Чем обработать стоматит — лучшие средства для обработки. Уход за полостью рта тяжелобольного пациента Технология орошения полости рта при стоматитах

Функциональное назначение простой медицинской услуги: обеспечение личной гигиены пациента.

Материальные ресурсы: лоток, корнцанг, пинцет, вакуумный электроотсос, антисептический раствор для обработки полости рта пациента, стерильный глицерин, вазелин или масляный раствор витамина, чистое полотенце, тампоны для обработки полости рта, стерильные марлевые салфетки, шпатель, перчатки нестерильные, зубная щетка.

Алгоритм ухода за полостью рта
I. Подготовка к процедуре.
1. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры (если он в сознании). Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру.
2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3. Подготовить все необходимое оборудование.
4. Расположить пациента в одном из следующих положений:
- На спине под углом более 45°, если это не противопоказано, или
- Лежа на боку, или
- Лежа на животе (или спине), повернув голову вбок.
5. Надеть перчатки.
6. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента.

II. Выполнение процедуры.
7. Приготовить мягкую зубную щетку (без зубной пасты) для чистки зубов. Смочить ее в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии зубной щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете.
8. Произвести чистку зубов, начиная с задних зубов, и последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность зубов, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз. Использовать шпатель для обнажения зубов
9. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта.
10. Попросить пациента высунуть язык. Если он не может этого сделать, то необходимо обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта.
11. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть язык, снимая налет, в направлении от корня языка к его кончику. Отпустить язык, сменить салфетку.
12. Салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек, пространство под языком, десны пациента.
13. При сухости языка смазать его стерильным глицерином.
14. Обработать последовательно верхнюю и нижнюю губы тонким слоем вазелина (для профилактики трещин на губах).

III. Завершение процедуры.
15. Убрать полотенце. Разместить пациента в удобном положении.
16. Собрать принадлежности по уходу и доставить в специальную комнату для дальнейшей обработки.
17. Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции
18. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
19. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

1.2. Уход за зубным протезами.

Зубные протезы съемного типа:

1. снять протезы и поместить их в стакан со специальным дезинфецирующим раствором на 5 -10 минут;

2. провести туалет ротовой полости пациента;

3. тщательно почистить протез зубной щеткой.

Чистят протез минимум два раза в день, а лучше после каждого приема пищи, используя обычную щетку и пену для чистки протезов. Все поверхности протеза являются важными, но особое внимание должно быть уделено внутренней поверхности протеза, прилегающей к десне.

Зубные протезы несъемного типа: уход осуществляют также, как и при чистке зубов, но мягкой зубной щеткой с обязательным использованием зубной нити.

Показания. Очищение полости рта от еды, лечение стоматита.

Оснащение. Стерильные: марлевые салфетки, резиновые перчатки, резиновая груша емкостью 50 мл или 100 мл, лоток, пинцет, шпатель, ватные палочки, стакан с асептическим раствором: фурацилин 1:5000, 0,01% раствор перманганата калия, 2% раствор гидрокарбоната натрия, отвар зверобоя, ромашки, шалфея; лечебные растворы для прижигания афт или язвочек слизистой оболочки : сальвин, винилин, витамин В12, 3% раствор перекиси водорода, 0,25% раствор новокаина, 20% раствор буры в глицерине с нистатином, гевалекс.

1. Объяснить матери цель, провести психологическую подготовку матери и ребенка.
2. Вымыть руки, надеть резиновые перчатки.
3. Стерильную резиновую грушу положить на стерильный лоток. Подготовить лечебные растворы в стакане, температура растворов 28-30°С. Выдавить из резиновой груши воздух и набрать в нее лечебный раствор, положить резиновую грушу с набранным раствором на лоток.

Ребенка раннего возраста помощник должен взять на руки, лицом вниз. Правой рукой поддерживать живот, грудь ребенка, а левой рукой фиксировать голову ребенка, удерживая левую руку на лбу ребенка. На столе поставить миску или лоток. Помощник подходит к ней, наклоняется и держит лицо ребенка над миской (лотком).

Действия медицинской сестры
4. Подойти к ребенку со стороны головы. В правую руку взять резиновую грушу с лечебным раствором. Большой палец поддерживает дно резиновой груши, а наконечник ее размещается между II и III пальцами.
5. I и II пальцами левой руки надавить на щечки ребенка и открыть ему рот. В этот момент ввести в ротовую полость мягкий наконечник резиновой груши, ввести лечебный раствор в ротовую полость.
6. Лечебный раствор орошает слизистую оболочку и вытекает в подставленный лоток (миску).
7. Последовательно несколько раз обработать слизистую оболочку ротовой полости.

Слизистую оболочку можно обработать другим методом: взять стерильную марлевую салфетку на указательный палец правой руки, смочить лечебным раствором; зафиксировать конец марлевой салфетки в ладони. Промокательными движениями , чтобы дополнительно не травмировать слизистую полости рта, осторожно обработать слизистую оболочку полости рта в местах поражений.

8. После орошения слизистой оболочки помощник с ребенком садится на стул, удерживает ребенка правой рукой за грудь, левой рукой держит и фиксирует голову.
9. Стерильную деревянную палочку с ватным тампоном смочить в лечебном растворе лекарственных препаратов: винилин, сальвин (разведенный кипяченой водой 1:10), 3% раствор перекиси водорода, 0,25% раствор новокаина, а если стоматит имеет грибковую этиологию , то использовать 20% раствор буры в глицерине с нистатином.
10. Открыть ребенку рот, придержать шпателем язык и, увидев афту или язвочку, чуть дотрагиваясь, прижечь ее ватным тампоном, смоченным лечебным препаратом.
11. Провести дезинфекцию резиновой груши, резиновых перчаток.
12. Сделать отметку в листе назначений.

Примечание.

1. Ребенка, больного стоматитом, срочно изолируйте, выделив ему отдельную посуду, игрушки, предметы ухода.

2. Орошение полости рта проводить каждые 4 часа, меняя лечебные растворы, лучше после каждого приема пищи, так как максимально удаляются остатки пищи, длительное пребывание которых в ротовой полости приводит к их разложению и дополнительному инфицированию слизистой полости рта. Дети старшего возраста самостоятельно полощут ротовую полость 6 раз в сутки, используя лечебные растворы.

3. В острый период стоматита , когда слизистая полости рта максимально повреждена и, следовательно, очень чувствительна, необходимо использовать растворы меньшей концентрации по сравнению с концентрацией лечебного раствора в период заживления.

4. Прижигать афты или язвочки слизистой оболочки надо после орошения ротовой полости 3-4 раза в сутки.

5. Для орошения слизистой оболочки ротовой полости используют аэрозольные препараты (гевалекс). При вирусном стоматите орошение слизистой проводится противовирусными препаратами (интерферон, лаферон).

Туалет слизистой оболочки ротовой полости здоровым детям не проводят потому, что слизистые оболочки сухие и легко травмируются.

49)ингаляции ребёнку. Ответ в вопросе 29.

Целью обработки полости рта тяжелобольным является очистка полости рта от налета, слизи, микроорганизмов, остатков пищи.
Показания . Постельный режим пациента.
Оснащение . Стерильные ватные шарики в достаточном количестве; стерильные марлевые салфетки; стерильные пинцет и шпатель; два почкообразных тазика - для чистых и использованных шариков, салфеток; раствор калия перманганата бледно-розового цвета или 2 % раствор натрия гидрокарбоната, или 0,9 % раствор натрия хлорида (физиологический раствор), или 3% раствор перекиси водорода (1 столовая ложка на стакан волы); резиновый баллончик или шприц Жане для орошения полости рта; глицерин или вазелиновое масло, или раствор буры в глицерине.

Техника выполнения обработки полости рта тяжелобольному:

1. Медицинская сестра моет руки с мылом.
2. Голову пациента приподнимают с помощью функциональной кровати или дополнительных подушек. Грудь закрывают полотенцем, в руки дают почкообразный тазик (или его держит санитарка у подбородка пациента).
3. Берут пинцетом ватный шарик так, чтобы острые концы пинцета были погружены в вату. Смачивают шарик раствором калия перманганата (или другими дезинфицирующими средствами).
4. Просят пациента открыть рот.
5. В левую руку берут шпатель, оттягивают пациенту щеку и протирают ватным шариком наружную поверхность коренных зубов, жевательную поверхность, внутреннюю, часто меняя шарики (один шарик на два-три зуба) во избежание переноса инфекции с одного зуба на другой.
6. В конце процедуры дают пациенту прополоскать рот кипяченой водой или раствором калия перманганата.
7. Если пациент не может сам прополоскать рот, то следует оросить ему полость рта из резинового баллончика или шприца Жане.
Манипуляцию совершают в следующей последовательности :
- голове пациента придают возвышенное положение, чтобы он не захлебнулся;
- поворачивают голову набок;
- подстилают под щеку полотенце, к углу рта подставляют почкообразный тазик;
- набирают в баллончик или шприц один из указанных дезинфицирующих растворов;
- просят пациента открыть рот;
- орошают внутреннюю часть противоположной щеки струей из баллончика;
- поворачивают голову пациента на другую сторону и, зайдя с другой стороны кровати, повторяют процедуру.
8. При обнаружении налета на языке пациента просят высунуть язык. Пальцами левой руки салфеткой берут язык за кончик. Шпателем, взятым в правую руку, снимают налет. Берут пинцетом ватный шарик, смоченный раствором антисептика, и обрабатывают язык. Берут чистый шарик, смачивают глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине и смазывают язык.
9. Если на губах или углах рта обнаружены трещины, то красную кайму губ и углы рта нужно также смазать глицерином или вазелиновым маслом, или бурой в глицерине.
Примечания . Чтобы микрофлора полости рта не привыкла к одному антисептику, его нужно периодически менять. Кроме перечисленных антисептиков можно использовать раствор фурацилина 1:5000, минеральную воду.
Пациентам на полупостельном режиме рекомендуется чистить зубы утром и вечером, а после каждого приема пищи полоскать рот одним из перечисленных антисептиков.

(в условиях реанимации и интенсивной терапии)

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития различных осложнений.

ПОКАЗАНИЯ : регулярный уход за полостью рта

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ :

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки, фартук.

II ПРИГОТОВЬТЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Ø раствор антисептика (2% раствор гидрокарбоната натрия, слабый раствор перманганата калия)

Ø стерильные пинцет, 2 шпателя, марлевые салфетки

Ø мягкая зубная щетка

Ø перчатки

Ø два почкообразных лотка

Ø глицерин

Ø стерильные марлевые шарик

Ø резиновые баллон или шприц Жане

Ø пеленку, клеенку.

1. Сообщите пациенту о назначенной манипуляции, получите разрешение на ее выполнение

2. Объясните пациенту ход манипуляции

3. Расположите пациента в одном из следующих положений:

4. - на спине, под углом более 45°, если это не противопоказано

5. - лежа на животе (или на спине), повернув голову набок

6. Надеть перчатки

7. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента

III . ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Грудь пациента прикройте полотенцем

2. Придайте пациенту удобное положение

3. К углу рта на пеленку с клеенкой поставьте лоток для сбора промывной воды или раствора

4. Попросите больного широко открыть рот. Смочите щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете

5. Произведите чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз

6. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта

7. Попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то оберните язык стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть ее изо рта

8. Смочите салфетку антисептическим раствором и, снимая налет протрите язык, в направлении от корня языка к его кончику, меняя салфетки 2-3 раза. Отпустите язык.

9. Оберните конец шпателя стерильной салфеткой

10. Левой рукой введите шпатель в полость рта. Отведите им кверху верхнюю губу. Обработайте слизистую оболочку и зубы верхней челюсти пациента вторым шпателем, обернутым стерильной салфеткой и смоченной антисептическим раствором. Смените салфетку, обработайте её, отодвинув нижнюю губу, слизистую оболочку и зубы нижней челюсти



11. Смените салфетку

12. Оросите рот пациента из резинового баллончика и попросите сплюнуть в лоток

13. Трещины на языке и губах смажьте глицерином

IY.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

1. Убрать полотенце. Удобно уложить пациента

2. Снимите перчатки, поместите их в дезраствор, вымойте руки

3. Убедитесь, что у пациента нет к вам вопросов.

Дополнительные сведения об особенностях выполнения методики

При сухости во рту или халитозе (неприятный запах) рот следует промывать 15-30 мл стандартного состава для полоскания рта (на 1 л воды 1 ч.л. пищевой соды, 1 ч.л. соли, мятная вода для запаха) через каждые 2-4 часа ].

Применение судна

Цель: обеспечение физиологических отравлений пациента

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ:

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Наденьте перчатки. Отгородите его ширмой от окружающих, подложите под таз клеенку. Ополосните судно теплой водой, оставив в нем немного воды

II ПРИГОТОВЬТЕ ОСНАЩЕНИЕ:

· клеенка.

· судно с теплой водой

· мочеприемник,

· туалетную бумагу

· перчатки

III. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

  1. Опустите изголовье до горизонтального уровня
  2. Встаньте сбоку от кровати и помогите пациенту повернуться на бок
  3. Если нельзя поворачиваться, то левую руку подведите сбоку под крестец, помогая больному приподнять таз (ноги больного согнуты в коленях)
  4. Правой рукой подведите судно под ягодицы больного, чтобы промежность оказалась над отверстием судна
  5. Мужчине одновременно подайте мочеприемник
  6. Поправьте подушку, или поднимите изголовье кровати, чтобы пациент мог находиться в положении полусидя
  7. Прикройте больного одеялом и оставьте одного, договоритесь о средстве связи с вами
  8. После получения «сигнала» от пациента наденьте чистые перчатки
  9. Опустите изголовье кровати
  10. Придерживая судно правой рукой уберите его из-под пациента
  11. Вытрите область анального отверстия туалетной бумагой, смените перчатки
  12. Подставьте пациенту чистое судно, подмойте больного, тщательно осушите про­межность, уберите судно и клеенку, ширму, помогите пациенту удобно лечь

IY.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ .

1. Вылейте содержимое судна в унитаз, ополосните судно горячей водой, можно добавить в судно порошок "Гигиена» или дезсредство

2. Вылейте содержимое судна в унитаз и поместите судно в дезинфицирующий раствор (0,5% хлорная известь) на 1 час или другой регламентированный раствор.

УХОД ЗА ГЛАЗАМИ

Ходячие больные во время утреннего туалета ухаживают за глазами самостоятельно. У тяжелобольных часто появляются выделения из глаз, склеивающие ресницы и мешающие смотреть. Таким больным необходимо ежедневно протирать глаза стерильными марлевыми ил ватными тампонами, смоченными дезинфицирующими растворами.

(в условиях реанимации и интенсивной терапии)

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития различных осложнений.

ПОКАЗАНИЯ : регулярный уход за полостью рта

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ :

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки, фартук.

· Приготовьте оснащение .

Ø раствор антисептика (2% раствор гидрокарбоната натрия, слабый раствор перманганата калия)

Ø стерильные пинцет, 2 шпателя, марлевые салфетки

Ø мягкая зубная щетка

Ø перчатки

Ø два почкообразных лотка

Ø глицерин

Ø стерильные марлевые шарик

Ø резиновые баллон или шприц Жане

Ø пеленку, клеенку.

1. Сообщите пациенту о назначенной манипуляции, получите разрешение на ее выполнение

2. Объясните пациенту ход манипуляции

3. Расположите пациента в одном из следующих положений:

4. - на спине, под углом более 45°, если это не противопоказано

5. - лежа на животе (или на спине), повернув голову набок

6. Надеть перчатки

7. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента

II. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Грудь пациента прикройте полотенцем

2. Придайте пациенту удобное положение

3. К углу рта на пеленку с клеенкой поставьте лоток для сбора промывной воды или раствора

4. Попросите больного широко открыть рот. Смочите щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете

5. Произведите чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз

6. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта

7. Попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то оберните язык стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть ее изо рта

8. Смочите салфетку антисептическим раствором и, снимая налет протрите язык, в направлении от корня языка к его кончику, меняя салфетки 2-3 раза. Отпустите язык.

9. Оберните конец шпателя стерильной салфеткой

10. Левой рукой введите шпатель в полость рта. Отведите им кверху верхнюю губу. Обработайте слизистую оболочку и зубы верхней челюсти пациента вторым шпателем, обернутым стерильной салфеткой и смоченной антисептическим раствором. Смените салфетку, обработайте её, отодвинув нижнюю губу, слизистую оболочку и зубы нижней челюсти

11. Смените салфетку

12. Оросите рот пациента из резинового баллончика и попросите сплюнуть в лоток