Новоиерусалимский монастырь: фото и отзывы туристов. Новоиерусалимский монастырь в городе Истра: как добраться

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление: Серпуховский Пречистыя Богородицы Высоцкий мужской монастырь
  • Святыни Высоцкого монастыря.

    По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия Младшего.

    24 сентября 1994 года по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия. Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения. Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке. Он издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители и города Серпухова. Как раньше, так и в наше время преподобный подает всем с верою прибегающим к его многоцелебным мощам свою благодатную помощь. В наши дни от его святых мощей происходит немало исцелений различных душевных и телесных недугов, поэтому в 2004 году на Архиерейском Соборе было совершено его всероссийское прославление.

    В Покровском храме находится древний, XV века, чудотворный образ святого великомученика и Победоносца Георгия , который неоднократно спасал город Серпухов от нападения врагов и сопровождал серпуховское ополчение в военных походах.


    Объемное изображение главы Иоанна Предтечи с частицей его мощей. XIX в.


    Ковчег с мощами Ростовских святителей: прп. Авраамия Ростовского , свт. Исайи Ростовского и свт. Димитрия Ростовского.


    Ковчег с мощами


    Ковчег с мощами святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского.


    Чтимый образ свт. Николая Чудотворца. XV в. Никольский храм.


    Личные вещи св. прав. Иоанна Кронштадского : потир, епитрахиль, требный крест и книга «Солнце правды» с его дарственной надписью.

    Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных, ювелирной работы ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

    Есть ряд икон, которые, возможно, не относятся к особо чтимым в монастыре святыням, но заслуживают внимания по своей древности и красоте.

    В первую очередь, это святые Царские врата XVII века, замечательного Ушаковского письма, большая икона "Страшного Суда" - также XVII столетия. В иконостасе Покровского храма - местная икона Спасителя XVIII века и храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы Московской школы XVII века; небольшая икона преподобного Иосифа Волоцкого в серебряном басменном окладе XVII века и ряд других интересных икон.


    Чтимый образ Божией Матери «Скоропослушница».


    Чтимый образ св. вмч. и целителя Пантелеимона.


    Икона свв. царственных страстотерпцев.



    Икона Патриарха Гермогена с дарственной надписью: «Сия святая икона даруется в благословение Вадиму Васильевичу Орлову за его усердные труды во благо Церкви Христовой». Тихон, Патриарх Московский и всея России. 1918 г. октября 4 дня.


    Икона Божией Матери «Скоропослушница» Афонского письма, XIX в. Зачатьевский собор.

    Часть рубашки преподобного Серафима Саровского , обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками.

    Эта святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого в Покровском храме.

    В Высоцком монастыре хранятся несколько напрестольных крестов искусной работы XVIII - XIX веков, потиры, кадила и некоторая другая старинная церковная утварь того времени.

    В ризнице имеется несколько старинных облачений, покровцы и плащаница, украшенные красивой ручной вышивкой. Все это используется в богослужении по своему назначению.

    Несмотря на то, что уже многое сделано для возрождения обители, немало еще предстоит. Высоцкий монастырь еще очень долго не сможет достичь былого благолепия. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше. Сегодняшнее благолепие Высоцкого монастыря - это плод всеобщих усилий верующих людей. Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто помогал своими трудами, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым.

    Мы особо признательны музею Московского Кремля , передавшему монастырю из своих фондов немало предметов церковной утвари и святых мощей, и Серпуховскому историко-художественному музею, который внес значимый вклад в возрождение Высоцкой обители.

  • Оглавление:

  • Новый Иерусалим находится в ближайшем Подмосковье и представляет собой замечательную цель для однодневной поездки. Монастырь поражает своей внешней грандиозностью, необычной архитектурой… и атмосферой спокойствия и умиротворенности, царящей за его стенами.

    Полное название монастырского комплекса звучит как Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Основан он был в 1656 году патриархом Никоном. Изначальная задумка заключалась в воссоздании, пусть и в уменьшенной копии, Иерусалима, находящегося в Святой Земле. Что и отражено в названии монастыря. Тем самым предполагалось подчеркнуть значение Москвы как «Третьего Рима».

    Строительство Нового Иерусалима проходило в два этапа: с 1656 по 1666 г при царе Алексее Михайловиче Тишайшем; прерванное с опалой патриарха Никона, строительство было возобновлено в 1679 году по указу царя Федора Алексеевича.

    Купол Воскресенского собора в Новом ИерусалимеГлавный соборный комплекс Нового Иерусалима - Воскресенский собор с церковью Константина и Елены был окончен в 1685 году, а возведение крепостной стены с надвратной церковью Входа Господня в Иерусалим было завершено только в 1697 году - уже при царе Петре I. Тем не менее, на этом строительные работы не закончились - не простояв и 30 лет, каменный шатер Воскресенского собора рухнул; восстанавливали его вплоть до 1761 года (это был последний год царствования императрицы Елизаветы). Новый шатер строился по проекту Франческо Бартоломео Растрелли (младшего Растрелли); самые известные его работы - ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге, Большой Петергофский дворец. Руководил строительством архитектор Карл Иванович Бланк.

    Во время Великой Отечественной войны Новый Иерусалим оказался на территории, захваченной немцами. Уходя, они разорили монастырь, разрушили часть его строений - в частности, была уничтожена соборная колокольня, сожжен верх Воскресенского собора, снесены шатры башен. Реставрационные работы в Новом Иерусалиме продолжаются до сих пор; в настоящее время монастырь практически полностью восстановлен за исключением колокольни.

    Аналогии с Иерусалимом видны здесь во всем: некоторые из башен монастыря носят имена ворот Иерусалима - Дамасская, Гефсиманская, Сионская. Есть здесь и свой Гефсиманский сад; в саду, на искусственном островке на реке Иордане (Истре) стоит выстроенный в 1658 году деревянный «скит» патриарха Никона.

    В 1690-1694 гг. по указу Петра 1 монастырь был окружен каменной крепостной стеной с восемью шатровыми башнями. Строительством стены руководил известный зодчий XVII в. — Яков Бухвостов, крепостной М. Ю. Татищева. Собор, воздвигнутый при Никоне, простоял, однако, недолго. В 1723 г. рухнул грандиозный каменный шатер собора, в 1726 г. храм пострадал от пожара. Собор в развалинах простоял более двадцати лет. В 1749 г. императрица Елизавета Петровна поручила арх. В. Растрелли разработать проект собора в новом, пышном стиле барокко, характерном для середины XVIII в. Строительством руководил К. Бланк. В XVIII-XIX вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Витберг.

    Ново-Иерусалимский монастырь находился под особым покровительством русских царей. Большие денежные вклады, жалованные земли, предоставление различных льгот обеспечивали рост богатств монастыря и его процветание. В конце XVIII в. вокруг монастыря вырос город Воскресенск, который потом был переименован в г. Истру.

    Святыни. Главная святыня монастыря — гробница Патриарха Никона. Также возвращена древняя святыня — часть мощей св. мц. Татианы.

    Адрес: 143500, Московская обл., г. Истра, ул. Советская, д. 2.
    Проезд: oт Москвы с Рижского вокзала до ст. Истра (58 км), далее автобусом (2 км).

    Как добраться до Новоиерусалимского ставропигиального мужского монастыря на машине

    1. Выезд из Москвы по Волоколамскому шоссе.
    Ехать надо по Волоколамскому шоссе через Красногорск, Нахабино, Дедовск и т.д. до Истры, двигаться все время по главной дороге. Истру надо так же проехать насквозь, не сворачивая с главной дороги. Перед выездом из города будет Т-образный указатель: Волоколамское шоссе налево, улица Советская направо; как только повернете налево, увидите перед собой Ново-Иерусалимский монастырь.

    2. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Красногорск.

    Выехать из Москвы можно и через Новую Ригу. Переехав через Москву-реку, надо будет уйти по указателю на Красногорск, дальше двигаться все время прямо до поворота на Дедовск и Истру. Ориентиры следующие: речка Баньки и «труба» закрытого горнолыжного комплекса, которая нарисуется перед вами с правой стороны. Дальнейшие инструкции смотрите выше.

    3. Выезд из Москвы по Новорижскому шоссе, далее через Малое Московское Кольцо.

    Выехав из Москвы по Новой Риге, проезжаете по ней примерно 30 километров до развязки с Малым Московским Кольцом - «бетонкой». По указателю «Санкт-Петербург, Истра» уходите направо и проезжаете по «бетонке» еще порядка 10 км. Здесь на светофоре под стрелку уходите налево на Волоколамское шоссе. Поворот обозначен указателем. Первый населенный пункт, который вы проедете по Волоколамке - Высоково. Далее смотрите инструкцию к пункту 1.

    Этот способ попасть в Новый Иерусалим, наверное, самый удобный, однако, имейте в виду, что при съезде с «бетонки» почти наверняка придется потратить какое-то время на стояние в пробке. Впрочем, если это не первая для вас поездка по Подмосковью, то пробки вас едва ли смутят. Зато в остальном, за исключением Истры, движение практически без светофоров!

    Парковка у монастыря

    Дорога перед монастырем разделяется, огибая его с двух сторон, и оставляя между ними въезд на небольшую парковку перед северным входом в монастырь. Свободных мест там, скорее всего, не будет, но никто не запрещает рискнуть.

    Более надежный вариант - повернуть перед Ново-Иерусалимским монастырем налево (это продолжение Волоколамского шоссе). Метров через сто внизу под горкой будет съезд на бесплатную парковку, рассчитанную, главным образом, на автобусы. Там практически всегда есть множество свободных мест.

    В монастырь вы попадете, поднявшись в горку, с южной его стороны. Отсюда же гораздо быстрее добраться до музея деревянного зодчества, купели на речке Истре (называемой в этом месте Иорданом) и скита патриарха Никона.

    Если же проехать чуть дальше, то с пригорка открывается замечательный вид на монастырский комплекс. Здесь же, на подъеме в горку, будет разрыв в сплошной, которым вы сможете воспользоваться для того, чтобы развернуться и отправиться назад в Москву.

    Посещение монастырей, святынь в последнее время становится все более популярным не только среди жителей нашей страны, но и среди туристов, приезжающих к нам в гости. Приехав в Москву, у туристов возникают вопросы: где находится Сретенский монастырь , как добраться на метро или на любом другом транспорте.

    История возникновения

    В центре столицы, на Большой Лубянке, расположена великая святая обитель. История ее появления относится еще к 1395 году. Это время знаменито нападениями Хана Тамерлана и его орды на Русское государство. После того как им были взяты несколько городов, Хан отправился на Москву. Митрополит приказал отвезти икону матери заступницы во Владимир, где она будет находиться в полной безопасности. По всему пути следования, стояли русские люди и молились о спасении земли русской.

    На месте, где произошла встреча Митрополита Киприяна и иконы спасительницы , в дальнейшем и был возведен монастырь на Сретенке. Участники этих событий рассказывали, что в ночь, когда икона заступница перевозилась во Владимир, Тамерлану приснился сон. Во сне к нему пришла таинственная женщина, повелевавшая вернуться ему домой. Посоветовавшись со своими мудрецами, Хан обошел Москву и отправился на юг.

    С 1925 до 1991 святыня была закрыта, и собор стал вновь действующим. Современный монастырь объединил в себе 40 монахов - мужчин, которые живут в нем. На протяжении суток, служители монастыря молятся, а в праздничные дни, сюда стекается большое количество верующих.

    Учитывая давность постройки, восстановление святыни идет постоянно, но это не мешает проведению молебен и служб. Начиная с 1999 года, в нем проводятся семинары и лекции. На его территории живут студенты, которые несут обед послушания.

    Достопримечательности и святыни

    Учитывая то, что XX век знаменит разрушительными войнами, до наших дней дошло мало святынь, но те, которые сохранились, бережно хранятся служителями обители . Среди святынь сохранились:

    Расписание служб

    Учитывая то, что это монастырь, монахи находятся в постоянной молитве и молятся за мир на всей земле, за людей, живущих в нем. Кроме того, проводятся и службы, которые может посетить каждый желающий. Богослужения проводятся по следующему графику:

    • Начиная с 6:30 утра молебен Полуношница.
    • Литургия для верующих начинается с 8:00, а вечером с 18:00.
    • В праздничные и выходные дни служба начинается в 7:00 и в 10:00

    На официальном сайте постоянно информация обновляется, поэтому все изменения можно найти на сайте, перейдя по ссылке: www.pravoslavie.ru/1107/а

    Как добраться до монастыря

    Сретенский монастырь, официальный сайт, как доехать все эти вопросы возникают в том случае, если туриста, который первый раз приехал в город. Все зависит от того, на каком виде транспорта вы решили это сделать. Если вы приехали в Москву не на своем транспорте, то можно воспользоваться метро.

    Добраться на метро, наверное, проще всего. Вы минуете пробки, а также не нужно думать о том, где правильно припарковать свой автомобиль.

    В случае если вы собрались посетить монастырь, то потребуется адрес. Сретенский монастырь адрес в Москве, метро: ул. Большая Лубянка 19, корпус 1. При появлении вопросов информацию можно получить по контактному номеру телефона 623−34−44 (код Москвы 495). Станцию метро выбирайте ту, которая ближе к вам.

    Ближайшие гостиницы и хостелы

    Приехав в Москву с туристической поездкой , необходимо знать, где можно остановиться с ночевкой. Тем более чтобы рассмотреть все внутри, посетить службу, послушать, как поет мужской хор, потребуется не один день.

    Посетив Сретенский монастырь, человек увидит не только красиво выстроенное здание, но еще и произойдет духовное очищение.

    • Грандиозный проект патриарха Никона (1605-1681), направленный на воссоздание почитаемых мест Священной Земли.
    • Планировка монастыря напоминает Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
    • Интересный памятник архитектуры XVII-XVIII веков, построенный и реконструированный лучшими архитекторами, в том числе Б. Растрелли.

    Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь - один из самых известных в Подмосковье. Это - уникальное святое место, удивительное и по своему замыслу, и по его воплощению, в котором участвовали знаменитые архитекторы сразу нескольких эпох. Он воспроизводит расположение главных святынь Иерусалима: Воскресенский храм - аналог храма Гроба Господня с приделами, подземная церковь Константина и Елены - аналог пещерной палестинской церкви, Рождественская трапезная церковь. Природный рельеф местности носит библейские названия: горы (холмы) Фавор, Ермон, Синай, Елеон, река Иордан (Истра), Гефсиманский сад.

    Монастырь был основан в XVII веке патриархом Никоном, и некоторые сохранившиеся святыни (гробница и скит) связаны с его именем. Это , и здесь же проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, действует гостиница для паломников. При монастыре открыт небольшой музейно-выставочный комплекс, постоянная экспозиция которого посвящена русскому церковному искусству, а также археологии и истории Московской области. В парке комплекса Ново-Иерусалимского монастыря под открытым небом расположен Музей деревянного зодчества.

    Личность патриарха Никона

    Основатель монастыря, патриарх Никон (1605-1681), оставил противоречивый след в истории. В православной среде далеко не все приняли его церковную реформу, начатую в 1653 году и во многом приблизившую Русскую православную церковь к европейской Константинопольской. Старообрядцы видели в этом ущемление исконной Русской церкви. Сопротивление реформе Никона привело к трагедии: к старообрядцам не только не прислушивались, их массово преследовали и казнили.

    Царь Алексей Михайлович вначале горячо поддерживал Никона. Однако после русско-польской и русско-шведской войн, во время которых патриарх своеобразно занимался внутренней политикой вместо занятого военными действиями государя, Никон был вынужден отречься от патриаршего престола. Никон был подвергнут опале и сослан в отделенный Ферапонтов монастырь, где провел 15 лет. После смерти царя Алексея Михайловича новый царь - Фёдор Алексеевич - разрешил Никону вернуться в любимый им Ново-Иерусалимский монастырь. По дороге Никон скончался и был погребен по обряду патриарха в этом монастыре, под Голгофой.

    История возведения монастыря

    Место для постройки монастыря патриарх Никон выбирал сам. Он часто посещал крупный Иверский монастырь в городе Валдай, по пути останавливаясь для отдыха в селе Воскресенское (ныне город Истра). Топография этой местности натолкнула его на грандиозный план. Обитель под Истрой должна была стать символом Третьего Рима: военное и политическое влияние России росло как на западе, так и на востоке, и центр влияния в православном мире также сместился в Москву.

    В 1656 году Никон начал скупать земли, переименовывая местности в соответствии со своим планом. Через год была построена деревянная Воскресенская церковь на горе Елеон, в память об освящении которой вместе с царем Алексеем Михайловичем патриарх возвел Поклонный крест (восстановлен в 2006 году). Сам монастырь был заложен западнее Елеонского холма, на холме Сион. Севернее его находится Фаворский холм. Река Истра была переименована в Иордан. На въезде в город был небольшой женский монастырь, названный Вифанией. Таким образом, полностью была воспроизведена топография Палестины и возник Ново-Иерусалимский монастырь.

    До своей ссылки патриарх Никон не успел достроить монастырь. В 1685 году, при регентстве царевны Софьи, сестры будущего , в обители были совершены значительные доработки. Пётр I, напротив, не благоволил к монастырям: при нём штат монахов и доходы монастыря резко сократились; вдобавок в 1726 году монастырь был почти полностью уничтожен пожаром. И лишь спустя 20 лет императрица Елизавета Петровна взялась восстанавливать монастырь, назначив архитекторами проекта Карла Ивановича Бланка и (Варфоломея Варфоломеевича) Растрелли.

    Архитектура Ново-Иерусалимского монастыря

    Формы главного храма обители - Воскресенского собора - были вдохновлены не только храмом Гроба Господня, но и, возможно, описаниями храма Соломона, почерпнутыми из Библии, а также храма Святой Софии Константинопольской. Об иерусалимском храме зодчие имели представление по деревянной модели, привезенной из Палестины. Главным зодчим храма был назначен Аверкий Мокеев, который участвовал также в постройке Никоном двух других крупных монастырей - Крестного монастыря на Кий-острове и Иверского монастыря на Валдае.

    Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря состоит из трех частей: большой ротонды с шатром, четырехстолпного храма и подземной церкви Константина и Елены. Кроме того, в соборе изначально были усроены приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Богоматери и верхняя Голгофская придельная церковь. При последующих реставрациях число приделов возросло. Особенно выделяется в общем многосоставном силуэте храма огромное шатровое завершение ротонды. В ротонде находится кувуклия - часовня Гроба Господня. Многие удивляются завершению ротонды: ведь патриарх Никон впоследствии запретил возведение шатровых крыш в церквях. Вероятно, патриарх не хотел, чтобы храм был повторен, поскольку в этом случае сакральное значение Воскресенского собора было бы снижено: на Руси мог быть только один аналог Гроба Господня.

    Хотя собор строился в эпоху русского средневековья, он всё же апеллирует к ордерным формам, которые русские мастера узнавали из книг и гравюр, привезенных из Западной Европы. Замечательными образцами непосредственно русского искусства являются изразцы. Ими занимался, в частности, знаменитый мастер Степан Полубес, украсивший изразцами многие московские храмы. При Никоне были созданы даже керамические иконостасы.

    В эпоху царствования Елизаветы Петровны при реставрации монастыря главенствующий стиль изменился: им стало барокко. Тяжелый каменный шатер Воскресенского храма был заменен деревянным, с большим количеством люкарн, благодаря которым ротонда стала освещена.

    С востока к Воскресенскому собору примыкает подземная церковь Константина и Елены, освященная в честь константинопольского императора и его матери. Церковь подземная: так мастера пытались воспроизвести аналог церкви Константина и Елены в Палестине, которая вырублена в скале. В XVIII веке церковь приобрела дополнительные купола и ров вокруг, для защиты от подземных вод.

    Высокую крепкую стену монастыря украшают башни: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, надвратная Елизаветинская, Инноплеменичья, Фаруха, Ефремова и Дамасская (по часовой стрелке). Башни схожи между собой, но имеют некоторые различия в декоре, ширине оконных проемов и форме архитектурных объемов. Башни претерпели значительные изменения со времен Никона. Больше всего «досталось» Елизаветинской.

    Помимо башен, стену украшает Входоиерусалимская надвратная церковь, выстроенная под руководством архитектора Якова Бухвостова. Это церковь имеет форму восьмерика на четверике, при этом нижний объем оформлен полукружиями притворов. Несмотря на сложный силуэт и общую устремленность вверх, надвратная церковь не перекрывает ротонду Воскресенского храма, которая является главной доминантой ансамбля.

    В западной части монастыря расположены преимущественно хозяйственные постройки, выстроенные большей частью в конце XVII века по приказу царевен Софьи и Татьяны. Это трапезная с церковью Рождества, больничные палаты, архимандричьи палаты, палаты «монастырских деток». Почти все постройки подвергались значительным переделкам и реставрациям. Исключение составляют палаты Татьяны Михайловны, солодовые и кузнечные палаты . Первые сооружены значительно более нарядно - украшены ордерными наличниками и пилястрами.

    Говоря о комплексе Ново-Иерусалимского монастыря, стоит упомянуть еще одну постройку, лежащую за Гефсиманским садом, - скит патриарха Никона. Именно о нём писал («Оставленная пустынь предо мной…»). Несмотря на минорный настрой стихотворения, сама постройка выглядит довольно нарядно: она украшена изразцами и майоликой и внешне совсем не похожа на монашеский скит. Однако внутри она весьма аскетична, как подлинное жилище отшельника.

    Во время монастырь, находившийся в зоне боевых действий, был почти полностью разрушен. Самая первая после войны реконструкция комплекса была начата под руководством легендарного архитектора П. Барановского, который хотел восстановить собор преимущественно в изначальных формах XVII века. Реставрации проводились в 1970–1990-х годах, однако не всё из задуманного было сделано. Основные споры вызывало покрытие над ротондой, точнее - его высота и материал. На сайте монастыря выложены архивные фотографии, которые дают представление о памятнике после взрыва в 1941 году и этапах последующей реставрации. В 2008 году была начата последняя реставрация, которая продолжается до сих пор.

    Вопрос о том, в каком стиле должен быть восстановлен монастырь - в средневековом (как при патриархе Никоне) или в барочном (как при императрице Елизавете Петровне), - подробно обсуждался. В итоге специалисты склонились к варианту восстановления монастыря по образу, который был создан в XVIII веке: для этого образа сохранилось намного больше достоверных данных и изображений, да и вариант известнейшего архитектора Растрелли сам по себе не менее историчен, чем вариант постройки Никона.

    Святыни Ново-Иерусалимского монастыря

    Главный храм Ново-Иерусалимского монастыря - Воскресенский. У основного входа есть каменная летопись архимандрита Никанора, написанная акростихом. Считается, что она сама по себе обновляется, то есть не стирается с годами, а напротив - становится ярче. То же, по преданиям, происходит и с эпитафией на гробнице Никона. В ротонде Воскресенского собора можно посетить кувуклию - часовню храма Гроба Господня. Там находится святая плащаница, которую в Великую пятницу полагают на Камень миропомазания. В Иерусалиме на такой камень было положено снятое с креста тело Спасителя. Сама же плащаница является аналогом Гроба Господня в Иерусалиме.

    В приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи находится гробница патриарха Никона (в Иерусалиме в аналогичном месте захоронен ветхозаветный царь Мельхиседек). В 2013 году ее вскрыли, но она оказалась пустой, и куда и когда были перенесены мощи патриарха после его захоронения, неизвестно. Тем не менее, у саркофага регулярно проводятся службы. Здесь же находится изразцовый иконостас XVII века с современными конами. Редкие изразцовые иконостасы также представлены в приделах Страстей Христовых и архистратига Михаила. В этом же приделе находятся список с Тихвинской иконы Богоматери и могила Иоанна Шушерина - сподвижника и биографа патриарха Никона.

    Из святынь, имеющих непосредственное отношение к патриарху Никону, в монастыре можно увидеть также часть его омофора и антиминс. В придельной Голгофской церкви, в которой больше всего любил служить Никон, расположен аналог Лобного места, где был распят Христос. Там устроено деревянное Распятие, вырезанное из кипариса, а также находится сохранившийся иконостас XVIII в.

    В Воскресенском соборе устроена придельная Темничная церковь, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. В Палестине в утесе горы Голгофы держали приговоренных к казни; там Богоматерь оплакивала Своего Сына. Церковь монастыря мало похожа на темную пещеру - это хорошо освещенный небольшой храм. В Успенском пределе Воскресенского собора находится ковчежец с мощами св. Татианы, подаренный монастырю в XVII веке царевной Татьяной.

    На территории монастыря можно набрать воды из «Силоамского» источника в Гефсиманском саду или из колодца «Живоносный источник» в подземной церкви Константина и Елены. На Святой земле именно в этом месте и на такой же глубине (6 м) константинопольская императрица Елена обрела Крест Господень. Примерное нахождение Креста Елене указал житель Иерусалима, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, был убит христианскими гонителями и почитается как святой мученик. В связи с этими событиями в церкви имеется одноименный придел.

    Окунуться можно в реке Иордан (Истра). Удобных раздевалок и оборудованных сходов к воде пока нет, но это не мешает сотням верующих окунуться в освященную воду в прорубях на праздник Крещения. По преданию, в крещенскую ночь - с 18 на 19 января - можно увидеть чудо, происходящее на реке Истре: в 1.30 ночи вода останавливается, и течение в реке на протяжении пяти минут едва заметно.

    Рядом с рекой, на горе Елеон, находится Поклонный крест. Это реплика, сделанная в 2006 году. Оригинальный крест был установлен в XVII веке в знак освящения первого храма в монастыре. Надпись гласит, что государь Алексей Михайлович «нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный, поэтому назвал имя местности и строящемуся монастырю Новый Иерусалим». Так началась история монастыря.

    Святая топография

    Наверное, самая главная святыня монастыря - топография Русской Палестины — воспроизведение святых мест, отчасти созданное самой природой.

    Имевшаяся до строительства монастыря топография местности удивительным образом напомнила Никону палестинские святыни. Аналогом храма Гроба Господня в Иерусалиме, центром всего ансамбля выступила прежняя Воскресенская церковь в вотчине боярина Боборыкина. На севере находилась церковь Преображения Господня в селе Бужарово, на Востоке - церковь Вознесения в селе Алексино. На юге и юго-востоке от храма Воскресения находились церкви Илии Пророка и Рождества Христова. Если ориентироваться на топонимику Палестины, то на это место приходятся Вифлеем, где родился Спаситель, и неподалеку - монастырь св. Илии IV века. Местечку Раму рядом с Иерусалимом, где родился пророк Самуил, соответствует церковь Рождества Богородицы с приделом пророка Самуила. Есть в Палестине и монастырь Саввы Освещенного, а рядом с Русской Палестиной расположен Саввино-Сторожевский монастырь.

    Где находится Новоиерусалимский монастырь

    Как добраться до Новоиерусалимского монастыря

    Есть несколько способов доехать до монастыря, каждый из которых имеет свои преимущества.

    • На электропоезде вы можете добраться до Истры где-то за час. Вам нужно сесть на электричку Рижского направления и ехать до ст. «Ново-Иерусалимская» (отсюда будет немного быстрее) либо «Истра». Потом садитесь на автобус и едете до ост. «Монастырь». От ж/д станции «Ново-Иерусалимская» до монастыря можно дойти и пешком, это займет минут 20.
    • От Москвы вы также можете добраться до монастыря на автобусе №372 , который отъезжает от м. «Тушинская». Вам необходимо ехать до ост. «Почта», а потом пересесть на автобус до ост. «Монастырь».
    • На собственном автомобиле вы можете доехать до г. Истра из Москвы по Новорижскому либо Волоколамскому шоссе. Дорога длится около 45 км.

    Особенности посещения монастыря

    Новоиерусалимский монастырь в Истре открыт ежедневно для посещения паломников и туристов, время его работы – с 7:00 до 20:00.
    Каждый день в стенах монастырских храмов совершаются Божественные таинства : богослужения, исповеди, причащения, крещения, поминовения и другие.

    Ныне на монастырской территории действуют несколько экскурсионных программ:
    • Обзорная экскурсия , в процессе которой вы познакомитесь не только с храмами и святынями монастыря, но и узнаете много нового о его истории и сокровищах;
    • «Евангелие для детей» – детская экскурсия, специально адаптированная для детей дошкольного и школьного возраста, которая познакомит ваших чад с монастырем и главными библейскими ценностями;
    • Сборные экскурсии по монастырю , рассчитанные на людей, путешествующих в одиночку. Начинаются в 11:00, 13:00 и 15:00 ежедневно. Для группы менее 10 человек стоимость такой экскурсии составит 2500 рублей, если в группе наберется более 10 участников – 250 рублей/чел. (100 рублей для детей до 16 лет).

    Важно! Помните, что на территории монастыря, в особенности в храмах, необходимо соблюдать строгие правила, о которых вы можете узнать в Паломнической службе либо на сайте монастыря.

    Также в Новоиерусалимском монастыре вы можете заказать Таинства и требы . Для этого обратитесь в свечной ящик либо позвоните по телефонам, указанным выше.
    Очень интересен Музей Новоиерусалимского монастыря , который вы можете посетить за дополнительную плату с 10:00 до 18:00 в любой день кроме понедельника.

    Расписание служб в монастыре в Истре

    Знаете ли вы? Новоиерусалимский монастырь, как и большинство других, составляет свое расписание богослужений в зависимости от церковного календаря. Точное расписание на каждую седмицу уточняйте на сайте монастыря либо по телефону Паломнической службы.

    • Первые утренние богослужения начинаются, как правило, в 7:00 (в 8:00 по воскресеньям);
    • а вечерние – в 17:00;
    • по воскресеньям обычно также читается поздняя утренняя Литургия в 10:00.

    Где можно остановиться рядом с монастырем

    В г. Истра есть множество гостиниц и отелей на любой вкус и различной стоимости, где вы можете остановиться на несколько дней либо переночевать.
    Паломническая служба монастыря обычно рекомендует Гостиницу «Ливадия» либо «Дом-гостиницу» . У них хорошие, комфортные условия проживания, стоимость номера может составить от 1400 до 6000 рублей.

    История Новоиерусалимского монастыря в Истре

    История монастыря тесно связана с жизнью Патриарха Никона , который основал собор в 1656 году .

    Знаете ли вы? Личность великого Патриарха оставила противоречивые следы в истории, начав раскол Православной церкви. До сих пор среди церковных служителей встречаются ярые поклонники и противники его действий, а однозначное мнение о жизни церковного деятеля составить достаточно сложно.

    Как бы там ни было, основание многих монастырей, среди которых «любимчиком» Патриарха стал именно Новоиерусалимский – важная заслуга Никона.
    По разным причинам строительство монастыря длилось довольно долго, несколько раз приостанавливалось. Главный его собор был освящен в 1685 году .
    В XVIII веке монастырь несколько раз был частично разрушен при пожарах, но его успешно восстанавливали с помощью русских правителей.

    С XIX по начало XX века монастырь стал одним из самых популярных мест для паломничества .
    С приходом Советской власти монастырь закрывают, но даже тогда его признают ценным Историко-архитектурным объектом Всероссийского значения и продолжают заботу об этом месте, создав здесь Краеведческий музей .
    Сильно пострадал монастырь в годы ВОВ, многие его храмы были почти полностью разрушены. Уже с 50-х гг. прошлого века началось медленное восстановление монастыря.
    В 1994 году монастырь был снова возвращен Русской Православной Церкви , реставрационные работы начались с удвоенной силой, а в его храмах вновь зазвучали Божественные песнопения.
    Реставрация монастыря все еще продолжается. Нынешние русские правители продолжают традиции своих предков и выделяют немало средств на помощь Новоиерусалимскому монастырю.

    Достопримечательности монастыря

    Воскресенский собор является не только главным храмом Новоиерусалимского монастыря, но и одной из главных его архитектурных достопримечательностей.
    Это очень красивое и в самом деле монументальное строение, которое состоит из 4 основных частей:

    • Собор Воскресения Христа – четырехстопный крестово-купольный храм, который завершается главой;
    • Церковь свв. Константина и Елены – необычная подземная церковь, находящаяся на глубине 6 м.;
    • Красивая колокольня , которая была полностью разрушена в 1941 г. и недавно восстановлена;
    • Ротонда , располагающаяся над Часвоней Гроба Господня (кувуклией).
    • Собор прекрасен и снаружи, и внутри. Внутри лично мне он нравится даже больше – здесь можно увидеть очень светлые, просторные и нарядные залы, богато украшенные лепниной и росписью.
      Красива сама по себе и облагороженная территория монастыря, и другие его храмы. Здесь находится Монастырский парк (Гефсиманский сад) с множеством своих достопримечательностей.

      Важно! В связи с реставрационными работами часть объектов может быть закрыта.

    • Также рекомендую посетить Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» , находящийся на территории монастыря. Рядом расположился еще один интереснейший объект – Музей деревянного зодчества.

    Святыни Новоиерусалимского монастыря

    Поскольку монастырь в какой-то степени повторяет главный христианский храм, есть тут все «атрибуты», повествующие о жизни Спасителя. Здесь вы можете увидеть Голгофу, Иордан, и многое другое.
    К главным святыням монастыря относят:

    • Разборную модель , которая была выполнена в XVII веке в Иерусалиме из кипариса, слоновой кости и перламутра и использовалась как модель для строительства Воскресенского собора;
    • Фрагмент омофора Патриарха Никона, который был изготовлен на в 1597 году;
    • Дарохранительницу из придела св. Марии Магдалины – священный сосуд, предназначенный для хранения Тела и Крови Христовой, выполнена из серебра с золочением в конце XVIII – начале XIX века;
    • Антиминс , датируемый XVII веком, с подписью Патриарха Никона, освятившего его.

    Новоиерусалимский монастырь славится также и своими иконами. Самой ценной и почитаемой из них является икона «Господь Вседержитель со св. Филиппом и Патриархом Никоном» , написанная в 1657 году в честь перенесения в Москву мощей свт. Филиппа. Сейчас икона находится в экспозиции музея «Новый Иерусалим».

    Знаете ли вы? В окрестностях Истры также было обнаружено несколько святых источников с целебной водой.

    Фото Новоиерусалимского монастыря

    Монастырь, выглядывающий из утренней туманной дымки, выглядит особенно романтично.

    Вот так выглядит грандиозный комплекс почти отреставрированного монастыря.


    Это Воскресенский собор – главный храм монастыря.


    А это внутри (Кулуквия и Ротонда) – масштабы потрясают!


    Один из алтарей храма – вот такая красивая лепнина украшает почти все стены храма.


    Вход в уникальную подземную церковь.

    Новоиерусалимский монастырь на видео

    Как по мне, Новоиерусалимский монастырь стоит посетить всем – как глубоко верующим людям, так и любопытным туристам – каждый здесь найдет что-то для себя и, возможно, вдохновится вспомнить о душе и о вечных ценностях. Так что всем желаю плодотворного путешествия.

    А если вы уже бывали в этом великолепном месте, с радостью почитаю ваши комментарии с впечатлениями от поездки.