Зрение: зрительный анализатор, возникновение изображения, нарушения и гигиена зрения. Разработка урока по биологии "Зрительный анализатор

Процесс обучения проходит через углубление в изучаемый материал,
затем через углубление в самого себя.

И.Ф. Гербарт

Цели:

Воспитательная цель: социализация учащихся в учебной ситуации, развитие чувства толерантности друг к другу и самоуважения.

Развивающая цель: Формирование элементов естественнонаучного мировоззрения учащихся знаньевыми средствами основ анатомии и физиологии, развитие коммуникативных умений через формирование навыков работы в мини-группах и умения анализировать свою деятельность

Комплексная обучающая (дидактическая) цель (КДЦ): – овладение содержанием темы «Анализаторы». Формирование у учащихся понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов.

Частные дидактические цели (ЧДЦ):

  1. Развитие навыков узнавания структур глаза.
  2. Формирование готовности использовать знания и умения, полученные на уроке.
  3. Расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора.

Учащиеся должны знать: терминологию по теме «Зрительный анализатор», основные структуры глаза и их работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на предложенном дидактическом материале структуры зрительного анализатора,
  2. Описывать анатомию и физиологию анализаторов.
  3. Обосновывать необходимость валеологического подхода к себе и окружающим людям.
  4. Иметь навыки здоровьесберегающего поведения.

Формулируемая область понимания Структурно-функциональный анализ глаза и зрительного анализатора на пропедевческом уровне.

Педагогическая стратегия: «Для того чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Анатоль Франц)

Педагогическая тактика: Индивидуализация фронтального обучения средствами дифференциации знаний на стадии объяснения нового материала.

Ведущие формы урока: эвристическая беседа, работа с цифровым микроскопом, анализ материалов презентации темы, рефлексия в рамках командной деятельности.

Педагогическая технологи: личностно-ориентированное обучение.

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, цифровой микроскоп QX3+ CM, препараты высушенных бычьих глаз.

Формы контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль и экспертный контроль.

Краткое содержание урока

Часть 1. Постановка проблемы: Значение зрительного анализатора (слайды № 1-2)

Для решения задач данного урока необходимо формирование у детей понимания руководящей роли зрительного анализатора. Поэтому учениикам предлагается работа с бегущей полилингвальной строкой. Учащиеся создают собственный список слов и выражений о зрении и глазах. Функциональный вклад данной части урока можно охарактеризовать как эмоционально-интеллектуальное погружение детей в тему.

Часть 2. Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (слайды № 3, 4, 5, 6)

Пропедевческое изучение строения глаза осуществляется в 6-7 классах. Поэтому главной сложностью в изложении темы в 8 классе является «всезнайство» детей, которое можно избежать обращением к анализу «бытового знания» с повторением и углублением изученного ранее. Сочетая эвристическую беседу с командной работой в интеллектуальных парах, учитель подводит учащихся к демонстрационной лабораторной работе.

Часть 3. Демонстрационная лабораторная работа: Строение глаз млекопитающего. (слайд № 3)

Наиболее динамичной и поэтому запоминающейся формой сравнительного анализа структур является микроскопирование. Учебными ситуациями при этом является:

а) предъявление ученикам-демонстраторам узкоспециализированного задания в виде отдельных препаратов.
б) последовательное обсуждение в командах «картинок» цифрового микроскопирования.

Часть 4. Объяснение и закрепление нового материала: Главные преломляющие среды глаза и глазное дно. (слайды № 7, 8, 9, 10, 11, 12)

В данной части продолжаетсяосновная интрига урока: столкновение различных бытовых наблюдений и превращение их в научное знание. В этой же части урока вводятся новые сложные понятия, формирующие у детей понимание особенности цвето- и свето- восприятия человека. Поэтому 3 слайда из 6 посвящено обсуждению информации.

Часть 5. Объяснение и закрепление нового материала: Восприятие изображения. (слайды № 13-15)

Сложностьданной части определяется ее интегративностью. Обсуждение неожиданных последствий ассиметрии мозга для восприятия картины Мира методом следов позволяет детям наглядно оценить степень усвоения материала, причем неполнота, степень репродуктивности и креативности ответов может выражаться как в укорочении дорожки следов, так и в изменении цвета шага.

Демонстрационная лабораторная работа длится 10 минут. Учащиеся-демонстраторы и учащиеся-наблюдатели обсуждают препараты. А - внешний вид глаза, Во - внутреннее строение глаза, С – сетчатка

Часть 2 (продолжение). Объяснение и закрепление нового материала: Строение глаза. (Слайды № 5, 6)

Слайд № 13 Создание зрительного образа происходит в затылочной доле коры головного мозга. Очень важно как передается в мозг изображение, ведь мозг ассиметричен. Вспомните курицу. У нее не соединятся информация от двух половинок мозга, поэтому курица видит автономно каждым глазом. У человека правая часть сетчатки каждого глаза передает изображение в левое аналитическое полушарие, а левая часть сетчатки передает изображение в правое образное полушарие.

Слайд № 14 Особенности глаза женщины

В женском глазу больше палочек. Поэтому:

  1. Лучше развито периферийное зрение.
  2. Лучше видят в темноте.
  3. Воспринимают информации больше, чем мужчины в каждый момент времени
  4. Моментально фиксируют любое движение.
  5. Палочки работают на правое, конкретно- образное полушарие.

Слайд № 15 Особенности глаза мужчины

В мужском глазу больше колбочек.

На колбочки, приходится фокус глазного хрусталика. Поэтому:

  1. Лучше воспринимают цвета.
  2. Четче видят картинку.
  3. Концентрируют внимание на одном аспекте изображения, сводя все поле зрения к тоннелю.
  4. Колбочки работают на левое, абстрактное полушарие.

Часть 6. Рефлексия (слайды № 16, 17).Эти слайды не вошли в презентацию, представленную на Фестиваль

А) Ученики знакомит учащихся с фрагментом учебно-исследовательского проекта «Функциональная зависимость состояния глаза от режима дня школьника».

Гигиена глаз заключается главным образом в соблюдении режима дня, ночного отдыха (ночной сон не менее 8 часов), работы за компьютером (ученики 8-х классов могут работать за компьютером около 3 часов в день). Необходимо систематически делать упражнения для глаз.

  1. Пиши носом.
  2. Смотри сквозь.
  3. Двигай бровями.

Б) Учащиеся записывают главную, по их мнению, мысль урока в дневнике режима дня, обобщая тем самым собственный график сна и диаграммы суточной занятости.

Домашнее задание : по учебнику Н.И.Сонин, М.Р. Сапин Биология. Человек. М.Дрофа.

  1. Репродуктивное задание
стр. 73-75.
  • Креативное задание
  • стр.73-77, 79.
  • Общее задание
  • : Научи друзей и близких людей делать упражнения для глаз.

    Возрастные особенности зрения у детей.

    Гигиена зрения

    Подготовила:

    Лебедева Светлана Анатольевна

    МБДОУ детский сад

    компенсирующего вида № 93

    Московского района

    г. Нижнего Новгорода

    Введение

    1. Устройство и работа глаза
    1. Принцип действия глаза
    1. Гигиена зрения

    3.1. Глаза и чтение

    3.2. Глаза и компьютер

    3.3. Зрение и телевизор

    3.4. Требования к освещению

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
    Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
    Пройти по всей земле горящими ступнями,
    Все воспринять и снова воплотить.

    Максимилиан Волошин

    Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения.

    Сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

    Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем большую часть информации об окружающем мире по сравнению с другими органами чувств.

    Источником информации об окружающей нас внешней среде служат сложные нервные приборы - органы чувств. Немецкий естествоиспытатель и физик Г. Гельмгольц писал: «Из всех органов чувств человека глаз всегда признавался наилучшим даром и чудесным произведением творческой силы природы. Поэты воспевали его, ораторы восхваляли, философы прославляли его как мерило, указывающее на то, к чему способны органические силы, а физики пытались подражать ему как недостижимому образцу оптических приборов».

    Орган зрения служит важнейшим орудием познания внешнего мира. Основная информация об окружающем мире поступает в мозг именно через глаза. Прошли века, пока был решен принципиальный вопрос, как формируется изображение внешнего мира на сетчатку глаза. Глаз посылает в мозг информацию, которая через сетчатку и зрительный нерв трансформируется в зрительный образ в головном мозге. Зрительный акт всегда был загадочным и таинственным для человека.

    Обо всем этом более подробно я расскажу в данной контрольной работе.

    Для меня работа над материалом по данной теме была полезна и познавательна: я разобралась в строении глаза, в возрастных особенностях зрения у детей, профилактике зрительных расстройств. В конце работы в приложении представила комплекс упражнений для снятия усталости с глаз, многофункциональные упражнения для глаз и зрительную гимнастику для детей.

    1. Устройство и работа глаза

    Зрительный анализатор дает возможность человеку ориентироваться в окружающей обстановке, сопоставляя и анализируя различные ее ситуации.

    Глаз человека имеет форму почти правильного шара (диаметром около 25 мм). Наружная (белковая) оболочка глаза именуется склерой, имеет толщину около 1 мм и состоит из упругой хряще-подобной непрозрачной ткани белого цвета. При этом передняя (немного выпуклая) часть склеры (роговица) прозрачна для световых лучей (представляет собой нечто вроде круглого "окна"). Склера в целом представляет собой своего рода поверхностный скелет глаза, сохраняющий его сферическую форму и одновременно обеспечивающий светопропускание внутрь глаза через роговицу.

    Внутренняя поверхность непрозрачной части склеры покрыта сосудистой оболочкой, состоящей из сети мелких кровеносных сосудов. В свою очередь сосудистая оболочка глаза как бы выстлана светочувствительной сетчатой оболочкой, состоящей из светочувствительных нервных окончаний.

    Таким образом, склера, сосудистая оболочка и сетчатая оболочка образуют своеобразную трехслойную наружную оболочку, в которой заключены все оптические элементы глаза: хрусталик, стекловидное тело, глазная жидкость, заполняющая переднюю и заднюю камеры, а также радужная оболочка. Снаружи справа и слева у глаза имеются прямые мышцы, осуществляющие поворот глаза в вертикальной плоскости. Действуя одновременно обеими парами прямых мышц, можно повернуть глаз в любой плоскости. Все нервные волокна, выходя от сетчатой оболочки, объединяются в один зрительный нерв, идущий к соответствующей зрительной зоне коры головного мозга. В центре выхода зрительного нерва имеется слепое пятно, не чувствительное к свету.

    Особо следует остановиться на таком важном элементе глаза, как хрусталик, изменением формы которого в большой степени определяется работа глаза. Если бы хрусталик в процессе работы глаза не мог изменять свою форму, то изображение рассматриваемого объекта иногда строилось бы перед сетчатой оболочкой, а иногда за ней. Лишь в отдельных случаях оно попадало бы на сетчатую оболочку. В действительности же изображение рассматриваемого объекта всегда (в нормальном глазу) попадает именно на сетчатую оболочку. Это достигается благодаря тому, что хрусталик обладает свойством принимать форму, соответствующую расстоянию, на котором находится рассматриваемый объект. Так, например, когда рассматриваемый объект находится близко от глаза, мускул настолько сжимает хрусталик, что его форма становится более выпуклой. Благодаря этому изображение рассматриваемого объекта попадает именно на сетчатую оболочку и становится максимально четким.

    При рассматривании удаленного объекта мускул, наоборот, растягивает хрусталик, что приводит к созданию четкого изображения удаленного объекта и помещению его на сетчатую оболочку. Свойство хрусталика создавать на сетчатке четкое изображение рассматриваемого объекта, находящегося на разных расстояниях от глаза, называется аккомодацией.

    1. Принцип действия глаза

    При рассматривании объекта радужная оболочка глаза (зрачок) открывается настолько широко, чтобы проходящий через него поток света был достаточен для создания на сетчатой оболочке освещенности, необходимой для уверенной работы глаза. Если сразу этого не получилось, то последует уточнение наведения глаза на объект поворотом при помощи прямых мышц и одновременно произойдет наводка хрусталика на резкость при помощи циллиарной мышцы.

    В обыденной жизни этот процесс «поднастройки» глаза при переходе от рассмотрения одного объекта к другому происходит непрерывно в течение дня, причем автоматически, и происходит он вслед за тем, как мы переводим свой взгляд с объекта на объект.

    Наш зрительный анализатор способен различать объекты размером до десятых долей мм, различать цвета в диапазоне от 411 до 650 млк с большой точностью, а также различать бесконечное множество образов.

    Около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор. Какие же условия необходимы для того, чтобы человек видел без затруднения?

    Человек видит хорошо только в том случае, если лучи от предмета пересекаются в главном фокусе, расположенном на сетчатке. Такой глаз, как правило, имеет нормальное зрение и называется эмметропическим. Если пересечение лучей происходит позади сетчатки, то это дальнозоркий (гиперметропический) глаз, а при пересечении лучей ближе сетчатки - глаз близорукий (миопический).

    1. Возрастные особенности органа зрения

    Зрение ребенка, в отличие от зрения взрослого человека, находится в процессе становления и совершенствования.

    С первых дней жизни ребенок видит окружающий его мир, но лишь постепенно начинает разбираться в том, что он видит. Параллельно с ростом и развитием всего организма наблюдается и большая изменчивость всех элементов глаза, формирование его оптической системы. Это длительный процесс, особенно интенсивно протекающий в период между годом и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, преломляющая сила глаза.

    У новорожденных размеры глазного яблока меньше, чем у взрослых (диаметр глазного яблока – 17,3 мм, а у взрослого– 24,3 мм). В связи с этим лучи света, идущие от удаленных предметов, сходятся за сетчаткой, т. е. новорожденным характерна естественная дальнозоркость. К ранней зрительной реакции ребенка можно отнести ориентировочный рефлекс на световое раздражение, или на мелькающий предмет. Ребенок реагирует на световое раздражение или приближающийся предмет поворотом головы, туловища. В 3–6 недель ребенок способен фиксировать взгляд. До 2 лет глазное яблоко увеличивается на 40 %, к 5 годам – на 70 % первоначального объема, а к 12–14 годам оно достигает величины глазного яблока взрослого.

    Зрительный анализатор к моменту рождения ребенка незрелый. Развитие сетчатки заканчивается к 12 месяцам жизни. Миелинизация зрительных нервов и зрительных нервных путей начинается в конце внутриутробного периода развития и завершается на 3–4 месяц жизни ребенка. Созревание коркового отдела анализатора заканчивается только к 7 годам.

    Слезная жидкость имеет важное защитное значение, так как увлажняет переднюю поверхность роговицы и конъюнктиву. При рождении она секретируется в небольшом количестве, а к 1,5–2 месяцам во время плача наблюдается усиление образования слезной жидкости. У новорожденного зрачки узкие из-за недоразвития мышцы радужки глаза.

    В первые дни жизни ребенка отсутствует координация движений глаз (глаза двигаются независимо друг от друга). Через 2–3 недели она появляется. Зрительное сосредоточение – фиксация взгляда на предмете появляется через 3–4 недели после рождения. Продолжительность этой реакции глаз составляет только лишь 1–2 минуты. По мере роста и развития ребенка совершенствуется координация движений глаз, фиксация взгляда становится более длительной.

    1. Возрастные особенности цветовосприятия

    Новорожденный ребенок не дифференцирует цвета в связи с незрелостью колбочек сетчатки глаза. Кроме того, их меньше, чем палочек. Судя по выработке у ребенка условных рефлексов, дифференциация цветов начинается с 5–6 месяцев. Именно к 6 месяцам жизни ребенка развивается центральная часть сетчатки, где сконцентрированы колбочки. Однако осознанное восприятие цветов формируется позже. Правильно называть цвета дети могут в возрасте 2,5–3 года. В 3 года ребенок различает соотношения яркости цветов (темнее, бледнее окрашенный предмет). Для развития дифференцировки цветов родителям желательно демонстрировать цветные игрушки. К 4 годам ребенок воспринимает все цвета . Способность различать цвета значительно возрастает к 10–12 годам.

    1. Возрастные особенности оптической системы глаза

    Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому он обладает большей способностью изменять свою кривизну, чем у взрослых. Однако, начиная с 10 лет, эластичность хрусталика снижается и уменьшается объем аккомодации – принятие хрусталиком наиболее выпуклой формы после максимального уплощения, или наоборот, принятие хрусталиком максимального уплощения после наиболее выпуклой формы. В этой связи изменяется положение ближайшей точки ясного видения. Ближайшая точка ясного видения (наименьшее расстояние от глаза, на котором предмет отчетливо виден) с возрастом отодвигается: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см, в 15 лет – 8 см, 20 – 9 см, в 22 лет –10 см, в 25 лет– 12 см, в 30 лет – 14 см и т. д. Таким образом, с возрастом, чтобы лучше видеть, надо предмет удалять от глаз.

    В 6 – 7 лет сформировано бинокулярное зрение. В этот период значительно расширяются границы поля зрения.

    1. Острота зрения у детей разного возраста

    У новорожденных острота зрения очень низкая. К 6 месяцам она увеличивается и составляет 0,1, в 12 месяцев – 0,2, а в возрасте 5 –6 лет равна 0,8–1,0. У подростков острота зрения повышается до 0,9–1,0. В первые месяцы жизни ребенка острота зрения очень низкая, в трехлетнем возрасте только у 5 % детей она соответствует норме, у семилетних – у 55 %, в девятилетнем – у 66 %, у 12 – 13-летних – 90 %, у подростков 14 –16 лет – острота зрения, как у взрослого.

    Поле зрения у детей уже, чем у взрослых, но к 6–8 годам оно быстро расширяется и продолжается этот процесс до 20 лет. Восприятие пространства (пространственное зрение) у ребенка формируется с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Восприятие формы предмета (объемное зрение) начинает формироваться с 5- месячного возраста. Форму предмета ребенок определяет на глаз в возрасте 5–6 лет.

    В раннем возрасте, между 6–9-м месяцем, у ребенка начинает развиваться стереоскопическое восприятие пространства (он воспринимает глубину, отдаленность расположения предметов).

    У большинства шестилетних детей развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора. К 6 годам острота зрения приближается к норме.

    У слепых детей периферические, проводящие или центральные структуры зрительной системы морфологически и функционально не дифференцированы.

    Глаза детей раннего возраста характеризуются небольшой дальнозоркостью (1–3 диоптрии), вследствие шарообразной формы глазного яблока и укороченной передне-задней оси глаза. К 7–12 годам дальнозоркость (гиперметропия) исчезает и глаза становятся эмметропическими, в результате увеличения передне-задней оси глаза. Однако у 30–40 % детей, вследствие значительного увеличения передне-заднего размера глазных яблок и, соответственно удаления сетчатки от преломляющих сред глаза (хрусталика), развивается близорукость.

    Следует отметить, что среди учащихся, поступающих в первый класс, от 15 до 20% детей имеют остроту зрения ниже единицы, правда, значительно чаще вследствие дальнозоркости. Совершенно очевидно, что аномалия рефракции у этих детей приобретена не в школе, а появилась уже в дошкольном возрасте. Эти данные говорят о необходимости самого пристального внимания к зрению детей и максимального расширения профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда еще можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

    1. Гигиена зрения

    Одной из причин, приводящих к ухудшению здоровья человека, в том числе его зрения, стал научно – технический прогресс. Книги, газеты и журналы, а теперь еще и компьютер, без которого жизнь уже и представить невозможно, стали причиной снижения двигательной активности и привели к чрезмерным нагрузкам на центральную нервную систему, а также на зрение. Изменились и среда обитания, и питание, причем и то, и другое не в лучшую сторону. Неудивительно, что число людей, страдающих патологией зрения, неуклонно увеличивается, а многие офтальмологические заболевания значительно помолодели.

    В основу профилактики зрительных расстройств должны быть положены современные теоретические взгляды на причину нарушения зрения в дошкольном возрасте. Изучению этиологии зрительных расстройств и особенно формированию близорукости у детей на протяжении многих лет уделялось и уделяется в настоящее время большое внимание. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

    Наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий в детском саду, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более что установленная длительность занятий - 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

    Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5-10 минут в младшей группе детского сада и 15-20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему – либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2-3-минутную физкультурную паузу.

    Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним - однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой .

    Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте - читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

    Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

    Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными.

    Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10-15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

    1. Глаза и чтение

    Чтение дает серьезную нагрузку на органы зрения, особенно у детей. Процесс заключается в движении взгляда по строке, при котором совершаются остановки для восприятия и осмысления текста. Чаще всего такие остановки, не имея достаточных навыков чтения, делают дошкольники – им приходится даже возвращаться к уже прочтенному тексту. В такие моменты нагрузка на зрение достигает максимума.

    По результатам исследований выяснилось, что умственное переутомление замедляет скорость чтения и восприятие текста, что увеличивает частоту возвратных движений глаз. Еще сильнее гигиену зрения у детей нарушают неправильные «зрительные стереотипы» – сутулость во время чтения, недостаточное или слишком яркое освещение, привычка читать лежа, на ходу или во время движения транспорта (в машине или метро).

    При сильном наклоне головы вперед изгиб шейных позвонков сдавливает сонную артерию, сужая ее просвет. Это приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга и органов зрения, а вместе с недостаточным кровотоком наступает кислородное голодание тканей.

    Оптимальные условия для глаз при чтении – зональное освещение в виде лампы, установленной слева от ребенка и направленной на книгу. Чтение при рассеянном и отраженном свете вызывает перенапряжение зрения и, соответственно, утомление глаз.

    Качество шрифта также немаловажно: предпочтительно выбирать печатные издания с четким шрифтом на белой бумаге.

    Следует избегать чтения во время вибрации и движения, когда дистанция между глазами и книгой постоянно сокращается и увеличивается.

    Даже при соблюдении всех условий гигиены зрения нужно делать перерыв каждые 45–50 минут и на 10–15 минут менять вид деятельности – прогуливаясь, делать гимнастику для глаз. Такой же схемы должны придерживаться дети во время учебы – это обеспечит отдых их глазам и соблюдение правильной гигиены зрения школьника.

    1. Глаза и компьютер

    При работе за компьютером общее освещение и тональность помещения играют важную роль для зрения взрослых и детей.

    Следить за тем, чтобы между источниками света не было значительных перепадов яркости: все лампы и светильники должны иметь примерно одинаковую яркость. При этом мощность ламп не должна быть слишком сильной – яркий свет раздражает глаза в той же мере, что и недостаточное освещение.

    Для соблюдения гигиены зрения взрослых и детей покрытие стен, потолка и предметов меблировки в рабочем кабинете или комнате ребенка должно иметь низкий коэффициент отражения, чтобы не создавать бликов. Блестящим поверхностям не место в помещении, в котором взрослые или дети проводят значительную часть времени.

    При ярком солнце затенять окна шторами или жалюзи – для предупреждения нарушений зрения лучше использовать более устойчивое искусственное освещение.

    Рабочий стол – свой или стол школьника – расположить так, чтобы угол между окном и столом был не менее 50 градусов. Недопустимо размещать стол прямо перед окном или так, чтобы свет был направлен в спину человека, сидящего за столом. Освещение рабочего стола у детей должно быть примерно в 3–5 раз выше, чем общая освещенность помещения.

    Настольную лампу следует располагать слева для правшей и справа – для левшей.

    Эти правила касаются как организации рабочего кабинета, так и комнаты для детей.

    1. Зрение и телевизор

    Основной причиной нарушения гигиены зрения у дошкольников является телевизор. Насколько долго и часто взрослому нужно смотреть телевизор – исключительно его решение. Но нужно помнить, что слишком продолжительный просмотр телепередач вызывает чрезмерное напряжение аккомодации и может привести к постепенному ухудшению зрения. Особенно опасно неконтролируемое времяпровождение перед телевизором для зрения детей.

    Регулярно делать перерывы, во время которых заниматься гимнастикой для глаз, а также не реже 1 раза в 2 года проходить осмотр у офтальмолога.

    Гигиена зрения у детей, а также остальных членов семьи включает соблюдение правил установки телевизора.

    • Минимальное расстояние до экрана телевизора можно рассчитать по следующей формуле: для экранов HD (высокой четкости) диагональ в дюймах разделить на 26,4. Полученное число будет означать минимальное расстояние в метрах. Для обычного ТВ диагональ в дюймах следует разделить на 26,4 и полученное число умножить на 1,8.
    • Сесть на диван напротив телевизора: экран должен находиться на уровне глаз, не выше и не ниже, не создавая дискомфортного угла зрения.
    • Расположить источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран.
    • Не смотреть ТВ в полной темноте, держать включенной неяркую лампу с рассеянным светом, расположенную вне поля зрения взрослых и детей, смотрящих телевизор.

    3.4. Требование к освещению

    При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается естественное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

    Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

    Наша полноценная и интересная жизнь до глубокой старости во многом зависит от зрения. Хорошее зрение – это то, о чем одни люди могут только мечтать, а другие просто не придают ему значения, потому что оно у них есть. Впрочем, пренебрегая определенными правилами, общими для всех, зрение можно и потерять…

    Заключение

    Первоначальное накопление необходимой информации и дальнейшее ее пополнение осуществляется с помощью органов чувств, среди которых роль зрения является, безусловно, ведущей. Недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», подчеркивая тем самым существенно бóльшую информативность зрения по сравнению с другими органами чувств. Поэтому наряду со многими вопросами воспитания и обучения детей важную роль играет охрана их зрения.

    Для охраны зрения важны не только правильная организация обязательных занятий, но и режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня разных видов деятельности - бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание - вот комплекс необходимых условий для правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития как отдельных функций организма, в том числе зрительных, так и всего организма.

    Список литературы

    1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. Для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Присвещение, 1987. – 143 с.: ил.

      В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье»
      (Г. Александров)
      «Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что
      основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете
      значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть
      истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже
      не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что
      нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно
      говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы,
      встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в
      глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!»
      (К-ф "Мастер и Маргарита‘)
      «А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза
      - значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая
      сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в
      ребра, а кто сам всякого боится»
      (Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце).
      «Глаза – зеркало души»
      (В. Гюго)

      «Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам наши органы чувств» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

      «ПРЕКРАСНЫЙ МИР, ПОЛНЫЙ КРАСОК, ЗВУКОВ И ЗАПАХОВ, ДАРЯТ НАМ
      НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ» (М.А. ОСТРОВСКИЙ)

      Ее глаза – как два тумана,
      Полуулыбка, полу плач,
      Ее глаза – как два обмана,
      Покрытых мглою неудач.
      Соединенье двух загадок.
      Полу восторг, полу испуг,
      Безумной нежности припадок,
      Предвосхищенье смертных мук.
      Когда потемки наступают
      И приближается гроза,
      Со дна души моей мерцают
      Ее прекрасные глаза.
      Николай Заболоцкий

      Сколько у человека органов чувств?

      СКОЛЬКО У ЧЕЛОВЕКА ОРГАНОВ ЧУВСТВ?
      - Пять: зрение, обоняние, слух, вкус,
      осязание.
      Оказывается, и шестое чувство тоже имеется
      у нас – чувство равновесия.

      Органы чувств человека.

      ОРГАНЫ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА.

      Центры мозга, контролирующие работу органов чувств.

      ЦЕНТРЫ МОЗГА, КОНТРОЛИРУЮЩИЕ РАБОТУ
      ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

      Что такое анализаторы?

      ЧТО ТАКОЕ АНАЛИЗАТОРЫ?
      Физический, химический
      процесс
      Раздражители
      Физиологический
      процесс.
      раздражение
      Психический процесс.
      Ощущение
      возбуждение
      Орган
      чувств
      (рецепторы)
      проводящие
      пути
      Центр в коре
      головного
      мозга

      Анализаторы – физиологические системы,
      обеспечивающие восприятие, проведение
      и анализ информации из внутренней и
      внешней среды и формирующие
      специфические ощущения.
      Ощущение - это непосредственное
      отражение свойств предметов и явлений
      внешнего мира и внутренней среды,
      воздействующие на органы чувств.
      Анализатор – это система, состоящая из
      рецепторов.

      Рецепторы – это специализированные
      нервные окончания, преобразующие
      раздражения в нервное возбуждение.
      Информация – это сведения об объектах
      и явлениях окружающей среды.
      Иллюзии – это искаженные, ошибочные
      восприятия.
      Эстезиология - раздел анатомии,
      изучающий строение органов чувств.

      Зрительный анализатор

      ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР

      * Глаз – периферическая часть зрительного анализатора.
      * Глаз довольно часто сравнивают с фотоаппаратом, в
      котором имеется кожух (роговица), объектив (хрусталик),
      диафрагма (радужка) и светочувствительная пленка
      (сетчатка). Более уместно было бы сравнить глаз человека
      с аналогом сложнейшего компьютерного кабельного
      устройства, поскольку смотрим мы глазом, а видим
      мозгом.
      * Глаз имеет неправильную шаровидную форму примерно
      2,5 см в диаметре.

      * Два глазных яблока надежно укрыты в глазницах черепа.
      Орган зрения состоит из вспомогательного аппарата глаза,
      который включает веки, конъюнктиву, слезные органы,
      глазодвигательные мышцы и фасции глазницы, и
      оптического аппарата – роговицы, водянистой влаги
      передней и задней камер глаза, хрусталика и стекловидного
      тела.
      * Сетчатка, зрительный нерв и зрительные пути передают
      информацию в головной мозг, где происходит анализ
      полученного изображения.
      * Хрусталик обладает удивительным свойством –
      аккомодацией.
      * Аккомодация – это способность глаза к четкому видению
      разноудаленных предметов за счет изменения кривизны
      хрусталика.

      Внешнее строение органа зрения

      Глаз прикрыт спереди верхним и нижним
      веками. Снаружи веки покрыты кожей, а
      изнутри тонкой оболочкой – конъюнктивой. В
      толще век в верхней части глазницы
      располагаются слезные железы. Жидкость,
      которую они вырабатывают, через слезные
      канальцы и слезный мешок попадает в полость
      носа. Она также увлажняет слизистую оболочку
      глаза, поэтому поверхность глазного яблока
      всегда влажная. Веки свободно скользят по
      слизистой, защищая глаз от неблагоприятных
      факторов окружающей среды.
      Под кожей век расположены мышцы глаза:
      круговая мышца и подниматель верхнего века.
      С помощью этих мышц глазная
      щель открывается и закрывается. По краям
      век растут ресницы, выполняющие защитную
      функцию.
      Глазное яблоко движется с помощью шести
      мышц. Все они работают согласованно, поэтому
      движение глаз – их перемещение и поворот в
      разные стороны – происходит свободно и
      безболезненно.
      ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ
      ОРГАНА ЗРЕНИЯ

      Склера, роговица, радужка

      Внутреннее строение
      органа зрения.
      СКЛЕРА, РОГОВИЦА,
      РАДУЖКА
      Глазное яблоко состоит из трех оболочек: наружной, средней
      и внутренней.
      Наружная оболочка глаза состоит из склеры и роговицы.
      Склера (белок глаза) – прочная наружная капсула глазного
      яблока – выполняет роль кожуха.
      Роговица – наиболее выпуклая часть переднего отдела
      глаза. Это прозрачная, гладкая, блестящая, сферичная,
      чувствительная оболочка. Роговица – это, образно говоря,
      объектив, окно в мир.
      Средняя оболочка глаза состоит из радужки, ресничного
      тела и сосудистой оболочки. Эти три отдела составляют
      сосудистый тракт глаза, который располагается под склерой и
      роговицей.
      Радужка (передний отдел сосудистого тракта) – выполняет
      роль диафрагмы глаза и располагается позади прозрачной
      роговицы. Она представляет собой тонкую пленку,
      окрашенную в определенный цвет (серый, голубой,
      коричневый, зеленый) в зависимости от пигмента
      (меланина), определяющего цвет глаз. У людей, живущих на
      Севере и Юге, как правило, разный цвет глаз. У северян в
      основном глаза голубые, у южан – карие. Это объясняется
      тем, что в процессе эволюции у людей, проживающих в
      Южном полушарии, образуется больше темного пигмента в
      радужке, так как он защищает глаза от неблагоприятного
      действия ультрафиолетовой части спектра солнечного света.

      Зрачок, хрусталик, стекловидное тело

      Внутреннее строение
      органа зрения.
      ЗРАЧОК, ХРУСТАЛИК,
      СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО
      В центре радужки имеется черное круглое отверстие –
      зрачок. Через него и оптическую систему глаза проходят
      лучи, достигающие сетчатки.
      Зрачок с помощью мышц регулирует количество
      поступающего света, что способствует ясности
      изображения. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до
      8 мм в зависимости от освещения и состояния
      центральной нервной системы. При ярком свете зрачок
      сужается, а при слабом свете - расширяется.
      По периферии радужка переходит в ресничное тело, в
      толще которого расположена мышца, изменяющая
      кривизну хрусталика и служащая для аккомодации.
      В области зрачка располагается хрусталик, «живая»
      двояковыпуклая линза, также активно участвующая в
      аккомодации глаза.
      Между роговицей и радужкой, радужкой и хрусталиком
      находятся пространства – камеры глаза, заполненные
      прозрачной, светопреломляющей жидкостью –
      водянистой влагой, которая питает роговицу и хрусталик.
      Позади хрусталика располагается прозрачное
      стекловидное тело, относящееся к оптической системе
      глаза и представляющее собой желеобразную массу.

      Сетчатка

      Внутреннее строение
      органа зрения.
      СЕТЧАТКА
      Свет, попадающий в глаза, преломляется и проецируется
      на задней поверхности глаза, которая называется
      сетчаткой. Сетчатка (светочувствительная пленка) – очень
      тонкое, нежное и исключительно сложное по структуре и по
      функциям нервное образование,
      Образно говоря, сетчатка – своеобразное окно в мозг –
      является внутренней оболочкой глазного яблока.
      Сетчатка прозрачна. Она занимает площадь, равную
      примерно 2/3 сосудистой оболочки.
      Слой фоторецепторов, включающий палочки и колбочки,
      самый важный слой клеток сетчатки.
      Сетчатка неоднородна. Ее центральная часть – макула, в
      которой располагаются только колбочки. Макула имеет
      желтый цвет из-за содержания желтого пигмента и поэтому
      называется желтым пятном.
      На периферических частях наиболее часто встречаются
      палочки. Ближе к желтому пятну, кроме палочек, находятся
      колбочки. Чем ближе к желтому пятну, тем больше
      становится колбочек, а в самом желтом пятне имеются
      одни только колбочки.
      В центре поля зрения мы видим с помощью колбочек, этот
      участок сетчатки ответственен за остроту зрения вдаль, а
      на периферии в восприятии света участвуют палочки.
      Сетчатка человека устроена необычным образом – она
      как бы перевернута. Одна из возможных причин этого –
      расположение позади рецепторов слоя клеток,
      содержащих черный пигмент меланин. Меланин
      поглощает свет, идущий через сетчатку, не давая ему
      отражаться обратно и рассеиваться внутри глаза. По сути,
      он играет роль черной краски внутри фотокамеры, которой
      является глаз.

      В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высокочувствительные
      палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и
      менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное
      зрение.
      В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек,
      максимум чувствительности которых приходится на
      красный, зелёный и синий участок спектра, то есть
      соответствует трем «основным» цветам. Они
      обеспечивают распознавание тысяч цветов и оттенков.

      ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
      ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ
      ОЩУЩЕНИЙ
      Зрительный анализатор совокупность нервных образований,
      обеспечивающих восприятие
      величины, формы, цвета предметов,
      их взаимного расположения. В
      зрительном анализаторе:
      - периферический отдел составляют
      фоторецепторы (палочки и колбочки);
      - проводниковый отдел - зрительные
      нервы;
      - центральный отдел - зрительная
      кора затылочной доли.
      Зрительный анализатор представлен
      воспринимающим отделом –
      рецепторами сетчатой оболочки
      глаза, зрительными нервами,
      проводящей системой и
      соответствующими участками коры в
      затылочных долях мозга.

      Гигиена зрения.

      ГИГИЕНА
      ЗРЕНИЯ.
      Наши глаза дают уникальную возможность познавать окружающий мир. Но
      уязвимы и нежны, поэтому мы обязаны их беречь. Существуют правила,
      следование которым способствует сохранению здоровья глаз надолго.
      Читать необходимо при достаточном, хорошем освещении. Глаза не должны
      перенапрягаться. Освещение считается хорошим, если:
      - лампа находится сверху и сзади – свет должен падать из-за плеча;
      - когда свет направлен прямо в лицо, читать нельзя;
      - яркость освещения должна быть достаточной, если вокруг полумрак, и буквы
      различаются с трудом – книжку лучше отложить;
      - рабочий стол при дневном свете должен стоять таким образом, чтобы окно было
      слева;
      - настольная лампа в вечернее время должна находиться слева;
      - лампа обязательно должна быть прикрыта абажуром, чтобы свет не попадал
      прямо в глаза.
      Не следует читать в транспорте, когда он движется. Ведь из-за постоянных толчков
      книга приближается, удаляется, отклоняется в сторону. Нашим глазам наверняка
      не по душе такие «тренировки».

      Не держите книгу ближе, чем за 30 см от глаз. Если рассматривать предметы на
      слишком близком расстоянии, глазные мышцы перенапрягаются, быстро вызывая
      утомление.
      Собираясь на пляж либо на прогулку под ярким солнцем, не забудьте надеть
      солнцезащитные очки. Ведь глаза тоже могут получить ожог от солнца. При таком
      ожоге конъюнктива глаза опухает и краснеет, глаза чешутся и болят, зрение
      ухудшается – предметы вокруг кажутся размытыми. Если солнечный свет неяркий,
      очки можно снять.
      Долгий просмотр телевизора или работа за компьютером в течение длительного
      времени также негативно влияют на наши глаза. От телевизора лучше сесть
      подальше, как минимум за два метра. А вот расстояние до монитора должно быть
      не меньше длины вытянутой руки. При работе за компьютером очень полезно
      делать перерывы каждые 40-45 минут и…моргать! Да, именно моргать. Потому что
      это – естественный способ очистить и смазать поверхность глаза.
      Чтобы хорошее зрение не оставляло вас долгие годы, необходимо правильно
      питаться. Особенно полезны для глаз витамины A и D. Витамин A находится в таких
      продуктах, как печень трески, желтки яиц, сливочное масло, сливки. Кроме этого,
      существуют продукты, богатые на провитамин А, из которого в организме человека
      синтезируется собственно сам витамин. Провитамин А есть в моркови, зеленом
      луке, облепихе, сладком перце, шиповнике. Витамин D содержится в свиной и
      говяжьей печени, селедке, сливочном масле.

      Болезни глаз

      БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
      Есть такая старая туркменская пословица: “От глазных болезней человек
      не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет.”
      Беречь глаза нас учат с детства, но в стремительном ритме жизни мы
      забываем о добрых советах родителей, учителей и врачей, и, к сожалению,
      не имеем четкого представления о том, как сохранить свое зрение на
      долгие годы. Это связано с особенностями нашего воспитания, условиями
      жизни, семейными традициями и др.
      Блефарит - воспаление краев век.
      Абсцесс века - гнойное воспаление век.
      Аллергические состояния. При этом отмечается зуд в области глаза,
      отечность мягких тканей, может быть покраснение и слезотечение.

      Болезни глаз

      БОЛЕЗНИ ГЛАЗ
      Катаракта. Это заболевание хрусталика. Оно в основном встречается в
      старческом возрасте и связано с помутнением хрусталика, причиной
      которого является нарушение его строения.
      Цветовая слепота(дальтонизм). При этом заболевании отмечается
      неспособность различать определенные цвета.
      Подергивание века. Это один из видов нервного тика. Он может быть
      связан как со стрессом, недостатком сна и т.д.
      Дальнозоркость или гиперметропия особенно развита у
      пожилых людей. При ней лучи света фокусируются как бы за
      сетчаткой. Окружающие предметы видятся расплывчатыми, не
      контрастными.
      Близорукость или миопия может быть врожденной и
      приобретенной. При ней лучи света фокусируются перед
      сетчаткой. Хорошая острота зрения возможна только вблизи, а
      удаленные предметы видятся нечетко.

      Выполните тест.

      ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
      1. Соотнесите органы чувств и раздражители, которые они воспринимают:
      Орган чувств
      Раздражитель:
      1. Орган зрения
      А. Красный сигнал светофора.
      2. Орган слуха
      Б. Гладкий шелк
      3. Орган вкуса
      В. Горькое лекарство
      4. Орган обоняния
      Г. Пожарная сирена
      5. Орган осязания
      Д. Аромат духов
      2. Расположите части анализатора по порядку.
      а) ассоциативная зона коры головного мозга,
      б) рецепторы,
      в) проводящие пути
      3. Соотнесите анализаторы с их представительствами в головном мозге:
      1) затылочная зона;
      а) Слуховой анализатор:
      2) теменная зона;
      б) Зрительный анализатор;
      в) Вкусовой анализатор
      Проведи самопроверку и оцени свою работу по следующим критериям:
      “3 балла” – выполнил правильно все задания.
      “2 балла” – выполнил правильно 2 задания.
      “1 балл” – выполнил правильно 1 задания

      Выполните тест.

      ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ.
      1.Что из ниже перечисленного входит в состав глазного яблока?
      А) Наружная прямая мышца глазного яблока
      Б) Ресничная мышца
      В) верхнее и нижнее веко.
      2. За что отвечают колбочковидные клетки сетчатки?
      А) Сумеречное и дневное зрение
      Б) Сумеречное и цветное зрение
      В) Дневное и цветное зрение
      3. Что такое миопия?
      А) Близорукость;
      Б) Дальнозоркость;
      В) Астигматизм
      4. «Слепое пятно» – это:
      А) место, где сосредоточены колбочки;
      Б) внутреннее пространство глазного яблока;
      В) место, откуда выходит зрительный нерв.
      5. При чтении книги в вечернее время свет должен:
      А) быть направлен прямо в лицо;
      Б) падать слева;
      В) вообще не нужен.

      Кроссворд

      КРОССВОРД
      1. Небольшое отверстие в центре радужной оболочки, которое
      рефлекторно с помощью мышц может расширяться или сужаться,
      пропуская в глаз необходимое количество света.
      2. Двояковыпуклое прозрачное образование, расположенное за
      зрачком.
      3. Выпукло-вогнутая линза, через которую свет проникает внутрь
      глаза
      4. Внутренняя оболочка глаза.
      5. Отростки нервных клеток или специализированные нервные
      клетки, реагирующие на определенные раздражители.
      6. Рецепторы сумеречного света.
      7. Нарушение зрения, при котором хрусталик теряет эластичность
      и близко расположенные предметы расплываются.
      8. Углубление в черепе.
      9. Вспомогательный аппарат, защищающий глаз от пыли.
      10. Орган зрения.
      11. Прозрачное и бесцветное тело, заполняемое внутренность
      глаза.
      12. Средняя часть сосудистой оболочки, в которой содержится
      пигмент, определяющий цвет глаз.
      13. Место выхода зрительного нерва, где нет рецепторов.
      14. Один из вспомогательного аппарата.
      15. Наружная оболочка.
      16. Белковая оболочка.
      17. Нарушение зрения, когда изображение предмета
      фокусируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как
      расплывчатое.
      18. Рецепторы способные реагировать на цвета.
      19. Защитные образования от стекающего со лба пота.
      20. Сложная система, обеспечивающая анализ раздражения и
      контролирующая двигательную и трудовую деятельность
      человека.

      Используемые ресурсы.

      ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ.
      Eyesurgery.surgery.su/eyediseases/
      cureplant.ru/index.php/bolezni-glaz
      travinko.ru/stati/bolezni-glaz
      le-cristal.ru/gigiena-zreniya/

      1. Что же такое анализаторы? Из каких звеньев он состоит? 2. Кто впервые ввел этот термин? Чем отличается понятие анализатор от понятия орган чувств? 3. Какой анализатор наиболее значим для человека и почему? Каково его строение? 4. Какое место в этой цепи занимают глаза? Объясните слова Уильяма Блейка: «Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум…» Ответьте на вопросы:




      Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок. Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Н.Заболоцкий. Ф. Рокотов «Портрет Струйской»


      Сегодня на уроке нам предстоит: Рассмотреть строение глаза как оптической системы и выявить связь строения с функцией глаз. Определить причины и виды нарушений зрения. Узнать правила гигиены зрения, т.к. это необходимо для сохранения здоровья наших глаз.




      Если слезная жидкость не будет выделяться, то: Клетки сетчатки погибнут? Погибнут клетки роговицы глаза? Хрусталик изменит кривизну? Зрачок сузится? На каждом веке 80 ресниц. Сколько всего ресниц у человека? ежедневно: человек моргает раз наши слезные железы производят 3 наперстка слез Знаете ли вы…






      Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20 см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Чем объяснить это явление? «Обнаружение слепого пятна».







      Обнаружить сужение и расширение зрачка. Посмотрите в глаза своему соседу по парте и отметьте величину зрачка. Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза. Наблюдайте за изменением величины зрачков. Чем объяснить это явление?


      Вопросы к классу: Какой орган глаза называют живой линзой? На какой оболочке фокусируются лучи? Что происходит в рецепторах сетчатки? Как передаются нервные импульсы? Куда передаются нервные импульсы? Верно ли утверждение, что глаз смотрит, а мозг видит? Как видят младенцы? О каких нарушениях зрения говорилось в видеофрагменте?


      При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Нарушения зрения. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной.


      Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке. Нарушения зрения. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки.









      Повторение: Тест 1. Кто ввел понятие об анализаторах? 1.И.П.Павлов. 2.И.М.Сеченов. 3.Н.И.Пирогов. 4.И.И.Мечников. **Тест 2. Какие части различают в анализаторах? 1. Орган чувств. 2. Рецепторы (периферическое звено). 3. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится к центральному звену. 4. Центры в коре головного мозга, обрабатывающие информацию. 5. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится от центрального звена. Тест 3. Где располагаются высшие отделы зрительного анализатора? 1. В височных долях. 2. В лобных долях. 3. В теменных долях. 4. В затылочных долях.


      Повторение: Тест 4. Сколько пар мышц отвечают за движение глаза? 1. Одна пара. 2. Две пары. 3. Три пары. 4. Четыре пары. Тест 5. Как называется передняя прозрачная часть внешней оболочки глаза? 1.Склера. 2.Радужка. 3.Роговица. 4.Конъюнктива. Тест 6. Как называется средняя оболочка глаза и ее передняя часть, в центре которой есть зрачок? 1.Сосудистая. 2.Склера. 3.Роговица. 4.Сетчатка.


      **Тест 7. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной близорукости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Тест 8. Какое глазное яблоко при врожденной дальнозоркости? 1.Укороченное. 2.Удлиненное. Тест 9. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной дальнозоркости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Повторение:


      Тест 10. Где расположен слой черных пигментных клеток? 1. На внешней поверхности сетчатки. 2. На внутренней поверхности сосудистой оболочки. 3. На внутренней поверхности белочной оболочки, склеры. 4. На внутренней поверхности радужки. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 14?

      Одним из важнейших свойств всего живого является раздражимость - способность воспринимать информацию о внутренней и внешней среде с помощью рецепторов. В ходе этого ощущение, свет, звук преобразуются рецепторами в нервные импульсы, которые анализируются центральным отделом нервной системы.

      И.П. Павлов при изучении восприятия корой головного мозга различных раздражений ввел понятие анализатор. Под этим термином скрыта вся совокупность нервных структур, начинающаяся рецепторами и оканчивающаяся корой больших полушарий.

      В любом анализаторе выделяют следующие отделы:

      • Периферический - рецепторный аппарат органов чувств, который преобразует действие раздражителя в нервные импульсы
      • Проводниковый - чувствительные нервные волокна, по которым движутся нервные импульсы
      • Центральный (корковый) - участок (доля) коры больших полушарий, который анализирует поступающие нервные импульсы

      С помощью зрения человек получает большую часть информации об окружающей среде. Поскольку эта статья посвящена зрительному анализатору, рассмотрим его строение и отделы. Наибольшее внимание обратим на периферическую часть - орган зрения, состоящий из глазного яблока и вспомогательных органов глаза.


      Глазное яблоко лежит в костном вместилище - глазнице. Глазное яблоко имеет три оболочки, которые мы детально изучим:


      Большую часть полости глаза занимает стекловидное тело - прозрачное округлое образование, которое придает глазу шарообразную форму. Также внутри находится хрусталик - прозрачная двояковыпуклая линза, расположенная позади зрачка. Вы уже знаете, что изменения кривизны хрусталика обеспечивают аккомодацию - настройку глаза на наилучшее видение объекта.

      Но благодаря каким именно механизмам происходит изменение его кривизны? Это возможно за счет сокращения ресничной мышцы. Попробуйте поднести к носу свой палец, постоянно смотря на него. Вы почувствуете в глазах напряжение - это связно с сокращением ресничной мышцы, благодаря чему хрусталик становится более выпуклым, чтобы мы могли рассмотреть близкорасположенный предмет.

      Представьте другую картину. В кабинете врач говорит пациенту: "Расслабьтесь, посмотрите вдаль". При взгляде вдаль ресничная мышца расслабляется, хрусталик становится уплощенным. Я очень надеюсь, что приведенные мной примеры помогут вам мнемонически запомнить состояния ресничной мышцы при рассматривании объектов вблизи и вдали.


      По мере прохождения света через прозрачные среды глаза: роговицу, жидкость передней камеры глаза, хрусталик, стекловидное тело - свет преломляется и оказывается на сетчатке. Запомните, что изображение на сетчатке:

      • Действительное - соответствует тому, что на самом деле видим
      • Обратное - перевернуто вверх ногами
      • Уменьшенное - размеры отраженной "картинки" пропорционально уменьшены


      Проводниковый и корковый отделы зрительного анализатора

      Мы с вами изучили периферический отдел зрительного анализатора. Теперь вы знаете, что палочки и колбочки, возбужденные световым воздействием, генерируют нервные импульсы. Отростки нервных клеток собираются в пучки, которые образуют зрительный нерв, выходящий из глазницы и направляющийся к корковому представительству зрительного анализатора.

      Нервные импульсы по зрительному нерву (проводниковый отдел) достигают центрального отдела - затылочных долей коры больших полушарий. Именно здесь происходит обработка и анализ информации, полученной в виде нервных импульсов.

      При падении на затылок в глазах может появиться белая вспышка - "искры из глаз". Это связано с тем, что при падении механически (вследствие удара) возбуждаются нейроны затылочной доли, зрительного анализатора, что и приводит к подобному явлению.


      Заболевания

      Конъюнктива - слизистая оболочка глаза, расположенная над роговицей, покрывающая глаз снаружи и выстилающая внутреннюю поверхность век. Главная функция конъюнктивы - выработка слезной жидкости, увлажняющей и смачивающей поверхность глаза.

      В результате аллергических реакций или инфекций нередко происходит воспаление слизистой оболочки глаза - конъюнктивит, который сопровождается гиперемией (повышенным кровенаполнением) сосудов глаза - "красными глазами", а также светобоязнью, слезотечением и отеком век.

      Нашего пристального внимания требуют такие состояния как близорукость и дальнозоркость, которые могут быть врожденными, и, в таком случае, связанными с изменением формы глазного яблока, либо приобретенными и связанными с нарушением аккомодации. В норме лучи собираются на сетчатке, но при этих заболеваниях все складывается иначе.


      При близорукости (миопии) фокус лучей от отраженного предмета возникает впереди сетчатки. При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму, из-за которой лучи не могут достичь сетчатки. Приобретенная близорукость развивается из-за чрезмерной преломляющей силы глаза, которая может возникать вследствие увеличения тонуса ресничной мышцы.

      Близорукие люди плохо видят предметы, расположенные вдали. Для коррекции миопии им требуются очки с двояковогнутыми линзами.


      При дальнозоркости (гиперметропии) фокус лучей, отраженных от предмета, собирается позади сетчатки. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Приобретенная форма характеризуется уплощением хрусталика и нередко сопутствует пожилому возрасту.

      Дальнозоркие люди плохо видят близкорасположенные предметы. Им необходимы очки с двояковыпуклыми линзами для коррекции зрения.


      • Читать, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз
      • При письме источник света (лампа) для правшей должен находиться с левой стороны, и, наоборот, для левшей - с правой стороны
      • Следует избегать чтения лежа при слабом освещении
      • Следует избегать чтения в транспорте, так как расстояние от текста до глаз постоянно меняется. Ресничная мышца то сокращается, то расслабляется - это приводит к ее слабости, снижению способности к аккомодации и ухудшению зрения
      • Следует избегать травм глаза, так как повреждения роговицы вызывают нарушение преломляющей способности, что приводит к ухудшению зрения


      ©Беллевич Юрий Сергеевич

      Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к