, в действительности был таковым. Но это объяснение отпадает уже потому, что каждый "дикарь" имеет полную возможность проверить значение прозвища на самом себе или его окружающих, которые часто тоже называются по именам животных и тем не менее ничего общего не имеют с эпонимным животным.

Стройную и довольно остроумную теорию Т. выдвинул в 1896 г. Ф. Джевонс, видящий генезис тотемизма в психологии родового быта. Анимист, нивелирующий всю природу по человеческому шаблону, естественно, полагает, что и вся внешняя природа живёт такой же родовой жизнью, как и он сам. В его глазах каждый вид растений или животных, каждый класс однородных явлений представляет собой сознательный родовой союз, признающей институты мести, кровных договоров, ведущий кровавые распри с чужими родами и т. д. Животное, следовательно, для человека - чужеродец, которому можно мстить и с которым можно вступать в договоры. Слабый и беспомощный в борьбе с природой, первобытный человек, видящий в животных и в остальной природе таинственные существа, более сильные, чем он сам, ищет союза с ними, - а единственный прочный союз, известный ему, есть союз крови, единородности, скрепляемый договором крови, притом союз не с индивидом, а с классом, целым родом. Такой кровный союз, заключённый между родом и тотемным классом, превращал и тот, и другой в единый класс сородичей. Привычка считать тотем сородичем создала представление о действительном происхождении от тотема, а это в свою очередь укрепляло культ и союз с тотемом. Постепенно из культа тотемного класса вырабатывается культ индивида, который превращается в антропоморфное существо; прежнее вкушение тотема превращается в жертвоприношение индивидуальному божеству; разрастание родов во фратрии и племена, с общими тотемами для входящих в их состав субтотемов, расширяет тотемный культ в политотемный, и таким образом из элементов тотемизма постепенно вырабатываются основы дальнейших стадий религии.

Эти рассуждения, удовлетворительно объясняющая некоторые стороны Т., не решает коренного вопроса о генезисе его: остаётся непонятным, почему, при однородности психологии первобытного человека и однородных условиях окружающей природы, соседние роды выбирают каждый не один тотем, самый могущественный из окружающих объектов природы, а каждый свой особый, часто объект вовсе ничем не выдающийся, например, червя, муравья, мышь?

(в греко-античной мифологии )

Теория Фрейзера

В 1899 г. проф. Фрейзер , на основании новооткрытых Спенсером и Гилленом церемоний inticium’a, построил новую теорию тотемизма. По Фрейзеру, тотемизм - не религия, то есть не вера в сознательное воздействие сверхъестественных существ, а вид магии, то есть вера в возможность разными волшебными средствами воздействовать на внешнюю природу, независимо от её сознательности или бессознательности. Тотемизм - социальная магия, имеющая целью вызвать изобилие тех или других видов растений и животных, служащих естественными продуктами потребления. Чтобы достигнуть этого, группы живущих на одной территории родов в своё время составили кооперативный договор, по которому каждый отдельный род воздерживается от употребления в пищу того или другого вида растений и животных и совершает ежегодно известную магическую церемонию, в результате которой получается изобилие всех продуктов потребления. Помимо трудности допустить образование такой мистической кооперации у первобытных людей, приходится сказать, что церемонии inticiuma могут быть истолкованы, как искупительные процедуры за употребление в пищу запретного тотема. Во всяком случае, эта теория не разрешает коренного вопроса о вере в происхождение от тотемного объекта.

Теория Пиклера и Сомло

Наконец, в г. два учёных юриста, проф. Пиклер и Сомло , выступили с теорией, находя что генезис тотемизма кроется в пиктографии , зачатки которой действительно встречаются у многих первобытных племён (см. знаковая система , семиотика , архетип , эйдолон (идол)). Так как самыми удобоизображаемыми объектами внешнего мира являлись животные или растения, то для обозначения известной социальной группы , в отличие от всяких других, избиралось изображение того или другого растения или животного. Отсюда по имени этого последнего получали свои названия и роды, а впоследствии, в силу своеобразной первобытной психологии, выработалось представление, что объект, послуживший моделью тотемного знака, был истинным родоначальником рода. В подтверждение этого взгляда, авторы ссылаются на тот факт, что племена, незнакомые с пиктографией, не знают и тотемизма. Более правдоподобно, однако, другое объяснение этого факта: пиктография могла получить развитие скорее у тотемных племён, привыкших изображать свой тотем, чем у нетотемных, и, следовательно, пиктография является скорее следствием тотемизма, чем его причиной. В сущности, вся эта теория - повторение старой мысли Плутарха , выводившего поклонение животным в Египте из обычая изображать животных на знаменах.

Теория Тэйлора

Ближе других к выяснению вопроса подошёл Тэйлор , который, вслед за Вилькеном , принимает одним из исходных пунктов тотемизма культ предков и веру в переселение душ ; но он не дал своей точке зрения ясного фактического обоснования. Для правильного понимания генезиса тотемизма необходимо иметь в виду следующее:

  • Родовая организация, теротеизм и культ природы, равно как и специальный родовой культ, существовали раньше тотемизма.
  • Вера в происхождение от какого-либо объекта или явления природы вовсе не является позднейшим умозрительным заключением от других первичных фактов, как договор крови (Джевонс), пиктография и т. п., а наоборот, понимается первобытным человеком совершенно реально, в физиологическом смысле этого слова, на что у него имеется достаточно причин, логически вытекающих из всей его анимистической психологии.
  • Генезис тотемизма кроется не в одной какой-либо причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника - своеобразного мировоззрения первобытного человека. Вот главнейшие из них:

1) Родовой культ. У многих первобытных племён с теротеистическим культом существует вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных. Эти-то сородичи, превратившиеся в божества, становятся покровителями своего рода и, следовательно, объектом родового культа. Типичный культ этого рода констатирован Штернбергом у многих инородцев Приамурского края - гиляков, орочей, ольчей и т. д. Род животного, усыновившего избранника, становится родственным всему роду последнего; в каждом индивиде данного класса животных сородич избранника склонен видеть потомка его и, следовательно, своего близкого родственника. Отсюда уже недалеко до идеи воздержания от употребления в пищу того или другого класса животных и до создания типичного тотема. Есть и другие формы, когда отдельные личности-избранники являются виновниками создания тотемов. Религиозные экстазы (у шаманов , у юношей во время обязательных постов перед инициациями) вызывают галлюцинации и сновидения , во время которых избраннику является то или другое животное и предлагает ему своё покровительство , обращая его самого в себе подобное. После этого избранник начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым. Шаманы обыкновенно считают себя под специальным покровительством того или другого животного, превращают себя в таковое во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам. В Северной Америке особенно распространены подобные индивидуальные тотемы.

2) Другая коренная причина тотемизма - партеногенезис . Вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы - весьма обыкновенное явление не у одних только первобытных народов. Объясняется оно антропоморфированием природы, верой в реальность сновидений, в частности эротических, с действующими лицами в виде растений и животных, и, наконец, крайне смутным представлением о процессе зарождения (во всей центральной Австралии, например, существует убеждение, что зачатие происходит от вселения в тело женщины духа предка). Некоторые реальные факты, как рождение уродов (субъектов с козьей ножкой, искривлённой внутрь стопой, особой волосатостью и т. д.) в глазах первобытного человека служат достаточным доказательством зачатия от нечеловеческого существа. Ещё в XVII в. подобные случаи описывались некоторыми писателями под именем adulterium naturae. Рассказы в роде истории про жену Хлодвига, родившую Меровея от морского демона, весьма обычны даже у народов исторических, а вера в инкубусов и эльфов, участвующих в рождении, до сих пор жива в Европе. Неудивительно, что какое-нибудь эротическое сновидение или рождение урода среди первобытного племени подавало повод к верованию в зачатие от того или другого объекта природы и, следовательно, к созданию тотема. История тотемизма полна фактами вроде того, что женщина того или другого тотема родила змею, теленка, крокодила, обезьяну и т. д. Л. Штернберг наблюдал самый генезис такого тотемного рода у племени орочей, у которых нет ни тотемной организации, ни тотемного культа, ни названий родов; один только род из всего племени называет себя тигром, на том основании, что к одной из женщин этого рода во сне явился тигр и имел с ней conjugio

  • В. Spencer, «Remarks on Totemism etc.»; E. Tylor, «Remarks on Totemism» (там же 1898 г., август и ноябрь);
  • A. Lang, «Mythes, Ritual and Religion» (2 изд., 1899); его же, «М. Frazer’s theory of totemism» («Fort. Review» LXV);
  • F. B. Jevons, «Introduction to the history of Religion»; его же, «The place of Totemism in the evolution of Religion» («Folk-Lore», 1900, X);
  • В. Spencer и Gillen, «The native tribes of Central Australia» (1899);
  • J. Pikler u. F. Somlo, «Der Ursprung des Totemismus» (Берл., 1900);
  • Kohler, «Zur Urgeschichte der Ehe, Totemismus etc.»;
  • Гёффлер-Гёльц, «Der medizinische Dämonismus» («Centralblatt für Anthropologie etc.», 1900, вып. I),
  • G. Wilken, «Het Animisme bijde Volken wan den indischen Archipel» (1884);
  • E. S. Hartland, «The legend of Perseus»;
  • Staneley, «Totemism», «Science», 1900, IX);/
  • Л. Штернберг, сообщения в географ. обществе (краткие отчеты в «Живой Старине», 1901).
  • Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм следует рассматривать не просто как отдельные формы верований и обрядовых действий, но и как тесно взаимосвязанные между собой элементы, которые в культуре каждого народа образуют некоторое единство, своеобраз­ное целое. Это своеобразие обусловливается их различным содержа­тельным наполнением, а также различным сочетанием. Однако у всех этих религий имеет одна важная характерная особенность - они являются религиями доклассового, родоплеменного общества. Основными объектами поклонения в этих религиях были природные объекты. Духовные существа в основном носили безличный харак­тер. В культовой деятельности преобладали обряды, в которых уча­ствовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов и другие организаторы и исполнители культовой деятельности еще не были жестко отделены от основной массы верующих. Тотемизм обычно определяют как веру в существование род­ственной связи между какой-либо группой людей и определенным видом животных, растений или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной со­циальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным род­ственником. Мно­гие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и что, следовательно, каждое животное - умерший родственник. Тотемические представления обусловливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чу­жих». С тотемизмом связаны определенные ограничения в деятель­ности и общении: что можно делать, а чего - нельзя, с кем можно об­щаться, а с кем - нельзя. Например, мужчины и женщины одной то­темной группы не могут друг с другом вступать в брак. Они являются друг для друга табу. Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, являет­ся признание священного. «Тотемизм - писал он - это вера не в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Тотемические верования существуют не в виде абстрактных представлений, а в форме системы жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедея­тельности является тотемическая обрядность. Значительное место в этой обрядности занимают многочисленные действия по поклоне­нию тотему, его умилостивлению и приобщению к нему. С этой об­рядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение (введение юноши в число взрослых охотников), смерть. В процессе этой обрядности происходила социализация индивида, освоение им обычаев, традиций, навыков своей общины. Как справедливо отмечают исследователи этого явле­ния, тотемизм - это вырастающая прямо из родовой практики фор­ма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, проти­востоящего природе и другим аналогичным коллективам. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородичей и вытекающая из них неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязатель­ное наследование тотема по мужской или женской линии, устанав­ливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.

    первопричиной тотемизма является признание священной силы, силы, заимствованной у самого коллектива, силы коллективного на­чала, превосходящей всех конкретных индивидов. Однако не только в тотемизме отражается эта сила. С тотемическими верованиями и обрядами в первобытном обществе тесно взаимодействует, можно сказать, даже является их определенной стороной, система специ­фических запретов - табу. Классической страной, в которой систе­ма табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. Слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «от­меченный». Термин противоположный табу- «пот-а» -то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается мо­ралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с жен­щиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу). Действия табуированных объектов являются двойственными - опасными и полезными. Из верований связанных с табу происте­кает также деление всех объектов на чистое и нечистое. Чистые - значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые - несущие в себе нечто губительное.

    Следует признать, что громадное большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными. Единственным их основанием является идущий из глубины веков принцип запретного. Рационального же основания деления всей жизнедеятельности об­щины на две сферы «всеобщий, обыкновенный» и «особо выделен­ный», «отмеченный», не существовало, да и не могло быть. Это осно­вание находится не на рациональном уровне, а на уровне веры. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. По­этому все установления общественной жизни, социальные нормы ос­нованы на вере как доверии. Доверие же в этом случае тождественно чувству принадлежности к коллективу общины - «мы».

    Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедея­тельности первобытного человека занимала магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью кото­рых путем определенных символических действий возможно ока­зать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для челове­ка направлении. На магию впервые обратил особое внимание англ антрополог и этнограф Д Фрэзер. Он считал, что магия не является религией, а представляет собой элементарный способ мышления человека, своеобразную форму «примитивной на­уки», свойственной человеку на самом раннем этапе развития.

    Однако такая точка зрения подверглась критике со стороны других антропологов и этнографов. Значительное внимание иссле­дованию этого явления уделил Б. Малиновский. Он справедливо указывал, что магия, как и всякая религия, предполагает символический образ действий. Во время магическогообряда человек совершает определенные дей­ствия, которые не прямо, а косвенно направлены на достижение оп­ределенного результата. Эффективность этих действий связана не с материальными манипуляциями, воздействиями, а теми скрытыми смыслами, которые стоят за ними. По целям воздействия магия мо­жет быть вредоносной, лечебной, промысловой и т. д. Первобытный человек предварял свое участие в охоте на зверя целой системой ма­гических обрядов.

    Магия пронизывала все сферы жизнедеятельности человека. Ученые отмечают, что магические действия применя­ются там, где деятельность в большей мере носит вероятностный или опасный характер. Вывод, что магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблема­ми, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества привходящих факторов.

    В магии таинственной силой наделяются конкретные дейст­вия людей. Но первобытные люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы - фети­ши . От­сюда проистекает такая повсеместно распространенная форма пер­вобытной религии как фетишизм.

    Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или рас­цветки, зуб животного, кусок дерева и т. д. Не важно, какой это пред­мет - это может быть и обычный булыжник. Важно, что за ним заме­чено действие какой-то силы.

    Одной из раз­новидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол - это ма­териальный предмет, которому придана форма человека или живот­ного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

    Еще одним из распространенных верований и, связанных с ни­ми символических действий первобытного человека, является ани-мизм - вера в существование духов и души. Термин анимизм был введен в религиоведение английским этногра­фом Э. Тейлором .

    Анимизм - это не первоначальная основа религий, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий, которая, как и все другие верования и действия первобытного человека, тесно соприкасается с ними. Суть ани­мизма состоит в признании самостоятельной, способной существо­вать отдельно от человека, животных, растений некой силы или су­ществ, способных соединяться с ними и их покидать.

    Наиболее ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Для перво­бытного человека духи не представляли собой чего-то сверхъестест­венного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак - способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т. д. Мир духов - это невидимый мир. По­зднее этот невидимый мир начал наделяться таинственной силой, пошло разграничение на добрых и злых духов.

    Высшей формой развития анимизма является вера в относи­тельно самостоятельное существование души. Значительно позднее, уже на стадии очень развитых спиритуалистических религий, таких как буддизм, христианство, ислам, душа стала осмысливаться как ду­ховная субстанция.

    Тотемизм, табу, магия, фетишизм, анимизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. Но это не значит, что они существовали только в первобытном обществе.

    Тотемизм – это верования определенных групп людей в наличие состояния родства с определенным видом животного или растения. Такие верования находили свое распространение в древних родах или кланах.

    История возникновения тотемизма

    Древние люди смогли выжить только благодаря своей наблюдательности и проницательности. Именно наблюдая за поведением животных человек смог, выстроить логическую цепочку суждений о нем. Отсюда и вытекают желания к подражанию повадок или наследия определенных черт животного. Целые кланы или племена были подвержены вере в то, что их тотем способен защитить от природных катаклизмов или болезней.

    Поклонение тотему находило веру в то, что новорожденные в клане имеют силу тотема, который даст способность к дальнейшему развитию всей группы людей. Малышам с детства прививали определенные навыки, связанные с определенным тотемом.

    В наше время тотемизм утратил свою силу как основная вера, но эзотерики доказывают обратное. Существует духовная связь человека с природными силами, а значит, и определенный тотем может появиться у каждого.

    Вид тотемов

    Шаманизм определяет несколько видов тотемов:
    Тотем жизни – это символ, с который идет рядом на протяжении своего пути жизни. Даже если в определенное время сила тотема не нужна, она все равно будет присутствовать рядом и может спасти в нужную минуту.

    Тотем дороги – это символ определенного момента жизни. Его задача дать помощь на непродолжительное время, ровно, насколько чтобы жизненные силы не иссякли при наличии проблемы.

    Тотем новости – это вестник. Его задача принести новость или показать духовный рост. При появлении подобного тотема может появиться сильное переживание или даже состояние апатии. Время появления подобного тотема зависит от его цели. Если стоит задача в передаче сообщения, то он будет присутствовать рядом не долгое время, если же задача стоит в корректировке жизненной линии, то время присутствия тотема может несколько затянуться.

    Тотем тени – это символ трудностей и испытаний. Его сила огромна, но и для возможности использования подобной силы понадобиться доказательство того, что эту силу можно выдержать. Пока трудность не закончиться, вся сила тотема направлена против личности. Преодолев испытания этого тотема можно получить большие знания и силу, а также способность к уравновешиванию жизни и настройки жизненных линий в правильное русло.

    Возможно вам также понравится:

    Тотемное животное волк что это значит? Тотемное животное лисица — хитроумный помощник Тотемное животное соболь – характеристики и значение! Тотемное животное барсук — характеристика и значение Тотемное животное Скунс – характеристика и значение Тотемное животное Собака – характеристика и значение!