Врожденная глухота у детей. Нарушения слуха (тугоухость) у детей: причины и лечение

Слух – одна из главных составляющих нормального развития ребенка. От слуха зависит, как малыш сможет усвоить знания необходимые в жизни, сумеет приобрести навыки и умения. Слух необходим для развития абстрактно-логического мышления.

Но случается, что вследствие определенных причин, способность воспринимать звуки ослабевает или вовсе утрачивается. Частичная потеря слуха, называемая тугоухостью, встречается чаще. Полная потеря слуха, глухота, когда ребенок не слышит вообще ничего, наблюдается реже и может быть связана с разными причинами.

Почему происходит полная потеря слуха у ребенка, как определить глухоту у ребенка? Как проводится лечение? Поговорим об этом. А также уточним, как научить полноценному общению ребенка с патологией слуха:

Причины глухоты у детей

Причины патологии подразделяют на три основные группы:

Наследственность: Хромосомные нарушения передаются от родителя.

Врожденная глухота у детей: Возникает от негативного воздействия на плод в период беременности. К таким факторам, в частности относят: курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные процессы матери, а также повреждения во время рождения: гипоксия, либо наложение щипцов и др.

Приобретённая глухота: Может развиться вследствие травм, длительного шумового воздействия. Причиной могут быть заболевания, перенесенные в раннем возрасте: паротит, отит, а также корь или менингит.

Признаки глухоты у ребенка

Глухота заметна у младенца с самого рождения. Ее признаки можно определить без специальных приборов. Перечислим их коротко:

Слышащий ребенок вздрагивает от внезапного звука, громкого голоса.
Если малыш не слышит, он на это никак не реагирует, на замирает, прислушиваясь к спокойному голосу.

В возрасте 4 мес малыш не реагирует на источник звука, не поворачивает в его сторону голову, не ищет глазами. У него не появляется гуление (произнесение малышом различных звуков);

До 5 мес не появляется лепет. К 6 мес он никак не реагирует на произнесение его имени.

К 10 мес он не может произносить слоги, не говорит простые слова к году жизни.

Если ребенок страдает тугоухостью в той или иной степени, то есть, слух не утрачен полностью, малыш старше года часто переспрашивает, как можно ближе подходит к источнику звука, чтобы лучше его расслышать.

Лечение глухоты у детей

Лечение тугоухости в большинстве случаев проводится весьма успешно. С полной потерей слуха все гораздо сложнее.

Если возможно устранить причинный фактор, проводят комплексную терапию с применением лекарственных препаратов и методов физиотерапии. Нормализуют поврежденные структуры уха, проводят дезинтоксикацию.

Используют терапевтические методики, направленные на улучшение кровообращения структур мозга и слухового анализатора. Используют специально разработанные методики, упражнения на приобретение и улучшение речевых навыков.

Кохлеарная имплантация

Данную технологию часто используют для реабилитации глухоты или тяжелой нейросенсорной тугоухости. При проведении операции, ребенку вживляют кохлеарный имплантант, который доставляет на область слухового нерва электрические импульсы. После этого слух частично, либо полностью, но восстанавливается.

Как общаться с ребенком ?

Родителям, родственникам и всем людям, которые общаются с не слышащим, либо слабо слышащим малышом очень важно разговаривать с ним, как можно активнее. Следует прикладывать как можно больше усилий, чтобы преодолеть барьер непонимания и наладить контакт. Вот что советуют специалисты:

Никогда не кричите на глухого малыша. Он не слышит, что вы ему говорите, но видит искаженное криком лицо и это может его сильно испугать.

При разговоре используйте жесты. Жестикулируйте не резко, а обычно, но более подробно, чтобы малыш научился понимать что вы от него хотите. Впоследствии он научиться соотносить артикуляцию с жестами и ему будет проще научиться общаться.

Старайтесь говорить не обрывочными фразами, а произносите полные предложения. Встаньте или сядьте так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, после чего четко артикулируйте каждое произнесенное слово.

Посещайте занятия с сурдопедагогом. Этот специалист обучит ребенка и вас технике чтения по губам и жестам, что значительно облегчит общение.

Если вы обнаружили, что ваш малыш полностью не воспринимает звуки, либо очень слабо слышит, обратитесь к врачу. После проведенного обследования врач определит, какое лечение необходимо.

Сурдопедагоги в детском дошкольном учреждении для глухих, либо слабо слышащих детей помогут научить малыша общаться с окружающими, читать и писать, использовать голос для общения.

Тугоухость у детей чаще всего связана с неполным . Ребенок с трудом воспринимает и различает звуки на большом или среднем расстоянии. Некоторые теряют способность понимать собеседника в шумной обстановке, а кто-то не слышит слова, произносимые шепотом. От этого напрямую зависит развитие интеллекта и речевой функции у ребенка. Как показывает статистика, в 80% случаев тугоухость является приобретенным заболеванием.

Диагностика тугоухости у ребенка

Раннее выявление тугоухости у детей напрямую влияет на результативность лечения и прогноз выздоровления. Нарушения слуха у малышей проявляются в первые три года после рождения. Это задача неонатологов, детских отоларингологов.

Существуют признаки, по которым можно оценить способность воспринимать и различать звуки. Если слуховой аппарат новорожденного работает правильно, у ребенка проявляются определенные безусловные рефлексы в ответ на звуковой раздражитель:

  • расширение зрачков;
  • мигание;
  • рефлекс Моро.

В 3-4 месяца ребенок должен уметь локализовать источник звука.

Среди инструментальных способов диагностики можно назвать отоскопию (исследование наружного уха и барабанной перепонки на предмет патологии). У ребятишек постарше для диагностики проблем со слухом используют , акустическую тимпанометрию, электрокохлеографию. Нередко тугоухость обнаруживается, когда у ребенка наблюдается задержка в развитии речи.

Причины нарушения слуха у ребенка

Основной причиной врожденной тугоухости у детей считаются патологические воздействия на во время беременности мамы. Именно инфекционные заболевания в I триместре представляют наибольшую опасность. Краснуха, токсоплазмоз, корь, герпес, цитомегаловирус, сифилис, туберкулез приводят к повреждению слухового анализатора. Как результат, у ребенка возникает снижение слуха от легкой степени выраженности до полной глухоты.

Еще один фактор, провоцирующий данную патологию, - хронические заболевания матери (сахарный диабет, анемия, авитаминоз и др.). Работа на вредном производстве, неправильный образ жизни (употребление алкоголя, наркотиков), прием определенных медицинских препаратов (стрептомицин, гентамицин и т. п.) становятся причиной врожденной тугоухости. Недоношенные ребятишки (при рождении весом менее 1,5 кг) тоже входят в группу риска.

В постнатальном периоде тугоухость носит приобретенный характер. Осложнения на слух могут дать перенесенные общие инфекции ( , дифтерия, скарлатина, менингит, энцефалит). К снижению уровня слуха приводят инородные тела, средний отит, аденоиды, серные пробки. Дети школьного возраста, увлекающиеся прослушиванием громкой музыки через наушники, рискуют приобрести проблемы со слухом.

Классификация видов и степеней тугоухости

Патология может поражать одно или оба уха, на разных ушах проявляться по-разному. Тугоухость объясняется нарушением в работе звукопроводящего (среднее и наружное ухо) или звукопринимающего аппарата ( и головной мозг). Иногда отклонения связаны с нарушением в функционировании обеих структур.

При диагностике патологии учитываются локализация нарушения, степень поражения слуха и время, в течение которого развивается тугоухость. В зависимости от места повреждения слухового анализатора выделяют 3 типа патологии.

Повреждения затрагивают наружное ухо, барабанную перепонку, среднее ухо. Причиной может быть , неправильное развитие слухового аппарата, опухоли, отит.

Нарушения локализуются в области внутреннего уха, когда поврежден слуховой нерв, центральный отдел слухового аппарата. Снижение слуха возникает в результате нарушения работы звуковоспринимающих отделов уха.

Одновременное нарушение звукопроводящей и звуковоспринимающей функций. При этом ребенок может слышать , испытывать трудности с восприятием речи в шумной обстановке.

Большинство случаев детской тугоухости относится к нейросенсорной, менее 10% - к кондуктивной и очень небольшой процент - к смешанной.

Дополнительная классификация

По времени возникновения тугоухость разделяют на внезапную, острую и хроническую.

Внезапная тугоухость. Возникает неожиданно, чаще всего утром в момент пробуждения, при общем нормальном состоянии. Характеризуется шумом в ушах или . Может проявляться в одном, реже в обоих ушах одновременно.

Значительное нарушение слуха продолжительностью не более месяца. Начинается заложенностью в ухе или шумом, но не ухудшением функции. Данные проявления могут быть непостоянными, время от времени появляться и исчезать. Стоит обратить на них внимание, так как подобные симптомы являются предвестниками начинающейся глухоты.

Проявления острой тугоухости непостоянны

Хроническая тугоухость . Начинается с постепенного ухудшения слуха, может прогрессировать в течение нескольких месяцев ив лет. Она может стабилизироваться на одном уровне, а может усугубиться.

Любой вид тугоухости характеризуется разной степенью патологии – от легкой до полной глухоты. В зависимости от порога слышимости различают 4 степени тугоухости.

1 степень. Слуховой аппарат прекрасно воспринимает звуки в диапазоне 26-40дБ. Человек различает слова в обычном разговоре. В шумной обстановке способность слышать речь собеседника снижается. На расстоянии более 2 м совершенно не воспринимается шепот.

2 степень. Сложности в восприятии звуков в диапазоне 41-55 дБ. Способность слышать в шумной обстановке резко снижается, обычная речь слышна на расстоянии не более 4 метров, а шепот – не дальше 1 метра. Человек вынужден переспрашивать своего собеседника.

3 степень. Характеризуется невосприимчивостью к звукам в диапазоне 56-70 дБ. Без специального аппарата человек не в состоянии вести нормальное общение. При такой степени тугоухости врачи назначают инвалидность.

4 степень – глухота. Человек не воспринимает звуки в диапазоне 71-90 дБ. Шепот не слышен совсем, а обычная речь понятна на расстоянии не более 1 метра.

Симптомы тугоухости у детей

Заметить начальные проявления патологии быстрее всего могут родители. Если они проявят наблюдательность, то заболевание можно вовремя обратить вспять. В зависимости от возраста у ребенка с дефектами слуха могут проявляться следующие признаки:

  • Нет реакции на громкие звуки.
  • В 4-6 месяцев отсутствует предречевая вокализация.
  • В 7-9 месяцев ребенок не может определить, где находится источник звука.
  • В возрасте 1-2 года наблюдается задержка в развитии речи.

У детей более старшего возраста симптомы тугоухости следующие:

  • Ребенок не отзывается на свое имя.
  • Переспрашивает.
  • Не реагирует на речь, обращенную к нему сзади.
  • Говорит громче обычного.
  • Ограниченный словарный запас.
  • Искажение произношения слов.
  • Сложности с различением фонем.
  • Нарушен лексико-грамматический строй речи.

Методики лечения тугоухости у детей

Выбор тактики лечения тугоухости у детей зависит от степени и вида патологии. Полностью восстановить слуховые функции можно только на начальной стадии заболевания. В некоторых случаях для достаточно простых медицинских манипуляций, позволяющих устранить препятствие в ухе. Самый простой пример такой процедуры - удаление серной пробки.

Консервативные способы лечения тугоухости включают в себя использование определенных лекарственных средств.

Ноотропы (глицин, винпоцетин) . Эти препараты усиливают процесс восстановления клеток нервных волокон внутреннего уха, нормализуют кровоснабжение мозга.

Антибиотики и противовоспалительные препараты (амоксиклав, кетонал) . Применяются в случае, когда запускающим фактором стали воспалительные процессы среднего уха.

Витамины группы В (тиамин, мильгамма) . Способствуют нормальному функционированию слуховой ветви лицевого нерва.

Антигистаминные препараты (супрастин) . Направлены на устранение отека, возникшего в результате воспалительного процесса.

Препарат Фото Цена
от 133 руб.

Свою эффективность в лечении тугоухости доказали физиотерапевтические методы (УВЧ, электрофорез, лазер), направленные на улучшение обмена веществ, очищение крови, стимуляции ЦНС. Массаж и дыхательная гимнастика улучшают кровоснабжение, тренируют барабанную перепонку. применяется при нарушении слуха в результате баротравмы.

Другие методы лечения

В лечении тугоухости хорошо зарекомендовала себя микротоковая рефлексотерапия. Особенно хорошие результаты этот метод дает при врожденной патологии. Физиотерапевтические методы используются в комплексе с лекарственными и увеличивают эффективность медикаментозной терапии.

На начальных стадиях заболевания наряду с вышеперечисленными способами можно применять и народные средства. Хорошо зарекомендовал себя отвар хмеля. При тугоухости на фоне прекрасно помогает лимон. Для этого нужно ежедневно съедать ¼ часть лимона с кожурой. Отличным местным средством признан перетертый чеснок, смешанный с 2 каплями . Тампон, смоченный в такой кашице, аккуратно вставляют в ухо.

Лечение тугоухости 1 и 2 степени имеет благоприятный прогноз. Комплексная терапия способна остановить прогрессирование болезни, а спустя некоторое время восстановить слуховую функцию. Тугоухость 3 и 4 степени лечению не поддаются. Больному присваивается инвалидность по слуху.

В случаях значительного снижения функции обращаются к хирургическим методам. Для восстановления целостности барабанной перепонки, делают мирингопластику, поврежденные ткани заменяют на синтетические.

Тимпанопластика применяется для восстановления положения слуховых косточек. В особо тяжелых случаях детям с тугоухостью показано проведение кохлеарной имплантации, так как слухопротезирование является единственно возможным способом устранения патологии. Реабилитация детей с пороками слуха включает в себя занятия с логопедом, психологом, сурдопедагогом и дефектологом.

Профилактика проблем слуха

Слух – одна из самых важных функций, так как с помощью него мы взаимодействуем с внешним миром. Крайне важно правильное формирование слухового аппарата начиная с детского возраста. Нарушение этой способности может привести к проблемам с адаптацией ребенка в социуме, задержке в развитии. При раннем обнаружении тугоухости в большинстве случаев удается добиться стабилизации слуха и его восстановления.

Профилактика тугоухости у детей подразумевает правильный образ жизни будущей мамы, а затем предупреждение простудных заболеваний у ребенка, проведение вакцинации, отказ от ототоксических препаратов, которые могут дать осложнения на слух.

Патологическое нарушение слуха, при котором восприятие звуков сохраняется частично, носит название тугоухость. Такое отклонение является довольно распространенным, особенно у детей в возрасте до 5 — 7 лет. Это состояние очень опасно, поскольку именно со слухом связано развитие речи, памяти и интеллекта. При отсутствии слуха нарушается абстрактно-логическое мышление, плохо усваиваются навыки, знания и умения, значительно снижается умственная активность.

Тугоухость в медицине называется брадиакузия или гипоакузия. Это нарушение слухового восприятия различной степени, которое может возникнуть неожиданно либо развиваться постепенно. Данная патология вызвана расстройством функции звуковоспринимающих и звукопроводящих отделов уха. Наиболее тяжелым осложнением тугоухости является глухота. Если человек с тугоухостью может слышать громкие звуки или речь, то при глухоте отмечается абсолютная невозможность различать звуки, даже самые громкие.

Характеристика тугоухости свидетельствует о том, что эта патология может поразить одно ухо или оба, ее тяжесть на разных ушах может быть различной. Она обусловлена поражением звукопроводящих структур — это органы среднего и наружного уха, либо звуковоспринимающего аппарата — органов внутреннего уха и головного мозга. Нередко тугоухость вызвана нарушением функций обеих структур, для оценки ситуации необходимо разобраться в их строении и функциях.

Многие знают, что слуховой анализатор — это ухо, слуховой нерв и слуховая кора мозга. Когда человек слышит звук, сигнал передается с помощью слухового нерва в мозг, а уже там происходит его обработка. С помощью мозга человек распознаёт звук, то есть происходит «раскодировка» сигнала.

Человеческое ухо не только служит для передачи сигнала, но и принимает активное участие в его «распаковке». Ушные структуры, такие как барабанная перепонка и слуховые косточки, несут ответственность за восприятие и распознавание звуков. Во внутреннем ухе происходит переформировка звука в электрические нервные импульсы, которые далее, по нервным волокнам, поступают в мозг.

Из этого видно, что наружное и среднее ухо играет роль звукопроводника, внутреннее ухо, слуховой нерв и кора головного мозга выполняет звуковоспринимающие функции. Соответственно, тугоухость может возникнуть либо из-за нарушения структур наружного и среднего уха, либо из-за расстройств функции внутреннего уха и слухового нерва.

Причины нарушение слуха у детей

Причины тугоухости у детей могут быть различными. Она может быть приобретенной или врожденной, это зависит от того, когда она появилась. Ранняя (врождённая) может быть у новорождённого, либо сформироваться в раннем возрасте. Тугоухость у ребенка после 5 лет считается поздней или приобретенной. Причиной тугоухости у ребенка до 3 лет может стать:


Причины тугоухости у детей старшего дошкольного возраста, то есть приобретённой, могут быть:

Возникновение тугоухости зависит от особенностей детского организма, этот процесс сугубо индивидуальный и может быть следствием, как единичного фактора, так и их совокупности.

Признаки тугоухости у ребенка

Распознать тугоухость в самом начале совсем несложно, поскольку она имеет довольно красноречивые признаки:


Следующий, очень важный симптом — это неустойчивая походка. У многих детей, страдающих этой патологией, периодически появляется головокружение, звон и жужжание в ушах.

Степени тугоухости

Существует 4 степени тугоухости, они показывают насколько нарушено слуховое восприятие.

Тугоухость 1 степени позволяет ребенку довольно хорошо слышать разговорную речь, находясь при этом в 4 — 5 метров от источника звука. Если разговор происходит шепотом, ребенок может расслышать его не более чем с 2 метров. Находясь дальше, различать звуки он уже не сможет, звуковой диапазон в этой степени составляет не более 40 дБ.

Тугоухость 2 степени — это примерно 45 — 55 дБ, ребёнок воспринимает звук на расстоянии от 2 до 4 метров, тихий голос — на расстоянии 1 метра.

При 3 степени тугоухости 60 — 70 дБ, слышать источник звука ребенок может только на расстоянии 1- 2 метров, а шепот он не слышит вообще.

При тугоухости 4 степени малыш не различает нормальную разговорную речь даже на расстоянии одного метра, звуковой предел составляет от 70 до 91 дБ.

Тугоухость первой и второй степени — начальные, поэтому не считаются опасными и подлежат лечению, невосприятие звуков свыше 91 дБ уже считается глухотой.

Классификация тугоухости у детей

Это заболевание по длительности распределяется на несколько форм:

  • внезапное — оно возникает неожиданно и развивается буквально за несколько часов;
  • острая — это когда с момента ухудшения слуха прошло не больше месяца, обычно является следствием инфекционных заболеваний, черепно-мозговых травм или нарушения кровообращения;
  • подострое — болезнь длится более 2 месяцев;
  • хроническое — ребёнок болен больше 3 месяцев, недуг плохо поддается терапии, положительная динамика не прослеживается.

В зависимости от того, какая структура слухового анализатора повреждена, тугоухость классифицируются на:

  1. При кондуктивном виде тугоухости происходит нарушение структуры внешнего уха, барабанной перепонки, либо косточек среднего уха. При данном виде наблюдается 1 или 2 степень тяжести заболевания, причиной может служить большая серная пробка, воспалительные заболевания среднего уха, механические повреждения барабанной перепонки или продолжительный шумовой фон.
  2. Сенсорные вид тугоухости меняет анатомическую структуру улитки внутреннего уха. Она является костным каналом, имеющим спиралевидный вид, сужающийся к концу. Этот канал заполнен жидкостью, внутри находятся ворсинки, передающие сигнал слуховому нерву, а затем в мозг. Тугоухость этого вида может появиться из-за разрушения ворсинок улитки, в этом случае диагностируется 1 степень заболевания.
  3. При невральной тугоухости происходит поражение непосредственно слухового нерва либо коры головного мозга. Импульсы, поступающие из внешней среды, перестают передаваться или обрабатываться. К такой категории относится слуховая нейропатия — это когда возбуждение волокон слухового нерва не синхронизируется. При невральной тугоухости поражение может задевать сразу несколько отделов.
  4. При сенсоневральной тугоухости у детей поражается один либо сразу несколько отделов уха. Этот вид характеризуется комбинированием сенсорного и неврального видов слухового нарушения. Чаще всего бывает поражено внутреннее ухо, слуховой нерв, или слуховой центр в мозгу. Возникает на фоне интоксикации, аллергии, вирусов или инфекции. Чтобы отличить сенсоневральную тугоухость от кондуктивной, медиками проводится специальное обследование, после чего выясняют, какая именно структура повреждена. Нейросенсорная группа риска по тугоухости лечится только при помощи слуховых аппаратов либо кохлеарных имплантов.
  5. Смешанная тугоухость может появиться при совмещении кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. В этом случае лечение должно быть комплексным и включать в себя не только применение слухового аппарата и имплантов, но и прием медикаментов.

В более 80% случаях диагностируется сенсоневральная тугоухость, на остальные виды этого заболевания приходится чуть более 10%.

Аденоиды — причина тугоухости

Аденоиды играют немаловажную роль — они служат защитным барьером, не позволяя болезнетворным бактериям проникнуть в организм. Но при этом они могут стать источником инфекции, поскольку накапливают в себе массу микроорганизмов. Аденоиды воспаляются обычно в возрасте от 2 до 7 лет, в период, когда формируется иммунная система.

Во время полового созревания они значительно уменьшаются в размерах, к совершеннолетию они уже практически отсутствует. Но пока ребенок маленький, аденоиды увеличиваются вовремя всех простудных заболеваний, особенно это касается малышей с пониженным иммунитетом.

Когда аденоиды увеличиваются, они перекрывают отверстие слуховой трубы, тем самым ограничивая доступ воздуха в среднее ухо. Вследствие этого понижается подвижность барабанной перепонки, и может развиться тугоухость.

Лечение тугоухости

Лечение тугоухости у детей должно быть своевременным, иначе она может повлечь за собой полную глухоту. Если причиной стали аденоиды, специалист может удалить их с помощью лазера. При различных видах тугоухости применяется разные виды лечения.

  1. Микротоковая рефлексотерапия. Помогает лечить деток с нейросенсорной тугоухостью, воздействуя на многие области ЦНС:
  • активизирует отделы головного мозга, распознающие речь;
  • нормализует кровообращение в слуховом нерве и улитке;
  • стабилизирует тонус сосудов головного мозга, что приводит к меньшему выделению ликвора, это в свою очередь приводит в норму внутричерепное давление;
  • понижает возбудимость у особо невротизированных детей.
  1. Лечение медикаментами. Это терапия назначается в строго индивидуальном порядке, всё зависит от причин, вида, степени заболевания и реакции на микротоковую рефлексотерапию. Тугоухий ребёнок в перерывах между сеансами рефлексотерапия должен принимать:
  • витамины группы В и средства с фосфолипидами;
  • ноотропы для восстановления нервной системы;
  • сосудистые препараты для улучшения кровообращения;
  • мочегонные средства, такие как фенхель или брусничный лист, для снижения внутричерепного давления.

Во время комплексной терапии крайне важно проводить с ребенком занятия для улучшения речи, памяти, внимания и закрепления других навыков, лучше, если их будет проводить логопед-дефектолог и детский психолог. Дополнительно родители могут бесплатно скачать специальную программу и проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Будьте здоровы!

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи. Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, привыкший опираться на все свои пять чувств, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации. Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства. Это ситуации, когда ослаблены зрение или слух. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тыс. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости(так специалисты называют ослабленный слух). Если к этому числу детей с врожденной тугоухостью прибавить тех детей, которые рождаются с нормальным слухом, но по тем или иным причинам утрачивают его полноту, становится ясна актуальность этой проблемы. В этой статье мы затронем тему врожденной или приобретенной в грудном возрасте тугоухости.

Татьяна Савинова
Врач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центромВрач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центром

Что такое тугоухость и почему она возникает

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5. Токсикозы беременности.

6. Асфиксия новорожденного.

7. Внутричерепная родовая травма.

8. Гемолитическая болезнь новорожденных.

9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  • в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  • в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах.

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике. Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия. Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции. Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные. Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается. В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Теги:

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего долингвального возраста.

В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Cчитается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, сведения о распространенности слабых и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000.

Неопределенность и разноречивость данных во многом зависят от трудностей, возникающих при исследовании слуха у ребенка, неточности ретроспективных оценок, отсутствия стандартов при определении различных форм тугоухости, флюктуирующей природы некоторых форм нарушения слуха.

Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий.

Выявление врожденной (ранней) тугоухости в период новорожденности чрезвычайно важно, так как время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1-2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%. Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую — с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18-30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.

В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5-6 лет жизни ребенка.

Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарном сенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха — от незначительного снижения до полной глухоты — зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.

В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% — кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.

Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные — к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.

Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.

При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.

Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:

  • патологическое течение беременности (токсикозы I и II половины, нефропатия, угроза прерывания, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, холестеринемия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими препаратами — антибиотиками (аминогликозидовый ряд), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение, воздействие ряда сельскохозяйственных и промышленных веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным причинам относятся:

  • действие неблагоприятных факторов в процессе родов, приводящих к асфиксии новорожденного, внутричерепной родовой травме;
  • стремительные или затяжные, преждевременные роды;
  • ягодичное, тазовое или лицевое предлежание;
  • хирургические пособия в родах (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, кесарево сечение);
  • кровотечение в родах, отслойка плаценты, угроза разрыва матки и др.

Постнатальные причины формирования тугоухости у детей раннего возраста оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребенка уже после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, сепсис, менингиты, менингоэнцефалиты, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и др.

Большинство из перечисленных выше факторов приводят к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, вызывает нарушение кровообращения во внутреннем ухе. Развивающаяся в результате этого ишемия нейросенсорной области лабиринта приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу, нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие продуктов нарушенного метаболизма вызывает развитие микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, осуществляющих трофические, обменные и другие процессы, важные для полноценного функционирования улитки, а также поражение рецепторного аппарата спирального ганглия, высокочувствительного к гипоксии.

Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут вызывать нарушение гемодинамики внутреннего уха, поражение сосудистой полоски, дегенеративные изменения спирального ганглия, в результате чего возникает поражение сенсоневрального участка органа слуха за счет морфологических изменений его периферического отдела. Кроме того, возможно поражение и центральных отделов слухового анализатора.

Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это осложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного лечения и профилактики.

Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.

Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного — метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5-15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон. Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20-50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.

Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.

Лечение как острой, так и хронической сенсоневральной тугоухости до настоящего времени представляет серьезную проблему. Недостаточная изученность патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит к неоправданному применению лекарственных средств или вообще к отказу от лечения.

Успех последнего, в свою очередь, зависит от степени сохранности элементов внутреннего уха и обратимости патологических сдвигов. Считается, что при стойкой, длительно существующей сенсоневральной тугоухости в связи с разрушением морфологического субстрата звуковосприятия медикаментозное лечение неэффективно.

Однако, если на фоне лечения пороги восприятия слуха остаются стабильными, слуховое восприятие у больных улучшается. Замечено, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью улучшаются память, процесс обучения речи, адаптация к слуховому аппарату, разборчивость речи. Поэтому лечение таких больных направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Сроки начала лечения и его адекватность являются одними из основных факторов, определяющих успех терапии.

Медикаментозная терапия тугоухости должна быть направлена на улучшение состояния рецепторных структур, нормализацию кровообращения и лимфоциркуляции во внутреннем ухе и головном мозге, на нормализацию тканевого и клеточного метаболизма ЦНС. Комплексное лечение включает средства, избирательно воздействующие на каждое звено патогенеза.

К препаратам, оказывающим сосудорасширяющее действие и улучшающим кровообращение в головном мозге и внутреннем ухе, а также приводящим к нормализации метаболизма, относятся компламин и кавинтон. Аналогично действуют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Положительной динамике нервных процессов в головном мозге способствуют препараты аминалон и энцефабол. Также при лечении таких больных можно использовать но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим действием. Улучшение тканевого обмена достигается применением кокарбоксилазы, пирогенала, витаминов группы В и Е (додекс, витрум витамин Е, допппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).

К средствам, стимулирующим проведение нервных импульсов за счет увеличения образования ацетилхолина, относятся галантамин и стрихнин (у детей эти препараты применяются преимущественно в виде электрофореза). Также для улучшения проведения импульса по нервному волокну используют антихолинэстеразные средства: прозерин, оксазил, дибазол.

Широко применяются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, калия йодид и др.

В остром периоде заболевания дополнительно используют умеренную дегидратацию в режиме форсированного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидную терапию для улучшения условий кровообращения во внутреннем ухе, детоксические препараты — унитиол, гемодез.

Применение антигипоксантов способствует повышению резистентности тканей к кислородному голоданию.

В условиях острой дисциркуляции и ишемии лабиринта патогенетически обоснованным явилось включение в курс реабилитационного лечения фармакофизической ангиоактивной терапии с использованием магнитного, лазерного воздействия, гипербарической оксигенации.

Комплексная реабилитация включает в себя электроакустическую коррекцию слуха индивидуальными слуховыми аппаратами, дефектологическую и сурдопедагогическую помощь, двигательную реабилитацию, развитие коммуникативной функции и социальной ориентации. Несмотря на предложенные многочисленные схемы и методы лечения, у большинства детей с сенсоневральной тугоухостью единственным способом реабилитации является слухопротезирование.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.

Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва