Неспособность к немедленным действиям. Психопатия мозаичного типа

При конкретном расстройстве личности иногда бывает затруднительно поставить остаточный диагноз, так как могут быть выявлены признаки, в науке считающиеся не сочетаемыми. В данном случае, имеется в виду мозаичная психопатия, характеризующаяся наличием совокупности нескольких расстройств у одного пациента. При данном заболевании у пациента отсутствуют признаки, имеющие отношение к определенному виду психопатии. Симптоматика неустойчива, переменчива, но, тем не менее, она очевидна. В обществе такой человек приживается трудно, но окружающим с ним тоже нелегко, потому что к такому человеку приспособиться сложно.

Сочетания расстройств встречаются различные. Если имеют место истерические черты, дополненные взрывными, то возникает почва для развития влечений, зависимостей, расстройств. Нередко наблюдается такая комбинация, как психоастения, сопровождаемая шизоидным расстройством. Здесь типично появление у человека сверхценных идей, которые пациент старается любыми путями реализовать. У него возникает определенный замысел, и такой инициатор превозносит с этим замыслом и собственную личность, при этом утверждая, что он является неким «мессией», предназначенным высшими силами для выполнения этого гениального плана.

Симптомы мозаичной психопатии

Если имеется сочетание повышенной вспыльчивости с льным расстройством, можно предположить, что человек страдает мозаичной психопатией. Типичными представителями пациентов данной категории можно считать «непримиримых «борцов» за свои интересы, которые постоянно кому-то и на что-то жалуются. Их не устраивает работа ЖКХ, поведение соседей, отношение начальства, и прочее. Такие люди подают заявления в суды по малейшему поводу, настойчиво занимаются апелляцией, если их исковые заявления отклонены. Довольно серьезным сочетанием медики считают состояние, когда имеет место сочетание психопатий, представляющих друг другу полную противоположность. Это истероидная, возбудимая, шизоидная и астеническая. При таком сочетании у человека начинает развиваться .

Мозаичная психопатия считается сложным расстройством личности. Она проявляется во множестве признаков, свойственных психопатиям нескольких видов. Такое состояние является причиной затруднения социального приспособления человека. Смешанное расстройство личности не имеет основного психопатологического синдрома, его трудно определить из-за отсутствия стойкости симптоматики. Преобладающими в различные периоды являются совершенно разные проявления. Такая разноплановость симптоматики, присущая мозаичной психопатии, создает пациенту невероятное количество трудностей адаптации.

Лечение психопатии

Психопатии, в том числе, и мозаичная, в некоторых случаях лечатся медикаментами. Это необходимо в том случае, если имеется резкая выраженность патологических черт характера, и в обыденной жизни пациент испытывает множество проблем. В значительной степени страдает и окружение такого человека. Врач назначает препараты, в зависимости от состояния пациента. Если человек проявляет , склонен к антисоциальным поступкам, ему потребуются в сочетании с седативными препаратами. В том случае, если человек подвержен значительным колебаниям настроения, врач назначает курс лечения противосудорожными средствами.

В таких случаях важно знать, что при использовании психотропных препаратов запрещено употреблять алкоголь, наркотические средства. Такое сочетание крайне опасно, даже может быть летальный исход.

МКБ-10 определяет ананкастное расстройство личности как психическое заболевание, характеризующееся неуверенностью в своих действиях, чрезмерной склонностью к сомнениям, мнительностью, стремлением к совершенству. Ананкасты (люди, страдающие этим расстройством) нередко имеют определенные навязчивые состояния, лишены чувства юмора, обладают непреодолимым упрямством. Самое возможное негативное последствие болезни заключается в том, что такие люди могут отклониться от общепринятых норм поведения и быть не принятыми в обществе. Таким образом, это ухудшает качество жизни человека, ведет к конфликтным ситуациям между человеком и его ближайшим окружением.

Ананкастное расстройство личности характеризуется неуверенностью в своих действиях и склонностью к сомнениям

Сложно назвать точные причины психического заболевания, однако есть факторы, ведущие к его возникновению и развитию:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Различные черепно-мозговые травмы.
  • Возрастные изменения, происходящие в организме человека.
  • Гормональная перестройка.
  • Болезнь как один из признаков начинающейся шизофрении или обсессивно-компульсивного расстройства.

Иногда к такому состоянию приводят часто повторяющиеся стрессовые ситуации, психоэмоциональные нагрузки, образ и условия жизни человека. Заболевание, как правило, диагностируют в достаточно молодом возрасте. Его первые признаки можно заметить у детей школьного возраста, когда у ребенка наблюдается чрезмерная застенчивость, неуверенность в своих силах, неспособность брать ответственность за себя и свои действия.

Нередко расстройство сопутствует таким психически болезням, как шизофрения, аутизм и т.п. Важно обратиться за профессиональной помощью к доктору с большим опытом работы с подобными заболеваниями, после чего будет поставлен диагноз и назначено соответствующее лечение.

Психическое расстройство может возникнуть из-за определенных условий жизни

Симптомы

Ананкастное расстройство личности характеризуется следующими признаками:

  • Мучительные и постоянные сомнения человека в принятых им же решениях относительного абсолютно любого вопроса.
  • Навязчивые мысли и ежедневное обдумывание событий, которые уже произошли, обвинение самого себя в том, что был сделан неправильный выбор.
  • Любовь к порядку, педантичность.
  • Перфекционизм, проявляющийся в том, чтобы сделать буквально все лучше, чем уже есть. Все результаты, достигнутые до этого момента, считаются недостаточно хорошими и неидеальными.
  • Занудство, проявляющееся в утомлении других людей своей жизненной позицией и навязыванием своих мыслей.
  • Чрезвычайная развитость чувства долга, совестливость и скрупулезность.
  • Неспособность полноценно выражать свои эмоции и чувства по отношению к другому человеку.
  • Навязчивое желание того, чтобы все остальные люди подчинялись такому же порядку, как и сам человек с расстройством.
  • Возникновение определенных действий, ритуалов, мыслей, которые человек повторяет изо дня в день.
  • Сосредоточенность на работе, по причине чего у таких людей очень мало друзей и знакомых.
  • Недоверие какой-либо работы другим людям из-за опасения того, что они сделают ее не так качественно и добросовестно.

Люди с ананкастным расстройством личности склонны к хранению старых вещей, даже если они давно никому не нужны. Существуют определенные трудности в общении с другими людьми, так как они надоедают им, досаждают своей любовью к порядку. В то же время стоит отметить тот факт, что люди с таким расстройством редко способны к обману, являются хорошими и ответственными работниками, сохраняют верность своим родным и близким людям.

Ананкастное расстройство нередко проявляется в занудстве и чрезмерной любви к порядку, перфекционизме

Диагностика

Если говорить о постановке диагноза, то это должно проводиться только после соответствующих наблюдений за поведением человека на протяжении определенного времени. Желательно ставить диагноз по достижении человеком совершеннолетнего возраста, так как следует учитывать и черты характера, свойственные молодым людям в подростковом возрасте.

Для постановки точного диагноза требуется учитывать и следующие важные аспекты:

  1. Проявления расстройства должны быть тотальными, и не зависеть от обстоятельств.
  2. Стабильность симптомов, которые как наблюдались в подростковом возрасте, так и продолжают присутствовать в старшем возрасте.
  3. Чрезмерная склонность к сомнениям, которую невозможно перепутать с повседневными сомнениями человека в связи с жизненными обстоятельствами.
  4. Необоснованное возникновение настойчивых мыслей, которые не меняются на протяжении долгого времени.
  5. Наличие перфекционизма, который препятствует выполнению поставленных перед человеком целей и задач.

Чтобы выявить такое расстройство, необходимо обратиться за помощью к квалифицированному врачу.

Чрезмерная склонность к сомнениям и появление навязчивых мыслей может свидетельствовать о наличии ананкастного расстройства

Возможные осложнения и опасность

В чем заключается угроза такого заболевания для жизни и здоровья человека? Возможные осложнения, в основном, касаются качества жизни человека. Другими словами, можно говорить о том, что ананкастное расстройство личности ведет к определенным нарушениям в действиях человека, конфликтам с окружающими людьми, серьезным отклонениям от стандартных поведенческих норм.

Человека могут не принимать в социуме, не воспринимать его как серьезного, взрослого собеседника, над ним могут подшучивать и надсмехаться окружающие. Если изначально это выглядит не слишком опасно и страшно, то впоследствии может привести к полной дезинтеграции личности и нарушению социального взаимодействия. Подобные состояния легко ведут к депрессии, одиночеству, а затем становятся причиной развития шизофрении, обсессивно-компульсивных расстройств, маниакально-депрессивных психозов и т.д.

Требуется немедленное лечение, которое предполагает комплексный подход. Стоит понимать, что здесь невозможно помочь каким-то одним лекарством или чудесным напитком, лечение должно проходить под наблюдением специалиста и должно быть дополнено психотерапевтическим воздействием.

Методы лечения

Лечение ананкастного расстройства личности проводится разными способами. Врач может предложить медикаментозное лечение, если симптомы ярко выражены, и они мешают нормальному качеству жизни человека. Для этого используются следующие препараты:

  • Анксиолитики (транквилизаторы).
  • Антидепрессанты.
  • Нейролептики и другие средства для устранения вегетативных проявлений (тревожные состояния, навязчивые мысли, головные боли и пр.).
  • Антипсихотики (психотропные средства, предназначенные для лечения психотических расстройств).

Для лечения, в первую очередь, требуется психотерапия и психологическая помощь

Однако ни в коем случае нельзя останавливаться на этих методах, ведь лекарственные препараты – не выход из сложной ситуации. Медикаменты лишь помогают на некоторое время избавиться от признаков расстройства, но не решают главную проблему его возникновения.

Врачи рекомендуют пройти полноценное психотерапевтическое лечение, которое подразумевает установление близкого контакта между специалистом и пациентом. Хотя сделать это довольно сложно, ведь люди с ананкастным расстройством на бессознательном уровне пытаются избежать любого лечения и общения с посторонним человеком, они не хотят прислушиваться к советам доктора. В то же время на сознательном уровне понимают необходимость лечения и соглашаются с теми методами, которые предлагает врач.

Психотерапевтическое лечение направлено на устранение неуверенности в действиях человека, склонности к сомнениям, тревожных состояний, которые мешают полноценной и качественной жизни. Доктор проводит беседы с больным, пытается определить основную причину расстройства, чтобы иметь возможность повлиять на пациента.

Прогноз расстройства

Как уже говорилось в статье, ананкастное расстройство зачастую диагностируют еще в молодом возрасте, а затем оно продолжается в течение всей жизни человека. Невозможно однозначно говорить об особенностях социальной и трудовой адаптации всех людей с таким заболеванием, ведь в каждой индивидуальной ситуации все будет зависеть от степени выраженности поведения и других факторов.

Полностью избавиться от расстройства сложно, однако можно добиться устранения многих признаков болезни

В большинстве случаев расстройство личности не лечится полностью, некоторые признаки остаются на всю оставшуюся жизнь, однако лечение все же помогает устранить самые яркие симптомы и адаптироваться к социальной жизни. Таким образом, человек ничем особо не выделяется от окружающих его людей, а странное поведение, которое все-таки проявляется порой, приписывают к чертам характера.

Особую группу когнитивных нарушений составляет специфическая неспособность к обучению (СНО). В англоязычной литературе эти расстройства носят общее название learning disabilities. В отечественной литературе пока нет общепринятого термина для обозначения этой группы нарушений развития. Часто их отождествляют с понятием задержки психического развития (ЗПР). Иногда можно встретить такие обозначения, как "трудности школьного обучения" или "школьные трудности". Понятно, что неуспех в школе может объясняться различными причинами - низкой мотивацией, педагогической запущенностью, истинной умственной отсталостью, заболеваниями, не связанными с психической сферой и т.д. Не следует смешивать школьную неуспеваемость с СНО.

Специфическая неспособность к обучению объединяет ряд когнитивных расстройств, мешающих школьному обучению, несмотря на сохранный интеллект. Чаще всего при этом наблюдаются трудности в освоении основных школьных навыков (чтения, письма, счета).

Количество детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, по оценкам многих специалистов, составляет порядка 20-30%. Из них до 20% приходится на долю специфических нарушений чтения, счета, письма. Это означает, что в каждом классе примерно четверть детей с трудом осваивают стандартную образовательную программу, причем основной причиной этого являются специфические нарушения развития, а не плохое прилежание. К сожалению, непонимание этого со стороны учителей и родителей ведет к снижению самооценки у таких детей и часто является причиной школьной дезадаптации и отклоняющегося поведения. Если учесть, что количество детей с СНО во всем мире имеет тенденцию увеличиваться, становится понятным, что проблема ранней диагностики и коррекции СНО стоит чрезвычайно остро. Не остались в стороне от этой проблемы и психогенетики.

Среди различных когнитивных нарушений, приводящих к трудностям школьного обучения, наиболее изученной является дислексия (нарушение способности к чтению - reading disability). На примере дислексии рассмотрим, какие подходы к исследованию СНО применяются в современной психогенетике.

6. Дислексия

Дислексия, или врожденная "словесная слепота", была впервые описана в середине 1890-х гг. Главным симптомом дислексии является невозможность освоить чтение, несмотря на сохранный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха или травм головного мозга. Не следует путать дислексию с нежеланием ребенка обучаться чтению в связи с неадекватным педагогическим воздействием, сниженной мотивацией и т.п. Характерными симптомами дислексии являются неспособность расчленять слово на фонемы и неспособность быстро называть простые зрительные стимулы (предметы, цвета, буквы, цифры). У дислексиков также часто встречаются слабые, но различимые нарушения зрительного и слухового восприятия и некоторые проблемы с координацией. Предполагают, что причиной дислексии являются специфические нарушения в клетках головного мозга.

Еще в начале ХХ в. было замечено, что случаи дислексии носят семейный характер. В 1950 г. было проведено первое семейное исследование дислексии. С тех пор генетические исследования дислексии стали носить систематический характер. Исследования близнецов показали более высокую конкордантность МЗ близнецов (68%) по сравнению с ДЗ (38%). Результаты свидетельствуют о роли наследственности и общей среды.

При подсчете простой конкордантности дислексия рассматривается как качественный, альтернативный признак, однако нет сомнения, что дислексия является сложным признаком, который требует количественной оценки и разработки стандартных критериев. При этом одной из главных задач является разработка методов количественной диагностики и определение пороговых оценок для постановки диагноза. К сожалению, следует констатировать, что единых психометрических критериев дислексии пока не существует. Это объясняется вариативной симптоматикой, возрастными изменениями, отсутствием четкого определения дислексии. Работа в этом направлении продолжает вестись. В ней принимают участие психологи, физиологи, медики, генетики.

Несмотря на отсутствие общепринятых критериев дислексии, на настоящий момент совершенно очевидно, что для генетических исследований дислексия должна рассматриваться как сложный мультифакториальный признак с пороговым эффектом. Вряд ли столь сложный фенотип определяется единственным геном с известной функцией, хотя это нельзя считать решающим аргументом в пользу мультифакториальной природы дислексии.

Большинство исследований последних лет показывают, что расстройства, связанные с действием одного гена, как правило, реже встречаются в популяции и носят более тяжелый характер. Например, ранняя форма болезни Альцгеймера. Недавно среди речевых нарушений также было обнаружено специфическое расстройство, связанное с мутацией единичного гена.

Не так давно была описана трехпоколенная семья, известная как КЕ, в которой наблюдалось выраженное речевое нарушение специфического характера (особый тип косноязычия). Это нарушение наследовалось по аутосомно-доминантному типу. Используя традиционный анализ сцепления, удалось картировать ген на небольшом интервале длинного плеча 7 хромосомы. Мутационный анализ позволил выявить конкретную мутацию в гене FOXP2, ответственную за синтез белка, фактора транскрипции. Мутация была обнаружена у всех пораженных членов семьи КЕ, однако среди других 270 детей с различными формами речевых расстройств подобного дефекта не было обнаружено ни в одном случае.

Нужно признать, что генетический анализ дислексии является сложной задачей. Это связано, во-первых, с тем, что не имеется прямой связи между генотипом и фенотипом. Во-вторых, фенотипическая вариативность дислексии чрезвычайно велика и меняется с возрастом. Например, у взрослых дефект компенсируется, но первичные признаки дислексии сохраняются. В-третьих, отсутствует единое понимание того, что такое дислексия: является ли она единым признаком или представляет собой целый кластер нарушений отдельных способностей (фонологических, орфографических, способности к быстрому называнию и т.п.). Вследствие этого различные исследователи пользуются разными экспериментальными подходами к изучению дислексии. Накладывает свой отпечаток и специфика языка той страны, в которой ведется исследование (большая часть работ выполнена на англоговорящих популяциях, однако исследования ведутся и в Дании, Норвегии, Финляндии, Германии). Все это создает многочисленные трудности для обобщения результатов генетического изучения дислексии.

Близнецовые и семейные исследования указывают на роль наследственности в развитии дислексии. Первая попытка связать наследуемость дислексии с конкретной хромосомой была предпринята в 1983 г. С помощью анализа сцепления удалось показать, что возможной зоной локализации дислексии является центромерный участок 15 хромосомы. В связи с развитием новых технологий поиски локусов, ответственных за этот дефект, в последнее время ведутся довольно интенсивно. Показана связь дислексии с 6 хромосомой (6 и 15 хромосома прицельно исследуются многими научными группами). Недавно было выявлено сцепление с участками 2, 3 и 18 хромосом.

Успешность проводимых в этом плане работ будет определяться тремя основными направлениями:

Во-первых, созданием методов картирования генов для количественных признаков, связанных с речевой сферой;

Во-вторых, выделением и вовлечением в генетические исследования более частных фенотипов, определяющих дислексию;

В-третьих - созданием возможностей для сканирования всего генома.

Главной целью поиска ключевых генов является попытка проникнуть в молекулярные механизмы патологии дислексии. Параллельно можно будет больше узнать о том, как осуществляется чтение и другие речевые процессы в норме. Идентификация конкретных генов не является самоцелью. На следующем этапе предстоит выяснить их функции (функциональная геномика), т.е. функции тех продуктов, которые кодируются данным геном: вовлечены ли они в метаболизм клетки и каким образом, являются ли они регуляторами транскрипции или структурными белками. Например, если соответствующий ген кодирует белок, являющийся мембранным рецептором, можно будет начать поиск агентов, с которыми он взаимодействует, и попытаться найти способы, чтобы изменить или прервать пути поступления сигналов. Идентификация генетических механизмов, ответственных за развитие нарушения чтения и других речевых процессов, будет способствовать выяснению природы нарушения и на других уровнях (физиологическом, нейропсихологическом). Все это приведет к лучшему пониманию природы дислексии и даст возможность для развития методов ранней диагностики и коррекции нарушения.

Дислексия является одним из сложных системных нарушений развития, которое в настоящее время в психогенетике изучено наиболее полно. На примере дислексии хорошо видно, в какой логике ведутся исследования генетики сложных нарушений и заболеваний. Кроме дислексии и других специфических когнитивных нарушений, современная психогенетика большое внимание уделяет исследованиям раннего детского аутизма и синдрома гиперактивности и дефицита внимания, которые также относятся к системным нарушениям развития и представляют интерес в связи с возрастающей встречаемостью среди детской популяции..

Как показывает статистика, к сожалению, в мире не уменьшается, а, напротив, с каждым годом увеличивается количество детей, не способных решать простейшие математические задачи. К такому выводу пришли учёные Америки и Великобритании. Существует научное название этого заболевания: дискалькулия. Эксперты полагают, что, если не предпринимать должных мер, то через несколько десятилетий это может привести ко всеобщей финансовой катастрофе. Сообщение об этом было опубликовано в журнале Science. Мнение, что если ребёнок не преуспевает в счете, то, возможно, просто он «гуманитарий», учёные считают ошибочным. Развитие уровня грамотности в общем и целом в обществе находится в большем приоритете, чем навыки счета.

Дискалькулия зачастую сопутствует неспособности к овладению такими навыками как письмо и чтение (дислексия), гиперактивности, синдрому дефицита внимания. Согласно данным статистики, люди, не владеющие простыми математическими навыками, реже добиваются успеха в жизни, а некоторые из них вообще нетрудоспособны. В масштабе страны факт увеличения количества нетрудоспособных граждан в перспективе может нанести ощутимый урон экономике.

Обнадёживает наблюдение, что дискалькулия в большинстве случаев является не патологией мозга, а последствием задержки развития. Важно то, что и в том, и в другом случае можно исправить ситуацию и остановить недуг. Решение озвучил профессор Брайан Баттерворт, говоря о том, что необходимо непременно заниматься с ребёнком, не пуская все на самотёк.

Есть несколько факторов, провоцирующих развитие дискалькулии, и среди них – психологическая травма, связанная с упреками и наказанием ребёнка из-за его непонимания, ошибок или медлительности. Страх и неуверенность в себе вызывают нежелание возвращаться к математическим заданиям и снижает способности к счету. Расстройство психологического здоровья ребёнка зачастую связано также с его воспитанием в неблагополучной семье.

Какие же нарушения мыслительной деятельности приводят к проявлению дискалькулии? Это проблемы:

  • с концентрацией внимания;
  • с памятью, мешающие выучить правила и формулы;
  • с абстрактно-логическим мышлением;
  • с визуализацией информации.

Но что бы ни послужило причиной заболевания: врождённые нарушения умственного развития, психологические факторы или травмы – при привлечении специалистов (логопед, невропатолог, психолог), при правильно подобранном лечении прогноз преодоления у детей дискалькулии благоприятен. Для профилактики важны развитие памяти и внимания, пространственно-логического мышления, координации движений, грамотности и четкости речи.

Будущее наших детей – в наших руках, поэтому очень важно не травмировать ребёнка упрёками и наказаниями. Терпение, внимание и любовь помогут вовремя распознать трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе обучения. Уделяя внимание развитию ребёнка и вовремя обращаясь за помощью к специалистам в случае необходимости, мы заботимся о будущем и выполняем свой долг по отношению к детям.

Улучшить память и внимание можно разными способами. Одним из вариантов дополнительной тренировки могут стать занятия на развивающих тренажёрах . Здесь Вы можете заниматься бесплатно, подобрав комплекс упражнений индивидуально или воспользовавшись специально созданными программами для развития памяти и внимания.

Мозаичная психопатия характеризуется множественными проявлениями антисоциального поведения. Люди, страдающие мозаичной психопатией, не могут войти в рамки социальной жизни. Иногда в психологии используют другие термины мозаичной психопатии: множественная психопатия, смешанная психопатия или диссоциальное расстройство личности. Психопатическая личность и антисоциальная личность (социопат) являются равнозначными понятиями.

В настоящее время достоверной причины развития мозаичной психопатии не выявлено. Учеными выделены две теории развития заболевания:

  • наследственная предрасположенность;
  • влияние социальной среды.

Сторонники наследственного характера заболевания предполагают доминирующее влияние определенной последовательности генов на развитие психопатии. Не исключается и роль мутаций в генотипе человека. В пользу этой теории говорит частые сочетания психопатий с органическими поражениями головного мозга (олигофрения, шизофения, задержка умственного развития).

Многие специалисты обращают внимание, что на развитие антисоциального поведения зачастую влияют черепно-мозговые травмы в анамнезе.

При превалирующем влиянии социальной среды в условиях игнорирования норм и правил поведения возможно развитие психопатии без органического поражения головного мозга и при отсутствии подобных заболеваний в семье.

Многие психологи склоняются к двум этим версиям патогенетического формирования мозаичной психопатии. Известно, что в 50% случаях при наличии предрасположенности решающая роль принадлежит факторам среды обитания. Благоприятная обстановка в семье и раннее привитие социальных норм снижают развитие психопатического поведения даже в случае генетической предрасположенности.

Психопатическая личность

Термин «психопатическая личность» употребляется многими врачами для характеристики больных с антисоциальным поведением. Смешанное расстройство личности имеет следующие признаки антисоциального поведения:

  • неспособность формировать привязанность к окружающим людям, в том числе к детям и родителям;
  • игнорирование социальных норм и правил;
  • агрессивность в поведении;
  • навязывание собственных мыслей и мнения окружающим людям;
  • стремление к доминированию в отношениях;
  • ложь для собственной выгоды;
  • неспособность планировать свои действия;
  • невыраженное чувство совести.

Психопатическая личность не может испытать искреннего чувства привязанности к людям, поэтому свои отношения начинает строить с целью достижения определенной выгоды. При этом они понимают все нормы и правила поведения, но продолжают сознательно их игнорировать.

Зачастую такие люди искусно умеют манипулировать близкими и родными для достижения своей цели. Доминирующую роль в поведении определяют собственные желания. Для социопатов не составит труда солгать для собственной выгоды. Среди них часто встречаются люди, совершившие правонарушение. Чувство вины люди с расстройством личности не испытывают. Для собственной выгоды они могут имитировать нормальное поведение, но на короткое время.

Характерной особенностью социопатов является импульсивность своих действий. Долгосрочное планирование в своей жизни они не умеют применять. Все действия связаны с достижением кратковременного результата.

При смешанном расстройстве личности социальные ограничения и нормы воспринимаются как инструменты для манипуляций людьми. Социопаты не понимают бескорыстного поведения. Чувства близких и родных людей мало их волнуют. Для удовлетворения своих потребностей они могут применить силу или насилие. В отношениях с людьми социопаты занимают доминирующее значение с явлениями тирании в семье.

Сопутствующие симптомы

Для выявления психопатии мозаичного типа у людей необходимо руководствоваться не только характерными признаками, но и уделить внимание сопутствующим симптомам. Такие симптомы усложняют социальную адаптацию и позволяют выявить социопатов на ранних стадиях формирования антисоциального поведения.

Основными признаками, позволяющими заподозрить мозаичную психопатию, являются:

  • раздражительность;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • трудности с обучением;
  • неспособность к трудовому процессу, особенно в систематическом порядке;
  • патологические лгуны, списывающие свои ошибки на других;
  • эмоциональное отреагирование.

Множественное расстройство личности можно выявить у детей с антисоциальным поведением еще в школе. Как правило, такие дети плохо учатся и отличаются жестоким поведением. Они не могут нормально реагировать на внешние факторы, поэтому стараются всегда выбрать для себя роль не жертвы, а хищника. Эмоциональное отреагирование – это механизм защиты, при котором ребенок проигрывает пугающий сценарий с целью замены пассивной роли на активную. Своими жертвами они выбирают более слабых детей.

В раннем диагностировании мозаичной психопатии важная роль отдается школьным психологам, которые должны работать с детьми на предмет социопатии. Особое внимание следует уделять детям из неблагополучных семей, где детям с раннего возраста прививается антисоциальное поведение.

Виды мозаичной психопатии

В психологической практике принято выделять две формы психопатии:

  • активная;
  • пассивная.

Для людей, страдающих активной психопатией, характерно поведение без внутренних и внешних задержек. Социопаты не сдерживают своего поведения и не считают нужным соблюдать законы и правила в обществе. Такие люди некоторое время могут вести себя нормально, особенно когда этого требует режим или присмотр авторитетных людей (госпитализация или тюремное заключение). При отсутствии надзора активные социопаты снова ведут антисоциальный образ жизни. Присутствие морали и совести у них не наблюдается.

Пассивные социопаты в своей жизни руководствуются определенным сводом правил, которые заменяют им совесть и другие чувства. Наиболее часто такие люди привержены религии и активно соблюдают все религиозные законы. У таких людей часто встречается идеологическое поведение, когда для подражания они выбирают идеал или авторитетную личность. Эти люди просто повинуются определенным законам без осознания человечности своих поступков. При лишении идеала и изменении привычного образа жизни пассивные социаопаты могут проявлять антисоциальное поведение.

Мозаичная психопатия и закон

Нередко результатом антисоциального поведения является нарушение закона в результате девиантного поведения. Виды девиантного поведения:

  • криминальное;
  • антиобщественное.

Нарушение законодательства в области административного или уголовного права ведут к возникновению последствий в виде сексуального нападения, мошенничества, хулиганства и в самых тяжелых случаях убийства.

Нарушение антиобщественных норм и правил не приносит прямого вреда окружающим людям, но может косвенно на них отразится. К такому поведению относится уклонение от трудовых обязанностей, мелкие пакости или неадекватное поведение.

Черты психопатической личности часто приводят их к совершению различных преступлений. Однако социопаты никогда не сожалеют о совершенном нарушении закона, а лишь о том, что их поймали.

В социальном плане такие личности могут реализоваться в качестве лидеров преступной группировки или религиозных сект. Судьба многих людей, страдающих мозаичной психопатией, бывает связана с употреблением наркотиков или алкоголя. Зависимость формируется лишь для удовлетворения собственных желаний.

Диагностика

В международной классификации болезней МКБ-10 не существует диагноза «мозаичная психопатия». МКБ-10 содержит раздел личностные расстройства. Именно здесь имеются возможные диагнозы психопатических расстройств личности.

При мозаичной психопатии диагноз устанавливается при наличии следующих признаков (не менее трех):

  • равнодушное отношение к близким людям;
  • безответственность и пренебрежительное отношение к социальному поведению;
  • неспособность формировать привязанность;
  • низкий порог сдерживания своего агрессивного поведения и короткий период фрустации;
  • отсутствие чувства вины;
  • всевозможное оправдание своего поведения и обвинение других людей.

Если установлено хотя бы три признака, то врач может спокойно поставить диагноз «диссоциальное расстройство личности» или «мозаичная психопатия». Иногда для диагностики просматривают записи школьного психолога о наличии конфликтного поведения. Дополнительным признаком может учитываться эмоциональная нестабильность и раздражительность.

Но стоит отметить, что оценка поведения каждого пациента учитывается индивидуально. Для этого составляются соотношения религии и закона для формирования антисоциального поведения.

Существует еще ряд критериев введенных Американской психической ассоциацией, наличие которых обязательно для диагноза «мозаичная психопатия»:

  • несоответствие социальным нормам и правилам;
  • лицемерное поведение;
  • отсутствие планирования в повседневной жизни;
  • агрессивное и жесткое поведение;
  • подверженность себя и окружающих неоправданному риску;
  • безответственное поведение на работе и в жизни;
  • отсутствие жалости к окружающим и безразличное поведение.

Диагноз может быть установлен только совершеннолетним людям. При этом следует учитывать проявления психопатии в возрасте до 15 лет.

При наличии сопутствующих психических заболеваний необходимо доказательство наличия антисоциального поведения в периоды благополучия. Например, при маниакально-депрессивном синдроме не учитывается поведение в период маний и депрессий. Для выявления сложных случаев собирается комиссия с проведением психологической экспертизы для выставления заключительного диагноза.

Лечение

По своей сути психопатия является индивидуальной особенностью конституции человека. Терапия патологии направлена не на изменение личности человека, а на корректировку его социального поведения.

Лечение мозаичной психопатии проводится психотерапевтами. При этом следует отличать термин «психотерапевт» от врача-психиатра. Психиатр занимается лечением душевнобольных людей с клиническим диагнозом по психиатрии.

Основой деятельности психотерапевтов является проведение психотерапевтических сеансов, во время которых составляется психологический портрет пациента. Психотерапевтами могут быть специалисты с высшим медицинским или психологическим образованием, которые окончили специальные курсы обучения. Целью психотерапевтических сеансов является коррекция социального поведения.

Выделяют следующие виды психотерапевтической помощи:

  • индивидуальные сеансы;
  • групповые сеансы;
  • семейные сеансы;
  • группы взаимопомощи;
  • просветительская деятельность;
  • изменение среды обитания.

Пациенты с мозаичной психопатией очень редко обращаются за помощью самостоятельно. Посещать психотерапевта их обязует закон при пребывании в исправительных учреждениях. На сеансах специалист проводит психоанализ с выявлением основных проблем пациента.

Многие практикуют групповые сеансы, когда подбирается целая группа пациентов со схожим поведением. На сеансах выясняют причины антисоциального поведения и рассматривают различные пути их решения.

Одной из проблем психоанализа является враждебный настрой пациентов, которые считают, что врач специально хочет их дискредитировать в глазах окружающих людей. Поэтому основой психоанализа является установление доверительных отношений между врачом и пациентом.

Иногда при повышенной агрессивности применяется медикаментозная терапия. Для лечения используют различные группы препаратов:

  • седативные средства;
  • нейролептики;
  • транквилизаторы;
  • ноотропные средства;
  • метаболические препараты;
  • нормотимики.

Проявление антисоциального поведения невозможно убрать с помощью лекарств. Прививать нормальный социальный образ можно только с использованием психотерапевтических сеансов.

Иногда люди сами обращаются за помощью к специалистам, когда замечают свое различное восприятие окружающего мира от остальных людей. Самостоятельно понять суть проблемы такие пациенты не могут, поэтому зачастую пребывают в растерянном состоянии.

Терапия психопатии направлена не на изменение личности пациента, а на развитие его способности адаптироваться к условиям социальной среды. Снижение уровня тревожности и эмоциональной агрессии помогает пациентам управлять своим поведением.

Хорошая лекция про личностные расстройства: