Проблемы связанные с главными социальными вопросами. Основные социально-значимые проблемы современного общества

Введение

1.1 Специфика личностных социальных проблем

1.2 Социально-экономические проблемы общества

1.3 Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями

2.1 Социальная работа при решении индивидуально-личностных, семейных проблем

2.3 Социальная работа, как инструмент решения поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования в обществе

2.4 Вклад социальной работы в решение социально-политических проблем

Заключение

Введение

Данная контрольная работа посвящена теме: "Виды социальных проблем и их место в социальной работе".

Актуальность выбора темы объясняется тем, что в современном мире активная и эффективная социальная политика государства, в структуре которой социальная работа занимает важное место, играет роль одного из мощных исполнительных механизмов. И этот механизм может стать крепким основанием всестороннего, инновационного, социального развития страны, основанием для строительства социального государства с конкурентоспособной социально ориентированной рыночной экономикой, способной обеспечить человеческое развитие, достойный уровень и качество жизни граждан.

При таких условиях изучения видов социальных проблем и их места в социальной работе является требованием времени. Современное общество имеет определённую социальную структуру, его жизнедеятельность обусловлена уровнем развития форм собственности и мощности горизонтальных общественных связей. Это влияет на появление новых социальных проблем. Основной доминантой общества является отдельно взятая личность, ее потребности и интересы, именно с этой точки зрения мы и будем изучать классификацию социальных проблем. Содержание же социальной работы определяется процессами, которые происходят в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества как органической системы со своими взаимосвязями и проблемами. Кроме того, актуальность исследования усиливается еще и тем, что изучение связи видов социальным проблем с направлениями в социальной работе остается недостаточно разработанными в научной литературе.

1. Социальные проблемы современности

Под социальными проблемами в теории социальной работы и других наук на сегодняшний день принято понимать частичное или полное неудовлетворение потребностей, интересов отельных личностей, групп, обществ. Потребности людей могут быть самыми разными, начиная от физиологических нужд (потребности в пище, одежде, жилище), и заканчивая духовными запросами (потребности в общении, образовании, самореализации). Социальные проблемы порождают соответствующие социальные задачи, которые требуют решения с целью устранения породивших их проблем. Эти задачи тесно связанны с заданиями социальной работы. Поэтому можно выделить ряд социальных проблем, на решение которых направлена социальная работа:

индивидуально-личностные, семейные проблемы: проблемы с физическим и психическим здоровьем и благополучием (инвалидность, пожилой возраст), одиночество, социальная изоляция, неблагополучная атмосфера в семьях, в т. ч. вызванная алкогольной и наркотической зависимостью членов семьи, проблемы детей и молодежи в обучении и социализации;

социально-экономические проблемы: безработица, бедность, увеличение числа социально незащищённых лиц;

социально-экологические проблемы: загрязнение и обеднение окружающей среды, влияющее на здоровье и благополучие людей;

проблемы социальной стратификации: расслоение в обществе, большая разница между доходами различных классов, создающая благоприятные условия для социальной эксплуатации и манипуляции;

поведенческие проблемы: девиантное поведение отдельных личностей и социальных групп, включая преступность, аддикции (зависимости), социальные аномалии и дефекты;

проблемы символизации и социального моделирования: искривлённое восприятие мира, искажённые социальные ценности, и как результат разрыв социальных связей и выработка антигуманных представлений и асоциального образа жизни;

коммуникативно-информационные проблемы, вытекают из проблем символизации и социального моделирования и выражаются в трудностях установления социальных контактов;

социально-политические проблемы: низкий уровень социальной активности населения, напряжённость нестабильность отношений в обществе.

Для того, чтобы понять сущность и взаимосвязь этих проблем, рассмотрим их подробнее.

.1 Специфика личностных социальных проблем

В РФ около 13 млн. человек являются инвалидами, многие из них утратили трудоспособность и оказались в условиях социальной изоляции. Велико и число людей, временно утративших трудоспособность в результате физических и психических заболеваний, нуждающихся в реабилитации. В достаточно сложной ситуации оказываются и люди пожилого возраста (более 40 млн. лиц пенсионного возраста).

Чаще всего, граждане с недостаточным физическим и психическим здоровьем и благополучием нуждаются в:

в социально-психологической реабилитации и адаптации;

в компенсации нарушенных физических и психических способностей;

в свободе передвижения;

в общении;

в медицинском, социально-бытовом и культурном обслуживании;

в трудоустройстве и образовании;

в улучшении бытовых условий;

в материальной поддержке.

Таким образом, инвалидов, временно нетрудоспособных людей и пенсионеров можно отнести к особой социально-демографической группе. Эта группа характеризуется низким уровнем доходов, низкой возможностью получения образования в т. ч. (переквалификации) и трудоустройства, социальной отчуждённостью, одиночеством (у таких людей чаще нет семей и друзей), низкой гражданской активностью. Во многом такое положение объясняется не только особенностями психологической самооценки людей данной категории, но и бытующими в обществе стереотипами и установками. Создаются условия, благоприятные для дискриминации этой группы. Поэтому самым главным для ее представителей является общение, налаживание социальных коммуникаций со здоровыми людьми разного пола, возраста и социального статуса.

Схожие проблемы характерны и для других мало защищённых слоёв населения: матерей-одиночек, многодетных и малообеспеченных семей, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и людей, пострадавших от техногенных аварий, ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов ("афганцев"), ветеранов боевых действий в Чечне и пр., беженцев, людей, вышедших из мест лишения свободы, бездомных людей. Многие из них, в меру своих социально-психологических установок также не всегда адекватно ведут себя в социуме, часто оказываясь неготовыми к самым обычным жизненным ситуациям, например, собеседованию с работодателями. Поэтому они тяготеют к избирательному общению с подобными себе людьми, объединяясь в формальные и неформальные организации, оценивая качество своей жизни лишь по уровню материальной обеспеченности и игнорируя другие собственные потребности. Формируется ситуация, когда диалог становиться невозможным с обеих сторон. В то же время, как показывает опыт, достаточно инвалидам и др. категориям населения, "вырваться" из этого порочного круга, например, трудоустроиться, начать общаться со здоровыми людьми или активными инвалидами, их самооценка возрастает и многие личностные проблемы исчезают.

Острой социальной проблемой общества являются неблагополучные семьи, дети инвалиды, дети и молодежь, испытывающие проблемы с социализацией и самореализацией. Среди неблагополучных семей можно выделить: семьи с неблагоприятной психологической атмосферой (конфликты, неудовлетворённость, эмоциональная холодность); семьи с острыми социально-экономическими проблемами (бедность, отсутствие жилища и предметов первой необходимости, болезни, лишение воли члена семьи); криминогенные и аморальные семьи (члены семьи страдают от алкоголизма, наркомании, семейного насилия, не желают трудоустраиваться, ведут асоциальной или откровенной неправомерный образ жизни). Наиболее уязвимыми в таких семьях становятся дети и женщины. Они получают, как физические, так и психологические травмы, нарушается их адаптация в обществе, нередко они не могут получить образование, покидают дом и ведут бродяжнический образ жизни. Среди них высока заболеваемость, инвалидизация и смертность.

Но и молодежь из благополучных семей может переживать специфические проблемы: недостаток средств для получения образования, отсутствие рабочих мест, низкий уровень зарплат, неуверенность в собственных силах, ведение нездорового образа жизни, падение роли традиционных ценностей в обществе, низкий уровень гражданской и политической активности, неразвитость социальной инфраструктуры для молодежи и т.д. Это же касается и молодых семей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальные индивидуально-личностные и семейные проблемы тесно связанны друг с другом, также как и с другими проблемами, например, социально-экономическими и политическими. Такое видение данного вопроса укладывается в рамки системно-структурного подхода изучения общества. Инвалиды, пожилые люди, члены неблагополучных семей испытывают не только проблемы со здоровьем, но и психологические проблемы, становясь социально пассивными и изолированными, что наносит ущерб не только им, но и всему обществу и делает актуальным поиск решения данных проблем.

.2 Социально-экономические проблемы общества

Ранее мы говорили о том, что инвалидам и молодым людям сложно трудоустроиться, что многие семье лишены нормальных бытовых условий и даже жилища. Это лишь часть социально-экономических проблем общества.

Переход от плановой экономики к рыночной модели и ряд реформ во всех сфера общества оказался весьма болезненным. Усугубили ситуацию политические проблемы, например, высокий уровень коррупции в органах власти, отсутствие гражданского общества.

К числу самых серьёзных социально-экономических проблем можно отнести:

низкий уровень доходов населения и рост цен, в т. ч. тарифов на коммунальные услуги, товары первой необходимости, инфляция, и как результат бедность (17,8 млн. человек россиян за чертой бедности);

безработица;

увеличение числа социально незащищённых лиц;

низкое качество медицинского обслуживания;

низкий уровень социального развития детей и молодежи, несоответствие системы образования требованиям рынка труда;

неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства;

социальная проблема работа инструмент

неблагоприятные условия для развития науки и малого бизнеса, предпринимательской самореализации граждан.

Все эти проблемы также тесно взаимосвязаны: экономика негативно влияет на людей, люди негативно влияют на экономику. У людей при этом формируется ряд негативных социально-психологических установок: апатия или агрессия, низкий уровень социально-экономической, гражданской, политической активности, упаднические и депрессивные настроения. Молодые люди более склонны к радикальному решению проблем, например эмиграции за рубеж, в результате чего Россия лишается молодых одарённых кадров, что, в свою очередь усугубляет проблемы социального характера.

Корни проблем также кроются в самом менталитете общества, ведь гражданам долгие годы навязывали совсем иную, советскую экономическую систему, где всякая предпринимательская активность запрещалась и порицалась. Люди не только разучились проявлять экономическую активность, но и негативно относятся к бизнесменам и деловым кругам. И не удивителен тот факт, что по индексу социального развития РФ занимает лишь 105-е место в мире, а по уровню экономической свободы - 95-е место. По оценкам отечественных социальных исследований 48% граждан РФ оценивают своё положение как неудовлетворительное.

Следовательно, можно заключить, что социально-экономические проблемы современного российского общества обусловлены, как объективными причинами: неэффективная государственная политика развития экономики и распределения национального дохода, свободного доступа к собственности, науке, здравоохранению, отсутствие программ комплексного развития потенциала людей. Так и субъективными причинами: низким уровнем предпринимательской и правовой культуры, пассивностью общества, неадекватными установками и стереотипами относительно явлений экономической жизни. С одной стороны россияне, в т. ч. молодежь познакомились со стандартами жизни в развитых обществах, но с другой стороны у них нет чёткого представления о том, как они достигаются.

.3 Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями

Отсутствие у людей чётких требований и представлений об уровне жизни позволяет политикам манипулировать обществом. Различные политические партии эксплуатируют разные идеологии: одни "играют" на ностальгии за советским прошлым, иные делают акцент на прозападных демократических ценностях, третьи призывают к возрождению монархии, или используют откровенно популистские лозунги, граничащие с политическим шоу. В таких условиях общество превращается в "электорат" и "дешёвую рабочую силу". Оно становится политически нестабильным. Результатом нестабильности стало протестное движение в России последних лет, с яркими эпизодами "общественных вспышек" наподобие массовых беспорядков во время "Марша миллионов" 6 мая 2012 г. Но, как показывает опыт соседних государств, чьи социальные проблемы схожи с российскими, все может быть гораздо серьёзней.

Одновременно с этим происходит резкое разделение общества на небольшую группу людей с очень высокими доходами и подавляющие большинство населения с низкими доходами. В современном российском обществе фактически так и не сформировался средний класс. Безусловно, социальная стратификация является неизбежным явлением, но она не должна перерастать в социальную несправедливость. Иначе происходит социальная поляризация и маргинализация (утрата людьми чувства социальной принадлежности) . Развитие обоих явлений наметилось еще в советский период нашей истории, когда сформировалась правящая партийная элита и слабая вертикальная мобильность в обществе, приводящая к падению социальной и трудовой активности, к смирению с низким уровнем жизни. В современном обществе на место партийной пришла олигархическая элита. А главным критерием стратификации в обществе стали собственность и уровень доходов. Именно по критерию материальной обеспеченности произошло разделение общества за последние десятилетия, появились т. н. "новые бедные" и деклассированные, асоциальные элементы. "Новые бедные" имеют жилище, минимальный доступ к образованию и медицине, но их источник доходов нестабилен и скуден. В результате чего назревают новые поводы для социального противостояния и напряжённости. Часть этих людей получает социальную помощь от государства, но ее бывает недостаточно. Другая часть формально не имеет прав на льготы и оказывается в сложной жизненной ситуации, испытывая чувство безвыходности. Так, социально-экономические и коммуникационные проблемы перерастают в личностные проблемы.

Результатом безвыходности и депрессии, особенно у молодых людей могут стать девиантное поведение и появление зависимостей, а также искривление традиционных моральных ценностей в сознании. Наиболее распространёнными социальными аномалиями являются конфликтные взаимоотношение родителей и детей, отсутствие постоянного места роботы, дружеских связей и нежелание создавать собственную семью. В дальнейшем развивается полное неприятие социальных норм, приводящие к различным видам отклоняющегося поведения, в т. ч. сопровождающихся расстройствами психических функций. В настоящее время в РФ насчитывается около 22 тыс. несовершеннолетних преступников, 8,5 млн. наркозависимых, 5 млн. людей с алкогольной зависимостью. Все это пагубно влияет не только на здоровье и нравственность, но и на сам генофонд нации.

Подкрепляются подобные тенденции изменениями ценностей на уровне общества и индивида. В социальном моделировании стал превалировать материальный тип ценностей над духовным. Многие люди, выражаясь более простым языком, разучились испытывать счастье от простых вещей: общения с другими людьми, наблюдения за природой, чтения книг и т.д. Духовное самосовершенствование не является приоритетным в потребительском обществе. Символы современности - это предметы роскоши, современный тип идеального человека - это тип активного делового и обеспеченного человека. С одной стороны - это хорошо, активность и инициативность - не худшие черты. Но с другой стороны исчезают некогда популярные образы героев, людей умеющих проявлять милосердие, сострадание, идеал бескорыстного энтузиазма. Альтруизм рассматривается как нечто примитивное, архаичное и забавное, а эгоизм - как норма жизни (т. н. "здоровый эгоизм"). Деградируют также семейные ценности. Ярким свидетельством тому можно считать рост числа разводов и абортов, супружеских измен, т. н. "гражданских браков", семейного насилия, самоубийств на почве семейных неурядиц, падение рождаемости, увеличение числа неполных семей и матерей-одиночек. Современные средства массовой информации шоу-бизнес выступают коммерческими инструментами пропаганды безнравственности и развращённости: рисуя образ "лёгкой, роскошной жизни", они только углубляют проблемы символизации и социального моделирования.

На этом фоне развиваются социальные коммуникативно-информационные проблемы: люди становятся разобщёнными, отделёнными от социума и от природы (что порождает также и социально-экологические проблемы). И даже полезные коммуникативные инструменты, например, всемирная сеть Интернет, становятся лишь очередным средством отчуждения и социальной изоляции, когда утрачиваются навыки реального общения с людьми. Таким обществом разобщённых людей намного легче манипулировать, засевая вражду на экономической, политической, этнической, религиозной и иной почве.

Итак, мы можем видеть, что социальные проблемы, связанные с общественными отношениями и коммуникациями, в конечном счёте - это те же проблемы социальной дезадаптации и изоляции, только вызванные причинами иного характера. В той или иной мере они могут быть присущи всем людям, независимо от их социального статуса или уровня социальной защищённости.

Подытоживая данную главу, мы отметим, что социальные проблемы, как неудовлетворение потребностей отдельных граждан или групп свойственны для всех обществ и тесно связанны друг с другом. Однако, в тех обществах, где социально-экономическая и политическая ситуации стабильна и уровень удовлетворения основных человеческих потребностей высок. А значит, многие социальные проблемы, либо отсутствуют либо выражены не слишком остро.

Решение же социальных проблем - это комплекс мер, внедряемых, прежде всего, государством и направленных на общее повышение уровня жизни населения и преодоление социальной несправедливости и отчуждённости. Не последнее место среди этих мер отводиться социальной работе.

2. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем

Под социальной работой, как под видом практической деятельности принято понимать особую профессиональную деятельность по улучшению уровня жизни отдельных личностей и всего общества. Являясь профессиональной деятельностью, она не может быть благотворительной, но является филантропической по своей сути. Через социальных работников государство делегирует часть своих полномочий по обеспечению достойного материального, социального и культурного уровня жизни.

Социально-экономические проблемы также в значительной степени активизируют социальную работу в нашей стране. Поэтому принято выделять такие направления социальной работы как:

Помощь в решении индивидуально-личностных, семейных проблем:

работа с семьями;

работа с инвалидами;

работа с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия и пр. категориями;

работа в сфере здравоохранения и психологической помощи;

работа в хосписах;

Помощь в решении социально-экономических, экологических проблем, проблемы социальной стратификации;

работа в центрах занятости;

работа с молодёжью в т. ч. в образовательных учреждениях;

Помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования:

работа в правоохранительной сфере;

работа в досуговой сфере;

работа в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ;

.Помощь в решении социально-политических проблем:

работа с этническими меньшинствами и беженцами;

социальная работа при муниципальных образованиях.

Рассмотрим все направления работы подробнее.

.1 Социальная работа при решении индивидуально-личностных, семейных проблем

Так, свою помощь семьям социальный работник должен строить по нескольким взаимосвязанным направлениям:

диагностическое - изучение типа семьи, психологической атмосферы, выявление существующих индивидуально-личностных проблем;

прогностическое - прогноз дальнейшего развития отношений в семье;

организационно-коммуникационное - общение с детьми и родителями, организация воспитательной работы, повышение общего культурного и педагогического уровня родителей, формулирование рекомендаций по избавлению от вредных привычек и т.д.;

профилактическое - наблюдение за тем, чтобы у членов семьи не развивалось отклоняющееся поведение;

социально-бытовое - организация предоставления материальной помощи семье;

социально-психологическое - психологическое консультирование, советы по решению сложных семейных ситуаций;

организаторское - проведение культурно-досуговых, оздоровительных мероприятий для всей семьи.

Результатом такой деятельности должна стать не только социальная защита семьи, но и ее переход из статуса неблагополучной до благополучного семейства. То есть создание условий для того, чтобы потребности и интересы всех членов семьи были удовлетворены.

При помощи инвалидам, пожилым людям, военнослужащим, жертвами конфликтов, насилия и др. смежными категориям социальная работа организовывается следующим образом:

диагностика - оценка физического и психического состояния человека, его социального положения;

коррекция - изменение психологических установок, моральных ценностей, обучение навыкам социализации, экономической самостоятельности;

реабилитация - восстановление здоровья, преодоление травмы и возвращение социального статуса, "вхождение в жизнь";

профилактика - предупреждение повторного проявления социальных проблем при помощи аутотренингов, закрепление установки на активную жизненную позицию;

адаптация - наблюдение за трудоустройством, трудовой деятельностью человека, психологическое сопровождение в случае необходимости.

Все это позволяет инвалидам и др. лицам, имеющим проблемы со здоровьем получить не только материальную поддержку и улучшение условий быта, но и помощь в социально-психологической реабилитации и адаптации, компенсацию нарушенных физических и психических способностей (например, обучение слабовидящих людей чтению и простым трудовым навыкам). А также обрести свободу передвижения, радость общения, дополнительное медицинское, социально-бытовое и культурное обслуживание, помощь в трудоустройстве и образовании, и как результат полноценную жизнедеятельность.

Социальная работа в сфере здравоохранения и психологической помощи включает: предоставление первичной психологической помощи и правовое консультирование пациентов; дополнительную медицинскую помощь; поддержку женщин-рожениц и людей пожилого возраста в условиях стационарного лечения; организацию рекреации для детей; предоставление услуг социального страхования на случай болезни; организацию социальных программ для тяжелобольных пациентов.

Особая социальная работа с тяжелобольными пациентами проводиться в хосписах. Если прочие медицинские учреждения ориентированы на излечение больного, то хосписы помогают пациентам с неизлечимыми болезнями облегчить последний период их жизни. Социальный работник в этом случае оказывает, как бытовую, так и психологическую помощь, помогая пациенту смириться с мыслью о смерти, наладить отношения с окружающими, прийти к духовному аспекту жизни и смерти, возможно, даже помочь отправлять религиозные обряды.

Подытоживая написанное, мы должны заметить, что социальный работник, помогая людям решать индивидуально-личностные, семейные проблемы, выполняет много функций, и работая в различных социально-медицинских, педагогических и пр. учреждениях должен хорошо "вписаться" в их коллектив, став единым целым с ним, образуя команду. Таким образом, социальные проблемы будут решаться наиболее эффективно.

2.2 Социальная работа и социально-экономические, экологические проблем, проблемы социальной стратификации

Безусловно, социальные работники не в силах устранить весь спектр социально-экономических, экологических проблем, проблему социальной стратификации, накопившихся в обществе. Для этого потребуются годы напряжённого труда законодателей, органов исполнительной власти, муниципалитетов, общественных организаций, да и всех граждан. Но во многом социальная работа способна помочь сгладить эти проблемы, воздействуя, как и в случае индивидуальной работы с семьями и инвалидами, на ментальные установки. Начинает осуществляется эта работа в учреждениях образования, а затем и центрах занятости населения.

Социальная работа в сфере образования предусматривает:

просветительскую работу - формирование у детей и молодежи представления о здоровом образе жизни, о правилах гендерного общения, о социальной, экономической и гражданской активности, об охране природы, о личности, привитие традиционных моральных ценностей, объяснения всего разнообразия культурных и духовных явлений в обществе;

консультирование - помощь детям и молодежи в решении психологических проблем, предоставление правовой информации, материалов по профессиональной ориентации;

социальный патронаж - наблюдение за условиями жизни детей-сирот, инвалидов, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей;

организация культурно-досуговых мероприятий;

реабилитация детей и молодежи с делинкветным поведением.

В обязанности социального работника в центре занятости входит:

предоставление индивидуальной и групповой профессионально-консультационной помощи;

профессиональная диагностика претендентов на вакансии;

правовое консультирование, помощь в трудоустройстве несовершеннолетних;

сотрудничество с учебными заведениями, создание баз данных потенциальных работодателей для молодежи;

предоставление информации о тенденциях рынка труда, переквалификации, обучение основам психологии и этикета;

патронаж трудоустройства инвалидов, молодых специалистов, несовершеннолетних и пр. категорий;

выездная работа с молодёжью сельской местности;

помощь студентам с временным трудоустройством во время каникул и организация прохождения практик.

Анализируя, данный параграф, мы снова можем обратить внимание на тот факт, что центральными социальными проблемами в социальной работе являются проблемы семьи, молодежи, инвалидов, и так или иначе все виды социальной работы направлены на комплексную защиту личности.

.3 Социальная работа, как инструмент решения поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблем символизации и социального моделирования в обществе

Социальная работа в правоохранительной и досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ помогает преодолеть острые поведенческие, информационно-коммуникационные проблемы, проблем символизации и социального моделирования в обществе, а также другие затруднения.

Социальная работа в правоохранительной сфере с одной стороны направлена на защиту от неблагоприятных воздействий самих работников правоохранительных органов. С другой стороны - это работа с лицами, совершившими правонарушения, в первую очередь с несовершеннолетними нарушителями. Социально-педагогическая работа в пенитенциарных органах направлена на возвращение обществу полноценных граждан.

Социальная работа в сфере досуга призвана приобщать население, главным образом молодежь в рамках массовых мероприятий к лучшим образцам культуры, здоровому образу жизни, помогая сформировать правильное представление о социальных ролях и отношениях в обществе.

На первом этапе социальной работы с лицами, употребляющими психоактивные вещества, производится консультирование и вмешательство. Затем осуществляется вторичная и третичная профилактика, а далее реализуется схема социальной реабилитации, как при работе с инвалидами.

Таким образом, социальная работа распространяет свои границы далеко за пределы существующих проблем, но и старается искоренить возможные проблемы в будущем, делая все возможное для изменения поведения и мировоззрения людей в лучшую сторону.

.4 Вклад социальной работы в решение социально-политических проблем

Российская Федерация, как и другие демократические государства, старается формировать толерантное мультикультурное общество, однако остаются актуальными многие проблемы, например, положение беженцев, этнических и сексуальных меньшинств.

Социальная работа с беженцами и вынужденными переселенцами предполагает:

правовую защиту и консультирование;

помощь мигрантам, беженцам в получении жилища, социальных выплат;

патронаж с целью выявления случаев негуманного обращения с беженцами и мигрантами;

создание групп самопомощи, адаптация людей к новой культуре;

профилактика девиантного поведения и преступности;

Значит, мы можем прийти к выводу, что социальная работа также призвана смягчить многие актуальные социально-политические проблемы российского общества, способствовать согласию и диалогу в обществе, поддержанию баланса власти государственных органов и муниципалитетов.

Приведённая в данной главе классификация социальной работы по видам социальных проблем является весьма условной, ведь любой вид социальной работы решает сразу несколько важных социальных проблем. Например, работа с семьями позволяет избежать поведенческих проблем и коммуникативно-информационных проблем, работа в центрах занятости помогает решить не только экономические проблемы и проблемы социальной стратификации, но и многие индивидуально-личностные проблемы. А любой вид социальной помощи, как правило, включает медицинскую, психологическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, спортивную, творческую и непосредственно социальную реабилитацию. Ведь человек, существо целостное и сложное. Поэтому к социальной работе следует подходить как к комплексной перспективной науке и деятельности.

Заключение

После написания данной работы мы убедились в том, что социальная работа может способствовать решению многих важных социальных проблем. В первую очередь, это личностные и семейные проблемы, что преодолеваются через организацию социальной работы с семьями, инвалидами, с пожилыми людьми, военнослужащими, жертвами конфликтов, насилия, работы в сфере здравоохранения и психологической помощи, работы в хосписах. Это позволяет людям решить личностные материальные и психологические проблемы, связанные с потерей здоровья или др. неблагоприятными факторами.

Помощь в решении социально-экономических проблем, направленна на борьбу с безработицей, бедностью, ростом числа социально незащищённых лиц и т.д. С этой целью социальная работа проводиться в учреждениях образования, центрах занятости и т.д. Она позволяет людям актуализировать свои внутренние способности, чтобы занять достойное место в жизни. Косвенно данный вид социальной работы позволяет решить проблемы социальной стратификации, социально-экологические проблемы.

Помощь в решении поведенческих, информационно-коммуникационных проблем, проблемы символизации и социального моделирования достигается за счет организации социальной работы в правоохранительной сфере, в досуговой сфере, в области профилактики и реабилитации зависимости от употребления психоактивных веществ. А частичное решение социально-политических проблем достигается за счет - работы с этническими меньшинствами и беженцами, деятельности социальных служб при муниципальных образованиях.

Невозможно выделить чёткое место конкретных видов социальных проблем в социальной работе. В этом и проявляется ее значимость и уникальность: решая одну проблему, она помогает устранить ряд других взаимозависимых проблем, гармонизируя общественные отношения.

Список использованной литературы

1.Акмалова А.А., Капицын В.М. Социальная работа с мигрантами и беженцами. - М.: Инфра-М, 2010. - 224 с.

2.Алдашева А.А. Личность и законы адаптации // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (38). С.11-18.

.Ананьев Н.К., Баричко Я.М., Хрусталев Б.М. Экономика и здоровье нации - гарантия процветания общества // Проблемы управления (Минск). 2013. № 2 (47). С.63-68.

.Будина-Некрасова М. Понятие "революция" в контексте именования "цветные революции" // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 5. С.22-29.

.Кравцова Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьёй. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 224 с.

.Лавриненко В.Н. Социология. Конспект лекций. - М.: Проспект, 2013. - 328 с.

.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: РГСУ, 2013. - 416 с.

.Новикова К.Н. Социология социальной защиты населения. - М.: РГСУ, 2013. - 344 с.

.Платонова Н.М. Социальная работа как область инновационной социальной деятельности // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 3. С.61-67.

.Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. - М.: Академия, 2012. - 400 с.

.Платонова Н.М., Платонов М.Ю. Инновации в социальной работе. - М.: Академия, 2012. - 256 с.

.Сер Л.М. Проблемы профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи // Труд и социальные отношения. 2012. № 7. С.22-27.

.Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Теория и методология практики медико-социальной работы. - М.: Инфра-М, 2013. - 240 с.

.Современное государство, социум, человек: российская специфика. - М.: Книга по требованию, 2013. - 248 с.

.Соммэр Д.С. Мораль XXI века. - М.: КОДЕКС, 2-13. - 480 с.

.Социальные опасности и защита от них. - М.: Академия, 2012. - 304 с.

.Социальные работники как проводники перемен. - М.: Вариант, 2012. - 212 с.

.Столяренко Л.Д. Столяренко Е.В. Социальная психология. - М.: Юрайт, 2012. - 220 с.

.Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьёй и детьми. - М.: Академия, 2009. - 288 с.

.Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. - М.: РГСУ, 2012. - 322 с.

.Хижный Э.К. Проблема бедности в странах ЕС и в России. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - 88 с.

.Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 238 с.

Проблема в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Достаточно обширный сектор рассмотрения социальных проблем связан с так называемым сферным подходом. Особен-ность этого подхода заключается, во-первых , в том, что в при-вычном словоупотреблении под названием “социальная сфера”, “сфера производства” и т. д. подразумевают комплексы, вклю-чающие в себя разнообразные, хотя и внутренне схожие виды деятельности, управляемые целым рядом руководящих орга-нов. Во-вторых , определенные виды социальных услуг реали-зуются не только в рамках одного ведомства, отвечающего за них по своему предназначению, но также в рамках ряда дру-гих: так, образовательной деятельностью занимаются не толь-ко учреждения Министерства образования и науки РФ, но так-же структуры Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства культуры и т. д., не говоря уже о него-сударственных организациях, роль которых в последние годы возрастает.

Проблемы детей в той или иной мере затрагивает деятель-ность многих, если не всех, элементов социального комплекса. Наконец, в-третьих , существуют ведомства, которые формально не относятся к социальной сфере (например, Министерство внутренних дел), однако деятельность их также имеет огром-ное значение именно для социального развития и решения воз-никающих социальных проблем.

Сферный подход охватывает всю жизнедеятельность об-щества и все функции государства, причем ряд элементов в рам-ках такой структуры являются “пограничными”, лежат на сты-ке социальной сферы и смежных областей деятельности. В рам-ках сферного подхода можно рассмотреть такие актуальные социальные проблемы, как проблемы в сфере социально-тру-довых отношений, в области охраны здоровья населения, социоэкологические проблемы, проблемы в области образования, культуры и досуга, социальной защиты населения и др.

Проблемы в сфере социально-трудовых отношений.

Важ-нейшее место в социальной работе должна занимать проблема поддержания и обеспечения социально-трудовых отношений. Труду должно быть обеспечено его место базовой социальной ценности.

В этом направлении социальный работник реализует мероп-риятия по содействию занятости населения. В современных ус-ловиях эта деятельность возможна только в рамках принципа социального партнерства, т. е. на основе сотрудничества с пред-принимателями (работодателями) и профсоюзами (объединени-ями наемных работников). Оформление и поддержание социаль-ного партнерства между всеми участниками социально-трудо-вых отношений, организация деятельности трехсторонних комис-сий являются неотъемлемой частью социального управления.


Помимо поддержания существующих и создания новых рабочих мест одним из путей нахождения “приносящего доход занятия” является содействие самозанятости, организации ма-лых предприятий на семейной или соседской основе. Преобла-дание в настоящее время среди них торговых или простейших сервисных предприятий — не закономерность, а свидетельство начального уровня развития малого бизнеса. Мировая практи-ка показывает, что ему по силам и интеллектуальные услуги, и разработка новых технологий. Конечно, главное в такой деятель-ности — индивидуальная инициатива потенциальных предпри-нимателей, однако региональная администрация может поддер-жать ее путем обеспечения наиболее благоприятных стартовых условий, создания позитивного нормативно-правового и инвес-тиционного климата, защиты от криминалитета, предоставле-ния региональных социальных заказов.

Признанной во всем мире социальной технологией помощи безработному индивиду является дополнительное обучение или переобучение с целью приобретения новой специальности или специализации, более соответствующей требованиям времени. Службы занятости активно реализуют такой вид социальной поддержки. К сожалению, в условиях глубокого системного кри-зиса, охватившего нашу страну, иногда бывает трудно выявить, какие же перспективные профессии могут гарантировать тру-доустройство лицам, направляемым на переобучение. Нет дос-товерных данных, показывающих, какая часть лиц, получив-ших переподготовку, находит работу в соответствии с получен-ной профессией.

Спецификой современного уровня социально-экономичес-кого развития как в Российской Федерации в целом, так и в от-дельных регионах является то обстоятельство, что занятость, наличие оплачиваемой работы не гарантируют получение до-хода, эквивалентного не только минимальному потребительс-кому бюджету, но даже душевому прожиточному минимуму. То есть работающий и получающий заработную плату человек не всегда зарабатывает достаточно, чтобы обеспечить себя самого, не говоря уже об иждивенцах. Дополнение до прожиточного минимума может быть осуществлено за счет сверхзанятости (вторая работа, полуторная, двойная ставка и т. д.), получения продуктов с огорода, минимизации потребления, продажи лич-ных вещей, реализации квартиры, дачи и т. д. Наконец, обра-щение в органы социальной защиты может предоставить чело-веку (семье) адресную социальную помощь.

Сверхзанятость ведет к интенсивной и порой невосстано-вимой затрате сил и здоровья индивидов, дефициту внимания к семье и детям. Наиболее продуктивный вариант как для инди-вида, так и для общества в целом — повышение уровня оплаты труда, рост трудовой обеспеченности. В рамках этого направ-ления применяются такие методы, как согласование и приня-тие более высоких тарифов и ставок заработной платы (в усло-виях рыночного хозяйства только на основе соглашения между основными агентами трудовых отношений); обеспечение своев-ременности выплаты заработной платы и наказание за корыст-ную ее задержку работодателями; введение тех или иных реги-ональных (отраслевых) надбавок отдельным категориям рабо-тающих (за особые условия труда, в силу высокой социальной значимости, для привлечения кадров).

Наконец, функция охраны труда, которая всегда относилась к важнейшим направлениям деятельности государства, но в условиях появления множества частных работодателей приоб-рела особую остроту. В настоящее время стремление к сиюми-нутной экономии, ослабление контролирующей роли государ-ства иногда приводят к тому, что охране труда не уделяется должного внимания, устаревшее и опасное оборудование мед-ленно заменяется новым. Здесь необходимы не только постоян-ные проверки, совместный с профсоюзами контроль, но также региональная стимуляция работодателей, реализующих техно-логии, повышающие безопасность труда, пропаганда трудоох-ранных мер, обучение кадров таким знаниям и технологиям.

Хотя труд является источником жизнеобеспечивающих ресурсов для индивидов и для общества в целом, однако другие социальные проблемы имеют не меньшую важность.

Проблемы в сфере охраны здоровья .

Мировое сообщество все больше признает, что здоровье относится к числу основных и незаменимых социальных ценностей. Его недостаток или от-сутствие не могут быть полностью компенсированы никакими другими ценностями или благами. Права индивидов в области охраны здоровья признаются международным законодатель-ством. Так, статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит, что государства-уча-стники признают право каждого человека на наивысший дос-тижимый уровень физического и психического здоровья, для чего должны быть предприняты конкретные меры в рамках по-литики в области здравоохранения. Эти меры касаются меди-цины, гигиены внешней среды, противоэпидемической охраны территории, условий нормального питания и здорового разви-тия детей. То есть политика в области охраны здоровья также может осуществляться исключительно всей системой органов управления, а не только органами здравоохранения.

Основы законодательства Российской Федерации об охра-не здоровья граждан закрепляют право на охрану здоровья (ст. 17) и медико-социальную помощь (ст. 20), причем они обеспечи-ваются не только мерами по развитию здравоохранения в це-лом и медицины в частности, но также охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставле-нием населению доступной медико-социальной помощи. В та-ком подходе находит свое отражение сложная, не только меди-цинская, но и социальная природа феномена здоровья.

Важным фактором здоровья являются уровень и качество питания, которое должно быть рациональным, сбалансирован-ным, отвечать индивидуальным особенностям индивидов, их возрасту и характеру занятий. Однако в наших современных условиях углеводный тип питания связан в первую очередь с малообеспеченностью граждан. Даже продуктовая часть про-житочного минимума рассчитывается в основном исходя их та-ких продуктов, как хлеб, картофель, макаронные изделия, кру-пы. Дефицит белка и витаминов снижает трудоспособность и сопротивляемость заболеваниям, отрицательно влияет на раз-витие детей.

Важными факторами деятельности социального работни-ка в области охраны здоровья являются санитарное состояние территории и качество здравоохранения. Проблемы санитарной охраны являются функцией управления, включая защиту от инфекционных заболеваний, карантинных сорняков и вредите-лей. Ослабление управляемости на всех уровнях, потеря конт-роля над соблюдением стандартов коммунального обслужива-ния и качества продуктов ведут к постоянному росту инфекци-онной заболеваемости в целом и отдельным вспышкам таких болезней.

Социоэкологические проблемы .

Весьма важным и масш-табным фактором здоровья является состояние окружающей среды в совокупности его природных и антропогенных условий.

Жизнедеятельность общества невозможна без каких-либо воз-действий на окружающую среду, выбросов, отходов, загрязне-ний. Однако применявшиеся прежде примитивные технологии давали возможность природе ассимилировать антропогенные воздействия, хотя первые экологические катастрофы относят-ся еще к временам античности. Высокие технологии априорно разрабатываются с целью минимизировать промышленные выб-росы и устранить их враждебное воздействие на окружающую среду. Наиболее вредными последствиями грозит индустриаль-ная технология и бытовые отходы больших городов и населен-ных пунктов. Масштабы их загрязнений настолько велики, что требуют затрат больших средств, разработки специальных про-цессов, иногда создания промышленных производств по утили-зации отходов.

Необходимо разрабатывать и осуществлять социальную политику в области экологии (социоэкологическую политику) в антикризисном варианте. Возможно, что свертывание тяжелой промышленности в ряде случаев дает возможность оптимизи-ровать экономическую структуру территорий с пользой как для социальной сферы, так и для природы: развитие рекреацион-ной деятельности, социального туризма дало возможность мно-гим странам найти выход из переживаемого ими кризиса и до-биться высокого уровня жизни населения.

Комплексный подход к взаимоотношениям с окружающей средой, недопустимость и невозможность полного прекращения антропогенного воздействия на природу, необходимость соче-тания развития трудовой занятости и охраны окружающей сре-ды обусловливают то обстоятельство, что социоэкологическая политика также является общей функцией государственного (в первую очередь регионального) управления. В ее рамках дол-жен постоянно поддерживаться баланс между сохранением при-роды и ее использованием.

Проблемы в сфере образования .

Образование относится к числу неотъемлемых атрибутов современного общества, его адекватный уровень определяет степень возможности для ин-дивида добиться успеха, полноценно участвовать в социальном развитии. Развернувшаяся в мире научно-техническая револю-ция предъявляет высокие требования как к стартовому образо-ванию детей и молодежи, так и к непрерывному последующему повышению первоначального уровня, дообучению и переобуче-нию взрослых. Образование вносит важнейший вклад не толь-ко в распространение знаний, но также в формирование лично-сти обучающихся, воспитание индивидов, отвечающих потреб-ностям общества.

В нашей стране накоплены богатые традиции развития об-разования разных уровней. В условиях современного социаль-но-экономического кризиса в России развитие образования, его адаптация к требованиям социальной действительности и в то же время сохранение традиций фундаментального образования, накопленных за десятилетия и столетия предшествующей ис-тории, относятся к важнейшим направлениям социальной ра-боты.

Политика субъектов Федерации в области образования оп-ределяется как федеральным, так и региональным законодатель-ством и должна вестись на основе региональных образователь-ных стандартов, отвечающих территориальной специфике.

Сама образовательная структура представляет собой дос-таточно сложный феномен, так как она включает в себя учреж-дения государственного, муниципального и негосударственного характера. Их целью является как обеспечение детям и взрос-лым возможности получения образования, так и их профессио-нальная подготовка. Система образовательных учреждений ох-ватывает различные элементы: от дошкольного образования до послевузовских ступеней. Кроме того, имеются различные виды дополнительного образования.

Проблемы в сфере культуры и досуга .

На протяжении мно-гих лет истории Советского Союза развитие культурно-досуго-вой деятельности осуществлялось на базе постулата, сформу-лированного в свое время К. Марксом, о том, что свободное вре-мя личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому инфраструктура досуга была нацелена не только на рекреацию, восстановление затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспита-ние населения. Коммерческая успешность досуговой деятель-ности была вторичной. Напротив, государство выделяло значи-тельные средства на создание и поддержание деятельности те-атров и киноиндустрии, стадионов и библиотек, музеев и домов культуры. Большинство из них предоставляли свои услуги бес-платно либо за доступную для населения плату.

Было бы ошибкой считать, что такой принцип деятельнос-ти был характерен только для нашей страны. Большинство го-сударств, именуемых социальными и заботящихся о развитии своего человеческого потенциала, проводят разграничение меж-ду культурой и просвещением как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отрас-лью коммерческой деятельности, главной целью которой явля-ется извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов ре-ализуются программы бесплатного или льготного приобщения к культуре в форме пользования библиотеками, музеями, ин-формационными сетями.

Кроме того, развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств. Активно орга-низуются спортивные или художественные кружки на муни-ципальном или общинном уровне как форма социальной рабо-ты с детьми и молодежью, способ вытеснения антисоциального, криминального влияния улицы.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к куль-турно-просветительной, неприбыльной стороне досуговой дея-тельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает оп-ределенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, полнос-тью использовать отпуск. Безработные или лица, формально занятые, но не имеющие нагрузки на работе, не могут считать свое время свободным, оно качественно не наполнено. Кроме того, такое состояние ведет к материальным трудностям, пси-хологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старших возрастных групп (40 лет и выше) стали тратить больше времени на работу на садовом (дачном) участке, приоб-ретение дополнительного источника дохода (шитье, вязание, вышивание, различного рода ремонтные работы и т. д.). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выста-вок и т. д.), домашние настольные игры, дневной сон и т. д.

У лиц возраста от 16 до 30 лет включительно остаются по-пулярны спортивные соревнования, дискотеки, клубы по инте-ресам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизи-лось количество молодых людей, интересующихся искусством, занимающихся прикладными его видами, читающих газеты и журналы, художественную литературу. В то же время появил-ся “зажиточный” слой молодежи и лиц среднего возраста в воз-расте от 25 до 40 лет, которые могут позволить себе коллекцио-нирование, посещение ресторанов, баров, игорных и развлека-тельных заведений.

Уменьшение у большинства населения экономических воз-можностей для отдыха связано также с сокращением традици-онных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, Украине и Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоров-ления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокра-щению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится к числу важнейших функ-ций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затра-ченных сил невозможно ни поддержание трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рас-сматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных групповых конфликтов.

Решение жилищных проблем является важнейшим элемен-том обеспечения социального развития, в серьезной степени свя-зано не только с экономикой, но также с идеологией социально- экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии, того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и ме-тодов их достижения. Плановая экономика неоднократно про-возглашала целью обеспечение каждой семьи отдельным жи-лищем. Однако в ее рамках имелось неустранимое противоре-чие: гарантированное предоставление жилья было связано с длительностью его ожидания и скромными качественными по-казателями.

Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданами по предоставле-нию жилья, однако дает возможность его приобретения на ры-ночных условиях, причем в такие сроки и такого качества, ка-кие может себе позволить потребитель. Противоречие этой мо-дели жилищной политики заключается в том, что подавляющее большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяю-щие удовлетворять жилищные потребности на рыночной осно-ве. Следует заметить, что большинство типов социальных госу-дарств проводят жилищную политику, обусловливающую пре-доставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода проблемы социальной работы можно выстроить также на основе ее ориентации на социально-демографические группы населения: проблемы детей и подро-стков, социальные проблемы молодежи, женщин, пожилых лю-дей и проч. Такой подход позволяет сосредоточить в едином со-держательном и организационном блоке все проблемы, касаю-щиеся данной социально-демографической группы, и наметить пути их разрешения.

По такому принципу построены президентская программа “Дети России”, федеральные программыСтаршее поколение”, “Планирование семьи”, “Профилактика безнадзорности и пра-вонарушений несовершеннолетних”.

Однако выделение отдельных блоков в структуре соци-альных проблем имеет свои сложности. Предполагается, что объектом социальной работы в данном случае являются наибо-лее нуждающиеся в помощи категории населения: уязвимые, социально “слабые”. Однако субъективное представление о со-циальной “слабости” не всегда совпадает с объективным содер-жанием этого понятия, особенно в настоящее время, когда слож-но выделить в нашей стране социально “сильную” категорию.

Так, принято формировать особый подход в отношении женщин, и это совершенно справедливо: женщины находятся в трудной социальной ситуации из-за необходимости совмеще-ния своих семейных и внесемейных ролей, материнства и внедомашней занятости. Это общемировая проблема, которая сво-еобразно решается в различных обществах, но нигде еще не на-шла оптимального разрешения. Однако в настоящее время весь-ма уязвимой социально-демографической категорией в нашей стране становятся мужчины, с их крайне низкой средней ожи-даемой продолжительностью жизни, высоким уровнем смерт-ности от неестественных причин, особенно в трудоспособном и детородном возрастном диапазоне 20-40 лет, неблагоприятным образом жизни и состоянием здоровья.

Сложными остаются проблемы пожилого населения России; положение стариков оказывает шокирующее эмоционально--психологическое воздействие на каждого человека.

Однако пристальное исследование данного вопроса показы-вает, что объективно наиболее уязвимой категорией в России является детское поколение, тяжелое социальное положение которого накладывает отпечаток на процесс их развития и за-тем на всю дальнейшую жизнь.

Разумеется, концентрация внимания на одной категории нуждающихся граждан или на небольшом их количестве выз-вана в значительной степени дефицитом социально-экономичес-ких ресурсов, невозможностью организации всеохватной соци-альной политики, стремлением обеспечить выживание особо уязвимых слоев. Однако такой подход, ситуативно объяснимый в условиях кризиса и даже продуктивный, с точки зрения кон-центрирования ресурсов различных ведомств на проблеме оп-ределенной социальной группы может обернуться отсутствием единой социальной политики, дроблением социальных усилий на отдельных направлениях, что ограничивает их действенность.

Поэтому, планируя социальные мероприятия в отношении по-жилых и престарелых, нельзя забывать о том, что проблемы старшего поколения закладываются в детстве, укореняются в зрелом, работоспособном возрасте, чтобы потом проявиться в пенсионные годы. Пытаться воздействовать только на последнее звено этой неразрывной цепочки было бы нецелесообразно. Кро-ме того, такой подход обусловливает деятельность, построен-ную на началах социального реагирования: определенные ме-роприятия или комплексы мероприятий в ответ на имеющиеся трудности. Меньше выражено стремление предотвращать по-явление этих трудностей. Можно сказать, что такой подход ори-ентирован скорее на выживание определенных групп населе-ния, чем на социальное развитие всего общества.

Вопросы и задания

1. Раскройте проблемы в сфере социально трудовых отно-шений.

2. Какие проблемы характерны в сфере охраны здоровья?

3. Назовите социоэкологические проблемы современности.

4. Какие проблемы существуют в сфере образования, сфе-ре культуры и досуга?

5. Назовите проблемы в жилищно-коммунальной сфере.

6. Охарактеризуйте современные демографические проб-лемы.

Прежде чем рассмотреть основные проблемы общества современной России, необходимо понять, что включает в себя понятие «социальная проблема».

Социальные проблемы, общественные проблемы - вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению.

Словосочетание «социальная проблема» появилось в западноевропейском обществе в начале XIX века и первоначально использовалось для обозначения одной конкретной проблемы - неравномерного распределения богатства.

В настоящее время, к наиболее острым социальным проблемам принято относить следующие: алкоголизм, бандитизм, бедность, бездомные, безработица, детская беспризорность, высокая смертность, загрязнение окружающей среды, инвалидность, инфляция, коррупция, наркомания, нарушение прав ребенка, низкая рождаемость, положение беженцев и вынужденных переселенцев, положение заключенных и других депривированных категорий, положение людей с ограниченными возможностями, права и свободы человека и гражданина, преступность, преступность несовершеннолетних, проституция, проблема престарелых, распространение ВИЧ-инфекции и других заболеваний, ситуация в армии, самоубийство, социальное неравенство, терроризм, угроза техногенных катастроф, уровень жизни, эстремизм, фашизм .

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причем дискурс их восприятия и представления со временем меняется.

Называя их социальными проблемами, их рассматривали, во-первых, как некие нежелательные для общества ситуации или обстоятельства жизни людей, которые следовало устранить или изменить в соответствии с идеалами общества и представлениями о «должной» жизни». Во-вторых, присутствие в обществе этих нежелательных условий или обстоятельств, стали понимать как задачу для социальных деятелей, которую можно осознать, поставить и практически разрешить путем определения политики и проведения социальных реформ. Таким образом, социальные проблемы впервые выделились из области социальных явлений, как та их часть, которая подлежит и возможна для корректирования их общественными усилиями .

Окончательной институанализации понятия «социальная проблема» послужили «социальные обследования» или, как их еще называли, «социальные исследования», широко распространившиеся во второй половине XIX в. первоначально в Англии, а затем и в других европейских странах и Америке. Социальные исследования собирали огромное количество статистических данных об условиях жизни беднейших слоев общества. Кроме сбора данных, живописующих социальные проблемы бедняков, социальные исследования производились с целью подготовки и проектирования будущих социальных реформ. Их данные широко использовались в парламентской полемике между консерваторами-аристократами и либералами-реформаторами.

Термин “проблема” в переводе с греческого означает задача. В самом общем виде проблема - это научный или практический вопрос, требующий своего изучения и разрешения. Социальная проблема - это осознаваемое человеком как значимое для него несоответствие между целью и результатом. Это несоответствие возникает, как правило, из-за отсутствия или недостатка у человека средств, необходимых для достижения цели, что приводит к неудовлетворению социальных потребностей.

В процессе развития любого общества возникает множество проблем общесоциального, группового, индивидуального характера. Они пересекаются, взаимопроникают, вызывая к жизни другие, подчас более сложные, проблемы, что чаще всего нарушает привычные жизненные устои, сложившиеся жизненные стандарты и правила поведения, приводит к новым формам социального взаимодействия и порождает потребность в их целенаправленном разрешении .

Прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. В любом государстве, вне зависимости от того, насколько развитым и прогрессивным оно является, такие проблемы существуют. Естественно, что в зависимости от населения или государственной политики перечень этих вопросов неодинаков для разных стран.

Многие считают, что социальная проблема - это один из вопросов, связанных с положением малоимущих граждан или отдельных категорий населения. Однако это слишком ограниченное понимание вопроса. имеют более широкий диапазон и могут касаться не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Виды социальных проблем

Классифицировать социальные проблемы можно по разным признакам. Можно выделять экономические, демографические, продовольственные и т.п. Одни из них имеют общемировое значение, другие возникают только в некоторых странах. Разделить проблемы можно на следующие группы:

  • Проблемы, возникающие в процессе воздействия человека на природу. К ним можно отнести загрязнение мирового океана, истощение экологические катастрофы и т.д.
  • Проблемы, появление которых связано с системой общественного устройства (иначе говоря - с взаимодействием человека с обществом). Это такие вопросы, как здравоохранение, экономика, классовое неравенство, безработица и множество других.
  • Интерсоциальные проблемы. Проблемы, возникающие между государствами или этносами, объединенными общими интересами или идеей. К этой категории можно отнести проблему локальных военных конфликтов и экономики малоразвитых стран.

Если говорить о то, естественно, в их число входят:

  • Демографическая. Связана со стремительным увеличением населения планеты.
  • Продовольственная. Проблема, связанная с необходимостью обеспечить продовольствием постоянно увеличивающееся население.
  • Энергетическая. Связана с решением вопроса об обеспечении людей энергией и топливом в текущий момент времени и обозримом будущем.
  • Экологическая. Совмещает в себе проблемы загрязнения Мирового океана и атмосферы, утилизации и переработки твердых отходов.

Решение вышеописанных вопросов требует совместных усилий всех государств и сообществ.

Государственные проблемы в социальной сфере

Помимо участия в решении проблем планетарного масштаба, правительство любого государства должно решать и внутренние социальные проблемы, которые у каждой страны свои. Основные социальные проблемы России:

  • Бедность основной массы населения и социальное неравенство.
  • Алкоголизация и распространение наркоманий различных типов.
  • Безработица.
  • Проблема увеличения численности населения.
  • Проблема коррумпированности властей и чиновников.

Конечно, полный список проблем, которые существуют в нашем государстве, гораздо шире. Их решение требует постоянной поддержки и финансирования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для осуществления населения страны сформированы различные социальные институты. Деятельность этих организаций направлена на предоставление населению различных услуг. В их числе:

  • Медицинское обслуживание граждан. Поликлинические услуги, лечение в стационаре, профилактика и оздоровление.
  • Обязательное бесплатное образование.
  • Социальная поддержка. Представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание определенных категорий населения: предоставление различных льгот, субсидий, дотаций и пособий, физическая работников.

. Социальные проблемы: специфика, уровни и способы решения.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие социальной проблемы и ее истоки.

2. Подходы к определению понятия «социальная проблема».

3. Виды и уровни социальных проблем.

4. Пути решения социальных проблем.

5. Технология решения проблем в социальной работе.

Технологическая задача социальной работы заключается в

выявлении социальной проблемы и с помощью имеющегося в

распоряжении социальных служб инструментария и средств

своевременном скорректировании действий социального работника

и поведения объекта социальной работы для оказания

ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является

важнейшим фактором, от которого зависят определение

работы с клиентом.

Социальная проблема - это сложная познавательная задача,

решение которой приводит к существенным теоретическим

или практическим результатам . Для ее решения

необходима соответствующая информация об объекте социального

воздействия, об условиях, обстоятельствах и других

факторах, влияющих на его жизнедеятельность, состояние и

поведение.

Социальные проблемы могут носить глобальный характер,

затрагивая интересы значительной части человечества. Так,

демографические, экологические, техногенные, продовольственные,

энергетические и другие проблемы в настоящее

время приобретают глобальный характер, и их разрешение

требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные

проблемы могут касаться интересов отдельных или

нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы,

распространяющиеся на отдельные страны, национально-

этнические общности, ассоциации, блоки или группировки.

Проблемы могут распространяться на те или иные сферы

жизнедеятельности группы людей или личностей. Это могут

быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-

политическую, духовную или собственно социальную

сферы жизнедеятельности людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают

личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия

личности и социальной среды. К социальной среде относят

все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту

социальных интересов личности, реализацию ее потребностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы

является точное ее формулирование. Если проблема правильно

сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять

поиск недостающей информации в нужном направлении;

во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария

социального воздействия, а следовательно, и эффективность

социальной работы. Одним из важнейших требований к

формулированию социальной проблемы является ее обоснованность.

Она должна вытекать из реальных потребностей и

предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими

или теоретическими потребностями делает проблему произвольной,

надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным,

первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической

деятельности социальных служб и организаторов социальной

Практическая потребность и значимость социальной проблемы

не только активизируют деятельность специалистов социальных

служб, мобилизуют их интеллектуальный, организационный

и физический потенциал, но и придают поиску технологических

решений творческий, новационный характер.

Применительно к практике социальной работы, понятие «социальная проблема» может быть определено следующим образом: это несовпадение ожиданий, потребностей,интересов и т.п. конкретного социального субъекта с аналогичными характеристиками других социальных субъектов.

В реальной практике социальной жизни социальные проблемы можно рас-

сматривать как существующие на следующих уровнях организации :

- на уровне общества в целом, где общество, как феномен, является одно-

временно и носителем конкретной проблемы, и субъектом её решения, на-

пример, проблема переходности экономической жизни;

- на уровне социальной общности (группы, слоя), когда носителем пробле-

мы выступает конкретная социальная общность, например, проблема резко-

го снижения уровня жизни среднего класса;

- на уровне личности , когда носителем проблемы является конкретный че-

ловек, личность, например, проблемы общения, взаимоотношений с окру-

В сферу компетентности социальных работников входят, прежде всего,

проблемы второго и третьего уровней организации. Решение социальных проблем на макроуровне - это задача социальной политики.

Как правило, социальный работник имеет дело не с одной социальной

проблемой, а с целым «букетом», комплексом таких проблем. Для их успешного решения необходимо правильно расставить приоритеты, т.е., по возможности, определить степень значимости этих проблем для человека или группы.

Таким образом, можно утверждать, что решение социальной проблемы начинается с анализа социальной ситуации субъекта , под которым понимается выделение сторон, аспектов социальной действительности, связанных с конкретной обстановкой и конкретным проблемным полем человека или группы, с которыми взаимодействует социальный работник. При подобном подходе есть возможность подробно рассмотреть всю совокупность вопросов, касающихся конкретного субъекта.

Результаты проведённого анализа социальной ситуации субъекта позволя-

ют принять адекватное решение относительно сроков, путей, методов и способов решения тех проблем, которые осложняют процесс жизнедеятельности субъекта. В самом процессе решения социальных проблем можно выделить ряд технологических этапов .

Первый – сбор, обработка и осмысление информации о человеке или

группе, столкнувшихся с какой-либо проблемой и нуждающихся по этой причине в помощи социального работника. Этот этап с необходимостью включает в себя деятельность по поиску и выбору наиболее адекватных и результативных методов получения и обработки такой информации.

Второй - методический, предполагающий формулировку основных це-

лей, которые могут и должны быть достигнуты в процессе оказания социальной помощи, определение путей, методов и способов предполагаемой деятельности, которая будет направлена на разрешение конкретной проблемы.

И, наконец, третий, завершающий – это практический или процедурный

этап, который предполагает непосредственное осуществление на практике тех решений, которые были приняты на предыдущих двух этапах. Это и есть собственно решение осознанной проблемы конкретного социального субъекта.

Последовательная реализация специалистами каждого из вышеуказанных

этапов деятельности предполагает использование различных социальных технологий. В этом случае появляется возможность классифицировать их следующим образом:

Во-первых, это технологии социального анализа и социального исследова-

ния, которые позволяют глубоко и подробно изучить конкретную социальную ситуацию, проанализировав её на различных уровнях. Основными уровнями анализа социальной ситуации являются: индивидуальный уровень или уровень

малых групп, уровень больших социальных групп и слоёв, уровень территориальных общностей различного масштаба, национально-государственный уровень и, наконец, транснациональный или глобальный уровень.

Такой «многослойный» анализ позволяет не только сопоставить различное

видение и восприятие социальной проблемы субъектами различной степени

сложности, но и выявить её корни, основные причины возникновения, указать на осложняющие проблему факторы, вскрыть некоторые тенденции её функционирования и развития, а также, общие направления её решения.

Во-вторых , необходимо указать на такой класс социальных технологий,

как технологии социального воздействия, которые предполагают организацию и осуществление деятельности по непосредственному решению конкретной проблемы. К ним можно отнести универсальные социальные технологии (социальная диагностика, социальная терапия, социальная адаптация и т.п.). Помимо универсальных технологий к этому классу относятся частные социальные технологии, предназначенные для решения проблем конкретных социальных субъектов (детей, инвалидов, малоимущих и др.). Если технологии социального исследования могут быть эффективно использованы на первом этапе решения какой-либо социальной проблемы, то технологии социального воздействия эффективны и результативны на втором и третьем этапах деятельности. Рассмотрение этих технологий будет предметом последующих разделов учебного пособия.

Технология решения социальных проблем. Диагностируя социальную проблему, нужно иметь в виду стадии ее развития: возникновение, обострение, разрешение. В процессе диагностики нужно определить, насколько глубока проблема, и в зависимости от этого оценить ее важность для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы, в зависимости от того, на какой стадии развития она находится, неодинаковы. Если в процессе целенаправленного воздействия проблему разрешать в самом начале ее становления, то тем самым можно ограничить реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе ее саморазрешения, то, по сути, приходится преодолевать ее негативные последствия. Нити целенаправленного воздействия на нее во многом будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными последствиями. Следовательно, для решения проблемы важно обоснование этапа, на котором оно будет наиболее эффективным.