Характеристика основных процессов в коре головного мозга. Кофеин: что нужно знать о продукте вызывающем возбуждение коры головного мозга

"
Изд-во "Просвещение", М., 1973 г.

Приведено с небольшими сокращениями

В коре больших полушарий человека (и животных) постоянно протекают два противоположных нервных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение возникает тогда, когда какие-либо предметы или явления, действуя на органы чувств, вызывают раздражения, которые передаются в мозг. Этот очаг возбуждения не остается неизменным и неподвижным. Обычно он иррадиирует (распространяется) и перемещается по коре больших полушарий.
Одновременно в коре происходит и противоположный процесс - торможение, которое активно задерживает, тормозит или ограничивает возбужденный участок, вызывает его концентрацию, сосредоточение в более узком очаге.
Возбуждение и торможение тесно связаны между собой. Эта связь выражается, в частности, в том, что если в одном участке мозга появилось возбуждение, то вокруг начинает возникать торможение. Такое явление называется отрицательной индукцией. Вокруг очага торможения в коре больших полушарий возникает возбуждение. Этот процесс называется положительной индукцией нервных процессов. (Название дано Павловым по аналогии с явлением индукции в физике.)
Торможение может возникнуть и в результате утомления. И. П. Павлов считал, что если это торможение охватывает значительную часть коры больших полушарий и нижележащие части мозга, то человек погружается в сон. Такое торможение, по мнению Павлова, защищает нервные клетки мозга от истощения и обеспечивает им необходимый отдых, вместе с тем восстанавливает силы и всего организма.
Иногда во время сна тормозной процесс захватывает не всю кору полушарий мозга, некоторые небольшие участки ее остаются в какой-то мере возбужденными. Это своего рода «сторожевые пункты», как их назвал Павлов. Так, мать крепко спит у постели своего ребенка, однако стоит только ему пошевелиться или сказать во сне слово, как она сразу просыпается.
Есть еще вид сонного состояния, так называемый гипноз. При нем торможение имеет особый характер и тоже, по мнению И. П. Павлова, оказывается частичным, захватывая не всю кору. Такое состояние можно вызвать искусственно, усыпляя человека посредством словесного внушения («вам хочется спать, вы спите»), а также при помощи тихих движений руками перед лицом гипнотизируемого (так называемые «пассы»).
При этом в коре полушарий остается возбужденным какой-то участок мозга, благодаря чему усыпленный слышит слова гипнотизера. Так как большая часть коры головного мозга находится в состоянии торможения, то загипнотизированный не может действовать самостоятельно и подчиняется усыпившему его человеку, выполняет то, что ему приказывают.
Согласно новейшим исследованиям, во время бодрствования возбуждена только некоторая часть нервных клеток мозга, а остальная находится в состоянии торможения. Во время сна клетки как бы меняются ролями: те, которые были возбуждены, теперь отдыхают. Но остаются и возбужденные участки, благодаря чему мозг спящего человека выполняет нужные для организма функции.

Нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга. Виды торможения. Первая и вторая сигнальные системы

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных про­цессов – возбуждения и торможения . По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельностью коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменение этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блоки­рование временных связей. Но не надо считать, что торможение – это прекращение деятельности, пассивное состояние нервных клеток. Тормо­жение также активный процесс, но противоположного характера, чем возбуждение. Торможение обеспечивает необходимые условия для вос­становления их работоспособности. Такое же охранительное и восстано­вительное значение имеет сон как торможение, широко распространив­шееся на ряд важных участков коры. Сон предохраняет кору от истоще­ния и разрушения. Однако и сон не есть остановка работы мозга. Еще И. П. Павлов отмечал, что сон – это своеобразный активный процесс, а не состояние полной бездеятельности. Во сне мозг отдыхает, но не бездейст­вует, при этом отдыхают клетки, активные днем. Многие ученые предпо­лагают, что во время сна происходит своеобразная переработка накоплен­ной за день информации, но человек не осознает этого, т. к. соответст­вующие функциональные системы коры, обеспечивающие осознание, за­торможены.

Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнооб­разных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигна­лов (сигнальных систем). Сиг­налы – это, прежде всего, пред­меты и явления окружающего мира. Эти разнообразные зри­тельные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой . Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Палов назвал второй сигнальной системой . Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у живот­ных нет второй сигнальной системы.

1.4Методы научно-психологических исследований

Методами научно–психологических исследований называют со­вокупность приемов и операций, направленных на изучение психологиче­ских явлений и решение разнообразных научно-психологических про­блем.

По мнению Л.М. Фридмана, методы научно-психологических исследований подразделяются:

На неэкспериментальные, позволяющие описать какую-либо особенность личности или группы людей. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение (самонаблюдение), анкетирование, интервьюирование, беседа, анализ результатов деятельности;

- диагностические методы , которые позволяют не только описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измеряют их, дают им качественные и количественные характеристики. К диагностическим методам относятся: тестирование, шкалирование, ранжирование, социометрия;

- экспериментальные методы, включающие естественный, искусственный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий эксперименты;

- формирующие методы, которые позволяют, с одной стороны, изучить психологические особенности, а с другой – реализовать воспитательные и образовательные задачи.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом современной психологии?

2. Какие этапы становления психологической науки выделяют?

3. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?

4. В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?

5. Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?

6. Почему идеи Р. Декарта послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии?

7. Кто был основателем научной психологии? Докажите.

8. Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?

9. Каковы основные направления развития отечественной психологии?

10. Охарактеризуйте основные отрасли психологии.

11. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

12. Как назывался первый метод научных исследований в психологии и какие методы использовалась в донаучной психологии?

13. Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?

14. Какие основные психологические школы появились на рубеже

третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?

15. Раскройте научное понимание психики человека.

16. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем.

17. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности.

18. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?

19. Каковы основные функции психики. В каких формах она проявляется?

20. Опишите основные принципы разделения нервной системы человека.

Сложные нервные процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга, подчиняются довольно простым закономерностям с точки зрения распространения нервного процесса от первичного очага на прилегающие соседние участки. Под нервными процессами подразумевается возбуждение и торможение .

Распространение возбуждения и торможения по коре больших полушарий головного мозга

1. Иррадиация

Поток возбуждения, пришедший в кору из подкорковых структур, первоначально возбуждает небольшой участок коры - возникает первичный очаг возбуждения. Затем возбуждение охватывает соседние области рядом с первичным очагом и область возбуждения коры расширяется. Очаг возбуждения коры увеличивается в размерах. Это явление и есть иррадиация возбуждения, показанная на рисунке ниже.

2. Концентрация

3. Индукция

Индукция - это наведение противоположного состояния по сравнению с первичным очагом.

Ключевым моментом здесь является понятие "противоположное " . Запомните это - и не будете путаться с индукцией. Также помните, что индукция называется по конечному состоянию, а не по первоначальному. Т.е. если конечное состояние возбуждённое, то индукция - положительная (+), а если заторможенное, то индукция - отрицательная (-).

4. Доминанта

В применении к доминанте слово "господство" означает две вещи: 1 - подавление других участков возбуждения, то есть их торможение, 2 - "перехват" возбуждения из других участков и использование этого "чужого" возбуждения в своих интересах, то есть для усиления собственного возбуждения. Такими возможностями доминантный очаг обладает за счёт того, что, во-первых, реализует пространственную положительную индукцию, наводя торможение на соседние участки коры, а во-вторых, имеет повышенную чувствительность к возбуждению, так как уже изначально постоянно находится в возбуждённом состоянии, и именно поэтому даже слабое дополнительное возбуждение является для него сверхпороговым, усиливающим.

Благодарность: Надежде Погребняк за помощь в создании анимированных схем нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга.

Эти взаимно связанные процессы непрерывно протекают в коре головного мозга и определяют его деятельность. Изучая явления торможения, И. П. Павлов разделил их на два вида: внешние и внутренние. Торможение, возникающее в опытах с условными рефлексами при применении сильного постороннего раздражителя, И. П. Павлов назвал внешним. Характерной особенностью этого торможения является то, что оно возникает быстро, почти немедленно после применения нового сигнала. Другим видом торможения является внутреннее торможение. В то время как внешнее торможение возникает сразу, внутреннее торможение вырабатывается постепенно. Обязательным для возникновения внутреннего торможения условием является неподкреплавие условного раздражителя безусловным. В результате наступает угасание условного рефлекса. Процесс торможения дает возможность диференцировать различные раздражения, что имеет важнейшее значение для организма, дает возможность лучшей ориентировки его во внешней среде.
Распространение нервного процесса возбуждения в головном мозгу носит название иррадиации, а сосредоточение его в определенном участке - концентрации. Помимо иррадиации и концентрации, в коре головного мозга имеет место явление, получившее название индукции. Явление индукции заключается в том, что в определенных условиях концентрированное возбуждение вызывает в окружающем участке коры головного мозга противоположный эффект, т. е. торможение, и, наоборот, торможение может усиливать возбуждение. В каждый данный момент процессы возбуждения и торможения находятся в сложном взаимодействии.
Кроме той системы сигнализации, которая имеется у жлвотных и связана с восприятием различных сигналов, сочетающихся с безусловными раздражителями так называемой первой сигнальной системы, у человека на пути его исторического развития создалась еще более сложная и совершенная система сигнализации, связанная со словом - речью. Это, по Павлову, вторая сигнальная система. Условная связь в коре головного мозга человека образуется не только под влиянием непосредственного раздражения, но и под влиянием «сигнала сигналов» - в виде слов, речи. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием.
В основу выделения типов нервной системы, формирующихся в процессе жизни, И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы.
Основными свойствами, характеризующими деятельность нервной системы, являются:
1. Сила и слабость основных нервных процессов - возбуждение и торможение. По принципу силы животные делятся на две группы - сильная - с высоким и слабая - с низким пределом выносливости.
2. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Под уравновешенностью понимается соотношение между силой возбуждения и торможения.
3. Подвижность и инертность процессов возбуждения и торможения с быстрой или медленной сменой возбуждения на торможение и обратно.
В основу павловской классификации типов нервной системы положено индивидуальное различие указанных основных свойств. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы:
1. Тип сильной по неуравновешенности нервной системы, который характеризуется преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения («безудержный тип»).
2. Тип сильной уравновешенной нервной системы с большой подвижностью нервных процессов («живой тип»).
3. Тип сильной уравновешенной нервной системы с малой подвижностью нервных процессов («спокойный тип»).
4. Тип слабой нервной системы со слабым развитием как возбуждения, так и торможения («слабый тип»).
Между этими четырьмя типами имеется множество промежуточных типов.
Каждая нервная клетка имеет свой предел работоспособности, нагружаемости, предел для раздражений, дальше которого наступает истощение клетки. При наступлении истощения в коре головного мозга появляется запредельное торможение, имеющее целью сохранить клетке жизнь. Если такое торможение охватывает всю кору головного мозга и распространяется максимально вниз и вглубь больших полушарий, то наступает сон; если же торможение коры неполное, частичное, то возникают гипноидные состояния, гипноидные фазы.
Ослабленная нервная клетка (равно как и засыпающая) обнаруживает при этом ряд качественных особенностей. Такая клетка на разной силы раздражения отвечает то одинаковым эффектом (так называемая уравнительная фаза), то на слабые раздражения реагирует резче, чем на сильные (так называемая парадоксальная фаза), то на положительное раздражение не отвечает, а на отрицательное реагирует положительно (так называемая ультрапарадоксальная фаза), то на все раздражители не дает никакого эффекта (так называемая наркотическая фаза).

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Кофеин – это один из продуктов, который вызывает так много споров вокруг себя. Средства массовой информации акцентируют очень много внимания на этом вопросе, поскольку кофеин многолик и является основным действующим веществом. Предлагаем разобраться все-таки вреден ли кофеин для здоровья человека.

Натуральный кофеин человек применяет в составе напитка, либо в составе медицинских препаратов в синтезированном виде. Его основная задача – стимуляция процессов возбуждения коры головного мозга, информирует Joinfo.ua.
Вам также интересно будет узнать, какие пять продуктов вредят здоровью человека.
Эффективность употребления кофеина в следующем:
- повышение физической и умственной активности;
- общая выносливость;
- прогрессивное достижение результатов;
- улучшение интеллектуальных способностей;
- бодрящий эффект и отсутствие усталости;
- отличный антидепрессант;
- в целях профилактики многочисленных заболеваний;
- в результате численных исследований, доказано, что кофеин улучшает репродуктивную функцию мужчин.
Будьте внимательны, поскольку истощение нервных клеток, зависит от дозы употребления кофеина. В этом аспекте извлекайте индивидуальный подход. Именно вектор количества приема кофеина - камень преткновения в вопросе его употребления в медицинской среде.
Медики о кофеине
Медицина разграничивает возрастную категорию касательно употребления кофеина. У молодых людей состояние здоровья позволяет выпить чашку кофе во удовольствие, невзирая на его крепость. А вот пожилые люди к этому относятся осторожно, поскольку это в основном касается их артериального давления. Также возможна кратковременная учащенная пульсация в результате усиленного кровообращения. Возможна провокация скачка. Этот же фактор считается положительным для сердечно-сосудистой системы, колебание давления защищает от преждевременных инсультов.

И еще, частое употребление кофеина имеет прямое отношение к психическому здоровью человека. Немотивированная агрессия, частые психозы – результат употребления большого количества кофеина.
Еще одни неприятности...
А вот касательно микроэлементов, их усвоение и вымывание также зависит от употребления кофеина. Он препятствует усвоению таких микроэлементов как кальций, натрий, железо калий, витамины B1 b B6. Перечень можно продолжить. В результате возникают следующие проблемы: хрупкими становятся зубы, они портятся из-за недостатка кальция, который вымывается из организма. Возникают боли в спине, формируется остеохондроз. Вы также можете быть раздражительны, и у вас появится головная боль.
Давайте обратим внимание на вред кофеина для детского здоровья и беременных женщин. Для них кофеин наносит частичный вред, поскольку препятствует полноценному развитию плода. Это касается низкого веса, зубов и роста будущего ребенка.

А вот для детей актуально употребление таких продуктов как шоколад, кока-кола. Они тоже содержат кофеин. Ваши дети, часто употребляя их, наносят вред своему здоровью. Они более плаксивы и агрессивны, у них неадекватное поведение и частый перепад настроения.
При систематическом употреблении нервные клетки истощаются, в результате чего возникает зависимость от продукта.
Обобщенное мнение по поводу употребления кофеина отсутствует.
Употребляйте кофеин умеренно и в первой половине дня. Будьте объективны. Помните, что от дозы употребленного кофеина зависит состояние Вашего здоровья.