Окончания множественного числа в немецком языке. Образование множественного числа имен существительных в немецком языке

) уже были описаны способы образования множественного числа имен существительных немецкого языка. Теперь остановимся на этом более подробно.

B немецком языке множественное число имен существительных образуется c помощью суффиксов, которые сохраняются без изменения во всех четырех падежах.

Существует четыре основных типа образования множественного числа существительных в немецком языке, c которыми вы сейчас познакомитесь.

I тип – суффикс -e c Umlaut и без него a, o, u )

II тип – суффикс —(е)n всегда без Umlaut

III тип – суффикс —er всегда c Umlaut

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

Maskulina – имена существительные мужского рода

К I типу (суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u ) относятся:

— большинство существительных (c Umlaut и без него): der Brief – die Briefe , der Arzt – die Ä rzte , der Abend – die Abende ;

— существительные иностранного происхождения c суффиксами —är, -eur, -ier, -al, -ar, (без Umlaut): der Sekretär (секретарь ) – die Sekretäre , der Ingenieur (инженер ) – die Ingenieure , der Pionier (пионер ) – die Pioniere , der General (генерал) – die Generale , der Komissar (комиссар ) – die Komissare .

а) имена существительные одушевленные, оканчивающиеся на —e : der Junge (мальчик ) – die Jungen , der Kollege – die Kollegen ;

b) некоторые существительные: der Mensch (человек) – die Menschen , der Held (герой) – die Helden , der Herr (господин) – die Herren , der Vetter (двоюродный брат) – die Vettern , der Nachbar (сосед) – die Nachbarn , der Staat (государство) – die Staaten , der Bär (медведь) – die Bären и некоторые другие;

c) слова иностранного происхождения c суффиксами, на которые падает ударение: —ist, -ent, -ant, -at, -nom, -loge, -soph и др.: der Kommunist (коммунист) – die Kommunisten , der Student – die Studenten , der Aspirant (аспирант) – die Aspiranten , der Diplomat (дипломат) – die Diplomaten , der Agronom (агроном) – die Agronomen , der Philologe (филолог) – die Philologen , der Philosoph (философ) – die Philosophen ;

d) слова иностранного происхождения c безударным суффиксом -or : der Professor – die Professoren .

У существительных мужского рода иностранного происхождения суффикс в единственном числе безударен, a во множественном числе на него падает ударение.

небольшая группа существительных: der Mann – die Mä nner , der Mund (рот) – die Mü nder , der Wald (лес) – die Wä lder , der Rand (край) – die Rä nder , der Reichtum (богатство) – die Reichtü mer .

все существительные на -er, -el, -en (c Umlaut и без него): der Schüler – die Schüler, der Vater – die Vä ter, der Bruder – die Brü der, der Mantel (пальто) – die Mä ntel, der Wagen (автомобиль) – die Wagen.

Feminina – имена существительные женского рода

(Umlaut могут получать гласные a, o, u )

некоторая группа односложных существительных (всегда c Umlaut): die Stadt – die Stä dte , die Wand (стена) – die Wä nde , die Hand (рука) – die Hä nde , die Kraft (сила) – die Krä fte , die Macht (власть) – die Mä chte , die Nacht (ночь) – die Nä chte .

II тип – суффикс -(е)n всегда без Umlaut

Все многосложные, кроме die Mutter и die Tochter (IV тип): die Antwort – die Antworten ; некоторые односложные: die Tür – die Türen , die Frau – die Frauen .

У имен существительных на -in удваивается n : die Schülerin – die Schülerinnen , die Lehrerin – die Lehrerinnen .

III тип – суффикс -er всегда c Umlaut – нет

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

два имени существительных (c Umlaut): die Mutter – die Mü tter, die Tochter – die Tö chter.

Neutra – имена существительные среднего рода

I тип – суффикс -e c Umlaut и без него (Umlaut могут получать гласные a, o, u)

многосложные и некоторые односложные имена существительные (без Umlaut): das Jahr – die Jahre , das Seminar – die Seminare , das Heft – die Hefte .

II тип – суффикс -(е)n всегда без Umlaut

группа существительных: das Bett (кровать) – die Betten , das Hemd (рубашка) – die Hemden , das Ende (конец) – die Enden , das Interesse (интерес) – die Interessen , das Auge (глаз) – die Augen , das Ohr (ухо) – die Ohren , das Herz (сердце) – die Herzen .

III тип – суффикс -er всегда c Umlaut

большинство односложных существительных: das Kind – die Kinder , das Haus – die Hä user , das Buch – die Bü cher .

IV тип – без суффикса c Umlaut и без него

а) все существительные на -er, -el, -en без Umlaut: das Fenster – die Fenster, das Mittel (средство) – die Mittel, das Wesen (существо) – die Wesen, das Lager – die Lager;

c суффиксами -chen и -lein: das Mädchen – die Mädchen, das Buchlein (книжечка) – die Buchlein;

c) слова c приставкой ge- и суффиксом -e : das Gebäude (здание) – die Gebäude.

Особые случаи образования множественного числа имен существительных немецкого языка

1. Некоторые имена существительные употребляются в немецком языке только во множественном числе: die Eltern родители , die Leute люди , die Ferien каникулы .

2. Некоторые имена существительные мужского и среднего рода иностранного происхождения образуют множественное число c помощью суффикса —s : der Klub клуб – die Klubs , das Kino кино – die Kinos .

3. Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на суффикс -um , получают в Plural вместо суффикса -um суффикс —en : das Museum музей – die Museen .

4. У некоторых существительных в зависимости от суффикса множественного числа изменяется значение слова:

5. Некоторые существительные имеют особую форму образования множественного числа: der Fachmann специалист – die Fachleute, der Seemann моряк – die Seeleute.

Упражнения на тему «Образование множественного числа имен существительных в немецком языке»

1. Образуйте Plural от данных существительных мужского рода. Определите, к какому типу образования Plural относятся следующие существительные.

der Text, der Tisch, der Mann, der Arzt, der Fehler, der Vater, der Bruder, der Sohn, der Lehrer, der Student

2. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Der Text ist lang.
2. Dieser Mann ist Arzt.
3. Der Tisch ist groß.
4. Sein Sohn ist in Petersburg.
5. Der Lehrer wohnt hier.
6. Mein Bruder studiert gern.
7. Wo liegt dieser Brief?

3. Образуйте Plural от данных существительных женского рода. Определите, к какому типу образования множественного числа относятся следующие существительные.

die Karte, die Tür, die Arbeit, die Sprache, die Frau, die Schwester, die Adresse, die Mappe, die Schülerin, die Mutter, die Tochter, die Regel

4. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Diese Frau ist schön.
2. Wo liegt die Karte?
3. Diese Arbeit ist leicht.
4. Seine Schwester studiert schon.
5. Wo arbeitet Ihre Tochter?
6. Ist diese Schülerin fleißig?

5. Образуйте Plural от данных существительных среднего рода. Определите, к какому типу образования множественного числа относятся эти существительные.

das Kind, das Buch, das Haus, das Heft, das Gespräch, das Wort, das Fenster

6. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Dieses Gespräch ist lang.
2. Das Fenster ist groß.
3. Das Heft liegt oben.
4. Das Kind ist zufrieden.
5. Das Haus steht dort.
6. Ich übersetze dieses Wort.
7. Dieses Institut ist alt.

7. Ответьте на следующие вопросы утвердительно.

1. Sind das deine Hefte?
2. Sind diese Häuser groß?
3. Sind jene Tische alt?
4. Sind das Studentinnen?
5. Liegen die Karten dort?
6. Gefallen ihm diese Sprachen?
7. Sind die Texte lang?
8. Sind hier keine Fehler?
9. Sind diese Wörter neu?

8. Образуйте Plural от данных существительных. Проверить, правильно ли вы сделали упражнение, вы можете по упражнению 7.

das Heft, dieses Wort, die Studentin, diese Sprache. dieses Haus, kein Fehler, die Karte, jener Tisch, der Text

9. Поставьте стоящие в скобках существительные в Plural. Помните, что неопределенный артикль в Plural опускается.

1. Hier stehen (eine Frau).
2. (Mein Sohn) lernen schon.
3. (Unsere Tochter) kommen zu Besuch.
4. (Dieses Buch) liegen hier.
5. Das sind (ein Kind).
6. (Sein Bruder) wohnen in Moskau.
7. Hier studieren (ein Student und eine Studentin).
8. (Diese Tante) sind alt.
9. Um drei Uhr kommen (eine Schülerin).
10. (Dieser Satz) sind sehr schwer.
11. (Euer Heft) sind neu.
12. Dem Lehrer gefallen (ihre Antwort).
13. (Diese Übung) sind leicht.
14. (Jene Uhr) sind groß und klein.

10. Поставьте существительные в данных предложениях в Plural. Не забудьте согласовать подлежащее со сказуемым.

1. Dieses Zimmer ist schön.
2. Hier steht eine Vase.
3. Das Haus ist groß.
4. Unsere Mutter arbeitet gern.
5. Dort wohnt ein Lehrer.
6. Dein Brief ist lang.
7. Dieser Tag ist schön.
8. Euer Vater besucht euch.
9. Wo arbeitet jener Kollege?
10. Warum liegt diese Adresse hier?
12. Wo frühstückt deine Schwester?
13. Jene Regel ist schwer.
14. Ihre Mappe ist rot.

11. Переведите на немецкий язык.

1. Где стоят эти столы?
2. Те упражнения не трудные.
3. Наши комнаты большие.
4. Эти институты находятся в Москве.
5. Ваши (вежл. форма) книги мне нравятся.
6. Наши дома новые.
7. Эти врачи живут здесь.
8. Эти тексты легкие?
9. Те двери большие.
10. Где лежат карты?
11. Здесь много ошибок.
12. Эти слова трудные?
13. Эти вечера прекрасны.
14. Ваши работы нравятся учителю.

Ключи к упражнениям на тему «Образование множественного числа имен существительных немецкого языка»

1. die Texte, die Tische, die Männer, die Ärzte, die Fehler, die Väter, die Brüder, die Söhne, die Lehrer, die Studenten

2. 1. Die Texte sind lang.
2. Diese Männer sind Ärzte.
3. Die Tische sind groß.
4. Seine Söhne sind in Petersburg.
5. Die Lehrer wohnen hier.
6. Meine Brüder studieren gern.
7. Wo liegen diese Briefe?

3. die Karten, die Türen, die Arbeiten, die Sprachen, die Frauen, die Schwestern, die Adressen, die Mappen, die Schülerinnen, die Mütter, die Töchter, die Regeln

4. 1. Diese Frauen sind schön.
2. Wo liegen die Karten?
3. Diese Arbeiten sind leicht.
4. Seine Schwestern studieren schon.
5. Wo arbeiten Ihre Töchter?
6. Sind diese Schülerinnen fleißig?

5. die Kinder, die Bücher, die Häuser, die Hefte, die Gespräche, die Wörter, (die Worte), die Fenster

6. 1. Diese Gespräche sind lang.
2. Die Fenster sind groß.
3. Die Hefte liegen oben.
4. Die Kinder sind zufrieden.
5. Die Häuser stehen dort.
6. Ich übersetze diese Wörter.
7. Diese Institute sind alt.

9. 1. Frauen; 2. meine Söhne; 3. unsere Töchter; 4. diese Bücher; 5. Kinder; 6. seine Brüder; 7. Studenten und Studentinnen; 8. deine Tanten; 9. Schülerinnen; 10. diese Sätze; 11. eure Hefte; 12. ihre Antworten; 13. diese Übungen; 14. jene Uhren

10. 1. Diese Zimmer sind schön.
2. Hier stehen Vasen.
3. Die Häuser sind groß.
4. Unsere Mütter arbeiten gern.
5. Dort wohnen Lehrer.
6. Deine Briefe sind lang.
7. Diese Tage sind schön.
8. Eure Väter besuchen euch.
9. Wo arbeiten jene Kollegen?
10. Warum liegen diese Adressen hier?
11. Wo frühstücken deine Schwestern?
12. Die Männer treten ein.
13. Jene Regeln sind schwer.
14. Ihre Mappen sind rot.

11. 1. Wo stehen diese Tische?
2. Jene Übungen sind nicht schwer.
3. Unsere Zimmer sind groß.
4. Diese Institute sind (liegen) in Moskau.
5. Ihre Bücher gefallen mir.
6. Unsere Häuser sind neu.
7. Diese Ärzte wohnen hier.
8. Sind diese Texte leicht?
9. Jene Türen sind groß.
10. Wo liegen die Karten?
11. Hier sind viele Fehler.
12. Sind diese Wörter schwer?
13. Diese Abende sind schön.
14. Ihre (eure) Arbeiten gefallen dem Lehrer.


Имена существительные немецкого языка могут как образовывать множественное число, так и употребляться только в единственном или только во множественном.

К именам существительным, которые употребляются только в единственном числе, относятся имена вещественные и многие абстрактные: die Milch (молоко), das Fleisch (мясо), die Kälte (холод) и т. д.

Группа имен существительных, употребляющихся только во множественном числе небольшая: die Leute (люди), die Eltern (родители). Важно отметить, что при определении числа существительных не стоит опираться на русский язык. Некоторые формы, конечно, совпадают, однако многие существительные не соответствуют своим аналогам. Например, der Schlitten (ед.ч) - санки (мн. ч), или die Masern (мн.ч) – оспа (ед.ч).

Самую многочисленную группу составляют существительные, которые формы и единственного и множественного числа: der Hund – die Hunde, die Frau – die Frauen, das Kind – die Kinder.

На множественное число имен существительных указывает артикль множественного числа, а также некоторые суффиксы. Артикль имеет всего один, в то время как суффиксов гораздо больше. Единого правила образования множественного числа выделить нельзя, однако большинство существительных можно сгруппировать и выделить ряд закономерностей, что и сделано в данном уроке.

В немецком языке существует несколько способов образования множественного числа имен существительных:

  1. При помощи суффикса -е (с умлаутом или без него);
  2. При помощи суффикса -en (без умлаута);
  3. При помощи суффикса -er (с умлаутом или без него);
  4. При помощи суффикса -s;
  5. Без суффикса (возможен умлаут).

Существительные разных родов образуют множественное число по определенным правилам. Хотя не стоит забывать, что на всякое правило есть исключение.

Помните! Форма множественного числа имен существительных зафиксирована в словаре, где вы в скобках указано нужное окончание. Например: Kind n <-(e)s, -er> — ребенок. Буква «n» указывает на средний род, «-(e)s» — на окончание родительного падежа, «-er» — на окончание множественного числа. Если форма существительного не меняется, то на месте окончания в словаре стоит прочерк.

Образование множественного числа имен существительных мужского и среднего рода

Легко запомнить, что существительные мужского и среднего рода, заканчивающиеся на -er, во множественном числе не изменяются, т.е пишутся также, как и в единственном. Например: der Lehrer – die Lehrer (учитель — учителя), das Zimmer – die Zimmer (комната — комнаты). О множенственном числе этих существительных говорит только артикль.

К этому правилу также можно отнести существительные мужского рода, оканчивающиеся на -en, -el и существительные среднего рода с окончаниями -lein, -chen. Однако стоит помнить, что некоторые существительные мужского рода с данными окончаниями могут получить умлаут: der Bruder – die Brüder (брат — братья).

Существительные мужского
1. При помощи суффикса e (основной способ образования множественного числа). При этом:
1) Большая часть существительных получают умлаут: der Stuhl – die Stühle, der Sohn – die Söhne.
2) Некоторые существительные не приобретают умлаут: der Hund – die Hunde, der Tag – die Tage.

К этой группе также можно отнести следующие существительные:
1) интернационализмы, обозначающие неодушевленные предметы, с суффиксами al, — at, — it, — ar, — an, — og, — ent: der Dialog – die Dialoge.

2) интернационализмы, обозначающие одушевленные предметы с суффиксами -eur, -ier, -an, -al, -är, -ar, -on : der Dekan – die Dekane. der Ingenieur – die Ingenieure.

2. при помощи суффикса -er : der Mann – die Männer.

*Важно отметить, что в составе сложных слов, mann образует множественное число, меняя форму на leute: der Seemann – die Seeleute (моряк - моряки).

3. При помощи суффикса -(e)n . К данным существительным относятся существительные с суффиксом -e (например: der Russe – die Russe) и обозначающие одушевленные предметы интернационализмы, в которых ударение падает на суффиксы -ant , -ent , -ist , -et , -at , -it , -ot , -loge , -graf , -nom , -soph : der Student, der Poet и др.

У существительных, оканчивающихся на суффиксы —ismus и —us окончание множественного числа прибавляется не к самому слову, а только к основе, например как в словах der Typus – die Typen.

Исключения: der Kasus – die Kasus (случай — случаи), der Bus – die Busse (автобус — автобусы), der Modus – die Modi (способ — способы), der Terminus – die Termini (конечная станция — станции).

Существительные среднего рода образуют множественное число по следующим правилам:

  1. при помощи суффикса -er (основной способ образования множественного числа): das Kind – die Kinder (ребенок - дети). В основе некоторых существительных появляется умлаут: das Buch – die Bücher (книга - книги).
  2. при помощи суффикса -e. К этой группе относятся:
    — односложные существительные, например das Heft – die Hefte (тетрадь - тетради).
    — существительные с суффиксом -nis. Обратите внимание, что при добавление суффикса -e, буква «s» удваивается: das Ereignis – die Ereignisse (событие - события).
  3. Интернационализмы, обозначающие неодушевленные предметы, с суффиксами ent, — at, — et, — ut, — om, — em, — iv : das Problem – die Probleme (проблема - проблемы).
  4. При помощи суффикса -(e)n. К данной группе относятся:
    — небольшая группа существительных: das Auge, das Ohr, das Herz, das Bett, das Hemd, das Insekt, das Interesse, das Ende.
    — интернационализмы с суффиксами -um, -ion, -a: das Museum – die Museen.
  5. при помощи суффикса -s. В эту группу входят заимствования из французского и английского языков: das Auto – die Autos (автомобиль - автомобили).

Образование множественного числа имен существительных женского рода

Существительные женского рода при образовании множественного числа подчиняются следующим правилам:

  1. при помощи суффикса -en (основной способ образования множественного числа). К данной группе существительных относятся:
    — существительные, состоящие из нескольких слогов, например die Wohnung – die Wohnungen.
    — некоторые односложные существительные: die Frau – die Frauen, die Form – die Formen.
    — интернационализмы с суффиксами ie, — (t)ät, -tion, -ik, -ur, -anz, -enz, -age, -a : die Melodie – die Melodien, die Klinik – die Kliniken.
  2. при помощи суффикса -e (c умлаутом): die Nacht – die Nächte.
  3. Без добавления суффикса, но с умлаутом: die Mutter – die Mütter.

Не забудьте закрепить прочитанное, выполнив следующее упражнение.

Задания к уроку

Упражнение 1. Образуйте множественное число следующих существительных:
Die Antwort, das Beispiel, der Bruder, die Zeitung, das Museum der Freund, der Fehler, das Park, der Vater, das Ende, der Buss, der Dialektismus.

Ответы к упражнению 1.
Die Antwort – die Antworten, das Beispiel – die Beispiele, der Bruder – die Brüder, die Zeitung – die Zeitungen, das Museum – die Museen, der Freund – die Freunde, der Fehler – die Fehler, das Park – die Parks, der Vater – die Väter, das Ende – die Enden, der Buss — die Busse, der Dialektismus – die Dialektismen.

Шаг 17 – множественное число в немецком языке – как оно образуется?

Правило 1. Множественное число тоже имеет свой артикль – die . Такой же артикль, как у женского рода.
Правило 2. Большинство немецких слов, в особенности слова женского рода, образуют множественное число с помощью окончания –en :

die Übung – die Übungen
die Möglichkeit – die Möglichkeiten

Есть слова, в которых ничего не добавляется:
der Sessel – die Sessel (стул — стулья)
das Brötchen – die Brötchen (булочка — булочки) ; слова на –chen , -lein не изменяются

Существует группа слов, в которой слова во множественном числе оканчиваются на –er или -e , а также меняется гласная в корне слова.

das Kind – die Kinder (ребенок — дети)
das Buch – die Bücher (книга — книги)
der Mann – die Männer (мужчина — мужчины)
der Stuhl – die Stü hle (стул — стулья)
die Hand – die Hä nde (рука — руки)
der Schrank – die Schrä nke (шкаф — шкафы)
die Wand – die Wä nde (стена — стены)

Есть слова, которые во множественном числе заканчиваются на –s .

das Taxi – die Taxis (такси — такси)
das Radio – die Radios (радио — радио)
der PKW – die PKWs (легковая машина — легковые машины)
der Job – die Jobs (работа — работы)

Следующие слова остаётся просто запомнить:

das Museum – die Museen (музей — музеи)
das Datum – die Daten (дата — даты)
das Visum – die Visa (виза — визы)
das Praktikum – die Praktika (практика — практики)
die Praxis – die Praxen (приемная — приемные)
das Konto – die Konten (счет — счета)
die Firma – die Firmen (фирма — фирмы)

Хорошая новость

Существует большая группа слов, которые употребляются только в единственном числе. Вот основные группы таких слов:

1. собирательные слова (предметы, которые нельзя посчитать)
2. абстрактные слова

3. единицы измерения
, а также слово das Geld — деньги
5 Kilo Orangen 1 кг апельсинов 2 Liter Wasser два литра воды
2 Glas Bier 2 кружки пива 100 Gramm Fleisch сто граммов мяса
100 Euro 100 евро eine Tube Zahnpasta один тюбик зубной пасты

Множественное число в немецком языке сложно оформить в одно правило. Слишком много вариантов, много исключений. Но два момента можно запомнить:

  1. Слова на –e всегда получают –en во множественном числе.
  2. Слова женского рода на –schaft , -keit , -heit , -ion также получают –en в конце. Такое окончание имеют большинство слов.

Остальные слова имеет смысл запоминать с помощью упражнений.

Чтобы бегло говорить на немецком языке, не обязательно знать множественное число абсолютно всех слов – эта информация нарастает по мере того, какие слова чаще всего употребляются в речи во множественном числе. Слова во множественном числе употребляются реже, чем в единственном числе.

Когда я училась в школе, а потом в университете, учителя немецкого языка всегда твердили учить все слова в единственном и множественном числе. Чаще всего это оказывалось лишней информацией, которая быстро забывалась. Для того, чтобы выучить язык быстро, важно запоминать только актуальную информацию. Например, сначала выучить множественное число самых распространенных слов, а остальные — позже, по мере употребления.

Упражнения на множественное число в немецком:

Еще одно интерактивное упражнение есть .

Есть какие-то вопросы по этой теме? Пиши в комментариях.

Урок 17: Как образуется множественное число в немецком языке was last modified: Ноябрь 1st, 2018 by Екатерина

В немецком языке, как и в русском языке, имя существительное (сущ.) имеет 2 числа (чис.): единственное чис. (der Singular ) и множественное (мн.) чис. (der Plural ).

Для образования мн. чис. в немецком языке используются следующие средства:

1. Суффиксы –e, –en, -er, -s:

der Tisch – die Tische (стол-столы)

die Zeitung – die Zeitungen (газеты- газеты)

das Bild- die Bilder (картина-картины)

der Klub- die Klubs (клуб-клубы)

2. Умлаут:

der Sohn- die Söhne (сын-сыновья)

der Vater – die Väter (отец- отцы)

3. Артикль:

der Orden — die Orden (орден-ордена)

der Wagen – die Wagen (автомобиль-автомобили)

В большинстве случаев эти средства сочетаются, например: das Kind- die Kinder (ребёнок- дети); das Buch- die Bücher (книга- книги).

В немецком языке имеется пять типов образования мн. чис. в зависимости от суффиксов множественного числа.

К каждому типу образования мн. чис. относятся имена сущ. того или иного рода.

I тип образования множественного числа

Характерный признак I типа – суффикс -e . По данному типу образуют мн. чис.:

1) Большинство имён сущ. мужского рода:

a)der Berg(гора)- die Berge

der Pilz (гриб)- die Pilze

der Preis (цена)- die Preise

der Pelz(шуба)- die Pelze

der Ring (кольцо) — die Ringe

der Krieg (война)- die Kriege

der Tisch (стол) – die Tische

der Hof(двор)- die Höfe

der Kopf (голова)- die Köpfe

der Kampf (борьба)- die Kämpfe

der Raum (помещение) – die Räume

der Stuhl (стул) – die Stühle и др.

b) der General (генерал) – die Generale

der Offizier (офицер) – die Offziere

der Ingenieur (инженер) – die Ingenieure

der Pionier (пионер) — die Pioniere и др.

2) некоторые сущ. среднего рода:

a) das Beispiel (пример) – die Beispiele

das Heft (тетрадь) – die Hefte

das Bein (нога) – die Beine

das Ereignis(событие)- die Ereignisse

b)das Diktat (диктант) – die Diktate

das Dokument (документ) – die Dokumente

das Lineal (линейка) –die Lineale

das Objekt (дополнение)– die Objekte

das Resultat (результат) – die Resultate

das Substantiv (сущ.) — die Substantive

3) группа односложных имен сущ. женского рода:

die Bank (скамья) — die Bänke

die Frucht (фрукт)- die Früchte

die Gans (гусь) — die Gänse

die Kraft (сила) – die Kräfte

die Kuh (корова)- die Kühe

die Macht (сила) – die Mächte

die Maus(мышь)- die Mäuse

die Nuss (орех) – die Nüsse

die Stadt (город) – die Städte

die Wand (стена) – die Wände и др.

II тип образования множественного числа

Характерный признак II типа — суффикс –(e)n . По данному типу образуют мн. чис.:

1. все многосложные и большая часть односложных имен сущ. женского рода:

a)die Tafel (доска) – die Tafeln

die Klasse (класс) – die Klassen

die Tür (дверь) – die Türen

die Lehrerin (учительница) – die Lehrerinnen

б) die Fakultät (факультет) – die Fakultäten

die Revolution (революция) – die Revolutionen и др.

2. Некоторые сущ. мужского рода:

а) оканчивающееся на –e:

der Junge(мальчик) – die Jungen

der Russe (русский)- die Russen

der Name (имя) – die Namen

der Buchstabe (буква) – die Buchstaben

б) следующие слова:

der Held (герой)- die Helden

der Mensch (человек) – die Menschen и др. ,

der Nachbar (сосед) – die Nachbarn

der Staat (государство)– die Staaten

der Vetter (двоюродный брат) – die Vettern

в) слова с иностранными суффиксами –at, -ant, –et, – ent, -ist и др. (с ударением на суффиксе, обозначающие обычно лица мужского пола)

der Soldat (солдат) – die Soldaten

der Aspirant (аспирант) – die Aspiranten

der Prolet (пролетарий) – die Proleten

der Student (студент) –die Studenten

der Kommunist(коммунист) – die Kommunisten и др.

3. Группа имен сущ. среднего рода:

das Auge (глаз) – die Augen

das Ohr (ухо) – die Ohren

das Bett (кровать) – die Betten

das Ende (конец) – die Enden

das Hemd (конец) – die Hemden

das Interesse (интерес) – die Interessen

das Herz (сердце) — die Herzen

das Insekt (насекомое) – die Insekten

III тип образования множественного числа

Характерный признак III типа – суффикс –er . По данному типу образуют мн. чис.:

1. Большинство имен сущ. среднего рода:

das Bild (картина) — die Bilder

das Brett (доска) – die Bretter

das Kleid (платье) – die Kleider

das Lied (песня)- die Lieder и др.

das Buch (книга)– die Bücher

das Fach (предмет)- die Fächer

das Dach (крыша)- die Dächer

das Haus (дом) – die Häuser

das Volk (народ) — die Völker и др.

2. Небольшая группа сущ. мужского рода:

der Mann (мужчина) – die Männer

der Rand (край) – die Ränder

der Wald (лес) – die Wälder

der Mund (рот)- die Münder и др.

IV тип образования множественного числа

Характерный признак: отсутствие суффикса, без умлаута и с умлаутом корневого гласного . По данному типу образуют мн. чис.:

1. Все имена сущ. мужского рода на –er, -el, en:

der Lehrer (учитель)-die Lehrer

der Schüler (ученик) — die Schüler

der Onkel (дядя) – die Onkel

der Bruder (брат) – die Brüder

der Mantel (пальто)- die Mäntel

der Garten (сад)- die Gärten

der Hafen (гавань) – die Häfen и др.

2. Все имена сущ. среднего рода:

а) на – er, -el, -en:

das Banner (знамя) – die Banner

das Fenster (окно) – die Fenster

das Messer (нож) – die Messer

das Zeichen (знак) — die Zeichen и др.

б) с суффиксами – chen, – lein:

das Stühlchen (стульчик) – die Stühlchen

das Tischlein (столик) – die Tischlein и др.

в) с приставкой -Ge и суффиксом –e:

das Gebäude (здание) – die Gebäude

das Gebirge (горы) – die Gebirge и др.

2. два имени сущ. женского рода:

die Mutter (мать) – die Mütter

die Tochter (дочь) – die Töchter

V тип образования множественного числа

Характерный признак V типа – окончание –s . По данному типу образуют мн. чис.:

1. имена сущ. мужского и среднего рода, заимствованные главным образом из английского и французского языков:

мужского рода

der Klub (клуб)– die Klubs

der Chef (шеф, начальник) – die Chefs

среднего рода

das Auto (автомобиль) – die Autos

das Café (кафе) – die Cafés

das Hotel (гостиница)– die Hotels

das Kino (кинотеатр) – die Kinos

das Sofa (диван) – die Sofas

2. суффикс присоединяется к сложносокращённым словам:

der VEB (народное предприятие)– die VEBs

die LPG (сельскохозяйственный производственный кооператив) – die LPGs

3. личные имена, когда они обозначают название целой семьи или несколько лиц, носящих одинаковое имя или фамилию:

die Millers (семья Миллер)

Особы случаи образования мн. чис. имён сущ.:

Мужской род:

der Bus (автобус) – die Busse

der Typ (тип) – die Typen

der Kursus (курс) – die Kurse

Средний род:

das Museum (музей)– die Museen

das Prinzip (принцип) – die Prinzipien

das Thema (тема) – die Themen

das Stadion (стадион) – die Stadien

das Drama (драма) – die Dramen

das Datum(дата) – die Daten

das Verb (глагол)– die Verben

das Auditorium (аудитория) – die Auditotorien

das Laborarium (лабратория) – die Laboratorien

das Studium (занятие) – die Studien

Выражение мн. чис. с помощью словообразовательных средств:

der Seemann – die Seeleute

der Bergmann – die Bergleute

der Kaufmann – die Kaufleute и т.д.

der Rat – die Ratschläge

der Mord – die Mordtaten