Занятие по здоровьесбережению в подготовительной группе. Конспект занятия по здоровьесбережению и валеологии для старших дошкольников в детском саду «Наше здоровье в наших руках

Интегрированное занятие - по здоровьесбережению в подготовительной группе на тему:

« Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу»

Подготовила воспитатель Кобзаренко С.Г.

МБДОУ «Детский сад «Сказка» корпус 2,

Г. Горняк Алтайский край

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура»

Цель: Развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни через познавательную активность в образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Программные задачи:

образовательные:

Закрепить знания у детей о здоровом образе жизни, о соблюдении правил личной гигиены; знания о полезных продуктах, витаминах, свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия;

развивающие:

Развивать познавательный интерес, память, мышление, коммуникативные умения и навыки, умение рассуждать, делать умозаключение;

воспитательные :

Воспитывать желание заботиться о собственном здоровье и окружающих, воспитывать дружеские отношения и умение работать в коллективе.

Методы и приемы: создание проблемных ситуаций, беседа, упражнение на дыхание, дидактические игры, пальчиковая гимнастика, обращение к жизненному опыту детей.

Материалы и оборудование: модель солнца, бутылочка, стаканчики, коктельные трубочки, массажные мячики, демонстрационный материал по теме занятия.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Здравствуйте!

А сейчас мы поздороваемся с помощью массажных колечек Су-джок

«Приветствие»

(поочередно надевать массажное кольцо на каждый палец)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю –

(сжимаем и разжимаем кольцо в руке)

Всех я вас приветствую!

(разводим руки в стороны)

А знаете, ребята мы ведь не просто поздоровались, мы сказали, «здравствуйте», это значит – здоровья желаем.

Русская народная поговорка говорит : « Здороваться не будешь – здоровья не получишь » (повторить с детьми) (Дети садятся на стульчики).

II. Объявление темы НОД.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно, мы будем говорить о здоровье, о том, как его сберечь.

А вы чувствуете себе здоровыми? Что значит быть здоровым? (ответы детей) (это значит быть сильным, крепким, бодрым, веселым и энергичным)

Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Но посмотрите, у нашего солнышка лучики не сияют.

Как помочь солнышку, чтобы оно снова стало лучистое? Нам нужно постараться открыть все лучики здоровья, а для этого мы должны выполнить несколько заданий. Справимся?

III. Основная часть.

1. Воспитатель: Ребята, всем вам известно, что микробы – это наши злейшие враги. Но существуют настоящие волшебные предметы, которые помогают с ними бороться.

Я загадаю вам загадки. Если вы правильно их отгадаете, то мы узнаем первый лучик здоровья.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я,

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится (мыло ).

По утрам и вечером чистит зубы пастой нам (зубная щетка ).

В руки все меня берут и усердно тело трут.

Как приятно растереться! Я, ребята, (полотенце ).

Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней чем у волков и медведей….(расческа ).

Лёг в карман и караулит рёву, плаксу и грязнулю,

Им утрёт потоки слёз, не забудет и про нос (носовой платок ).

Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки, все эти предметы относятся к средствам гигиены.

А какие правила гигиены вы знаете? (умываться, чистить зубы утром и вечером, стричь ногти, мыть руки перед едой, после общения с домашними животными)

Так как называется первый лучик здоровья? (гигиена)

2 . Второй лучик.

А сейчас я вам покажу фокус, и вы узнаете, как называется второй лучик здоровья.

Загляните вовнутрь этой бутылочки. Что там лежит? (там ничего нет)

Сейчас мы увидим, кто там прячется. Раз, два, три, невидимка из бутылочки беги (опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки).

Что за невидимка сидел в бутылочке? (это воздух). Правильно дети.

Вокруг нас и в каждом из нас есть воздух. Давайте дети проверим, так ли это. Возьмите коктельные палочки, опустите в воду и подуйте. Все, достаточно. Что вы видите? Почему образуются пузырьки? (потому, что в нашем организме есть воздух)

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышат он и я и ты.

Давайте проверим, так ли это. Сейчас вы постарайтесь глубоко вздохнуть и закрыть рот и нос ладошками. Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха? (ответы детей) (потому что наш организм не может жить без воздуха)

Правильно, это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и просит «Пришли мне, пожалуйста, воздух»

Давайте, мы с вами выполним упражнение на дыхание

«Насосы»

Глубоко вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот. Руками имитируем работу насоса.

Воспитатель: скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?

Дети: чтобы организм обогатился кислородом. Чтобы закалять свой организм.

Воспитатель: правильно, ребята, воздух насыщен кислородом – это чистый свежий воздух. Так как называется второй лучик здоровья? (Воздух)

3. Третий лучик - движение.

Карточка (Двигательная деятельность)

Кто откроет мне секрет,

Спрятан здесь, какой совет? (заниматься физкультурой)

Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?

Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым.

Воспитатель: Правильно, ребята. «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». Давайте все вместе повторим (повторяем). Помните об этом, ребята.

А вы выполняете физические упражнения? Когда? И где? (ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Физкультурой занимайтесь,
Чтоб здоровье сохранять,
И от лени постарайтесь
Побыстрее (вместе хором) убежать.

Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Карусель» с волшебным парашютом.

Игра «Карусель»

Еле – еле, еле – еле,

Закружились карусели

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра!

Как называется третий лучик? - движение

4. Четвертый лучик – полезная еда.

Воспитатель: Есть такая пословица, дети, - "Полноценная еда для здоровья нам нужна". Почему так говорится в пословице? Зачем человеку еда? (Ответы детей)

Ребята, а к нам гость.

Доктор: Здравствуйте, дети, вы меня узнали? Кто я?

Дети: Да.

Доктор : Никогда не унываю, и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А,Б,С.

А вы что знаете о витаминах? (Ответы детей).

Витамин А – очень важен для зрения и роста, а есть он в моркови, сливочном масле, помидорах, яйцах, молоке (выставляю рисунки продуктов).

Витамин В - помогает работать нашему сердцу. Его можно найти в молоке, мясе, хлебе.

Витамин С – укрепляет весь организм, защищает от простуды. Он есть в апельсинах, лимонах, ягодах, капусте, луке.

Витамин Д - делает наши руки и ноги крепкими. Его много в молоке, яйцах.

Витамины кушайте вы всегда, и не будете болеть никогда.

Доктор : у меня для вас есть задание

В магазинах продают много разных продуктов, но не все они полезные. Если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты? Давайте поиграем в игру «Полезно – вредно». Выберите те продукты, которые не вредят здоровью, необходимы для правильного питания.

Воспитатель: на столе лежат картинки с изображениями продуктов питания. Какие же продукты вредные? А какие полезные?

Воспитатель: Итак, как же называется четвертый лучик здоровья? (полезная еда )

5. Пятый лучик

Воспитатель: Но у нашего солнышка есть ещё один секретный лучик здоровья. Хотите узнать какой? Пойдемте, узнаем!

Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей!»

Воспитатель: Ребята, вы догадались, как называется этот лучик здоровья? (ответы детей) Как можно догадаться, что у человека хорошее настроение? (ответы) Улыбка - это залог хорошего настроения. - Запомните волшебные слова:

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

Улыбайтесь друг другу,

И тогда улыбки свет
Сохраните на много лет!

Давайте улыбнемся друг другу.

IV. Итог

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лучики здоровья на солнце. Как?

Дети: ярко, бодро….

Воспитатель: Теперь мы знаем, что здоровье живет внутри нас. Его нужно беречь, ведь оно дороже всего на свете. Давайте вспомним, что нужно делать, чтобы не потерять здоровье? (соблюдать правила гигиены, гулять на свежем воздухе, хорошо и правильно питаться, делать зарядку, больше двигаться и быть всегда в хорошем настроении).

Пословица «Полноценная еда для здоровья нам нужна»

Никогда не унываю И улыбка на лице, Потому что принимаю Витамины ABC Доктор Айболит

Витамин А – очень важен для зрения. Помни истину простую – Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую Или сок морковный пьёт.

Витамин В – способствует хорошей работе сердца. Очень важно спозаранку Есть за завтраком овсянку, Черный хлеб полезен нам, И не только по утрам!

Витамин С – укрепляет весь организм. От простуды и ангины Помогают апельсины, Ну а лучше есть лимон, Хоть и очень кислый он!

Витамин Д - делает наши руки и ноги крепкими.

Грубых слов не говорите, Только добрые дарите. Улыбайтесь вы друг другу, И тогда улыбки свет Сохраните много лет!


Занятие по здоровьесбережению в подготовительной группе

на тему: « Где прячется здоровье? »

Воспитатель:Саусканова Назгуль Сабитовна.

Цель: учить детей заботится о своем здоровье.

Задачи: Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; уточнить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия. Развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключение. Закрепить представление детей о распорядке дня, значимости режима дня, о полезной еде.

Здоровье – это награда, которую получает человек за усердие. Здоровый человек – это, как правило, образованный человек, усвоивший одну простую истину: «Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым»

Ход занятия

(Дети входят под музыку в зал.)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся с ними. (Дети говорят «Здравствуйте»)

Воспитатель: Знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали «Здравствуйте». Это - значит здоровье желаю.

Сегодня я хотела поговорить на очень важную тему о здоровье.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое здоровье?

(ответы детей)

Воспитатель: Сейчас я хочу рассказать вам старую легенду (звучит спокойная лирическая музыка)

«Давным–давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье. Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека».

Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье, да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов!

(заканчивает звучать музыка)

Воспитатель: Значит, здоровье – то оказывается, спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас. Здоровье – это сила, хорошее настроение, и все у нас получается. Я открою вам маленький секрет – наше здоровье можно сравнить с солнцем, у которого много лучиков. Эти лучи живут в каждой клеточке нашего организма.

Воспитатель: Первый лучик – это сила. Я приглашаю вас на разминку.

Сделаем разминку – держим ровно спинку.

Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот.

Руки вверх, поднять прямые. Вот высокие какие!

Еще выше потянулись, вправо-влево повернулись.

А теперь танцует таз. Посмотрите-ка на нас!

Этим славным упражнением поднимаем настроение.

Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.

Воспитатель: Посмотрите, сколько сил стало в ваших руках! Сразу видно – силушка по жилушкам огнем бежит! А почему человек должен быть сильным? Крепнет человек – крепче камня становится. Слабеет – слабее воды. Давайте выучим эту пословицу.

Воспитатель: Дети, какие мышцы стали у вас?

Дети: Крепкие и сильные.

Воспитатель: А настроение?

Дети: Бодрое, веселое.

Воспитатель: Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?

Дети: Чтобы не болеть, быть здоровым.

Воспитатель: Правильно, ребята. «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать». Давайте все вместе повторим (повторяем).

Помните об этом, ребята.

Воспитатель: Чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, я покажу вам фокус.

Воспитатель: Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?

Дети: Ничего нет.

Воспитатель: Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки).

Воспитатель: Что за невидимка сидел в бутылке?

Дети: Это воздух.

Воспитатель: Правильно, дети.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья мерзнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Воспитатель: Давайте выполним с вами упражнения на дыхание.

(выполняем упражнения на дыхание).

1. «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести «у-х-х».

2. «Заблудились в лесу». Сделать вдох на выдохе прокричать «а-у-у».

Воспитатель: Дети, скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?

Дети: Чтобы организм обогатился кислородом. Чтобы закалять свой организм и т.д.

Воспитатель: Правильно, ребята, воздух насыщен кислородом - это чистый свежий воздух.

Воспитатель: Так как же называется второй лучик здоровья?

Дети: Воздух.

(Открываю второй лучик здоровья)

Воспитатель: Дети, что это? (Показываю модель часов в виде цветочка)

Дети: часы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждение детей)

Воспитатель: Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей)

Воспитатель: Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители, папы, мамы, ну а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье, хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня.

Воспитатель: А теперь я хочу предложить выполнить задание, которое называется «Разложи по порядку» (ребята выходят по двое к доске, и по порядку выкладывают картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня. По ходу игры обращаю внимание детей на то, чтобы вовремя ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю зарядку, необходимо есть в одно и тоже время в течение дня)

Воспитатель: Дети, значит, как называется третий лучик здоровья?

Дети: Режим дня.

(Открываю третий лучик)

Затем провожу физкультминутку.

Перед началом физкультминутки спрашиваю у детей: «Дети, какое время года?»

Дети: Зима.

Воспитатель: А как вы определили, что зима?

Дети: Идет снег, мороз.

Провожу физкультминутку «Здравствуй Зимушка-зима». Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр круга.

Ждали зиму мы давно.

Все смотрели мы в окно.

Наконец она пришла.

Здравствуй, зимушка-зима!

Всюду снег на ветках пышных,

Ветерка почти не слышно.

Словно легкие пушинки

В танце кружатся снежинки,

Речка быстрая молчит,

Птичья песня не звучит.

Эй, ребята, выходите

И на саночки садитесь.

Мы на саночки садились

И под горочку катились.

Дружно мы на лыжи встали,

Друг за другом зашагали.

Вместе все, бегом-бегом,

Мы катали снежный ком.

В детский сад потом пошли,

Суп поели, спать легли.

Выполняют «пружину» на месте, руки на поясе.

Хлопают в ладоши.

Плавно поднимают в сторону

правую руку, затем левую;

медленно опускают руки вниз.

Кружатся на месте, руки в сторону вниз.

Приседают, обхватывают руками плечи.

Шагают на месте.

Легко, на носочках, бегут по кругу друг за другом.

Идут широким шагом, взмахивают

руками вперед-вверх, отводя назад - вниз.

Останавливаются, выполняют наклоны вперед

Машут руками вперед – вниз, ладошки кверху.

Шагают на месте.

Присаживаются на корточки,

Руки складывают ладонь к ладони под щеки.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель:

Дети, чтоб здоровым остаться,

Нужно правильно питаться.

Пищей сладкой шоколадной

Ты не увлекайся.

Очень кислого, соленного

Ты остерегайся.

Только овощи и фрукты,

Очень вкусные продукты.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем с вами в словесную игру, и я знаю, что вы знаете о полезной еде. Я зачитываю четверостишье о продуктах. Если они полезные, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно совершенно верно».

Если о том, что для здоровья вредно, вы молчите. (Читаю четверостишие)

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок. И тогда ты точно будешь очень строен и высок (правильно)

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить, ешь конфеты, жуй ирис, строен стань, как кипарис (молчат)

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет, ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и виноград. (правильно)

4. Пейте дети молоко, будете здоровы (правильно)

Молодцы, ребята, я обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезную еду.

Стук в дверь, заходит доктор Айболит.

Доктор: Здравствуйте, дети, вы меня узнали?

Доктор: Кто я?

(ответы детей)

Доктор: Никогда не унываю, и улыбка на лице, потому что принимаю витамины А,Б,С. А вы что знаете о витаминах?

Выходят трое детей, на головах атрибутики витаминов АВС.

1-й ребенок Даша: Я витамин B, помогаю сердцу.

Очень важно спозаранку

Есть на завтраки овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

2-й ребенок: Я витамин А, очень важен для зрения.

Помни истину простую.

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

3-й ребенок: Я витамин С, укрепляю организм

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Если даже кислый он.

Доктор: Спасибо, ребята, знаете вы о витаминах. Я сейчас вас угощу апельсинами. Кушайте на здоровье и никогда не болейте. (Раздает детям апельсины)

Дети: Витамины будем кушать мы всегда, и не будем мы болеть никогда.

Доктор прощается и уходит из группы.

Воспитатель: Итак, как же называется четвертый лучик здоровья?

Дети: Полезная еда!

(открываю четвёртый лучик)

Воспитатель: Пятый лучик – хорошее настроение.

Посмотрите, наше солнышко улыбается, радуется за нас, потому что мы нашли спрятанное богами здоровье. Главная наша задача – сберечь его.

Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните рук вверх, вдохните и откройте глаза на счет три. Ваша прогулка была чудесной!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лучики здоровья на солнце. Как?

Дети: ярко, бодро….

Воспитатель: Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии (а это выполнять физкультурные упражнения, делать дыхательную гимнастику, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, выполнять режим дня), то будете такими, как солнце, яркими, светлыми, веселыми, задорными, т.е. здоровыми.

(Дети читают стихи)

1. Всем известно,

Всем понятно, что

Здоровым быть приятно

Только надо знать, как здоровым стать.

2. Чтоб здоровым быть, учтите заранее,

Что всем необходимо полезное питание.

И помните об этом, идя по магазинам.

Не сладости ищите, ищите витамины.

3. В мире нет рецепта лучше,

Будь со спортом неразлучен.

Проживешь сто лет,

Вот и весь секрет.

Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие? А что именно понравилось? Что вы узнали нового? Я очень рада. ВСЕМ СПАСИБО!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 пгт. Черноморского муниципального образования Северский район

11.09.2014г

Воспитатель: Шудря Наталья Александровна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Командир моего организма – мозг».

Цель:

Задачи:

  • Образовательные:

Дать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром» принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам.

Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.

  • Развивающие:

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

  • Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение детей к своему организму.

Объяснение технологии: цель здоровьесберегающей технологии-обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Методы и приемы:

  • Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
  • Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
  • Наглядные: показ, демонстрация;
  • Словесные: беседа, вопрос-ответ;
  • Игровые: игровые упражнения;
  • Практические: упражнения.

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточка мозг, череп, грецкие орехи, карточки с изображением органов чувств, схема «Цветовые центры мозга», рисунок с изображением кораблика, правила «Как сохранить мозг здоровым»).
  • Тарелка с продуктами (булка, апельсин, чеснок), три стакана воды, различной на вкус (солёная, сладкая, кислая), чайная ложка на каждого ребенка, лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, грецкие орехи.

Активизация словаря:

Центр зрения, слуха, осязания и обоняния, извилины, кора мозга.

Ход занятия.

Дети сидят на стульях перед мольбертом. Воспитатель задает вопросы детям:

Кто такой командир? (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?

(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга) (слайд 1)

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке (цветная таблица с изображением черепа) (слайд 2). Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками – бороздками» коры головного мозга) (слайд 3).

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

Наш мозг можно сравнить с компьютером – (Картинка) (слайд4). Почему? (Ответы детей.)

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Воспитатель проводит пять игровых упражнений.

Давайте поиграем.

Игровое упражнение

«Угадай, кто тебя позвал?»

Один ребенок отворачивается, а остальные по очереди называют его имя. Ребенок-водящий угадывает голоса товарищей.

Кто, Саша, тебе подсказал, что это был голос Сережи? (Память).

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми,

хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их (слайд 5).

Игровое упражнение

«Определи на вкус».

Воспитатель предлагает детям попробовать прозрачную воду из трех стаканов, приглашая три человека одновременно.

Что же ваша память вам подсказывает? (В первом стакане вода кислая, во втором - соленая, в третьем - сладкая). От кого вашему «командиру» - мозгу пришло такое сообщение? (От языка). Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Это второй помощник (слайд 6).

Игровое упражнение

«Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится на тарелке (апельсин, чеснок, хлеб).

Ребята, под этой салфеткой кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Нос – третий помощник. (Дети поочередно выполняют задание) (слайд 7).

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).

Игровое упражнение

«Узнай друга».

Из группы детей выбираются два человека. С закрытыми глазами они «исследуют» других детей, касаясь руками головы, волос, одежды.

Кто же тебе подсказал, что это был Саша? (Память). А от кого мозг принял донесение, что это был Саша? Это наши руки – четвертый помощник (слайд 8).

Игровое упражнение

«Зрительный диктант».

Дети садятся за столы. Воспитатель несколько секунд показывает рисунок с корабликом. Дети должны нарисовать увиденное изображение на листе. (Дети выполняют задание).

Кто передал мозгу эти сведения? (Глаза).

Кто подсказал, что это кораблик? (Память).

От кого мозг принял сигнал? (От глаз) Это пятый помощник (слайд 9).

Гимнастика для глаз «Белка».

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и открыть).

Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).

Давайте рассмотрим с вами схему «Цветовые центры мозга»: зрительный слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. (Воспитатель показывает схему) (слайд 10).

Теперь вы знаете, почему я наш мозг все время называю «командиром»? (Ответы детей). Мозг в считанные секунды принимает сигналы, поступающие из различных органов тела, сортирует их, а затем посылает команды всем частям тела (пальцам, векам, ногам, носу, плечам) выполнить то или иное действие. Все эти центры мозга умеют работать вместе, вот как мы с вами.

  • Делать зарядку;
  • Соблюдать режим;
  • Правильно питаться;
  • Быть на свежем воздухе;
  • Узнавать новое.

Это те правила, которые мы с вами выполняем в детском саду постоянно (слайд 11).

Хорошо поработали, все молодцы.


Гузнова Альбина
Конспект НОД в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий «Как сберечь здоровье?»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» .

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности

в подготовительной группе

Познание : ОБЖ

с использованием здоровьесберегающих технологий .

Тема : «Как сберечь здоровье

Подготовила и провела воспитатель : Гузнова А. С.

р. п. Шатки

Программные задачи :

Образовательная область Обучающая Развивающая Воспитывающая

Познавательное

развитие Формировать у детей представления о зависимости здоровья от двигательной активности, режима и правильного питания.

Формировать знания о различных видах спорта.

Способствовать формированию знаний о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.

….Формировать представление детей о витаминах, их значимости. Развивать познавательный интерес, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение.

Социально-

коммуника-тивное

развитие Формирование навыка соблюдать правила игры

воспитывать умение выслушивать взрослого и товарища, не перебивая его.

развитие Формировать умение детей отвечать на вопросы взрослого полным предложением активизировать словарь детей …

Развивать речевую активность

Физическое развитие

Способствовать формированию ценностей ЗОЖ

Художественно-эстетическое развитие

Стимулировать чувство любви к фольклору через пословицы о здоровом образе жизни .

Материал.

Сундук, два воздушных шарика, ИКТ, презентация : «Иллюстрация к НОД» , магнитофон, музыка релакс, тазик с водой, стаканы с водой, коктельные соломки, пустая пластиковая бутылочка, картинки : «Виды спорта» , картинки : «Режим дня» , одежда продавца, весы, набор : «Продукты» .

Методы и приемы.

Игровая ситуация, вопросы, художественное слово, моделирование, исследование, проблемная ситуация, поощрение, рассматривание, анализ.

Словарная работа.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Вводная часть.

Проводится игра : «Волшебное слово» .

Воспитатель : Ребята, у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся .

(Дети говорят : «Здравствуйте» )

Воспитатель : Знаете, вы ведь не просто поздоровались , вы подарили друг другу частичку здоровья , потому что вы сказали «Здравствуйте» . Это – значит, здоровье желаю . Сегодня я хотела поговорить на очень важную тему о здоровье . Как вы думаете, что такое здоровье ?

(ответы детей)

Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть.

Воспитатель : Сейчас я хочу рассказать вам легенду – это фантастический рассказ о каком-либо событии.

(звучит спокойная лирическая музыка) .

«Дачным–давно на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали они решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал : «Человек должен быть сильным» . Другой сказал : «Человек должен быть умным» . Третий сказал : «Человек должен быть здоровым » . Но один Бог сказал так : «Если все это будет у человека, он будет подобен нам» . И решили они спрятать главное, что есть у человека - здоровье . Стали думать- решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - на высокие горы. А один из Богов предложил : «Здоровье надо спрятать в самого человека» . Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье , да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов ! (заканчивает звучать музыка)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, где находится здоровье ?

(ответы детей) .

Воспитатель : Значит, здоровье – то оказывается , спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из вас.

Воспитатель : Ребята, давайте представим, что здоровье это воздушный шар (показывает) . Посмотрите, какой он. А сейчас я вам покажу другой шар (показывает меньшего размера) . Сравните эти шарики и скажите, почему они разные.

(ответы детей) .

Давайте мы с вами поможем маленькому шарику, т. е. здоровью вернуть свои большие размеры. Как можно восстановить здоровье ?

Воспитатель : Посмотрите на экран, что первое помогает вернуть здоровье ? Правильно это физические упражнения (показываю на экран)

Давайте, дети, подумаем, какую пользу приносят физические упражнения? (суждение детей)

Воспитатель : А вы сами выполняете физические упражнения?

Где и когда? (суждение детей)

Воспитатель : Ребята давайте покажем, как мы тренируем мышцы своего тела.

Ритмическая гимнастика под музыку «1,2,3,4,5-начинаем мы шагать» .

Воспитатель : Дети, какие мышцы стали у вас?

Дети : Крепкие и сильные.

Воспитатель : А настроение?

Дети : Бодрое, веселое, радостное…

Воспитатель : Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой?

Дети : Чтобы не болеть, быть здоровым , сильным, выносливым…

Воспитатель : Правильно, ребята. А вы знаете пословицы о спорте?

«Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать» .

Кто запомнил, повторите.

Ребята, какие виды спорта вы знаете. Подойдите к столу, возьмите картинку и назовите вид спорта.

Переходим к экспериментальному столу (тазик с водой, стаканы с водой и коктейльные соломки)

Воспитатель : Чтобы узнать, что еще необходимо для нашего здоровья , я предлагаю вам подойти к столу.

Воспитатель : Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?

Дети : Ничего нет.

Воспитатель : Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из бутылочки беги. (Опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки «бегут» пузырьки).

Воспитатель : Что за невидимка сидел в бутылке?

Дети : Это воздух.

Воспитатель : Правильно, дети.

В каждом из нас есть воздух. Давайте проверим, так ли это. Сейчас возьмите трубочки, опустите в воду и подуйте.

Что вы видите? Почему образуются пузырьки?

А может человек жить без воздуха?

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Воспитатель : Давайте выполним с вами упражнения на дыхание.

2. «Заблудились в лесу» . Сделать вдох на выдохе прокричать «а-у-у» .

3. «Ежик» . Повернуть голову вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий шумный с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий произвольный через полуоткрытые губы. (4-8 раз)

4. «Подыши одной ноздрей» . Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть праву ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий выдох. (3-6 раз)

Воспитатель : Дети, скажите, почему мы выполняли дыхательные упражнения?

Дети : Чтобы организм обогатился кислородом.

Воспитатель : Правильно, ребята, воздух насыщен кислородом - это чистый свежий воздух. Ребята, а каким воздухом должны дышать люди?

Дети : чистым.

Воспитатель : Второе, что нужно для здоровья ?

Дети : Воздух.

Воспитатель : Дети, что это? (Показываю часы)

Дети : часы.

Воспитатель : Дети, как вы думаете, зачем нам нужны часы? (суждение детей) . Что связывает здоровье и часы ?

Воспитатель : Да, вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна. Как это называется одним словом?

Воспитатель : Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждение детей)

Воспитатель : Дети, режим – это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как в детском саду у нас. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, сна и ухода домой. С этим режимом детского сада знакомы и ваши родители, а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает быть дисциплинированным, помогает укреплять здоровье , хорошо и качественно выполнять все свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены, четко по времени в течение дня.

Воспитатель : А теперь я хочу предложить выполнить задание, которое называется «Разложи по порядку» (ребята выходят по двое к доске, и по порядку выкладывают картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня. По ходу игры обращаю внимание детей на то, чтобы вовремя ложиться спать и вставать, ежедневно делать утреннюю зарядку, необходимо есть в одно и тоже время в течение дня)

Воспитатель : Дети, значит, для здоровья нужен ?

Дети : Режим дня.

Воспитатель : В магазинах продают много разных продуктов, если бы мама попросила вас сходить в магазин, смогли бы вы выбрать полезные продукты. Давайте поиграем в игру и узнаем, можно ли вам доверить домашнее хозяйство.

Игра «Магазин» - нужно выбрать полезные продукты (разложить по корзинкам полезные и вредные продукты)

Воспитатель : Ребята почему вы выбрали именно эти продукты?

Дети : потому что там есть витамины.

Воспитатель : Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины,

Если хочешь быть здоровым , правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

А вы что знаете о витаминах? Посмотрите на экран.

Воспитатель : Итак, четвертое это?

Дети : Полезная еда!

Заключительная часть.

Воспитатель : Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии (а это выполнять физкультурные упражнения, делать дыхательную гимнастику, дышать свежим воздухом, есть полезную еду, выполнять режим дня, то будете здоровыми . Посмотрите, каким стало наше здоровье (шарик увеличился в размере) .

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру : «Полезное – вредное» . Что полезно для здоровья , а что неполезное.