Возможность ориентироваться в пространстве обеспечивает. Строение глаза

Светлана Птица
Методическая разработка «Ориентация в пространстве»

Введение

Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных тел обладать протяженностью, занимать определенное место и особым образом располагаться среди других предметов мира .

Древнейшие зарисовки местности на камнях, костях, кусках дерева говорят о том, что человек уже на ранней ступени развития стремился определить место своего положения относительно окружающих предметов . В средние века в монастырях начали изготовлять географические карты, на которых восток обозначался вверху, поскольку святые места (например, для христиан Иерусалим в Палестине) по отношению к Европе находились на востоке. Тогда и возник термин «ориентирование » , который происходит от латинского «oriens» или французского «orient» , означающих «восток» . Предполагают, что это понятие связано с тем периодом, когда люди пользовались для определения направлений видимым местом восхода Солнца. Ориентация человека в пространстве включает различение и восприятие пространства ; понимание различных пространственных отношений – положений, расстояний, величин, форм, направлений. Ориентация в пространстве осуществляется с участием зрительного, слухового, двигательного, обонятельного, тактильного анализаторов, ощущения от которых опосредуются мышлением и речью. В более узком значении понятие «пространственная ориентация » означает ориентировку на местности . Под пространственной ориентировкой понимают : определение «точки стояния» – местоположения субъекта по отношению к окружающим объектам (я справа от Миши) ; определение местоположения предмета (объекта) по отношению к субъекту (дом слева от меня) ; определение относительно друг друга (стол напротив шкафа) . Активное передвижение – необходимый компонент пространственной ориентировки , так как человек ориентируется в пространстве ради того , чтобы успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой. Поэтому, ориентируясь на местности , необходимо уметь выбрать маршрут передвижения, придерживаться его и обнаружить в конце передвижения цель. Ориентировка в пространстве предполагает умение пользоваться какой- либо системой отсчета. В раннем детстве ребенок ориентируется на основе «чувственной» системы отсчета – по сторонам собственного тела. В дошкольном возрасте он осваивает словесную систему отсчета – по основным пространственным направлениям .

Словесная система отсчета связана с различением основных парных пространственных направлений , которые соотносятся с определенными частями тела человека : вверху – где голова, внизу – где ноги, спереди – где лицо, сзади – где спина. При этом раньше ребенок выделяет верхне-нижнее направление, что связано с приобретением вертикального положения тела в раннем возрасте. Дифференцировка других направлений происходит несколько позднее : сначала осваивается передне-заднее направление, позднее направление справа-слева. Выделив три группы направлений, ребенок может ошибаться в точности различения направлений внутри каждой группы. Овладевая «чувственной» системой отсчета ребенок учится различать части собственного тела, определять их пространственное положение , указывать направления «от себя» , двигаться в указанном направлении. Переход от «чувственной» системы к словесной происходит постепенно : сначала ребенок практически соотносит объекты с «чувственной» системой отсчета (прислоняется спиной к предмету, касается его рукой, затем движение к объекту заменяется поворотом корпуса к нему, указательным жестом, кивком; затем ребёнок в сторону объекта обращает только взгляд и постепенно учится использовать специальные пространственные термины (наречия и предлоги) . Таким образом, происходит процесс свертывания (интериоризации) практических действий и перевод их во внутренний план. Процесс отражения (осознания) ребенком пространственных отношений между предметами окружающего мира проходит 3 этапа.

1 этап. 1-2 год жизни. Отражаемое ребёнком пространство дискретно , т. е. предметы воспринимаются как «отдельности» , вне пространственных связей и отношений , изолированно. У детей в этот период наблюдается отсутствие страха высоты. Две картинки, на которых нарисованы одинаковые предметы, но расположенные по-разному, воспринимаются малышом как абсолютно идентичные.

2 этап. 2-3 год жизни. Отдельные предметы начинают восприниматься ребёнком в пространственных взаимосвязях при условии их пространственной близости , т. е. пространство воспринимается как состоящее из «отдельных непрерывностей» . Как следствие, ребенок сам располагает предметы близко друг к другу в процессе, например, рисования или раскладывания игрушек на полочке, чтобы воспринимать их пространственную общность , связь.

3 этап. 3-4 год жизни. Отражение пространства носит более совершенный характер независимо от расстояния между предметами, «отдельные непрерывности» смыкаются, образуя единое неделимое пространство . Осваивая непрерывное пространство , ребенок учится ориентироваться «на себе» , на внешних объектах, «от себя» (точка отсчета фиксируется на ребёнка, «от других объектов» (точка отсчета фиксируется на внешних предметах, объектах, по отношению к которым определяется местоположение ребёнка). На этой основе он учится определять пространственную размещенность объектов относительно друг друга и пользоваться различными моделями.

«Ориентировка в пространстве » вопросов

II младшая группа. Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать : впереди – сзади (позади, вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево) . Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя , двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз) ; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями : далеко – близко (дом стоит близко, а березка растет далеко) .

Старшая группа. Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве : слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за, между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т. д.) .

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов : «Я стою между Олей и Таней, за Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов : «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу) .

Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.) ; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию , обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз) ; самостоятельно передвигаться в пространстве , ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы) .

Актуальность

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение , и восприятие пространства , и понимание различных пространственных отношении (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

В более же узком значении выражение “пространственная ориентация” имеет в виду ориентировку на местности . В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится :

а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например : “Я нахожусь справа от дома” и т. п. ;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве , например : “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например : “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”.

При передвижении пространственная ориентация необходима . Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач : постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления) ; сохранения направления в движении и достижения цели.

Хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный) . У маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Ориентировка в пространстве ” - один из разделов “Программы” по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема “, навыки ориентации ” сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых - психологов и педагогов. Сквозная мысль : овладение пространственным восприятием , представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений - музыкально-ритмических, физкультурных.

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. И последнее : освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве .

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве » от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

Полноценность овладения знаниями о пространстве , способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят свое отражение и дальнейшее развитие в предметно-игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений , выраженных предлогами, наречиями.

Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления .

Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчета. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений , обобщают опыт ориентации людей в предметно- пространственном окружении .

Заключение

Пространственные представления - представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение) . Уровень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов , как и от задач деятельности, которая реализуется индивидом и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунки, схемы, карты) .

Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основополагающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством , а также от взаимодействия ребенка со взрослыми. В книге замечательного отечественного психолога Л. С. Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения.

Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Чтобы понять, сформировались ли у дошкольника представления о правом и левом, определить уверенно ли он воспринимает схему собственного тела, нужно попросить показать , где у него правая рука, левая нога, левая пятка, правый глаз и остальные части тела (ухо, щека, локоть, колено, плечо и т. д.) . Нечетко сформированные представления от правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма) .

Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов . С появлением в активном словаре дошкольника слов : влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления .

Главная > Документ

Б) острота зрения в) характер зрения г) глубина зрения д) одновременное зрение23. Возможность ориентироваться в окружающем пространстве обеспечивает а) центральное зрение б) периферическое зрение в) цветоощущение г) светоощущение24. Обеспечивает различение формы мелких деталей и отвечает за опознание предмета а) периферическое зрение б) поле взора в) цветовое зрение г) центральное зрение д) альтернирующее зрение25. Способность человека выполнять зрительную работу с допустимым числом негрубых ошибок в течение определенного периода времени - это а) характер зрительного утомления б) зрительная продуктивность в) зрительная работоспособность г) чрезмерное напряжение зрения26. Все многообразие цветовых оттенков может быть получено смешением трех цветов спектра а) красного, зеленого, желтого б) красного, синего, оранжевого в) синего, красного, зеленого г) красного, черного, зеленого д) зеленого, фиолетового, красного27. Тяжелая форма расстройства цветового зрения, характеризующаяся полной потерей способности различать цвета а) дихромазия б) ахромазия в) гемералопия г) альбинизм28. Впервые расстройство цветового зрения описал человек, который им страдал а) Луи Брайль б) Джон Дальтон в) Ольга Скороходова г) Валентин Гаюи29. Пространство, воспринимаемое одним глазом при его неподвижном положении и фиксированной голове а) сужение поля видения б) поле взора в) трубочное зрение г) поле зрения д) фрагментарное восприятие30. Суксцессивное узнавание слабовидящими школьниками изображений и предметов обусловлено а) нарушением цветоразличительных функций б) снижением остроты зрения в) изменением границ поля зрения г) нарушением бинокулярного зрения31. За периферическое зрение отвечает а) роговица б) целиарное тело в) палочковый аппарат г) зрительный нерв д) хрусталик32. Процесс изменения преломляющей силы глаза при зрительном восприятии предметов а) афакия б) агнозия в) активация г) аккомодация д) анизометрия33. Рецепторная часть зрительного анализатора - а) зрительный нерв б) хиазма в) подкорковый зрительный нерв г) сетчатка д) желтое пятно34. Аккомодация глаз регулируется а) правильно устремленным взором б) схождением на сетчатке параллельных лучей в) центральной нервной системой г) правильной установкой зрительных осей35. При каком характере зрения восприятие изображений стереоскопическое а) одновременном б) монокулярном в) альтернирующем г) бинокулярном д) глубинном36. Конъюнктива, роговица, радужная оболочка, состояние хрусталика исследуются а) мускулотренером б) щелевой лампой в) скиаскопической линейкой г) стационарным неэлектрическим периметром37. Существуют проекционные, табличные, компьютерные, предметные методы исследования а) взора зрения б) поля зрения в) глубины зрения г) характера зрения д) остроты зрения38. При классификации по остроте зрения слепые с остаточным зрением на лучше видящем глазу это дети с Visus ОИ: а) от 0 до 0,04; б) от 0 до 0,5; в) от 0,01 до 0,04; г) от 0,1 до 0,2; д) от 0,05 до 0,239. Парциальная слепота – а) полная б) частичная в) одного глаза г) полученная в результате травмы40.. Миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия - нарушения зрения, связанные с а) нарушением глазодвигательной функции глаза б) нарушением функций поля зрения в) недостаточным удовлетворением зрительной потребности г) расстройством оптических механизмов зрения д) нарушением бинокулярного характера зрения41.. Астигматизм - это а) главный фокус оптической системы глаза - между сетчаткой и хрусталиком а) сочетание в одном и том же глазу разных видов рефракции б) главный фокус оптической системы глаза - позади сетчатки в) повышенное внутриглазное давление г) неодинаковая по виду и степени рефракция правого и левого глаза42. Авторы учебного пособия «Основы тифлопедагогики», развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения а) Б.К.Тупоногов, В.А.Феоктистова б) В.П.Ермаков, Г.А. Якунин в) Л.И.Плаксина, Л.И. Солнцева43.. Альтернирующее косоглазие - а) ограничение подвижности глаз б) глаз отклоняется кнутри, к носу в) отклоняется только один глаз г) косит то один, то другой глаз44. Афакия – дефект зрения, вызванный а) помутнением хрусталика б) отсутствием хрусталика в) подвывихом хрусталика г) изменением кривизны хрусталика45. Симпатическое воспаление вызвано а) инфекцией б) тяжелым простудным заболеванием в) неправильным подбором средств коррекции зрения г) ранением одного из глаз46. Значительное уменьшение в размере глазного яблока – а) экзофтальм б) микрофтальм в) буфтальм г) гидрофтальм47. Вербальное представление о предмете у незрячих формируется а) при осязательном восприятии б) при словесном описании предмета в) сочетанием словесного описания и осязательного восприятия г) восприятием с помощью всех сохранных анализаторов48. Нарушение двигательных и координационных функций у детей с глубокими нарушениями зрения - а) активизация процессов компенсации б) форма аномального развития в) ограничение овладения социальным опытом г) вторичные отклонения д) третичные отклонения49. Дети с полисенсорной патологией а) слепые и слабовидящие с ЗПР б) слепые и слабовидящие с патологией опорно-двигательного аппарата в) слепоглухие г) слепые и слабовидящие олигофрены50. Трудности формирования неречевых средств общения у детей с глубокими нарушениями зрения объясняются а) плохим развитием речи б) отсутствием навыков общения в) плохой координацией движения г) невозможностью подражать действиям и выразительным средствам окружающих д) бедностью словарного запаса51. Вербализм для слепого ребенка а) вторичное отклонение б) первичный дефект в) третичное отклонение г) ветвь восстановительного лечения52. Ощущения от движения, давления, тепла, холода, боли слепые дети получают с помощью а) системы коммуникативных связей б) вербального общения в) слухового восприятия г) тактильного восприятия53. Сенсибилизация - а) снижение чувствительности кожи б) повышенная чувствительность кожи в) отсутствие чувствительности кожи г) патологические изменения кожи54. Гаптика - вид осязания а) пассивного б) активного в) опосредованного г) приборного55. На сколько основных этапов подразделяется осязательное обследование а) 2 б) 4 в) 3 г) 556. Зрительные возможности ученика зависят от а) временных параметров динамики снижения зрительных функций б) поля зрения, цветоощущения, световой чувствительности в) состояния прослеживающих функций глаза г) учета всего комплекса функциональных нарушений д) правил пользования оптической аппаратурой, режима зрительной нагрузки57. Цель коррекционной работы на уроке в классах для детей с нарушением зрения а) формирование сенсорного опыта б) коррекция функций зрения в) формирование основных предметных представлений, адекватных существующим г) создание оптимальных условий учебно- воспитательного процесса. д) ожидаемый эффект компенсации дефекта58. Режим непрерывной зрительной нагрузки на уроке для слепых и слабовидящих детей составляет не более: а) 25 минут б) 15 минут в) 10 минут г) 20 минут59. Необходимы 20-30 минут перерыва слабовидящих детей при непрерывном просмотре телепередач после а) 1 часа б) 45 минут в) 1 – 1,5 часов г) 2 часов60. Ведущая точка отсчета для слепого ребенка при обучении ориентировке в пространстве а) предметы пространственной среды б) голос сопровождающего в) заданная точка отсчета г) собственное тело д) повороты на пути следования61. Автор учебного пособия «Теоретические основы тифлопедагогики» а) Б.К. Тупоногов б) Э.М. Стернинина в) Л.С.Сековец г) Н.Н.Малофеев62. При ходьбе с сопровождающим следует вести слепого а) взяв за руку справа б) положив руку на плечо справа в) взяв под руку слева г) слепой берет под руку сопровождающего левой рукой63. Трость слепого должна быть а) яркого цвета б) белого цвета в) выбирается цвет по вкусу г) цвет не имеет значения64.Опосредованное осязательное восприятие а) обследование предмета двумя руками б) с помощью тифлотехнических средств в) чтение рельефно – точечного шрифта с помощью грифеля г) обследование с использованием остаточного зрения65. Мономануальное осязательное восприятие для незрячего ребенка а) правой рукой б) левой рукой в) двумя руками г) одной (любой) рукой66. Правильное восприятие предмета незрячим ребенком предполагает обследование а) сверху вниз двумя руками б) снизу вверх двумя руками в) справа налево с преимуществом правой руки г) двумя руками с использованием алгоритма осязательного обследования определенной группы предметов67. Наиболее успешный способ формирования самостоятельного выполнения действия незрячим ребенком а) словесное объяснение б) подведение к правильному способу действий путем исключения неверных решений в) выполнение действий с помощью воспитателя, учителя г) практический показ68. Основное условие реабилитации незрячих а) достойное материальное положение б) уровень образования в) создание оптимальных бытовых условий г) включение в деятельность д) наличие хорошего ухода, внимания69.Тип отношений в семье, формирующий у ребенка с дефектом зрения чувство неполноценности а) атмосфера излишней любви и заботы б) чрезмерная строгость, твердость в) эмоциональная отчужденность г) игнорирование трудностей ребенка71. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, - а) сенсорный опыт учащихся б) дифференцированный подход в обучении в) методы обучения г) типы взаимодействия ребенка с открытым миром д) коррекционно-развивающая направленность обучения72. Сенсорная готовность к школьному обучению, развитие зрительно-моторной координации, зрительная память, восприятие изображений сложной формы, восприятие сюжетных изображений а) виды учебной деятельности б) показатели зрительного восприятия в) анализ остроты зрения и мышления г) познавательная деятельность73.Максимальная наполняемость класса слабовидящих до а) 8 б) 10 в) 12 г) 6 человек74. Оптимальный уровень освещенности рабочей поверхности в школах для слабовидящих а) 100-250 люкс б) 250-500 люкс в) не ниже 500 люкс г) 700 люкс75. Позволяет учитывать индивидуальные зрительные, возрастные, психофизические и личностные особенности учащихся в структуре Федерального базисного плана а) инвариантная часть; б) обязательные подгрупповые и индивидуальные занятия; в) государственная итоговая аттестация; г) вариативная часть.76. Учет индивидуальных, психофизических особенностей, осуществление дифференцированного подхода решают на всех этапах учебной деятельности в календарных, тематических, поурочных планах а) образовательные задачи; б) воспитательные задачи; в) развивающие задачи; г) коррекционные задачи77. Коррекция зрения – а) медикаментозное лечение глазных патологий б) исправление аномалий рефракции глаза оптическими линзами в) операционное лечение глазных заболеваний г) улучшение зрения специальными упражнениями д) оксигенотерапия78. Основное условие формирования личности ребенка с нарушением зрения – а) внимание со стороны взрослых б) познавательный интерес в) оптимальные возможности для приобретения широкого социального опыта г) хорошие условия в семье, школе или интернате79. Автор программы «Содержание работы воспитателя с учащимися начальных классов для детей с нарушением зрения» а) Л.И.Солнцева б) В.П.Ермаков в) Л.П.Григорьева г) В.З.Денискина80. Автор книги «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» а) В.П.Ермаков. б) Б.К.Тупоногов в) Л.И.Плаксина г) В.А.Феоктистова

Сурдопедагог

1. Повреждение и аномалия развития ушной раковины, вплоть до полного отсутствия влекут за собой: а) существенное нарушение слуха б) имеют в основном лишь косметическое значение в) нарушение звуковосприятия г) несущественное нарушение слуха2. Барабанная перепонка отделяет наружный слуховой проход: а) от среднего уха б) от внутреннего уха в) от наружного уха г) от средненаружного3. Выключение слуховой области коры одного полушария ведёт: а) к двустороннему понижению слуха б) к полному нарушению коркового анализа и синтеза звуковых раздражителей в) к двустороннему понижению слуха, но главным образом на противоположное ухо г) к частичному понижению слуха4. При потере слуха в 50-65 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии: а) 4 - 5 метров б) 1- 2 метров в) 0,25 – 1 метра г) у ушной раковины5. При потере слуха более 60-90 дБ разговорная речь воспринимается на расстоянии: а) 4 - 5 метров б) 1 - 2 метра в) 0,25 – 1 м. г) у ушной раковины6. Наружное ухо состоит из: а) ушной раковины и наружного слухового прохода б) барабанной перепонки в) барабанной полости г) слуховой трубы7. При выключении сенсорного центра речи: а) не нарушается анализ и синтез сложных звуковых комплексов б) не нарушается понимание речи в) восприятие тонов и шумов, входящих в состав речи не сохраняется, но различение невозможно г) нарушается понимание речи9. Укажите особые категории людей с недостатками слуха: а) глухие б) тугоухие в) позднооглохшие г) слепоглухие10. Врожденные потери слуха: а) неблагополучная беременность, акушерская патология б) гинетическая глухота в) травмы, кровоизлияния, опухоли г) профессиональные заболевания уха11. По месту ношения слуховые аппараты различают: а) внутриушные б) головные в) наушные г) все типы аппаратов13. Соотнесите тип слухового аппарата со следующей характеристикой: Отсутствует регулятор громкости, аппарат подстраивается «под восприятие звука пользователя» а) конвенциональный б) автоматический в) программируемый г) полуавтоматический14. Кохлеарная имплантация это: а) вживление в слуховую улитку электродов, принимающих и передающих слуховому нерву акустическую информацию б) подача звукового сигнала, преобразующегося в цифровой формат, усиление и индивидуальное видоизменение сигнала в) программа работы слухового аппарата в изменяющейся звуковой среде с занесением в память с помощью компьютера г) усиление и видоизменение сигнала15. Относительно глухих людей, их места в обществе существуют концепции: а) биолого-медицинская и социокультурная б) биологическая в) социальная г) генетическая д) все концепции16. Суть социокультурной концепции относительно глухих: а) Меняется общественный менталитет – растет самосознание глухих, это люди, имеющие право на самобытность б) Глухой человек – отклонение от нормы, которую воплощает слышащий человек. Необходимо привести глухого человека в «норму» в) Глухому человеку нужно восстановить слух г) Глухих людей необходимо отделить от общества слышащих17. Укажите факторы, от которых зависит уровень развития речи (по Р.М. Боскис): а) степень снижения слуха б) время возникновения поражения слуховой функции в) условия, в которых находится ребенок до школы г) индивидуальные особенности ребенка д) все факторы18. По диапазону воспринимаемых глухими звуковых частот к 4 группе глухих принадлежат: а) диапазон 125-250 Гц б) 125-2000 Гц в) 125-500 Гц г) 125-1000 Гц20. Определите, какой взгляд на проблему компенсации глухоты принадлежит С.А. Зыкову: а) Компенсация – синтез биологического и социального факторов б) Коммуникационная система обучения глухих детей словесной речи предполагает усвоение языка как средства общения в) Необходимо привести глухого человека в «норму» г) Все взгляды21. Показатели у глухого ученика сформированности умений использовать слух в восприятии речи это, когда ученик: а) воспринимает текст слухо-зрительно с ЗУА, выполняет задание по тексту б) активно использует слухо-зрительное восприятие в учебном процессе в) пользуется элементами самоконтроля г) использует индивидуальный слуховой аппарат в школе и внеурочное время д) все показатели22. Медицинская классификация нарушений слуха у детей предложена: а) Нейманом Л.В. б) Боскис Р.М. в) Выготским Л.С. г) Рау Ф.Ф.23. По мнению Л.С. Выготского центральным вопросом сурдопедагогики является: а) создание условий для овладения трудовыми навыками б) обучение словесной речи в) формирование мировоззрения и нравственных качеств личности г) развитие неслышащих детей с учетом их своеобразия24. Педагогическое воздействие в работе с глухим ребенком в первую очередь направлено на преодоление и предупреждение дефектов: а) первичных б) вторичных в) третьего порядка г) четвёртого порядка

25. Психическое развитие лиц с недостатками слуха относится к типу онтогенеза:

а) дефицитарномуб) искажённомув) повреждённомуг) задержанному26. Критериями для выделения детей в группы глухих, позднооглохших и слабослышащих по Боским Р.М. являются: а) степень потери слуха б) время возникновения нарушения слуха в) уровень развития речи г) все критерии28. Особенности воображения глухих детей обусловлены: а) замедленным формированием их речи б) неустойчивостью внимания в) прочностью запоминания г) все причины30. Что является первичным дефектом при глухоте: а) нарушения в развитии личности б) нарушения слуха в) нарушение в развитии речи и отставание в нём г) своеобразие развития всех познавательных процессов31. Определите автора следующей концепции: «Использование в качестве материала слуховых занятий смысловых единиц речи – слов, словосочетаний и фраз. При подборе материала для занятий исключена подсказывающая ситуация.» а) Э.И. Леонгард б) Г.А. Зайцева в) П. Губерина г) Кузьмичёва Е.П.32. Г.А Зайцева является автором методической системы: а) Верботональная б) Билингвистическое обучение неслышащих в) «Реабилитация глухих и слабослышащих детей и их интеграция в общество слышащих» г) Биолого-медицинская33. В состав речевого аппарата человека входят: а) головной мозг с подкорковыми узлами и проводящими путями соответствующих нервов б) легкие с бронхами и трахеей (дых. горло) в) гортань, с голосовыми связками г) надставная труба (глотка, нос, рот) д) все компоненты36. Дыхание при речи характеризуется: а) преобладанием фазы выдоха над фазой вдоха б) преобладанием фазы вдоха над фазой выдоха в) равными фазами г) прерыванием фазы выдоха39. Определите акустические признаки, характерные группе гласных звуков: а) тональные звуки б) сонорные звуки в) шумные г) мягкие д) твёрдые40. Выделите основную задачу обучения глухих произношению: а) обеспечить достаточную внятность устной речи б) утвердить устную речь глухого в качестве способа общения с окружающими в) создать базу владения языком г) создать сенсорную базу для усвоения глухими устной речи41. Укажите анализаторы, которые дают возможность глухому воспринимать устную связную речь: а) слуховой б) зрительный в) кожный г) двигательный д) все анализаторы42. Выделить разделы программы обучения произношению: а) средства общения глухих б) чтение с губ в) звуки речи и их сочетания г) все разделы43. Исходные и основные единицы обучения произношению при аналитико-синтетическом методе: а) фонемы б) слоги в) слова и фразы г) тексты45. Соотнесите нормативные требования по произношению количества слогов во фразе на одном выдохе в 6-12 классах: а) 10 – 12 слогов б) 12 – 14 слогов в) 6 – 8 слогов г) 16 и более слогов46. К какому виду дефекта относится характеристика: «Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепотному, с большой утечкой воздуха.» а) с нарушением силы голоса б) с нарушением нормальной высоты в) с нарушением тембра голоса г) с нарушением силы и высоты47. Определите дефект, связанный с нарушением высоты голоса: а) голос гнусавый б) тихий, слабый в) крикливый г) фальцетный49. Систематическая работа над произношением слова охватывает следующие стороны его фонетического оформления: а) звуко-слоговая структура слова б) ритмическая структура слова в) орфоэпия г) темп произношения д) все стороны работы50. Укажите основные разделы работы над словом (в отличие от видов работы) в процессе обучения произношению в школе глухих: а) работа над словесным ударением б) знакомство с орфоэпическими правилами, применение этих правил в речи в) составление предложений и словосочетаний г) все разделы51. Выделите из перечисленных разделы работы, относящиеся только к работе над произношением фразы: а) слитность произношения б) логическое ударение в) темп произношения г) орфоэпия52. Определите перечисленные виды деятельности, относящиеся к работе над темпом речи: а) повторение за учителем (на основе слухо-зрительного и слухового восприятия) слов в медленном и быстром темпе б) чередование медленного и быстрого произношения слов в) разучивание скороговорок г) все виды деятельности53. Укажите общие направления в обучении произношению звуков речи неслышащих детей: а) формирование первичного умения произносить звук по подражанию б) автоматизация звука с использованием остаточного слуха ребенка в) автоматизация произносительных навыков под контролем педагога г) все направления54. Фонетическая ритмика: а) коррекционная методика обучения и воспитания людей с речевой патологией б) реабилитационная методика воспитания, обучения и лечения детей с речевой патологией в) система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определённого речевого материала г) все методики55. Классификация звуков по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости а) твёрдые – мягкие б) носовые – ротовые в) гласные – согласные г) звонкие - глухие56. Формирование слухо-речевых представлений слабослышащих людей зависит: а) от состояния слуха б) от уровня развития речи в) от индивидуальных особенностей г) от всех факторов57. Выделите один из важнейших и трудных для реализации среди принципов развития слухового восприятия: а) принцип поэтапного формирования умений различать на слух речь и её элементы б) принцип интеграции речевого материала в) использование речи как средства развития речевого слуха г) принцип выработки слухового самоконтроля58. Укажите, к какому из указанных принципов развития слухового восприятия относится характеристика: «Последовательный переход от грубых слуховых дифференцировок к более тонким и точным.» а) принцип развивающих упражнений б) принцип связи развития слухового восприятия с произношением в) принцип поэтапного формирования умений г) принцип коррекции произношения59. Укажите цели развития слухового восприятия неречевыми звуками: а) общее развитие детей, их мыслительной деятельности б) адаптация детей с нарушением слуха в среде слышащих в) выработка слухового внимания к звукам окружающей среды г) все цели60. Соотнесите периоду формирования речевого слуха у детей содержание обучения: «Интенсивное развитие слухового восприятия с формированием навыка восприятия речи на слух. Длительная слуховая тренировка с использованием ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры), накопление слухового словаря.» а) первоначальный период (0-1 кл) б) основной (2-5 кл) в) период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом (6-12 кл) г) дошкольный период61. Укажите требования к учителю и ученику, без которых эффективность индивидуального занятия не может быть достигнута: а) учет состояния слуховой функции б) дозировка слуховой нагрузки в) использование ЗУА (звукоусиливающей аппаратуры) г) использование разных видов восприятия речи62. Определите первый этап постепенного включения нового материала в слуховой словарь глухих детей (по Е.П.Кузьмичевой): а) незнакомый речевой материал предлагается детям для различения на слух без предварительного объяснения б) речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом на слух а) в знакомый речевой материал постепенно вводится материал, звуковой образ которого детям незнаком г) речевой материал предлагается слухо-зрительно63. Отберите из перечисленных видов работ на индивидуальном занятии, относящиеся к развитию слухового восприятия: а) различие материала разговорного характера с использованием звукоусиливающей аппаратуры б) упражнения для голоса, губ, языка в) работа со схематическим профилем звука г) упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок64. Укажите формы организации учебной деятельности, относящиеся к работе по развитию слухового восприятия неслышащих детей: а) индивидуальное занятие б) фронтальное занятие в) музыкально-ритмическое занятие г) общеобразовательный урок д) все формы организации

  1. Методика преподавания русского языка как родного в средней школе: лингвометодический аспект

    Программа

    Издание содержит программу, методические рекомендации по изучению лингвометодического аспекта методики преподавания русского языка как родного в средней школе, а также рекомендации по прохождению студентами педагогической практики.

  2. Спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе» (для филологов-бакалавров III курса)

    Программа

    В профессиональную подготовку студентов-бакалавров филологического факультета, будущих преподавателей русского языка в школе, входит спецкурс «Особенности преподавания русского языка в национальной школе, рассчитанный на 36 часов аудиторных занятий.

  3. 032700. 62. 01 Отечественная филология: русский язык и литература аннотации рабочих программ учебных дисциплин

    Литература

    Цель – формирование у студентов через основные культурно-исторические эпохи единого представления об историческом пути российской цивилизации, воспитание принципов гражданственности и чувства патриотизма, развитие у них профессионального

  4. Программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы «Актуальные проблемы содержания и преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования»

    Программа

    Структура и содержание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и литературе. Методика подготовки учащихся к работе с материалами ЕГЭ по русскому языку и литературе.

  5. Благодаря глазам, этим удивительным органам, мы обладаем уникальной возможностью – видеть все вокруг себя, рассматривать вещи вдалеке и вблизи, ориентироваться в темноте, ориентироваться в пространстве, перемещаться в нем быстро и легко.

    Наше зрение делает нашу жизнь богаче, информативнее, активнее. Поэтому так важно для человека своевременно решать все проблемы, которые возникают с глазами, ведь даже малейшая вероятность перестать видеть этот прекрасный мир пугает.

    Глаза – это окно в мир, это отражение состояния нашей души, это хранилище загадок и тайн.

    В этой статье мы уделим особенное внимание центральному и периферическому зрению.

    В чем их различия? Как определяется их качество? В чем отличия периферического и центрального зрения у людей и животных и как вообще видят животные? И как улучшить периферическое зрение...

    Это и еще очень-очень многое будет рассмотрено в данной статье.

    Центральное и периферическое зрение. Интересная информация.

    Сначала о центральном зрении.

    Это самый важный элемент зрительной функции человека.

    Оно получило такое название, т.к. обеспечивается центральным участком сетчатки и центральной ямкой. Дает человеку возможность различать формы и мелкие детали предметов, поэтому его второе название – форменное зрение.

    Даже если оно незначительно снизится, человек сразу же это ощутит.

    Основная характеристика центрального зрения – это острота зрения.

    Ее исследование имеет большое значение в оценке всего зрительного аппарата человека, для отслеживания разнообразных патологических процессов в органах зрения .

    Под остротой зрения понимают способность глаза человека различать две точки в пространстве, расположенные близко друг к другу, на определенном расстоянии от человека.

    Также обратим внимание на такое понятие, как угол зрения, который представляет собой угол, образующийся между двумя крайними точками рассматриваемого предмета и узловой точкой глаза.

    Получается, что чем больше угол зрения, тем ниже его острота.

    Теперь о периферическом зрении.

    Оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, дает возможность видеть во тьме и полутьме.

    Как разобраться, что такое центральное, а что такое периферическое зрение?

    Поверните голову вправо, словите глазами какой-либо предмет, к примеру, картину на стене, и зафиксируйте взгляд на каком-либо отдельном ее элементе. Его вы видите хорошо, четко, не так ли?

    Это благодаря центральному зрению. Но кроме данного объекта, который вы так хорошо видите, в поле зрения попадает также большое количество различных вещей. Это, к примеру, дверь в другую комнату, шкаф, который стоит рядом с выбранной вами картиной, собака, сидящая на полу чуть подальше. Вы видите все эти предметы нечетко, но, все же, видите, имеете возможность улавливать их движение и реагировать на него.

    Это и есть периферическое зрение.

    Оба глаза человека, не двигаясь, способны охватывать 180 градусов по горизонтальному меридиану и чуть меньше – где-то 130 градусов по вертикальному.

    Как мы уже заметили, острота периферического зрения меньше в сравнении с центральным. Это объясняется тем, что количество колбочек, от центра к периферическим отделам сетчатки , значительно уменьшается.

    Периферическое зрение характеризуется так называемым полем зрения.

    Это пространство, которое воспринимается неподвижным взглядом.



    Периферическое зрение имеет неоценимое значение для человека.


    Именно благодаря нему возможно свободное привычное передвижение в окружающем человека пространстве, ориентировка в окружающей нас среде.

    Если периферическое зрение по каким-то причинам утрачивается, то даже при полном сохранении центрального зрения, индивид не может самостоятельно передвигаться, он будет натыкаться на каждый предмет на своем пути, утратится способность охватывать взглядом крупные предметы.

    А какое зрение считается хорошим?

    Теперь рассмотрим следующие вопросы: как измеряется качество центрального и периферического зрения, а также, какие показатели считаются нормальными.

    Сначала о центральном зрении.

    Мы привыкли, что если человек видит хорошо, про него говорят «единица на оба глаза».

    Что это значит? Что каждый глаз по отдельности может различать в пространстве две близкорасположенные точки, которые дают на сетчатке изображение под углом в одну минуту. Вот и получается единица на оба глаза.

    Кстати, это лишь нижняя норма. Встречаются люди, у которых зрение 1,2, 2 и более.

    У нас чаще всего для определения остроты зрения используется таблица Головина-Сивцева, та самая, где в верхней части красуются известные всем буквы Ш Б. Человек садится напротив таблицы на расстоянии 5 метров и закрывает поочередно то правый, то левый глаз. Врач указывает на буквы в таблице, а пациент произносит их вслух.

    Нормальным считается зрение человека, который одним глазом видит десятую строчку.

    Периферическое зрение.

    Оно характеризуется полем зрения. Его изменение является ранним, а иногда и единственным признаком некоторых глазных недугов.

    Динамика изменения поля зрения позволяет оценить ход заболевания, а также эффективность его лечения. Кроме того, благодаря исследованию данного параметра выявляются нетипичные процессы в головном мозге.

    Изучение поля зрения – это определение его границ, выявление внутри них дефектов зрительной функции.

    Для достижения данных целей используются различные методы.

    Самый простой из них – контрольный.

    Позволяет быстро, буквально за несколько минут, без применения каких-либо приборов, определить поле зрения человека.

    Сущность данного метода – сравнение периферического зрения медика (которое должно быть нормальным) с периферическим зрением пациента.

    Выглядит это так. Врач и пациент садятся друг напротив друга на расстоянии одного метра, каждый из них закрывает один глаз (закрываются разноименные глаза), а открытые глаза выступают точкой фиксации. Затем врач начинает медленно перемещать кисть своей руки, которая находится сбоку, вне поля зрения, и постепенно приближать ее к центру поля зрения. Пациент должен указать момент, когда увидит ее. Исследование повторяется со всех сторон.

    С помощью данного метода лишь грубо оценивается периферийное зрение человека.

    Есть и более сложные методы, которые дают глубокие результаты, например кампиметрия и периметрия.


    Границы поля зрения могут различаться от человека к человеку, зависят, в том числе, от уровня интеллекта, особенностей строения лица пациента.

    Нормальные показатели для белого цвета следующие: кверху – 50o, кнаружи – 90o, кверху кнаружи – 70o, кверху кнутри - 60o, книзу кнаружи - 90o, книзу - 60o, книзу кнутри - 50o, кнутри – 50o.

    Восприятие цвета в центральном и периферическом зрении.

    Опытным путем установлено, что человеческие глаза могут различать до 150 000 оттенков и цветовых тонов.

    Данная способность оказывает влияние на различные стороны жизни человека.

    Цветное зрение обогащает картину мира, дает индивиду больше полезной информации, оказывает влияние на его психофизическое состояние.

    Цвета активно используются везде – в живописи, промышленности, в научных исследованиях…

    За цветное зрение отвечают так называемые колбочки, светочувствительные клетки, которые находятся в глазу человека. А вот палочки ответственны уже за ночное зрение. В сетчатке глаза расположено три вида колбочек, каждый из которых максимально чувствителен к синему, зеленому и красному участкам спектра.

    Конечно же, картинка, которую мы получаем благодаря центральному зрению, лучше насыщена цветами в сравнении с результатом периферического зрения. Периферическое зрение лучше улавливает более яркие цвета, красный, к примеру, или черный.

    Женщины и мужчины, оказывается, видят по-разному!

    Интересно, но женщины и мужчины видят несколько по-разному.

    Из-за определенных различий в строении глаз представительницы прекрасного пола способны различать больше цветов и оттенков, нежели сильная часть человечества.


    Кроме того, ученые доказали, что у мужчин лучше развито центральное зрение, а у женщин – периферическое.

    Объясняется это характером деятельности людей различного пола в древние времена.

    Мужчины ходили на охоту, где важно было четко сконцентрироваться на каком-то одном объекте, ничего кроме него не видеть. А женщины следили за жильем, должны были быстро замечать малейшие изменения, нарушения привычного течения бытовой жизни (к примеру, быстро заметить заползшую в пещеру змею).

    Существуют статистические подтверждения данного утверждения. К примеру, в 1997 году, в Великобритании в результате ДТП пострадало 4132 ребенка, из них – 60% мальчиков и 40% девочек.

    Кроме того, страховые компании отмечают, что женщины намного реже, нежели мужчины, попадают на автомобилях в аварии, которые связаны с боковыми ударами на перекрестках. Зато параллельная парковка дается прекрасным дамам сложнее.

    Также женщины лучше видят в темноте, в близком широком поле замечают больше мелких деталей, если сравнивать с мужчинами.

    В то же время, глаза последних хорошо приспособлены к слежению за объектом на дальнем расстоянии.

    Если учесть и другие физиологические особенности женщин и мужчин, сформируется следующий совет – в течение долгой поездки лучше всего чередоваться следующим образом – женщине отдать день, а мужчине – ночь.

    И еще несколько интересных фактов.

    У прекрасных дам глаза устают медленнее, нежели у мужчин.

    Кроме того, женские глаза лучше подходят для наблюдения за предметами на близком расстоянии, поэтому они, к примеру, могут гораздо быстрее и ловчее мужчин вдеть нитку в ушко иголки.

    Люди, животные и их зрение.

    С самого детства людей занимает вопрос - а как видят животные, наши любимые кошки и собаки, парящие в высоте птицы, плавающие в море существа?

    Ученые долгое время занимались изучением строения глаз птиц, животных и рыб, чтобы мы смогли, наконец, узнать интересующие нас ответы.

    Начнем с наших любимых домашних питомцев – собак и кошек.

    То, как они видят мир, значительно отличается от того, как видит мир человек. Происходит это по нескольким причинам.

    Первое.

    Острота зрения у данных животных значительно ниже, нежели у человека. Собака, к примеру, обладает зрением примерно 0,3, а кошки вообще 0,1. В то же время, данные животные имеют невероятно широкое поле зрения, значительно шире, чем у человека.

    Вывод можно сделать такой: глаза животных максимально адаптированы для панорамного зрения.

    Это обусловлено и строением сетчатки, и анатомическим расположением органов.

    Второе.

    Животные гораздо лучше человека видят в темноте.

    Интересно и то, что собаки и кошки ночью видят даже лучше, чем днем. Все благодаря особенному строению сетчатки, наличию специального светоотражающего слоя.




    Третье.

    Наши домашние питомцы, в отличие от человека, лучше различают движущиеся, нежели статичные предметы.

    При этом животные обладают уникальной способностью определять расстояние, на котором находится тот или иной объект.

    Четверное.

    Существуют различия в восприятии цветов. И это притом, что строение роговицы и хрусталика у животных и человека практически не отличается.

    Человек различает гораздо больше цветов, нежели собаки и кошки.

    И связано это с особенностями строения глаз . К примеру, в глазах собаки имеется меньше «колбочек», ответственных за цветовосприятие, нежели у человека. Поэтому и цветов они различают меньше.

    Раньше вообще существовала теория, что зрение у животных, кошек и собак, черно-белое.

    Это если говорить об отличиях человеческого зрения домашних питомцев.

    Теперь о других животных и птицах.

    Обезьяны, к примеру, видят втрое лучше человека.

    Необычайной остротой зрения обладают орлы, грифы, соколы. Последний может хорошо рассмотреть цель, размером до 10 см, на расстоянии около 1,5км. А гриф способен различать грызунов небольшого размера, которые находятся за 5 км от него.

    Рекордсмен именно в панорамном зрении – вальдшнеп. Оно у него практически круговое!

    А вот всем нам привычный голубь имеет угол обзора приблизительно в 340 градусов.

    Глубоководные рыбы хорошо видят в абсолютной темноте, морские коньки и хамелеоны вообще могут одновременно смотреть в разных направлениях, и все потому, что их глаза двигаются независимо друг от друга.

    Вот такие интересные факты.

    Как меняется наше зрение в процессе жизни?

    А как меняется наше зрение, как центральное, так и периферическое, в процессе жизни? С каким зрением мы рождаемся, и с каким приходим к старости? Давайте уделим данным вопросам внимание.

    В разные периоды жизни у людей различная острота зрения.

    Человек рождается на свет, и у него она будет низкой. В четырехмесячном возрасте острота зрения ребенка составляет примерно 0,06, к году вырастает до 0,1-0,3, и лишь к пяти годам (в некоторых случаях требуется до 15 лет) зрение становится нормальным.

    Со временем ситуация меняется. Это связано с тем, что глаза, как и любые другие органы, претерпевают определенные возрастные изменения, их активность постепенно снижается.



    Считается, что ухудшение остроты зрения является неизбежным или почти неизбежным явлением в старости.

    Выделим следующие моменты.

    * С возрастом уменьшаются размеры зрачков из-за ослабевания мышц, которые ответственны за их регуляцию. Как следствие, ухудшается реакция зрачков на световой поток.

    Это значит, что чем старше становится человек, тем больше ему необходимо света для чтения и других видов деятельности.

    Кроме того, в пожилом возрасте очень болезненно воспринимаются перепады яркости освещения.

    * Также с возрастом глаза хуже распознают цвета, понижается контрастность и яркость изображения. Это является следствием снижения количества клеток сетчатки, которые отвечают за восприятие цветов, оттенков, контрастности и яркости.

    Окружающий мир пожилого человека будто выцветает, становится тусклым.


    Что же происходит с периферическим зрением?

    Оно также становится хуже с возрастом – ухудшается боковой обзор, сужаются поля зрения.

    Это очень важно знать и учитывать, особенно людям, которые продолжают вести активный образ жизни, водить автомобиль и т.д.

    Значительное ухудшение именно периферического зрения происходит после 65 лет.

    Вывод можно сделать следующий.

    Снижение центрального и периферического зрения с возрастом – это нормально, ведь глаза, как и любой другой орган человеческого организма, подвержены старению.

    С плохим зрением не быть мне…

    Многие из нас уже с самого детства знали, кем хотят быть во взрослой жизни.

    Кто-то мечтал стать пилотом, кто-то – автомехаником, кто-то - фотографом.

    Каждому хотелось бы делать в жизни именно то, что нравится – не больше, не меньше. И каково бывает удивление и разочарование, когда при получении медицинской справки для поступления в то или иное учебное заведение, оказывается, что долгожданная профессия вашей не станет, и все по причине плохого зрения.

    Некоторые даже не задумываются, что оно может стать настоящим препятствием для реализации планов на будущее.

    Итак, давайте же разберемся, какие профессии требуют хорошего зрения.

    Их оказывается не так и мало.

    К примеру, именно острота зрения необходима ювелирам, часовщикам, лицам, занятым в точном мелком приборостроении в электротехнической, радиотехнической промышленности, в оптико-механическом производстве, а также имеющим профессию типографического профиля (это может быть наборщик, корректировщик и т.д.).

    Бесспорно, острым должно быть зрение фотографа, швеи, обувщика.

    Во всех вышеперечисленных случаях важно скорее качество центрального зрения, но есть профессии, где играет роль еще и периферическое.

    К примеру, пилот летательных аппаратов. Никто не поспорит, что его периферическое зрение должно быть на высоте, также как и центральное.

    Аналогична и профессия водителя. Хорошо развитое периферическое зрение позволит избежать множества опасных и неприятных, в том числе, аварийных ситуаций на дороге.

    Кроме того, отличным зрением (и центральным, и периферическим) должны обладать автомеханики. Это одно из важных требований к кандидатам при приеме на работу на данную должность.

    Не стоит также забывать о спортсменах. К примеру, у футболистов, хоккеистов, гандболистов периферическое зрение приближается к идеальному.

    Также есть профессии, где очень важно правильно различать цвета (сохранности цветового зрения).

    Это, к примеру, дизайнеры, швеи, обувщики, работники радиотехнической отрасли промышленности.

    Тренируем периферическое зрение. Пару упражнений.

    Наверняка вы слышали о курсах скорочтения.

    Организаторы обязуются за пару месяцев и не за такую уж большую сумму денег научить вас проглатывать книги одну за одной, причем отлично запоминая их содержание.Так вот, львиная доля времени на курсах отводится именно развитию периферического зрения. Впоследствии человеку не нужно будет водить глазами по строкам в книге, он сразу сможет видеть страницу целиком.

    Поэтому если вы ставите перед собой задачу в короткие сроки отлично развить периферическое зрение, можно записаться на курсы скорочтения, и уже в ближайшее время вы заметите значительные изменения и улучшения.

    Но не все хотят тратить время на подобные мероприятия.

    Для тех, кто хочет дома, в спокойной обстановке, улучшить свое периферическое зрение, приведем несколько упражнений.

    Упражнение №1.

    Станьте возле окна и зафиксируйте взгляд на каком-либо предмете на улице. Это может быть спутниковая антенна на соседнем доме, чей-то балкон, или горка на детской площадке.

    Зафиксировали? Теперь, не двигая глазами и головой, назовите предметы, которые находятся возле избранного вами объекта.


    Упражнение №2.

    Откройте книгу, которую вы читаете в данный момент.

    Выберите какое-нибудь слово на одной из страниц и зафиксируйте свой взгляд на нем. Теперь, не двигая зрачками, попробуйте прочитать слова вокруг того, на котором вы зафиксировали взгляд.

    Упражнение №3.

    Для него вам понадобится газета.

    В ней необходимо найти самую узкую колонку, а затем взять красную ручку и по центру колонки, сверху вниз, начертить прямую тонкую линию. Теперь, скользя взглядом лишь по красной черте, не поворачивая зрачки вправо и влево, пытайтесь прочитать содержимое колонки.

    Не переживайте, если вы не сможете сделать это в первый раз.

    Когда у вас получится с узкой колонкой, выберите более широкую и т.д.

    В скором времени вы сможете охватывать взглядом целые страницы книг, журналов.

    Родителей и близких слепого от рождения ребенка волнует вопрос «Сможет ли их малыш научиться передвигаться без посторонней помощи?». Тревоги родителей обоснованны, ─ тяжелый зрительный дефект отражается на двигательной активности ребенка, на познании им окружающего пространства и ориентировке в нем.

    Под ориентировкой в пространстве понимается способность слепого ребенка определять свое местоположение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения; обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

    Способность человека без зрения ориентироваться в пространстве рассматривается как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего среди людей с нормальным зрением. Неспособностъ слепого ребенка самостоятельно ориентироваться в пространстве приводит к появлению отклонений, осложняющих всю последующую жизнь.

    Большинство родителей знают, что зрение лежит в основе восприятия человеком пространства и предметов, его наполняющих. Зрение обеспечивает безопасное передвижение в свободном пространстве. Зрение ─ своеобразный «зонд» пространства. У родителей возникает вопрос: «А как же человек без зрения воспринимает пространство?», «В состоянии ли слепой определить направление движения?» и др.

    Науками о человеке (философией, психологией и др.), практической жизнью слепых людей, достигших высокого умственного, физического развития, убедительно доказано, что даже тотально слепые люди могут правильно и точно воспринимать окружающее пространство, самостоятельно ориентироваться в нем.

    Философия, психология обосновали основные особенности и механизмы ориентировки: ориентировка человека в пространстве обеспечивается рефлекторной деятельностью мозга. Мозг как зрячего, так и незрячего человека получает информацию о пространстве через органы чувств. Слепой ребенок получает такую информацию через слух, осязание, двигательный анализатор, обоняние. Мозг тотально слепого ребенка не получает информации через зрение.Но сохранные органы чувств передают необходимую информацию в мозг, который ее анализирует и обобщает. В результате у человека без зрения формируются правильные представления об окружающем пространстве и предметах, его наполняющих.Он оказывается способным определить свое местоположение, примерную удаленность предметов относительно себя (впереди ─ сзади, слева ─ справа и т.д.).

    Известный отечественный психолог Ф. П. Шемякин доказал, что «пространственные представления могут быть сформированы и у слепых. Они возникают и без зрительных образов».

    Эти кратко изложенные выводы современной тифлологии очень важны для осознания родителями слепого ребенка того факта, что хотя зрительный дефект и ограничивает возможности самостоятельной ориентировки, но при определенных условиях трудности могут быть преодолены.

    Какие же условия должны быть созданы для слепого малыша, чтобы он смог научиться передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве, воспринимать предметы, опознавать их, определять нужное направление? Раскрывая эти условия, мы опираемся на важное положение известного отечественного дефектолога Л. С. Выготского: «Если зрячий ребенок многое усваивает по подражанию в естественном жизненном опыте, то слепой ребенок должен специально этому обучаться». Роль родителей и близких слепого ребенка и состоит в том, чтобы выступать с первых месяцев его жизни добрым, ласковым, но настойчивым и квалифицированным учителем, управляющим процессом его развития, стимулирующим все его потенциальные возможности в пространственной ориентировке. Но, чтобы руководство родителей развитием слепого ребенка не обернулось трагедией, следует знать, чему учить и когда начинать обучение ориентировке в пространстве малыша с тяжелым зрительным дефектом.

    Обучение ориентировке в пространственачинается с первых месяцев жизни слепого ребенка.

    Как и всякий нормально видящий, слепой ребенок постигает пространство на основе движения, но из-за зрительного дефекта темп развития двигательного аппарата у него замедлен, требует постоянной помощи со стороны взрослого. Слепой ребенок не видит окружающих его предметов, поэтому у него не возникает потребности совершать необходимые движения для познания окружающего мира. Познание слепым ребенком пространства и ориентировка в нем носят поэтапный характер и связаны с развитием его двигательного аппарата. Первый этап (так же, как и у зрячего ребенка) начинается с познания частей своего тела и умения совершать ими необходимые движения: поднимать голову, манипулировать руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, на животик и др. Нормально видящий ребенок совершает эти движения на основе зрительногои речевого побуждения взрослого, прежде всего матери.

    Слепого ребенка мать побуждает совершать необходимые движения в первые месяцы жизни путем соприкосновения с ним и звуковыми сигналами, но не очень сильными и резкими, так как малыш может испугаться их. В первые недели жизни ребенок реагирует на внешние раздражители всем телом.Но постепенно слепой малыш, как и его зрячий сверстник, должен научиться реагировать на раздражители частями тела: головкой, ручками, ножками и т. д. Но этим движениям мать должна обучить слепого ребенка, тем самым способствуя формированию представлений о частях тела и доступных ему движениях. Например: мать сгибает ноги малыша в коленях, поднимает туловище вместе с ногами, вращает туловище и голову в любом направлении и др. При этом лаской, своим прикосновением к телу ребенка «поощряет» удачно выполненное движение.

    Ребенка следует научить «понимать» части своего тела и тела другого человека: матери, отца и других членов семьи. Для этого следует позволить ребенку дотрагиваться до лица наклоняющегося к нему человека, его рук, груди матери. Впоследствии этот опыт ему очень пригодится, он будет с помощью осязания отличать близкого ему человека от случайных, незнакомых людей.

    Для того чтобы слепой ребенок в первые месяцы жизни научился управлять головой, целесообразно делать следующие упражнения. Положите ребенка на животик. Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик. Когда ребенка кладут на животик, он, как правило, резко поднимает голову. В этот момент мать своим лицом соприкасается с головкой малыша, ласково поглаживает его. Слепой ребенок начинает усваивать, что поднятие головки и поворот на приятный голос сопровождаются лаской. Когда ребенок лежит на животике на столе или другой твердой поверхности, можно погладить его по спине, чтобы он выпрямил голову и туловище. Если ребенок лежит на животике на коленях матери, следует привлекать его внимание какой-нибудь звуковой игрушкой, к которой он может прикасаться и положение которой следует менять (вверху, слева и др.).

    

    Второй этап на пути развития движений частей тела ребенка, с помощью которых он обучится поднимать голову, шею, выпрямлять спину, ─ это опора на руки. Для этого можно использовать большой надувной мяч, на который ребенок кладет свои руки. Поддерживая ребенка, следует медленно поворачивать мяч, привлекая внимание малыша ласковым прикосновением. Каждодневные занятия с ребенком позволяют усложнять упражнения и тем самым способствуют развитию двигательного аппарата. Если малышу в первые месяцы не оказывать помощи, он может находиться в одном и том же положении и на одном месте. Малыш (как зрячий, так и слепой) постоянно нуждается в разнообразных движениях. Ставя его в различные положения, мы помогаем ему развивать равновесие (вестибулярный аппарат) и укреплять мышцы. Каждое новое положение (на боку, на спине, на животике, вращение тела и т. д.) тела ребенка дает ему новое ощущение, укрепляет уверенность в себе и готовит к самостоятельным движениям. Когда ребенок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками, совершать хватательные движения, «играть» своими руками, опираться на них.

    Между четвертым и шестым месяцами жизни совместные движения головой и руками позволяют слепому ребенку овладеть первыми элементами равновесия и научиться качаться. Теперь можно будет приступать к овладению ребенком нового положения ─ «сидя».

    Обучение положению «сидя» ─ длительный и поэтапный процесс. Прежде чем ребенок освоит это положение, он должен научиться хвататься за пальцы рук взрослого и держаться за них в положении «сидя», удерживать погремушки, расположение которых он узнает по звуку. Дети даже с остаточным зрением не воспринимают окружающих предметов на расстоянии. Используйте звучащую игрушку, потрясите ею перед лицом ребенка, а затем удалите на небольшое расстояние, чтобы ребенок мог до нее дотянуться и удержать.

    Теперь можно начинать учить слепого малыша сидеть. Существует целая система упражнений, направленных на обучение малыша положению «сидя», которое является важным моментам на пути овладения таким видом движения, как ползание «на четвереньках». Когда ребенок начнет садиться, его следует учить двигаться на животе. Это важно для развития движений вперед и назад с помощью рук.

    Зрячий ребенок начинает ползать, чтобы дотянуться до интересной ему игрушки, но расположенной далеко от него. Ребенок, который не видит игрушки или предмета, не начинает ползать. Малыш начнет ползать, если появится побудительная причина: мама близко, но, чтобы до нее дотронуться, нужно сделать движение в том направлении, откуда малыш слышит ее ласковый голос. Ребенка следует учить становиться в позу «на четвереньки», выпрямлять ему спинку, поддерживать за талию и раскачивать его тело вперед и назад (самостоятельно слепой малыш может и не освоить позы и движений, которые лежат в основе ползания).

    Рекомендуются следующие упражнения для овладения слепым ребенком ползанием. Возьмите звучащую игрушку, которую можно толкать впереди себя. Ребенку в положении «сидя» предлагается взять игрушку в руки, «рассмотреть» ее. Затем взрослый берет игрушку из рук ребенка и кладет впереди него. Ребенка ставят в позу «на четвереньки» и подталкивают сзади. Одновременно игрушку двигают вперед и побуждают ребенка к тому, чтобы он полз к ней. Следует похвалить ребенка словами, ласковым поглаживанием, если он доползет до игрушки и возьмет ее в руки.

    На втором этапе развития движений у слепого ребенка может развиться страх пространства, если он постоянно будет наталкиваться на острые углы мебели, падать (особенно назад) и ушибаться. Удары и падения препятствуют развитию двигательной активности как предпосылки ориентировки в пространстве. Падения не должны ограничивать его безопасное передвижение «на четвереньках». Об этом следует позаботиться всем членам семьи.

    Третий этап в обучении слепых детей передвижению в пространстве связан с вертикальным положением тела ребенка ─ передвижением ножками. Прежде всего родители учат слепого ребенка вставать на ножки, удерживать тело в вертикальном положении, побуждают делать первые шаги. Можно положить любимую игрушку на доступном от ребенка расстоянии. Малыша ставят на ножки и помогают сделать шаг вперед. Как? Кто-тоизвзрослых берет ребенка подмышки, слегка приподнимает то за одну, то за другую ножку для того, чтобы ребенок мог поочередно переносить тяжесть с одной ножки на другую. Можно и нужно при этом учить ребенка, поднимая одну ногу, держаться на другой, сохраняя равновесие. Для закрепления движения вперед ребенок может держаться за манеж или стульчик и толкать их перед собой. Иногда следует ставить малыша на свои ноги, держа его сзади за руки. Делая шаги, взрослый как бы ведет ребенка, который синхронно вместе с ним делает первые шаги.

    Некоторым детям легче делать первые шаги, если они идут боком, держась за мебель. Родители привлекают их внимание звуковой игрушкой или голосом, Можно через комнату натянуть веревку на уровне пояса малыша. Он, держась за веревку, будет свободно передвигаться из одного угла комнаты в противоположный. Обучая ребенка ходьбе, следует обратить внимание на необходимость приседания при выполнении таких заданий, как «подними игрушку или упавшую вещь», «прикоснись к ногам взрослого, стоящего рядом, и ты узнаешь, какие на нем туфли» и т. д.

    Ребенок делает первые шаги в знакомом помещении ─ комнате. Но и на улице он должен различать ножками песчаную дорожку, траву и т. д. Этому его надо учить. Слепой ребенок (как и всякий другой) начинает ходить с широко расставленными ногами ─ для равновесия. Но если не научить его правильно переставлять ноги при ходьбе, то навык ходьбы с широко расставленными ногами закрепится. Походка такого слепого ребенка, а затем и подростка и взрослого начинает резко отличаться от походки зрячего сверстника и затрудняет движение. Слепому ребенку трудно научиться таким движениям, как бег, прыжок, скачки по подражанию. Поэтому кто-нибудь из родителей рассказывает и показывает ребенку исходное положение при прыжках, беге и т.д. Например, мама говорит ребенку: «Сначала поставишь свои ножки вместе, потом согнешь в коленях и заведешь руки назад (показывает как). Затем выбросишь руки вперед, и одновременно поднимешь над землей ноги. Ты почувствуешь, как твое тело поднимется вверх».

    Отличительной особенностью ходьбы слепого ребенка является нескоординированное движение рук и ног. Поэтому родители должны научить ребенка правильно совершать движения руками при ходьбе.

    На третьем этапе развития двигательного аппарата ребенка возникает, а затем и закрепляется навык ходьбы с вытянутыми руками, которые предохраняют от ушибов. Ушибы, постоянные падения способствуют развитию у слепого ребенка страха пространства, нервного напряжения, неуверенности в своих возможностях. Преодолению страха пространства у слепого ребенка, начинающего познавать окружающий мир, способствует постоянный речевой контакт с матерью, бабушкой, отцом, братьями и сестрами.

    Говорите своему ребенку, когда он передвигается в знакомом и незнакомом пространстве, где он находится. Например, скажите ему, что он находится в спальне или общей комнате, перед кроватью или диваном. Игрушки лежат на полу у дивана, а вы сидите на диване. Пусть он дотронется до дивана, до игрушек, до вас, соотнесет их расположение относительно себя и начнет в период формирования речи усваивать значение предлогов, выражающих определенные положения предметов в пространетве ─ у стены, за столом, под кроватью и т. д. Понимание этих слов ─ первый шаг к изучению слепым ребенком направления. Практика использования этих предлогов закрепит в сознании слепого ребенка их значение, и будет способствовать пониманию словесных указаний на последующих этапах жизни. Нормально видящий ребенок познает направление с помощью зрения. Когда ему говорят: «Мяч за спиной», ребенок поворачивает голову назад. Слепому ребенку следует показать, что значит «за спиной» и какой разворот тела надо сделать, чтобы найти мяч.

    У большинства детей дошкольного возраста имеется остаточное зрение, которое позволяет не только различать направление источника света, но и цвет и форму близко расположенных предметов. Безусловно, возможности ориентировки слепых детей с остаточным зрением значительно возрастут, но при условии, что вы будьте учить их рациональному использованию. Дайте ребенку понять, что вам нравится, когда он пытается использовать зрение (приласкайте, дайте что-нибудь). Грудного ребенка, имеющего остаточное зрение, носите на руках по комнате и говорите, на что он должен смотреть.

    Грудные дети лучше всего видят ближние предметы. Если вы хотите, чтобы ребенок видел предмет, приблизьте его к глазам ребенка (не дальше, чем на 15 см). Хороший контраст дает черно-белое сочетание. Дети лучше видят, если освещение направлено на предмет. Когда освещение слишком яркое, ребенок закрывает глаза. Источник света должен быть за спиной ребенка. Обычно слепые дети с остаточным зрением любят рассматривать человеческие лица, особенно лица близких и приятных им людей: матери, бабушки, отца и др.

    Контакты «лицом к лицу, глаза в глаза» стимулируют «осмотрение» ребенка. Очень привлекательны для ребенка светящиеся украшения на стене и потолке.

    Когда слепой ребенок с остаточным зрением начинает ползать, привяжите к его ручке яркую ленту, привлекайте внимание ребенка к ней.

    Когда ребенок начинает ходить, обращайте внимание, на каком расстоянии он различает предметы и какого размера.

    Уже в 3-4 года можно разрешать ребенку рассматривать предметы через увеличительное стекло. Если малыш испытывает затруднения в рассматривании предметов в окружающем его пространстве, то измените дистанцию (приблизьте лицо ребенка к предмету), освещение, используйте контрастный фон.

    Для привлечения внимания ребенка и использования при этом его остаточного зрения повесьте на окно цветной целлофан, ─ шуршание привлечет ребенка, а цвет позволит рассматривать его. Можно на окна приклеивать силуэты знакомых ребенку предметов. Активному использованию остаточного зрения в ориентировке способствует окраска обоев, ночник у кровати ребенка, движущиеся предметы.

    Если ваш ребенок уже в 3-4 года носит очки, то родителям следует помнить, что линзы должны быть чистыми, без царапин. Очки не должны плотно прилегать к главам, их следует снимать только по предписанию врача.

    В основе развития двигательного аппарата тотально слепого или с остаточным зрением дошкольника, в основе умений ориентироваться в пространстве младшего школьника лежит игра. В игре (как ведущем виде детской деятельности) ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей. Но игровая деятельность слепого ребенка как ведущая форма овладения пространством происходит на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности слепого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей их психического, физического и личностного развития.

    Глаз имеет шаровидную форму и расположен в костном углублении, называемом глазницей, или орбитой.

    Глазница представляет собой пирамиду, стенки которой образованы костями. Содержимое орбиты тесно контактирует с придаточными пазухами носа, поэтому многие заболевания пазух неблагоприятно отражаются на органе зрения.

    Орбита сообщается также с полостью черепа. В верхненаружном ее отделе имеется небольшое углубление, где располагается слезная железа. Выделяемая слезной железой жидкость - слеза - омывает глазное яблоко и затем через слезные точки и канальцы верхнего и нижнего век попадает в слезный мешок, а потом - в полость носа.

    Большую часть орбиты составляет рыхлая жировая клетчатка, в переднем ее отделе расположен глаз. Кроме жировой клетчатки, в орбите проходят сосуды, нервы и мышцы, осуществляющие движения глаза.

    К защитному аппарату глаза относят веки, слизистую оболочку, костные стенки орбиты, слезные органы. Веки состоят из кожи, мышц, хряща, а с внутренней стороны покрыты тонкой слизистой оболочкой - конъюнктивой.

    Диаметр глаза составляет в среднем 24 мм.

    Наружная оболочка глаза - белая, непрозрачная склера - переходит в переднем отделе в прозрачную роговицу. Наружная оболочка глаза обеспечивает сохранение формы и защищает внутренние структуры глаза от внешних вредных воздействий.

    Роговица принимает участие в преломлении световых лучей, она совершенно прозрачная и сферичная.

    За наружной оболочкой глазного яблока расположена сосудистая оболочка - сосудистый тракт, состоящий из множества сосудов, несущих глазу кровь, богатую питательными веществами и кислородом. Сосудистый тракт состоит из трех частей - радужной оболочки (радужки), ресничного (цилиарного) тела и собственно сосудистой оболочки. Радужная оболочка расположена в переднем отделе глаза и содержит красящее вещество - меланин. В зависимости от его количества у людей бывает различный цвет глаз - голубой, серый, зеленый, коричневый. Если меланина мало, цвет глаз светлый, при большом его количестве глаза темные.

    В центре радужки имеется отверстие - зрачок. Величина зрачка может изменяться в зависимости от освещения. Радужка выполняет роль диафрагмы и регулирует количество света, поступающего на сетчатку. Так, при ярком свете зрачок сужается, в сумерках он становится шире для того, чтобы на сетчатку попадало больше света, как в фотоаппарате. Таким образом достигается четкость изображения предметов.

    Ресничное тело (цилиарное тело) является промежуточной частью между радужкой и сосудистой оболочкой и представляет собой кольцо шириной около 8 мм. Оно содержит ресничную мышцу и отростки. Сокращение мышцы обеспечивает возможность четко видеть на разных расстояниях (аккомодация), а ресничные отростки и радужка вырабатывают внутриглазную жидкость.

    Собственно сосудистая оболочка (хориоидея) составляет заднюю, самую обширную часть сосудистого тракта. Она состоит из сосудов различного калибра и находится между склерой и сетчаткой. Сосудистая оболочка является энергетической базой, обеспечивающей осуществление зрительного акта.

    Внутренняя оболочка глаза - сетчатка (сетчатая оболочка) - наиболее важная и сложно устроенная из всех оболочек глаза. Именно в ней происходит сложный фотохимический процесс переработки световой энергии в нервное возбуждение, которое передается по зрительному нерву в корковый отдел зрения, расположенный в затылочной доли головного мозга. В коре головного мозга осуществляется процесс переработки нервного возбуждения, в результате которого возникает зрительное ощущение - образ объективного мира.

    В сетчатой оболочке насчитывается около 6 млн колбочек и 125 млн палочек. Колбочки предназначены для дневного зрения, они малочувствительны к слабому освещению, с их помощью воспринимаются форма, цвет и детали предметов. Палочки работают в сумерках и ночью. В центральном отделе сетчатки имеется место, называемое желтым пятном, оно является областью наиболее ясного отчетливого зрения. В нем сосредоточена главная масса колбочек. По мере удаления от центра число колбочек уменьшается, а палочек возрастает. На периферии сетчатки имеются только палочки. Зрение периферических отделов сетчатки менее четко, чем центрального, и называется боковым, или периферическим.

    Центральное зрение обеспечивает возможность рассматривать детали предметов, периферическое зрение - возможность ориентироваться в пространстве. При значительном нарушении периферического зрения самостоятельное передвижение человека в пространстве становится невозможным.

    Позади радужной оболочки и зрачка расположен хрусталик - двояковыпуклая прозрачная линза. Хрусталик, так же как роговица, преломляет лучи света, попадающие в глаз, и может менять свою кривизну за счет сокращения мышцы, расположенной в ресничном теле.

    Способность хрусталика сильнее или слабее преломлять лучи света позволяет четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях. Хрусталик не имеет сосудов и нервов, его питание осуществляется путем диффузии питательных веществ из внутриглазной жидкости. Он состоит из прозрачных волокон, заключенных в капсулу. В нем постепенно формируется плотное ядро. Пространство между задней поверхностью радужки и передней поверхностью хрусталика называется задней камерой глаза. Позади хрусталика находится большая полость, наполненная прозрачным гелем, который называется стекловидным телом. По своему строению стекловидное тело представляет собой тонкую сеть волокон, между которыми находится бесцветный прозрачный гель. Стекловидным оно называется потому, что совершенно прозрачно и напоминает расплавленное стекло. Стекловидное тело, так же как роговица и хрусталик, является преломляющей средой глаза, с помощью которой лучи света, преломляясь, собираются в фокусе на сетчатке.

    Между роговой оболочкой и радужкой находится пространство, наполненное внутриглазной жидкостью, которое называется передней камерой глаза, глубина которой с возрастом уменьшается наряду со снижением в ней объема жидкости. Внутриглазная жидкость питает роговую оболочку и хрусталик и играет большую роль в сохранении их прозрачности. Она вырабатывается в ресничном теле и постоянно оттекает из глаза через угол передней камеры.

    Слаженная работа всех отделов глаза обеспечивает зрение вдаль и вблизи, восприятие цветов, ориентацию в пространстве и возможность видеть в сумерках.