Дмитрий Каменщик вложит в «Домодедово» еще $1,3 млрд. Дмитрий Каменщик вложит в «Домодедово» еще $1,3 млрд Дмитрий Каменщик готовится к вылету из Домодедово

Нынешний председатель совета директоров акционерного общества «Аэропорт «Домодедово» Дмитрий Каменщик заработал миллиарды, занимаясь нехарактерным для большинства российских олигархов делом ─ логистическими услугами. Последние годы его капитал оценивался примерно в $3 млрд, что позволяло ему уверенно находиться в 3-ем десятке самых богатых людей России. Он не принадлежит к числу тех бизнесменов, которые себе на пользу эксплуатировали природные недра, еще раз подтверждая убогое реноме России, как исключительно сырьевого придатка для экономически развитых стран мира.

Дмитрий Каменщик начал в логистике с абсолютного нуля и шаг за шагом упорно осваивал науку эффективной организации перевозок по воздуху. Интересно, что в одно время с ним этим же бизнесом занялся еще один россиянин, получивший через полтора десятка лет всемирную известность. Его зовут . В 2012 году он осужден в США на длительный срок заключения, как крупнейший в мире нелегальный торговец оружием и враг всего человечества. История бизнеса Дмитрия Каменщика и Виктора Бута имеют многие схожие черты, но абсолютно разные финалы.

Дмитрий Каменщик окончил Московский энергетический институт, после чего отслужив положенный срок в танковых войсках, устроился работать в Свердловский комитет по телевидению и радиовещанию. Виктор Бут с младых лет выбрал путь кадрового военного. Он выучился на военного переводчика, но его больше влекло небо. В 1991 году Дмитрий Каменщик устроился на работу генеральным представителем авиакомпании «Ист Лайн» в Москве. Одновременно с ним, Виктор Бут занялся авиаперевозками, открыв фирму в Нидерландах и начав брать в аренду российские транспортные самолеты.

«Фирма «Ист Лайн» займется арендой транспортных воздушных судов ИЛ-76 у Домодедовского производственного объединения гражданской авиации только через 2 года. В 1994 году Каменщик выкупил ее за довольно смешную даже по тем безденежным временам сумму $10 тыс у прежнего хозяина свердловского предпринимателя . По документам учредителем «Ист Лайн» с самого начала являлась люксембургская компания Lexadmin Trust reg.

Стратегические направления Каменщика и Бута к тому времени сильно разойдутся. Бут во всю силу приступит к покорению Африки, начав перевозить без разбора любые грузы, включая оружие, а Дмитрий Каменщик сосредоточится на маршрутах и товарах, которые «оружейный барон» ранее полностью отработал. «Ист Лайн» занималась организацией чартерных рейсов в Китай, Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии, перевозивших российских «челноков» и их грузы ширпотреба.

Уральская братва

Виктор Бут на стартовом участке бизнеса все же выглядел несколько самостоятельнее Дмитрия Каменщика. Ему никто не помогал. Успешное внедрение Каменщика в тему грузоперевозок произошло не без посторонней помощи. В первую очередь ему посодействовал родной отец ─ заместитель начальника ГУВД Свердловской области.

В перестроечные годы в Свердловске успешно завершилось формирование одной из первых крупных ОПГ ─ . Дальновидная часть криминалитета сразу поняла необходимость дальнейшего перехода в легальный бизнес. Перевозка огромных потоков импортных товаров, подпитывающих многочисленные розничные рынки страны, могла принести неплохие барыши.

Сейчас уже не определить от кого шла инициатива, но уральская братва командировала в столицу уполномоченного представителя, обязанного следить за пошаговым выполнением утвержденного бизнес-плана. Покровители Каменщика обеспечивали начавший стремительно развиваться бизнес деньгами на оперативные расходы.

Обычно, таким термином в их среде назывались взятки должностным лицам. Совместными усилиями главы компании, его покровителей и лоббистов из чиновничьей среды перевозка грузов с использованием компании «Ист Лайн» стала для «челноков» экономически выгодной. Помимо быстрого оформления документов на таможне компании Каменщика был предоставлен льготный тариф таможенных сборов.

Шила в мешке не утаишь. Несколько самолетов, арендованных компанией, были арестованы сотрудниками ФСБ, но по звонку сверху начавшее набирать обороты расследование заглохло.

Приватизация Домодедово

Дмитрия Каменщика быстро не устроило положение обычного подручного у криминала. Он решил начать собственную сольную партию. Его привлекла инфраструктура аэропорта Домодедово, куда он постепенно начал внедряться. Сам аэропорт имел статус стратегического объекта, что весьма затрудняло процедуру взятия его под полный контроль. В 1998 году Дмитрий Каменщик взял в аренду сроком на 75 лет взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки аэродрома, но это стало только началом. Дальше все хозяйство Домодедово было разбито на 8 дочерних фирм. Их приватизацию, руководствуясь статусом объекта, запретило Росимущество, но подчиненная ему структура Мособлимущество предпочло нарушить решение вышестоящего органа и дало добро на переход в частные руки.

Через несколько последовательных ходов в Московском транспортном авиаузле появился первый аэропорт, принадлежащий частному лицу. В 2004 году Дмитрий Каменщик позволил выкупить большую часть акций компании «Ист Лайн» бывшему члену правительства России Олегу Сосковцу, что позволило ему полностью сосредоточиться на наземном бизнесе.

В 2002 году для ускоренного развития железнодорожной сети аэроэкспрессов, перевозящих пассажиров, Дмитрий Каменщик принял решение о приобретении 98% акций Демиховского машиностроительного завода, выпускающего вагоны для скоростных составов электричек. Дальше он организовал группу из 23-х компаний, обеспечивающих жизнедеятельность аэропорта и объединенных в единый пул ─ DME.Ltd, также полностью принадлежащий ему. Конечной целью преобразований, затеянных владельцем Домодедово, стало создание в округе индустриального кластера под названием «Аэротрополис». В 2004 году Росимущество, вспомнив о ранее принятом решении по запрету приватизации, попыталось оспорить право Каменщика на собственность. В этом вопросе разбирался суд и все оставил, как есть.

Редко какому российскому олигарху удается избежать публичных скандалов и неприятных вопросов со стороны органов правопорядка. Не миновала сия участь и Дмитрия Каменщика, причем повод для возбуждения в отношении его уголовного дела оказался довольно необычным. В январе 2011 года , устроенный террористами из преступной организации «Имарат Кавказ». Организаторы теракта были выявлены ФСБ и осуждены через 2 с лишним года.

Казалось печальная страница в истории аэропорта была навсегда закрыта, но абсолютно неожиданно у Следственного комитета появилась масса вопросов к его единственному владельцу. В феврале 2016 года Дмитрий Каменщик даже попал под домашний арест, длившийся в общей сложности 5 месяцев. Следователи инкриминировали ему обвинение в том, что он ответственен за выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть 2-х и более лиц.

В результате подрыва «пояса смертника» в Домодедово погибло 37 российских и иностранных граждан, а еще 172 человека получили ранения различной степени тяжести. Причина столь тяжелых последствий взрыва, по мнению специалистов, крылась в том, что в аэропорту были ослаблены меры безопасности. Конкретно ─ руководство компании в лице Каменщика распорядилось провести сокращения численности сотрудников службы безопасности. В результате террористы спокойно смогли проникнуть внутрь аэровокзала с взрывным устройством. Охранники аэропорта просто физически не могли справляться с поступающим потоком пассажиров. Речи об их халатности даже не возникло.

Дмитрий Каменщик оправдывался тем, что в Домодедово была принята новая технология досмотра, соответствующая всем международным стандартам безопасности. Никакой самодеятельности от него не исходило. К тому же к каждому пункту первичного досмотра были прикреплены сотрудники МВД, которые по действующему в России законодательству обладают исключительными правами проводить личный досмотр граждан. Вину, если она и была, необходимо разделить между собственной службой безопасности и МВД. В сентябре того же года после некоторого раздумья СК РФ прекратил дальнейшее расследование.

Сам Дмитрий Каменщик считает, что домашним арестом на него пытались оказать давление, стремясь добиться согласия от владельца аэропорта на участие в проекте интеграции всех 3-х московских аэропортов в единый комплекс. Первым шагом на этом пути должна была случиться реприватизация Домодедова, которая не могла устраивать его собственника. Дмитрий Каменщик утверждал, что ему периодически приходится отражать атаки на его владения. Осенью 2011 года, незадолго до теракта он даже был морально готов продать свое детище, но вышла заминка с покупателем, а потом прогремел взрыв, несколько отвлекший внимание от сделки.

Опыт Дмитрия Каменщика по управлению крупным аэропортом, а особенно извлеченные из этого занятия прибыли сподвигли российского олигарха обратить внимание на другой московский аэропорт Шереметьево. Не исключено, что вторыми воздушными воротами в столицу, принадлежащими частному лицу, станет именно он. В негласном соревновании двух отечественных коммерсантов, поставивших на логистику, верх взял более осторожный Дмитрий Каменщик, в какой то момент жизни вернувшийся с неба на землю. Виктор Бут пошел рискованным путем и проиграл.

Биография

Образование

В 2000 году Каменщик закончил Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (социологический факультет) по специализации экономическая социология. В 2003 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

Общественная деятельность

С 2000 года - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, советник председателя Государственной думы , советник губернатора Московской области.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Каменчане
  • Каменщина (Смоленский район)

Смотреть что такое "Каменщик, Дмитрий Владимирович" в других словарях:

    Каменщик, Дмитрий Владимирович - Председатель совета директоров группы компаний "Ист Лайн"; родился 26 апреля 1968 г. в г. Свердловск (Екатеринбург); учился на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, однако не окончил курса обучения и ушел из университета в… … Большая биографическая энциклопедия

    Каменщик, Дмитрий - Председатель совета директоров аэропорта Домодедово Председатель совета директоров московского международного аэропорта Домодедово и его главного оператора компании Ист Лайн. Упоминался в СМИ как владелец Домодедово. Дмитрий Владимирович… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Сапрыкин, Юрий - Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера Шеф редактор объединенной компании Афиши и Рамблера с сентября 2011 года. Несколько месяцев в 2011 году был главным редактором интернет проекта Slon.ru. Ранее редакционный директор изданий ЗАО… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения - Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (1951) - Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (С) - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «С». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

    Список награждённых медалью «За спасение погибавших», 2001 год - Приложение к статье Медаль «За спасение погибавших» Содержание 1 Республика … Википедия

    Список выпусков телепередач «Криминальная Россия» и «Криминальные хроники» - В данном списке представлены серии телепередачи «Криминальная Россия». Цикл выходил с 1995 по 2007 год на телеканалах НТВ и Первый канал, впоследствии переименован в «Криминальные хроники», который выходил в 2009 2010 годах на «Первом канале».… … Википедия

    Список Героев Социалистического Труда (Ковтуненко - В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие почётное звание Герой Социалистического Труда, чьи фамилии начинаются с буквы «К». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности… … Википедия

Дмитрий Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловск. После школы поступил на энергофизический факультет Московского энергетического института. С 1986 по 1988 год проходил срочную службу в танковых войсках, после чего некоторое время работал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

После армии в 1990 году поступил на философский факультет МГУ, через полтора года ушёл в академический отпуск. В 2000 году окончил социологический факультет МГУ по специализации экономическая социология. В 2003 году на экономическом факультете МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

В 1991 году екатеринбургский предприниматель Антон Баков зарегистрировал СП «Ист Лайн» для организации авиаперевозок. Дмитрий Каменщик - генеральный представитель компании в Москве. В 2013 году Антон Баков в интервью «Коммерсанту» называл себя учредителем СП «Ист Лайн» и утверждал, что вышел из бизнеса в начале 1994 года, продав свою долю Каменщику за 10 тысяч долларов.

В 1992 году «Домодедово» получил статус международного аэропорта. С 1993 года для обеспечения перевозок «Ист Лайн» арендовал самолёты Ил-76 Домодедовского производственного объединения гражданской авиации: компания наладила чартеры в Европу и Азию. Каменщик создал одноимённую авиакомпанию, которая постепенно наращивает собственный авиапарк, выбиваясь в лидеры рынка грузоперевозок.

Начиная с 1994 года «Ист Лайн» совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации на базе аэропорта Домодедово создал несколько профильных предприятий, отвечающих за различные виды аэропортовой деятельности: бортовое питание, грузовой комплекс, хэндлинг и другие. В рамках сотрудничества аэропорт предоставил изношенное, выработавшее свой ресурс имущество, а «Ист Лайн» взяла на себя обязанность полной реконструкции как самих инфраструктурных объектов, так и системы управления.

В 1998 году имущество аэродрома, не подлежащее передаче в частную собственность, было передано «Ист Лайну» в долгосрочную аренду на 75 лет В итоге был завершён процесс смены собственника аэропортовых активов, который проходил посредством реализации ряда капиталоемких инвестиционных проектов. В том же году Каменщик становится председателем совета директоров аэропорта Домодедово.

Наряду с аэропортовой деятельностью холдинговая компания Каменщика DME Ltd. развивает ещё одно направление - синергетическую конурбацию «Аэротрополис». Вокруг «Домодедово» запланирован индустриальный кластер, включающий скоординированные друг с другом логистические и транспортные узлы, торговые центры, районы деловой застройки и гостиничные комплексы

С 2000 по 2004 год - член Совета по предпринимательству при Правительстве России, в прошлом был советником председателя Государственной Думы, советником губернатора Московской области.

В апреле 2015 года журнал Forbes оценил состояние Дмитрия Каменщика в 3,8 млрд долларов, что соответствовало 27 месту в рейтинге богатейших бизнесменов России. Сообщалось, что за год состояние владельца «Домодедово» в денежном выражении росло быстрее всех из сотни членов рейтинга.

В 2016 году 18 февраля Дмитрий Каменщик был задержан по обвинению в нарушении части 3 статьи 238 УК РФ, по делу о теракте в Домодедово 2011 года. В сентябре уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Дмитрий Каменщик - бизнесмен, предприниматель, председатель совета директоров группы DME, которая объединяет в себе 23 компании, а также председатель совета директоров аэропорта Домодедово. В рейтинге Forbes «Богатейшие бизнесмены России», опубликованном в апреле 2015 года, занимает 27 строчку рейтинга с состоянием 3,8 млрд. долларов.

Биография Дмитрия Каменщика

Дмитрий Владимирович Каменщик родился 26 апреля 1968 года в городе Свердловске в семье радиофизиков. Детство будущего миллиардера ничем примечательным не отличалось. После окончания школы он поступил в Московский энергетический институт на факультет энергофизики.

В период с 1986 по 1988 год проходил военную срочную службу в танковых войсках. После возращения с армии пару лет проработал в Свердловском областном комитете по телевидению и радиовещанию.

В 1990 году решил продолжить учебу и поступил в МГУ на факультет философии, правда, через некоторое время ушел в академический отпуск. А в 2000 году закончил обучение на социологическом факультете МГУ по специальности экономическая социология. Через три года защитил в этом же университете диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

В 2000-2004 годах являлся членом Совета по предпринимательству при Правительстве России. Кроме того, в биографии Дмитрия Каменщика также есть должности советника председателя Государственной думы и советника губернатора Московской области.

Основные вехи развития бизнеса

Свой первый бизнес Дмитрий Каменщик создал в 23 года, когда учился в институте. Тогда же, с однокурсниками основал компанию «Ист Лайн», главным направлением деятельности которой было экспедирование и авиационная перевозка грузов. Офис компании на тот момент располагался в съемной квартире будущего миллиардера, потому что в ней был телефон. Будущий олигарх являлся генеральным представителем этой компании в Москве.

В 1992 году аэропорт Домодедово получает статус международного аэропорта. С этого времени и началось развитие бизнеса Дмитрия Каменщика. Компания «Ист Лайн» стала брать в аренду самолеты и организовала чартеры в Польшу, а затем и в Пекин. При этом, компания занималась как пассажирскими, так и грузовыми рейсами.

В 1993 году на базе аэропорта Домодедово были созданы несколько предприятий. Каждое из предприятий занималось определенным видом услуг, которые предоставлялись аэропорту. В это же время создается совместное предприятие, объединяющее «Ист лайн» и аэропорт, которое занимается инвестициями в грузовой терминал. Через новую компанию начинает проходить основной поток грузов всех российских челноков. Так, постепенно наращивая обороты и расширяя авиапарк, компания выбивается в лидеры. В 1994 году Каменщик занял пост генерального директора, через год стал председателем совета директоров группы компаний «Ист Лайн». Еще через несколько лет весь аэровокзальный комплекс становится собственностью бизнесмена и партнеров. Все, что входит в собственность аэропорта, перешло в долгосрочную аренду «Ист Лайн» на 75 лет.

Уже в 1998 году миллиардер занял пост председателя совета директоров аэропорта «Домодедово».

В 2002 году компания Каменщика стала заниматься машиностроением. Главной целью было снизить дефицит в электричках. Именно поэтому Каменщик скупил практически 99% акций «Демиховского машзавода». Чуть позже был куплен завод «Центросвар» и Октябрьский электровагоноремотный завод. Помимо этого,было создано проектное бюро транспортного машиностроения «НПО Трансмаш».

Правда, уже в 2004 году Дмитрий Каменщик продает собственную авиакомпанию, считая направление уже бесперспективным. В этом же году Росимущество начинает дело по оспариванию результатов приватизации аэропорта, но через несколько лет Высший арбитражный суд прекратил производство по делу. В 2012 году Росимущество и вовсе отказалось от претензий к компании бизнесмена. При этом ставка аренды была повышена практически в четыре раза.

В 2011 году имя Каменщика вновь появилось в прессе. В этот раз скандал был связан с терактом в Домодедово. В этот период правоохранительные органы пытались выяснить, кто же является конечным собственником аэропорта. При этом себя бизнесмен называл не владельцем, а руководителем аэропорта. Свою должность он подтвердил контрактом с Airport Management Company Ltd. Однако назвать конечных владельцев он отказался.

Хотя известно, что в 2011 году во время подготовки к IPO на сайте Лондонской фондовой биржи была размещена информация, что конечным владельцем является именно Дмитрий Каменщик. Через два года Дмитрий Каменщик был официально объявлен единственным владельцем, бенефициаром группы компаний, председателем совета директоров аэропорта Домодедово. Миллиардер назвал сокрытие собственников всего лишь защитой от всяческих рейдерских атак.

На сегодняшний день основным капиталом Каменщика является группа DME - холдинг, состоящий из 23 различных компаний. В основе - аэропорт Домодедово и «Аэротрополис». Это индустриальный холдинг, который включает в себя логистические, транспортные узлы, различные торговые центры, гостиничные комплексы и деловые застройки.

Несмотря на всю состоятельность и рост дохода самого бизнесмена, у аэропорта Домодедово по итогам прошлого года чистого отрицательного долга насчитывается больше девятисот миллионов рублей. А основным партнером является Валерий Коган, который занимает должность председателя наблюдательного совета. За 2012-2013 годы Каменщик получил более 19 млрд. рублей дивидендов от владения аэропортом.

Известно, что бизнесмену принадлежит 23 тысячи гектаров земли в Домодедовском районе, что по подсчетам равно одной четверти территории Москвы в пределах МКАД.

Общественная и личная жизнь

Дмитрий Каменщик не женат, детей нет. Хотя некоторые источники утверждали, что у миллиардера есть жена и сын. Сам же он эту информацию опровергает. В свободное время любит заниматься дайвингом, кайтингом и горными лыжами. Также увлекается пилотированием реактивных самолетов и искусством шанги.

Не любит быть на виду, давать интервью, считает себя абсолютно не публичным человеком. Предпочитает тишину и отдых подальше от общества. Может быть, поэтому о владельце аэропорта практически ничего не известно, а его личная жизнь и успехи в бизнесе так и остаются за плотным занавесом. Несмотря на это, Дмитрий Каменщик за последние годы в рейтинге богатейших бизнесменов идет только вверх.

Дмитрий Каменщик

  • Первый бизнес В конце 1980-х ушел с философского факультета МГУ, чтобы заняться бизнесом. В 1990-м организовал туристическую фирму «Малахит», обслуживавшую корейских туристов. Позже арендовал в аэропорту Домодедово грузовой самолет, используя его для челночного бизнеса.
  • Капитал Совладелец аэропорта Домодедово, формальных собственников которого не смогла найти даже Генеральная прокуратура.
  • Конфликт Между государством и собственниками Домодедово продолжается конфликт, который из острой фазы (с обысками и вызовами на допрос) перешел в более тихую стадию. Сейчас правительство хочет обязать всех владельцев стратегических объектов либо перейти в российскую юрисдикцию, либо раскрывать конечных владельцев.
  • Партнеры Валерий Коган (№59).

Родился 26 апреля 1968 г. в Свердловске. Окончил социологический факультет МГУ
1992-1993 генеральный представитель СП «Ист Лайн» в Москве
1994-1995 гендиректор АОЗТ «Ист Лайн»
1995 возглавил совет директоров группы «Ист Лайн»

Член совета по предпринимательству при правительстве России, советник губернатора Московской области.

Свой бизнес студент философского факультета МГУ начал в 1992 году с аренды грузового самолета Ил-76, который привозил потребительские товары из Китая в Москву. Бизнес рос: Каменщик построил грузовой терминал в московском аэропорту Домодедово, а затем взял в управление и весь аэропорт. После реконструкции в 1999-2000 годах Домодедово стал пользоваться популярностью у авиакомпаний и превратился в крупнейший аэропорт России: в 2010 году через него прошло более 22 млн пассажиров. Но репутацию Домодедово ухудшили два недавних события: ледяной дождь, который в конце 2010-го полностью парализовал работу терминала, и террористический акт в январе 2011-го, в результате которого погибло 36 человек.

Молодой свердловчанин по фамилии Каменщик объявился в Москве в конце 80-х годов. Дима в сопровождении папы, одного из руководителей Свердловского ГУВД, как тысячи других амбициозных абитуриентов, приехал покорять столицу. Стартовал он весьма успешно - перед ним распахнулись двери филфака МГУ (правда, возможно, их подтолкнула заботливая рука папаши).

Отрок учился прилежно. Но недолго. На улице повеяло ароматами загнивающего капитализма, которые напрочь отбили у молодых охоту грызть гранит науки. Дима, несмотря на молодость, обладал неплохим чутьем на деньги - он решил податься в туристический бизнес. Занял денег. И на свет появилась турфирма "Малахит". С этой перспективной идеи - а желающих вырваться за пресловутый железный занавес было пруд пруди - началась история компании "Ист-Лайн".

"Уралмаш"

Пока молодой Дмитрий Каменщик покорял Москву, в его родном Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, назревали события, вошедшие позже яркой страницей в новейшую историю России. На Урале зарождалась бандитская группировка - одно из наиболее влиятельных преступных сообществ, когда-либо созданных на территории бывшего СССР. Отцами уралмашевской ОПГ стали несколько бывших спортсменов - братья Григорий и Константин Цыгановы, а также их родственники и друзья - Сергей Терентьев, Александр Хабаров, Сергей Курдюмов, Александр Крук.

В конце 80-х эта команда сколотила вокруг себя несколько десятков мальчишек, проживавших в свердловской промзоне и ее окрестностях. Шпана подросла и превратилась в крупную, хорошо дисциплинированную банду, не признававшую никаких воровских законов. К тому времени Свердловск "держали" две крупных преступных группировки - "центровые", контролировавшие центр города, и "синие" - ватага воров-ветеранов. Обе банды прозевали рождение конкурента и в начале 91-го года сильно удивились, когда их попытка "занять" промзону с треском провалилась.

Проблему пытались решить хирургическим методом. 16 июня 1991 года через окно в своей квартире был убит Григорий Цыганов. Ружейная пуля "блондо" 12-го калибра пробила печень отца "семьи" - он умер в машине "скорой помощи". Но уралмашевцы выдержали удар и территорию не уступили. Место убитого занял его брат Константин. Он начал подготовку к войне.

26 октября 1992 года трое киллеров на глазах десятков свидетелей расстреляли из автоматов лидера "центровых" - Олега Вагина и трех его охранников. Во дворе дома, в котором жил губернатор Эдуард Россель и куда недавно перебрался Вагин, убийцы всадили в своих жертв по два с половиной десятка пуль. С этого момента взрывы и выстрелы в Свердловске стали обыденным делом - уралмашевцы безжалостно расчищали поле для деятельности. Причем "зачистки" они вели не только на Урале, но везде, где бы пытался спрятаться человек, вставший на их пути.

А что же милиция? РУБОП бессильно старался посадить Цыганова и Курдюмова. Но главное управление внутренних дел Свердловской области этим вопросом совершенно не мучилось: ставленник Росселя - начальник ГУВД Валерий Краев и его первый зам Валерий Каменщик добросовестно прикрывали тылы группировки.

Китайское эльдорадо

Младший Каменщик даром времени не терял. Связавшись через отца с людьми Константина Цыганова в Москве (а столица, конечно же, входила в зону жизненных интересов уральской "семьи"), он заручается поддержкой уралмашевцев. Денежный фонтан, забивший из Екатеринбурга в 1992-м, дает возможность "Малахиту" сделать мощный рывок вперед - через год компания Каменщика первой в России осваивает рынок шоп-туров в Китай и благодаря этому становится крупнейшим грузооператором на этом направлении. Люди Каменщика разрабатывают действительно уникальное предложение, позволяющее нашим челнокам в несколько раз снизить расходы на транспортировку товара и его таможенную очистку.

Изюминка схемы заключается в том, что "Малахит" сам обеспечивает доставку китайского ширпотреба в Россию - носочники и чулочники, закупив товар, сдают его в Китае подставной "малахитовской" компании, а сами возвращаются домой налегке. Контора же консолидирует груз, фрахтует для него грузовой самолет (что частникам не под силу) и отправляет товар в Москву. Причем часть его переправляется контрабандно - "транспортники" еле взлетают от перегруза, но по документам они полупустые. В России же груз растаможивается по минимальной цене - 1.2 доллара за килограмм, в то время как "неорганизованные" челноки платят за килограмм до 10-15 "зеленых". Часть этой разницы экономит предприниматель, а остальное оставляет себе компания Каменщика - как минимум несколько долларов с килограмма.

Такая "политика" позволила "Малахиту" за год с небольшим захватить около 80-ти процентов российско-китайского товарооборота. Это более 2 миллиардов долларов в год. Еще через несколько месяцев свердловчане вторглись в Эмираты - страну-импортера бытовой электроники в Россию. В итоге к концу 93-го под контролем Каменщика и стоящих за ним "уралмашевцев" оказалась мощная финансовая структура, пополняющая уральский общак сотнями миллионов долларов. Как ни удивительно, но других серьезных претендентов на эту золотую жилу не нашлось.

«Ист-Лайн»

Миллионы заработанных денег Каменщик и Ко не транжирили и не переводили в заграничные банки. Все шло на укрепление дела и захват новых позиций: свердловские "братья" вкладывали деньги в уральские предприятия, а Каменщик присматривался к Московскому авиаузлу. Особенно он интересовался аэропортом Домодедово .

Получив "добро" в декабре 93-го, Дмитрий Каменщик совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации (ДПО ГА) создает на территории аэропорта несколько предприятий - строит новый таможенный терминал, реконструирует комбинат бортового питания и ряд других самостоятельных подразделений. Летом 94-го года на острове Кипр регистрируется специально созданная компания - закрытое акционерное общество «Ист-Лайн», владельцами которого выступают лихтенштейнская BGT Company Limited, сама в свою очередь принадлежащая другой компании из Лихтенштейна - Lexadmin Trust reg. В России же «Ист-Лайн», председателем Совета директоров которого становится Каменщик, заключает договор с руководителем ДПО ГА Леонидом Сергеевым и вместе с ним на базе различных домодедовских предприятий в течении полутора лет создает восемь дочерних коммерческих структур: ЗАО "Международный аэропорт Домодедово", ЗАО "Аэровокзальный комплекс", ЗАО "Авиационно-техническая база ("АТБ Домодедово"), ЗАО "Домодедово Джет Сервис", ЗАО "Домодедово Терминал", ЗАО "Домодедово Эр Сервис", ЗАО "Домодедово Аэроотель", ЗАО "Ист-Лайн гард". Тем временем, правительство в лице премьер-министра Черномырдина в октябре 1996-го принимает решение о приватизации ДПО ГА с последующей его реорганизацией в три акционерных общества с сохранением за государством 51 процента акций.

«Ист-Лайн» начинает всеми правдами-неправдами выбивать себе контрольный пакет акций. Палки в колёса приватизатору вставило Мингосимущество, которое указало на незаконность его действий. Ведь речь, по сути, шла о приватизации иностранной компанией "стратегически значимого федерального авиапредприятия, что противоречит национальным интересам России". Но эту проблему люди Каменщика решили в Мособлимуществе, которое благосклонно разрешило все проблемы. В том числе позволило «Ист-Лайну» арендовать у ГУП "Администрация аэропорта Домодедово" то самое "стратегически значимое", и потому неприкосновенное имущество - ВПП и радиоэлектронный узел сразу на 75 лет вперед. И, конечно, за более чем скромную сумму - около 10 тысяч долларов в месяц.

В результате в руках Дмитрия Каменщика оказалась целая авиационно-финансовая империя, в состав которой входили и авиакомпания (в основном, как и прежде, специализирующаяся на контрабанде китайского ширпотреба), аэропорт "Домодедово" и целый ряд обслуживающих компаний. Но уральская "крыша" уже не могла в одиночку прикрывать этого монстра от усиливающихся наездов со стороны федеральных структур, которых здорово раздражало, что мимо их кошелька оттяпали столь жирный кусок.

Дима Каменщик нашел выход - он построил новую "крышу". Ее главной опорой стал Олег Сосковец , получивший взамен часть акций «Ист-Лайна».

Милый мальчик

Сосковец решил все проблемы быстро - Счетная Палата, кричавшая об иностранной "интервенции" на государственный стратегический объект, быстренько заткнулась. Поумерило пыл и главное управление по борьбе с оргпреступностью, заинтересовавшееся было взаимоотношениями Каменщика и "уралмашевцев". А о таможенных махинациях вообще никто больше не заикался - Ист-Лайн стал контрабандистом "в законе". Но Каменщик обязан Сосковцу не только этим.

Будучи страстным яхтсменом, Каменщик спустил на гладь Химкинского водохранилища судно, привезенное из Эмиратов. В этом же подмосковном водоеме держал свое сокровище другой известный яхтсмен - Виктор Степанович Черномырдин. До сей поры его яхта считалась самой шикарной в России. Но на фоне трехмачтовой красавицы свердловского выскочки она казалась жалким рыболовецким баркасом, что не преминула заметить жена премьера. На обнаглевшего главу «Ист-Лайна» одна за другой посыпались неприятности, грозя угробить все то, что было создано за несколько лет. Перепуганный Каменщик тут же впопыхах отправляет яхту обратно в Эмираты, забыв при этом даже оформить надлежащие таможенные документы - в ответ органы возбуждают дело о контрабанде. И тут на помощь приходит Олег Сосковец - на одном из официальных приемов он подстраивает случайную встречу Дмитрия и жены Черномырдина. Валентине Федоровне Черномырдиной Дима показался таким милым мальчиком (а Каменщику было тогда 27), что более держать зла на него она не смогла. И по ее просьбе муж, тоже не устоявший перед обаянием этого молодого бизнесмена, идет на попятную. Скандал исчерпан, дела снова закрыты, а Виктор Степанович с Димой становятся соседями по дачам, которые выстраивают под боком у правительственного пансионата "Подмосковье". И, конечно же, Черномырдин получает пакет акций группы «Ист-Лайн».

Ничто не вечно

в том числе и премьерство Виктор Степановича. Ушел Черномырдин, а вместе с ним пропала уверенность Каменщика в завтрашнем дне. Дабы вернуть себе былое душевное равновесие, Дима "ложится" под МВД, а вернее, под людей Рушайло . И, получив ментовский "аусвайс", продолжает в бешеном темпе расширять собственный бизнес - очень скоро "Домодедово" превратился в главный грузовой воздушный порт страны, а авиакомпания «Ист-Лайн» - в крупнейшего грузового российского авиаперевозчика, на долю которого приходится около 30 % всего рынка.

Одновременно Каменщик становится крупнейшим контрабандистом страны - через таможенные терминалы Домодедова (работники которых, кстати, официально получают две зарплаты - от ГТК и Ист-Лайна) переправляются тысячи тонн ширпотреба из Китая, электроники из Эмиратов и еще бог знает чего. Сверхприбыли, полученные от этого бизнеса, отмываются тут же - сотни миллионов долларов в виде кредитов своим же дочерним компаниям идут на капитальную реконструкцию аэровокзала, строительство таможенного терминала и закупку новых авиалайнеров.

Новый взлет Ист-Лайна в начале 99-го омрачило появление на небосклоне облачка в образе преподобной Гюльназ. Глава Фонда примирения и согласия, по совместительству фаворитка Патриарха Всея Руси Алексия II, Гуля Ивановна Сотникова замахнулась на нишу, давно "забитую" Каменщиком. Фонд, с благословления Московской патриархии, которая не чурается ничего мирского, вознамерился стать самым главным грузооператором на китайском направлении.

Идея создания "единого агента" преподносилась как нечто благородное. Дескать, только через фонд Гульназ перевозчики смогут получать воздушные коридоры и таможенные пошлины. Госпожа Сотникова прямым текстом заявила авиакомпаниям, что, мол, ребята, давайте жить дружно, иначе вас ждут неприятности, причем на самом высоком уровне.

Ясное дело, перевозчикам ширпотреба патронаж Сотниковой был нужен, как рыбке зонтик. И они устроили настоящую забастовку - на две недели отменили все грузовые рейсы в Китай, Турцию и Эмираты. Мало того, в средствах массовой информации началась беспрецедентная кампания против Сотниковой. Тогда со страниц газет вылили немало грязи. И… Гульназ отступила.

Палка в колесе

Следующей палкой, которая попала в колеса машины, построенной и запущенной Дмитрием Каменщиком, оказалась Федеральная Служба Безопасности.

Первые проблемы с органами у Каменщика возникли в начале 2000-го, когда оперативники прямо на взлетной полосе кагалымского аэродрома арестовали истлайновский Ил-76, совершивший вынужденную посадку. Перегруз самолета обнаружился еще в Иркутске - при взлете самолет еле оторвался от земли, снеся при этом несколько фонарей освещения и антенну радиолокатора. При контрольном взвешивании фэсбэшники обнаружили, что задекларированного ширпотреба в "Ильюшине" вместо 35 тонн оказалось почти 60.

Вслед за этим арестом, происшедшем, кстати, с подачи начальника экономического департамента ФСБ Юрия Заостровцева (большого специалиста по работе с контрабандой и ГТК ), один за другим последовали еще несколько, а в сентябре ФСБ возбудило против компании уголовное дело. А затем были переговоры. Дмитрий Валерьевич отказался от всякого сотрудничества с комитетом, надеясь на свои связи. Он вышел на земляка и члена путинской команды Владимира Когана . Глава Промстройбанка пообещал уладить конфликт, как говорят, за скромные 6 миллионов долларов.

Благодаря посредничеству Когана следующий раунд переговоров состоялся летом 2001-го - контрразведчики предъявили часть своих козырей: завершенное уголовное дело по контрабанде и незаконной финансовой деятельности, плюс всякую мелочь в виде пленок, изобличающих нездоровое влечение председателя Совета директоров «Ист-Лайна» к маленьким мальчикам.

В этот раз Каменщик ломаться не стал и согласился, что душевное спокойствие и дальнейшее финансовое процветание компании стоит 25-процентного пакета акций группы. Официально сделку оформили в виде продажи акций "Рособоронэкспорту" - давней вотчине ФСБ.

Вполне возможно, в ближайшее время Дима спать будет спокойно. А вот долго ли это продлится - зависит от людей с Лубянки. Вернее, от того, как долго они будут готовиться к следующему удару. А в том, что война не закончена - сомневаться не приходится.