Классификация игр. функции игры

Исторически, логически первой функцией игры является компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии . "Игра, - отмечал Й.Хейзинга, - старше культуры... Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных" (1992: 9-10).

В теории Зигмунда Фрейда одним из ключевых является понятие смещенной энергии. Согласно его концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения может происходить в разных формах. В тех случаях, когда по каким-то причинам объект для удовлетворения инстинкта не достижим, инстинкт может сместиться и сфокусировать свою энергию на каком-нибудь ином объекте. Согласно Фрейду, вся современная цивилизация является результатом смещения сексуальной и агрессивной энергии.

Сублимация - это, согласно Фрейду, защитный механизм, дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация является здоровой, конструктивной стратегией обуздания нежелательных инстинктов.

Игра является одной из форм смещения активности - сублимации. Игра выступает как форма сублимации потенциально опасных для общества личностных ресурсов. Значительная часть личностного потенциала, если позволить ей реализоваться, может иметь разрушительные последствия (например, агрессивность). Игра, ограничивая потенциально опасные виды деятельности жесткими правилами, позволяет не только дать выход энергии, но и нейтрализовать ее опасные последствия (спортивные единоборства). В то же время энергия, не получающая выхода, разрушает личность. Игра, таким образом, выступает компромиссом между природой человека и обществом.

Игра обеспечивает сохранение качеств, данных от природы, но не востребуемых в реальной жизни индивида. Человеку от природы дан целый набор физических и интеллектуальных способностей, обеспечивающих его выживание в самых разнообразных условиях. Вряд ли какое-то животное обладает такими адаптационными способностями. Человек может бегать, плавать, лазать, вступать в поединки с другими людьми и животными, строить, рисовать, решать сложнейшие интеллектуальные задачи. Однако в реальной жизни современного человека выполнение множества задач взято на себя государством, органами местной администрации, масса личных действий человека становятся ненужными, поскольку гораздо проще оплатить кому-то соответствующие услуги. Цивилизация сделала труд высокоспециализированным, в результате основная масса физического и интеллектуального потенциала людей не востребуется, а потому деградирует. У тех, кто это осознал, такой процесс вызывает неприятные, а то и мучительные чувства. Средством ослабить калечащее воздействие цивилизации и является игра, выполняющая прежде всего компенсаторную и развивающие функции. Она позволяет искусственным образом сохранять и развивать способности, не востребованные цивилизацией.

Игра компенсирует и дефекты окружающего мира, позволяя человеку хотя бы на время избежать его хаоса. "В несовершенном мире и сумбурной жизни, - как отмечал Й.Хейзинга, - она создает временное, ограниченное совершенство" (1992: 21).

Развивающая функция игры

Многие чистые виды игры представляют собой модели поведения, направленные на целевое развитие тех или иных качеств индивида . Разные игры развивают разные качества: одни силу, другие выносливость, третьи ум. Это достигается посредством создания моделей деятельности, в которых искусственным путем делается упор на развитие специальных качеств. Многие игры носят комплексный характер, развивая целый ряд взаимосвязанных качеств, при этом в каждой игре своя иерархия целей. Так, интеллект нужен в любой игре, но в одних играх это второстепенный фактор, в других - главное условие успеха

В игре действия опасные, чрезмерно трудоемкие или ненужные с точки зрения удовлетворения базовых потребностей, замещаются действиями, проводимыми по правилам, что делает их безопаснее. Поэтому определенные качества можно развивать, моделируя опасные действия в относительно безопасной форме. Игра обеспечивает с помощью моделирования реальности замещение тех видов реальной деятельности, которые являются опасными для игрока или окружающих либо недоступными в силу отсутствия финансовых и материальных ресурсов, времени. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное с точки зрения средств, времени и риска воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни.

Игра обеспечивает целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны индивидам в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми. Так, бойцы ОМОНа занимаются спортивными единоборствами, позволяющими развить физические и психологические качества личности, особенно важные в их профессии. Игра в этом случае является способом подготовки к труду.

В целом ряде игр происходит обучение участников азам существования в обществе, правилам кооперации и борьбы. Так, по словам Ф.Хайека, "игра - прекрасный пример процесса, в котором участники, преследуя разные и даже противоположные цели, но подчиняясь общим правилам, в результате достигают всеобъемлющего порядка" (Хайек 1992: 261). Это ли не микромодель макромира?

Антонова Ксения Андреевна,
учитель английского языка ГБОУ
лицей № 623им. И.П. Павлова Санкт-Петербурга

Функции игровой деятельности В развитие ребенка огромную роль играют различные виды деятельности. У детей раннего школьного возраста основной деятельностью является игра. Это возраст игр. Игра требует речевого общения детей, обмена мыслями, таким образом, является разговорно-действенной формой деятельности, способствует развитию речи и мышления в их единстве. Великий педагог А.С. Макаренко высоко ценил игру детей и говорил, что она имеет такое же значение, как у взрослого работа, служба. (А.С. Макаренко. Сочинения, т.4 АПН РСФСР. 1951. С. 373). Поэтому на роль игры в жизни дошкольников необходимо опираться, преподавая им иностранный язык. Это повысит интерес к содержанию занятий. В научно-методической литературе разработку эффективной методики и организации обучения иностранному языку детей раннего школьного возраста осуществляется преимущественно на основе широкого использования игровой деятельности детей. Л.С. Выгодский и Д.Б. Эльконин называют игру ведущим видом деятельности дошкольника, но ученые имеют ввиду не то, что она преобладает в его практике среди других видов деятельности, а то, что она в этот период ведет за собой развитие дошкольника. Необходимо рассмотреть функции игровой деятельности. Игровая деятельность выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую. Рассмотрим подробно все эти функции:

1) Обучающая функция заключает в себе развитие памяти, внимания, восприятие информации, развитие общеучебных умений и навыков, а также способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - это особо организованное занятие, требующее напряжении эмоциональных и умственных сил, а также умение принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную функцию, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы - клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное необычное событие, увлекательное приключение, а порой сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установления новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на иностранном языке.

5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция раздичных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях. Которые могут быть приближены к реальным ситуациям (в данном случае идет речь о ролевой игре).

7) Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности. При использовании игрового метода задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельности учащихся, в процессе которой развивалась бы их способности, особенно творческие.

Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Во время проведения обучающей игры учащиеся самостоятельно выбирают языковые средства, которые способствуют развитию навыков и умений речевой деятельности. Выбранные языковые средства позволяют закрепить полученные знания по лексической либо грамматической темам. Также развиваются навыки и умения диалогической и полилогической речи в процессе коммуникативного общения. Здесь игра выполняет обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение обучающей игры, ее всестороннее влияние на учащегося младшего возраста. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Здесь речь идет о воспитательной функции обучающих игр .

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции Рисунок 1:

Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

Рисунок 1 Функции игровой деятельности на уроке

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействия на иностранном языке. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различный проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближенны жизненным ситуациям (в этом случае может идти речь о ролевой игре).

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности .

Все вышеперечисленные функции игры помогают не только в обучении иностранному языку, но так, же развивают личностные качества школьника. . Обучающая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, обучающая игра выполняет ориентирующую функцию.

игра поведение педагогический урок

В современном учебном заведении, которое делает ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве сюжета урока, занятия или их части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Но в отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения, воспитания и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью .

Игровая форма занятий создается на уроках, внеклассных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Если привести точки зрения учащихся и преподавателей, тогда можно будет понять почему постигать науку интереснее с помощью игры.

С точки зрения учащихся:

ѕ свобода выбора действия и аргумента;

ѕ право на ошибку;

ѕ отсутствие страха получить плохую оценку;

С точки зрения преподавателя:

ѕ раскрепощается мыслительная и речевая деятельность учащихся;

ѕ вырабатываются важнейшие качества личности: самостоятельность мышления, творческая инициатива;

ѕ происходит эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности;

ѕ обеспечивается познание и усвоение самой действительности;

ѕ наличие познавательного интереса;

ѕ повышается темп работы .

Место и роль педагогических игр в учебно-познавательном процессе, сочетание элементов игры, учения и воспитания во многом зависят от понимания преподавателем классификации педагогических игр .

Прежде всего надо уяснить какие имеются игры в нашем распоряжении и как принято разделять их, разумеется, существуют различные подходы к систематизации игр, исходя из их существенных признаков, отличающихся одни от других. В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр, но четких классификаций еще нет, поэтому остановимся лишь на некоторых.

Педагогическая практика все чаще обращается к игровой деятельности при обучении конкретной профессии, а это естественно, расширило классификацию игр (деловые, ролевые, организационно - деятельностные, тренинговые, интеллектуальные, и т. п.) .

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г. К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

ѕ по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

ѕ по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

ѕ по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

ѕ по предметной области: математические: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные. Обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

ѕ по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения .

Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях, например:

  • 1. обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, памяти внимания;
  • 2. развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на учебных занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  • 3. коммуникативная функция - объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
  • 4. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения .

Спектр целевых ориентаций:

ѕ Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

ѕ Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

ѕ Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

ѕ Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия .

Основная цель - формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности путем развития психодинамических свойств человека и формирование его эмоций, интеллекта, метакомпетентностей. На тренинге реализуются следующие задачи:

ѕ практическое применение знаний, умений и навыков профессионального взаимодействия;

ѕ открытие, осознание и демонстрация поведенческих паттернов, манер, индивидуального стиля коммуникации и др.

В отличие от теоретических схем, предлагаемых в лекционных курсах, имеющих, как правило, мало вариантов, в процессе тренинга у его участников формируется наиболее продуктивные приемы и способы взаимодействия, основанные на индивидуальных особенностях человека и на его коммуникативной компетентности. Высокая образовательная результативность определяется так же тем, что тренинг, будучи построенным на моделировании реальных профессиональных ситуаций, требует от его участников активной включенности в процесс общения и мобилизации интеллектуального и аналитического потенциала .

Существенной особенностью тренинга является также то, что он позволяет «проигрывать» процесс взаимодействия людей при поиске и воплощении в практику принятых решений, выбранных действий и поступков. Активизирующий эффект тренинга обусловлен тек же созданием особой учебно-экспериментальной обстановки, обеспечивающей понимание участников того, какие индивидуальные и групповые психологические события развертываются в процессе межличностного общения, интенсивной обратной связи, и формированием практических умений, необходимых в повседневной работе .

Для научения и развития компетентностей в современном тренинге используются практически все интенсивные технологии, а именно:

ѕ информация, сообщение, мини-лекция;

ѕ структурированная и управляемая дискуссия;

ѕ мозговой штурм;

ѕ разбор кейса и кейс-стади;

ѕ ролевая игра и «разыгрывание» ситуаций в ролях;

ѕ коммуникативные задачи и упражнения;

ѕ презентации и самопрезентации;

ѕ аналитические упражнения;

ѕ игры-стимуляции, имитационные игры;

ѕ фрагменты деловых игр;

ѕ Видиодемонстрации и видиоанализ поведения участников обучения .

Для достижения поставленных перед тренингом педагогических и развивающих задач в обучении важно создавать на занятиях такую обстановку. В которой обучаемые будут чувствовать себя комфортно и, следовательно, будут способны к научению и развитию. Это важная функция преподавателя-фасилятора, поскольку многие технологии, используемые в тренинге, предполагают публичную презентацию, конкретные действия, в том числе и перед аудиторией. Такое обучение, несомненно, связано с тревогой, порой личным риском участников занятия и экспериментированием. Соответственно это требует создания на тренинге атмосферы взаимного доверия, понимании и конфиденциальности, оказания помощи и эмоциональной поддержки участникам .

В практике профессиональной подготовки используются разные виды тренингов:

Одни из них можно отнести к группе социально-психологических их достаточно часто применяют в учебном процессе. Например: тренинги социальных навыков, прогнозирования поведения, коммуникативный, развития презентационных навыков и умений, креативности, тренинги общения, ораторского мастерства, сенситивное (прогнозирование поведения) .

Другие тренинги можно отнести к группе управленческих. Например: тренинг лидерства, конкуренции и власти; коллективного принятия решений; тренинг для победителя; формирование команды, корпоративные тренинги - работы с клиентом, продвижение товара и т. д. .

В зависимости от поставленных задач тренинг приобретает разные формы, все многообразие которых специалисты условно делят на две большие группы:

ѕ ориентированные на приобретение и развитие профессиональных умений и навыков делового взаимодействия, способствующие повышению эффективной организационной деятельности (тренинг партнерской беседы, ведения деловых переговоров, разрешения межличностных конфликтов, консультирования и др.);

ѕ нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения (коррекция, формирование и развитие установок и ценностных ориентаций мотивационный тренинг, тренинг лидерства и др.) .

В процессе проведения тренинга описываются процедуры занятий и ведутся протоколы, готовятся и создаются специальные наглядные пособия, мультимедийное сопровождение. По окончанию тренинга разрабатываются анкеты для обратной связи и диагностики, пишутся отчеты, анализируются итоги достижения поставленных целей .

Для того что бы преподавателю добиться эффективности обучающего тренинга, преподавателю необходимо следовать следующим рекомендациям:

ѕ следить за временем, чтобы закончить время;

ѕ избегать длительной дискуссии по общим вопросам или возвращения к вопросам, оставленным «на потом»;

ѕ задавать ряд острых коротких вопросов, на которые все участники по очереди должны дать ответы;

ѕ предлагать коллективное задание на 3 - 5 мин и завершать его публичной презентацией;

ѕ оставлять на конец игрового занятия какую-нибудь важную информацию или предлагать нужный раздаточный материал;

ѕ получать от участников обратную связь;

ѕ напоминать обучаемым, чего им удалось достичь, или написать на доске вопросы, за которые можно будет взяться на следующем занятии;

ѕ благодарить всех за сотрудничество в достижении целей учебной программы .

Ролевые игры

В современной педагогической практике ролевой метод - это действительное диагностическое. прогностическое и коррекционное средство социально-педагогической подготовки. Ролевые игры могут применяться достаточно широко также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации - как самостоятельно, так и часть тренинга или деловой игры. Метод ролевой игры как правило используют в программах по изучению человеческих отношений: взаимодействия деловых партнеров, межличностной коммуникации, взаимопонимания. Это помогает участникам стать более восприимчивым к чувствам других .

Исходя из сказанного, ролевая игра - это способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль), для достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения .

Как показывает практика, суть успешной ролевой игры - создание ситуации, приближенной к реальной настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает нескольких деталей практической деятельности. То ценность игры будет потеряна и цели обучения не будут достигнуты. Если цели ролевого упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), то существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное.

Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы бояться «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются процесса ролевого общения. Это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение. Если преподаватель имеет слабую психологическую или коммуникативную компетентность, он может вызвать у исполнителей ролей чувство тревожности и беспокойства за свое реноме и самооценку. Отсутствие психологической поддержки обучаемых также усиливает это состояние и снижает мотивацию к обучении .

Преимуществом ролевых игр является «обучение через действие». Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течении долгого времени. В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков. Так как позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Ролевая игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения. Преимуществом здесь является коммуникативная среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли возникнуть в естественной ситуации. Грамотное проведение ролевой игры приносит неоценимую пользу ее участникам .

Инсценированные игры целесообразно проводить уже после того, когда группа преодолела скованность, сопротивление и психологический дискомфорт .

Ролевая игра используется в качестве самостоятельной технологии обучения, а также применяется в коммуникативных тренингах. Направленных на развитие навыков межличностных взаимодействий. Если проводить игры при каждом удобном случае, то их ценность как интерактивной технологии станет минимальной .

Преодолеть скованность членов группы станет проще, если ограничить ее численность до десяти. Небольшое количество участников помогает создать спокойную неформальную обстановку, необходимую для успешности обучения .

Деловые игры

Под деловой игрой понимается модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного характера. Игра деловая - это форма деятельности людей, имитирующая те или иные ситуации, одно из средств активизации учебного процесса в системе образовании .

Основные характеристики ДИ, отличающее ее от других интерактивных обучающих технологий, следующие:

ѕ моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке профессиональных решений;

ѕ наличие общей цели у своего игрового коллектива;

ѕ коллективная выработка решений участниками игры;

ѕ распределение ролей между участниками игры;

ѕ различие ролевых целей при выработке решений;

ѕ взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;

ѕ реализация цепочки решений в игровом процессе;

ѕ многоальтернативность решений .

ѕ наличие управляемого эмоционального напряжения;

Практически в любой деловой игре моделируется реальная профессиональная ситуация, требующая управленческого решения. Кроме того, ДИ имеют такие составляющие, которые специально отличают их от других технологий, прежде всего тем. Что они имеют операционный сценарий или блок-структуру. В которые заложен более или менее жесткий алгоритм «приватности» и «неправильности» принимаемого решения, т.е. участник игры видит то воздействие. Которое оказали его решения на будущие события .

В зависимости от целевой направленности деловые игры могут различаться по видам: производственные, исследовательские, квалификационные или аттестационные, дидактические .

Положительные качества, которые дает ДИ в процессе обучения и развития:

ѕ повышается интерес к учебным занятиям и к тем проблемам, которые моделируются и разыгрываются на деловых играх;

ѕ растет познавательность в процессе обучения, характеризующаяся тем, что обучаемые усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной действительности.

ѕ изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;

ѕ растет самооценка обучаемых, а для тех у кого в начале игры самооценка была завышена, она становиться более объективной;

ѕ накопленный в процессе опыт деловой игры дает возможность более правильно оценивать возможные правильные ситуации и использовать их в профессиональной деятельности;

ѕ участие в ДИ развивает инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление учащихся, в конечном итоге влияет на ментальность участника игры;

ѕ в процессе ДИ реализуется системный подход к решению поставленной проблемы, так как можно проследить ход этого решения от начала и до конца в условиях сжатого времени .

Целевая направленность деловой игры связана с системой мотивации. Поскольку ДИ, как любая имитационная игра, по своей природе двухпланова, то структура и технология игры могут обеспечивать реализацию двоякого рода мотивов - реальных и условных. А также игровых и педагогических. В связи с этим в ДИ целесообразно, как показывает опыт, ставить и педагогические, и игровые цели.

При подготовке деловой игры следует предусмотреть следующие элементы: источники игры, содержание игры, состав и количество участников, регламент. Правила игры, сценарии или ее блок-структура, обратная связь. Система оценивания результатов игры, вспомогательный материал, организация пространственной среды. Целесообразно так же предусмотреть порядок проведения ДИ, т. е. последовательность шагов по ее проведению .

Таким образом, из сказанного можно сделать вывод, что ДИ - это сложная и интерактивная технология, позволяющая, исходя из анализа моделирующей ситуации, разрабатывать многоальтернативные решения и проекты на основе разнообразного взаимодействия и сотрудничества обучаемых в условиях противоречивых ролевых интересов, интеллектуальной и эмоциональной напряженности. Соревнования и экспертного оценивания .

Организационно - деятельностная игра

В своей деятельности человек сталкивается со множеством проблем. Очень часто эти проблемы он не может решить сам. Для разрешения общих проблем организуют совещания, семинары, конференции. Но наибольшей эффективностью обладают организационно - деятельностные игры (ОДИ). Основой таких игр является обеспечение мыслительной активности всех участников в разрешении в разрешении поставленной проблемы. Если игра правильно организована и часто используется в обучении, то можно ожидать позитивного воздействия на потребности. Нормы и способности учащихся. В результате происходит их изменение (выращивание), то есть развитие человека .

Последовательность действий, обеспечивающих проведение игры:

  • 1. Формирование творческих групп. Презентация команд (название, девиз, эмблема).
  • 2. Введение в проблемную ситуацию. Актуализация целей предстоящей деятельности, обсуждение и выбор методов их достижения.
  • 3. Работа по командам. Подготовка решений, оформление результатов. Работа в творческих группах заключается в создании реальных условий для самостоятельного поиска в разрешении проблем и выработке индивидуальных и групповых позиций по обсуждаемой проблеме.
  • 4. Предъявление результатов. Дискуссия. Происходит выработка общей позиции. При обсуждении сначала выступает основной докладчик первой группы, его дополняют другие участники этой же группы (дополнительные разъяснения). Затем выступают участники других групп.
  • 5. Оценка деятельности команд, ее результатов. Рефлексия .

Важным условием обеспечивающим эффективность игровых технологий обучения, являются те принципы организации и правила, которые способствуют достижению поставленных целей и задач:

  • 1. организация разумной, адекватной виду игровой деятельности, пространственной среды, «игрового поля»;
  • 2. проигрывание обучаемым разнообразных игровых ролей - с учетом индивидуальных (интеллектуальных и творческих) способностей каждого участника, проявляемых в процессе игрового взаимодействия;
  • 3. строгое соблюдение сформулированных преподавателем норм, правил игры, «поощрений» и «наказаний» за демонстрируемые позитивные и негативные результаты;
  • 1. соблюдение достаточно жесткого регламента и наличие неопределенности информации, а также освоение прогрессивных подходов к коллективному принятию решений;
  • 2. обязательность участия обучаемых во всем цикле игровых занятий;
  • 3. обеспечение преподавателем новизны. Для поддержания активности участников обучения необходимо обеспечивать в каждых последующих технологиях игрового обучения, упражнениях, дискуссиях новизну как в содержательном плане, так и в выборе технологии обучения .

Как и в любой деятельности, игра может иметь подготовительную фазу, технологическую фазу (собственно проведение игры), заключительную (рефлексивную) фазу.

В некоторых случаях подготовительная фаза может быть достаточно длительной и сложной, в других случаях - весьма короткой, в третьих случаях игра (большинство) начинается без предварительной подготовки.

Отдельный вопрос - заключительная, рефлексивная фаза игры. Важнейший ее момент - момент самооценки . Причем, в рефлексивной фазе игры важное значение имеет рефлексия и первого рода (что представляет собой я сам, какого было мое поведение в этой игре и т.д.) и, в случае групповой игры - рефлексия второго рода как понимание межличностного общения, как понимание игроком других игроков, также выяснение того, как другие игроки понимают его, его поведение в игре, личностные особенности и т. д. Что позволяет учащемуся в дальнейшем корректировать не только свое поведение в игре, но и всю свою деятельность в целом. То есть рефлексия игры является мощным средством самовоспитания. .

Картотека игр соответствующая разным функциям:

  • Игры соответствующие развлекательным функциям
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

1. Игры соответствующие развлекательным функциям

Развлекательная (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Игра Космонавты

В игре принимают участие 5-10 человек. По кругу ставятся стулья (на один меньше, чем число участников) – это «ракеты». Дети находятся внутри круга и берутся за руки. По команде ведущего начинают ходить по кругу и говорить такой текст: «Ожидают нас ракеты для полета на планеты. Если очень захотим на Венеру полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!». После слова «нет!» все бегут к ракетам и занимают место в них. Участник не успевший занять место в «ракете» – выбывает из игры.

Игра Жучок

Принимают участие 5 -10 человек. Один участник становится спиной к играющим, правой ладонью он закрывает сам себе обзор того, что происходит сзади, а левую руку – опускает ниже под правой, ладонью наружу. Один из играющих несильно бьет рукой по ладони водящего. После этого водящий поворачивается к игрокам, которые держат правую руку перед собой с поднятым большим пальцем вверх.
Задача игры – угадать, кто же ударил его по ладони. Если он угадывает, то ударивший становится на его место, если нет – стоит дальше.

Небо, земля, вода

В игре может принимать участие весь класс или группа детского сада. Дети ходят по кругу вокруг ведущего. По команде ведущего - «небо» нужно подпрыгнуть с поднятыми руками вверх, если ведущий произносит слово «земля», то необходимо потопать ногами. При слове «вода» - нужно покружиться вокруг себя. Кто перепутает - выходит из игры.

У медведя во бору

В игре могут принимать участие до 15 человек. Перед началом игры с помощью считалки выбирают медведя. Медведь и ребята находятся по разные стороны черты. Пока медведь спит, участники переходят на его сторону и поют песенку:
У медведя во бору грибы ягоды беру,
Медведь не спит. На меня глядит.
На последней реплике они должны перебежать на свою сторону. Того, кто не успеет, замешкается,
медведь утащит к себе в нору. Медведем становится тот участник этой развлекательной игры, которого схватил медведь . Как вариант - медведей с тановится 2, 3,4 и т.д.

Фигура, замри

В этой развлекательной игре может быть задействован класс или группа детского сада. Сценарий такой:
ведущий начинает говорить: Море волнуется раз,
дети продолжают: Море волнуется два,
Море волнуется три,
На месте, фигура, замри!
(вариант: на месте, веселая, странная, фантастическая и т.д ….. фигура, замри!)
Как только участники после фразы «замри» замерли в определенной позе, ведущий пытается рассмешить участников. Кто рассмеялся становится ведущим или выходит из игры.

Игра Садовник

Развлекательная игра для группы детского сада или класса. Дети выбирают себе название, какого - ни будь цветка, и говорят об этом ведущему. Ведущий – садовник прохаживается перед участниками и говорит такой текст:
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели, кроме лилии.
Ой!
Садовник: Что с тобой?
Лилия: Влюблена.
Садовник:В кого?
Участница называет другой цветок. После этого садовник продолжает читать свой текст и упоминает названный участницей цветок. Кто не успел быстро сказать «Ой!» - выходит из игры.

2. Коммуникативная: освоение диалектики общения

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий .

«Здравствуйте»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

«Зеркало»

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

«Держи мяч»

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

«Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».
«Комплименты».

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Это очень приятная игра – попробуйте.

«Ищу друга».

В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» - такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.

Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.


3. Самореализация в игре как полигоне человеческой практики

Самореализация: игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
“Пожалуйста”.

Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

“Я справлюсь”.

Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение . Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

“Я сильный”.

Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
“Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

“Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

«ЗООПАРК» - «ЦИРК»

Строительство зоопарка: ставим клетки для зверей из кубиков, кирпичиков, поселяем зверей, делаем вольеры, сажаем деревья.

Кормление зверей, дрессировка зверей. Экскурсовод рассказывает посетителям о животных. Приходит врач, осматривает животных, назначает лечение больным зверям, дает им лекарства.

Строительство цирка: делаем арену из обручей, из веревок, кубиков. В цирке дрессируют животных, показывают представления, выступают дрессировщики с обезьянами, собачками, слонами, тиграми.

Клоуны смешат зрителей. Акробаты, гимнасты делают красивые упражнения. Фокусники показывают фокусы.

Билеты продаются в кассе. Контролер проверяет билеты, следит за порядком во время представления. Зрителям в цирке весело, они аплодируют артистам, смеются.

«МАГАЗИН»

В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.

Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.

Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.

Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.

Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.

Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.

Магазин тканей – правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает покупку, принимает деньги от покупателей.

4. Игротерапевтическая: преодоление различных трудностей

Игротерапевтическая функция игры. Особую роль выполняет игра как средство терапии. В реабилитационной практике появляется игротерапия. Лечение игрой - серьезная перспектива лечебной педагогики и обычной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении.

«Добрые волшебники» Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

«Волшебные очки» Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.

«Комплименты» Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Царевна-Несмеяна» Взрослый рассказывает сказку про Царевну-Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные будут по очереди подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же изо всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все-таки вызвать у нее улыбку или смех.

В качестве Царевны-Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются ее рассмешить всеми силами.

«Зеркало» Перед началом игры проводится «разминка». Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди «выступает» перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями «правильности» зеркала является точность и одновременность движений.

Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и «починить» испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою «зеркальность».

5. Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры

Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Диагноз - определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонений в поведении ребенка и вместе с тем в нормативном поведении. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Ребенок сам в игре проверяет (самодиагностирует) свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста

«Игровая комната»

Цель диагностики . Выявление особенностей общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

Ход проведения исследования . Взрослый вызывает к себе одного ребенка и дает следующую инструкцию: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь, прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих, кого ты захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».

Затем ребенку задают вопрос: «Кого ты с собой возьмешь?»,. Если ребенок называет имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, куда ходит ребенок; соседи; родственники; знакомые по даче и т. п.), какого они возраста (такого же, старше, младше). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?». После ответа ребенка (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?». Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?». В заключение ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще Пригласит его в свой замок.

Оценка результатов . При анализе данных могут рассматриваться следующие параметры.

Инициатива и позиция в общении

Благополучие общени

Развитие игровых навыков

Способы разрешения конфликтной ситуации.

Диагностика развития памяти у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти).

Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет

"словарная мобильность".

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного резульгата.

Задание А.

Придумай как можно больше слов на букву С.

Время 1 мин.

6 - 7 слов - высокий уровень;
4 - 5 слов - средний,

2-3 слова - низкий

Задание Б.

Оканчивание слов.

Ход работы.

Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1)по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

Дополнил все предложенные слоги до целого слова - высокий уровень.
Справился с половиной предложенных слогов - средний уровень.
Смог дополнить только 2 слога - низкий уровень.

Диагностика развития внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Задания должны быть яркими, красочными, а занятия по диагностике и тренировке внимания желательно проводить с детьми дошкольного возраста в игровой форме и не дольше, чем 15 минут в день.

1. К первому типу методик относятся всевозможные задания на нахождение сходства и различий картинок, поиск парных изображений:

Диагностика воображения

Методика «Дощечка»

Данная диагностика воображения дошкольника строится на экспериментировании. Для занятия понадобится деревянная дощечка, состоящая из четырех мелких квадратных звеньев, соединенных петлями.

Дощечка развернута перед ребенком. Психолог предлагает ребенку с ней поиграть, поэкспериментировать: согнуть, сложить. По мере того, как ребенок изучает свойства дощечки, психолог спрашивает у него: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?». Занятие проводится до тех пор, пока ребенку не надоест.

При обработке данных психолог оценивает количество неповторяющихся ответов ребенка (например, «лодочка», «гараж»). За каждое новое название присваивается один балл.

Методика» Солнце в комнате»

Данная диагностика воображения дошкольника основана на способности ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Для занятия необходимо подготовить картинку с изображением комнаты, в которой находится солнце и человек. Также понадобится карандаш.

Психолог показывает картинку ребенку. Дошкольник должен перечислить все, что он видит на картинке. После того, как он все перечислил, психолог предлагает обратить внимание на солнце в комнате. Есть ли здесь ошибка? Как можно исправить картинку, чтобы она была правильной?

Ребенок может воспользоваться карандашом или обойтись устным комментарием.

В ходе обработки данных учитываются ответы ребенка:

  • Отсутствие ответа – один балл.
  • Формальное устранение несоответствия (закрасить солнце, стереть его) – два балла.
  • Более «сложное» устранение несоответствия: простой ответ (нарисовать в другом месте – на улице) – три балла, сложный ответ (переделать рисунок – превратить солнце в лампу) – четыре балла.
  • Конструктивный ответ (разделить несоответствующий элемент с другими, сохранив условия ситуации: нарисовать окно, нарисовать вокруг солнца рамку) – пять баллов.

Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор:

6. Функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей

Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами .

“Попрыгушки”

Логопед предлагает ребенку поиграть с лягушкой и рисует на листочке, в альбоме или тетрадке листья кувшинки: “Лягушка любит прыгать по листьям кувшинки и напевать разные песенки: Са-Са-Су-Сы. Давай мы тоже попробуем попрыгать с лягушкой”. Если листья кувшинки расположены близко, то слоги произносятся подряд, а если расположены на расстоянии, то надо выдержать паузу.

“Маленькие ножки бежали по дорожке”

Указательным и средним пальцем ребенок шагает по столу, произнося на каждый шаг звук или слог.

«Цветные флажки»

Цель:формирование и коррекция символического праксиса, реакции выбора движений по инструкции

Ход игры:

Взрослый поочередно показывает флажки, дети выполняют движения в зависимости от цвета:

Красный - грозят пальчиком

Белый - сдувают пушинку с ладони

Зеленый - здороваются

Синий - аплодируют.

Желтый - прощаются (машут)

Поначалу можно использовать 2-3 цвета

«Слушай и иди»

Цель: формирование и коррекция орального и символического праксиса

Оборудование: повязка на глаза

Ход игры:

одному играющему завязывают глаза, он должен вслепую дойти до стула, стоящего в другом конце комнаты. Один из участников хлопает в ладоши, указывая водящему, что надо идти вперед, другой топает ногами, направляя водящего назад, третий, цокая, подает сигнал сделать шаг вправо, четвертый шипением обозначает шаг влево.

«Выполняй правильно»

Цель: формирование и коррекция динамического и символического праксиса, выполнения сложных двигательных программ.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Им предлагается выполнить следующие задания:

1. Цапля. Правую руку положить на плечо рядом стоящего товарища, правую ногу согнуть в колене, носок оттянуть. Затем поменять ногу.

2. Пила и молоток. Правой рукой выполнять движения, имитирующие пилку дров, а левой рукой одновременно имитировать забивание гвоздей.

3. Поезд Задание выполняется в парах. Мальчики встают напротив девочек. Каждый берет девочку сначала за правую, а затем за левую руку и выполняет круговые движения руками в направлении от девочки к себе. Затем задание выполняют девочки.

4. Повтори за мной. Педагог показывает движение, дети его повторяют: правая рука вверх, левая - вниз. Правой рукой ребенок медленно похлопывает себя по голове, левой поглаживает себя по груди и животу. Затем меняет положение рук: левая вверх, правая - вниз.

«Ухо-нос»

Цель: формирование и коррекция сомато-пространственного гнозиса

Ход игры:

Взрослый стоит напротив детей, показывая свой нос или ухо, и называя то, что показывает. Дети повторяют движения. Через некоторое время взрослый начинает путать детей, показывая, например, на ухо, а называя нос. Дети должны показывать на то, что взрослый называет.

7. Межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей

Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Межнациональны потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они так сближают людей. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни..

Правила игры в "Али-бабу".

По правилам игры участники делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии пять - семь метров.

Игру начинает одна из команд словами:" Али-баба!"

Вторая команда хором отвечает: "О чем слуга"

Вновь говорит первая команда:" Пятого, десятого, Ваню нам сюда!"

При этом называется имя одного из игроков команды противника. Названный играющий оставляет свою команду и бежит к команде противника с целью разорвать цепь, т.е. расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника.

Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.

Правила игры в "Казаки-разбойники"

В казаки-разбойники играют от шести и более человек. Участники оговаривают территорию, на которой будет проходить игра. Разделившись на две команды, они по жребию определяют, кто будет играть за казаков , а кто за разбойников .

Разбойники совещаются и загадывают пароль.

По сигналу разбойники убегают прятаться казаки не должны подглядывать. Путь передвижения обозначается с помощью стрелок на асфальте и других поверхностях (стенах, заборах), чтобы у казаков были подсказки, где искать. Чаще всего вначале команда бежит вместе, затем разделяется, чтобы запутать соперников. Чем быстрее разбойники убегают и чем запутаннее рисуют стрелочки, тем у них больше шансов надёжно спрятаться.

Казаки в это время обустраивают темницу и придумывают, как будут пытать пленных. Через оговоренный промежуток времени (обычно 15-20 минут) казаки отправляются искать разбойников. Найденного разбойника ловят и отводят в темницу. Там его пытают (щекочут, подсовывают насекомых, жгут крапивой). Виды пыток заранее оговариваются: они не должны быть жестокими или обидными.

Некоторые источники утверждают, что казак, поймавший разбойника, остаётся в темнице, сторожить его. В других говорится о страже (1-2 человека), которая постоянно следит за разбойниками в темнице, а казаки могут бежать ловить остальных.

Разбойники могут выручать друг друга - например, "нападать" на темницу, хватать охранника, и пока они его держат, пленные могли разбегаться. Казак, конечно, тут же звал на помощь (не всегда это ему удавалось, предусмотрительные разбойники старались вовремя прикрыть ему рот).

Цель казаков выведать секретное слово-пароль. Потом меняются ролями.

Хлоп, хлоп, убегай! (Лясь, лясь, уцякай!)

Цель игры: развитие имитационных движений, бы¬строты.

Играющие ходят по игровой площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Не¬сколько детей выполняют роль лошадок, которые в сто¬роне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь.»

и начинают скакать на палоч¬ках, подражая лошадкам и ста¬раясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры:

Убегать можно лишь после слова «прокачусь»;

Тот ребенок, которого настиг¬нет лошадка, на время выбывает из игры.

«Аист и Лягушка». (Япония) В эту японскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами.

Три человека становятся "лягушками" и сидят в «воде», не имея права выбраться на «сушу». «Аист» должен ходить по берегу и пытаться поймать "лягушку". "Аист" имеет право прыгать с "острова" на "остров", но не может заходить в "воду". Последняя пойманная «лягушка» - становится "аистом

«Укради знамя». (Италия) Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место, зарабатывает очко.

Игра "Прятки по-американски". Прятки по-американски очень отличаются от нашей игры: один прячется, а все остальные ищут. Тот, кто его находит, должен спрятаться вместе с ним. Надо потихоньку пробраться в укромное местечко и сидеть тихо-тихо, чтобы не быть обнаруженным. Когда последний игрок понимает, что остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и игра начинается снова.

8. Функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка.

Игра «Объятия»

Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.

Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.

После игры задаются вопросы:

Понравилась ли вам игра?

Почему хорошо обнимать других детей?

Приятно вам, когда вас обнимают?

Часто ли вас обнимают?

Игра «Профессор»

Цель: развивать социальную компетентность, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли.

Ход игры: Каждому ребенку по очереди предлагается надеть специальную «профессорскую» шапочку. Педагог спрашивает «профессора»: «Как ты поступишь в ситуации, если:

Нечаянно обидел своего друга…

С тобой никто не хочет дружить…

Твоего друга обидели…

Твой друг заплакал и загрустил…

Твоего друга воспитатель похвалила на занятии, а тебя нет…

У твоего друга что-то не получается…

Твой друг знает больше чем ты…

Твой друг нарушил правила поведения в группе…»

Игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Педагог говорит: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида высокая - потому что мы любимы и любим сами».

В младшем школьном возрасте наиболее значимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознание имени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. «Ласковое имя»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто вам бросил мячик. Когда все назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».

«Взрослое имя»

Дети сидят в кругу.

Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Как вы будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству.

Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по очереди называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встанет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Затем каждому из детей он (она) подаст руку и представится по имени и отчеству, например: «Я - Мария Игоревна», «Я -Михаил Николаевич».