В каких случаях читается Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу? Канон покаянный ко господу нашему иисусу христу Канон покаянный ко господу азбука.

Каждый православный христианин знает, что единственный способ спасти свою душу от вечной смерти в аду - это не только искоренение в себе греха, но и частое общение с Богом через молитву и Причастие. И искоренение греха, и возможность достойно приступить к таинству Причастия возможно через покаяние. В этом главным подспорьем для верующего является покаянный канон ко Господу. В молитвослове он публикуется отдельно, а также включается в состав подготовительного правила ко Причащению (принятию Тела и Крови Христовой).

В Священном Писании, своем послании к коринфянам, святой апостол Павел предупреждает христиан от неподобающего принятия Тела и Крови Христовой , поскольку последствия могут быть весьма неприятными: множество болезней и даже кончина человека (1-ое послание к коринфянам св. ап. Павла, 11:29,30).

Чтобы подготовить себя к Святому Причастию, надлежит выполнить некоторые правила. В число молитв, чтобы правильно настроиться, входит и покаянный канон. Совместно с молебными правилами (канонами) ко Пресвятой Богородице и святому Ангелу Хранителю они образуют трёхканонник. Для облегчения этого правила эти три духовных произведения свели в единый.

История создания правила

На протяжении столетий правило подготовки к Причастию постепенно менялось в зависимости от условий жизни христиан. В 5−6 веках данные каноны вычитывались в течение богослужения. Бесспорно, со временем объем последования (канона) возрастал и стал занимать слишком много времени, что стало не под силу верующим. На этом основании молитвенная подготовка ко Святому Причастию с 11 века уже не читается за богослужением. Христианин, подготавливаясь для того, чтобы как подобает причаститься Святых Христовых Тайн, должен дома (келейно) прочитать все молитвы, причем с сердечным вниманием, искренне. Касается это и канона покаяния ко Господу Христу Иисусу.

Последовательность чтения канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой может быть построен. Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, которое посвящено или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

  • ирмосы;
  • запевы;
  • тропари;
  • седален;
  • кондак;
  • икос;
  • молитвы.

Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Вторая песнь, которая в обычных современных канонах упускается, поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Ирмос - это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон - это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Молитва имеет следующую структуру:

Давайте разберемся, что именно представляет из себя канон, о чем говорится в каждой его части. Это древний текст и нужно быть внимательным при его чтении.

О чем говорится в песнях и седалене

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаяния в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах, чтобы можно было оплакать свои злодеяния. Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. Также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу.

Вторая песнь , как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты и лишь в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук, призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук.

Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

Восхваление творца

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу, для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

Обращение к душе и всем святым

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности раскаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст - ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Христу Иисусу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому испрашивает у Господа прощения и исцеление своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Подготовка к Таинствам

Чаще всего канон покаяния ко Господу вычитывается перед Таинствами , настраивает внутренний мир на волну раскаяния. Чтобы грешник был способен осмыслить свои поступки, остепениться и получить спасение своей души для вечной жизни с Богом в Царствии Его. В правиле полготовки ко Причастию канон покаянный - совмещенный с тремя другими канонами: с молебным ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Туда включены лишь некоторые его части.

Подходя к Святому Причастию, надлежит достойным образом подготовиться и освободить свою душу от грехов. Достигается это посредством покаяния. Покаянный канон перед исповедью помогает понять, с каким состоянием подобает подходить к Таинству и дает возможность уже дома правильно настроить себя. Важно, чтобы обращение к покаянному канону не превращалось в механическую вычитку, а являлось истинным душевным раскаянием.

Мы поговорили об этой покаянной молитве Господу Богу, с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди). Но это далеко не все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами по нашим же грехам, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону. Коснемся наиболее показательного из них.

Случай был следующий . К священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка обрисовал ей масштабы содеянного ею и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что после приезда домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон , старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела и в их судьбах произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и ее близких Своими богатыми милостями.

Покаяние называют вторым Крещением. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи. Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния очистит душу человека от грязи и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.

Песнь 1.

Ирмос: Как по суше пройдя Израиль по бездне морской стопами, гнавшегося фараона видя тонущим, «Богу победную песнь воспоём,» воскликнул.

Ныне я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему приступаю; не смею взирать на небо, только молюсь: дай мне Господи ум, оплакивать дела мои горько.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне грешному! Больше всех людей я окаянен, покаяния нет же во мне. Дай мне Господи слёзы, оплакивать дела мои горько.

Безумный, окаянный человек, в ленности время губящий, подумай о жизни своей и обратись к Господу Богу, и восплачь о делах своих горько.

Мать Божия Пречистая, воззри на меня грешного и от сети дьявола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, и восплачу о делах своих горько.

Ирмос: Нет столь святого, как Ты, Господи Боже мой, воздвигший силу верующих в Тебя, Милосердный, и утвердивший нас на камне Завета Твоего.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Когда поставлены будут престолы на Суде Страшном, тогда всех людей обличаться дела, горе там будет грешникам на мучения отсылаемым: это зная, душа моя кайся о злых делах своих.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Праведные возрадуются, а грешные восплачут, тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас, поэтому прежде конца покайся от злых дел своих.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Горе мне великогрешному, делами и мыслями осквернённому, ни капли слёз не имеющему от жестокосердия; сегодня подымись от земли, душа моя, и покайся от злых дел своих.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Вот, взывает Госпожа, Сын Твой, и поучает доброе творить; я же грешный избегаю всегда добра, но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь от злых моих дел.

Ирмос: Христос – моя сила, Бог и Господь! – Святая Церковь с благоговением громко поет, от чистого сердца празднуя Господа.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Путь здесь широк и удобен для предания сладострастью, но горько будет в последний день, когда душа от тела отлучаться будет: хранись от сего, человек, ради Царства Божьего.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Зачем обездоленного обижаешь, плату работнику не отдаёшь, брата твоего не любишь, к славе и блуду стремишься? Оставь это душа моя и покайся ради Царства Божьего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: О, безумный человек, доколе увязаешь, как пчела, собирая богатство своё? Ибо вскоре погибнет оно, как прах и пепел, лучше ищи Царства Божьего.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Госпожа Богородица, помилуй меня грешного, и в добродетели укрепи и соблюди меня, да нежданная смерть не похитит меня неготового; доведи меня, Дева, до Царства Божьего.

Ирмос: Божественным светом Твоим, Милосердый, с раннего утра к Тебе обращающихся души любовью озари; молю Тебя, возбуди светлое стремление знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, призывающего к Себе из мрака греховного.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Вспомни окаянный человек, как лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям грехов порабощён ты; душа моя грешная, этого ли хотела ты?

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Трепещут мои члены, всеми сотворил грех: глазами смотрел непотребное, ушами слушал непотребное, языком вещал непотребное, всего себя геенне предал; душа моя грешная, этого ли хотела ты?

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Блудницы и разбойника покаяние Ты принял, Спаситель, я же один ленью греховной обременился и злым делам поработился: душа моя грешная, этого ли хотела ты?

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия, помоги мне недостойному, душа моя грешная того хочет.

Ирмос: Житейское море видя, волнуемое бурею искушений, в тихое пристанище Твоё укрывшись, взываю к Тебе: спаси от погибели жизнь мою, Многомилостивый!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Жизнь на земле блудно прожив, и душу во тьму предав, ныне молю Тебя, Милостивый Владыка: освободи меня от сих деяний вражеских и дай мне разум творить волю Твою.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Кто творит то же, что и я? Как свинья лежит в нечистотах, так и я греху служу. Но Ты, Господи, вырви меня из зловония этого и дай мне сердце творить заповеди Твои.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Воспрянь окаянный человек к Богу, вспомнив свои согрешения и со стоном и плачем повергнись перед Творцом; Он же, Милосердный, даст тебе ум знать волю Его.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Богородица Дева, от видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая и прими молитвы мои, и донеси их Сыну Твоему, да даст мне ум творить волю Его.

Душа моя, зачем богатеешь грехами, зачем творишь волю дьявола, на что надежду возлагаешь? Отстранись от этого и обратись к Богу с плачем, взывая: милосердный Господи, помилуй меня грешного.

Подумай, душа моя, о горьком смертном часе и страшном суде Творца и Бога твоего: Ангелы грозные возьмут тебя, душа и в вечный огонь введут. Прежде смерти покайся, вопия: Господи, помилуй меня грешного.

Ирмос: Печь, окропляющую росою, Ангел сотворил для святых отроков, Халдеев же опаляла она Божиим повелением; мучителя-царя это убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не надейся, душа моя, на тленное богатство и на неправедно накопленное; не знаешь кому всё это оставишь, но возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и быстро проходящую красоту, видишь, как сильные и молодые умирают, но возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Вспомни, душа моя, о вечной жизни, Царстве Небесном, уготованном святым и тьме кромешной и гневе Божием злым, и возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Припади душа моя к Божией Матери и помолись Той, Которая скорая помощница кающимся; да умолит Сына Христа Бога и помилует меня недостойного.

Ирмос: Из пламени на святых росу источил, и праведного жертву водою попалил; все совершаешь, Христос, одним хотением. Тебя превозносим во веки.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Почему не имею слёз, когда думаю о смерти, видя в гробе лежащего брата моего бесславного и безобразного? Что ожидаю и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде смерти покаяние.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Верую, что придёшь судить живых и мёртвых, и все встанут в своём чине, старые и молодые, владыки и князья, девы и священники; где окажусь я? Ради этого вопию: дай мне, Господи, прежде смерти покаяние.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Пречистая Богородица, прими недостойную молитву мою и сохрани меня от внезапной смерти, и даруй мне прежде конца покаяние.

Ирмос: Бога людям невозможно видеть, на Него не смеют взглянуть Ангелов полки; чрез Тебя же, Всечистая, явилось людям Слово во Плоти. Его величая, с небесными воинствами Тебя прославляем.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Ныне я к вам прибегаю Ангелы, Архангелы и все небесные силы у Престола Божия стоящие, молитесь к Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечной.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Ныне плачу перед вами святые патриархи, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на суде, да спасёт Христос душу мою от силы вражеской.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственницы, праведники и все святые, молящиеся к Господу за весь мир, да помилует меня в час смерти моей.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит меня недостойного справа от Себя, когда сядет судить живых и мёртвых. Аминь.

Молитва.

Владыка Христе Боже, Своими страданиями мои страсти исцеливший и Своими язвами мои язвы уврачевавший, даруй мне, много Тебе согрешившему, слёзы покаяния; сочетай моему телу благоухание Животворящего Тела Твоего, и услади мою душу Твоей Честной Кровью вопреки горечи, которой меня супротивник напоил. Возвыси мой ум к Тебе, к земле поникший, и возведи от пропасти погибели; ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слезы утешительной, возводящей сынов к своему наследству. Омрачился я умом в житейских страстях, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница милосердия и доброты, даруй мне покаяние всецелое и сердце старательное в поиске Тебя. Даруй мне благодать Твою и обнови во мне отражение Твоего образа. Оставил я Тебя, не оставь меня Ты, пойди и найди меня, возведи к пастбищу Твоему и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

В основе православного богослужения лежит пресуществление Святых Даров, а также причащение христианами Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, которые являются источником вечной жизни. Православный христианин, желающий причаститься, должен достойно подготовиться к этому таинству. В Священном Писании, в послании коринфянам, апостол Павел предостерегает христиан от недостойного принятия Крови и Тела Христового, а последствиями могут быть многие болезни и даже смерть. (Первое послание к Коринфянам 11:29,30).

Для того чтобы подготовиться к Святому Причастию необходимо выполнить определённые требования. В состав молитвенного правила для подготовки входит «Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу». Вместе с молебным каноном ко Пресвятой Богородице, а также каноном Ангелу Хранителю они составляют трёхканонник. Для упрощения правила три творения свели во единый.

История формирования правила.

На протяжении веков правило ко Святому Причащению постепенно видоизменялось. В V-VI веках каноны читались во время богослужения. Очевидно, со временем объём последования увеличивался и стал занимать много времени. По этой причине молитвенное правило ко Святому Причащению в XI веке уже не читается на богослужении. Христианин, готовясь причаститься Святых Тайн Христовых, должен келейно (дома) вычитать все молитвы, включая покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу.

Структура канона.

Само слово «канон» означает установленное правило. Канон представляет собой гимнографическое поэтическое сочинение, посвящённое Господу Богу, Пресвятой Богородице, ангелам и святым или событиям, с ними происходившими, в честь которых сформировались христианские праздники.

Канон состоит из:
 ирмосов;
 запевов;
 тропарей;
 седальна;
 кондака;
 икоса;
 молитвы.

Канон разделяется на девять песней (по факту их восемь, т. к. вторая пропускается). Каждая песнь начинается с ирмоса.

Ирмосом называется первый из тропарей каждой песни в составе канона, который выполняет связующие функции песнопения.

Затем следует определённое количество тропарей. Перед каждым читаются запевы, они являют собой краткие заглавные молитвенные прошения или прославление Господа. В покаянном каноне читается запев: «Помилуй мя Боже, Помилуй мя». Завершающий тропарь каждой из песней посвящён пресвятой Богородице. Перед предпоследним тропарём читается запев «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а перед последним – «и ныне и присно и во веки веков».

Тропарь в каноне является небольшим поэтическим произведением, следующим после ирмоса. В тропаре прославляется Господь или святой, или повествуются события праздника.

После третей песни читается седален.

Седален означает, что во время его чтения разрешается сидеть для того, чтобы глубже осознать прочитанное.

По окончании шестой песни следует чтение кондака и икоса.

Кондак с греческого переводится, как «домик» и являет собой небольшое песнопение, посвященное Господу, Богородице, ангелам или святым.

Икос с греческого означает «дом». Это песнопение подобно кондаку по смыслу, и по структуре. Разница в том, что, если кондак описывает событие, то икос более широко раскрывает его, и объём его больше.

По окончании девятой песни читается покаянная молитва.

Краткое содержание молитвословий:
В первой песни человек сокрушается в своих грехах, осознавая себя недостойным Божьей милости, просит дать ему больше слёз, чтобы можно было оплакивать свои злодеяния, но вместе с тем дерзает обратиться к Богу. Также человек призывает себя не тратить напрасно время в лености и призывает напутствие Пресвятой Богородицы.
В третьей песни вспоминается Страшный суд и адские мучения. Этим призывается душа к покаянию прежде, чем наступит смертный час, чтобы избежать мук.
Седален наполнен размышлениями о том, как будет трудно предстоять перед престолом Божьим, с каким душевным состоянием.
В четвёртой песни восхваляется Господь и Церковь. Описываются житейские радости и наслаждения, но предупреждается, чтобы человек остерегался этих наслаждений, если хочет обрести Царствие Небесное. Звучит призыв не собирать и не зацикливаться на накопительстве житейских благ, потому что всё превратится в прах.
В пятой песни призывается Божественная благодать. Человек осознаёт, что всеми своими органами он постоянно грешит и спрашивает себя, этого ли он хотел?
В шестой песни звучит прошение вырвать душу из греховного состояния, чтобы прекратились злодеяния, восстала душа, вспоминая свои дела, и с сокрушением поклонилась Творцу.
В кондаке спрашивается у собственной души, зачем она делает то, что хочет дьявол и призывается повернуться к Богу.
Икос призывает покаяться прежде, чем душа войдёт в ад.
В седьмой песне звучит призвание для человека, чтобы он не надеялся на земные богатства, на здоровье тела, силу и красоту. Человек не знает, кому останется его состояние после смерти, а с собой не заберёт. Сила, здоровье и красота со временем исчезают.
В восьмой песне указывается на окаменелость сердца, не имея страха Божьего. Также указывается на то, что все равны перед Судом Бога, не имеет значения ни титул, ни духовный сан, ни возраст.
В девятой песне звучит призыв Пресвятой Богородицы, ангелов и всех угодников Божьих молиться о спасении души.
Завершается канон молитвой ко Господу Иисусу Христу.
В молитве человек осознаёт свои греховные поступки, потому просит Господа простить и исцелить его своими ранами. Несмотря на то, что человек отвернулся от Бога, он просит Господа не отворачиваться от него, помочь ему подняться от греховной бездны, чтобы он смог принести Творцу достойное покаяние. Человек стремится отвернуться от зла и стать наследником Божьего Царства.

Подготовка к Исповеди и Причастию.

Покаянный канон Иисусу Христу настраивает душевное состояние на волну покаяния. Чтобы человек мог осмыслить свои поступки, смог остепениться и обрести спасение.
Приходя к Святому Причастию, необходимо достойно подготовиться и очистить свою душу от грехов. Осуществляется это с помощью покаяния. Канон показывает, с каким состоянием нужно подходить к исповеди. Важно, чтобы это было не просто прочтение текста, а истинное душевное покаяние.

Любая вера богата на богослужебные обычаи и правила. Главной традицией православной религии в служении, является чтение покаянного канона Господу Иисусу Христу, который входит во все богослужения без исключения. Канон представляет собой песнопение, состоящее из сложных произведений. Песнопение входит в правило перед таинством причащения, которое читают все верующие люди.

Канон – это четко структурированное правило, которое принято обществом (в данном случае верующими). Можно сравнить такое песнопение с непоколебимым гимном, посвященным Создателю.

В каких случаях читается канон

Суть данного песнопения сводится к покаянию человека и размягчению его сердца и души. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу, является одним из главных текстов, входящих в правило перед причастием. Подготовка к таинству состоит из нескольких правил:

  • три дня поста;
  • исповедь;
  • усердное покаяние и молитва, чтение правила к святому причастию.

Исповедоваться лучше в тоже утро, в которое и планируется причащение, сделать это можно на утренней Литургии. Главная часть подготовки к принятию таинства должна происходить у человека в душе, помолиться можно на вечерней литургии, которая будет накануне.

Помимо правила к святому причастию, канон к Господу Иисусу Христу читается в следующих случаях:

  • при покаянии;
  • для исцеления тяжких заболеваний;
  • в случаях любых других нужд.

Чтение данного канона приближает душу к Богу, человек тем самым восхваляет Господа, просит у него милости и защиты, он кается в своих грехах и очищает душу перед Создателем.

Епетимия

Ранее, православной церковью широко практиковалось наложение епитимии (церковного наказания) священником на грешника, когда последний раскаивался в тяжких совершениях (блуд, воровство, рукоблудие, убийство, аборт, предательство и пр.)

Существует три вида данного наказания:

  • совершение земных поклонов на протяжении длительного времени, нескольких месяцев;
  • пост (время соблюдения поста определяется священником);
  • чтение постоянно повторяющейся молитвы на протяжении 40ка дней, чаще всего которой и являлся канон покаяния Господу Иисусу Христу.

Сейчас данные традиции уходят в прошлое и мало где можно, встретить священнослужителя, наказывающего своих прихожан подобным образом.

Для чего нужно покаяние

Каяться за совершенные грехи нужно каждому человеку, покаяние снимает груз с сердца, улучшает настроение и приближает душу к Богу. Через постоянную молитву на земле, можно попасть после смерти в Царствие Божие. Люди, которые живут с Господом в сердце и стараются следовать заповедям, живут счастливо и не знают бед.

Слушать онлайн канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

Читать канон покаянный на русском языке

Песнь 1

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.

Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!


И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.
Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела !

Песнь 3

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел !

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия !

Песнь 4

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего !

Песнь 5

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела !

Песнь 6

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его !

Кондак

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного !

Икос

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного !

Песнь 7

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного !

Песнь 8

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние !

Песнь 9

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Песнь 1

Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Господу Иисусу Христу

Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

Припев:

Богородичен

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешнаго, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Пресвятей Богородице

Многими содержимь напастьми, к Тебе прибегаю, спасения иский: о Мати Слова и Дево, от тяжких и лютых мя спаси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей мя смущают прилози, многаго уныния исполните мою душу; умири, Отроковице, тишиною Сына и Бога Твоего, Всенепорочная.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Спаса рождшую Тя и Бога, молю, Дево, избавитися ми лютых: к Тебе бо ныне прибегая, простираю и душу и помышление.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Недугующа телом и душею, посещения Божественнаго и промышления от Тебе сподоби, едина Богомати, яко благая, Благаго же Родительница.

Ангелу хранителю

Иисусу: Господи Иисусе Христе Боже мой, помилуй мя.

Песнь воспети и восхвалити, Спасе, Твоего раба достойно сподоби, безплотному Ангелу, наставнику и хранителю моему.

Припев:

Един аз в неразумии и в лености ныне лежу, наставниче мой и хранителю, не остави мене погибающа.

Слава : Ум мой твоею молитвою направи, творити ми Божия повеления, да получу от Бога отдание грехов, и ненавидети ми злых настави мя, молюся ти.

И ныне : Молися, Девице, о мне, рабе Твоем, ко Благодателю, со хранителем моим Ангелом, и настави мя творити заповеди Сына Твоего и Творца моего.

Песнь 3

Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Господу Иисусу Христу

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на судищи Страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас; темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Увы мне великогрешному! Иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестокосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен:

Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

Пресвятей Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстательство и покров жизни моея полагаю Тя, Богородительнице Дево: Ты мя окорми ко пристанищу Твоему, благих виновна, верных утверждение, едина Всепетая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Благодетеля рождши добрых виновнаго, благодеяния богатство всем источи, вся бо можеши, яко сильнаго в крепости Христа рождши, Богоблаженная.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Лютыми недуги и болезненными страстьми истязаему, Дево, Ты ми помози: исцелений бо неоскудное Тя знаю сокровище, Пренепорочная, неиждиваемое.

Ангелу хранителю

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Все помышление мое и душу мою к тебе возложих, хранителю мой; ты от всякия мя напасти вражия избави.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Враг попирает мя, и озлобляет, и поучает всегда творити своя хотения; но ты, наставниче мой, не остави мене погибающа.

Слава : Пети песнь со благодарением и усердием Творцу и Богу даждь ми, и тебе, благому Ангелу хранителю моему: избавителю мой, изми мя от враг озлобляющих мя.

И ныне : Исцели, Пречистая, моя многонедужныя струпы, яже в души, прожени враги, иже присно борются со мною.

Господи, помилуй (трижды).

Седален Господу Иисусу Христу

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава:

Седален Ангелу хранителю

От любве душевныя вопию ти, хранителю моея души, всесвятый мой Ангеле: покрый мя и соблюди от лукаваго ловления всегда, и к жизни настави небесней, вразумляя и просвещая и укрепляя мя.

И ныне:

Богородичен.

Богородице безневестная Пречистая, Яже без Семене рождши всех Владыку, Того со Ангелом хранителем моим моли, избавити ми ся всякаго недоумения, и дати умиление и свет души моей и согрешением очищение, Яже едина вскоре заступающи.

Песнь 4

Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Господу Иисусу Христу

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

О безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен:

Госпоже Богородице, помилуй мя грешнаго, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, доведи мя, Дево, Царствия Божия.

Пресвятей Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Страстей моих смущение, кормчию рождшая Господа, и бурю утиши моих прегрешений, Богоневестная.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосердия Твоего бездну призывающу подаждь ми, Яже Благосердаго рождшая и Спаса всех, поющих Тя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Наслаждающеся, Пречистая, Твоих дарований, благодарственное воспеваем пение, ведуще Тя, Богоматерь.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

На одре болезни моей и немощи низлежащу ми, яко Боголюбива, помози, Богородице, едина Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Надежду и утверждение и спасения стену недвижиму имуще Тя, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся.

Ангелу хранителю

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Моли Человеколюбца Бога ты, хранителю мой, и не остави мене, но присно в мире житие мое соблюди и подаждь ми спасение необоримое.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Яко заступника и хранителя животу моему прием Тя от Бога, Ангеле, молю тя, святый, от всяких мя бед свободи.

Слава : Мою скверность твоею святынею очисти, хранителю мой, и от части шуия да отлучен буду молитвами твоими и причастник славы явлюся.

И ныне : Недоумение предлежит ми от обышедших мя зол, Пречистая, но избави мя от них скоро: к Тебе бо единей прибегох.

Песнь 5

Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Господу Иисусу Христу

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душа бо моя грешная того восхоте.

Пресвятей Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Исполни, Чистая, веселия сердце мое, Твою нетленную дающи радость, веселия рождшая виновнаго.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Избави нас от бед, Богородице чистая, вечное рождши избавление, и мир, всяк ум преимущий.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Разреши мглу прегрешений моих, Богоневесто, просвещением Твоея светлости, Свет рождшая Божественный и превечный.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Исцели, Чистая, души моей неможение, посещения Твоего сподобльшая, и здравие молитвами Твоими подаждь ми.

Ангелу хранителю

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Яко имея дерзновение к Богу, хранителю мой святый, Сего умоли от оскорбляющих мя зол избавити.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле.

Слава: Спяща мя зле тяготою греховною, яко бдяща сохрани, Ангеле Божий, и возстави мя на славословие молением твоим.

И ныне : Марие, Госпоже Богородице безневестная, надеждо верных, вражия возношения низложи, поющия же Тя возвесели.

Песнь 6

Житейское море, воздвигаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Господу Иисусу Христу

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.

Пресвятей Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Смерти и тли яко спасл есть, Сам Ся издав смерти, тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего, врагов злодействия мя избавити.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Предстательницу Тя живота вем и хранительницу тверду, Дево, и напастей решащу молвы, и налоги бесов отгоняющу; и молюся всегда, от тли страстей моих избавити мя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Яко стену прибежища стяжахом, и душ всесовершенное спасение, и пространство в скорбех, Отроковице, и просвещением Твоим присно радуемся: о Владычице, и ныне нас от страстей и бед спаси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

На одре ныне немощствуяй лежу, и несть исцеления плоти моей: но, Бога и Спаса миру и Избавителя недугов рождшая, Тебе молюся, Благой: от тли недуг возстави мя.

Ангелу хранителю

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Всяких мя напастей свободи, и от печалей спаси, молюся ти, святый Ангеле, данный ми от Бога, хранителю мой добрый.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Ангеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя.

Слава: Устави сердце мое от настоящаго мятежа, и бдети укрепи мя во благих, хранителю мой, и настави мя чудно к тишине животней.

И ныне: Слово Божие в Тя вселися, Богородице, и человеком Тя показа небесную лествицу; Тобою бо к нам Вышний сошел есть.

Господи, помилуй (трижды).

Слава, и ныне.

Кондак Иисусу Христу

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

Икос Иисусу Христу

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.

Песнь 7

Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Господу Иисусу Христу

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен

Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.

Пресвятей Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Наше спасение якоже восхотел еси, Спасе, устроити, во утробу Девыя вселился еси, Юже миру предстательницу показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Волителя милости, Егоже родила еси, Мати Чистая, умоли избавитися от прегрешений и душевных скверн верою зовущим: отец наших Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Сокровище спасения и Источник нетления, Тя рождшую и столп утверждения, и дверь покаяния, зовущим показал еси: отец наших Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Телесныя слабости и душевныя недуги, Богородительнице, любовию приступающих к крову Твоему, Дево, исцелити сподоби, Спаса Христа нам рождшая.

Ангелу хранителю

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Милостив буди ми и умоли Бога, Господень Ангеле, имею бо тя заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованнаго ми во веки.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Не остави в путь шествующия души моей окаянныя убити разбойником, святый Ангеле, яже ти от Бога предана бысть непорочне; но настави ю на путь покаяния.

Слава: Всю посрамлену душу мою привожду от лукавых ми помысл и дел: но предвари, наставниче мой, и исцеление ми подаждь благих помысл, уклоняти ми ся всегда на правыя стези.

И ныне: Премудрости исполни всех и крепости Божественныя, Ипостасная премудросте Вышняго, Богородицы ради, верою вопиющих: отец наших Боже, благословен еси.

Песнь 8

Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Господу Иисусу Христу

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние (дважды).

Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою, и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятей Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас

Помощи яже от Тебе требующия не презри, Дево, поющия и превозносящия Тя во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас

Неможение души моея исцеляеши и телесныя болезни, Дево, да Тя прославлю, Чистая, во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Исцелений богатство изливаеши верно поющимя Тя, Дево, и превозносящим неизреченное Твое рождество.

Напастей Ты прилоги отгоняеши и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки.

Ангелу хранителю

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, преблагий Ангеле, и не остави мене во веки.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Ангела тя суща блага, души моей наставника и хранителя, преблаженне, воспеваю во веки.

Слава: Буди ми покров и забрало в день испытания всех человек, воньже огнем искушаются дела благая же и злая.

И ныне: Буди ми помощница и тишина, Богородице Приснодево, рабу Твоему, и не остави мене лишена быти Твоего владычества.

Песнь 9

Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Господу Иисусу Христу

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых. Аминь.

Пресвятей Богородице

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тока слез моих не отвратися, Яже от всякаго лица всяку слезу, отьемшаго, Дево, Христа рождшая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Радости мое сердце исполни, Дево, Яже радости приемшая исполнение, греховную печаль потребляющи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же, и покров, и веселие. Пресвятая Богородице, спаси нас. Света Твоего зарями просвети, Дево, мрак неведения отгоняющи, благоверно Богородицу Тя исповедающих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

На месте озлобления немощи смирившагося, Дево, исцели, из нездравия во здравие претворяющи.

Ангелу хранителю

Иисусу: Господи Иисусе Христе, Боже мой, помилуй мя.

Помилуй мя, едине Спасе мой, яко милостив еси и милосерд, и праведных ликов сотвори мя причастника.

Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне.

Мыслити ми присно и творити, Господень Ангеле, благая и полезная даруй, яко сильна яви в немощи и непорочна.

Слава: Яко имея дерзновение к Царю Небесному, Того моли, с прочими безплотными, помиловати мя окаяннаго. И ныне: Много дерзновение имущи, Дево, к Воплощшемуся из Тебе, преложи мя от уз и разрешение ми подаждь и спасение, молитвами Твоими.

Молитва ко Господу нашему Иисусу Христу

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, иже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоей Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Царице моя преблагая, надежде моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва ко Ангелу хранителю

О святый Ангеле, хранителю и покровителю мой благий! С сокрушенным сердцем и болезненною душею предстою ти, моляся: услыши мя грешнаго раба своего (имярек), с воплем крепким и плачем горьким вопиющаго; не помяни моих беззаконий и неправд, имиже аз окаянный прогневляю тя по вся дни и часы, и мерзостна себе творю пред Создателем нашим Господем; явися мне милосерд и не отлучайся мене сквернаго даже до кончины моей; возбуди мя от сна греховнаго и пособствуй твоими молитвами прочее время живота моего без порока прейти и сотворити плоды достойны покаяния, паче же от смертных падений греховных соблюди мя, да не погибну во отчаянии и да не порадуется враг о погибели моей. Вем воистинну и усты исповедую, яко никтоже таков друг и предстатель, защититель и поборник, якоже ты, святый Ангеле: предстоя бо Престолу Господню, молишися о мне непотребнем и паче всех грешнейшем, да не изъимет Преблагий души моей в день нечаяния моего и в день творения злобы. Не престай убо умилостивляя премилосердаго Господа и Бога моего, да отпустит согрешения моя, яже сотворих во всем житии моем, делом, словом и всеми моими чувствы, и имиже весть судьбами, да спасет мя; да накажет мя зде по Своей неизреченней милости, но да не обличит и не истяжет мя онамо по Своему нелицеприятному правосудию; да сподобит мя покаяние принести, с покаянием же Божественное причащение достойно прияти, о сем паче молю и таковаго дара всеусердно желаю. В страшный же час смерти, неотступен буди ми, благий хранителю мой, прогоняя мрачныя демоны, имущия устрашити претрепетную душу мою; защити мя от тех ловления, егда имам преходити воздушная мытарства, да храним тобою, безбедно достигну рая ми вожделеннаго, идеже лицы святых и горних сил непрестанно восхваляют всечестное и великолепое имя в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, Емуже подобает честь и поклонение во веки веков. Аминь.