Чжень цзю терапия - теория и практика. Чжэнь-цзю терапия изнутри

222 китайских исцеляющих упражнения для здоровья позвоночника и суставов Лао Минь

Чжен – цзю терапия при болях в суставах

Подробней о чжен – цзю терапии (рефлексотерапия) см. в Главе 2. Боль в пояснице/

Рефлексотерапия, массаж, гимнастика/Чжен – цзю терапия… Обратите внимание также на определение расстояния в 1?индивидуальный цунь , данное в этой главе, поскольку для нахождения месторасположения биологически активных точек используется индивидуальная мера длины.

Для лечения и снятия боли в суставах мы воздействуем на биологически активные точки с помощью полынной сигареты (мокса – сигареты) или эфирных составов в течение 10–15?дней. После двухнедельного перерыва кожа отдохнет, и курс лечения можно повторить снова.

Эфирный состав для втирания в биологически активные точки:

10?частей тертой мякоти чеснока

10?частей масла ши

2?части воска

2?части меда

Для грубой кожи увеличьте долю чеснока в составе втирания, но так, чтобы не вызвать ожог кожи. В биологически активных точках во время Чжен – цзю терапии вы должны почувствовать распирание, теплоту, жжение или онемение по ходу воздействия (меридиану).

В случае прижигания мокса – сигаретой зажженный конец сигареты подносят к биологически активной точке так, чтобы температура воздействия на кожу не превышала 60–70 °C.?Прижигание выполняют кратковременным «клюющим» движением сигареты или постоянным движением над точкой?–?«утюжкой» или статичным способом прижигания (см. Глава 2. Боль в пояснице/Рефлексотерапия, массаж, гимнастика/Чжен – цзю терапия).

Точки воздействия при болях в плечевом суставе

Как и при болях в позвоночном столбе, воздействие будет наиболее эффективным, если использовать (последовательно) сочетание биологически активных точек.

Сочетание точек юнь – мэнь?– чи – цзэ?–?ле – цюэ

Точка юнь – мэнь («ворота облака») расположена на груди, в подключичной ямке (между большой грудной и дельтовидной мышцами), на 6?цуней кнаружи от грудной срединной линии (рис. 29).

Время теплового воздействия на биологически активную точку составит 10–20?минут.

Из книги Соло для позвоночника автора Анатолий Ситель

УПРАЖНЕНИЕ ПРИ БОЛЯХ В КОЛЕННЫХ И ТАЗОБЕДРЕННЫХ СУСТАВАХ И ДЛЯ РАССААБАЕНИЯ ИКРОНОЖНЫХ МЫШЦ Икроножные мышцы практически у всех людей напряжены, поэтому их нужно расслаблять. При расслаблении икроножных мышц увеличиваются суставные щели в коленных и тазобедренных

Из книги 25 волшебных точек для управления психикой и поддержания здоровья автора Александр Николаевич Медведев

Точка, помогающая при болях в суставах, суставном ревматизме Гармонизирующее воздействие на точку Ци-гуань (рис. 17) оказывает терапевтический эффект при суставном ревматизме, болях в суставах. Наиболее сильное лечебное воздействие точка Ци-гуань оказывает на запястья и

Из книги Избавься от боли. Боль в руках и ногах автора

Из книги Точка боли. Уникальный массаж пусковых точек боли автора Анатолий Болеславович Ситель

Упражнение 86 (при синдроме грушевидной мышцы - при болях в ягодицах, в крестцово-подвздошном и тазобедренном суставах) Упражнение выполнять лежа на здоровом боку, здоровая нога выпрямлена, больная нога сверху, согнута в коленном и тазобедренном суставах так, чтобы

Из книги Чтобы суставы были здоровы автора Лидия Сергеевна Любимова

Аппликации при болях в суставах Аппликации - весьма эффективный лечебный метод, простой и доступный в любых условиях. Он уменьшает боли и оказывает противовоспалительное действие. Улучшение наблюдается у 80 % больных, но накладывать аппликации лучше под контролем врача.

Из книги Правильное лечение простуды и гриппа как профилактика неизлечимых заболеваний автора Александр Иванович Суханов

Из книги 222 китайских исцеляющих упражнения для здоровья позвоночника и суставов автора Лао Минь

Мази при болях в суставах Очень действенным средством при болях в суставах считается мазь из березовых почек. Она готовится так. В глиняный горшок положить 800 г сливочного масла вперемешку с березовыми почками следующим образом: слой масла, слой почек, снова слой масла -

Из книги Заболевания суставов. Самые эффективные методы лечения автора Юлия Сергеевна Попова

Что делать при болях в суставах Важно понять, что при простудных заболеваниях суставы могут просто болеть и у относительно здорового человека. Правда, если он простудился, он уже нездоров: возможно, у него в результате накопившейся усталости, иммунологического истощения,

Из книги Избавься от боли. Боль в позвоночнике автора Анатолий Ситель

Чжен – цзю терапия (рефлексотерапия) для здоровья поясницы Одним из главных методов лечения является рефлексотерапия, ее возможности проверены веками. Организм?–?это единое целое: воздействие на одну область организма отражается на работе других областей. Областью

Из книги 700 китайских упражнений для лечения и предотвращения 100 болезней автора Лао Минь

Чжен – цзю при боли в шейном отделе позвоночника О том, что такое чжен – цзю (рефлексотерапия) , можно прочитать в Главе 2. Боль в пояснице/Рефлексотерапия, массаж, гимнастика. Как и при лечении поясницы, воздействие с помощью полынной сигареты (мокса – сигареты) или эфирных

Из книги Боль: расшифруй сигналы своего тела автора Михаил Вейсман

Компрессы при болях в суставах Компресс представляет собой повязку, накладываемую на пораженный участок. Обычно компресс укутывают сверху какой-нибудь шерстяной вещью. После снятия с больного участка использованный компресс лучше выбросить, а часть тела, на которую он

Из книги Парафин. Здоровье и молодость вашего организма автора Антонина Соколова

Мази при болях в суставах Очень действенным средством при болях в суставах считается мазь из березовых почек. Она готовится так. В глиняный горшок положить 800 г сливочного масла, вперемешку с березовыми почками, следующим образом: слой масла, слой почек, снова слой масла

Из книги автора

Упражнение при болях в коленных и тазобедренных суставах и для расслабления икроножных мышц Икроножные мышцы практически у всех людей напряжены, поэтому их нужно расслаблять. При расслаблении икроножных мышц увеличиваются суставные щели в коленных и тазобедренных

Из книги автора

Использование Цзыфа Дунгун при болях в позвоночнике и суставах При болях в поясницеДля Цзыфа Дунгун при болях в пояснице выбираем такие параметры: Исходное положение «сидя на твердом стуле» или «лежа на твердой постели». При мыслях и действиях, способствующих

Из книги автора

Что делать при болях в суставах? До того, как вы пройдете обследование и вам поставят диагноз, врачи не рекомендуют самолечение (в том числе и лечение народными средствами).Ошибочная оценка состояния и неправильное применение лекарств могут вылиться в необратимые

Из книги автора

Ванночки при сильных болях в суставах 1. 50 г измельченного чеснока, 30 мл растительного масла, 1 л горячей воды.Поместить чеснок в горячую воду, подождать, пока она не остынет до 32 °C, опустить в ванночку ноги. Через 15 минут процедуру следует закончить, ноги вытереть насухо и

Традиционная китайская диагностика: иглоукалывание, прижигание, пульсовая диагностика

ГЛАВА 4. ТЕРАПИЯ ЧЖЕНЬ-ЦЗЮ

Чжэнь-цзю терапия является одной из важнейших отраслей традиционной китайской медицины. Чжэнь-цзю терапия состоит из двух методик лечения.

Чжэнь значит игла. При помощи иглы оказывается возбуждающее воздействие на определенные точки и, что очень важно, при высокой квалификации специалиста, достигается цель излечения. В этом суть данной методики, которая и называется иглоукалыванием.

Цзю значит прижигание, которое заключается в том, что при помощи тлеющих полынных сигар прямо или косвенно также возбуждаются определенные точки. Принцип действия одинаковый с иглоукалыванием.

Согласно данным ВОЗ, признано, что Чжэнь-цзю терапия дает выдающийся лечебный эффект при более чем 43 видов заболеваний. В частности, можно отметить: паралич, синдром выпадения межпозвоночных дисков, сахарный диабет, гипертония, неврастения, инсульт, растяжение шейных жил, боли в пояснице и т.д. Кроме того, Чжэнь-цзю терапия корректирует кровяное давление, потоотделение, температуру тела и другие физиологические процессы. Вне зависимости от того, оказывается ли воздействие на симпатический нерв или на парасимпатический нерв, в любом случае восстанавливается баланс Инь-Янь и наступает излечение.

Иглоукалывание и прижигание (чжень-цзю) известно на Востоке уже несколько тысячелетий. Родиной этого уникального лечебного метода является Китай. Из Китая метод распространился в Корею, Вьетнам, Японию и Монголию. Основополагающие труды, описывающие теоретические основы и практические способы чжень-цзю написаны за несколько веков до нашей эры. Основой метода служит воздействие на специальные точки, которые являются регуляторами движения “ци” по энергетическим каналам.

Каждый энергетический канал связан с определенным внутренним органом и регулирует его состояние. Энергетический канал является тем путём, по которому двигается “ци”. На канале имеются коллекторы “ци” - точки акупунктуры, в которых она собирается и которые могут усиливать и ослаблять её поток. Восполнение недостатка “ци” производят путём иглоукалывания золотыми иглами. Рассеивание патологического скопления “ци” достигают иглоукалыванием серебряными иглами. Широко используемые в настоящее время стальные иглы занимают промежуточное положение и по производимому действию могут и восполнять и рассеивать энергию в зависимости от характера манипуляций.

Практика показала, что классическое иглоукалывание по правилам и рецептам древневосточной медицины производит значительно лучший лечебный эффект, чем иные способы иглорефлексотерапии. Несмотря на появление новых способов воздействия на точку с помощью электрического тока, магнитных полей, лазера и т.п. наиболее верно и быстро исцеление достигается с помощью «золотой иглы» и «дыхания дракона» (прижигания).

Моксоприжигание - это воздействие на активные точки горящей моксой из полыни, в которую могут добавлять шалфей, зверобой, мяту и другие травы. Полынь должна быть хорошо высушенной и очищенной. Ее спрессовывают в маленькие (величиной с горошину) конуса и пропитывают имбирным соком. Еще делают полынные сигареты, заворачивая полынь в тонкую бумагу длиной около 20 см и шириной - 4 см, так, что в диаметре сигарета будет около 1,2 см. Как правило, такую сигарету используют 3-4 раза, давая ей гореть 5-20 мин, а затем гася ее. Прижигание может быть либо тепловым, либо с образованием ожогового пузыря. При его осуществлении используют разные методы приближения к коже сигареты или наложения полынного конуса на кожу. С помощью прижигания - «цзю» излечивают боли, воспаления, ушибы, инфекции, язвы, дегенерации и опухоли различных органов и тканей. Воздействие на точки производится либо с небольшого расстояния, когда тлеющий кончик полынной сигары испускает тепло, обладающее особыми лечебными свойствами за счёт состава сигары. Также проводят прижигание специальной смесью трав непосредственно на коже или через лечебные прокладки из растений или минералов. Испускаемый при сгорании спектр излучения оказывает выраженное лечебное воздействие за счёт эффекта резонанса с «ци» энергетических каналов, в результате чего даже у самых ослабленных пациентов быстро восстанавливается хорошее самочувствие и быстро наступает выздоровление, а выделяемые при сгорании вещества в микроскопических количествах поступают в точки, на которых производится сжигание полынного трута.

Древневосточная иглотерапия и прижигание - «чжень-цзю» - имеет две основные концепции - "сюй-ши" и "бу-се". Состояние "сюй" ("пустота") возникает в результате нарушения физиологического равновесия, при котором либо понижаются функции органов, либо наблюдается недостаток необходимых веществ в них. Состояние "ши" ("полнота") возникает в результате нарушения физиологического равновесия, при котором либо повышаются функции органов, либо в них наблюдается излишек каких-нибудь веществ или образование болезненных субстанций. "Бу-се" является методом устранения вышеуказанных состояний нарушенных функций ("чжэн").

При состоянии "сюй" применяется метод "бу", иначе говоря - «прибавление», оказывающий тонизирующее (возбуждающее) действие. В результате успешного исхода пополняются соответствующие вещества. А при состоянии "ши" практикуется метод "се" - «рассеивание», который оказывает седативное (тормозное) воздействие. В результате этого лечения выделяются излишние вещества из организма или устраняются болезненные субстанции. Следует особо отметить эффективность чжень - цзю в случаях, когда не помогают обычные лечебные средства. Довольно часто применение древних рецептов иглоукалывания и прижигания помогает больным избежать и операционного стола. Удивительные результаты достигаются активированием резервов организма, связанных с функционированием системы энергетических каналов и точек акупунктуры.

В обычном режиме организм использует не более 10-15% своих максимальных возможностей, только сердце использует несколько больше - 15-18%. Даже при установлении мировых и олимпийских рекордов самые выдающиеся спортсмены могут опираться лишь на 43% своей «мощности». Для чего же природа так тщательно охраняет эти резервные «кладовые здоровья»? Они нужны на случай, когда человек будет подвергаться опасности как вид, в моменты всеобщих катастроф и катаклизмов - у единиц из миллионов людей эти возможности проявятся в полной мере, на все 100%. Они выживут и продолжат существование вида. Такова логика природы, мудрость и предусмотрительность которой абсолютна. Ключом к резервным «кладовым» организма является система акупунктурных точек и энергетических каналов. Они позволяют использовать те «драгоценные золотые монеты», которые хранятся в этих «кладовых». Больные получают облегчение даже в случаях, которые признаны «безнадёжными» с точки зрения иных лечебных методов. Никакие другие виды лечения фармакологического, физического или хирургического плана, в том числе и самые современные, не имеют доступа к резервным возможностям организма, связанным с этой древней системой, которая хранилась в секрете на Востоке, и до сих пор несёт в себе множество загадок и тайн.

Очень большое значение имеет не только правильное укалывание и нахождение точек акупунктуры, но и использование накопленных в течение тысячелетий Восточной медициной специальных рецептов иглоукалывания и прижигания, которые тщательно собирались и систематизировались нами во время изучения иглоукалывания и прижигания в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и Монголии. Многое передавалось «из рук в руки» при обучении у известных врачей -- профессора Чэн Синя, профессора Нгуен Тай Тху, доктора Рё Ген Сена, доктора Мыня, доктора Бомценда, докторов Цэ Дэн Хо и Лю Вэя

Иглорефлексотерапия

В настоящее время интерес к альтернативным медицинским системам и оздоровительным практикам чрезвычайно высок. Особое место в их ряду занимает феномен традиционной китайской медицины...

Инфекционный гастроэнтерит, среднетяжелой степени тяжести

Исследование психотерапии и психопрофилактики невротических расстройств у детей

«Возникновение всей современной специальной медицинской психологии и теории неврозов стало возможным благодаря тому, что их основатель, Зигмунд Фрейд...

Клинические особенности, профилактика и лечение гриппа

Интраназальный интерферон: лейкоцитарный по 5 капель в нос 5 раз в день, гриппферон по 2 - 3 капли 3 - 4 раза в день в течение первых 3 - 4 дней. Противогриппозный г-иммуноглобулин вводится больным...

Лечение женщин при осложненном течении климактерического периода

Наши многолетние наблюдения показали, что в пременопаузе целесообразно проводить гормональную коррек-цию с целью восстановления функции репродуктивной системы, особенно если нарушения менструальной функ-ции начинаются в 40--45 лет...

Массаж при аутизме

Массажная терапия доказала, что она помогает страдающим от аутизма детям привыкнуть к прикосновениям, расслабиться и научиться лучше осознавать свое тело. Прикосновение - само по себе эффективное средство коммуникации...

Маститы. Различные методы лечения

В комплексе лечебных мероприятий при маститах широкое применение находят методы и средства этиотропной терапии, направленной на подавление возбудителя заболевания. Из средств этиотропной терапии используют антибиотики, сульфаниламиды...

Медикаментозное лечение атеросклероза

В схеме лечения атеросклероза рассматриваются как медикаментозные, так и немедикаментозные методы...

Методы защиты и поддержки пациента во время операции

Электроимпульсной терапией называют лечение нарушений ритма сердца с помощью электрического импульса. Электроимпульсная терапия проводится по экстренным и плановым показаниям...

Чжэнь-цзю терапия является одной из важнейших отраслей традиционной китайской медицины. Чжэнь-цзю терапия состоит из двух методик лечения.

Чжэнь значит игла. При помощи иглы оказывается возбуждающее воздействие на определенные точки и, что очень важно, при высокой квалификации специалиста, достигается цель излечения. В этом суть данной методики, которая и называется иглоукалыванием.

Цзю значит прижигание, которое заключается в том, что при помощи тлеющих полынных сигар прямо или косвенно также возбуждаются определенные точки. Принцип действия одинаковый с иглоукалыванием.

Согласно данным ВОЗ, признано, что Чжэнь-цзю терапия дает выдающийся лечебный эффект при более чем 43 видов заболеваний. В частности, можно отметить: паралич, синдром выпадения межпозвоночных дисков, сахарный диабет, гипертония, неврастения, инсульт, растяжение шейных жил, боли в пояснице и т.д. Кроме того, Чжэнь-цзю терапия корректирует кровяное давление, потоотделение, температуру тела и другие физиологические процессы. Вне зависимости от того, оказывается ли воздействие на симпатический нерв или на парасимпатический нерв, в любом случае восстанавливается баланс Инь-Янь и наступает излечение.

Иглоукалывание и прижигание (чжень-цзю) известно на Востоке уже несколько тысячелетий. Родиной этого уникального лечебного метода является Китай. Из Китая метод распространился в Корею, Вьетнам, Японию и Монголию. Основополагающие труды, описывающие теоретические основы и практические способы чжень-цзю написаны за несколько веков до нашей эры. Основой метода служит воздействие на специальные точки, которые являются регуляторами движения “ци” по энергетическим каналам.

Каждый энергетический канал связан с определенным внутренним органом и регулирует его состояние. Энергетический канал является тем путём, по которому двигается “ци”. На канале имеются коллекторы “ци” - точки акупунктуры, в которых она собирается и которые могут усиливать и ослаблять её поток. Восполнение недостатка “ци” производят путём иглоукалывания золотыми иглами. Рассеивание патологического скопления “ци” достигают иглоукалыванием серебряными иглами. Широко используемые в настоящее время стальные иглы занимают промежуточное положение и по производимому действию могут и восполнять и рассеивать энергию в зависимости от характера манипуляций.

Практика показала, что классическое иглоукалывание по правилам и рецептам древневосточной медицины производит значительно лучший лечебный эффект, чем иные способы иглорефлексотерапии. Несмотря на появление новых способов воздействия на точку с помощью электрического тока, магнитных полей, лазера и т.п. наиболее верно и быстро исцеление достигается с помощью «золотой иглы» и «дыхания дракона» (прижигания).

Моксоприжигание - это воздействие на активные точки горящей моксой из полыни, в которую могут добавлять шалфей, зверобой, мяту и другие травы. Полынь должна быть хорошо высушенной и очищенной. Ее спрессовывают в маленькие (величиной с горошину) конуса и пропитывают имбирным соком. Еще делают полынные сигареты, заворачивая полынь в тонкую бумагу длиной около 20 см и шириной - 4 см, так, что в диаметре сигарета будет около 1,2 см. Как правило, такую сигарету используют 3-4 раза, давая ей гореть 5-20 мин, а затем гася ее. Прижигание может быть либо тепловым, либо с образованием ожогового пузыря. При его осуществлении используют разные методы приближения к коже сигареты или наложения полынного конуса на кожу. С помощью прижигания - «цзю» излечивают боли, воспаления, ушибы, инфекции, язвы, дегенерации и опухоли различных органов и тканей. Воздействие на точки производится либо с небольшого расстояния, когда тлеющий кончик полынной сигары испускает тепло, обладающее особыми лечебными свойствами за счёт состава сигары. Также проводят прижигание специальной смесью трав непосредственно на коже или через лечебные прокладки из растений или минералов. Испускаемый при сгорании спектр излучения оказывает выраженное лечебное воздействие за счёт эффекта резонанса с «ци» энергетических каналов, в результате чего даже у самых ослабленных пациентов быстро восстанавливается хорошее самочувствие и быстро наступает выздоровление, а выделяемые при сгорании вещества в микроскопических количествах поступают в точки, на которых производится сжигание полынного трута.

Древневосточная иглотерапия и прижигание - «чжень-цзю» - имеет две основные концепции - "сюй-ши" и "бу-се". Состояние "сюй" ("пустота") возникает в результате нарушения физиологического равновесия, при котором либо понижаются функции органов, либо наблюдается недостаток необходимых веществ в них. Состояние "ши" ("полнота") возникает в результате нарушения физиологического равновесия, при котором либо повышаются функции органов, либо в них наблюдается излишек каких-нибудь веществ или образование болезненных субстанций. "Бу-се" является методом устранения вышеуказанных состояний нарушенных функций ("чжэн").

При состоянии "сюй" применяется метод "бу", иначе говоря - «прибавление», оказывающий тонизирующее (возбуждающее) действие. В результате успешного исхода пополняются соответствующие вещества. А при состоянии "ши" практикуется метод "се" - «рассеивание», который оказывает седативное (тормозное) воздействие. В результате этого лечения выделяются излишние вещества из организма или устраняются болезненные субстанции. Следует особо отметить эффективность чжень - цзю в случаях, когда не помогают обычные лечебные средства. Довольно часто применение древних рецептов иглоукалывания и прижигания помогает больным избежать и операционного стола. Удивительные результаты достигаются активированием резервов организма, связанных с функционированием системы энергетических каналов и точек акупунктуры.

В обычном режиме организм использует не более 10-15% своих максимальных возможностей, только сердце использует несколько больше - 15-18%. Даже при установлении мировых и олимпийских рекордов самые выдающиеся спортсмены могут опираться лишь на 43% своей «мощности». Для чего же природа так тщательно охраняет эти резервные «кладовые здоровья»? Они нужны на случай, когда человек будет подвергаться опасности как вид, в моменты всеобщих катастроф и катаклизмов - у единиц из миллионов людей эти возможности проявятся в полной мере, на все 100%. Они выживут и продолжат существование вида. Такова логика природы, мудрость и предусмотрительность которой абсолютна. Ключом к резервным «кладовым» организма является система акупунктурных точек и энергетических каналов. Они позволяют использовать те «драгоценные золотые монеты», которые хранятся в этих «кладовых». Больные получают облегчение даже в случаях, которые признаны «безнадёжными» с точки зрения иных лечебных методов. Никакие другие виды лечения фармакологического, физического или хирургического плана, в том числе и самые современные, не имеют доступа к резервным возможностям организма, связанным с этой древней системой, которая хранилась в секрете на Востоке, и до сих пор несёт в себе множество загадок и тайн.

Очень большое значение имеет не только правильное укалывание и нахождение точек акупунктуры, но и использование накопленных в течение тысячелетий Восточной медициной специальных рецептов иглоукалывания и прижигания, которые тщательно собирались и систематизировались нами во время изучения иглоукалывания и прижигания в Китае, Северной Корее, Вьетнаме и Монголии. Многое передавалось «из рук в руки» при обучении у известных врачей -- профессора Чэн Синя, профессора Нгуен Тай Тху, доктора Рё Ген Сена, доктора Мыня, доктора Бомценда, докторов Цэ Дэн Хо и Лю Вэя

Чжень Цзю терапия - теория и практика

Чжень-Цзю терапия - наука, фундаментальные основы которой опираются на биоэнергетику.

С древних времен традиционная китайская медицина объясняет физиологию человека посредством законов, которые действуют во всей Вселенной. Мысль о том, что те же физические законы управляют как бесконечно малым миром, миром элементарных частиц, так и бесконечно большим миром - Вселенной, высказывались как современными учеными, так и еще 2500 лет назад древними китайскими мыслителями. Известно, что и во Вселенной, и в человеке, действуют многие фундаментальные силы, обеспечивающие связи между протонами, нейтронами, электронами и др. Эти силы взаимодействуют на уровне всех форм организации материи. Материя и Энергия находятся в равновесии, отражающем единое существование, которое китайцы называют Ци. Энергетический строение всех живых существ является небольшой частью энергетического строения Вселенной, с которой они находится в абсолютной взаимозависимости. Древние врачи установили закономерности, управляющие живыми существами, факторы, влияющие на нормальное развитие энергетических процессов, и причины, способные нарушить энергетическое равновесие. Знание и соблюдение этих правил обеспечивает здоровье, игнорирование и нарушение их приводит к болезни.

И вот человек приходит со своими первыми жалобами к врачу и с этого момента начинается лечебный процесс. Но прежде чем начать грамотное лечение, нужно правильно поставить диагноз. Именно от этого зависит эффективность проводимого лечения. Но в традиционных лечебных методиках, в отличие от европейских клинических методов лечения, основополагающим важнейшим принципом является выявление не только органических нарушений в организме, а, в первую очередь, - функциональных нарушений, т. к. они являются причиной всех дальнейших нарушений.

Первые функциональные нарушения в организме вначале появляются именно во вторичной энергосистеме, и если она не способна компенсировать нарушения, то только после этого изменения появляются и в главной энергосистеме. Поэтому, для ранней диагностики необходимо обследовать не только главные и питающие меридианы, но и всю вторичную энергосистему организма. А нарушений во вторичной системе может быть значительно больше, т.к. она представлена большим количеством меридианов. И если не учитывать эти нарушения, то диагностика становится недостоверной, а последующее лечение не эффективным, что в свою очередь дискредитирует сам метод рефлексотерапии.

К сожалению, подавляющее большинство диагностических методик не обследуют вторичные энергосистемы. Все энергосистемы организма связаны между собой в стройную и логическую структуру, в которой существуют определенные правила взаимодействия между отдельными звеньями. Эти правила разнообразны и это разнообразие необходимо для того, чтобы можно было применять разные способы устранения нарушений в энергосистемах если один из выбранных способов может ухудшить состояние в других энергосистемах. Поэтому профессиональный врач должен знать не только строение всех энергосистем организма, но и то, как они связаны друг с другом и все правила воздействия на них. Более того. Человек - существо биоритмологическое. В его организме работают суточные, месячные, годичные биоритмы. И в алгоритмах расчетов результатов обследования надо обязательно учитывать эти биоритмы, что способствует повышению достоверности результата.

Диагноз различных заболеваний человека можно поставить не только на основании органических изменений в организме, которые выявляются при проведении различных клинических обследований или выяснении жалоб пациента, но и на основании функциональных нарушений.

Грамотно применяя Чжень-Цзю можно лечить практически все заболевания, конечно кроме далеко зашедшей органической патологии. Но ключевым моментом грамотной диагностики является не столько определение энергонаполнения различных меридианов, сколько выявление режима движения энергии в них: режим циркуляции или режим застоя. Если, к примеру, в каком-то меридиане избыток энергии, то по всем правилам рефлексотерапии энергию в нем следует тормозить. Но если ко всему прочему избыток энергии в этом меридиане находится в режиме застоя, то не представляется возможным ее затормозить, как невозможно еще больше затормозить уже стоящий на месте автомобиль.

И если этого Чжень-Цзю не понимает, то его воздействие на эту систему тормозным методом не даст никакого результата. Следует вначале энергию в этом меридиане перевести из режима застоя в режим циркуляции, а уж затем уменьшать ее количество. Подобным образом следует поступать и в случае с недостатком энергии в меридиане. Нельзя добавить энергию в меридиан, где вся энергия стоит на месте, - вначале надо восстановить циркуляцию. Это основополагающее правило, к большому сожалению, практически никто из рефлексотерапевтов не соблюдает. А ведь именно от его выполнения в основном зависит эффективность процедур. И когда врач-Чжень Цзю терапии говорит, что он "специализируется" по лечению только определенных заболеваний или применяет в своем лечении воздействие на, предположим, только точки ушной раковины, - то это свидетельство тому, что этот врач имеет слабое представление о том, чем он занимается.

Методы электронной диагностики выявляют не только органические изменения, но и функциональные нарушения и поэтому компьютерный диагноз всегда будет значительно шире и информативнее, чем клинический диагноз. По этой причине нельзя проверять достоверность электронных методов диагностики на основании клинических диагнозов. Так как ни одним из известных диагностических методов невозможно обследовать всю обширную сеть энергосистем, то приходится либо использовать одномоментно несколько диагностических методов, каждый из которых позволяет обследовать свой ряд систем, либо проводить диагностику комплексным методом. Результат любого диагностического метода прежде всего зависит от того, насколько правильно выбран набор репрезентативных акупунктурных точек. А для этого совершенно необходимо четко знать и понимать устройство и взаимодействия абсолютно во всей структуре энергосистем. И вот, когда, учитывая вышесказанное, поставлен грамотный диагноз, то можно приступать к лечению. Лечение в Чжень Дзю терапии производится воздействием акупунктурными иглами.

В силу того, что многие акупунктурные точки имеют многослойную структуру и через них проходят сразу несколько энергосистем, то грамотно и эффективно воздействовать можно только акупунктурной иглой. В зависимости от способа введения иглы, угла наклона, глубины погружения, времени воздействия и способа извлечения, можно изолированно воздействовать на те или иные системы, расположенные на разной глубине в точке. Воздействие на точку электрическим импульсом, магнитным полем, лазерным лучом и т.д., не позволяют этого сделать. Подбирать набор акупунктурных точек для конкретного пациента следует только после проведения диагностики. Применение точек без предварительной диагностики по "прописям" в зависимости от клинических диагнозов значительно снижает эффект лечения. Ведь одно из основных правил медицины гласит: "Лечи не болезнь, а больного".

Да и диагнозы в Чжень-Цзю терапии носят характер энергетических нарушений, а не органических изменений, т.к. все каноны рефлексотерапии построены на состоянии энергобаланса. В силу того, что основные энергосистемы проходят по всему телу человека (имея при этом свои информационные точки) и только некоторые из них имеют ответвления, к примеру, на ушную раковину, то не представляется возможным адекватно и достоверно проводить электронную диагностику на основании замеров точек только уха, или только нескольких участков тела (стопы, кисти и лобные бугры), или только изучая морфологическое строение радужки глаза. При таких методах диагностики остается без внимания большая часть энергосистем организма и эффект лечения снижается. По этой же причине, лечение иглами, используя точки, к примеру, только ушной раковины, дает менее выраженный эффект. Также недопустимо в одном диагностическом обследовании применять и электронные методы диагностики (выявляющие энергетическое состояние) и тесты-опросники, на которые отвечает сам обследуемый (выявляющие субъективную характеристику органических нарушений в организме), так как получается полная путаница того, что мы выявили и не понятно, по каким правилам на это все воздействовать, - то ли на функциональные энергетические нарушения, то ли на органические изменения.

Значительно легче регулярно устранять небольшие изменения в организме, чем лечить уже запущенную органическую патологию. Различными категориями врачей давно уже было замечено наличие психосоматических заболеваний, то есть таких заболеваний, которые возникают от нездорового состояния психики. Когда пациент постоянно раздражен, невротизирован, агрессивен, завистлив, одним словом - духовно обеднен, то он чаще и тяжелее болеет. Поэтому очень важно настоящему врачу заниматься не только лечением всевозможных нарушений в организме, но и ненавязчиво склонять своего пациента к духовному совершенствованию. Без этого работа врача будет носить половинчатый характер. При этом сам врач обязательно должен быть духовно развитым человеком.

В конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до нашей эры мыслители Древнего Востока решали вопросы бытия на основе концепций у - син и инь - ян, которые отражают донаучный диалектический материализм. Это философское учение легло в основу практической медицины Древнего Востока.

Концепция у - син, очевидно, возникла раньше, чем концепция инь - ян; она отражает стихийно-материалистическую основу философских воззрений мыслителей Древнего Востока. Согласно этой концепции представление об окружающем мире отождествлялось с представлением о пяти стихиях (ветер, жара, влажность, сухость, холод) и пяти первоэлементах (дерево, огонь, земля, металл, вода). Носителем «начала» считался «воздух», или «животворное дыхание» (прана). Все явления мира укладывались в представление о пяти первоэлементах - первоосновы всего материального мира.

В окружающем мире (макрокосмос) человек является миром в миниатюре (микрокосмос), состоит из первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, подчиняется общим законам природы, воздействию пяти «стихий», отличаясь от остального мира только наличием разума. Главный вывод из концепции у - син - поскольку эти первоэлементы материальны, то и мир в целом материален.

По представлениям древних ученых между всеми пятью первоэлементами существуют неразрывные связи - взаимозависимость и взаимное угнетение, которые и определяют состояние их непрерывного движения и изменения (син - Движение ).

Соотношение главных органов и их меридианов с пятью первоэлементами и некоторые аналогии; явления природы, чувства человека и др. (подобные аналогии многообразны); органы, находящиеся за пределами большого круга, относятся к ян; органы, находящиеся внутри большого круга, относятся к инь.

Стрелки внутри большого круга означают ограничивающие (деструктивные) связи; стимулирующие (созидающие) связи указаны стрелками по окружности большого круга.

летний природы, так и органов, тканей и эмоций человека. В соответствии с отношениями, установленными этой концепцией между пятью первоэлементами, объясняются отношения между физиологией и патологией человеческого организма и между организмом и внешней средой, что составляет основу клинической практики врачей традиционной восточной медицины.

Рассматриваются три первоэлемента (или соответствующие им меридианы), по отношению к первоэлементу с нарушенной энергией предыдущий ему первоэлемент в цикле стимулирующих связей именуется «мать». а последующий – «сын».

Первоэлементы представляют собой как бы символы основных составляющих материального мира и вместе с тем движения:

дерево - возрождение и рост, огонь - наивысшее развитие, максимальная активность, металл - начинающийся упадок, вода - минимальная активность, пассивная сила, земля - центр циклических изменений.

В теории у - син определяются следующие виды отношений между пятью первоэлементами:

нормальные взаимостимулирующие и взаимоугнетающие связи, патологические - избыточное и обратное угнетающие действия. Под стимулирующими связями, стимуляцией, следует понимать действие, способствующее возникновению и развитию.

Последовательность взаимостимуляции пяти первоэлементов такова:

дерево порождает огонь, огонь - землю, земля - металл, металл - воду, вода порождает дерево.

В этих отношениях каждый первоэлемент одновременно является стимулируемым и стимулирующим. Стимулирующий элемент образно представляется как «мать», а стимулируемый - как «сын». Например: вода - стимулирующий элемент для дерева, т.е. вода - «мать» дерева, а огонь - стимулируемый элемент по отношению к дереву, т.е. огонь - «сын» дерева.

На основе концепции у - син построено правило лечения иглоукалыванием «мать - сын» , позволяющее усиливать или ослаблять «поток энергии» в меридиане, где эта энергия нарушена. Первоэлемент «мать» способен передавать питающую энергию, а первоэлемент «сын» - реципиент, принимающий эту энергию. Если возникает патология одного из первоэлементов (меридианов), но воздействие непосредственно на нарушенный меридиан нежелательно, то используют правило «мать - сын».

Согласно этому правилу рассматриваются три первоэлемента (меридиана):

1) с нарушенной энергией; 2) предшествующий ему и 3) следующий за нарушенным.

Если в нарушенном меридиане (например, в желчном пузыре, дерево) выявлена избыточная энергия, то можно воздействовать на тонизирующую точку меридиана «сын» (тонкая кишка, огонь) или на седативную точку меридиана «мать» (мочевой пузырь, вода); в случае недостаточности энергии в нарушенном меридиане (дерево) воздействие оказывается на тонизирующую точку меридиана «мать» (вода) или на седативную точку меридиана «сын» (огонь).

Под угнетением, взаимоугнетающими, деструктивными связями, понимается сдерживание и ограничение.

Порядок взаимоугнетающих связей между пятью первоэлементами таков:

дерево угнетает землю, земля - воду, вода - огонь, огонь - металл, металл угнетает дерево , т.е. в этих взаимоотношениях каждый из пяти первоэлементов является одновременно и угнетаемым и угнетающим; например, с одной стороны, дерево угнетается металлом, а с другой - дерево угнетает землю.

В сложной естественной взаимосвязи между предметами и явлениями обязательно должны быть как стимулирующие, так и ограничивающие связи. Без стимулирования не было бы развития, а развитие и рост без ограничения могли бы оказаться вредоносными, например: дерево стимулирует огонь и вместе с тем угнетает землю, а земля в свою очередь стимулирует металл и угнетает воду. Таким образом, стимуляция ограничивается угнетением, а угнетение восполняется стимуляцией, т.е. благодаря этим воздействиям поддерживается необходимое (физиологическое) равновесие, обепечивающее нормальное развитие предметов и явлений (гармонию) .

Правило “полдень-полночь” - Согласно теории древнекитайской медицины, если какой-либо из парных меридианов находится в максимально активном состоянии, то диаметрально противоположный ему на схеме суточной циркуляции ципо меридианам - в максимально пассивном состоянии, причем один из них всегда будет “янским”, а другой - “иньским”. В связи с этой закономерностью вводится лечебное правило “полдень-полночь”, согласно которому тонизирование какого-либо меридиана, особенно во время его активности, действует угнетающе на диаметрально ему противоположный

В случае избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов между ними возникают ненормальные, патологические, виды взаимодействия, определяемые как избыточное и обратное угнетающие действия. Избыточное угнетающее действие проявляется в чрезмерном патологическом угнетении той из двух взаимодействующих сторон, которая уже ослаблена. Направленность избыточного угнетения в цикле пяти первоэлементов такая же, как при нормальном физиологическом угнетении, но это - патологическая взаимосвязь, которая появляется при определенных условиях.

Обратное угнетающее действие означает ослабление первоэлемента, который оказывает прямое угнетающее действие за счет чрезмерного развития угнетаемого элемента . Направленность обратного угнетающего действия противоположна направленности прямого угнетающего действия в цикле у - син. Избыточное и обратное угнетения, возникающие в результате патологии - избыточности или недостаточности одного из пяти первоэлементов - чаще проявляются одновременно, например: если первоэлемент дерево избыточен, то он избыточно угнетает первоэлемент землю и оказывает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл. Если же первоэлемент дерево недостаточен, то, наоборот, он испытывает на себе одновременно и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля, и избыточное угнетение со стороны первоэлемента металл.

при синдроме избыточности первоэлемента дерево возникает обратное угнетающее действие на первоэлемент металл:

сплошная стрелка – постоянная функциональная ограничивающая (угнетающая) связь, штриховая стрелка – патологическое угнетение;

б - при синдроме недостаточности первоэлемента дерево возникает усиление прямой угнетающей связи (изображено штриховой линией) и обратное угнетение со стороны первоэлемента земля (изображено сплошной стрелкой);

в - общее схематическое изображение постоянных и патологических угнетающих (деструктивных) связей в цикле пяти первоэлементов: сплошной линией внутри круга указаны постоянные угнетающие связи, штриховой линией - временные патологические деструктивные связи

Взаимосвязи между пятью первоэлементами используются в традиционной восточной медицине для объяснения отношений между органами чжан - фу и их меридианами, между человеком и окружающей средой, но главным образом для объяснения причин и механизмов развития болезненного состояния в рамках древневосточных руководящих синдромов. Так, например, болезненное состояние легких (органа и его меридиана) возможно из-за поражения самих легких, но не исключены варианты возникновения этого состояния в связи с другими воздействиями: а) патология селезенки (по правилу «мать - сын»); б) патология почек (по правилу «мать - сын», но в обратном направлении); в) патология сердца (чрезмерное угнетение металла (легкие) огнем (сердце)); г) патология печени (обратное угнетение металла (легкие) деревом (печень)).

Считается, что возникновение всякого заболевания можно проследить, опираясь на концепцию пяти первоэлементов ; например, частые в детстве болезни, относящиеся к меридиану легких, могут приводить к болезням, относящимся к меридиану почек: меридиан легких - металл, меридиан почек - вода; металл - «мать» воды и т.п.

На основе концепции у - син в традиционной медицине продолжают существовать такие понятия, как главные точки первоэлементов , обладающие широким спектром действия и широко используемые в иглотерапии (их называют также античными точками). Эти точки соответствуют точкам пяти стихий или так называемой агрессивной (повреждающей) энергии и используются в профилактике обострений хронических болезней, при изменениях погоды, а также для улучшения общего самочувствия. Все главные точки первоэлементов расположены на конечностях - на расстоянии от локтевых или коленных суставов до кончиков пальцев.

Концепция инь - ян составляет диалектическую основу мировоззрений Древнего Востока . В ней рассматриваются два противоположных взаимозависимых начала всех явлений макро- и микромира.

Согласно концепции инь - ян, все существующие в природе предметы и явления имеют два взаимно противоположных начала, обозначаемых инь и ян, которые не только противоположны, но и взаимообусловлены, отношения между ними составляют основной закон существования материального мира. Эти отношения между предметами и явлениями всей природы характеризуются взаимоотрицающими, взаимообусловливающими и взаимопревращающими связями, которые в восточной медицине объясняют физиологию и патологию организма и используются в традиционной диагностике и лечении различных заболеваний.

Противоположность между инь и ян - это обобщенное объяснение противоречия и борьбы двух противоположностей в предметах и явлениях природы. Так, свет и тьма, не осязаемость и телесность, возбуждение и торможение и т.д. с позиции концепции инь - ян выражают единство и борьбу противоположностей. Если преобладает одна сторона явления, то ослабевает другая. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между инь и ян, служат движущей силой изменения и развития явлений в мире.

Чженьцзю-терапия является одним из специфических методов лечения многих заболеваний, который применяется китайским народом уже в течение нескольких тысячелетий. Чженьцзю-терапия состоит из двух различных процессов лечения: «чжень» – иглоукалывания (акупунктуры) и «цзю» – прижигания (моксы). «Чжэньцзю» произносят слитно главным образом потому, что для лечения некоторых заболеваний нужно применять и иглоукалывание и прижигание.

Для иглоукалывания применяют металлическую иглу, которая называется «хаочжень» (тонкая игла»). Она теперь обычно изготавливается из тонкой нержавеющей проволоки. Для прижигания используют высушенные листья полыни, превращенные в волокнистую массу («айжун»), которой придается форма свечи («айчжу») или сигары («айцзюань»). В соответствии с основными принципами и диагностикой традиционной китайской медицины и в зависимости от вида заболевания в определенных местах на теле («сюэвэй») больного различными приемами делается укол иглой или посредством зажженной волокнистой массы прогревается и даже прижигается кожа, чтобы добиться гармонии «инь» и «ян» (отрицательного и положительного начал), налаживания «ци» (понятие, близкое к функциональной деятельности) и кровообращения для получения лечебного эффекта.

Краткая история метода чженьцзю

В однм из древниих канонов китайской медицины, написанном более 2500 лет назад, упоминается о каменных иглах («бянь ши»). Предполагают, что метод чженьцзю появился в Китае не менее 4000 лет тому назад, ибо в «Хуан-ди-нэйцзин» обобщены успехи китайской медицины, которых она достигла еще за 2 тысячи лет до написания этого канона.

В труде дано изложение анатомии, физиологии, патологии и диагностики, а также описаны методы лечения различных болезней. Эта очень богатая по содержанию книга заложила основы традиционной китайской медицины. В ней подробно излагается лечение методом чженьцзю, описаны девять видов металлических игл и 365 точек укола, детально освещены приемы, техника, механизм действия и принципы лечения этим методом, а также даны различные примечания и рекомендации. В других исторических произведениях часто встречаются заметки о лечении методом чжэньцзю. Так, например, существует запись, повествующая о том, что в 581 году до н. э. один лекарь, применив укол в точке «байхой», помог человеку, потерявшему сознание.

В 256 году н. э. (цзиньский период) медик Хуанфу Ми, обобщив данные о методе чженьцзю предыдущих периодов, написал специальный трактат «Чжэньцзю цзяицзин». Тем самым были заложены основы метода чжэньцзю как самостоятельной отрасти медицины.

В танский период (618–907 гг. н. э.) метод чжэньцзю получил дальнейшее развитие. Появилось еще большее число врачей и научных трудов в этой отрасли медицины, началось систематическое преподавание метода, было введено обучение этому методу лечения, производились экзамены.

В 1027 году (сунский период) в качестве учебного пособия были отлиты две бронзовые человеческие фигуры с нанесенными на них точками для применения метода чжэньцзю. Одна из статуй не сохранилась, а другая находится в Японии. В Китае находится бронзовая фигура человека, отлитая в 1443 году (минский период). Она свидетельствует о высоком уровне развития метода чжэньцзю того времени.

В минскийц период (1368–1644 гг.) метод чжэньцзю-терапии продолжает расцветать, однако в цинский период (1644–1911 гг.) в этой области медицины наступил застой, так как императоры, правившие в этот период в Китае, считали, что на «императорском теле» уколы делать нельзя.

В середине ХХ века метод чжэньцзю вновь обрел свои права. Многие врачи начали учиться у старых врачей традиционной китайской медицины, вскоре был открыт Институт чжэньцзю-терапии, который начал проводить исследования механизма действия иглоукалывания, прижигания и массажа, готовить научных работников и составлять учебники для медицинских вузов.

Краткие сведения о применении метода чжэньцзю

Метод чжэньцзю очень богат и сложен, он сводится к лечению болезней при помощи иглоукалывания и прижигания после установления диагноза болезни на основании принципов и диагностики традиционной китайской медицины.

Внутренние органы («цзан-фу») и главные каналы («цзин-мо»)

Традиционная китайская медицина делит внутренние органы человека на несколько частей: на пять органов хранения («у цзан»), шесть органов транспорта, пищеварения и всасывания («лю-фу») и околосердечную сумку, то есть на 12 частей. Пятью органами хранения являются: сердце, печень, селезенка, легкие и почки. Шестью органами транспорта, пищеварения и всасывания являются: желудок, толстая кишка, тонкая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь и «сань-цзяо». «Сань» означает «три», а «цзяо» – примерно соотвествует понятию «полость». «Шань-цзяо», или «верхняя полость», включает сердце, легкие и полость выше диафрагмы. «Чжун-цзяо», или «средняя полость», состоит из желудка, селезенки, полости ниже диафрагмы до пупка. В «ся-цзяо», или в «нижнюю полость» входят толстые и тонкие кишки, мочевой пузырь и полость от пупка до лобковой кости.

Все 12 внутренних органов имеют свои «главные каналы», которые соединяют эти органы. По каналам и вне их проходит функциональная деятельность органов; циркулируют кровь и питательные вещества. Они связывают тело человека в единое целое. Каждый канал имеет свое собственное название. Во всех каналах безостановочно происходит циркуляция по направлению от груди к рукам, от рук к голове, от головы к ногам, от ног к брюшной полости (или к груди). Кроме этих 12 каналов на линии симметрии туловища, спереди и сзади, имеется еще по одному каналу. Таким образом всего насчитывается 14 главных каналов. На каждом канале расположены точки (максимально – 67, минимально – 9), где делается укол или прижигание.

Четыре приема диагностики

Cогласно теории традиционной китайской медицины считается, что когда человеческий организм подвергается влиянию внутренних (радость, гнев, печаль, забота, горе, испуг, страх) или внешних (ветер, холод, сухость, сырость, огонь, жар) болезненных факторов, то на поверхности тела или на главных каналах и во внутренних органах появляются определенные симптомы.

Врач с помощью таких методов диагноза, как осмотр, прослушивание и обоняние, опрос и прощупывание (главным образом пульса) определяет вид заболевания и его местоположение на поверхности тела, на канале или во внутренних органах. Это служит основанием для назначения лечения. Осмотр, прослушивание и обоняние, опрос и прощупывание в китайской традиционной медицине называются четырьмя приемами диагностики.

Техника этих приемов диагностики очень сложна. Ее можно освоить и понять только после глубокого теоретического изучения, связанного с практикой.

Точки иглоукалывания и прижигания

После определения вида заболевания, установления пораженного канала и органа, исходя из принципов традиционной китайской медицины, на точках пораженного канала и сопричастных точках других каналов делаются уколы и прижигания. Однако на каждом канале много точек. Какие же точки следует выбрать? Этот вопрос еще усложняется тем, что одна точка может быть использована для лечения многих видов болезней. И, наоборот, для лечения какого-то одного вида болезни можно использовать много точек. Поэтому выбор точек производится по принципам традиционной китайской медицины и в соответствии с закономерностями сочетания точек, выявленными в ходе накопления опыта клинической практики. Лечебный эффект достигается только при правильном отборе точек.

Назначение лечения на основе анализа синдрома

В соответствии с принципом назначения лечения на основе анализа синдрома, отобрав точки и приступая к иглоукалыванию, необходимо пользоваться различными приемами укалывания в зависимости от характера болезни.

Врачи традиционной китайской медицины очень подробно анализируют характер болезни. Так, например, при иглоукалывании часто применяют правило «при ослабленном синдроме укреплять, при напряженном синдроме ослаблять».

«Напряженный синдром» в понятии традиционной китайской медицины приближается к симптомам гиперфункции и возбуждения в понятии современной медицины, например, повышенная кислотность желудочного сока, спазмы, боли и т. д. Против заболеваний с подобными симпотомами используются уколы «ослабления». Ослабленный синдром в понятии традиционной китайской медицины приближается к симптомам гипофункции и торможения в понятии современной медицины, например, пониженная кислотность желудочного сока, паралич, потеря чувствительности и т. д. В этих случая применяют уклы «укрепления».

Техника иглоукалывания

Ломота, онемение, распирание, импульс электрического тока и другие ощущения, которые появляются после введения иглы в кожу и расположенные под ней ткани, являются положительным показателем.

На основании этих ощущений обычно применяют уколы «укрепления» или «ослабления». Способов «укрепления» и «ослабления» очень много и они очень сложны. Относительно простым методом является «укрепление» и «ослабление» по ходу канала, а именно: когда острие иглы входит в точку или игла вращается по направлению хода канала (большим пальцем вперед) – это укол «укрепления». Если же острие иглы входит в точку или игла вращается против направления хода канала (указательным пальцем вперед) – это укол «ослабления».

Например, можно взять канал, расположенный на внутренней стороне руки (то есть на стороне ладони). Он идет от груди по руке и ладони к пальцам. Уколы на этом канале будут уколами «укрепления», если острие иглы направлено в сторону пальцев, и уколами «ослабления» если оно направлено в противоположную сторону. Вращение иглы по ходу канала будет вращением «укрепления», а в обратном направлении – вращением «ослабления».

Когда же иглоукалывание делается на канале, идущем от руки к голове, то направление острия и вращение иглы для «укрепления» и «ослабления» будут обратными приведенному примеру.

Несмотря на простоту техники иглоукалывания, его практическое применение требует очень высокой квалификации. Эффективность метода в большой степени зависит от правильного назначения курса лечения на основе анализа синдрома, но еще более важное значение имеет техника укола.

Дело в том, что игла вводится на соответствующую для каждой точки глубину.

Кроме того существуют точки, которым противопоказаны уколы или прижигания. Неправильное применение иглоукалывания может вызвать обморочное состояние, перелом иглы и даже более серьезные последствия.

Техника прижигания

Способом прижигания очень много. В настоящее время для прижигания большей частью используются полынные сигары. Такой сигарой прогревают соответствующие точки. Выбор точек для прижигания и назначение лечения по синдрому, в основном, сходны с иглоукалыванием. При кожных болезнях прижигание проводится в месте поражения и с учетом размера очага. Прижигание сигарой, как правило, не должно давать ожогов: расстояние тлеющего конца сигары от точки прижигания должно быть таким, чтобы пациент ощущал лишь приятный жар. Обычно каждая точка прижигается в течение 20–30 минут. Но это время сокращается или удлиняется в зависимости от конкретных особенностей заболевания.

Лечебный эффект метода чжэньцзю

Чжэньцзю-терапия применяется для лечения многих острых, хронических, функциональных и даже органических болезней. Метод эффективен не только при нервно-психических, внутренних, женских и детских заболеваниях. Он дает хорошие результаты также при глазных и кожных болезнях, болезнях уха, носа, горла и полости рта, даже при инфекционных заболеваниях и болезнях, требующих хирургического вмешательства.