Определение школьный учитель. Материал на тему: Кто такой учитель

Учитель – это специалист, деятельность которого направлена на обучение и воспитание будущих поколений. Он умеет не просто рассказать информацию, а донести ее до слушателя таким образом, чтобы тот ее запомнил, понял и научился применять в жизни.

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

История

История профессии учителя уходит далеко в древность. С появлением первых навыков возникли и учителя. Они не выделялись в отдельную профессию, но владея навыками, передавали их следующим поколениям. Благодаря учителям мы не только сохранили старые навыки, но и смогли освоить новые.

Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась. Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.

В эпоху Возрождения школы имели закрытый характер. Отдельно получали образование девушки и парни. Первые учились в школах благородных девиц, куда не было хода простолюдинам. В основном они получали знания языков, письменности и хороших манер. Парни же учились в военных училищах, где их превращали в настоящих мужчин. Многие вельможи получали образование на дому, приглашая частных учителей. Простым смертным знания не передавались. Они не могли позволить себе нанять педагога. В 18-19 веках появляются известные каждому общественные школы. Теперь и простые люди могут обучаться грамоте и получать знания. Это поднимает человечество на новый уровень.

В наши дни профессия учителя не слишком высоко оплачиваема, но зато популярна и высоко востребована. Учителей уважают и ценят их труд. Ведь именно они дарят нам и нашим детям возможность получения знаний, которые помогут карьере в будущем.

Описание

Профессия учителя – это очень сложный труд. Ведь он связан с высокой концентрацией и постоянным нервным напряжением. Для успешной организации труда, важно выполнение всех этапов:

  • Планирование учебного процесса. Каждый вечер педагог планирует уроки следующего дня. Он тщательно готовит материал для его успешного изложения.
  • Психологический подход. Каждый учитель – это великолепный психоаналитик. Он умеет ориентироваться в ситуации и принимать быстрые решения.
  • Каждый учитель должен в совершенстве владеть ораторским искусством. Если вы не умеете звучно донести мысль до аудитории, то ваш предмет попросту не будут знать. Если тему не усвоил никто, то это вина учителя.
  • Учитель должен свободно ориентироваться в своей области знаний. Он по совместительству и историк, и биолог, и экономист и т.д. Все зависит от того, какой предмет он ведет.
  • Для учителя младших классов особое внимание играет умение ладить с детьми. Этому обучают в вузах и училищах. Не стоит выбирать данную специализацию, если вы не готовы к тому, что дети не слушаются и разговаривают на уроках. Для педагога младших классов важно завоевать доверие учеников и доказать свой авторитет.
  • Научная деятельность. Подготовка к урокам представляет собой и постоянный поиск информации. Она нужна для того, чтобы заинтересовать детей и дать им что-то новое.
  • Справедливость характеризует хорошего педагога. Вы должны уметь оценивать знания учеников исходя из результатов их деятельности, а не из поведения на уроках и вне их.

Все это и даже больше входит в представление о профессии учителя. Это тяжелый психологический, умственный и физический труд, который необходим человечеству.

На каких специальностях учиться

Вы можете выбрать как специализированную отрасль знания, в программе которой есть курс педагогики, так и специфическую специальность:

  • педагогическое образование;
  • учитель младших классов;
  • хореографическое искусство;

Все эти специальности дают право работать учителем или преподавателем. Также такую возможность имеют выпускники других специальностей, если в курс обучения входила педагогика.

Где учиться

Для того чтобы стать учителем, можно закончить любое высшее учебное заведение или педагогический колледж России. Наиболее популярными считаются:

  • РГПУ А.И. Герцена;
  • ЯГПУ К.Д. Ушинского;
  • МПГУ.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Труд учителя предполагает постоянный контакт с достаточно большим количеством людей. В список ежедневных обязанностей входят:

  • Образовательный процесс. Учитель, прежде чем начать урок, готовится к нему, вычитывая информацию и восполняя свой багаж знаний.
  • Ведение уроков и лекций. Учитель – это актер, который выступает перед аудиторией, донося до своих учеников информацию. Чем более открыто и понятно он это сделает, тем больше отложится в головах подопечных.
  • Постановка заданий для самостоятельной работы.
  • Оценка трудов учеников. Это один из самых сложных с психологической точки зрения моментов, особенно если вы работаете с детьми. Малышей часто обижают плохие оценки. Они воспринимают их как личное оскорбление.
  • Рутинная проверка тетрадей и контрольных работ. Это оценка уровня знаний, которая является обязательной и быстро выявляет слабые места каждого ученика. В дальнейшем именно на них и делает упор учитель.
  • Психологическая работа, направленная на проведение бесед с учениками и их родителями. Причин бывает много: плохое поведение, недостаточный уровень знаний или похвала.
  • Организация и проведение родительских собраний.
  • Организация и сопровождение детей в туристических поездках.

Спектр обязанностей учителя может увеличиваться. Зависит это от места его работы и специфики деятельности.

Кому подходит данная профессия

Главным качеством каждого учителя является терпеливость. Именно умение сдерживать себя приносит данному специалисту успех. Также учитель должен быть добрым и лояльным к ученикам. Все любят похвалу. Дети – не исключение. Получив желаемое, они отблагодарят вас хорошим поведением и стремлением к знаниям.

Высокий уровень внимания. Учитель должен одновременно концентрироваться на задании и на том, как его выполняют дети.

Любой учитель – это прирожденный оратор. Грамотная, четкая дикция – гарантия того, что ученики запомнят сказанное вами.

Справедливость и беспристрастность. Данные качества должны присутствовать. Дети тонко подмечают отношение и отражают ваши эмоции, перенаправляя их на вас.

Востребованность

Профессия учителя всегда была и будет востребованной. Каждое новое поколение нуждается в получении базовых и узкоспециализированных знаний. Именно учитель помогает осуществить желаемое.

Учителя нужны как в государственных учреждениях, так и в частных коммерческих школах.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Заработок учителей напрямую зависит от места их работы. В среднем по территории Российской Федерации учителя получают 12-45 тысяч рублей в месяц. Учителя частных школ могут заработать и больше. Все зависит от нагрузки и количества дополнительных платных занятий.

Легко ли устроиться на работу

На работу устроиться несложно. Довольно часто молодых специалистов забирают те учебные заведения, в которых они проходили практику.

Как обычно строится карьера

Карьера учителя строится по простой схеме. Проявив себя на должности педагога, вы получаете возможность вырасти до заведующего учебной частью или завуча. Получив данную должность, в перспективе, вы можете занять пост директора.

Учитель в университете развивается по той же схеме, только с другими названиями. Сначала он может претендовать на должность декана, а затем и на пост ректора.

В частных учебных заведениях все немного сложнее. В большинстве своем учителя открывают ИП и занимаются частными уроками.

Перспективы профессии

Карьерный рост в профессии учителя весьма перспективный. Перед вами много возможностей. Проблема в то, что они редко появляются. Ведь должность ректора или директора мало кто хочет покинуть добровольно.

Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия "Учитель" ваше призвание - не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию, в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты, пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию "Карьерный вектор" .

Учитель — профессия и должность в системе начального и среднего общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся.

Учитель - одна из самых почетных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Такие как: русский язык (как государственный на всей территории Российской Федерации) и литература, родной язык, математика (в средней и старшей школах включающая в себя алгебру и геометрию), иностранный язык (их может быть несколько), информатика, информационные технологии, история, обществознание (граждановедение), экономика, окружающий мир, география, биология, экология, химия, физика, материальные технологии, черчение, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК), основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физическая культура, краеведение (в Москве например: москвоведение) и другие различные предметы (риторика, история религий, философия, хореография и т. п.). Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся.

Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Личные качества

Склонность к работе с детьми;

Умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

Высокая степень личной ответственности;

Самоконтроль и уравновешенность;

Терпимость, безоценочное отношение к людям;

Интерес и уважение к другому человеку;

Стремление к самопознанию, саморазвитию;

Оригинальность, находчивость, разносторонность;

Тактичность;

Целеустремленность;

Артистизм;

Требовательность к себе и другим;

Наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Обязанности учителя

Обучение различным наукам;

Объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;

Контроль за усвоением материала;

Проведение воспитательной работы с детьми;

Помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;

Выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;

Изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

Построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;

Оказание помощи в формировании личности ученика;

Содействие развитию у учеников стремления к освоению новых знаний;

Организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;

Объяснение текущих социальных событий и явлений;

Участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

Составление тематических и урочных планов;

Оформление документации (журналов, отчетов).

Профессия учителя требует, как правило, педагогического образования. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, убедительно, выразительно, простым и понятным языком для своих воспитанников. К основным профессиональным качествам учителя можно отнести объективность, наблюдательность, стрессоустойчивость, настойчивость, внимательность. Каждый учитель должен заниматься самосовершенствованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах, быть готовым к повышению квалификации и профессиональному развитию.

Профессиональный успех учителя в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний, навыков и умений. Важнейшей профессиональной чертой учителя, без которой невозможна его эффективная деятельность, является любовь к детям.

Места работы: общеобразовательные учреждения начального и среднего образования, учреждения культуры и дополнительного образования. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях.

Уровень заработной платы учителя, как правило, не очень высокий и зависит от места работы, профессионального опыта, объема ответственности. Профессия учителя имеет возможность карьерного роста до позиции учителя более высокой категории, старшего учителя, зауча, директора школы.

Учитель - это одна из самых востребованных профессий. Она необходима вне зависимости от географического положения, типа политического устройства, веяний моды. Когда-то давно, когда труд не разделялся на определенные профессии, учителями становились только самые старшие и опытные члены племен. По мере развития общества представители данной профессии начали практиковать специальные навыки. Таким образом, работа учителя превратилась в ремесло.

Актуальность работы преподавателя

Понятие о том, кто такой учитель, возникло в Европе уже в конце XVIII в. В современном мире эта профессия приобретает все большее значение ввиду научно-технического прогресса. Преподаватели сопровождают каждого ребенка уже практически с младенческого возраста. А ритм жизни современного человека настолько высок и напряжен, что учиться приходится в течение всей жизни - не исключая и пенсионный возраст.

Как возникла профессия?

О том, кто такой учитель, было известно еще со времен Конфуция. Философ в своих трудах писал о том, что преподаватели должны передавать знания из поколения в поколение. Значительный рывок в развитии данной профессии был сделан во времена Античной Греции. Впервые здесь появились первые образовательные учреждения. Это были пансионы, школы, лицеи. Нередко сами древнегреческие философы выступали в качестве учителей в собственных школах. Начиная со времен Средневековья, образование стало обязательным для каждого священнослужителя и правителя. Затем образование постепенно стало приобретать массовый характер. Практические все представители высших слоев населения стали учиться. Образование также стало доступным и для женщин. Для них создавались специальные закрытые институты.

Определение

Наиболее точное определение этой профессии было дано в словаре Ожегова: «Учитель - это лицо, которое чему-либо обучает». Словарь Д. Н. Ушакова определяет представителей этого ремесла как тех, кто «занимаются преподаванием какого-либо предмета в низшей или средней школе». Согласно малому академическому словарю русского языка, учителем является тот, кто преподает какой-либо предмет в стенах школы, или же тот, кто наставляет и поучает других.

Каким должен быть педагог?

Каждый, кто задумывался о том, кто такой учитель, мог обнаружить на практике одну важную закономерность: помимо досконального знания преподаваемого предмета, успешный и эффективный представитель данной профессии должен обладать отличными коммуникативными навыками. Если он не умеет общаться со своей аудиторией - будь то малыши-первоклассники, или же студенты, готовящиеся поступить в аспирантуру - ценность его знаний будет стремиться к нулю. Ведь он не сможет их донести - а значит, их не смогут усвоить и применить на практике студенты.

Кроме того, хороший преподаватель должен обладать большим терпением, умением уважать личность учащегося. Кто такой учитель, если не тот, кто сумел найти индивидуальный подход к учащемуся, позволяющий ему максимально эффективно усвоить необходимый объем знаний? Поэтому хороший преподаватель - это не только автор научных работ, обладающий всеми необходимыми дипломами. Это еще и тонкий психолог, который знает, каким образом донести знания до конкретного ученика.

Можно давать различные определения того, что значит учитель. Однако можно сказать наверняка - профессия эта творческая, и у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны. Помимо креативного элемента, работа педагога не лишена и рутины. Ведь именно ему приходится постоянно составлять учебные планы, проверять домашние задания. Чтобы быть успешным представителем своей профессии, ему необходимо тщательно выполнять всю эту рутинную работу. У учителя, помимо главного элемента его работы - преподавания - есть немало и других обязанностей.

С кем работает учитель

Профессиональный преподаватель должен быть также и волевым, сдержанным человеком. Ведь ему приходится работать с одной из самых сложных возрастных групп - подростками. В отношении учащихся данной категории необходимо не только внимание, но и умение поддерживать дисциплину. Учебный процесс не должен нарушаться из-за отвлекаемости учащихся на гаджеты, общение, игры. Что касается работы с более старшими учащимися, то, как правило, с ними возникает гораздо меньше проблем, ведь период полового созревания у них позади, и на первый план выходит профессиональное самоопределение. Однако в работе с юношами учитель также должен проявлять внимательность, настойчивость, умение качественно организовать учебный процесс.

Кто такой учитель: описание

Какими же еще делами, помимо преподавания, занят педагог? В круг его обязанностей обычно входит следующее:

  • Составление плана обучения.
  • Подготовка к урокам, составление поурочных планов.
  • Подбор наиболее эффективных методик обучения.
  • Работа над составлением различных официальных документов: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Контроль поведения учащихся.
  • Самообразование. Каждый представитель этой профессии должен обучаться в течение всей своей жизни.

Требования к учителям

Первое, чем должен обладать каждый хороший педагог - это отличным знанием своей предметной области. Учитель обязан многое уметь и знать, и при этом постоянно развиваться. Он должен также обладать гибкостью и умением быстро принимать решения в стрессовых условиях. Педагог также должен любить детей, находить общий язык не только с учащимися, но и с их родителями. Неотъемлемые качества хорошего учителя - это хорошая память, сообразительность, внимание к деталям.

Профессия «учитель»: все плюсы и минусы

К преимуществам данной профессии, как правило, относят:

  • Гибкий график работы. Обычно рабочий день учителя завершается уже к трем часам дня, в то время как работники офисов вынуждены терпеть наступления заветных 18:00.
  • Долгие каникулы, отпуска. Учитель, как правило, уходит на каникулы вместе со своими учащимися.
  • Интересная работа, которая предполагает различные виды активности: сегодня преподаватель готовит семинар, завтра проводит среди учащихся соревнования, послезавтра - праздник. Многие из учителей говорят о том, что работа по призванию - это единственное, что удерживает их в профессии вопреки всем трудностям.
  • Уважение в социуме, значимость профессии. Несмотря на то что все профессии важны для общества, по отношению к учителям все же принято демонстрировать особое уважение.
  • Возможность подрабатывать при помощи репетиторства.

Но несмотря на многочисленные плюсы профессии учителя, в ней есть и минусы:

  • Необходимость все время соответствовать образовательным стандартам и нормам, осваивать новые программы.
  • Дополнительная нагрузка в виде работы на дому - проверка домашних заданий, подготовка к урокам.
  • Как правило, работа в женском коллективе.
  • Отсутствие перспектив служебного роста.
  • Низкая заработная плата.

Профессия учитель – это, пожалуй, это одна из самых известных и распространённых специальностей. В любом городе, селе, деревне есть преподаватели. Каждый человек в течение многих лет учится и активно взаимодействует с педагогами. Общение с ними иногда длится всю жизнь. Со многими преподавателями выпускники охотно встречаются и после окончания учёбы. Как и в любой другой специальности, здесь есть свои плюсы и минусы.

Немного истории

Описание не будет полным без краткого исторического обзора. Корни этой профессии уходят в древние времена. Сначала её не выделяли отдельно. Просто старшее поколение передавало свои знания и навыки младшему. Благодаря такой преемственности первобытное общество развивалось.

Первые упоминания об учителях, как о представителях отдельной профессии, встречаются у Конфуция. Мудрец писал, что педагоги должны передавать новые знания. Большой рывок в развитии сферы происходит в Древней Греции. Здесь появляются первые общественные учебные заведения – школы и лицеи. Древнегреческие мудрецы часто выступают в роли преподавателей в своих учреждениях. В Средние века образование становится обязательным для правителей и монахов. Появляются университеты.

В эпоху Нового времени образование становится массовым. Учится практически вся знать. Образование могут получать и девушки. Для них создаются специальные закрытые институты, где изучаются иностранные языки, музыка, правила хорошего тона. Молодые люди получают военные специальности. В это же время становится популярным обучение на дому.

Позднее открываются общественные и воскресные школы. Теперь доступ к образованию получают и простолюдины. Охватывать абсолютно всё население учёба стала в советское время. Тогда открылись школы практически в каждой деревне. В этот же период профессия педагога стала одной из самых распространённых.

Чем занимается учитель?

О профессии учителя можно говорить долго, поскольку она одна из самых творческих, у неё много плюсов и минусов. Тем не менее, работа не лишена и рутинных элементов, таких, как проверка тетрадей или составление планов. Чтобы добиться успеха, учитель должен хорошо выполнять все задачи, которые перед ним стоят. Что входит в круг обязанностей педагога?

  • Составление рабочей программы и календарного планирования. Педагоги каждый год разрабатывают план на весь учебный период. Они расписывают цели и задачи курса, намечают, каких результатов должны достичь ученики, какими знаниями и навыками обзавестись.
  • Составление поурочных планов. Каждый вечер, готовясь к завтрашнему дню, педагог подробно расписывает ход урока, пытается предугадать реакцию учеников и их возможные вопросы и ответы.
  • Выбор наиболее эффективных методов работы. Учитель решает, как и в какой форме провести урок, как подать материал, чтобы дети максимально его усвоили.
  • Проверка тетрадей. Ещё один рутинный элемент. Преподавателям математики и русского языка приходится этим заниматься практически каждый день: выискивать ошибки, читать сочинения, написанные не всегда красивым и разборчивым почерком, исправлять неточности и т. д.
  • Составление различных официальных бумаг: рекомендательных писем, описаний, характеристик и т. д.
  • Заполнение журнала. Эта работа требует внимательности и сосредоточенности, т. к. здесь ошибаться нельзя.
  • Проведение уроков. Каждый день учитель выступает перед аудиторией, рассказывает о чём-либо и т. д.
  • Контроль. Педагог должен следить за детьми, их поведением, уметь направлять их энергию.
  • Выставление оценок. Преподаватель должен делать это объективно и беспристрастно.
  • Ведение кружков и секций по интересам.
  • Научная деятельность. Во многих школах проводятся конференции, где дети выступают со своими докладами и исследованиями. Направляют эту деятельность опять же учителя.
  • Самообразование. Это та профессия, где обучение длится всю жизнь, т. к. всё вокруг постоянно меняется, открываются новые факты, проводятся исследования и пр. Учитель, чтобы идти в ногу со временем, должен быть в курсе происходящего в мире. Также для проведения качественного урока необходимо хорошо знать свою предметную область.
  • Проведение родительских собраний.
  • Организация различных мероприятий внутри школы или класса.
  • Сопровождение групп школьников при выходах на различные мероприятия, выставки, турпоходы и пр.

Требования к педагогу

Как видно, деятельность учителя многообразна. Поэтому к представителям данной профессии предъявляются высокие требования. Педагог сам должен многое знать и уметь, постоянно учиться и развиваться. Это несомненный плюс. С другой стороны, работа с детьми требует постоянного нервного напряжения, что является минусом данной профессии. Необходимо дополнить описание перечнем качеств, которыми должен обладать учитель. От него требуется:

  • отличное знание предмета;
  • умение ладить и общаться с детьми как начальных, так и старших классов, находить общий язык;
  • подбирать индивидуальный подход при подаче материала;
  • владение ораторским искусством;
  • коммуникативные и организационные навыки;
  • гибкость;
  • умение быстро принимать решения;
  • любовь к детям;
  • творческий подход к преподаванию;
  • умение перестраивать учебный процесс и при необходимости отклоняться от плана, чтобы добиться поставленных целей;
  • быстро ориентироваться в ситуации;
  • умение решать педагогические задачи;
  • грамотность, так как учить не может тот, кто сам допускает ошибки, в том числе и в правописании;
  • психологический подход;
  • педагог должен найти общий язык не только с каждым ребёнком, но и с родителями;
  • широкий кругозор, как правило, интересы детей редко ограничиваются одной предметной областью;
  • быть справедливым, беспристрастным;
  • ответственность;
  • быть стрессоустойчивым, т. к. работа с детьми требует большого внимания и напряжения;
  • внимательность и хорошая память;
  • быть примером для подражания (часто именно на поведение учителей равняются дети);
  • терпеливость (без этого добиться результата не получится).

В специальности учителя всегда можно найти способ для самореализации. Многие плюсы и минусы этой сферы деятельности носят субъективный характер, например, кому-то нравится продумывать всё до мелочей, составляя план, а для кого-то это мука.

Работать учителем не всегда просто. Это, прежде всего, большая ответственность, т. к. в руках педагогов будущее страны. Именно в школьные годы происходит становление личности. И не последнюю роль в этом играют учителя!

Профессия учителя является уникальной в своем роде. Как известно, практически во все времена существования человечества была потребность в педагогах. Сегодня эта профессия востребована, пожалуй, как никогда прежде. Это раньше учителя ассоциировались исключительно со школой. В наш век ситуация в корне изменилась. Преподавателей становится все больше, и они необходимы в самых различных сферах нашей жизни, именно в этом заключается одна из особенностей профессии учителя. Помимо школ и институтов учителя передают нам знания и свой бесценный опыт на курсах иностранных языков, на всевозможных мастер – классах по бизнесу, а также в сфере физкультуры и спорта.

Много лет назад учителями автоматически становились те, кто старше, считалось, что именно возраст определяет возможность обучения и передачи опыта. Сравнительно недавно, всего лишь в XVII – XIX веках, работа учителем стала выделяться в отдельную самостоятельную сферу. Именно тогда она стала особенно распространенной как в Европе, так и во всем мире.

Со временем профессия стала более дифференцированной, появилась узкая направленность, специализация. Так, например, в старших классах каждый предмет ведется отдельным преподавателем, что позволяет учителю качественно готовиться к урокам и максимально раскрывать материал в образовательном процессе. Например, учитель русского языка и литературы должен не просто объяснить важность некоторых правил и научить грамотно выражать свои мысли как устно, так и письменно, но и побудить ученика увидеть красоту языка и осознать необходимость его правильного применения в повседневной жизни. На уроках литературы педагогу потребуется не только подать произведения по школьной программе, но и сформировать о них собственное мнение, поразмышлять над поступками героев и т.д. А для того, чтобы достичь этих целей, только знаний недостаточно.

Основные виды деятельности учителя

Это, прежде всего, ведение процесса обучения, а также воспитательное воздействие на учеников. В рамках воспитательной работы педагог помогает ученикам стать личностью, которая сможет гармонировать с обществом. Воспитательный процесс осуществляется посредством различных методов, позволяющих управлять деятельностью учащихся. А образовательная деятельность помогает развивать его познавательные способности.

Справедливости ради стоит отметить, что совмещать воспитательную и педагогическую деятельность очень непросто. От педагога потребуются особенные знания и навыки. Одним из плюсов профессии учителя можно назвать то, что благодаря его работе возможно формирование личности, настоящего Человека. В конечном итоге, учитель обязан не просто донести информацию, а научить ребенка самостоятельно ее искать, осваивать и делать выводы. То есть помочь ему приобрести навыки, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни. И именно учитель должен уметь разглядеть заложенный в ребенке потенциал, а не оценивать его по общепринятым критериям и нормам.

Личные качества учителя

Пожалуй, самыми незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются: эмоциональная уравновешенность, самообладание и жизнерадостность. Очень важно, чтобы преподаватель был дружелюбным по отношению к своим воспитанникам, независимо от их отношения к нему.

Эта профессия также подразумевает способность учителя урегулировать любые конфликты, не прибегая к давлению. Также преподаватель должен быть способен к различным стилям общения: формальному и неформальному. Очень важно, чтобы он смог стать настоящим другом для своих учеников; человеком, который заслуживает доверия. Разумеется, чтобы заслужить подобную репутацию от учителя потребуется немало усилий. Однако, это того стоит. Не стоит забывать, что для освоения этой профессии недостаточно просто желания и каких-то навыков, необходимо призвание. Особенно это важно учитывать тем, кто выбирает профессию учителя начальных классов. Все дело в том, что именно им приходится прилагать особые усилия, чтобы наладить контакт с детьми, сделать образовательный процесс не просто полезным, но и интересным. Да и воспитательная роль учителя в этом случае более важна.

Не стоит также пренебрегать возможностью идти в ногу со временем. Для этого преподавателю необходимы такие качества, как любознательность и желание учиться. Кроме того, от учителя может потребоваться умение признать, тот факт, что далеко не на каждый вопрос он знает ответ. Именно это качество позволит ему завоевать авторитет и доверие учеников.

Образование (что надо знать?)

Профессию учителя можно получить в многочисленных педагогических институтах и университетах. До недавнего времени педагогические колледжи были также востребованы, хотя, как правило, после его окончания выпускники предпочитали продолжить образование уже заочно в высшем учебном заведении. Образовательный процесс подразумевает конкретную специализацию (учитель математики, рисования и так далее).

Место работы и карьера

Основным местом работы учителя, как правило, являются государственные общеобразовательные школы, однако сегодня квалифицированные преподаватели могут трудоустроиться в частных школах (с другим уровнем оплаты труда). Учитель иностранных языков может без труда проводить специализированные курсы или (при достаточном уровне собственных знаний) работать переводчиком . Также возможно предоставление частных уроков, занятие репетиторством.

Периодически педагог должен проходить аттестации, которые подразделяются на обязательные и добровольные. По окончании аттестационного процесса ему может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационные категории. Категория действительна на протяжении пять лет, а затем снова требуется переаттестация.