Психологическая травма: причины и признаки критического состояния. Психологическая травма: основные виды, признаки и методы лечения

Введение

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» травма психическая определяется как «эмоциональное воздействие, вызвавшее психическое расстройство». При этом эмоции следует понимать как субъективное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющееся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия). Психологическая травма (психотравма), как последствие стресса, бывает очень тяжела

Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло - слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Он не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно. Если психотравмирующие события были пережиты в детстве, они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.

Психотравма также отражается и на будущем. Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Для того чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.

Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если человек переживает психологическую травму, как последствия стресса. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.

Характеристика психических травм и последствий их перенесения

Шоковая психотравма. Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В. Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека и встречается при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа или насилия.

Острая психотравма относительно кратковременного действия в отличие от шоковой психотравмы не является такой внезапной и неожиданной. Она нередко в определенной степени вытекает из предшествующих событий, свидетелем которых был данный ребенок. Примером могут служить тяжелая болезнь и смерть близкого человека, распад семьи с предшествующими ссорами и выяснением отношений, конфликты в школе с учителями или товарищами, незаслуженная обида от любого человека и т.д. Подобные состояния встречаются преимущественно у детей школьного возраста и у подростков. Психотравма при этом (по мнению В. В. Конллева, 1979) действует не на врожденные инстинктивные физиологические механизмы деятельности ребенка, а на более высокие, сознательные уровни жизни личности.

Хроническая психотравма. Применительно к детскому возрасту хроническая психотравма в основном встречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще и трудового в частности. Бывают случаи, когда с ребенком не проводится никакая воспитательная работа, что имеет место в социально не­благополучных семьях, когда оба родителя или один из них страдают алкоголизмом.

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма - одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее - в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) Для обозначения расстройств, возникающих у лиц, перенесших психическую травму, в 1980 г. понятие «посттравматические стрессорные расстройства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория. Посттравматические стрессовые расстройства можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека.

К основным (первичным) симптомам синдрома ПТСР относятся:

нарушение сна;

патологические воспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);

неспособность вспомнить - амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);

сверхчувствительность (повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);

сверхвозбудимость (неадекватная сверхмобилизация).

Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого.

Воздействие экстремального стрессора приводит к проявлению ПТСР в виде трех составляющих: интрузии, избегания и гиперактивности.

Длительность первичных симптомов -- по крайней мере, один месяц.

К вторичным симптомам ПТСР, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят:

депрессию,

импульсивное поведение,

алкоголизм (токсикоманию),

соматические проблемы,

нарушение чувства времени,

нарушение ЭГО-функционирования.

Зарубежными исследователями для выявления постстрессовых расстройств используются широко известные методы (клиническая беседа, опросник тревоги Ч. Спилбергера, шкала депрессии Бека, Общий опросник здоровья и пр.). Известен также ряд специализированных методик: Шкала воздействия событий М. Горовица (1979), шкала ПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Дерогатиса (1983), и ряд других. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себя также различные "шкалы самодиагностики", позволяющие человеку самому оценить наличие у себя посттравматической симптоматики и принять решение об обращении за консультацией психолога.

В нашей стране надежные, адаптированные методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют. Имеющиеся в распоряжении психологов широко известные методы СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированы прямо на выявление постстрессовых состояний.

Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после -- преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты дает методика, в ходе, которого пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера.

Наиболее эффективным методом коррекции подобного состояния является личносто-ориентированная психотерапия, в частности метод, разработанный в гештальт-терапии. С точки зрения гештальт-терапии, только сам человек является, в конечном счете, ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений.

Иными словами сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Психотравмирующие факторы воздействуют не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Психотравмирующие воздействия в условиях жизни имеют не только психическую, но и соматическую сторону влияния.

В качестве одного из последствий воздействия стресс-факторов личностного развития рассматривается психическая травма (ПТ). Анализ различных точек зрения на ПТ позволил Р.А. Абдурахманову в своей диссертации сделать вывод о том, что под термином психическая травма целесообразно понимать результат воздействия на личность значимых для нее стресс-факторов, который выражается в снижающем эффективность жизнедеятельности субъекта изменении его системы саморегуляции. Эти изменения могут быть результатом интенсивного разового стрессового события или действующей на протяжении длительного времени стрессовой ситуации. При этом в основе ПТ могут лежать осознаваемые и неосознаваемые изменения в физиологической, эмоциональной, когнитивной (интеллектуальной) и поведенческой составляющих системы регуляции

Увы, наша жизнь такова, что мало кому удаётся избегать на всем ее протяжении различных психических травм. Разные люди выходят из психотравмирующих ситуаций с разным итогом. Порой бывает так, что одно и то же событие может вызвать совершенно разные реакции и иметь различные последствия. Когда же мы говорим о последствиях психотравм, мы имеем в виду связанные с травматическими событиями переживания человека, которые оказываются столь глубоки, мучительны, а возбуждение столь предельно, что человек не в силах справиться с ними самостоятельно. Психическая травма бывает у многих, и устойчивость к ним - разная.

По видам психические травмы можно разделить на две большие группы:

  • массовые травмы (войны, стихийные бедствия, техногенные катастрофы)
  • травмы индивидуального характера (смерть близкого, негативно настроенная, враждебная среда как источник психологического насилия, угроза насилия или физической расправы).

Так или иначе, психическая травма - это то событие, которое угрожает жизненно важным, значимым для человека сторонам его существования. Опасность данного состояния заключается не столько в непосредственной угрозе для человека в момент воздействия неблагоприятного фактора стресса . Как правило, травмированный психологически человек вполне способен спасать собственную жизнь, если она находится под угрозой, помогать в критической ситуации окружающим и нормально функционировать. Гораздо большие негативные последствия проявляются потом, по прошествии некоторого времени (иногда месяцев или полугода).

Причиной тому становится то обстоятельство, что человек не в состоянии самостоятельно справиться с полученным им в ходе травмы негативным опытом, эмоциями, постоянно переживая их мысленно заново, вынужден формировать определенную форму защиты. Именно это и приводит к дисфункции психики - ПТСР - и необходимости лечения психической травмы.

К сожалению, культуральные особенности жителей нашей страны таковы, что при переживании психотравмы у нас практически не принято обращаться за помощью к психиатру, психотерапевту или психологу. Причиной того являются и особенности воспитания, когда родители готовят нас исключительно к безграничному счастью, и, стремясь не омрачать нашего детства, нередко скрывают собственные переживания потерь или утрат. Или же человек уверен, что должен «справиться сам», считая собственное состояние не более чем слабостью.

Именно поэтому нередко можно сталкиваться с тем, что человек все же приходит на прием только в том случае, когда «больше не может продолжать так жить» или почувствовал, что готов вот-вот свести счеты с жизнью. При этом приводить к этому могут как «свежие», так и давние, полученные много лет назад психологические травмы.

Терапия посттравматических состояний проводится в нашей клинике с учетом необходимости комплексного воздействия.

Нередко последствиями психической травмы становятся депрессивные расстройства и невротизация личности, понижается самооценка, страдают адаптационные возможности и прочее. Помощь на первых этапах лечения осуществляется путем психофармакотерапии, в зависимости от симптоматики, наличествующую у пациента. Далее следует социально-реабилитационная работа (ее проводят наши клинические психологи в рамках различных, специально разработанных тренингов). Так же на протяжении всего процесса лечения обязательным компонентом является психотерапия и инструментальная терапия.

Таким образом, комплексное лечение последствий психических травм у детей и взрослых - это единственный верный способ, дающий хорошие результаты и позволяющий вернуться к полноценной жизни. Психическая травма -излечима, и специалисты клиники Минутко, могут помочь Вам.

Понятие психической и психологической травмы часто встречается в популярной психологической литературе. Специалисты по-разному интерпретируют эти термины, поэтому прежде, чем начать говорить о психотравмирующих событиях и их последствиях для детей и взрослых, стоит обратить внимание на значение слов «психотравма», «психическая травма» и «психологическая травма».

Этот термин имеет 2 разных интерпретации:

  1. В психиатрии как правило это ущерб, нанесенный психике каким-либо стрессовым воздействием, с выраженным нарушением нормального функционирования психики. В результате такой травматизации может развиваться психогенная реакция в форме психических и соматических заболеваний (например, посттравматический синдром, разные виды психозов, шизофрения, эпилепсия).
  2. В психологии термин «психическая травма» трактуется более широко и объединяет любые эмоционально патогенные воздействия на психику, характеризующиеся длительным влиянием.

По сути понятия «психической» и «психологической» травмы во многом схожи и часто используются для обозначения одних и тех же явлений.

Психологическая травма

Термин из области популярной психологии для обозначения психической травмы умеренной силы, которая может вызывать невротические реакции, активировать механизмы психических защит и переживаться как болезненный опыт. В понятие психологической травмы не входят психогенные реакции с развитием тяжелых психических заболеваний.

Психотравма

Это широкое понятие, подразумевающее любой болезненный опыт личности и включающее и психические, и психологические травмы.

В данной статье мы будем говорить о психотравме в широком смысле, как о реакции психики на какое-либо болезненное событие.

Причины психических травм

Психофизиологи описывают причины психологических травм как разновидность реакции организма на опасность. Дело в том, что при появлении опасности организм мобилизуется, готовясь к активным действиям – в кровь выбрасываются необходимые для нападения или бегства гормоны, мышечный каркас напрягается в готовности к действию, сердцебиение учащается и так далее.

Однако современная реальность и само устройство психики человека далеко не всегда дают возможность непосредственно отреагировать на опасную ситуацию. Ребенок не может напасть на злого воспитателя, женщина не может убежать от любимого человека, который ее обижает, некоторые травматические ситуации вообще не имеют материального представления – от несчастной любви уж точно никак не убежать.

Но энергетический заряд, импульс, образовавшийся в организме как реакция на стресс, не исчезает. Он трансформируется в патологическую реакцию, оказывая негативное воздействие на психику человека.

Виды психических травм

Психологи различают виды психологических травм по характеру и длительности воздействия травмирующего события.

  1. Шок. Психологическое потрясение, которое испытывает человек в ситуации крайней опасности для жизни (своей или близких), во время катаклизмов и так далее называется шоковой травмой. Это кратковременное состояние, как правило, влекущее за собой длительные последствия для психики.
  2. Острая психологическая травма. Также сравнительно кратковременное состояние, возникающее в результате эмоционально мучительного события. Таким событием может быть утрата близкого человека (в результате расставания, тяжелой болезни или смерти), публичное унижение, сопровождающееся потерей социального статуса и уважения к себе, акт насилия (физического, сексуального или психического) и так далее.
  3. Хроническая травма. Это реакция психики на постоянное или регулярное и долговременное воздействие стрессора, характеризующееся изменениями в механизмах функционирования психики с формированием патологических шаблонов взаимодействия. Например, хронической психотравматизации подвергаются члены эмоционально неблагополучных семей, в первую очередь – жертвы домашнего насилия. Еще одним ярким примером хронической травмы может быть систематическая травля ребенка в детском коллективе.

Кроме длительности воздействия психические травмы различаются также глубиной воздействия, степенью тяжести последствий и их содержанием. Некоторые авторы выделяют такие виды, как экзистенциальная травма, травма отношений, травма потери и травма неисправимой ошибки.

Последствия психических травм

Независимо от своей тяжести, нанесенные травмы оставляют след в эмоциональном состоянии и в разных аспектах поведения человека. Долговременные последствия влекут за собой психотравмы, затрагивающие зону глубоких душевных переживаний. Они могут быть связаны с любовными переживаниями, с потерей своего призвания, с мировоззренческим кризисом и так далее.

Такие воздействия вызывают у человека целый спектр экзистенциальных страданий, включая утрату смысла жизни, ощущение глобальной вины и неполноценности, отсутствие способности получать удовольствие и вступать в близкие отношения с людьми. Довольно часто тяжелой травмой, особенно для юных людей, оказывается неразделенная любовь. Психологическая травма так мощно влияет на эмоциональное состояние, что нередко провоцирует суицид.

Особую опасность представляют случаи, в которых потрясение оказывается непереносимо для психики. В экстренной ситуации психика человека применяет свои «аварийные» возможности, чтобы адаптироваться к обстановке:

  1. Производит несуществующее содержание: галлюцинации, бред.
  2. «Отключает» системы реагирования: апатия, психогенная амнезия, нервный паралич, кататония.
  3. Разрушает структуру личности: острый психоз, шизофрения.

Такие острые симптомы могут сопровождать переживание чрезвычайно тяжелого события (например, внезапной гибели нескольких членов семьи). С другой стороны, подобную реакцию некоторые люди выдают на обычные (на первый взгляд) жизненные трудности – развод, увольнение с работы и тому подобное. Дело в том, что для людей с чувствительной психикой, склонных к психическим заболеваниям, даже сравнительно небольшой стресс может нанести значительный вред и стать триггером для развития болезни.

Более локальные последствия имеют психологические травмы, затрагивающие узкую сферу эмоционального опыта. Например, люди, пережившие предательство, испытывают в будущем проблемы с доверием, ожидая повторения травмирующего опыта и стараясь его избежать, осознанно или нет.

У тех, кто имеет опыт утраты близкого человека, как правило более выражен страх потери. Часто женщины, пережившие изнасилование, испытывают проблемы в сексуальном плане или в отношениях с мужчинами в целом. Психологические травмы у взрослых имеют умеренные по силе последствия и сравнительно легко поддаются коррекции в психотерапии или при помощи медикаментозного лечения.

Серьезнее в этом плане оказываются детские психологические травмы, так как вся личность человека формируется в детстве, и каждое травмирующее событие накладывает отпечаток на будущую личность. Детские травмы часто становятся причинами психологических трудностей взрослых, проявляясь в чертах характера, в особенностях отношений с людьми, страхах, фобиях и неврозах.

Детские психотравмы

Последствия психологических травм у детей могут быть не очевидны даже для родителей, так как для ребенка травмирующим порой оказывается то, что в глазах взрослого не заслуживает внимания.

Одним из самых распространенных видов психической травмы считают травму сепарации, или потери объекта привязанности. В младенчестве для ребенка мать – это необходимый для выживания человек, и потеря матери переживается младенцем как угроза жизни (та самая шоковая травма). В этом плане весьма впечатляющим примером оказывается так называемый синдром госпитализма – развитие тяжелых соматических нарушений (вплоть до летального исхода) у младенцев, разлученных с матерями и содержащихся в медицинском учреждении без конкретного опекающего взрослого, который мог бы заменить мать.

Травматичное расставание с объектом привязанности

Обычно для ребенка первого года жизни период, который он может спокойно и без потерь прожить без мамы, длится несколько часов — при условии, что вместо мамы с ним будет другой значимый взрослый человек (любимая няня, папа или бабушка).

По мере взросления у детей, не травмированных длительным отделением от матери, время такой спокойной автономии постепенно увеличивается. Для трехлетнего ребенка обычно не проблема провести без мамы почти весь день в детском саду или с другим взрослым.

Но некоторые дети старше года очень тревожно реагируют на уход мамы – плачут, не отпускают, безутешно рыдают после ее ухода и с нетерпением ждут возвращения, а после воссоединения – нередко ведут себя агрессивно или игнорируют вновь появившуюся маму. Подобное поведение указывает на перенесенную психологическую травму. Такого рода психологическая травма есть практически у всех детей, воспитанных в традиционных советских семьях. Они были отправлены в ясли или в детский сад задолго до того, как стали готовы оставаться без мамы надолго.

Большинство современных взрослых испытывают те или иные трудности в близких отношениях, что по мнению психологов непосредственно связано с детскими психотравмами. Эмоциональная зависимость, патологическая ревность, страх потери любимого человека, страх смерти, чувство собственной неполноценности, острая навязчивая потребность в любви и одобрении у взрослых людей – лишь некоторые из последствий нанесенных в детстве травм.

Очень важно всем родителям осознавать значимость детских переживаний при расставании с матерью. Если ребенок двух-трех лет во время «адаптации» к детскому саду становится капризным и плаксивым, требует много внимания, боится оставаться один, активно сопротивляется походам в садик, если нарушается сон или аппетит, если ребенок вдруг начинает часто болеть – крайне велика вероятность того, что малыш получает психологическую травму.

Он может чувствовать настоящую панику и глубоко горевать, надолго оставаясь в окружении детей и почти незнакомых взрослых (не всегда эмпатичных и способных утешить). Если есть какая-либо возможность в таком случае выбрать сад с более мягкой адаптацией или отложить поступление в сад на год – это будет оптимальным решением для психического здоровья ребенка.

Потенциально травматические ситуации

Каждый ребенок уникален в силу своего опыта и конституциональных особенностей, поэтому никогда нельзя знать точно, какое именно событие окажется травмирующим для конкретного ребенка. Однако, есть ситуации, в которых типичной реакцией будет сильный испуг или другие сильные эмоции, с которыми детской психике трудно справиться.

Ниже перечислены некоторые группы ситуаций, при которых родителям стоит уделять больше внимания психическому состоянию ребенка.

  1. Насилие по отношению к ребенку – нападение старшеклассников в школе, встреча с агрессивными взрослыми на улице, неудачно окончившийся конфликт на площадке, унизительный розыгрыш, незаслуженное наказание учителя, воспитатели, которые заставляют есть через силу и так далее. Ребенок – уязвимое существо в силу своего размера и умственного развития, поэтому с насилием дети встречаются очень часто.
  2. Нападение (даже без физического вреда) собаки или другого животного. Особенно для маленьких детей даже игривое нападение животного может быть очень неожиданным и провоцировать развитие фобии.
  3. Физические травмы и соматические заболевания могут переживаться как психологическая травма — во-первых, физическая боль вызывает тревогу и страх за свое тело, а во-вторых физические болезни сопровождают резкие изменения в образе жизни – в частности, разлука с родителями и пребывание в медицинских учреждениях.
  4. Систематическое насилие в семье. Влечет за собой серьезные последствия для психики. Причем домашним насилием является не только рукоприкладство и прямые оскорбления, но и неадекватные проступкам наказания (особенно наказание длительной изоляцией), психологические манипуляции, издевательства старших сиблингов (физические или моральные) и любые другие факторы, стабильно нарушающие эмоциональную обстановку в семье.
  5. Тяжелое заболевание и/или смерть родственника. Помимо нормального процесса горевания, в случае болезни или смерти родственника ребенок встречается с непривычным поведением других взрослых – наблюдает слезы, волнение, суету, слушает непонятные тревожные разговоры. Фантазии на тему того, что происходит, могут быть очень пугающими и общее эмоциональное состояние становится травматическим.

Как же уберечь ребенка от психической травмы? Разве можно представить себе полноценную жизнь и взросление без встреч с потенциально опасными ситуациями?

Разумеется, каждый из нас сталкивается с большим количеством ситуаций, которые пугают, шокируют, болезненно переживаются и выбивают из колеи. Это нормальная и неотъемлемая часть жизни. Важно обращать внимание на то, как именно справляться с этими ситуациями, и как помочь в этом своим детям.

Как пережить психическую травму без серьезных последствий?

Люди совершенно по-разному ведут себя в стрессовых ситуациях, и последствия для психики могут быть разными по тяжести в зависимости от эмоциональной и поведенческой реакции. Говоря о том, как избавиться от последствий психической травмы, следует разделять профилактические меры и собственно лечение.

Как правило, последствия травмы проявляют себя через несколько месяцев после травмирующего события, но могут и много лет никак не показывать себя, органично вплетаясь в общую картину личности.

Профессиональную терапию последствий психотравмы может обеспечить только квалифицированный специалист. Однако, зная о потенциальном ущербе для психики того или иного события, можно предпринять определенные «меры безопасности» по профилактике последствий травм.


При должном внимании к эмоциональному состоянию в стрессовых ситуациях и поддержке окружающих последствия психологических травм можно минимизировать.

Болезненный опыт – это важная часть любой личности, при адекватной переработке он не разрушает, а укрепляет и развивает личность, выступая в качестве жизненного испытания. Моральный ущерб, нанесенный психологическими травмами, не всегда можно достойно компенсировать, но всегда можно по крайней мере ограничить зону его влияния, и это стоит делать ради повышения качества жизни.

Представьте себе, что в каждом из нас живет маленький ребеночек. Он еще не умеет ходить, разговаривать. Более того, он даже не может думать и чувствовать. Все, что ему сейчас доступно – это ощущать. У него есть телесность, но еще совершенно неразвиты высшие психические функции (внимание, мышление, память).

Его главная задача – выжить! А самая важная потребность – безопасность! Он еще не может за себя постоять, ему жизненно важно на кого-то опираться!

В ситуации незащищенности, угрозы жизни или здоровью человека может возникать психологическая травма.

Что такое психотравма?

Психотравма – это реакция на жизненное событие или ситуацию, которая затрагивает личностно значимые стороны существование индивидуума и приводит к глубоким психологическим переживаниям.

Сильные чувства, вытесненные воспоминания наносят вред душевному здоровью человека. В результате может даже произойти переход психического состояния к патологическому или пограничному уровню функционирования.

Особенность возникновения психологической травмы еще и в том, что угроза жизни, безопасности или здоровью может быть направлена не на самого человека, а на того, кто находится рядом с ним (близкого, знакомого или просто прохожего).

Именно поэтому, человек, который, скажем, видел сцены насилия в своей семье, но сам не был прямой жертвой этих насильственных действий, может так же получить психологическую травму и сформировать недоверие в отношениях с противоположным полом.

Во многом, будет человек травмирован или нет, зависит не только от внешних факторов, но и от его личностных особенностей, а так же от той значимости, которую он придает происходящему.

Для одного определенное событие может оказаться незначительной мелочью, а для другого – трагедией всей жизни.

Основные виды психологических травм

Психологическая травма может иметь острый краткосрочный характер и выражаться в шоковой реакции на прямую угрозу жизни или здоровью человека . По МКБ 10 это трактуется, как «Реакция на тяжелый стресс и адаптационные расстройства».

К примеру, человек попал в автокатастрофу, которая лишь чудом не закончилась трагично или потерял близкого.

Другой вид психотравмы – хроническая, которая возникает как следствие долгосрочного затяжного влияния негативных стрессовых факторов и может длиться десятками лет! С течением времени фабула психотравмирующей ситуации может уходить на задний план, и может развиваться психическое заболевание.

По современной классификации МКБ 10 существует такой диагноз, как «Пролонгированная депрессивная реакция», и длится она не более двух лет. Но иногда тяжесть депрессии наблюдается более выраженной, чем при реакции адаптации, а со временем эмоциональные переживания психотравмирующей ситуации становятся не актуальными. Поэтому этот депрессивный эпизод (часто впервые в жизни) может быть первым приступом хронической (эндогенной) депрессии. А психотравма только толкнула его возникновение.

Чаще всего, психотравму переживают те, кто воспитывался в дисфункциональной семье, либо регулярно испытывал физическое или эмоциональное насилие в партнерских отношениях.

Страх смерти, потеря близкого человека, разрыв отношений – наиболее распространённые травмирующие события.

Реакция человека на психотравму

Основные составляющие симптомокомплекса психологической травмы: эмоциональные, физические проявления, проблемы в сфере личностной и социальной реализации/адаптации.

Человек, который пережил или переживает психологическую травму, может испытывать резкие эмоциональные перепады и смены настроения: от гнетущей апатии и тотального безразличия до ярко выраженной ярости и неконтролируемой раздражительности.

Чувство безысходности, тоски, иногда вины и стыда за свою слабость и нерешительность становятся доминирующими.

Человек может избегать общения, предпочитая как основной способ времяпрепровождения – уход в себя. Он много тревожится и может испытывать страх, который невозможно объяснить. Его одолевает чувство одиночества и брошености. Ему бывает сложно долго удерживать внимание и сосредотачиваться на чем-либо. Нередко возникает бессонница или же сон прерывистый с одолевающими кошмарами.

Как правило, человек имеет повышенную утомляемость, напряжение в мышцах, ускоренное сердцебиение.

Длительность подобного рода симптомов может быть абсолютно разной: для кого-то это недели, а кто-то исчисляет месяцами.

Проживая травму, человек может чувствовать облегчение . Симптомы, как правило, со временем ослабевают, но могут возникать в ситуации соприкосновения человека с событиями, образами, прямо или опосредовано напоминающими о том, что вызвало психологическую травму.

Как уже упоминалось, возникновение психотравмы, ее сила и интенсивность во многом зависят от значимости события и личностных особенностей, в том числе стрессоустойчивости. Имеет значение и поддержка окружающих, и своевременное оказание необходимой помощи и лечения.

Как вернутся к жизни после психологической травмы

Говоря о лечении психотравмы, важно помнить о необходимом времени для восстановления ощущения безопасности и проживания боли.

Работа с психотравмой имеет достаточно сложный характер, во время которой может возникать сильное сопротивление, есть риск ретравматизации. В первую очередь, следует побеспокоиться о хорошо установленном контакте с психотерапевтом, формирования ощущения защищенности и комфорта.

Важным ресурсом в лечении психологической травмы является переключение внимания человека на то, что может занять его сознание и будет способствовать улучшению его состояния (хобби, бытовые дела, забота о ком-то, чтение), тем самым удержав от болезненных воспоминаний и переживаний. Стоит помнить также о необходимости поддержки со стороны близких и друзей.

Не стоит препятствовать всем чувствам, которые возникают.

Они – необходимая часть на пути к исцелению и обретению маленьким травмированным ребеночком внутри человека доверия к миру и ощущения надежности и устойчивости!

Естественно, на помощь всегда придут психолог или психотерапевт. Но, в работе с психологической травмой самоподдержка может стать прекрасным дополнением и отличным способом обретения ресурса для возможности вернуться к жизни!

Хотелось бы предложить несколько практических рекомендаций для самостоятельной работы.

Чаще всего одним из симптомов психотравмы является самоуничижительные мысли. Важно вернуть веру в себя и справиться с чувством вины и самобичеванием. Для этого стоит найти в себе те черты или даже малейшие вами выполненные действия, за которые можно себя похвалить и которыми можно гордиться.

Будет хорошо, если вы пропишите себе список ваших достижений, дел, поступков, которые были у вас в жизни, и за которые вы себе благодарны.

Обязательно в конце каждого предложения важно дописать: «Я горжусь этим». К примеру: «Я отлично закрыл рабочий план за прошлые полгода! Я этим горжусь!», «Я подарил маме путевку в санаторий! Я этим горжусь!».

Расширяя этот список, вы заметите, насколько больше становится ваш ресурс в работе с психологической травмой.

Если вспомнить Трансактный анализ и то, о чем шла речь в начале статьи, чаще всего травмированным является именно Телесный ребенок, поэтому так необходимо вернуть чувство безопасности и ощущение устойчивости и через тело.

Для этого можно использовать медитативные техники и дыхательные упражнения.

Повторять упражнение стоит не меньше 5 раз, глубоко вдыхая, заполняя легкие кислородом, а потом выдыхая. Можно при этом мысленно повторять афирмации по типу «Я успокаиваюсь!», «Я расслабляюсь!», «Мне спокойно!».

Расслабив тело, поработав с мыслями, можно перейти к чувствам, используя арт-методики. К примеру, достаточно эффективной в работе с психотравмой может быть интуитивное рисование своих эмоций, чувств, переживаний. Не имеет значения ваш уровень художественного мастерства, творческие способности. Главное – восстановить спокойствие и способность вернуть себя в состояние «здесь и сейчас», благодаря работе бессознательных процессов.

Но, стоит помнить, что не во всех случаях достаточно лишь самостоятельной работы. Ведь важны не только и не столько техники, как организованное безопасное пространство для проживания боли, доверительные отношения для отреагирования всех возникающих чувств и квалифицированная поддержка и помощь для скорейшего возвращения к жизни!