Основы православной культуры. Как выбрать нательный крест для себя? Внешние особенности православного креста

Крест апостола Андрея: история святыни

В Россию для поклонения доставлен крест святого апостола Андрея, вернее - частицы креста в особом крестовидном ковчеге. Святыня прибыла из греческого города Патры, где святой принял мученическую кончину около 70 года.

Средневековые источники дают мало информации о том, что случилось с этой святыней на протяжении почти двухтысячелетней истории. Греческий мартирий святого апостола содержит очень краткое описание орудия казни святого Андрея: «И оставив всех, Андрей подходит ко кресту и говорит ему громким голосом: «Радуйся, о крест, и воистину радуйся. Я уве-рен, что и сильно уставшего упокоишь ты, вбитый и ждущий меня. Пришел я к тебе, который знает меня. Ведаю я таинство, ради которого ты и вбит. Так что, чистый, светлый и весь [пол-ный] жизни и сияний крест, прими меня, сильно утомленного».

После этих слов блаженнейший, стоя на земле и пристально взирая на крест, поднялся на него и велел братьям, чтобы подо-шли палачи и исполнили то, что им приказано, ведь те стояли поодаль. А те, подойдя, лишь привязали его за ступни и за под мышки, не перебивая ему коленей, так как получили такой приказ от проконсула. Ведь тот хотел, чтобы казненный пому-чился и чтобы ночью его сожрали псы».


Дальнейшее повествование представляет собой большую проповедь апостола, которую тот на протяжении нескольких дней произносит с креста. Когда, испугавшись восстания народа, власти Патры послали воинов снять апостола с орудия казни, тот помолился Богу, произнес последние слова и умер на кресте.

Интересно, что древнее житие говорит о том, что останки апостола были сняты со креста и погребены, оставляя без внимания вопрос о судьбе орудия распятия: «И вот мы плакали, и все скорбели из-за расставания с ним. А после исхода блаженного апостола Максимилла вместе со Стратоклом, нисколько вообще не заботясь об окружающих, сама подошла, отвязала останки блаженного и с наступлением вечера, совершив все необходимые приготовления, погребла».

Текст мартирия сохранил исторически достоверную деталь отношения христиан Римской империи ко кресту. В I веке это была не святыня, а орудие страшной казни, которой предавали разбойников. О дальнейшей судьбе орудия распятия умалчивают практически все ранние тексты, связанные с апостолом.

Если же обратиться к церковному преданию, то можно узнать, что крест вместе с мощами святого Андрея на протяжении нескольких веков оставались в городе Патры, где почитались христианами.

В 357 году мощи апостола Андрея были перенесены военноначальником Артемием из города Патры в Константинополь в храм в честь святых апостолов, о чем рассказывает «Похвальное слово апостолу Христову Андрею» (Отметим, что в этом тексте содержится куда более пространная и риторически изысканная речь святого апостола Андрея ко кресту, на котором он будет распят, что позволяет говорить о возросшем почитании этой святыни). В Патрах же был оставлен крест, на котором был распят святой, и глава апостола.

В начале XII века упоминание об этих святынях попало в Стишный пролог Феодора Продрома. В этом кратком сборнике житий святых, к каждому из текстов которого дается небольшое двустишие, выполняющее роль эпиграфа, говорится о том, что святыни в Патрах, связанные с апостолом Андреем, почитаются также сильно, как и Константинопольские.

Стоит отметить, что к моменту создания этого текста Патры находились под властью крестоносцев: В 1205 году в результате Четвёртого крестового похода Патры отошли к Ахейскому княжеству и здесь стал править барон Гийом Алеман из Прованса. В середине XIII века он продал свои владения католическому архиепископу Патрскому, который был в то же время был примасом Мореи - греческого княжества.

Отношения греков с крестоносцами - тема отдельного разговора. Здесь же стоит упомянуть о том, что и западные и восточные христиане в эпоху Средневековья активно искали вещи, связанные со Христом, Богоматерью, апостолами и другими подвижниками. После захвата Константинополя крестоносцами многие значимые артефакты оказались на Западе. В эпоху Средневековья обладание подобной святыней обеспечивало храму или городу, где она находилась, приток паломников, а значит и средств. Тем не менее, крест и глава апостола Андрея находились в Патрах, и крестоносцы не пытались вывезти эту святыню.

Все изменилось после падения Константинополя в 1453 году. Византийская империя закончила свое существование, и последний правитель Мореи - Фома Палеолог в 1462 году бежал в Италию, спасаясь от турецкой угрозы. С собой он захватил крест святого Андрея и его главу.

Дальнейшая история святыни связана с двумя городами Римом и Марселем. Большинство специалистов, в том числе и авторы статьи об апостоле Андрее в «Православной энциклопедии», считают, что крест и глава апостола были переданы Папе Пию II и положены в соборе святого Петра, но существует версия о том, что святыни какое -то время хранились в Марселе, переходя из одной обители в другую.

Еще одно испытание выпало на долю частиц креста апостола Андрея в эпоху Французской революции и наполеоновских войн. В то время ковчег находился в одном из монастырей в Неаполе, и наполеоновские солдаты попытались его уничтожить «предав ее огню», но «один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню». По другой версии, сходные события происходили во Франции во время революции.

Вновь судьбу святыни, привезенной сейчас в Россию, можно достоверно проследить с 1966 года, когда папа Павел VI принял решение о передаче главы апостола и частиц креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры в Андреевский собор, где они и хранятся до настоящего времени.

Таким образом, в Россию привезли большой крестообразный ковчег, в котором хранятся небольшие частички креста, на котором был распят апостол Андрей.



Для верующего человека не имеет значение размер святыни, а потому самая маленькая часть святыни, так или иначе связанной с апостолом Андреем или каким-то другим праведником, - великая святыня, достойная почитания. Другое дело, что иногда бывает невозможно достоверно проследить историю того или иного артефакта на протяжении тысячелетий.



Крест, на котором был распят апостол, хранится в православном соборе города Патры в Греции на полуострове Пелопоннес и является значимой святыней всего христианского мира. Принесение святыни приурочено к празднованию 1025-летия Крещения Руси.

Крест Андрея Первозванного сопровождает делегация Элладской Православной Церкви, в состав которой, в частности, входят митрополит Патрский Хризостом, митрополит Мадинийский и Кинурийский Александр, иерокирикс Патрской митрополии архимандрит Феодосий (Цицивос), духовенство Патрской митрополии.

По данным полиции, в Петербурге, в первый день святыне поклонилось 30 000 верующих.

Утром 16 июля Крест Андрея Первозванного будет привезен в Москву. Затем святыня будет принесена в Киев и Минск.

Расписание пребывания креста св. ап. Андрея в России, Украине и Беларуси:

11-15 июля — Санкт-Петербург
16-17 июля — Одинцово (Московская область)
17-19 июля - Дмитров (Московская область)
19-25 июля — Москва
26-28 июля — Киев
29 июля — 2 августа — Минск

Андрей ЗАЙЦЕВ

«С нами Бог и Андреевский флаг» - именно такие слова капитаны русских военных кораблей произносили, когда обращались перед боем к матросам. Для моряков царских времен Андреевский флаг в виде белого полотнища, пересеченного по диагонали двумя скрещенными синими полосами, считался святыней и символом их воинской славы. За всю историю добровольно флаг спустили только два раза. Однако почему именно это знамя стало символом русского флота?

Святой Андрей и Русь

До апостольства Андрей и его брат Петр были простыми рыбаками. По легенде после того, как Иисус был распят, ученики Христа бросили жребий, который должен был указать место их будущей проповеднической деятельности. Андрею выпала Скифия, которая впоследствии стала Русью, а потом уже Российской империей. По приказу Владимира Мономаха легенда о путешествии Андрея Первозванного по Руси была включена в «Повесть временных лет».

Многие века Андрей считался покровителем Руси и ее первым крестителем. В конце своей жизни апостол был распят на Х-образном кресте, который стал одним из христианских символов, часто использующихся в европейской геральдике.

Покровитель Петра

Андрея своим покровителем считал и первый император России Петр I. Как Андрей вырвал Русь из языческой дикости, так и Петр вывел Россию из феодального застоя, превратив ее в сильное европейское государство. В 1698 году Петр учредил первый в истории России орден, который был назван орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Награда вручалась за воинскую и государственную службу.

Для своего любимого детища – военного флота - император выбрал знамя с Х-образным Андреевским крестом. Таким образом Петр не только искал покровительства святого, но и отдавал дань памяти и уважения своему отцу - царю Алексею Михайловичу, при котором был утвержден первый флаг с косым Андреевским крестом - специально для трехмачтового галеона «Орел».

Петр I сам делал эскизы будущего флага, рисунки и сегодня хранятся в архиве. 11 декабря 1699 года крест официально был внесен в символику Российского флота. В 1720 году стяг приобрел современный вид. В корабельном уставе той эпохи было указано: «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

После революции 1917 года Андреевский флаг исчез из жизни советского флота. В 1924 году в портах Северной Африки его спустили последние корабли, защищавшие Белое движение. В 1992 году Андреевский косой крест был возвращен в символику ВМФ Российской Федерации.

Андреевский флаг

«С нами Бог и Андреевский флаг!» — с этими словами во флоте Российской империи обращались перед боем командиры кораблей к своим экипажам.

Андреевский флаг является главным корабельным кормовым флагом Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест, названный Андреевским. Этот крест и дал имя флагу.

Андреевский крест – косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного. Является распространённым символом и используется на флагах и символике нескольких стран и территорий.

Кем же был Андрей Первозванный, имя которого так славно увековечено во всём мире?

Андрей Первозванный

Апостол Андрей , известный как апостол Андрей Первозванный, – один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. О нём упоминается в книгах Нового Завета.

Как и Пётр, Андрей был простым рыбаком. Родился он в городе Вифсаиде, на берегу Галилейского озера.

Франсиско де Сурбаран "Святой апостол Андрей"

Сначала Андрей был учеником Иоанна Крестителя, но когда Христос призвал его, он первым пошел за Ним, поэтому и назван был Первозванным. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол, он же был свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.

Причиной, по которой Андреевский крест присутствует на флагах многих стран, является то, что апостол Андрей посетил с проповедью о Христе многие страны. И те страны, где он побывал, считают его своим покровителем. В день Пятидесятницы (через 50 дней после Воскресения Христа) Святой Дух сошёл на апостолов в виде огненных языков. Так они получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях. 12 апостолов разделили между собой страны, где они должны были обращать язычников в христианство. Святому Андрею выпали по жребию земли Вифинии (Малая Азия), Пропонтиды (область Турции), Фракии (современная область Греции, Болгарии и Турции), Македонии на Балканах, Скифии , Фессалии (побережье Эгейского моря), Эллады (Греции), Ахайи (Южные Балканы), многие отдельные города. Но первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря .

Почти всюду власти встречали его жестокими гонениями. Особенно много мучений он перенёс в городе Синопе, где был подвергнут язычниками жестоким пыткам. Но святой Андрей снова оказался здоровым и целым от ран.

Согласно средневековому преданию, апостол Андрей посещал территорию Руси, поэтому является её святым покровителем. В Киеве он оставил наперсный крест, после этого посетил Новгород и расположенный рядом Волхов.

Он побывал также в современных Абхазии, Алании и Адыгее , а затем прибыл в город Византий и первым проповедовал там учение Христа. Здесь же он основал христианскую Церковь.

Андрей Первозванный принял мученическую смерть на косом кресте в г. Патры (Греция), этот крест с тех пор называется Андреевским крестом . Произошло это в 70-х годах I в.

Мученическая смерть Андрея Первозванного

В городе Патры прошли последние годы жизни апостола. Здесь он проповедовал, собрал вокруг себя большую христианскую общину. В Патрах он совершил много чудес: исцеления наложением рук, воскрешение мёртвых. Правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Но апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос, поэтому для казни выбрали крест косой. Правитель Эгеат приказал не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста. Но Андрей Первозванный хотел принять смерть во имя Христа, поэтому воины не смогли развязать верёвки. Его житие сообщает, что когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник.

Собор Андрея Первозванного в Патрах (Греция)

На этом же месте в Патрах возведен величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.

О флагах, использующих Андреевский крест

Андреевский крест является распространённым символом, изображаемым на флагах многих государств и административных единиц.

Флаг Шотландии

Это флаг Алабамы (одного из штатов США), флаг Катвейка (общины в Нидерландах), флаг Шотландии (Андрей Первозванный считается её покровителем), флаг Тенерифе (испанский остров), флаг Ямайки , флаг Потчефструма (провинции ЮАР), три андреевских креста расположены на флаге и гербе Амстердама . И ещё около 20 флагов различных стран несут на себе Андреевский крест.

Флаг Российского флота

Андреевский флаг – главный корабельный кормовой флаг Российского флота. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный Андреевский крест.

Флаг Российского флота

В 1698 г. Петр I учредил первый в России орден (орден святого апостола Андрея Первозванного) для награждения за воинские подвиги и государственную службу.

Орден представлял собой золотой крест, голубую ленту, серебряную восьмиконечную звезду и золотую цепь. В центре звезды, в розетке, покрытой красной эмалью и золотыми полосками, — двуглавыйорел, увенчанный тремя коронами, на груди орла косой синий крест.

Знак на орденской цепи и звезда ордена

Символика Андреевского флага была данью памяти Петра I своему отцу, царю Алексею Михаиловичу, впервые учредившему специальный флаг для первого военного Российского судна – трёхмачтового галиота «Орёл».

Пётр I лично занимался проектом флага Российского флота и нарисовал несколько вариантов. Восьмую (последнюю) версию флага сам Петр I описал так: «Флаг белый, поперек этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он» . В таком виде Андреевский флаг просуществовал в Российском флоте до ноября 1917 г.

17 января 1992 г. правительство России приняло резолюцию по возвращению Андреевскому флагу статуса Военно-Морского флага России. 15 февраля 1992 г. Андреевский флаг был освящен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе.

Гюйс (носовой флаг корабля или судна) военно-морского флота также несёт на себе Андреевский крест. Оба флага (гюйс и кормовой) были заменены в 1918 г. на флаг РСФСР, а затем на вновь созданные гюйс и военно-морской флаг СССР.

Гюйс ВМФ России

Официальное знамя ВМФ России основано на флаге ВМФ России, оно было утверждено Федеральным законом № 162 от 29 декабря 2000 г.

Б. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

ми, поднявшиеся над соломенной повседнев ностью, - они издалека издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один… всегда манит тебя маковка колоколенки…

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час - вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтобы опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».

В каждом поколении появлялись люди, которые светились верой и любовью. Среди тысяч святых Русской православной церкви есть священники и крестьяне, воины и князья, женщины и дети. Если присмотреть ся, и сегодня в нашем народе можно найти по настоящему святых людей.

Крещение Вода в купели для крещения

воспринимается как вода, обнов ляющая человека. Входит в воду человек со своими грехами, а выходит уже без них. «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Ду ха». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во имя Святой Троицы (Троица - Один Бог в Трёх Лицах). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа. Креститься можно один раз в жизни. Если есть нужда об новить душу, это возможно уже только через покаяние, которое называют вторым крещением.

Подсчитайте, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из отве та вы сможете понять, сколько лет русской православной культуре.

Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?

В первой русской летописи «По весть временных лет» говорится, что в 983 г. жители Киева решили: «Бросим жребий на отрока и деви цу, на кого падёт он, того и заре жем в жертву богам». Как вы дума ете, после принятия христианства человеческие жертвоприношения на Руси прекратились?

Как изменилась жизнь киевлян по сле их крещения? Обсудите в классе.

О том, что такое подвиг.

О человеческой жертвенности.

И. Крамской . Христос в пустыне. Фрагмент картины

П одвиг - это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причём это дви жение от своей корысти, движение от своей жадности, а не к ней. Не захват, а жертва.

Жертва - там, где что то по настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без принуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем то ра ди себя самого, ради других людей и ради Бога.

Делая физическую зарядку, человек укрепляет своё тело. Но точно так же есть зарядка для души. Тебя задирают, обзыва ют, подталкивают к вспышке гнева, а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради се бя . В тебе укрепляется сила воли. Ты жерт вуешь мелкой радостью мести и становишь ся сильнее и благороднее. Многие христиане отказываются от того, что могло бы доста вить им удовольствие, чтобы потом радость их души была сильнее.

Человек поставил перед собой серьёзную и высокую цель. И ради её достижения он от казывается от того, что само по себе и хоро шо, и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, учёные. И просто умные люди.

Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, искренне по нять и признать свою неправду.

Подвиг - это движение в сторону от эго изма, то есть от привычки считать себя центром не только своей жизни, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

люди должны всегда угождать ему и испол нять его желания. Отказаться от этой эгоис тической закрытости и есть подвиг. И место такого подвига - внутри самого человека.

Христос сказал, что Его ученики смогут горы передвигать с места на место. За про шедшие века у Христа было много учеников. Но много ли гор передвинулось за это время? Нет. Значит, Христос имел в виду не те го ры, с которых можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха - вот первые добрые подвижки.

Жертва Богу , приносимая христиани ном, - это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он идёт путём подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике.

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и ста ли рабами у солдат. Епископ (старший свя щенник) Акакий решил выкупить их и ска зал священникам: «Бог есть Дух. Он не ест и не пьёт. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви не мало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выку пить у воинов пленных персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые мо неты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому. Война на этом закончилась.

Подвижник избирает самое главное и са мое святое в своей жизни и всё остальное со относит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: всё ради главного.

Шла война. В дом, где спрята лась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщи ну, но не знали её в лицо.

И тогда молодая и почти незна комая соседка вдруг улыбнулась и сказала: «У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячь тесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Её расстреляли. Но мать и дети были спасены. Выжившая мать завещала своим детям: «Мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть этой Натальи…» Они о Наталье ничего не знали и ни чего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них.

И вот эти три человека, кото рые остались живыми её смертью, поставили себе задачу быть плодом её жизни.

Митрополит Антоний Сурожский. «О подвиге любви»

Назовите условия, при которых рас ставание становится жертвой.

Слово «подвиг» связано только с военным временем? Обсудите это с одноклассниками.

Объясните значение слова «подвиж ник».

Расскажите: а ради вас кто то чем то жертвует?

Какой мир труднее изменить - внешний или внутренний?

Когда христиане бывают счастливы.

Как плач может обернуться ра достью.

Когда сердце бывает чистым.

Спас в силах. Икона

Заповеди блаженств

Д о нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становит ся радостью. Эти слова Христа называются Заповедями блаженств. Слово «блаженный» на старославянском языке «счастливый».

Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения этих заповедей.

Первая из заповедей говорит о людях, ко торые стали «нищими» по велению своего духа. Дух - это то стремление души, кото рое влечёт человека к Богу (соответственно духовность - это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью).Нищие духом сознательно ограничили свои желания

и потребности. Они поняли, что:

- лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому, не испыты вая любви;

- лучше отказаться от карьеры, если для неё надо предать своих друзей или свои убеждения;

- лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

Важно, что заповедь Христа говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолже ние этой Его заповеди звучит так: «Бла женны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Царство Небесное - это синоним рая. Многие легенды говорили о рае как о какой то очень далёкой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят пос ле смерти тела.

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Христос сказал иначе: «Царство Божие - внутри вас». Значит, рай надо искать не в дальних мирах и не в космосе.

А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть , а не простобу дет , означают, что для входа в рай нужна не смерть, авера . Во что верит человек, то и владеет его душой.

Если человек решил поступить по запове ди Христа, значит, он признал Христа своим владыкой. Тогда он - в Царстве Христа, в Царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.

Вторая заповедь блаженств звучит так: «Блаженны плачущие , ибо они утешатся».

Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто то плачет от того, что у него угнали машину. Христос не обещает награду за такой плач.

А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет пла кать о ней, тогда он может получить уте шение.

Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благо дати. Когда то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерял ся… Человек уже знает вкус Царства Божия, помнит о нём, но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа, и просит Бога вернуть ся. Вот такой плач точно окажется услы шанным.

В библейские времена люди считали, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьётся воды, то вымоет из себя яд. В библейском псалме (гимне) говорится: «Как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к

Царские врата напоминают о Царстве Христа

Блаженны милостивые

И. Смоктуновский

Замечательный артист И. Смок туновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошёл… Мне было шесть лет, и в какой то празд ник тётя дала мне тридцать руб лей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял реше ние, что оставлю деньги себе… И тем не менее почему то всё равно иду к храму. Сам не по нимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашёл внутрь, твёрдо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подо шёл к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуй ста»… С той поры я понял, что кто то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».

реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, по том потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха.

Заповедь «Блаженны кроткие , ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спо рить не станет. В жизни так бывает слиш ком редко. Значит, слова Христа говорят о том, что произойдёт за пределами обычной земной жизни.

Убеждение христианина в том, что его ждёт вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что нынешний конф ликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».

Победа, которая досталась нечестным пу тём, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал, что земля всё равно не при надлежит им и они на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей Пасхи.

Заповедь «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Каждый из нас знает, что не является совер шенством, что в нём есть недостатки. Зна чит, нам нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.

« Блаженны алчущие и жаждущие прав ды». Это не о тех, кто желает разгадать чью то страшную тайну. В Евангелии Исти ной называется Сам Христос. Чтобы полу чить радость от своей веры, христианин дол жен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.

« Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Однажды из Иерусалима в Рим пришёл монах. Рим к тому времени ещё не успел привыкнуть к своей новой христианской ве ре. Но он привык пышно праздновать свои военные победы.

Телемах (так звали этого монаха) шёл по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима - Ко лизей. На арене стадиона началась самая страшная из человеческих игр - бои гладиа торов. Гладиаторы - это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьёз, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не уби вайте друг друга!!!»

Гладиаторы замерли. А зрители разгне вались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его кам нями.

И всё же эти римляне уже были христиа нами… Властители Рима задумались, покая лись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.

« Блаженны чистые сердцем, ибо они уви дят Бога». В этих словах Христа - ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни. Грязь в серд це - это зависть, желание использовать дру гого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

Чистое сердце не злопамятно: оно не ве дёт учёт - кто сколько сказал обо мне доб рых или плохих слов. Чистое сердце свобод но от подозрительности.

Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир и на Бога.

Мудрые мысли

Кто думает, что любовь к вра гам непрактична, тот не просчи тал практические последствия ненависти к врагам.

Спас в силах. Икона

Какой жизненный выбор совершает «нищий духом»?

Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли значении употребляется слово «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?

Какое искушение преодолел И. Смок туновский?

Что такое чистое сердце?

Почему именно кротким Христос го ворит о власти на земле?

Как подражают Христу.

Чему радуются святые.

Андреевский флаг - знамя Военно морского флота России

Апостол Андрей. Икона

Зачем творить добро?

В се люди согласны с золотым правилом этики:«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» . Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая из них - благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого&то, напро& тив, возмутили. Среди последних оказался император Рима - Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рожде& ства Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что под& жигателями были христиане. Их стали арес& товывать и казнить.

Пётр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встре& тился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились - и Пётр узнал Христа…

Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отре& кался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанни& кам и в минуту тяжких преследований убе& речь их от трусости и предательства, поддер& жать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы по& служить». И пояснил, что если кто хочет

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состоя& ние человека называют самоотверженность .

Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный че& ловек» не считаются полными синонимами.

Святой - такой добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт. У религи& озных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости.

И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.

Может быть, у человека было лишь не& сколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предосте& регают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом - древняя церковная притча.

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драго& ценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.

В этой притче золото - это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы не привлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а значит, и жизни по заповедям.

Так христианин ищет радость для своего сердца , но для этого творитдобро другим людям .

Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите ме& ня распять - распните головой вниз». Брат апостола Петра апостол Андрей проповедовал на северных границах Римской им& перии, но заходил и в те края, где позднее стали жить славяне. Его распяли на «косом» кресте

(Х). В русском народе всегда жи& ло убеждение, что апостол Анд& рей по Днепру дошёл до Киев& ских гор и предсказал появление великого христианского города.

Имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а ко& сой андреевский крест стал изображаться на флаге Военно& морского флота Российской Фе& дерации.

Ещё его называют Андреевский стяг.

Нарисуйте кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Можно ли к поступку апостола Пет ра применить слово «смирение»?

Понятно, что единица не может равнять ся трём. Но христианин убеждён, что для Самого Творца это не так. Он выше тех ограничений, которые Он же наложил на мир. В Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Од ного, Единого Бога, который тем не менее есть Святая Тр оица : Отец, Сын (воплотив шийся во Христе) и Дух Святой. Объяснить это невозможно, но христиан радует, что Бог свободен даже от законов школьной арифметики.

Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестаёт быть чудом. Поэтому просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне воз главляющий Русскую православную церковь, рассказал о чуде в жизни его семьи: «Мой дед более 20 лет просидел в тюрьмах только за то, что боролся за сохранение православ ной веры. Когда его забирали - а дело бы ло в 1932 году - бабушка обратилась к не му и сказала: «На кого же ты нас оставля ешь? Ты видишь, что голод идёт!» Тогда дед

- * «Андрэеўскі крыж» * Andrea’s cross крестообразный бивалент, сохраняющийся вплоть до метафазы I мейоза в связи с отсутствием процесса терминализации хиазм … Генетика. Энциклопедический словарь

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - изображение креста в форме буквы X. Имеет в геральдике название «салтир». Еще Моисей возвел из меди Х образный образ креста. Он указывал израильтянам, что те спасутся через него. Особыми мистическими свойствами наделял данный символ Платон.… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Андреевский крест - (др. рус. – по имени святого) – крест, наискось сбитый в виде буквы Х. На таком кресте, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный – брат апостола Петра, ученик Иоанна Крестителя, ближайший ученик Христа, призванный первым (отсюда и… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Andreas cross figure Андреевский крест. Крестообразный бивалент, сохраняющийся вплоть до метафазы I мейоза в связи с отсутствием процесса терминализации хиазм . (Источник: «Англо русский толковый словарь… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

Андреевский крест - косой крест в форме буквы X. По преданию, апостол Андрей Первозванный был распят на таком кресте. Был исстари в большом почитании, так как одновременно рассматривался как символ имени Христа (греч. X). В России синий косой крест изображается на… … Православный энциклопедический словарь

Андреевский крест - Четырехконечный крест с одинаковыми наклонными концами. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - см. Крест … Православная энциклопедия

Андреевский крест - Андр еевский кр ест … Русский орфографический словарь

Крест ордена Гроба Господня … Википедия

Книги

  • Андреевский крест , Андрей Дай. Не каждому в руки попадает удивительная штука портал, дверь в иной мир! Быть может, многие мечтают о таком, но однажды попал он в руки людей неоднозначных и непростых. Из тех, что сначала…
  • Андреевский крест , Дай Андрей Юрьевич. Не каждому в руки попадает удивительная штука портал, дверь в иной мир! Быть может, многие мечтают о таком, но однажды попал он в руки людей неоднозначных и непростых. Из тех, что сначала…