Житие иконописца: меж двух образов Успения. Преподобный алипий иконописец Иван Воронов вырос в деревне, выучился живописи, делал на заводе бомбы

Монаха Алипия те, кто видел написанные им лики святых, называют "современным Рафаэлем". Сейчас у возрожденной после длительного перерыва Валаамской иконописной мастерской, где он трудится, сформировался свой стиль. Специалисты считают его каноническим.

25.08.2017 Трудами братии монастыря 3 905

Валаамского иеромонаха Алипия (+1901 год) те, кто видел написанные им лики святых, называют "современным Рафаэлем" . Сейчас у возрожденной после длительного перерыва Валаамской иконописной мастерской, где уже трудится другой монах Алипий - наш современник, сформировался свой стиль. Специалисты считают его каноническим. Он был принят еще в древней Византии: с некоторыми условностями, схематичностью, без лишних деталей. Небольшое помещение, где рождаются образа, расположено на втором этаже Владимирского скита. Корреспонденту РИА Новости Юлии Чичериной удалось встретиться с иконописцем и разузнать тонкости его ремесла.
- Отец Алипий, расскажите о своей работе, сколько человек трудятся в этой мастерской?

Всего четыре человека. Но главное - не количество людей и размер помещения, а то, что на Валааме начали возрождать иконопись, которая в тяжелые для нашей страны времена прекратила свое существование. Отрадно, что сейчас она возрождается.

В своей работе мы используем те технологии, которые применяли еще в XII веке. Пишем в основном темперой - натуральной природной краской. Все делаем сами: растираем ее и перетираем с яичным желтком. Главная ее особенность - она не выгорает. Это проверено веками, чего не скажешь о современных красках. Конечно, писать настоящей темперой тяжело - только набивать руку надо минимум года четыре. Темпера - краска прозрачная, и чтобы она смотрелось ярко, надо, набирая цвет, проходить не менее пяти слоев, а бывает, и больше. Доски под икону - липа и сосна.

Каждая икона имеет свой характер, свою историю и свой внутренний свет, который мастер старается передать с помощью своего видения того или иного образа.

- Какой путь вы прошли до того момента, как попали на Валаам?

- На Валааме я только год. Когда мне было 22 года и за плечами у меня уже было художественное образование, я принял решение уйти в монастырскую жизнь. И уже более 30 лет тружусь на благо монастырей. Больше 19 лет прожил во Пскове - вначале моей обителью стал Псково-Печерский монастырь, потом трудился в Мирожском монастыре. А вот иконописью стал заниматься не сразу.

Не всегда те, кто поступают в монастырь, занимаются "близким" для них делом. Так и случилось с Алипием: после прихода в монастырь его спросили о том, что он больше всего любит делать, на что он рассказал о живописи. Услышав восторженный рассказ трудника о живописи, его отправили на работу в… коровник, осваивать новое ремесло. Оказалось, что "все, что около тебя, необходимо любить", и только тогда человек сможет открыть новый мир и познать свои возможности.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы написать лики святых, что в этом деле самое сложное?

Самое главное - это молитва, которая сопровождает человека в любом занятии, а особенно в таком деле, как написание икон. Одна из главных сложностей - в том, что ты передаешь образ не с натуры, а из своего сердца. Он выглядит так, как его представляет твоя душа. Ты переносишь на доску всю любовь и все благолепие, почерпнутые в молитве. Поэтому перед тем, как приступить к работе, мы всегда молимся.

- А какая самая сложная иконописная работа была в вашей жизни?

- Это икона Божией Матери "Всецарица". Она сейчас находится в алтаре Свято-Преображенского собора, в Благовещенском приделе. На ее создание ушло семь лет. Она довольно большая: высотой около более двух метров, шириной - два. Конечно, такая работа была сложной.

Одной из легких считается работа над "окном" - иконой, которая находится в раме. Не ошибусь, если скажу, что сложно расписывать "небо" - своды храма. Не каждый мастер берется за такую работу: она достаточно кропотливая, не терпит ошибок и сложная в физическом плане. К примеру, сейчас я занимаюсь "окном" - пишу лик Ксении Петербургской. Эта икона будет находиться в одном из храмов Пскова.

- Отражаются ли в ваших работах красоты Валаама?

Роспись - это мистика. Все, что находится во время работы вокруг художника, вызывает прямой отголосок в его творчестве. И природа святого острова обязательно присутствует в образах и настроении, которое передается ликам святых. Мне, кстати, очень нравится японская графика: пятно, силуэт и линия - все эти детали очень близко подходят к иконописи.

- Каждая ваша работа имеет свой характер. А бывают ли повторения?

Икона не может повторяться, она не штамп. Вот перед вами два образа Ксении Петербургской (показывает на свои работы. - Прим. авт.), всмотритесь: лик один, а все же они разные. Здесь играют свою роль много факторов: колорит, настроение, душевный порыв, переживания или, наоборот, ликование в сердце, солнце - бездна чувств. А были случаи, что перед написанием святого лика мне он являлся во сне. Проснувшись, торопился в мастерскую, чтобы уловить и передать этот образ.


- Можно ли разделить вашу жизнь на до и после того, как вы стали монахом?

В 1990-х годах я окончил Симферопольское художественное училище и решил уйти в монастырь. Тогда я часто пребывал в "безпомыслии", то есть без помыслов - не двигаясь вперед, постигая и узнавая что-то новое… Будто останавливалась жизнь, и я замирал вместе с ней.

В этом есть минусы, но есть и плюсы. Иногда мне это состояние помогает: стоишь "внутрь себя", без всяких помыслов, пишешь работу, а твою руку кто-то ведет. Это состояние блаженное. Ты отключаешься, а потом видишь результат и восхищаешься каждым штрихом.

Попал в монастырь. Могу сказать, что моему становлению как иконописца помогла молитва старцев - протоиерея Николая Гурьянова и насельника Псково-Печерского монастыря архимандрита Иоанна (Крестьянкина). При встрече с ними я просил у них молитв в помощь.

- А какая, на ваш взгляд, главная цель иконы?

В иконописи самое главное - это основа: чистота сердца. Икона же выступает в роли помощницы в достижении главной цели - любви, добра и сердечного тепла. Икона есть искусство из искусств, это больше, чем творчество. Во время работы мы непрестанно молимся.

Монашеское дело - передать внутреннюю чистоту сердца. Человек должен узреть ее в себе - там есть бездна, в которой ты найдешь ответы на все вопросы. Насколько человек очистит свое сердце, настолько икона становится чудотворной.

Материал РИА новости


Преподобный Алипий Печерский - киевский чудотворец, первый древнерусский иконописец, известный по имени. Считается родоначальником русского религиозного искусства. Родился предположительно в Киеве около 1065 или 1070 г. С юных лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Принял монашеский постриг при игумене Никоне, позднее за свою подвижническую жизнь был посвящен в сан пресвитера. Иконописанию учился у греческих мастеров, расписывавших в 1083 г. «Великую печерскую церковь» - Успенский собор. Во время проведения работ стал свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре церкви, и из пречистых Ее уст вылетел голубь, который влетел потом в уста Богомладенца. Преподобный славился своим нестяжанием. Писал безвозмездно иконы не только для монастырской братии, но и для прихожан, обновлял ветхие образа в приходских храмах. Достиг высокого мастерства - среди киевских иконописцев не было равного ему. Обладал даром чудотворения. Так, он исцелил прокаженного, помазав его раны своими красками. В Киево-Печерском патерике упоминается о нескольких случаях, когда писать святые образа ему помогали ангелы. В частности, незадолго до его смерти ангел написал за него икону в честь Успения Пресвятой Богородицы. Скончался преподобный Алипий вскоре после 15 августа около 1114 г. Мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Жизнь и деяния св. Алипия - редкостный подвиг. Он обладал неповторимым самобытным талантом. Многие украшавшие древние наши храмы иконы этого великого мастера прославились как чудотворные, и перед ними возносились к Богу самые теплые, самые проникновенные молитвы. К сожалению, достоверные произведения его не сохранились. В Патерике названы пять икон деисусного чина и две местные, предназначавшиеся для киевских церквей. Одна из них, местная икона Богородицы, уцелевшая в огне после большого пожара в Киеве (вероятно, в 1124 г.), по приказу князя Владимира Мономаха была перенесена в Ростов для построенного им здесь храма. Ее отождествляли с иконой Божией Матери «Великая Панагия» (Оранта), которая в настоящее время датируется XIII в. Предание приписывает св. Алипию еще две чудотворные иконы: «Свенскую» - образ Богоматери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием Печерскими - из Свенского монастыря, прославившуюся при защите Брянска от нашествия французов в 1812 г., и «Предста Царица» из иконостаса Успенского собора в Московском Кремле (хотя ее считают списком, сделанным два века спустя). «Свенская» и «Великая Панагия» находятся сейчас в экспозиции Третьяковской галереи. Эти иконы относятся к наиболее ценным памятникам древнерусского искусства и одновременно являются великой святыней для всех православных христиан.

Преподобный Алипий, один из первых и лучших русских иконописцев, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у грече-ских мастеров, с 1083 г. украшавших печерскую церковь в честь Успения Пре-святой Богородицы. Святой Алипий был очевидцем предивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы. При этом икона просветилась и блистала ярче солнца; потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело украшения ико-нами святой церкви, украшен был и Алипий препо-добным игуменом Никоном (память 23 марта/5 апреля) чудным образом святого ангельского иноческого чина.

Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь цер-кви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же слу-чалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобре-тение матери-алов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и поклоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, лю-бовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство
у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа — Иерея по чину Мелхиседекову, то возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был пос-тавлен как светильник на свещнице (Мф. 5, 15) или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубой красотой добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса.

Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить мо-литвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда больной был приведен в монастырь, игумен приказал напоить его водою из колодца препо-добного Феодосия (память 3/16 мая и 14/27 августа), а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и него-дованием сей прокаженный возвратился к себе в дом и не выходил из дома многие дни по причине исходившего от него смрада и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил испове-дать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь Печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему: «Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством, так свиде-тельствует о себе и пророк, взывая во Господу: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5). Потом преподоб-ный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лице его, помазав гнойные места; после этого святой повел больного в церковь, причастил его Божественных Таин и повелел ему умыться тою водою, которой обычно умывались священники после принятия Святых Таин. Вскоре же гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.

Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотвор-ные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обра-тился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, ока-залось, что на них уже написаны прекрасные лики. Все пришли в ужас и с тре-петом пали ниц на землю и поклонились нерукотворенным тем образам — Господню, Пречистой Его Матери и святых Его.

Случилось однажды, по попущению Божию, сгореть всему Подолу в Киеве. Сго-рела и церковь, в которой хранились те иконы. После пожара, однако, иконы были найдены целыми и невредимыми. Князь Владимир Мономах (1113—1125), узнав об этом, сам приходил смотреть таковое чудо и, видя оставшиеся неповрежденными иконы, слыша о них, что в одну ночь они были написаны мановением Божиим, избавляющим преподобного Алипия, прославил Бога, содеявшего толикое чудо ради преподобного Алипия. Князь, взяв одну из тех икон — икону Успения Пресвятой Богородицы, послал в город Ростов, в каменную церковь, которую построил сам. Но и это здание церкви рухнуло — икона же осталась без вреда. Тогда она была внесена в деревянную церковь, но и та вскоре сгорела. Икона же, впоследствии получившая наименование Владимирской-Ростовской (празднование 15/28 августа), опять осталась нетронутой, даже без малейших следов влияния огня. Все это удостоверяло добродетельную жизнь преподобного Алипия, ради которого же и изобразились нерукотворно те иконы.

При кончине преподобного Алипия, дабы видеть, как дивно сей человек перешел из жизни временной в жизнь вечную, совершилось еще чудо преславное. Один благочестивый человек дал преподобному Алипию написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы, умоляя его приготовить икону к празд-нику Успения. Прошло немного дней, как преподобный Алипий разболелся и, приближаясь к смертному своему успению, не мог исполнить поручения, и икона оставалась ненаписанной. Человек тот печалился и негодовал на святого, но Алипий сказал ему: «Чадо, не печалься, приходя ко мне; но возверзи на Гос-пода печаль твою и Той сотворит, якоже хощет — икона в свой праздник станет на своем месте». Муж поверил словам преподобного, отошел в дом свой, радуясь. И придя снова, уже в навечерие праздника Пресвятой Богородицы, увидев икону ненаписанной, а преподобного Алипия еще более разболевшимся, стал досаждать ему, говоря: «Почему не возвестил ты мне о таковой своей немо-щи, и я бы другому поручил написать икону, дабы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня». Отвечал ему кротко преподобный: «Чадо, ужели по лености я это сделал? Помни, что возможно Богу икону Своей Матери словом единым написать, ибо я уже отхожу от мира сего, как явил мне Господь, тебя же не оставлю скорбным». Муж ушел в сильной печали. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел некий светлый юноша, который и начал писать икону. Прп. Алипий же, подумав, что разгневавшийся на него заказчик прислал другого писца, усумнился в его умении писать иконы. Но скорость и красота дела показали в пишущем Ангела, ибо, то золото полагая на икону, то краски различные растирая на камне и употребляя их для письма, пишущий в три часа написал дивную икону. А затем сказал преподобному: «Отче, чего еще не достает здесь, и в чем я погрешил?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты, Бог тебе помог, столь благолепно написал. Он Сам Собою исполнил это». Когда же настал вечер, писец тот вместе с иконой стал невидим. Заказчик иконы всю ночь пребывал в печали, что икона не поспеет к празднику. Поутру он встал и отправился в церковь, чтобы плакать там о своем согрешении, вслед-ствие которого храм не удостоился иметь икону к празднику Успения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение. Придя в себя и немного поднявшись от земли, он со вниманием посмотрел на икону и понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику. Он пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние же его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидев здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостной душой.

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему
о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, наме-реваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году. Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони — в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподоб-ный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо — тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же — своим пречистым телом.

Одна из икон преподобного Алипия — Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печер-скими — хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.

Можно ли направить талант во славу Божью и добиться на этом поприще успеха? Архимандрит Алипий - яркий пример того, что можно. Как и его тёзка из XI века, священник прославился благодаря таланту живописца. Многие годы, невзирая на советские реалии, он тратил на реставрацию и сохранение икон и храмов православия.

Иван Воронов вырос в деревне, выучился живописи, делал на заводе бомбы

Иван Михайлович Воронов родился в 1914 году в деревне Торчиха. Обычная крестьянская семья, небогатая, зато была возможность отучиться в Москве после сельской школы.

год рождения Ивана Михайловича Воронова

Но в столице Иван Михайлович не задержался: в деревне болела мать, а потому любящий сын вернулся заботиться о ней.

В 1932 году стал учиться в вечерней студии при Московском союзе художников. Этот опыт пришёлся Ивану Михайловичу по душе, так что через два года он поступил в изостудию, по статусу примерно как Академия художеств.

Но последовала служба в Красной армии, где Иван Михайлович не бросил любимое дело. Он организовывал изокружки в воинских частях Московского военного округа.

В 1938 году Иван Михайлович закончил службу и стал диспетчером транспортного цеха на военном заводе №58 им. Ворошилова. Тогда это был секретный объект, где производили бомбы, сегодня там ОАО «Импульс».

Здесь и застала Ивана Воронова Великая Отечественная война. Начальство пыталось сбежать на служебном транспорте, но будущий Алипий иконописец не позволил этого сделать. Машины нужны были, чтобы доставить орудия на фронт. Иван Михайлович сделал всё, чтобы всё именно так и произошло.

Иван Воронов работал диспетчером на военном заводе

В суете войны Иван Михайлович не забыл о матери, а потому выделил время навестить её. Когда вернулся, на заводе уже не осталось руководства - только рабочие. Все вместе приняли решение не останавливать производство бомб, хотя это и было рискованно: Москву атаковали захватчики.

Завод превышал нормы втрое. Для этого приходилось жертвовать сном, личной жизнью, фактически жить на заводе.

Во время войны Иван Воронов дошёл до Берлина и писал иконы за продукты для солдат

21 февраля 1942 года Ивана Михайловича призвали на фронт. Он отправился туда не с пустыми руками - прихватил инструменты для живописи. Знал ли он тогда, как это решение поможет в будущем?

Дело даже не в том, что художник создавал картины и этюды на военную тему. Он кормил своих товарищей: местные жители платили продуктами за реставрацию икон.

и поощрений получил Иван Воронов

Конечно, на войне была не только живопись. И будущий иконописец пережил немало. Чего стоит хотя бы тот факт, что он дошёл до самого Берлина и получил свыше 70 поощрений и наград, среди которых:

  • «За отвагу»;
  • «За победу над Германией»;
  • «За боевые заслуги»;
  • «Орден Красной Звезды»;
  • «Гвардия»;
  • «За взятие Берлина»;
  • «За боевые заслуги»;

Не смотря на тяжёлые условия и долгий срок сражений, Иван Воронов избежал и ран, и контузий. Но для него это не был благоприятным стечением обстоятельств: будущий иконописец дал клятву, что если выживет на войне, то обязательно уйдёт в монастырь.

Также он боялся кого-либо убить, и через годы так говорил о войне на проповедях:

Алипий Воронов

Архимандрит

«Я часто бывал в ночных дозорах и молил Бога, чтобы не встретились вражеские разведчики, чтобы никого не зарезать».

Иван Воронов после войны стал известным художником, но предпочёл уйти в монастырь

С войны Иван Воронов пришёл уже художником с именем. Он имел при себе примерно 1000 работ, которые тут же продемонстрировал на выставке. Это позволило ему стать членом Товарищества московских художников.

Теперь не было нужды зарабатывать на жизнь работой диспетчера или ещё чем-то, не особо интересным. Иван Михайлович давно хотел зарабатывать живописью, и новый статус давал на это право.

Но жизнь распорядилась иначе. В 1948 году Иван Воронов побывал в Троице-Сергеевой Лавре под Москвой. Это место очаровало и покорило его. В конце концов, ведь на войне Иван Михайлович поклялся стать монахом, и вот оно - то самое место, где можно реализовать замысел.

Имя Алипию Печерскому избрали в честь киевского святого иконописца

Мать благословила Ивана Михайловича на поступление в Троице-Сергиеву Лавру иконой «Утоли мои печали». И произошло чудо: ему нарекли имя «Алипий» - то есть, «беспечальный».

Это совпадение воодушевило новоиспечённого монаха. И с тех пор он не боялся ничего на своём пути, уверенный в том, что находится под защитой небесных сил.

Интересно и ещё одно совпадение. Имя «Алипий» дано Ивану Михайловичу в честь Алипия Печерского - киевского преподобного святого, тоже иконописца! Он родился около 1067 года, учился у греческих мастеров разным искусствам. Известен тем, что стал первым из русских иконописцев, кого упомянули по имени.

Родители сами отдали будущего святого обучаться иконописи, в монастыре он принял постриг и занимался разными родами творческой деятельности:

  • Делал мозаики;
  • Писал иконы;
  • Реставрировал старые образы;
  • Занимался ювелирным делом.

Предание гласит, что в сложные моменты писать иконы ему помогали ангелы.

Есть немало историй о чудесах, которые творил сам преподобный Алипий, либо написанные им иконы. Сегодня о нём практически не сохранилось достоверных сведений, даже назвать произведения Алипия, которые 100% написаны им, затруднительно.

На должности наместника Отец Алипий защищал Псково-Печерский монастырь от нападок советской власти

В Троице-Сергиевой лавре всё не сразу сложилось благополучно. Наместник сказал, что отдельную келью выделить не может, но если монах себе сам соорудит за ночь что-нибудь в коридоре, то может там поселиться.

Отец Алипий с заданием благополучно справился, чем удивил настоятеля. Тот явно не рассчитывал на успех монаха. Однако у отца Алипи получилось: перегородки, штукатурка, пол, даже самовар.


Уже в 1959 году отец Алипий стал наместником Псково-Печерского монастыря - второго из двух действующих в СССР. Это было сложное время. Советские власти старались закрыть Печерский монастырь. К тому же имелись и внутренние заботы. Например, отец Алипий намеревался восстановить древние святыни.

В годы наместничества отца Алипия в СССР действовали всего 2 монастыря

Но как всё успеть? Как со всем справиться?

Хрущёвская власть серьёзно давила на Церковь. В газетах шла активная пропаганда. Заголовки нагнетали, настраивали людей против монастыря. Продажные и просто порабощённые режимом журналисты охотно упражнялись в остротах в адрес «попов» и упрекали их в мракобесии.

А ведь была надежда! После войны позиции православной Церкви укрепились, но нет, страна восстанавливалась, и священнослужители снова стали «нахлебниками». В ход шли аресты, клевета, угрозы и т.д. Просто жить становилось тяжело, ведь каждый монах и священник теряли шанс обеспечить себе жизнь.

Но отец Алипий не боялся и смело отвечал на нападки. Никто не мог победить его в полемике. Например, рассказывают такую историю. В монастырь явились финансовые работники с проверкой.

«- Кто вас уполномочил?

Нас уполномочил народ!

Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас.

Нас уполномочила партия!

А сколько в вашей партии человек?

20 миллионов.

А в нашей Церкви - 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может».

В другой раз те же проверяющие вернулись с предписанием, но отец Алипий Печерский сказал, что может разрешить проверку только с благословения из епархии. Проверяющие созвонились с епархией и получили благословение.

Алипий Воронов

Архимандрит

«- Вы коммунисты? Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят».

Больше эти проверяющие монастырь не посещали. Были и другие, но то на монастыре вывешивали объявление о чуме, то ещё что-то удавалось придумать.

Отец Алипий активно занимался реставрацией монастыря и храмов

Не забывал отец Алипий и о своей цели - реставрация наследия православной Церкви.

До 1968 года он вернул пригодный вид следующему:

  • Стены Псково-Печерского монастыря;
  • Тюремная башня;
  • Успенский храм;
  • Сретенский храм;
  • Покровский храм;
  • Настоятельский дом;
  • Братский корпус;
  • Тарарыгина башня;
  • Изборская башня;
  • Благовещенская башня;
  • Петровская башня;
  • Мостовые в монастыре;
  • Мостик к Успенской площадке;
  • Никольская башня;
  • Русла и туннель ручья Каменец.

Также отец Алипий устроил иконописный класс, переложил печь, отремонтировал Лазаревский храм, реставрировал иконостас Успенского храма, Никольский храм, Михайловский собор. Это далеко не полный перечень всего, что успел сделать отец Алипий.

Отец Алипий вернул 504 церковные ценности, которые украли нацисты

Отец Алипий вернул немало церковных ценностей, которые нацисты вывезли во время войны. Он составил списки Пеорских сокровищ, и вскоре те нашлись в Америке. Из 566 предметов в итоге не нашли лишь 62.

Особую ценность представляли следующие находки:

  • Крест из золота с жемчугом и драгоценными камнями (1590 г.);
  • Потир (1603 г.);
  • Золотой потир (1681 г.).

Отец Алипий стал архимандритом, и сохранил при этом свои увлечения: иконопись и коллекционирование живописи

В 1961 году Алипий получил сан архимандрита, а через четыре года к празднику Успения Божией Матери его наградили вторым крестом с украшениями. В дальнейшем он получил ещё множество наград, читал проповеди и всегда напоминал, что главное - это любовь:

Алипий Воронов

Архимандрит

«Любовь - есть высшая молитва. Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь - Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни. Вы возразите, что любить врагов невозможно.

Вспомните, что Иисус Христос сказал нам: “Все, что сделали вы людям, то сделали Мне”. Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день».

Архимандрит Алипий Воронов, хотя и был постоянно чем-то занят, находил время для своего любимого труда - писал для церкви иконы. Одну из этих икон можно увидеть в Псково-Печорском монастыре. Называется она «Невеста неневестная».

Иконописец Печерский также увлекался коллекционированием картин. Он очень любил живопись и имел у себя произведения Васнецова, Шишкина, Крамского, Дубовского и многих других русских художников. Имел работы и западных мастеров: Ромборутса, Сарто, Буйерманса.

В 1974 году архимандрит передал большую часть коллекции в Русский музей Ленинграда.

АЛИМПИЙ (XI в.) - древнейший русский иконописец. Имя упоминается в Киево-Печерском патерике, в главе «О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце». (Киево-Печерский патерик 1980) . Здесь говорится, что Алимпий был отдан родителями учиться иконописанию при князе Всеволоде Ярославиче (1078–1098) и при игумене Никоне (1078–1088). Учился у греческих иконописцев из Константинополя, которые расписывали Печерскую церковь (построена в 1073–1078 гг.). Когда кончили расписывать церковь, Алимпий принял пострижение. Это было еще при Никоне. Согласно патерику, Алимпий «добре извык хитрости иконней, иконы писати хитр бе зело». Писал иконы игумену и всей братии бесплатно, поновлял обветшавшие иконы. Заработанное делил на три части: одну тратил на иконы, другую раздавал нищим, а третью брал на свои нужды. Был поставлен священником.

Патерик рассказывает о чудесах Алимпия: однажды он исцелил человека иконными красками; ангел помог ему написать икону Успения Богородицы; несколько икон было написано вмешательством божественной силы. Во время пожара, когда сгорел весь Подол, иконы Алимпия остались целы. Одна из них была позднее перенесена Владимиром Мономахом в Ростов, в построенную им церковь. Автор утверждает, что видел эту икону; при нем та церковь рухнула, икона сохранилась и была перенесена в деревянную церковь, та сгорела, но на иконе не осталось признаков огня.

Основываясь на рассказе патерика, ростовское предание считало иконой Алимпия находившуюся в Успенском соборе Ростова икону Богоматери Владимирской . Эта дошедшая до нашего времени икона оказалась произведением к. XVII в. (Мельник 1993) . Предположение, что эта икона является списком иконы Алимпия также не может быть принято (Сазонов 1995) . Д. В. Айналов, а вслед за ним некоторые другие исследователи, считали иконой Алимпия икону «Богоматерь Великая Панагия », происходящую из Ярославля. В настоящее время большинство специалистов считают ее произведением 1-й трети XIII в. (ГТГ. Каталог 1995) . Алимпию приписывались и некоторые другие иконы без всяких на то оснований.

В некоторых поздних источниках сообщается точная дата смерти Алимпия - 17 августа 1114 г. Она является вымышленной (Сазонов 1995) . Возможно, что упоминаемый в патерике пожар может быть связан с пожаром, о котором сообщают летописи под 1114 г. Однако из текста неясно, был ли жив Алимпий в это время. Мощи Алимпия находятся в Киево-Печерской лавре, в пещере.

Библиография:

Киево-Печерский патерик // ПЛДР. XII в. М., 1980:313–626, 692–704; Карамзин 2:примеч. 158; 3:130; Сахаров 1849:12–14; Ровинский 1856:128; Словарь исторический о святых 1862:16–17; Собко 1893:123–126; Успенский А. И. Очерки по истории русского искусства. Т. 1: Русская живопись до XV века включительно. М., 1910:3–8; Мельник А. Г. К атрибуции двух икон из собрания ростовского музея // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993:212–214; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. М., 1995. Кат. 15; Сазонов С. В. Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из Ростовского Успенского собора // Сообщения Ростовского музея. VIII. Ярославль, 1995:63–75.

Расшифровка сокращений в библиографическом списке:

  • ПЛДР = Памятники литературы Древней Руси
  • Карамзин = Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1–12. М., 1988. Репринт издания 1842–1844 гг.
  • Сахаров 1849 = Сахаров И. Исследования о русском иконописании. Кн. 2. М., 1849.
  • Ровинский 1856 = Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Записки Императорского Археологического общества. Т. 8. СПб., 1856.
  • Собко 1893 = Собко Н. П. Словарь русских художников, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. С древнейших времен до наших дней (XI–XIX вв.) / Сост. на основании летописей, архивных документов, автобиографических заметок и печатных материалов Н. П. Собко (с 1867 по 1892 г. включит.). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1893.