Что такое осанка? Формирование правильной осанки. «Формирование у детей правильной осанки

Полноценное физическое развитие невозможно без правильной осанки. Осанку часто считают универсальным показателем состояния здоровья человека и его гармоничного развития, т.к. при всех видах нарушения осанки внутренние органы смещаются, а, следовательно, нарушаются их функции:

· Ухудшается работа сердца;

· Желудочно-кишечного тракта;

· Уменьшается жизненная ёмкость лёгких;

· Снижается обмен веществ;

· Развивается головная боль;

· Повышается утомляемость;

· Снижается аппетит;

· Ребёнок с нарушенной осанкой становится ленивым, апатичным, избегает излишней физической нагрузки и подвижных игр.

Поэтому смело можно говорить о том, что нарушение осанки ведёт к различным проблемам со здоровьем. И если в детском возрасте эти проблемы может быть не так заметны, то в более зрелом возрасте могут превратиться в смертельно опасные болезни. Именно поэтому на формирование правильной осанки необходимо обратить внимание ещё в раннем возрасте.

Осанка – это привычная поза человека при сидении, стоянии, ходьбе.

Признаки правильной осанки:

Плечи развёрнуты и отведены назад;

Лопатки не выпирают;

Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

Голова держится прямо;

Спина ровная;

Походка лёгкая;

Фигура стройная.

Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека. Позвоночник новорожденного ребёнка не имеет никаких изгибов. Первый изгиб – шейный лордоз формируется к трём месяцам жизни ребёнка. Второй изгиб позвоночника – грудной кифоз формируется к шести месяцам жизни ребёнка. Третий изгиб – поясничный лордоз формируется к 9 – 12 месяцам жизни ребёнка. Закрепляются все эти изгибы позвоночника в подростковом возрасте.

Неправильная осанка – это не значит, что произошло просто искривление позвоночника. Нарушения осанки бывают разные. Чаще всего встречается три вида нарушения осанки: кифоз, лордоз и сколиоз.

Виды неправильной осанки:

1. Кифотическая (кифоз) — усиленный изгиб позвоночника грудной области. При кифозе наблюдается круглая спина или сутулость, нижний край лопаток выступает назад, грудь впалая, плечи направлены вперёд.

Лордотическая (лордоз) – усиленный изгиб позвоночника в поясничной области. При лордозе наблюдается сутулость, живот выделяется вперёд.

3.

С

Cколиоз – это изгиб позвоночника влево или вправо от нормального положения позвоночника (боковое искривление позвоночника. При этом лопатки находятся ассиметрично, одна выше, другая ниже.

На формирование правильной осанки влияют множественные факторы. К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д. Если Вы замечаете, что у ребёнка появляются признаки нарушения осанки, то необходимо найти причины этого и устранить их. На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.

Причины нарушения осанки:

§ Чрезмерные физические нагрузки;

§ Поднятие тяжестей;

§ Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

§ Нарушение витаминного обмена;

§ Неправильная посадка ребёнка за столом;

§ Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

§ Наследственная предрасположенность.

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки . Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

1. Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2. Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

3. Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка .

4. До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5. Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

6. До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7. Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

8. Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

Ещё одна мера профилактики нарушения осанки — правильная посадка ребёнка за столом :

Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной. Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки. И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!

Любой позвоночный столб состоит из позвонков разных видов, среди которых 4-5 копчиковых, по 5 крестцовых и поясничных позвонков, а также 12 грудных и 7 шейных позвонков. Стоит отметить, что после рождения ребенка форма и, естественно, размеры позвоночного столба достаточно сильно изменяются, при этом наиболее быстрый рост позвонков наблюдается на протяжении первых двух лет жизни.

Для позвоночника характерно наличие изгибов, обусловленных физиологией. Так, на первом этапе, примерно в 3-4 месяца, т. е. тогда, когда ребенок только начинает пробовать держать головку самостоятельно формируется так называемый шейный лордоз. Затем, примерно к полугоду, наблюдается появление грудного кифоза, как правило, в это время ребенок уже уверенно сидит. Крестцовый кифоз и поясничный лордоз формируются у ребенка тогда, когда он начинает ходить, а к 6 годам жизни формируется типичная форма позвоночника. Заканчивается формирование характерных изгибов примерно к 18-20 годам.

Нормальная осанка – какая она?

Нормальная осанка предусматривает, что:

  • перпендикулярное, по отношению к площади всей опоры, положение головы и туловища,
  • очертания надплечий и шеи должны быть симметричными,
  • плечи должны находиться на одном уровне,
  • лопатки должны находится на одном уровне,
  • гребни подвздошных костей должны располагаться на одном уровне,
  • боковые поверхности тела должны иметь одинаковую форму,
  • длина ног должна быть одинаковой,
  • скелетная мускулатура должна быть симметричной,
  • симметричными должны быть и обводы стоп.

Все характерные, предусмотренные физиологией изгибы позвоночника в поясничном, грудном и шейных отделах должны находиться в пределах нормы.

При нормальной осанке вертикальная ось должна проходить через середину темени, затем пересекать мочку уха, пересекаться с поперечной осью тазобедренного сустава и пересекать бугорок пятой по счету плюсневой кости. Имеющий такую осанку человек выглядит подтянуто и, как правило, именно такую фигуру называют красивой.

Стоит отметить, что именно правильная осанка способна обеспечить необходимые амортизационные свойства позвоночника, что будет предохранять мозг от всевозможных сотрясений во время движения. Так, при движении происходит толчок по направлению снизу-вверх и в верхней точке сила этого толчка за счет изгибов позвоночника гасится примерно в 25 раз. Кроме этого, правильная осанка существенно улучшает условия работы всего двигательного аппарата и всех внутренних органов, при этом мышцы, которые сохраняют правильное положение осанки, в таком случае наименее напряжены и всегда готовы к длительным нагрузкам.

Причины формирования неправильной осанки

В детском возрасте позвоночник любого человека отличается своей гибкостью и пластичностью, при этом скелет развивается немного быстрее мышечной ткани . Так, на уровне грудного кифоза располагается передняя продольная связка, развитие которой несколько отстает от развития скелета и потому она не в состоянии обеспечить стабильное положение позвоночника. Только после завершения роста позвоночника она достигает необходимых показателей и включается в процесс удержания грудного кифоза. Подобные особенности в сочетании с недостаточной двигательной активностью и неправильными позами приводят к формированию неправильной осанки.

В частности, круглая спина это следствие достаточно частого пребывания в позе лежа или сидя калачиком. В такой позе мышцы передней поверхности бедер укорачиваются , а ягодичные мышцы и мышцы задней поверхности бедер, наоборот, растягиваются , а это увеличивает наклон таза, что, в свою очередь, приводит к поясничной кривизне, которая будет наблюдаться в положении стоя.

Предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника вызвана его уплощением, что является следствием недостаточно наклона таза. Зачастую причиной таких изменений является ранее усаживание младенца, из-за чего поясничный отдел слишком сильно вытягивается и в дальнейшем скорректировать такую фигуру достаточно сложно.

Стоит отметить, что зачастую первые и достаточно незначительные отклонения в формировании осанки остается просто незамеченными и к специалисту ребенок попадает, уже имея серьезные отклонения (), а это существенно затрудняет процесс коррекции осанки.

В тоже время на формирование осанки влияет множество факторов, среди которых такие как степень развитости и характер:

  • строения костной системы,
  • нервно-мышечной сиситемы,
  • связочно-суставного аппарата.

Влияют на формирование осанки и особенности быта и, естественно, всевозможные нарушения деятельности организма, особенно перенесенные в детстве заболевания. При этом нужно отметить, что в любом возрасте осанка достаточно нестабильна и возможны изменения как в лучшую, так и худшую сторону. Как правило, у детей наиболее частое нарушение осанки наблюдается в 5-7 летнем возрасте и в период полового созревания. В школьное время осанка нестабильна и зачастую зависит от психики ребенка, развития мускулатуры спины, живота, ног, состояния нервной системы.

Отклонения осанки от правильного положения называют дефектами или нарушениями и заболеванием это не считается. Однако все эти нарушения осанки — это промежуточное состояние между патологией и нормой, и по сути являются предболезнь, так как нарушение осанки серьезно ухудшает условия функционирования внутренних органов, что может стать условием для развития различных заболеваний.

Перечисленные отклонения в осанки обычно возникают вследствие гиподинамии, из-за использования неправильной позы во время отдыха или работы, из-за длительного стрессового состояния. При этом подобные изменения в первую очередь влияют на деятельность опорно-двигательного аппарата, в частности, появляются так называемые «ошибочные» рефлекторные связи, которые приводят к мышечному дисбалансу, который обусловлен слабостью связок и мышц. Серьезное изменение в позвоночнике вызывает развивающееся . Этот недуг, при отсутствии серьезного лечения, дает самую прямую связь

Естественно, болезнь гораздо проще предупредить, чем потом пытаться ее лечить и по наблюдениям специалистов ничто не способствует формированию правильной осанки так, как систематические физические упражнения и воспитание.

Как предотвратить изминение осанки у ребенка

Наиболее легко необходимые положительные навыки вырабатываются в раннем возрасте, потому заняться формированием осанки у ребенка можно еще до школы.

Так, вся мебель ребенка , должна соответствовать его росту. Когда ребенок подрастет и пойдет в школу, необходимо обратить внимание на:

  • освещение рабочего места ребенка, при этом во время чтения или письма глаза ребенка должны находиться на расстоянии 30-35 см от книги (тетради);
  • позу ребенка во время письма (чтения). Правильная поза требует некоторого напряжения мышц, и дети достаточно быстро устают и начинают, например, опираться грудью на стол, что вызывает затруднение дыхания и препятствует нормальному кровообращению, естественно, возможно появление дефектов осанки.

После начала обучения обратить внимание необходимо на создание необходимых условий для выполнения домашнего задания, игр и любых других занятий. Особенно важно, чтобы ребенок имел удобный, подходящий его возрасту стол и стул. Так, сиденье стула должно располагаться в районе колена стоящего ребенка, а крышка стола должна быть выше на 2-3 см локтевого состава сидящего малыша.

Еще одно важное и коротко — правильно подобранный ранец !!!

Примерно с 4-х лет ребенка необходимо приучать правильно стоять и сидеть , не сутулиться и т. п.

Особенно важно научить ребенка правильно сидеть во время использования планшета или другого компьютерного устройства. НО научить ребенка нельзя! А что же тогда делать? Тогда нужно научить ребенка использовать подручные средства, чтобы правильно сидеть. Это может быть обычная небольшая жесткая подушка.

На пользу пойдут и холодные обтирания, которые помогут держать в тонусе мышцы.

Уделить внимание необходимо и питанию, ведь ребенок должен получить нужное ему количество минералов, белков и витаминов.

Наиболее эффективным средством профилактики нарушений осанки является систематическое занятие спортом . Самым первым и самым результативным среди видов спорта для позвоночника будет конечно – плавание . Но плавание за здоровьем, а не за спортивными достижениями!

Если же не спорт, то элементарный набор упражнений, сможет стать хорошим фундаментом. Это:

  1. общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, подвижные игры. Отрывайте детей от компьютеров!);
  2. упражнения с ношением легких предметов на голове (или другие упражнения на равновесие);
  3. упражнения с использованием элементов жонглирования.

Такие упражнения могут быть паузой в прерывании сидения или длительной умственной деятельности. Такие перерывчики хорошее делать каждые 45-60 минут, в которых необходимо выполнять простые физические упражнения и упражнения для глаз.

В тоже время формирование правильной осанки это своего рода выработка определенного рефлекса и потому с этой точки понимания, нет смысла постоянно делать замечания и ругать его если он что-то делает неправильно. Ведь «зажатость» мышц – это результат внутренней зажатости ребенка , его реакция на стресс. Посмотрите на позу ребенка, когда он что-то нашкодничал и вы его ругаете: голова опущена, плечи опущены и как-бы поданы вперед и вниз, мышцы достаточно напряжены….. Это и есть начало искривления позвоночника.

Поэтому – хорошая атмосфера в доме – это залог хорошей и правильной осанки у ребенка.

«Как я уже писал в статьях ранее стресс выражается в симптомах. К симптомам относится курение, халатное отношение к делу, рвота, тошнота, озлобленность, агрессия…»

Elena

1. Значение правильной осанки

5. Практическое задание

Литература

1. Значение правильной осанки

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная.

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз

Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика. Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

· при правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

· очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у школьников младших классов вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение

Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации. Неудобная обувь, синтетические покрытия, гиподинамия - все это приводит к неправильному развитию стопы. Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обоих форм плоскостопия.

При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, развивается плоскостопие. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Виды плоскостопия.

В соответствии с причинами, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемоестатическое плоскостопие.

Часто статическое плоскостопие вызывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека: "весь день на ногах".

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

На подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;

На тыле стопы, в ее центральной части, между ладьевидной и таранной костями;

Под внутренней и наружной лодыжками;

Между головками предплюсневых костей;

В мышцах голени из-за их перегрузки;

В коленном и тазобедренном суставах;

В бедре из-за перенапряжения мышц;

В пояснице на почве компенсаторно-усиленного лордоза (прогиба).

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отечность.

Другой вид этой болезни - травматическое плоскостопие.

Как и следует из названия, этот недуг возникает в результате травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, костей предплюсны и плюсны.

Следующий вид - врожденное плоскостопие. Его не следует путать с "узенькой пяткой" аристократических леди, характерной для статического плоскостопия. Причина врожденного плоскостопия иная.

У ребенка до того, как он твердо встал на ноги, то есть лет до 3-4, стопа в силу незавершенности формирования не то чтобы слабая, а просто плоская, как дощечка. Трудно оценить, насколько функциональны ее своды. Поэтому малыша надо постоянно наблюдать и, если положение не меняется, заказать ему корригирующие стельки.

Редко (в 2-3 случаях из ста) бывает так, что причиной плоскостопия является аномалия внутриутробного развития ребенка. Как правило, у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начинать как можно раньше. В сложных случаях прибегают к хирургическому вмешательству.

Рахитическое плоскостопие - не врожденное, а приобретенное, образуется в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина D в организме и как следствие недостаточным усвоением кальция - этого "цемента" для костей. От статического плоскостопия рахитическое отличается тем, что его можно предупредить, проводя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).

Паралитическая плоская стопа - результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Часто человек не догадывается, что у него плоскостопие. Бывает, вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но позже боли при ходьбе становятся все ощутимее, они отдают в бедра и поясницу; икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши (участки омозоления кожи), костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.

Профилактика плоскостопия.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре и утреннюю гимнастику вводят специальные корригирующие упражнения.

Следующим методом профилактики является проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни для развития двигательной активности игрушки подвешивают над кроваткой и раскладывают на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, особенно плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 минут, а с детьми от 1 до 3 лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18 - 20 минут. Для детей 3 лет и старше проводятся специальные гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 минут, для детей 6-7 лет - 25 минут.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма питательными веществами и обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

5. Практическое задание

1. Определить вид осанки (3 мальчика, 3 девочки).

В обследовании принимало участие 6 детей. Были получены следующие результаты: Весельева К. - нормальная осанка, Скобелев Ю. - сутулая осанка, Тюрина А. - нормальная, Гладун А. - сколиотическая, Плешков И. - сутулая, Кожухов К. - нормальная.

2. Выявить все нарушения осанки у детей вашей группы и дать рекомендации по их исправлению или коррекции.

В обследовании участвовало 10 детей. Из них 2 ребенка имеют сколиотическую осанку (Гладун А., Румянцева М.), 4 ребенка сутулую осанку (Скобелев Ю., Чебкасова Л., Сучкова Н., Плешков И.).

1. Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

2. Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

3. Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

4. Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

5. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.

6. Определить стопу ребенка (5 детей).

В обследовании принимало участие 5 детей. Из них 3 ребенка имеют плоскостопие: Плешков И., Зенкова Н. - статическое плоскостопие, Кожухов К. - врожденное.

Литература

1. Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста [Текст]. - М., Просвещение. 1975 г.

2. Халезин Х.Х. Правильная осанка [Текст]. - М., Медицина. 1972 г.

3. Танкова-Ямпольская Р.В. и др. Основы медицинских знаний [Текст]. - М., Просвещение. 1981 г.

4. Коновалова Н.Г., Бурчик Л.К. Обследование и коррекция осанки у детей дошкольного возраста. Физическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]. - Новокузнецк. 1998 г.

5. Коростелев Н.Б. От А до Я [Текст]. - М., Медицина. 1980 г.

Правильная осанка важна для здоровья и самоуважения. По осанке во все времена можно было отличить аристократа от простолюдина.
Под осанкой подразумевается правильное положение тела. Позвоночник состоит из шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых позвонков. После рождения позвоночник ребенка меняет свою форму и размеры, а в первые два года жизни стремительно растет.
У позвоночника есть физиологические изгибы. Шейный лордоз (физиологический изгиб, обращенный выпуклостью вперед) заканчивает формирование к трем-четырем месяцам ребенка. Это можно заметить, когда ребенок самостоятельно начинает держать головку.
Ближе к шести месяцам жизни ребенок начинает уверенно сидеть, что говорит о формировании грудного кифоза. Когда младенец учится ходить, его позвоночник образует крестцовый кифоз и поясничный лордоз. «Взрослая» форма позвоночника полностью формируется у детей только по достижении шести - семилетнего возраста. Естественные изгибы позвоночника заканчивают формирование к восемнадцати-двадцати годам.

Правильная осанка – основные признаки

Формирование правильной осанки невозможно без знания физиологических особенностей своего позвоночника. Хорошая осанка держит все туловище и голову перпендикулярно по отношению к опорной площади. Очертания шеи должны смотреться симметрично (одинаково). Надплечья, плечи и лопатки визуально должны находиться на одном уровне. Естественные изгибы шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника не должны превышать показателей нормы.
У человека с правильной осанкой одинаково выглядят боковые поверхности тела и опущенные руки. Обязателен строго горизонтальный уровень гребневых выступов у подвздошных костей, одинаковая длина ног. Своды стоп и скелетная мускулатура абсолютно симметричны.
Если представить, что осанка представляет собой вертикальную прямую ось, то такая ось должна проходить через теменную середину к мочке уха, затем спускаться сквозь поперечную ось тазобедренного сустава к бугорку пятой плюсневой кости. Такая осанка во все времена считалась эталоном красоты и привлекательной фигуры.
Хорошая осанка напрямую связана со здоровьем человека. Благодаря правильному положению позвоночник имеет высокую амортизацию, в результате которой при движении головной мозг не подвергается значительному сотрясению. При ходьбе ударная сила направляется снизу вверх, по пути, смягчаясь за счет «рессор» - естественных позвоночных изгибов, в двадцать пять – тридцать раз. Формирование правильной осанки улучшит работу многих внутренних органов и заставит двигательный аппарат лучше функционировать. При хорошей осанке, мышцы, обеспечивающие правильное положение позвоночника, находятся в слегка расслабленном состоянии и всегда готовы к движению.

Причины нарушений осанки:

Сосредоточивание тяжестей в одной руке;
Отсутствие контроля со стороны взрослых, в случае плохой осанки у ребенка или плохой самоконтроль;
Привычка ребенка подражать взрослым в походке и поведении;
Недостаточное развитие мышечного корсета – мышц брюшного пресса, спины и таза;
Непродуманность или недостаточность освещения рабочего места;
Болезни, из-за которых человеку приходится долгое время находиться в горизонтальном положении – лежать в постели;
Перегрузки позвоночника во время тяжелой работы;
Нарушение гигиенических условий дневного распорядка, выбора одежды, гигиены обуви, режима питания.
Нарушение осанки часто характеризуется излишней выраженностью или, напротив, уменьшением естественных изгибов позвоночника. Часто встречаются ассиметричная осанка, круглая спина, кругло-вогнутая спина и плоская спина. Диагнозы ставятся врачом – ортопедом после проведения ряда исследований.
Как добиться правильной осанки
Для начала нужно узнать все о хорошей осанке. Формирование правильной осанки начинается с четкого представления об идеальной фигуре. Сравнить идеал и свои показатели можно, выполнив статическое упражнение у ровной вертикальной поверхности.

Упражнения для хорошей осанки:

1. Упражнения, при которых во время движения на голове удерживается предмет;
2. Статические упражнения (у стены);
3. Строевые и вольные разнообразные упражнения на общее развитие;
4. Упражнения с жонглированием любыми предметами;
5. Корригирующие упражнения, направленные на исправление уже имеющихся недостатков позвоночника;
6. Упражнения на сохранение равновесия на умеренной опоре.
Коррекция осанки включает в себя два этапа. Подготовительный этап помогает увеличить гибкость позвоночника и восстановить нормальный вид кривизне осанки с помощью специально разработанных упражнений.
Основной этап воспитывает и впоследствии закрепляет навыки прямой осанки. Формирование правильной осанки длится, по сути, всю жизнь. Пациент совершенствует свое умение произвольно напрягать и расслаблять группы мышц, несущих прямую ответственность за удерживание позвоночника в нормальном положении.
Каждый человек должен, если хочет сохранять отличную осанку, включить в свой ежедневный распорядок специальные упражнения. Очень полезны регулярные занятия спортом, особенно гимнастикой, подвижными играми и плаванием.
Находясь в положении сидя, человек должен расправить плечи и втянуть живот, а ступни поставить ровно на полу. Неподвижное сидение неблагоприятно влияет на осанку. Специалисты советуют каждые полчаса изменять положение тела, а лучше пройтись или встряхнуться.
При ходьбе нужно следить за положением плеч – должны быть расслаблены, живот втянут, а голова гордо приподнята.
Чтобы иметь правильную осанку, нужно иметь хорошо организованное место для отдыха. Спать лучше на жестком матрасе, подложив под голову ортопедическую подушку. Такое положение тела и головы позволит позвоночнику снять напряжение и отдохнуть.
Женщинам советуется обращать особое внимание на свою обувь. Слишком высокий каблук нарушит равновесие и заставит позвоночник напрягаться еще больше. Правильный выбор бюстгальтера поможет женщине избежать слишком сильной нагрузки на грудной отдел позвоночника. Молодые мамы поощряются не носить ребенка все время на руках, и больше использовать коляски и слинги.
Врачи советуют заниматься танцами, чтобы сохранить красивую и правильную осанку.

Различные нарушения осанки и искривления позвоночника служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств в детстве и оказывают отрицательное влияние на здоровье взрослых. По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30 - 60 %, а сколиоз поражает в среднем 10 - 15 % детей.

Процесс формирования осанки


В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночник и мышцы, окружающие его. ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами позы и отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, являясь одним из основных показателей здоровья.
Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.
Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности, которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у детей, обеспечивая её правильное развитие.
Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу), многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы, в частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В результате неправильного положения тела происходит образование навыка неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера.
В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная активность детей (гиподинамия) или неправильное физическое воспитание, или чрезмерное увлечение однообразными физическими упражнениями.
Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника или слабостью мышц, удерживающих это положение, с ог раничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной сколиоза могут быть также стесняющая движения одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.
В 90-95 % случаев нарушения осанки являются приобретенными, и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения. Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости. Однако, нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в позвоночнике.
Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.
Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение деформации, как правило, прекращается, за исключением паралитического сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Правильная осанка

Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого сустава), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед).
Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб позвоночника назад) и кифоза (изгиб вперед) в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника.
Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза.