Украинский флот потерял доступ к азовскому морю. Азовское море теперь российское

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа

Вместе со спорным изменением статуса Крыма, который Россия объявила своей территорией вопреки мнению Украины и остального мира, рухнули и все незавершенные договоренности о государственной границе в Керченском проливе. Украина и Россия не успели установить ее, а теперь, по российской версии, в Керченском проливе проходит только граница между субъектами Российской Федерации. Но даже если произойдет чудо, и мир согласится на российский Крым, то кому будет принадлежать Керченский пролив? Получит ли Украина право хотя бы плавать из своего остатка Азовского моря в Черное и Средиземное?

Агентство «ПортНьюс» со ссылкой на группу анонимных экспертов по международным отношениям заявило, что после получения контроля над Крымом Россия будет требовать не половины территории Азовского моря, а 80%, и договариваться с Украиной придется не о режиме плавания российских судов через Керченский пролив, а о потенциальной возможности плавать через него украинским судам и судам под другими флагами.

Последний договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе был заключен 28 декабря 2003 года, так и не решив статуса Азовского моря и Керченского пролива и оставив его решение на будущее. Накануне страны поссорились из-за острова Тузла, который лежит в центре пролива. Россия тянула на него дамбу с Тамани, а Украина ей мешала с помощью подводных работ. Каждая страна объявила пустынный песчаный остров своим.

Договор 2003 года предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов. Для прохода некоммерческих судов третьих стран необходимо согласие Украины и России. Предполагалось, что в 2005 году президенты стран договорятся и решат вопрос раздела.

Россия предлагала разграничение Керченского пролива по фарватеру — Керчь-Еникальскому каналу, который проходит западнее острова Тузла. Украина настаивала на разделу по линии «административной границы, которая разделяла Россию и Украину во времена СССР», которая, по ее версии, проходила восточнее острова Тузла. Россия на это отвечала, что в СССР внутренние границы по воде не чертили. В 2005 году страны снова не договорились и обменялись дипломатическими нотами протеста. Киев угрожал призвать в арбитры международное сообщество, Россия настаивала на дележе по фарватеру.

В мае 2008 года правительственные делегации России и Украины согласовали методику определения линии государственной границы между РФ и Украиной в Азовском море на основе комбинации методов серединной равноудаленной линии. Следом эксперты должны определить длину берегов Азовского моря на российской и украинской стороне, чтобы определить линию раздела. После раздела Керченского пролива стороны намеревались делить Черное море.

Однако по проливу не удалось договориться, так как каждая сторона осталась при своем мнении.

В 2012 году была заключена дополнительная договоренность между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе, которое признало взаимное признание национальные судовых документов в отношении российских и украинских судов, осуществляющих судоходство в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Сейчас, в марте 2014 года, Россия аннексировала Крым, и все ранние договоренности потеряли смысл.

С учетом географического расположения полуострова, соединенного с материком узким перешейком, и прекращения де-факто активного движения грузов из материковой Украины, предполагается, что б?льшая часть из примерно 14 млн. тонн грузов, переработанных в крымских портах в 2013 году, в 2014 будут обработаны в других портах Украины. Прописная истина – потерянные грузопотоки не возвращаются. Подтверждение тому, например, потерянные грузы дунайских портов после войны в Югославии. Так что перспективы сохранить объемы грузообработки в крымских портах в основном будут связаны с поставками и транзитом РФ. Плюс то, что производится в Крыму, будет экспортироваться через крымские порты, в том или ином виде, по тем или иным схемам, в те или иные страны.

Сегодня уже существует проблема адаптации к новым правилам в Крыму: законодательство РФ, регулирующее экспорт зерна и морской транспорт, существенно отличается от украинского, которое сегодня де-факто не действует. По каким ставкам оплачиваются портовые сборы? Сколько их? Каковы тарифы на перевалку? Чем они регулируются? Кто гарантирует безопасность судоходства и несет ответственность за сохранность грузов в портах Крыма?

Мариуполь и Бердянск будут продолжать работать традиционные грузы, ведь через эти порты экспортируется более 50% продуктов зернопереработки. Несмотря на возможные вопросы, о которых поговорим позже, вряд ли должны быть серьезные системные проблемы с судозаходами в эти порты. Большая часть грузов вывозится из украинских портов судами под иностранным флагом. Но все же логисты будут выстраивать там, где можно, новые, более безопасные маршруты. Это значит, что есть все предпосылки для развития перевалки зерна в Одесской, Николаевской и Херсонской областях.

Отметим несколько моментов. Часть зерновых терминалов относится к категории dedicated, т.е. они призваны обеспечить, прежде всего, перевалку груза определенной компании или группы. Вместе с имеющимися инфраструктурными проблемами железной дороги можно предопложить, что какое-то время могут возникать «пробки», и будут вопросы со свободным доступом к имеющимся портовым мощностям.

Безусловно, такая ситуация может стать толчком к развитию новых проектов перегрузочных мощностей. Но стоит заметить, что запущенная в 2013 году портовая реформа пока не позволила реализовать каких-либо серьезных новых инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства. Здесь есть проблемы системного характера: непрозрачность процедур, законодательные вопросы, связанные с землей и т.д. Хочется верить, что это - разрешаемые вопросы.

Правовой статус Азовского моря и Керенского пролива

Это вопросы публичного права. Они и так были не до конца урегулированы до недавнего времени (см., например: ). Теперь же появились дополнительные вопросы и сложности. Азовское море является «тупиковым», замкнутым морем.

Ч. 6 ст. 10 ЮНКЛОС (Конвенция по морскому праву 1982 года) предусматривает понятие исторического залива. В этом смысле заливом может быть признано даже море. Например, Белое море – это внутренние воды РФ на правах исторического залива. И это не вызывает сколько-нибудь серьезной проблемы, поскольку берега Белого моря принадлежат одному и тому же государству.

Воды Азовского моря также долгое время считались внутренними морскими водами одного государства - СССР. С распадом Советского Союза и образованием самостоятельных государств на его территории правовой статус вод Азовского моря существенно не изменился. Это подтверждается, например, Соглашением по вопросам рыболовства в Азовском море от 14.09.1993, заключенным между Украиной и Россией в Москве, причем право ведения рыбного промысла в Азовском море предоставлялось только российским и украинским судам. Этим Соглашением устанавливалось совместное пользование живыми ресурсами Азовского моря.

Статус Керченского пролива, как и Азовского моря – сегодня это очень больной вопрос, на который твердых ответов, увы, пока что нет. Однако уже сегодня можно предположить, что будут некоторые, пусть временные, изменения статуса.

В настоящее время действуют все украино-российские договора, в том числе Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, в котором отмечается, что Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины. Упомянутый договор подписан 24 декабря 2003 года в Керчи. Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, является предметом дальнейших соглашений между Украиной и РФ.

Соглашение между Правительством России и Кабинетом Министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе от 20 марта 2012 года развивает украино-российские договоренности мирного времени. В связи с фактическим изменением status quo претензии Российской Федерации в отношении вод Азовского моря, видимо, изменятся в сторону увеличения. 21 марта 2014 года МИД РФ (Лавров) заявил, что Керченский пролив после присоединения Крыма к РФ перестаёт быть предметом переговоров с Украиной о разграничении акватории Чёрного и Азовского морей.

Причем организацию судоходства в Керченском проливе будет контролировать, видимо, исключительно Россия, и проход украинских судов и судов третьего флага в морские порты Азовского моря станет предметом законодательства России.

Тем не менее, в силу неурегулированности и политического обострения фактические осложнения предугадать не составляет большого труда. Так, во время ледовой кампании 2011/2012, которая длилась около 50 дней, на единственный украинский ледокол «Капитан Белоусов» легла, пожалуй, основная нагрузка по работам в Азовском море. Принимая во внимание «антиукраинские» настроения, которые активно поддерживаются СМИ в России, достижение договоренности о какой-то координации действий зимой выглядит пока проблематично.

Да, хочется надеяться, что суда под иностранным флагом будут проходить без ограничений. Но опасения имеются. Наш польский коллега, также практикующий в области Shipping and Trade, отмечает, что в Польше в похожей ситуации есть «интересный» опыт с Балтийским проливом, который время от времени блокируется РФ, несмотря на то, что этот пролив представляет собой проход не только в Калининград, но и польские воды (Вислинский или Калининградский залив). Чаще всего это объясняется тем, что «Калининград и Балтийск – важные военные базы».

Заходы судов в крымские порты и другие порты Украины

С правовой точки зрения, прежде всего, эти вопросы касаются сторон чартеров – судовладельцев и фрахтователей. Поскольку подавляющее большинство заключаемых чартеров регулируются английским правом, существует определенный набор рисков, которые могут возникнуть для сторон. Специальные положения чартера предусматривают возможность канцелирования, прекращения или аннулирования контракта. Такие положения, закрепленные в контрактах, при их реализации на практике могут повлечь значительные убытки для сторон чартер партий.

1. Чартер партии содержат, как правило, так называемые War Risk Clauses (оговорки о военных рисках) – положения о ситуациях, когда военные действия в регионе портов погрузки или выгрузки уже начались или могут начаться в ближайшее время.

2. Перед судовладельцами может встать вопрос, должно ли судно заходить в порт региона, который является или может быть зоной военного риска или военных операций.

3. Некоторые оговорки предусматривают прямую ответственность фрахтователя в случаях, когда порт признан небезопасным из-за угрозы военных действий.

Например, остается открытым вопрос, будет ли блокада российским Военно-морским флотом украинских портов считаться «происшествием, выходящим за рамки обычной работы порта», вследствие чего порт может быть признан небезопасным по конкретному чартеру. Именно факт того, можно ли было предусмотреть блокаду порта при заключении чартера, будет являться определяющим в вопросе о безопасности порта и праве на возмещение убытков в этой связи.

Существуют и другие, не менее важные вопросы, на которые готовых ответов нет - девиация, коносаменты, тщетность договоров, форс-мажорные обстоятельства и т.п.

Так что сторонам, вовлеченным в морскую перевозку, следует уделять больше внимания самим договорам, связанным с морской перевозкой, и постоянно мониторить ситуацию. Пока же рынок ответил повышением фрахтовых ставок.

Подводя итоги, прежде всего, хочется отметить непрогнозируемые риски вокруг ситуации в Крыму. Это факт - ситуация юридически не урегулирована. Рассчитывать на быстрое решение вопросов, связанных с ситуацией в Крыму, не приходится. Принятый 15 апреля 2014 года Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины», вступивший в силу 27 апреля, только добавляет проблем. К сожалению, решение таких проблем может занять даже не месяцы, а годы.

Географическое положение Черного моря, пожалуй, известно каждому жителю нашей страны. Почему? Все дело в том, что практически все мы хотя бы раз в жизни, но бывали на его побережье, ну или планируем съездить туда в свой ближайший отпуск.

Карта Черного моря России показывает, что наша страна делит его с Украиной, Грузией, Турцией, Болгарией и Румынией.

О местоположении, истории, климате и характерных особенностях этого участка мирового океана и пойдет речь в данной статье.

Раздел 1. Общая информация

Если посмотреть на Черное море на карте мира, можно убедиться, что принадлежит оно к бассейну Атлантического океана и относится к внутреннему типу морей. Его площадь равна примерно 422,0 тыс. кв. км (по другим сведениям - 436,4 тыс. кв. км).

Зрительно море напоминает форму овала с наибольшей осью 1150 км. Максимальная протяженность с севера на юг составляет 580 км. Средняя глубина - 1240 м, а наибольшая - 2210 м.

Порты Черного моря имеют ряд преимуществ, так как воды данного участка мирового океана соединяются с Мраморным через пролив Босфор, далее, через пролив Дарданеллы (Геллеспонт) - со Средиземным и Эгейским, а Керченским проливом - с Азовским морем.

По его акватории проходит линия границы между Европой и В северную часть моря глубоко вдается Крымский полуостров.

Воды его омывают территории сразу нескольких государств: России, Украины, Грузии, Румынии, Турции и Болгарии. На северо-востоке побережья располагается частично признанное государство Абхазия.

Бассейн моря обладает редким свойством. Его нижние слои заполнены сероводородом, из-за чего на глубине свыше 150 м полностью отсутствует жизнь (за исключением отдельных видов бактерий).

Географическое положение Черного моря весьма удачно. Почему? Все дело в том, что оно имеет важнейшее экономико-транспортное, стратегическое и военное значение, а также относится к крупнейшим рекреационным зонам Евразии. В портах Севастополя и Новороссийска сосредоточены основные военные базы Черноморского флота России.

Раздел 2. История Черного моря

Фото Черного моря, как правило, притягивают к себе внимание, подкупая красотой и некой безграничностью. Но, что же мы на самом деле знаем о нем?

Прежде всего, нельзя не упомянуть, что это сравнительно молодое море, имеющее несформировавшуюся экосистему, которая продолжает свое развитие: меняется уровень воды, появляются новые представители флоры и фауны, а некоторые исчезают.

В прошлом, а это около 8 тыс. лет назад, данное море и вовсе было озером. Его биосистема сильно подвержена внешним воздействиям - влиянием климата или человека. Несмотря на то что оно намного меньше океана и жизнь в нем менее разнообразна, берег Черного моря и его экология представляют интерес для ученых.

Раздел 3. Каков же климат стихии?

Климат Черноморья обусловлен среднеконтинентальным расположением и в основном относится к континентальному типу. Для этого региона характерна теплая влажная зима и сухое лето. и кавказское побережье защищены от ветров горами, благодаря чему здесь средиземноморский субтропический климат.

Географическое положение Черного моря таково, что на погодные условия оказывают значительное влияние циклоны Атлантики, которые приносят шторма и похолодание. Ветра юго-западного направления приносят обычно влажные средиземноморские воздушные массы.

В январе на севере держится средняя температура до +2°C, но бывает похолодание до -5°C, периодически выпадает снег. Гораздо теплее на южных и Кавказа. Здесь редко бывает ниже +5°C.

Июльская температура воздуха на севере моря в среднем составляет +25 -+27 °C. Благодаря морю, температура воздуха обычно не поднимается выше 37°C.

Самым теплым уголком Черноморья является побережье Кавказа, где в среднем +17°C в год. На кавказское побережье приходится большее количество осадков (1500 мм в год), меньше всего их на северо-западе (до 300 мм в год).

Черное море не подвержено замерзанию, вода не остывает ниже +8 °C.

Раздел 4. Местная флора и фауна

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какие же организмы населяют Черное море? Характеристика показывает, что флора Черного моря состоит из более 260 видов зеленых, красных донных и бурых водорослей: кладофора, ульва, цистозира, зостера и т.д.

Фитопланктон моря включает около 600 видов, среди которых встречаются диатомовые водоросли и представители динофлагеллятов (динофизис, александриум, протоперидиниум).

Фауна менее разнообразна по сравнению с, например, Средиземным. В водах данного моря живет 2500 видов животных, включающих 160 видов млекопитающих и рыб, до 500 простейших одноклеточных, 500 ракообразных, 200 моллюсков, а также других беспозвоночных. В Средиземном же на сегодняшний день обитает примерно 9000 видов.

На дне моря нашли пристанище устрицы и мидии, моллюски-хищники рапана. Среди прибрежных скал и камней можно встретить крабов, имеются медузы, креветки, актинии и губки.

На малочисленность животного мира влияет соленость и температура воды, а также образование на глубинах сероводорода. Тем не менее, воды моря пригодны для существования неприхотливых видов, для которых не требуются глубины.

Раздел 5. Что за курорты находятся на Черном море?

Российские курорты находятся в Краснодарском крае. Самые популярные из них - Сочи, Анапа, Геленджик и Туапсе. Здесь построены лучшие санатории и пансионаты.

На Крымском полуострове расположены курорты: Евпатория, Алушта, Ялта, Судак, Феодосия, Черноморское и Соколиное. Райским уголком для отдыха являются здравницы Абхазии. К крупным туристическим центрам Украины относится Одесса, ставшая за последние годы настоящей жемчужиной у моря.

Сочи

Решили отправиться на Черное море? Отзывы путешественников единодушно заявляют, что не побывать тут на самом деле нельзя, и предпосылок для этого на самом деле много.

Прежде всего отметим, что Сочи является самым южным и теплым курортом России. И именно тут, на побережье, расположились десятки пансионатов и санаториев.

Пляжный сезон в Сочи длится с мая до середины октября. Солнечная погода держится 300 дней в году. Благоприятный минеральные источники и грязи оказывают оздоровительно-лечебное действие на человека. Санатории принимают желающих в течение всего года.

Природа этого региона уникальна и неповторима: горные ущелья с бурными реками, водопадами и пещерами, холодные озера, непроходимые леса и высокогорные лыжные спуски. Эти места привлекают любителей активного отдыха и экстрима.

Сочи славится не только пляжным отдыхом, но и культурными достопримечательностями. Здесь много музеев, театров, развлекательных центров, ресторанов и ночных клубов.

Ялта

Одним из самых знаменитых городов-курортов Крыма является Ялта. К тому же он входит в число одних из самых красивых городов мира.

Это современный курорт удивительного места под названием Черное море. Карта показывает, что пляжи здесь на самом деле огромные, протяженностью в 72 км.

Город считается столицей всех крымских курортов и важным административным, культурным и туристическим центром на южном побережье Крыма.

Изобилие солнца и растительности, теплое море и песок, чистый воздух, горы и огромное количество достопримечательностей создают благоприятные условия для отдыха и оздоровления.

Абхазия

На самом деле кажется, что сам Бог создал эти места для отдыха человека. Пляжный сезон длится с мая по октябрь и 220 дней в году можно наслаждаться солнцем.

Морская вода отличается низким содержанием соли, прозрачностью и идеально для купания. Туристическая Абхазия - это гостеприимный народ, роскошная природа и множество памятников истории.

Гостей ждут экскурсии к водопадам, минеральным источникам и озеру Рица, карстовым пещерам и руинам древнего города. Знаменитые курорты края - Пицунда, Гагра, Сухум и Гудаута.

Туристическая индустрия Абхазии развивается быстрыми темпами: отремонтированы старые пансионаты и построены новые комфортабельные отели, на улицах много ресторанов и развлекательных центров. Одним из популярных курортных мест является город Пицунда, находящийся в окружении сосновых лесов, которые создают особый микроклимат с целебным хвойным ароматом.

Здесь даже в знойную погоду свежо и прохладно. Все пансионаты располагаются в живописной бухте недалеко от моря.

Раздел 6. Движение воды в Черном море

Считается, что порты Черного моря имеют массу преимуществ. Объясним почему. Обычно этот участок мирового океана тихий и спокойный. Волны появляются при ветреной погоде, чаще всего зимой. Высота их может достигать 15 м, что опасно только для небольших судов. Приливы и отливы не превышают 10 см и практически незаметны.

Вообще в море существует два типа течений - поверхностные и двойные. Первые вызваны циклонным типом ветров, а вторые образуются в Босфорском и Керченском проливах и вызваны разницей в плотности воды в двух бассейнах.

Течения поверхностного типа образуют два замкнутых кольца. Западное кольцо сужается к югу и составляет ширину напротив дельты Дуная примерно 100 км. Скорость этого течения почти 0,5 км/ч. Восточное кольцо достигает 50-100 км и имеет скорость до 1 км/ч.

Двойное течение в Босфоре возникает благодаря водообмену между Черным и Мраморным морями. Более легкая и менее соленая вода Черного моря поступает в Мраморное со скоростью до 2 км, а взамен получает нижним течением более соленую воду Мраморного моря.

Другое двойное течение образуется между Черным и Азовским морями. При этом опресненная вода Азовского моря попадает верхним течением в Черное море, получая взамен более соленую воду.

Помимо горизонтальных течений имеются вертикальные, ограниченные верхними слоями воды (до 80 м).

Раздел 7. Угрозы моря: ветра и туманы

Географическое положение Черного моря явно указывает на то, что туманы возникают над побережьем или прибрежьем в основном в холодное время года. При вторжении на сушу холодного морского воздуха туман образуется над морем недалеко от берега.

На побережье он появляется обычно весной. Наибольшая туманность отмечается зимой, особенно в Босфорском проливе (до 80 дней в году). Однако бывают продолжительные туманы. К примеру, зимой в Одессе они длятся до 10 дней. Фото Черного моря, сделанные в такую погоду, отличаются особым романтизмом и таинственностью.

Сила и скорость ветра на море больше, чем на побережье. При появлении циклонов над морем влажный воздух становится вертикально неустойчивым, образуя вихревые ветра и смерчи, опасные для малых судов. Скорость ветра зимой достигает от 3 до 40 м/сек. Иногда бывают шторма. Ночные ветра приносят на побережье прохладу.

Раздел 8. Чем опасны черноморские течения

Однако коварным и беспощадным может быть и Черное море, характеристика этого участка мирового океана явно указывает на существование тут изменчивого течения, направленного по всему периметру против часовой стрелки.

Течение образует два кольца, названные «очки Книповича» (в честь гидролога, описавшего это явление). Скорость движения зависит от вращения Земли. Также на изменение течения влияет сила и Иногда в прибрежных зонах возникают вихри, направленные против основного течения (антициклонические круговороты).

Движение верхних вдольбереговых течений изменчиво и определяется ветром. Одно из таких течений называется тягун, образующийся во время шторма. Волны, набегающие на берег, отступают мощными потоками по образующимся на песчаном дне руслам. Такие потоки очень опасны для людей и могут унести далеко от берега. Чтобы выбраться из них, нужно плыть к берегу не по прямой линии, а по диагонали.

Раздел 9. Почему море бывает неспокойным? Древняя легенда

Черное море на карте мира, даже на самой древней, просматривается весьма хорошо. Именно поэтому, видимо, знают о нем достаточно давно, складывая мифы и пересказывая былины. И вот одна из них.

В древности жил один отважный богатырь, о храбрости которого слагали предания. Однажды старый маг решил передать ему волшебную стрелу, чья магическая сила зависела от умыслов человека. Попав в руки к злодею, она могла принести много несчастий на земле. Богатырь никогда не использовал ее без надобности и в корыстных целях. Состарившись, он стал искать человека, кому можно было доверить стрелу. Но только достойному хозяину могла открыться ее тайна.

Тогда богатырь решил спрятать оружие в Черном море и попросил своих сыновей отвезти ее на самую его середину. Он знал, что они с первого раза не выполнят его наказ, и отправил их снова. Сыновья исполнили волю отца и опустили стрелу на дно моря. Это разгневало море, оно стало шуметь и по сей день пытается выбросить на берег стрелу.

Раздел 10. Черное море теплеет?

Можете ли вы точно сказать, где находится Черное море? Карта показывает, что его вполне стоит считать самой южной морской границей нашего государства. И, безусловно, оно является еще и самым теплым. Однако бытует мнение, что температура в нем постепенно повышается. Так ли это на самом деле?

Черное море (Краснодарский край берется за основу изучения) заполнено сероводородом, а значит, для жизни пригодны только прибрежные и поверхностные слои воды. Кстати, из-за этого оно относится к одному из самых малообитаемых морей мира.

Также на экосистему моря негативно влияет всемирное потепление, которое привело к повышению температуры воздуха зимой и неполному охлаждению верхних слоев моря. А это в свою очередь затрудняет процесс вертикальной ротации верхних слоев воды на глубину для поддержания границ сероводорода.

Потепление привело к тому, что сероводородная зона поднялась к поверхности моря почти на 12 метров и эти воды стали безжизненны. Объем воды, обогащенной кислородом, продолжает уменьшаться, что вызывает опасения экологов. А значит, Черное море, координаты которого 43°17′49″ с. ш. 34°01′46″ в. д., скорее всего, будет теплеть и дальше.

Азовское море расположено на юге европейской части России, между 45°17` и 47°17` с. ш. и 34°49` и 39°18` в. д. Оно является полузамкнутым внутренним водоемом, сообщающимся в его южной части с Черным морем через неглубокий Керченский пролив, и относится к системе Средиземного моря Атлантического океана.

Основные морфометрические характеристики Азовского моря

Площадь Азовского моря составляет 39 тыс. км2, объем при среднем многолетнем уровне 290 км3, а средняя глубина его около 7м. Наибольшая длина моря от Арабатской стрелки до дельты Дона составляет 360 км, а максимальная ширина с севера на юг- 180 км.

В Азовское море впадают две крупные реки - Дон и Кубань, а также около 20 небольших речек, значительная часть которых стекает с северного берега. Дон, впадающий с северо-востока, в нижнем течении образует небольшую многорукавную дельту, площадь которой 540 км2. Устье Кубани, расположенное в юго-восточной части Азовского моря, представляет собой обширную двухрукавную дельту, площадь которой равна 4300 км2. Средний суммарный сток Дона и Кубани после его зарегулирования составляет 28 км3/год.

Рельеф дна Азовского моря

Дно Азовского моря представляет собой мелководную равнину, максимальная глубина которой в центральной его части достигает 15 м. Выровненность рельефа достигнута в результате погребения неровностей кровли континентальных верхнеплейстоценовых суглинков под толщей морских осадков (мощность 30-40 м). Только в западной части Азовского моря, в районе морских банок, и на востоке между косой Елениной и Железинской банкой равнинная поверхность дна моря нарушается небольшими локальными поднятиями, которые возвышаются относительно окружающих участков на 3- 4 м.

По характеру современного осадконакопления в Азовском море выделяются область интенсивной аккумуляции наносов, зона транзита материала и слабой аккумуляции и зона устойчивого размыва.

Область интенсивной аккумуляции расположена в восточной и юго-восточной частях Таганрогского залива, где осаждается выносимый р. Доном взвешенный материал, и в центральной части Азовского моря, характеризующейся интенсивным погружением в четвертичное голоценовое время.

Азовское море мелководно. Максимальная глубина его 15 м. Глубины в открытой части Азовского моря 10-13 м. Наибольшая глубина во входе в Таганрогский залив 9,6 м; от входа по направлению к вершине залива глубины постепенно уменьшаются и в его вершине не превышают 5 м.

Дно Азовского моря очень ровное, лишь от кос простираются отмели.

Грунт в основном мягкий. У берегов Азовского моря широкой полосой залегают песчаные грунты с примесью ракушки. Дно центральной части моря покрыто мягким илом. Скалистый грунт встречается лишь у южного берега моря.

Мягкость грунта обусловливает интенсивность наносов в каналах и на фарватерах. Поэтому каждый раз при намерении зайти в какой-либо порт обязательно следует справляться о глубине ведущего к нему канала или фарватера.

Область слабой аккумуляции и транзита материала соответствует зоне ветровых течений, кольцом опоясывающей море. Эта область расположена на глубине 6-10 м. Здесь взмученный волновыми движениями тонкий материал и обломки ракушек перемещаются ветровыми течениями.

Зона устойчивого размыва охватывает прибрежную полосу Азовского моря до глубины в среднем 6-7 м. В северной и западной частях она приурочена к восточным берегам аккумулятивных форм и Арабатской стрелки, в восточной части - к Ейскому полуострову, Ахтарскому и Бейсугскому лиманам. В этой зоне динамика наносов определяется формированием материала абразии за счет деятельности прибойного потока в приурезовой зоне, перемещением продуктов разрушения вдоль берега, суммарным действием прибойного потока и вдольбереговых течений, а также перемещением частиц от берега и отложением их в зоне аккумуляции. Общая площадь зоны устойчивого размыва достигает 20 % поверхности дна Азовского моря.

Особенностью современной динамики берегов Азовского моря является преобладание абразии и локальный характер аккумуляции. Размыву подвержены не только коренные берега, но и аккумулятивные формы.

Основными источниками поступления терригенного материала, формирующего донные отложения в Азовском море, являются продукты абразии берегов моря и речной аллювий. Так, в результате активно идущего абразионного разрушения берегов в море ежегодно поступает 16-17 млн. т терригенного материала. Речной аллювий поступает со стоками рек Дона и Кубани, а также рек северного побережья моря. Объем ежегодно вносимого реками седиментационного материала составляет около 19 млн. т .

Донные отложения в основном представлены глинистым илом, алевритовым илом, илистым песком и песком. Пески в Азовском море распространены до глубины 7 м. У западного побережья пески ограничены изобатой 4-5 м, а у восточного- глубинами до 2 м. Глинистые илы (фракция менее 0,01 мм) имеют наибольшее распространение. Они занимают почти всю центральную часть моря, область с глубинами более 9-10 м. Остальную часть дна моря занимает алевритовый ил.

Берега Азовского моря

В северо-восточной части море образует далеко вдающийся в сушу, мелководный, распресненный Таганрогский залив, а на западе сильно осолоненный мелководный залив Сиваш, отделенный от моря песчано-ракушечной пересыпью - Арабатской стрелкой - и связанный с морем проливом Тонкий.

Восточное побережье Азовского моря к югу от Бейсугского лимана представляет собой обширные плавни с большим числом лиманов, соединяющихся между собой сложной сетью проток дельты р. Кубани.

Северная прибрежная часть Азовского моря разделена далеко вдающимися в море песчаными косами на обособленные друг от друга районы. Песчаные косы здесь вытянуты в юго-западном направлении и заканчиваются в море целым рядом песчаных отмелей. Естественных ориентиров на берегах Азовского моря очень мало. Только на южном берегу приметно несколько мысов, холмов и гор.

Западный и восточный берега Азовского моря преимущественно плоски и однообразны. Во многих местах, особенно вблизи устьев рек, имеются плавни. Большая часть берегов окаймлена песчано-ракушечными пляжами. Южная часть восточного берега примерно от северного из рукавов дельты реки Кубань до вершины Ясенского залива представляет собой так называемые Приазовские плавни, пересеченные большим количеством рукавов и ериков. К северу от вершины Ясенского залива восточный берег высокий и крутой. Леса ни на западном, ни на восточном берегах Азовского моря нет, лишь кое-где встречаются заросли кустарника и группы деревьев. На западе коса Арабатская Стрелка отделяет от Азовского моря обширный, но мелководный залив Сиваш.

Южный берег Азовского моря, образованный северными сторонами Керченского и Таманского полуостровов, холмист и обрывист; местами от него выступают утесистые мысы. В восточную часть южного берега вдается обширный Темрюкский залив, а в западную - Казантипский и Арабатский заливы.

Берега Керченского пролива высокие. В нем расположены Камыш-Бурунская и Керченская бухты, а также обширный Таманский залив. Местами от берегов пролива выступают песчаные косы, из которых наибольшими являются косы Тузла и Чушка.

Северный берег Азовского моря почти на всем протяжении круто обрывается в море. На нем поднимаются курганы; во многих местах он прорезан балками. Характерной особенностью северного берега является наличие низких и длинных отмелых кос. Наибольшими из них являются косы Федотова, Обиточная и Бердянская. Берег между косами интенсивно размывается и отступает, вследствие чего образовались обширные заливы: Утлюкский лиман, ограниченный с юго-востока косой Федотова и ее продолжением - косой Бирючий Остров; залив Обиточный, расположенный между косами Федотова и Обиточная; Бердянский залив между Обиточной и Бердянской косами.

Северо-восточной частью Азовского моря является обширный, но мелководный Таганрогский залив, вытянутый в восточном направлении почти на 75 миль. В его берега вдается несколько небольших мелководных бухт, ограниченных косами. На южной стороне залива расположен мелководный Ейский лиман.

Острова и проливы Азовского моря

Единственным большим проливом в описываемом районе является Керченский пролив. Пролив мелководен, поэтому вдоль него почти на всем его протяжении прорыт канал, безопасность плавания по которому обеспечивается средствами навигационного оборудования. От основного канала отходят каналы, рекомендованные пути и фарватеры, ведущие к портам, портовым и населенным пунктам пролива.

Узким проливом Тонкий залив Сиваш соединяется с Азовским морем.

Крупных островов в Азовском море нет. Имеются лишь небольшие низкие острова: остров Ляпина - вблизи берега восточнее порта Мариуполь; искусственный островок Черепаха - на подходе к порту Таганрог; Песчаные острова - на подходах к порту Ейск.


Назад на главную страницу про