Предметы с мягким звуком м. Конспект занятия буква м

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?... (Мышка)

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

- Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

Лакомятся молоком

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

«Скамейка»

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С какими звуками познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве.

2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М"], дифференцировать звуки на слух и в произношении.

4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук».

5. Учить определять место звуков [М], [М"] в начале, середине и конце слов.

6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Взрослый завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Перед - между - после». Взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие времена года, месяцы дни недели он помнит: просит произнести их по порядку. Затем взрослый задаст вопросы: какой первый месяц года? Последний? Перед мартом? После марта? Между июнем и августом? (Аналогично игра проводится на материале дней недели, времен года.)

Задание 3. Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос: Голодная - мычит, Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова) «Как мычит корова?» - «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения:

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Взрослый показывает ребенку символ звука [М]: корова мычит: МММ..., затем объясняет, что звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Задание 4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки». Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 6. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 7. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 8. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах: мак, муха, машина, мыло; дом, сом, ком, лом.

Задание 9. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

В начале слов: мак, муха, маска, марка;

В конце слов: дом, сом, альбом;

В середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [М] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

Задание 10. Вспомнить вместе с ребенком:

Месяцы года, в названии которых есть звук [М] (март, май);

Время года, в названии которого есть звук [М] (зима).

Задание 11. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя... (шапка). Это мой... (дом). Это мое... (пальто). Это мои... (книги).

Задание 12. Знакомство со звуком [М"].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» - «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь...

Затем знакомит ребенка с символом звука [М"]: теленок мычит: мьмь..., характеристикой звука: согласный, мягкий, звонкий, и обозначением: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М"]»:

мь, а, у, мь, и, мы мя. ка, па, ми, ки, ме; мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 14. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить серию слогов:

мя-ме, ми-мю...; амь-омь, умь-имь...

Задание 15. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М"]:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц. ,

Игры с картинками: «Чего не стало?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.) «Что изменилось?» (ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.)

Задание 16. Дифференциация звуков [М] - [М"].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М]»:

м, мь, мь, м...; ма, мя, ми, му...; ам, омь...; мяч, муха, мак, Миша...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (игра с мячом: взрослый произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом кидает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М"], возвращая мяч взрослому, и т.д.):

ма-мя, мо-..., му-..., мы-...; мя-ма, ми-..., мю-..., ме-...

Задание 17. Ребенку предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М] ([М"]):

Миша, Марк, Марина, Мирон... Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки [М] и [М"]. (В конце занятия по теме взрослый предлагает ребенку вспомнить, какие картинки он вклеил в свою тетрадь.)

Задание 18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой - спит,

Летом - ульи ворошит. (Медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай-ка травки мне. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.

Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

А теперь все дружно встали в кулачки.

Ножками потопали, Выполнять соответствующие

Ручками похлопали. движения.

Мы писали, мы писали. Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали. в кулачки.

Мы немножко отдохнем -

Опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами.

Как верблюд - смотрите сами! (О. Гофман)

На что похожа буква М?

Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок. Игры с буквой.

Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Конспект занятия по обучению грамоте

Звуки М-МЬ. Буква М” в подготовительной группе

Тема: звуки М-МЬ. Буква М.

Цели:

Коррекционно-образовательные : учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля, читать и прямые и обратные слоги;

Коррекционно-развивающие : развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Расширять и уточнять словарь.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: зеркала по количеству детей, символы звуков, картинки со звуками М, Мь, конверты -2 шт., сини и зелёные фишки по количеству детей, мячик

Ход занятия

Вводная часть

- Ребята, сегодня почтальон принёс к нам в детский сад 2 письма. А от кого они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:

Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)

А теперь вторая загадка:

Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...(медведь). Молодцы!

- Молодцы! Вы быстро отгадали кто прислал нам письма. А что написали нам Мышка и Мишка мы узнаем чуть позже.

Основная часть

Какие звуки мы слышим вначале в словах Мышка и Мишка?

Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками М, Мь.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.

- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

- Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) - на доске выкладываем символы.

У звука М есть братик звук Мь. Давайте произнесём его.

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) - на доске выкладываем символы.

Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”

Логопед произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

- Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!

Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.

Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.

Логопед бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.

МА - …(м я) АМ - …(амь) Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)

М у - …(мю) УМ - …(умь) Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)

Мэ -… (ме) ЭМ - …(эмь). – Поиграем в игру: «Доскажи словечко»: МА – малина, машина, …… ,МО – молоко, моль, ……. И т.д.

Сегодня у наших друзей Маши и Миши день рождение, давайте мы их поздравим и подарим им подарки (картинки).

Знакомство с буквой “М”

- Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М”: - Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем, получилась буква М.

- Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали” (двое детей изображают букву М), а остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем изображают её с помощью кистей рук.

Давайте теперь заселим букву М в домик и прочитаем слоговые ряды: МА, МО, МУ, МЫ, МИ.

Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга – услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой – перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо;

в) мутить воду – специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху.

А теперь давайте посмотрим что же нам прислали Мышка и Мишка?

Мышка (лабиринт) Задание: пройти по лабиринту и добыть сыр.

Мишка с помощью цветных карандашей сделать звуковой анализ слов: МЁД, МАЛИНА.

Итоги

Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.

Какие звуки мы с вами изучали? - Что было самым интересным на занятии? - Что было самым трудным?

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звук и буква М»

Задачи: 1. Образовательные: Учить детей выделять первый согласный звук в слове; познакомить с буквой М; закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы слова; закрепить умение восстанавливать деформированное предложение.

2. Развивающие: Развитие фонематического слуха и слухоречевой памяти; развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к членам своей семьи.

Оборудование: картины «Дом», картинки: мяч, мышь, малина, мука, медведь, дым, машина; звуковые домики; буквы М, разрезная азбука; кружки синего и красного цвета для обозначения звуков; карточки со слогами и словами: ам, ом, ум, ма, мо, му, мама.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Доброе утро. Посмотрите сколько гостей пришли к нам, поздоровайтесь с ними.

А сейчас встаньте в круг. У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его по кругу и желать друг другу доброго утра.

II. Сообщение темы занятия. В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

А, О, У, И.

В: Они какие?

Гласные.

В: Как они произносятся? +Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит? + Из гласных.

В: Сколько их? + Два.

В: Подберите короткие слова для этой схемы. Ау! Уа! Иа!

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? + согласными.

Что это? (выставляется картина «Дом»)

Какой последний звук вы услышали в этом слове?

Сегодня мы с вами будем изучать звук и букву «М»

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка, между ними галочка.

И понятно сразу всем: получилась буква М.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. Похожи ребята на букву М?

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? В: Сколько в ней элементов? В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. При произнесении звука [м] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы.

Какой это звук? (согласный)

А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуком М. (морковь, помидор).

Назовите фрукты и ягоды с этим звуком(смородина, мандарин, малина, лимон).

А теперь назовите весенние месяца со звуком М (март, май).

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет? »

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале.

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).

Физкультурная минутка.

Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

МАМА

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова).

В: - Как ласково дети называют маму? (Мамочка, мамулечка, мамуленька, любимая, милая)

IV. Развитие фонематического слуха.

Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?

- (имя девочки, придуманное детьми) учится говорить слова, но пропускает звуки. Поможем ей: .алина, .уха, .едведь, ды., .ашина, до..

Дети определяют место звука м

Проговаривание хором, подгруппами, индивидуально

VI. Физкультминутка.

VII. Развития зрительного внимания и памяти.

Майя и Митя очень любят играть в игру «Чего не стало?» Мы с вами тоже в нее поиграем.

Выставляются игрушки: машинка, мозаика, пирамидка, матрешка.

Запомните, как стоят игрушки. Закройте глаза.

Игрушки переставляются.

А теперь откройте глаза. Что изменилось? (Игрушки переставлены. Раньше матрешка стояла между машиной и пирамидкой, а теперь стоит…).

VIII. Развитие фонематических представлений.

Вся семья собирается в отпуск к морю. На чем они поедут? (на машине). А полетят? (на самолете). Какой первый звук в слове «машина»? Где вы услышали звук [м] в слове «самолет»?

Что они взяли с собой? Назовите только те предметы, в названии которых есть звуки [м].

IX. Восстановление деформированных предложений.

Мама предложила Мите составить предложения. Послушайте, что у него получилось:

«Мама мыть Митя».

«Возле дома цвести мак».

«Дима мыть руки мыло».

Поможем Мите составить эти предложения правильно.

Нахождение буквы М в кассе букв

Найдите букву, которой обозначаются звуки [м]. Закрасьте ее.

XI. Итог занятия.

С какими звуками сегодня познакомились?

Что еще нового узнали на занятии?

Что было трудным для вас на занятии?

Спасибо всем за работу.

Компанеец Олеся
Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»

Тема : Звуки М , Мь. Буква М .

Цели : Познакомить детей со звуками М , Мь, с буквой М .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Умение детей характеризовать звуки М , Мь

Закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;

Коррекционно-развивающие :

Развитие у детей фонематического слуха и восприятия

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики

Расширение и уточнение активного словаря

Коррекционно-воспитательная :

Воспитание у детей самоконтроля за речью

Оборудование : альбомы по обучению грамоте ; карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М , Мь; счетные палочки; игрушка мишка с рюкзаком за спиной и мармеладом.

Ход занятия:

1 Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость , но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку :

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу.

2 Закрепление пройденного материала :

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИЫО – они какие? (гласные) ; ПТКХ (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

Игра «Угадай звук по артикуляции » - У А О И Ы

3 Сообщение темы занятия

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их :

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый ….(мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове .

Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся . Это имена старшего и младшего брата, а их фамилия ЭМ. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы) . Значит этот звук согласный , может быть твердым (синим) и мягким (зеленым) . А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук ? (звонкий) .

4 Связь буквы и звуков :

Палочка и палочка

Между ними галочка

И понятно сразу всем

Получилась буква М .

Посчитайте сколько элементов в этой букве ? (4)

Выкладывание буквы из счетных палочек :

И есть ещё одно стихотворение про эту букву , встаньте в пары, держась за руки, лицом вперед.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

У вас на столах лежат три веселых человечка, вам нужно выложить при помощи их слоги : МЫ – мы-мы-мы в реке плавают сомы, МО- мо-мо-мо – Маша ела эскимо, МИ – ми-ми-ми машет птица крыльями.

Приготовьтесь к работе в альбомах, не забывайте, о правильной осанке.

5 Работа в альбомах по обучению грамоте О . С. Гомзяк

Открываем альбомы на стр. 22. К вам в гости на страничку пришли Маша и Миша у них день рождения им нужно подарить подарки возьмите синий и зеленый карандаши, к Маше мы будем проводить дорожки к подаркам синим карандашом, а к Мише зеленым карандашом.

6 Физминутка

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

И как мишка-косолапый.

7 Игра на развитие фонематического слуха «Твердый, мягкий»

У вас на столах сигнальные карточки, я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук вы поднимите зеленого человечка, твердый - синего человечка.

М- машины, кормушка, дым, сумки, самолет, муравьи

Мь – мел, помидор, кометы, мельница.

8 Звуко- буквенный анализ :

Ребята скажите, какое самое любимое слово для всех детей и людей в мире? МАМА

В этом слове сколько слогов, звуков М А М А пропечатаем это слово при помощи двух карандашей синего (согласный звук ) и красного (гласный звук ) .

Пальчиковая гимнастика :

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Ведь не только у людей есть мамы, мамы есть и у животных посмотрите на плакат, перечислите детеныша и назовите его маму. Проводите в своих альбомах маму к своему детенышу.

9 Итог занятия :

С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам .

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад) . Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М , ребятки, попробуют твой мармелад!