Приёмы работы над правильностью чтения. Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений и ошибок: правильно передается слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик III класса прочитал: «И я еще раз крепко и с удивлением (надо: с удовольствием) пожал ему руку»).

Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с несформировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого «синтеза между восприятием, произнесением и осмысливанием содержания читаемого». У опытного чтеца (согласно исследованиям психологов) синтез трех указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью; поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам (хотя ошибки допускают и хорошо читающие взрослые люди). У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может быть причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания еще не так легко и быстро взаимодействуют между собой.

Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное.

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

· выяснение перед чтением лексического значения слова, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено;

· предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

· создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий;

· предварительное чтение текста про себя;

· систематический контроль учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

· методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя повторное чтение, вопросы по содержанию прочитанного, отвечая на которые ученик более внимательно повторно читает предложение).

Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу 2 класса составляет 40-50 слов в минуту, к концу 3 класса - 60-75 слов, к концу 4 - 85-90 слов. Темп чтения растет постепенно в течение всех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слов и предложений, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.

По данным специальных исследований, над развитием у учащихся беглости чтения необходимо работать систематически.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже в III классе читают бегло.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу и т. д.). Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.


24. Методика работы над драматическими произведениям на уроках чтения.

Пр. статьи О. В Кубасовой «Приём драматизации на уроках чтения в 1ом классе».

Основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

· Анализ иллюстрации с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

· Постановка индивидуальных и групповых «живых картин»

· Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонаций, но и пластической выразительности (мимика, эесты, движения)

· Чтение по ролям

· Драматизация развернутой формы

1. Анализ иллюстраций

ü Восприятие иллюстративного материала

ü Выделение «эмоциональных знаков» («Что делает герой?», «Какое у него выражение лица?»)

ü Истолкование «эмоционального знака» («В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?»)

Можно усложнить работу заданием: Попробуйте сделать так же, как на картинке, что вы при этом чувствуете?

2. Постановка живых картин

«Живая картина» - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, и не в слове, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите.

«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации целесообразно применять на первых уроках обучения в школе, затем надо переходить к более сложным видам драматизации.

3. Работа над произнесением отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонации, но и пластики.

· Воспроизведение текста произведение, который предстоит драматизировать, проверка качества воспроизведения

· Характеристика героев произведения с привлечением текста (выборочное чтение или частичный пересказ)

· Анализ действий и слов одного из героев в названии У. ситуации.

· Демонстрация поведения героя (со словами)

· Анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного источника

· Установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению

4. Чтение по ролям

ü Знакомство с текстом, общая проверка восприятия

ü Определение количества действующих лиц

ü Чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов

ü Анализ эмоционального состояния или качеств характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов за них.

ü Определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев

ü Выбор чтецов и певое чтение по ролям

ü Разбор достоинств и недостатков

ü Выбор новых исполнителей и повторение чтения по ролям

ü Подведение итогов и оценки работы

Чтение по ролям возможно при работе с любым произведением, где есть диалоги. На первых порах нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.

5. Драматизация развернутой формы

Самая сложная, включает в себя все средства драматической выразительности, вводится постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса, развитие драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком


25. Методика работы над рассказом Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Правильность

Беглость

Сознательность

Выразительность

Работа над беглостью чтения



Правильность чтения

Искажение звукобуквенного состава:

Пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

Перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

Вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок - несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение по догадке”.

Наличие повторов.

Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного.

Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию сознательности чтения.

Сознательность – самая важная черта детского чтения. Состоит в понимании читаемого, в раскрытии значения слов, отдельных предложений, всего текста. Развитию этого качества способствуют практически все приемы работы над художественным произведением:

Лексическая работа,

Перечитывание вслух, про себя,

Выборочное чтение,

Составление плана,

Иллюстрирование текста,

Пересказ,

Придумывание названия и т.п.

На первых этапах урока уровень сознательности минимальный, к концу урока формируется более глубокий сознательный уровень.

Качества полноценного навыка чтения. Работа по формированию беглости чтения.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка. Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.



Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему.

Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:

  • При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
  • Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
  • Беглость – это скорость чтения, обуславливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Работа над беглостью чтения

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

Правильность - чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов (как у чтецов с нес формировавшимся навыком чтения) заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слога в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неп равильного восприятия, а затем и произнесения слова.

Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;

г) предварительное чтение текста про себя;

д) систематический контроль учителя за чтением учащихся; е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

Ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;

Ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

К исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

3. Система обучения оптимальному чтению в.Н.Зайцева

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизительно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьникам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменных заданий, что составляет примерно 2-2,5 часа. И в сумме получим около 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7-8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 часов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному - читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ -> ЭН - СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного навыка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе преобладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо - на «4» и «5» - невозможно. Значит, единственный вариант - тройка. Хоть старайся, хоть нет - выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота упражнений . Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. « Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения . Если учитель работает по обычной методике и в III классе имеет пять уроков чтения в неделю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5x4x6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40-60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения . Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80-120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую рекомендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6. Развитие оперативной памяти . Можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Дидактический материал № 1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за это время оперативная память ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8- 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Методика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того как одно из предложений открыто, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить о. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведения зрительных диктантов, развивающих оперативную память, - то проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то такая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения : многократное чтение, чтение и темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно вес ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более грех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение - скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать . Этому помогает ежедневный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не приносит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учителями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.

3. 3. Не проводятся консультации для родителей отстающих учеников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.

Значение чтения в жизни современного человека. Понятие «навык чтения». Качества полноценного навыка чтения: сознательность, правильность, беглость, выразительность. Общая характеристика качеств

Книга играет большую роль в жизни детей,

но только тогда, когда ребенок умеет хорошо читать.

В.А. Сухомлинский

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный ребенок в условиях господства телевидения, радио и кино потерял интереса к чтению книг. Но если говорить о талантливом читателе, то мнение может быть противоположным, что нам с вами необходимо доказать. Важно не забывать о том, что книги способны обогатить внутренний мир личности, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение.

Все дети процессом чтения овладевают по-разному и в разное время, но целенаправленный характер обучения чтению приобретает в начальной школе, где первоклассник на уроках обучения грамоте учится читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется лишь техническая сторона чтения, т. е. чтения, по выражению Д.Б. Эльконина, как «воссоздания звукового облика слова по его буквенной модели».

В букварный период ребенку достаточно научиться хотя бы этому, но задача учителя значительно шире : необходимо сформировать у детей сознательное , а не «озвучивающее» чтение. Речь идет не только о первичном навыке чтения, а о функциональной грамотности: чтение – это не только самостоятельный процесс, но как необходимое жизненное условие , которое обеспечивает свободную ориентировку в различных жизненных ситуациях. Поэтому нам очень важно помнить слова Ш.А. Амонашвили: «Научить ребенка читать – дело чести педагога». Профессионален тот учитель, который быстро и с радостью открывает ребенку мир письменной речи – делает его читающим.

Понятие навык чтения охватывает целый комплекс умений и навыков.

Умение – это способность осознанно выполнять определенное действие при контролирующем участии сознания.

Навык – умение, достигшее уровня автоматизма и выполняемое без особого напряжения умственно-контролирующего порядка.

Развивая навык чтения (НЧ), учитель должен знать его сущность, его природу. В школьном обиходе комплекс умений и навыков для удобства называют навыком чтения, который имеет 2 стороны: техническую и смысловую.

Техническая сторона включает в себя способ чтения, правильность, беглость, выразительность.

Смысловая – это понимание учащимися таких положений, как:

Значения большей части слов (прямого и переносного);

Основного смысла всего содержания текста, высказывания своего отношения к прочитанному.

Когда учитель готовит детей к выразительному прочтению текста художественного произведения, он большое внимание уделяет осмыслению его.

Исходя из этого, мы можем прийти к мысли о том, что навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, а также освоить выразительное чтение.

Но, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не следует забывать и о темпе чтения. Навык чтения – сложный навык, который требует длительного времени для своего формирования. Поэтому в методике (Т.Г. Егоров) выделяют 3 этапа процесса формирования НЧ: аналитический, синтетический (этап возникновения и становления целостной структуры действия) и этап автоматизации.

Аналитический – это период обучения грамоте, который характеризуется звуко-буквенным анализом и чтением слова по слогам.

Синтетический – это чтение текста целыми словами. Зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Автоматизация этого вида чтения происходит в последующие годы – в течение всей жизни.

Относительно способа чтения учителю необходимо иметь, что существует продуктивные и непродуктивные виды чтения. К непродуктивным относится побуквенное чтение и отрывистое слоговое. К продуктивным – плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.

В.А. Сухомлинский, исследуя причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Поэтому одной из актуальных тем в начальной школе является формирование техники чтения. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и способствует совершенствованию учебного процесса. В.Н. Зайцев пришел к выводу о том, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание всех процессов, необходимых для решения математических задач.

В учебно-методических материалах для начальной школы по всем УМК мы встретим требование, связанное с темпом чтения в 1 минуту: ребенок должен читать не ниже 100 слов в минуту. По классам такое распределение нагрузки: 1 класс – 25 – 30 слов; 2 класс – конец I полугодия – 30 – 40 слов, II полугодие – 40 – 50 слов; 3 класс – I полугодие – 50 – 60 слов, II – 65 – 75 слов; 4 класс - I полугодие – 75 – 80 слов, II – 85 – 90 слов.

До 2010 года начальная школа России должна будет перейти на Стандарты II поколения, где обязательно 6-летнее начальное образование: 1-ый год – работа со старшими дошкольниками, а в 5 классе учитель начальных классов условно именуется «классной нянькой» (которая помогает ребенку одеваться на прогулку).

В начальной школе учащийся должен овладеть 3 видами деятельности:

1) познавательная (уметь отличать учебные тексты, художественные и научные);

2) речевая (ребенок должен выйти на монолог и уметь вести диалог;

3) организация собственной деятельности (владение техникой чтения – вслух и про себя).

В новых Стандартах под техникой чтения подразумевается правильное и осознанное чтение без замера скорости чтения – с учетом психотипа (М. Безруких). Все скоростные показатели убраны. Не нужно скорость чтения превращать в критерий оценивания. Технику чтения можно проверять, но без критики.

Методика работы над правильностью чтения; типичные ошибки в чтении учащихся; приемы отработки беглости чтения с учетом программных требований и возрастных особенностей

Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Педагогическая проблема состоит в том, чтобы обучение чтению с самого начала было функционально ориентированным делом. Решение этой проблемы осложняется многими факторами, в том числе психофизиологической зрелостью учеников, разнообразием дидактических средств, особенностями методики. Качественное обучение чтению возможно при хорошем понимании учителем этого психофизиологического явления. Чтение – сложный вид деятельности, который совершается благодаря взаимодействию различных сторон психики: памяти, мышления, эмоций. Особенно велико значение внимания : без умения сосредоточиться правильное чтение невозможно. Следовательно, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

Пока не ясно, как накапливается особый опыт чтения-озвучивания, который обеспечивает оперативное схватывание значений слов и смыслов. Предполагается, что это схватывание возникает в результате титанической работы по перебору возможных вариантов осознания прочитанного. Психическим механизмом понимания выступает закон угадывания, предвосхищения. Известно, что во фразе первые два слова задают не только смысл, но и грамматическую сторону. Осознав слово и его форму, ученик открывает для себя тайну рождения смысла. Важно помнить, чтобы действие чтения изначально задавалось именно как действие сознания.

Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+ (-) 2 единицы хранения. У младшего школьника на 2 единицы меньше. Этой единицей может быть буква, слог, слово, фраза, идея. Поэтому, чтобы эффективность чтения повысилась, необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Основой включения психических процессов служит физиология, сенсорика, т. е. комплекс чувственных данных: - зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Они поставляют информацию, которая обрабатывается сознанием. Решение этой проблемы зависит от множества факторов. В настоящее время установлено, что физиологическая сторона чтения, основанная на хорошем запоминании букв и быстром установлении их звукового значения, обеспечивается следующими явлениями:

а) обучение чтению должно опираться на развитый фонематический слух, который выражается в умении анализировать и синтезировать устную речь;

б) согласно слоговому принципу письма, обучение чтению должно в качестве единицы чтения использовать слог: согласный может быть прочитан только в слоге, т. е. в сочетании с другими буквами;

в) плавность чтения обеспечивается особым качеством зрения, которое называется полем чтения . Это понятие означает «площадь одновременно видимой строки с отчетливо распознаваемыми буквами». У первоклассников поле зрения ограничено. При неподвижном взгляде на строку ученик воспринимает сочетание из 2 – 3 букв, поэтому важно учитывать эту физиологическую особенность чтения;

г) в чтении участвуют слуховые и речедвигательные анализаторы, которые «находят» значения для читаемых слов. С этой целью орфографическое чтение нужно перевести в орфоэпическое: воробэй – варабэй. Поэтому на первых порах нужно обязательно задавать громкое чтение с совместным проговариванием, но постепенно переходить на молчаливое чтение. К жужжащему чтению отношение методистов неоднозначно: в среднем звене школы дети превращаются в «шептунов»;

д) из-за несформированного умения удерживать строку зрительно необходимо использовать физическую опору для строки, которая передвигается горизонтально.

Все эти условия важно учитывать не только при первоначальном обучении чтению в букварный период, но и в последующем.


Похожая информация.


План

1. Общее понятие о навыке чтения.

2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

3. Новые подходы к формированию навыка чтения

4. Проверка навыка чтения у младших школьников

Литература

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991 – 160с.

2. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. -М., 1953. - С. 16

3. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков // Начальная школа – 1998 - №9

4. Зайцев В.Н. Резервы бучения чтению. М.: Просвещение, 1990.

5. КлимановаЛ.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах /Под ред. М.П.Кашина. -М.,1978.

6. Лушина Е.А. К вопросу о методическом сопровождении курса литературного чтения // Начальная школа - 2002 - №5

8. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: изд-во «Академия», 2000 – 472с

9. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальной школе. М.: Просвещение, -1987. –С.106-112

10. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. -М., 1954.-С. 100

11. Сосновская О.В. . Зачем учителю начальных классов нужно знать теорию литературы// Начальная школа – 1998 - №9

1. Общее понятие о навыке чтения.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации, один из каналов всестороннего воздействия на школьника. Как особый вид деятельности чтение представляет большие возможности для умственного, эстетического, речевого развития ребенка. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Навык чтения складывается в целом из двух сторон:



1.Смысловой – понимание, уразумение содержания и смысла читаемого.

2.Технической – способом, правильностью и выразительностью чтения.

Ведущее место в «навыке чтения» принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Все, что относится к технической стороне чтения подчинено все той же смысловой стороне.

Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте, как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Осознанность, уразумение содержания прочитанного, его понимание не имеет границ и пределов. Этот компонент навыка чтения обуславливает непрестанное совершенствование всех других компонентов. Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности и многого другого.



Техническая сторона чтения охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинен смысловой стороне, пониманию, служит ее более полному выражению.

Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные ее стороны, является способ чтения . Чтение целыми словами и группами слов является самым продуктивным.

Существуют несколько типов чтения.

Механическое чтение – это самый простой вид чтения, при котором ребенок правильно воспроизводит слова и фразы, но смысл прочитанного не доходит до сознания ребенка, он остается равнодушен к прочитанному, ему трудно воспроизвести то, что только что прочитал, ответить на вопросы по прочитанному тексту.

Информативное чтение – чтение для получения какой-либо информации, например, короткого пояснения, вывески над магазином, указателя и т.д.

Чтение – общение . В процессе этого вида чтения сам «говорящий» всегда отсутствует, хотя именно он-то и выступает как субъект общения. Второй субъект общения – тот, кто, читая, слушает и должен услышать говорящего. Чтение-общение для читателя – это всегда процесс, во-первых, творческий: читатель вступает в общение с книгой и тогда непременно творит. Во-вторых, чтение-общение – процесс для читателя-слушателя спонтанный, т.е. самопроизвольный.

Эстетическое чтение - это глубокое понимание, прочувствование художественных произведений. Эстетическое чтение требует медленного темпа чтения.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества : правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов, а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях становится средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения . Известный психолог Т.Г.Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» рассматривал чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: 1) восприятия буквенных знаков, 2) озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и 3) осмысления прочитанного. У маленького ребенка, который только учится читать, эти действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Г.Егоров термин «чтение» употребляет в разных значениях: в узком – формирование навыка чтения отождествляется с овладением техникой чтения, в широком – «чтение» трактуется как «техника чтения» плюс понимание прочитанного. Таким образом, технику чтения он не противопоставляет осмыслению читаемого. Чтобы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены одновременно.

Таким образом, уже в 50-е годыXX столетия в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: 1) восприятие, 2) произнесение, 3) понимание. Становление навыка чтения - процесс очень не простой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса, а также иметь в виду ориентиры, которые помогут устанавливать степень обученности каждого ребенка.

2. Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца

6. Развитие умения антиципации


С учетом условий, обеспечивающих процесс чтения, и психологических особенностей детей младшего школьного возраста можно выделить восемь этапов формирования беглости чтения в начальной школе:

1. Начальный этап (период обучения грамоте).

2. Этап развития кратковременной памяти.

3. Этап развития внимания.

4. Развитие угла зрения.

5. Переход на чтение «про себя».

6. Развитие умения антиципации.

7. Этап отключения «слуховых», «звуковых» аппаратов.

8.Этап формирования динамического чтения (см. рис.1).

Т.Г. Егоров выделяет три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных операций: увидеть гласную букву, соотнести ее со слогом-слиянием, подумать, куда надо причитать буквы вне слияния, озвучить каждый увиденный графический слог. Таким образом, аналитический этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. Обычно считают, что аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ребенок не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонация при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого. Это обычно происходит на второй год обучения в начальной школе.

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения должен производиться с учетом психологических особенностей детей и особенностей текстов;

3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) учителем должна быть использована система исправления допущенных при чтении ошибок;

5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение» (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

Навык чтения на начальной и конечной ступени отличается. Показателем развитого навыка чтения является темп чтения. Успешное осуществление всех требований программы возможно лишь при наличии у учащихся достаточно прочного навыка чтения. В букварный период дети обучаются чтению вслух и лишь во 2 полугодии учащиеся приобретают навык чтения «про себя», который окончательно формируется лишь в 3 классу. Только обладая обоими видами чтения: про себя и вслух, учащегося можно считать грамотным читателем. Методика рекомендует уже с 1 класса вводить чтение про себя, постепенно повышая его удельный вес. Во 2 полугодии 1 класса для чтения про себя даются уже прочитанные вслух произведения. Детям предлагается при чтении выбрать предложение к картинке, найти ответ на вопрос, указать слова персонажей сказки и т. д. Во 2 классе дети читают про себя новые произведения после подготовительной работы. При этом дети получают задания, требующие сознательности чтения: обдумать картинку к тексту, распределить данные учителем заголовки по частям произведения, приготовиться к выборочному пересказу, сделать выписки из текста и т. д. В 3 классе чтение про себя занимает значительное место на уроке как при первичном знакомстве с новым произведением, так и при выполнении различных заданий к знакомому тексту.

Чтение про себя должно контролироваться взрослым. В 1-2 классах контроль осуществляется путем устного опроса с помощью пересказа, выборочного чтения. Постепенно вводятся более сложные задания: составление плана, подготовка к выразительному чтению и т.д.

3. Новые подходы к формированию навыка чтения.

За последнее десятилетие немало работ было посвящено исследованию процесса чтения и особенностям его развития в начальной школе (В.Н.Зайцев, М.И.Оморокова, А.М.Кушнир, И.Т.Федоренко и др.).

Большой интерес вызывает теория обучения чтению А.М. Кушнира. Согласно этой теории, умение читать осваивается детьми в процессе деятельности по познанию окружающего мира, в процессе коллективного и активного слушания и обсуждения различных художественных произведений. Использование технологии обучения чтению, разработанной А.М. Кушниром, дает положительные результаты. Причины такого успеха «лежат» в следующих психологических закономерностях:

1. Ученические классы формируются по гетерогенному принципу, как по уровню предварительной подготовленности детей к школьному обучению, так и по уровню общего психического и умственного развития.

2. Процесс образования строится так, чтобы каждый ребенок мог принимать активное участие в этом процессе, независимо от своих личностных особенностей и природных задатков.

4. Процесс образования строится так, что осознаваемой детьми целью учения является значимая и понятная им цель в соответствии с их природными и развивающимися потребностями. Тем самым процесс образования строится на доминировании внутренней мотивации деятельности учащихся. Внешние мотивы оценки, престижа, благополучия используются лишь как вспомогательные.

5. Овладение детьми основными учебными навыками чтения, письма происходит в процессе интересной и понятной для детей деятельности. Поскольку овладение этими навыками происходит через подсознание, это обеспечивает возникновение у каждого ребенка явления гипермнезии (сверхзапоминания). Быстрое и качественное овладение детьми основными учебными навыками ведет за собой общее психическое и умственное развитие детей. Это приводит к коррекции и компенсации у слабо подготовленных и недостаточно развитых детей их недостатков и пробелов в развитии, а у детей, обладающих хорошими природными задатками, будет развивать их и превращать в высокие способности.

6. Овладение умениями и навыками, их совершенствование происходит в процессе личного детского творчества – литературного (сочинение стихов, рассказов, сказок), художественного (рисование и лепка воображаемых объектов и сюжетов на основе прочитанного текста или на определенную тему). Тем самым достигается не только овладение и совершенствование основных учебных навыков, но и эстетическое развитие детей.

7. Используется принципиально иная, нежели в других системах обучения, психофизиологическая модель чтения. Это не автоматизация аналитико-синтетических процессов по соединению слогов и слов в связанный смысл, а расширение словаря «мгновенно узнаваемых (соответственно и понимаемых) слов». В развитой форме это чтение образами, а не чтение по слогам.

На уроке чтения (по методике А.М.Кушнира) используются различные упражнения, направленные на:

Формирование правильности, безошибочности восприятия чтения;

Расширения оперативного поля чтения;

Развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;

Развитие внимания и памяти в процессе восприятия;

Преодоление трудностей прочтения и понимания в разных условиях восприятия текста.

Назовем некоторые упражнения из каждой группы:

üАртикуляционная гимнастика (Чтение шепотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно.)

üИгры на звукоподражание, игры со словами «Дочитай слово», «Слог потерялся».

ü Работа с поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, считалками.

üУпражнение-фотографирование

üУпражнение «Найди лишнее слово»

üЧтение текстов с пропущенными словами

üЧтение с закладкой

üЧтение «эхо»

üЧтение «канон»

üЧтение «спринт»

üЧтение «разведка»

Эффективность обучения чтению обусловлена опорой на интегральные процессы целостной психики личности, отказ от формирования, развития, тренировки каких бы то ни было отдельных процессов и функций, позволяя реализовать в современном учебном процессе тысячелетние традиции народной педагогики.

Другой исследователь в области совершенствования навыка чтения - В.Н. Зайцев в своей книге «Резервы обучения чтению» в главе «Как добиться оптимальной скорости чтения» предлагает для совершенствования навыка чтения использовать восемь «резервов» обучения чтению. Он считает, что:

1) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ним небольшие по объему упражнения;

2) жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью;

3) ежеурочные пятиминутки чтения;

4) хорошие результаты дает чтение перед сном;

6) установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над развитием оперативной памяти проводится с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко. Он содержит 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

7) три типа упражнений, заимствованные из системы И.Т. Федоренко и М.Т. Пальченко:

Многократное чтение;

Чтение в темпе скороговорки;

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но в полголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочитывания окончания слов.

8) приемы стимулирования учащихся. Например: в конце урока чтения учитель оставляет 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Дети в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат чтения в дневнике. Эта работа производится каждый день. Результаты свидетельствует об увеличении скорости чтения, это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

М.И. Оморокова для формирования навыка осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом предлагает использовать рабочие тетради на печатной основе и карточки. Для совершенствования навыка чтения она предлагает следующие упражнения:

1. Развитие четкости произношения (работа с поговорками, пословицами, чистоговорками, скороговорками, упражнения в четком чтении абзаца, строфы, упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных).

2. Развитие внимания к слову и его частям как предпосылка правильного чтения (чтение слов с общим корнем, с разным корнем, установочное чтение).

3. Развитие оперативного поля чтения и памяти (чтение «пирамидок» слов, упражнения на проверку зрительной памяти).

4. Развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча (упражнения «Губы», «Угадай», «Финиш», «Фотоглаз», «Буксир», «Молния», «Циферблат»).

5. Развитие антиципации (антиципация частей поговорок, частей диалога, таблица комбинаций согласных, тренировочное средство «Решетка»).

6. Упражнения, направленные на развитие выразительности чтения (указание на особенности чтения произведения данного жанра, объяснение тона, темпа, чтения в зависимости от содержания текста).

4. Проверка навыка чтения у младших школьников

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Формирование навыка чтения не заканчивается в начальной школе. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения от 60 слов в минуту при способе чтения вслух целыми словами. Владение синтетическим чтением на уровне 90 слов в минуту вслух обеспечивает углубленное понимание прочитанного . Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, т. е. знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.

Проверку сформированности навыка чтения целесообразно проводить три раза в год : в начале учебного года (10- 15 сентября); в конце первого полугодия (20-25 декабря); в конце учебного года (10-15 мая). Эти три точки отсчета дадут возможность увидеть степень продвижения ученика в овладении техникой чтения.

В помощь учителю предлагается пособие «300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению для начальной школы» (авторы Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева). Материал распределен по классам, причем в каждом классе тексты объединены в три группы .

В 1 классе сначала предлагаются тексты, которые в своем большинстве состоят из слов с открытыми слогами (У реки были норы ... и т. д.). Затем ученики осваивают тексты, в которых преобладают слова со стечением согласных (Пришла весна; Сел дед пить чай и т. д.). В заключение даются тексты, в которые входят слова, состоящих из трех и более слогов.

Для проверки навыка чтения за первое полугодие и в конце учебного года учитель выбирает тот или иной текст в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Для проверки сформированности навыка чтения во 2-4 классах также предлагается несколько вариантов текстов. По усмотрению учителя проверка может быть осуществлена на основе одного или нескольких текстов.

В начальной школе предусматривается овладение и таким видом чтения, как чтение про себя.

Соотношение чтения вслух и про себя на уроке.

На уроке в 1 классе чтениевслух занимает 90% урока, чтение шепотом – на 10% (по времени) больше

Во 2 классе чтениевслух осуществляется на 70% урока, чтение про себя - 30%.

В 3 классе чтение вслух 50% урока, чтение про себя - 50%

В 4 классе чтение вслух занимает 30% урока, чтение про себя – 70%

Чтение вслух предназначено для слушающего. Чтение же про себя подразумевает не только переработку информации читающим, но и интенсификацию процессов понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Скорость чтения про себя должна превышать результаты при чтении вслух на 20-40 слов, иначе навык этого вида чтения можно считать несформировавшимся. Осуществлять же целенаправленный контроль за формированием навыка чтения про себя целесообразно со 2 класса. Тексты при этом лучше давать объемные, интересные по содержанию, яркие по использованию языковых средств, не очень известные детям. Методика проверки техники чтения про себя аналогична проверке чтения вслух. По окончании чтения важно выявить степень осознанности учащимися смысла прочитанного.

Стихотворные классические произведения можно использовать в работе по формированию и совершенствованию у детей навыка чтения, обращая внимание на соблюдение ритма, интонации, пауз, эмоциональную окраску, образность. Остановимся подробнее на таких важных аспектах навыка чтения, как осознанность, способ, правильность, темп, выразительность. Именно их учитель должен постоянно держать под контролем.

При проверке осознанности чтения следует обращать внимание на понимание содержания текста в целом, значения отдельных слов и словосочетаний, предложений.

Учитель может воспользоваться вопросами и заданиями, которые даются в конце текста, или предложить свои типа: «О чем этот текст?», «Назови главных действующих лиц», «Что тебе особенно запомнилось?». Однако количество их не должно быть слишком большим.

Одной из сторон навыка чтения у младших школьников является способ чтени я, который определен программой на каждый период обучения. Самым продуктивным способом чтения является чтение целыми словами - именно так должны читать ученики 3-4 классов. Многократное чтение учащимися текста на уроках создаст условия для совершенствования навыка, обеспе чения разнообразной деятельности детей с текстом. Две трети урока должны отводиться разнообразным видам чтения учащихся вслух (выборочное, хоровое, по ролям, цепочкой), а также чтению про себя - глазами, «просмотровому» - беглому чтению. «Просмотровое», беглое чтение целесообразно использовать перед устными формами работы с текстом (пересказ, составление плана, озаглавливание текста и т. д.). Необходимо, чтобы каждый ученик прочитывал текст на уроке не менее двух раз.

Именно от способа чтения зависит темп чтения. Он различный у детей, читающих по слогам, и у детей, читающих целыми словами. При подведении итогов чтения учителю следует руководствоваться нормами скорости чтения, которые предусмотрены программой.

Примерные нормативы темпа чтения в начальной школе

(количество слов в минуту)

На все ошибки, допущенные ребенком при чтении, учитель указывает лишь после окончания чтения (если они не ведут к сильному искажению смысла прочитанного).

При оценке выразительности чтения следует учитывать четкость, соблюдение пауз, логических ударений, эмоциональность, умение находить нужную интонацию, правильность чтения диалогов. Выразительное чтение рассматривается как высший тип чтения. Формировать его, как показывает практика, помогают вопросы и задания следующего типа (их учитель предлагает детям на текущих, ежедневных уроках):

а) какие строки в тексте (отрывке) ты будешь читать громко, радостно, какие спокойно, медленно, с грустинкой, почему;

в) читай так, чтобы слушатели поняли, каким был каждый из героев; читай спокойно, не спеша;

д) выбери слова, которые подходят в большей степени для чтения русских народных песен (колыбельных, хороводных, о животных): быстро, мелодично; спокойно, торжественно, напевно, ритмично, громко, тихо, вполголоса и т. д.

При изучении курса «Литературное чтение» (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.) проверяется следующее:

Навык осознанного чтения в определенном темпе вслух и про себя;

- умение учить наизусть стихотворение и прозаическое произведение;

Умение ориентироваться в книге;

Знать литературные произведения, их жанры, жанровые особенности, знание имен детских писателей и поэтов, их жанровых приоритетов.

1 класс. Проверяем сформированность слогового способа чтения с переходом к целым словам. Хороший чтец к концу 1 класса читает 30-50 слов, средний – 25-30 слов. Ученик должен осознавать общий смысл текста, понять отдельные слова и выражения. Про себя дети читают на 5-10 слов больше (шепотное чтение)

2 класс. Проверяем сформированность чтения целыми словами и словосочетаниями. Осознавать смысл читаемого при скорости 60-70/55-60 слов. Проверяем чтение с элементами выразительности. Ребенок должен правильно делать паузы, с помощью интонации передавать настроение и особенности характера героя.

3 класс. Читать словами и синтагмами. Темп 80-90/65-75. Про себя может читать 120 слов. Проверяем выразительность чтения подготовленного текста, прозы и стихотворения. Обращаем внимание на умение использовать паузы, ставить логические ударения, подчеркивать при чтении интонационный рисунок. Смотрим, насколько ребенок может осмысливать текст при темпе 80-90 слов (вслух), 115-120 слов (про себя). Смотрим выразительность чтения по книге и наизусть, как подготовленного, так и неподготовленного текста. Ученик должен уметь самостоятельно подбирать элементарные средства выразительности в зависимости от характера произведения.

В помощь учителю предлагаются таблицы для проверок навыка чтения. Ими желательно пользоваться на протяжении всего обучения в начальной школе. После каждой проверки делается сводная таблица по классу:

Проверяется навык чтения индивидуально у каждого ребенка. При проверке нежелательно пользоваться секундомером, лучше иметь часы с секундной стрелкой. Учитель фиксирует время незаметно от ученика, и отсчет его ведет с начала процесса чтения (многие ученики имеют привычку готовиться к чтению, ищут первую строку, концентрируют внимание и т. д.). Слабых учеников необходимо подбадривать, вселять в них уверенность, после окончания чтения сначала отмечать положительные стороны, а затем в доброжелательной форме указывать на недостатки. Особого внимания требуют дети, имеющие психофизиологические недостатки: заикание, пониженный процент зрения, чрезмерную медлительность и т. д. При подведении итогов чтения это учитывается. Контроль чтения у таких детей можно осуществлять на уроке.

Проверка навыка чтения проходит на незнакомых детям текстах, образцовых по языку. Они представлены в виде самостоятельных произведений и логически законченных отрывков. Объем текстов рассчитан на одну-две минуты чтения.

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки навыка чтения .

Ошибки :

Искажение читаемых слов (замена окончания, перестановка слогов или звуков, пропуск или добавление букв, слогов, слов);

Неправильная постановка ударения;

Чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

Непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

Неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

Неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

Нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

Нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

Монотонное чтение, отсутствие средств выразительности.

Недочеты

Не более двух неправильных ударений;

Отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

Осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

Неточность при формулировке основной мысли произведения;

Нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Контроль навыка чтения бывает текущим и итоговым. Текущий контроль проводится на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ, выразительное чтение наизусть или с места. Возможны небольшие письменные работы (5-10 минут), ответы на вопросы, описание героя, событий, самостоятельная работа с книгой (с иллюстрацией, оглавлением), умение найти ошибку при работе с текстом.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме на уроке обобщения, после изучения раздела. Учитель выясняет:

Поняли ли дети содержание произведения, соотносят ли его с названием раздела,

Помнят ли они основных действующих лиц, запомнили ли яркие фразы, передающие смысл произведения, из каких произведений они.

Тесты и задания к лекции №3.

Качества полноценного навыка чтения .

1. Выбери более точное определение навыка чтения.

А) Навык чтения - это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

Б) Навык чтения – автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений.

11. Термином техника чтения обозначаются следующие компоненты процесса чтения: А) восприятие, Б) воспроизведение, В) произнесение, Г) понимание, Д) слушание.

111. В методической науке выделяют следующие этапы формирования навыка чтения: А) аналитический, Б) аналитико-синтетический, В) синтетический, Г) этап воспроизведения, Д) этап автоматизации