Устав монашеской жизни. Устав монастыря

Который может содержать также порядок совершения богослужений . Возникновение и развитие монастырских уставов тесно связано с появлением Типиконов , определяющих порядок совершения церковных служб . Современные монастырские уставы содержат как общежительные правила (дисциплинарная часть, описание обязанностей по послушаниям, наставления по духовному совершенствованию), так и литургический раздел.

Возникновение

Возникновение монастырских уставов связано с появлением общежительного монашества. Первый монастырский устав был создан Пахомием Великим для Тавеннисийского монастыря (Южный Египет) в 318 году . Новоначальному назначается испытательный срок в 10 дней и старец, который берет над ним шефство. Получает новоначальный и новое монашеское одеяние. Он выполняет разные поручения и читает псалмы. В монастыре три общих молитвы в день и одна общая трапеза в полдень (кроме среды и пятницы, в которые предусмотрен пост). Монастырь возглавлял авва , а хозяйственной стороной ведал эконом .

Монастырский устав Пахомия стал основой для Василия Великого при составлении им «Пространно изложенных правил для монахов » для основанного им в Каппадокии монастыря. Устав Василия, сохранился в православном иночестве до сегодняшнего дня. На Западе, с его разнообразием монастырских уставов, такие монастыри называются по его имени: «василианские монастыри ».

К прочим древнейшим монастырским уставам относится сочинения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «О постановлениях киновий палестинских и египетских » (в 12 книгах); на его основе был составлен устав преподобного Венедикта Нурсийского (VI век) для монастыря в Монте-Кассино , в Италии.

Сведения о правилах проживания монахов в Египетских монастырях V века содержатся в Повествовании святого Софрония , епископа Иерусалимского, и преподобного Иоанна Мосха о посещении ими Синайского монастыря (описаны правила Нила Синайского).

Древние монастырские уставы предусматривали наказания: за ложь, ропот, лень, гневливость, нерадение о монастырском имуществе и т. п. В качестве наказания для виновного предусматривалось отлучение от причастия , лишение общения в пище и молитве с другими монахами, временное сухоядение .

Иерусалимский и Студийский уставы

Византийская эпоха знала огромное количество монастырских уставов, их составляли игумены , архиереи , ктиторы , учреждавшие монастыри. Но наибольшую роль в развитии общежительного монашества сыграли Иерусалимский и Студийский уставы.

  • Иерусалимский устав (устав преподобного Саввы Освященного , написан для основанного им монастыря) в большей степени регламентировал порядок богослужений, хотя и описывает монашеские традиции палестинских монастырей VI века . На создание Иерусалимского устава оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского , сгорел в 614 году когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров .
  • Студийский устав (устав преподобного Феодора Студита , написан для Студийского монастыря) в отличие от Иерусалимского устава напоминает штатное расписание, подробно описывая обязанности по монастырским должностям и послушаниям. Также особенностью Студийского устава по сравнению с Иерусалимским является то, что он был написан для монахов, проживающих в городском монастыре под руководством одного игумена (Савва Освященный написал свой устав для монахов, которые жили в рассеянных пещерах-келлиях и собирались вместе в церкви только для совместного богослужения). Полный текст Студийского устава был записан в конце X - начале XI века, до этого времени существовали только краткие монастырские «Начертания ».

Студийский устав был введён на

Внутренний устав Свято-Ксениевского женского монастыря, д. Барань

Господь позвал, и сестры пришли в монастырь, чтобы увидеть и осознать свои грехи, покаяться в них и с Божией помощью свою жизнь посвятить служению Богу и людям.

Научиться любить Бога и ближнего своего - цель жизни каждой сестры. Для этого они оставили свой дом, своих родственников по плоти, все материальные ценности и мирские отличия, все то, что выделяло их в мире и питало их самолюбие.

Жизнь монашествующей сестры - жизнь по послушанию. Послушание - добровольная жертва сестры своим греховным «Я», бескровная жертва, которую приносит сестра на алтарь Божий. Строится послушание на доверии к сестре, игумении, духовнику. Не внешняя строгая дисциплина, но внутреннее стремление во всем исполнять

Божию волю движет послушника к повиновению. Отсекая свою волю, в борьбе с внутренним греховным протестом и унынием в этом мире рождается новый человек - послушница Христова - монахиня. Приобретая послушание, что дается в постоянной внутренней борьбе, сестра получает истинную свободу жить с Богом и видеть Его в ближнем своем. Без послушания сестра не может чисто молиться, потому что Бог гордым противится и только смиренным дается благодать молитвы. Без послушания сестра не сможет жить в монастыре, у нее не хватит собственных сил в борьбе с грехом, и враг найдет способ выгнать ее из монастыря, внушая ей недоверие к сестрам, игумении и духовнику. Нарушая послушание, сестра противостоит воле Божией и становится на путь богоборчества.

Святая Православная Церковь через свои Таинства укрепляет сестер в их служении Богу и ближним. Поэтому участие в богослужениях, церковные и келейные молитвы, частые исповеди и Святое Причащение необходимы сестре в ее монастырской жизни. Без особого благословения по обстоятельствам послушания или немощи плоти сестра не имеет права оставлять церковную и келейную молитву. Каждая сестра имеет свое келейное правило, соответствующее ее чину (послушница, инокиня, монахиня). Увеличивать или уменьшать свое правило сестра может только по благословению настоятельницы и духовника.

Большую духовную пользу приносит чтение святоотеческой литературы. С этой целью в монастыре устроена библиотека, и сестра находит время для своего духовного назидания в чтении Святых Отцов и подвижников благочестия. Желательно, чтобы книги читались по благословению настоятельницы и духовника. Хоть страничка в день должна быть прочитана сестрой.

Сестре для духовного развития необходимо следить за своим внутренним миром и обличать свои немощи и козни вражии на регулярных откровениях своих помыслов настоятельнице и духовнику. Для этого предлагается каждой сестре вести духовный дневник, в котором бы отражались все движения души, и диавол не смог бы запутывать сестру во время духовной брани. Не скрывать в себе грех, не оправдывать себя в немощах, а вести беспощадную войну с грехом внутри себя, расчищать в душе место для Бога и Его Святых Даров, выкорчевывать из себя греховные навыки и пороки, приобретенные в мирской жизни - задача каждой сестры в созидании святой обители. Болеет грехом одна сестра - вместе с нею болеют и все сестры монастыря. Сестра должна помнить, что ее грех становится общим грехом и разрушает то, что с таким большим трудом созидается совместными усилиями и молитвами - мир и благословение Христово. Ответственность за жизнь монастыря побуждает сестру к осторожности и благоразумию в словах, мыслях и взглядах, в общении с ближними и особенно с противоположным полом. Скромность и целомудрие отличают монашествующую сестру. Не только самой, но и другим не подавать повод к соблазну.

Монастырь в честь святой Блаженной Ксении Петербургской общежительный, поэтому все ценности монастыря - достояние церковное и принадлежат не отдельным монахиням, а всей общине.

Бережное отношение к церковному и личному имуществу, простота и скромность - вот что отличает монахинь в повседневном обиходе. Особенное внимание уделяется благоговейному поведению в храме. Внутреннее покаянно-молитвенное состояние во время богослужений отличает монастырскую сестру. Храм - место святое, и всякие посторонние разговоры, вольное хождение по храму, суетливость не позволительны для сестер. Сестры ревностно относятся к уставным монастырским службам и дорожат временем, проведенным в храме.

На территории монастыря должны поддерживаться чистота и порядок. Храм, келии, трапезная, двор монастыря - все должно стать родным, и на всем должна лежать забота и усердие сестер. Особое старание, радение сестры проявляют в подготовке храма к церковным праздникам и богослужениям.

Каждая сестра несет свое послушание и отвечает за то, с каким усердием оно выполняется. Послушания назначает игумения, и оно обязательно для всех сестер без исключения.

Время трапезы в монастыре определено так, чтобы сестры, собираясь вместе, не только вкушали пищу телесную, но и духовно насыщали себя чтением, которое совершает уставный чтец. Только нужды послушания позволяют сестре не быть на общей трапезе. Начинается и заканчивается общая трапеза по звоночку, который дает игумения.

День в монастыре заканчивается общей вечерней молитвой, после которой сестры с пением церковных молитв обходят крестным ходом территорию монастыря, прося Божиего покрова и благословения. В конце крестного хода сестры просят друг у друга прощения и с миром в душе расходятся по кельям.

В монастыре отводится время для отдыха сестер, и сестра должна распределять его так, чтобы хватало времени и сил на церковную молитву и послушания. Не надрываться, а быть бодрой и способной поддержать того, кому нужна помощь, не засыпать на ходу, а с усердием выполнять свое послушание - все это требует от сестры-монахини благоразумия и трезвой оценки своих физических и духовных возможностей.

Сестра, пришедшая в монастырь, не только борется с грехом, живущим в ней, но и старается молиться и служить ближним на своем послушании. За святое послушание сестре даются силы помогать ближним в познании Бога и Святой Церкви. Через сестру Господь подает руку болящим и труждающимся, вселяет в отчаявшихся надежду на спасение. Своей христианской любовью сестра согревает сердца измученных грехом больных людей. В этом послушании милосердия сестры-монахини подражают святой Блаженной Ксении Петербургской, имя которой носит монастырь.

Монастырь является духовной сердцевиной Сестричества. Сестричество обеспечивает материальные нужды монастыря, а монастырь духовно поддерживает и укрепляет сестер и братьев в их нелегких послушаниях. Поэтому сестры-монахини для них должны быть примером в молитвенном стоянии и делах милосердия. На общих собраниях сестры-монахини своим участием стараются укреплять духовные основы Сестричества, вспоминая слова апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов».

Всецело предавшись воле Божией, сестры облачились в священные одежды монашеского покаяния. Каждая сестра должна понимать и всегда помнить, что ее облачение - не знак особого почитания и повод превозношения над другими сестрами, а смиренное рубище Христово, которое не дает никаких прав и привилегий, но обязывает ко многому. Сестра должна чувствовать свою ответственность перед Святой Церковью, которая облачила ее в брачные одежды Невест Христовых.

Сестры свято верят, что монастырь - это то место, которое определил Господь для их спасения. Бог есть Любовь, и поэтому любить Бога - стремиться во всем жить по воле Божией. Именно для этого Бог собрал сестер вместе и создал монастырь - святую семью сестер-монахинь.

Смиряясь друг перед другом, поддерживая сестру, которая рядом, каждая сестра изо всех сил старается, чтобы в монастыре сохранялась атмосфера любви и взаимного доверия. Все спорные вопросы и недоразумения разрешаются совместно при участии игуменьи и духовника. Не человеческая мудрость, а смиренная покаянная совместная молитва помогает сестрам вместе идти к Богу.

Непозволительны в монастыре осуждение, лицеприятие, лесть, человекоугодие. Говорить плохое о сестре в ее отсутствие категорически запрещается и карается самым строгим образом. Все должны стремиться к открытости и порядочности в отношениях между собой. Без этого невозможно никакое духовное созидание. Если разрушается единство, монастырь распадается на отдельные личности, противостоящие друг другу, борющиеся за свое превосходство, насильственно навязывающие свою волю другому Только научившись любить друг друга, с Божией помощью сестры смогут полюбить ближних, которым потребуется помощь через молитву и дела милосердия. Любовь-самый великий дар Божий в этом мире, и только те, кто постоянно следят за своим внутренним миром, смиряются друг перед другом, делают ежедневное усилие в борьбе с грехом, по святым молитвам сестер вкушают этот Небесный Дар.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ЖИЗНИ В МОНАСТЫРЕ

составлены сестрами Свято-Ксениевского монастыря по благословению игумении Василиссы (Медведь) и духовника протоиерея Виктора Белякова

Условия принятия в монастырь

1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.

2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.

3. В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки, а также душевнобольные по врачебным показаниям.

4. Инокини, самовольно ушедшие из другого монастыря, не принимаются. Поступающие в обитель по благословению правящего Архиерея из другого монастыря дают письменное обязательство во всем подчиняться Уставу и обычаям монастыря и поручаются кому - либо из старших сестер.

5. Поступающая в монастырь должна предъявить паспорт, свидетельство о семейном положении, и другие документы, перечисленные в анкете для поступающих в монастырь, принятой в Московской Епархии, .а также пишет свою автобиографию и прошение о принятии в монастырь на имя Настоятельницы. Копия распоряжения Настоятельницы о принятии в монастырь и все указанные документы представляются в Епархиальное Управление.

6. Новопоступившая проходит испытание в течение трех лет и, если окажется достойной, Настоятельница ходатайствует перед правящим Архиереем совершить ее постриг в монашеский чин.

7.Представление послушницы к пострижению в монашество должно быть основано не просто на исполнении обычно положенных трех лет искуса, но на приобретенном посредством надзора и испытания удостоверении в благонадежности ее к достойному прохождению монашеского подвига.

8.Испытуемая принимается в общество сестер и проходит испытательное житие под руководством монахини-наставницы.

9. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначальной, а также если известна благочестивая жизнь постригаемой до вступления ее в монастырь.

10. Принятой в число сестер послушнице, по некотором испытании с благословения правящего Архиерея разрешается ношение подрясника, а после того, как в монастыре прожила не менее одного года, по благословению правящего Архиерея может быть пострижена в рясофор - при этом возможна перемена ее имени.

11. Стремясь во всем отсекать свою волю, сестры обители не могут домогаться пострижения в монашество, вполне вверяя себя воле Настоятельницы. По предложению Настоятельницы насельницы обители пишут прошение на ее имя о пострижении в монашество, прося ходатайствовать об этом правящего Архиерея.

12. Вступая в монастырь и готовясь к принятию монашеских обетов, послушница отсекает всякую связь с миром, поддерживая только духовные отношения с близкими. Она обязывается по заповеди Господней не иметь никакой собственности в миру, заранее распорядившись ею или передав ее в распоряжение ближайших родственников.

13. Насельницы обители, не имеющие пострига, могут быть уволены Настоятельницей, в этом случае копия распоряжения Настоятельницы направляется в Епархиальное Управление. Имеющие постриг увольняются с благословения правящего Архиерея.

14. Принимаемая в сестричество не может претендовать на помещение, ею занимаемое (келия, или часть келий), ибо она не является ее собственностью, но представляет особое общежитие или служебное помещение.

15. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем условием, чтобы жертвовательница дала подписку о том, что за свою жертву она не будет искать преимуществ или требовать ее обратно при увольнении из монастыря.

16. Насельницы монастыря, получающие пенсию по инвалидности, по старости и прочие пособия, переводят их на счет монастыря.

ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКИНЬ

1. Новоначальная прежде всего внимательно изучает Устав Свято-Ксениевского женского монастыря, чтобы при первых же шагах своего пребывания в нем не нарушать заведенные в монастыре порядок и дисциплину. Прочитав весь Устав от начала до конца, новоначальная дает подписку в том, что она знакома с Уставом и обязуется его свято выполнять, в случае же нарушения Устава обязуется немедленно по благословению Настоятельницы (или заменяющего ее лица) удалиться из обители, не выдвигая никаких претензий к администрации монастыря.

2. Новоначальная должна всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставление св. Василия Великого к начинающим инокам: "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью" (Поучение на 1 января к ученикам философа Ливания).

3. По отношению к Настоятельнице и сестрам новоначальная должна оказывать смиренную почтительность. При встрече с Настоятельницей следует брать благословение: прочим насельницам приветствие можно выражать поясным поклоном. Каждый раз при встрече с Настоятельницей следует оказывать ей почтение смиренным глубоким поясным поклоном.

4. Входить в келию к сестрам следует с молитвой: " Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас", и только тогда, когда будет получен ответ "Аминь".

5. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

6. Подобает беспрекословно подчиняться воле Настоятельницы и лиц начальствующих, помня, что истинное и совершенное послушание выказывается в том, чтобы без благословения не только удерживаться от несообразного, но не делать и самого похвального, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: "Ибо Я сошел с Небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин. 6, 38).

7. Усердное и прилежное послушание для вступивших в обитель есть залог их будущего духовного возрастания и спасения.

8. Избегать своеволия; ничего не делать без благословения вышестоящих, даже пусть будто похвального, дабы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

9. Распоряжения Настоятельницы по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но, напротив, с молитвою и смирением, выполнять.

10. Если кто-либо из сестер уклоняется от выполнения правил иноческой жизни, Настоятельница пытается образумить ее увещаниями. Кто упорствует в непокорности и не принимает исправительных мер, того надобно строго обличить при всех сестрах. Если же кто и после многократных увещеваний не исправляется, то его следует, как поврежденный член тела, вовсе отсечь от общего тела сестричества.

11. Кто не принимает послушания, одобренного Настоятельницей, тот должен наедине или открыто привести свои возражения, если имеет какое-либо разумное основание, или молча исполнять то, что приказано. Если сам стыдится, пусть употребит на сие посредниками других. Если же кто будет упорствовать в непокорности, жалуясь втайне, но не объявляя открыто и честно своего огорчения, тот, как посевающий сомнение в сестрах и колеблющий уверенность в святости послушания, подлежит изгнанию из сестричества.

12. Никто не должен входить в любопытные исследования и осуждение действий Настоятельницы и иных должностных лиц, кроме тех, которые по степени и по благоразумию близки к Настоятельнице и которых она сама по необходимости допускает к совещанию и рассуждению об общих делах монастыря.

13. Новоначальная должна быть в постоянном мире и любви со всеми сестрами обители, стараясь быть со всеми приветливой и услужливой.

14. Начало всякого послушания совершается по совершении крестного знамения при чтении краткой молитвы ("Господи, благослови" и др.), равно и при окончании послушания надлежит сотворить крестное знамение с молитвою ("Слава Тебе, Господи" и др.).

15. Новоначальным не следует заводить в келии предметов роскоши, как отвлекающих от богомыслия и способствующих рассеянию ума. Лучшим украшением иноческой келии да служит Св. Библия и иные душеполезные книги

16. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие в монастыре не должны даже именоваться в нем, т. е. категорически воспрещаются, и нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

17. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов ко греху.

18. Везде и всегда прилично монахине воздерживаться празднословия, помня слова Господа: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и слов своих осудишься" (Мф. 12, 36).

О ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

1. Каждый член сестричества монастыря в отношении к жизни духовной должен быть под наблюдением игумении или монахини-наставницы.

2. Настоятельница и Духовник наблюдают, чтобы все сестры очищали совесть свою таинством покаяния и причащались Св. Таин во все четыре поста непременно, а некоторые, смотря по их душевному состоянию, и чаще.

3. Ради духовного преуспевания каждая насельница обители должна почитать своею священною обязанностью ежедневное чтение Священного Писания, а также творений Святых Отцов и иной душеполезной литературы, находя в ней духовную пищу и духовное утешение.

4. Сестры не должны ничего особенного предпринимать по своей только мысли и воле (в отношении, в частности, к особенным духовным подвигам), например, налагать на себя пост сверх положенного по уставу, и прочее, чтобы самоугодие и самочиние в духовном деянии не повредило общего благого дела спасения души.

5. Если кто из сестер оскорбит кого-нибудь, то неотлагательно должен испросить прощение у оскорбленного, а оскорбленный должен стараться с кротостью и любовью простить обидевшего.

6. Насельницы обители должны помнить, что своим трудолюбивым и неослабным выполнением заповедей Божиих, правил отеческих и церковных уставов, они открывают себе путь к высшей жизни, духовной и созерцательной, а нарушением установленных правил монашеского жития подвергнутся горькому осуждению. Поэтому ради пользы самих же претыкающихся в поведении необходимы и исправительные меры, употребляемые без злобы на согрешающих, но с внимательным рассмотрением вины. Виновный же, получая епитимию, принимает ее не как бич, а как врачевство к поощрению к лучшему.

7. В качестве исправительных мер могут быть употреблены: удаление от общей трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственное и почетное, а также поставление на поклоны.

8. Относительно поклонов монастырь руководствуется следующим суждением Митрополита Московского Филарета: "Обычай ставить за проступки на поклоны требует духовного рассуждения. И начальник и виновный не должны смотреть на сие, как на наказание. Молитва, по существу своему, есть и должна быть представляема действием благотворным, а не карательным. Ставить на поклоны при братии также не должно с мыслью унижения или постыжения. Молитва есть действие священное и не должна быть представляема действием постыдительным. Должно ставить на поклоны с тем, чтобы нарушивший свою обязанность просил от Бога прощения и помощи к своему исправлению. Сие должно делать без многих свидетелей, чтобы он удобнее мог молиться без смущения. Если настоит нужда поставить кого на поклоны при братии, то надлежит внушить ему и братии, что это не для уничижения его, но чтобы прочие, видя его покаяние, призвали ему помощь Божию к исправлению".

О БОГОСЛУЖЕНИИ

1. Важнейшим предметом внимания монастырского начальства и усердия сестер является церковное Богослужение и молитвенное правило. Поэтому все сестры от начальствующих до новоначальных должны недопустительно и благоговейно участвовать в Богослужении и молитвенном правиле или при нем присутствовать.

2. Уклонение или нерадивое отношение к храмовой молитве, к этому Священнейшему делу, должно считать важным нарушением распорядка духовной жизни монастыря.

3. Цель частой продолжительной молитвы та, чтобы приобретением навыка непрестанного и живого памятования о Боге стяжать в своем сердце благодать Святого Духа. Церковная служба совершается благолепно и по Уставу, без пропусков и нововведений. Настоятельнице и ответственным за совершение Богослужения лицам надлежит строго следить за тем, чтобы служба совершалась по раз и навсегда заведенному в монастыре порядку, а необходимые изменения проводить с величайшей осмотрительностью.

4. Для соблюдения чинности и порядка в совершении Божественных служб Благочинная монастыря совместно со старшим священником ежемесячно составляют контролируемое и подписываемое Настоятельницей расписание Богослужений монастыря, подворья и скита с указанием священнослужителей, занятых в каждой отдельной службе.

5. За полчаса до начала утреннего молитвенного правила или Богослужения будильная, взяв благословение у Благочинной, обходит все келии с молитвой для возбуждения сестер от сна.

6. Каждая из сестер должна стараться прийти в церковь до начала Богослужения или молитвенного правила. О не пришедших или пришедших в церковь с опозданием Благочинная объявляет Настоятельнице. Также никому не следует уходить из церкви прежде окончания Богослужения или молитвенного правила.

7. Некоторые из инокинь, в силу своего особого послушания по монастырю (в трапезной, просфорной и т.п.) не могут быть ежедневно на богослужениях, на что они получают благословение от Настоятельницы или Благочинной. Им такое послушание вменяется также, как молитва в храме. В будние дни сестры, не участвующие в совершении богослужения, расходятся на послушания при начале чтения кафизм на Утрени, в дни полиелейных праздников - после помазания святым елеем. На вечерних богослужениях присутствуют все сестры, не занятые с благословения Настоятельницы послушаниями.

8. Совершители богослужения, читающие, поющие в церкви должны исполнять свое дело с неослабным вниманием, без поспешности, "со страхом и трепетом" и не нарушая церковное пение нововведениями, несообразными с простотою и умилением, свойственными монастырскому Богослужению.

9. Никто из сестер ни под каким предлогом не должен брать для себя лично ни денег, ни других вещей, но сдавать все доходы ответственным по монастырю лицам.

10. Являться к Богослужению сестры обязаны в полном облачении, а к молитвенному правилу - в хитоне и апостольнике /послушницы – в хитоне и платке/.

11. На пути в церковь и из церкви сестры не должны останавливаться и входить в праздные беседы с посторонними, но если от кого будут о чем-либо спрошены, ограничиться необходимым кратким ответом.

О священнослужителях монастыря

1. Монастырский священник должен отправлять церковную службу благолепно и по уставу, без пропусков и нововведений.

2. Содержание священникам представляет монастырь по благословению Епархиального Архиерея.

3. Богослужебный чин и порядок в церкви определяет Настоятельница монастыря.

4. Духовником монастыря является священник, рекомендуемый для этого послушания Настоятельницей монастыря.

О поведении в храме

1. К Литургии надо приходить к 3-му часу. На богослужении можно сидеть только во время чтения кафизм, паремий и проповеди. Если по немощи сестра не может стоять во время богослужения, то пусть постарается сесть в более укромное место. Запрещается сидя читать сорокоусты.

2. На богослужениях сестры, не занятые на клиросе, следят за подсвечниками, подают запивку во время Причастия.

3. К Причастию, к Кресту, помазанию сестры подходят по чину после прихожан. Просфорки на Литургии берут после благодарственных молитв по Святом Причащении сначала клиросные, а потом остальные сестры по чину.

4. Неусыпаемая Псалтирь читается сразу после уставного богослужения (ради частной требы Псалтирь не отменяется). В воскресенье, престольные и двунадесятые праздники, на Святках и на Светлой седмице (от Пасхи до Литургии в среду на второй седмице) Псалтирь не читается.

5. Присутствие на чине Прощения обязательно. Подойдя к сестре, нужно сказать: «Прости меня, грешную, и помолись обо мне, грешной» и сотворить трехкратное целование в плечи. От Пасхи до Вознесения старший говорит: «Христос воскресе!», младший ему отвечает: «Воистину воскресе!»

О посещении богослужений

Сестры посещают все богослужения в течение недели; обязательными являются также богослужения в воскресные дни и на двунадесятые праздники.

О благословении

1. В монастыре все делается по благословению: какое сестре нести послушание, сколько времени там проводить, как посещать богослужение и выполнять келейное правило; с течением времени, с изменением каких-либо обстоятельств опять же с благословения игумении вносятся необходимые коррективы.

2. Когда сестре дается какое-то дополнительное послушание, она заботится о том, чтобы не было сбоев в уже имеющихся у нее послушаниях.

3. Монашеские и сестрические собрания, еженедельная исповедь у духовника, воскресные и праздничные всенощные бдения, общие трапезы являются обязательными. Если сестра не может на них присутствовать, она должна заранее предупредить настоятельницу или духовника.

4. На выезды из монастыря, на письма и телефонные звонки испрашивается благословение у настоятельницы или духовника. В случаях выездов из монастыря или иных изменений обычного хода повседневной жизни сестра должна ставить в известность благочинную и старших по послушаниям (регента, руководителя мастерской, ответственного за график чтения Неусыпаемой Псалтири и т. д.).

5. Опаздывать на богослужение, трапезу, собрание нельзя. При опоздании на трапезу или собрание просят у старшего разрешения войти. Также чтобы выйти во время богослужения, трапезы, собрания, необходимо отпроситься у старшего. Если сестра нарушила благословение, не отпросившись заранее, то она просит прощения у Бога на Исповеди и сообщает благочинной (или настоятельнице).

6. На выдачу вещей из рухольной, приобретение вещей, лекарств, на получение диетического питания берется благословение у настоятельницы. Деньги на покупки берутся у благочинной.

7. Для того чтобы принести трапезу болящей сестре в келью, нужно взять благословение.

8. Посторонние лица могут входить в кельи только по благословению благочинной.

Келейное молитвенное правило

Каждая сестра ежедневно должна выполнять молитвенное правило в своей келье.

Для послушниц : утренние и вечерние молитвы с дополнительными молитвами о единстве и строительстве, 10 земных поклонов утром и вечером за монастырь и Сестричество, сестрический помянник, акафист святой Блаженной Ксении Петербургской, Иоанну Предтечи Крестителю Господню, молитвы за храм, о строительстве, канонник, глава Евангелия и глава Апостола и 150 Иисусовых молитв в течение дня;

для инокинь к перечисленному добавляется 3 главы Евангелия и 3 главы Апостола и пятисотица, суточная Псалтирь, 200 земных поклонов, вместо 150 молитв - 1000 Иисусовых молитв в течение дня;

для монахинь к иноческому правилу добавляется кафизма Псалтири, 300 земных поклонов, и вместо 1000 молитв вычитываются 2000 Иисусовых молитв в течение дня.

О постриге

После пострига сестры проводят время в храме в молитве и Богомыслии, отстраняясь от дел и разговоров: инокини - ночь, монахини - трое суток (выходят только по необходимости в сопровождении сестры), оставаясь в той одежде, в которую новопостриженную сестру облачили (ночью можно укрыться верхней одеждой). Питание сестер в храме и все возникающие вопросы решаются через благословение настоятельницы. После монашеского пострига сестра старается 40 дней ходить в постригальной рубашке и не мыться. После 40 дней постригальные свеча, сандалии, рубашка и чулки в чистом виде аккуратно складываются и хранятся сестрой на ее погребение.

Об облачении

Во время уставного богослужения и чтения Неусыпаемой Псалтири сестра должна быть в полном облачении. В жаркую погоду разрешается носить белый апостольник на территории монастыря и в мастерских, а также на послушаниях по сбору пожертвований. Нельзя заходить в белом апостольнике в храм. Лоб должен быть всегда закрыт. Ходить в рубашке и с непокрытой головой не благословляется.

О трапезе

В монастыре две общие обязательные трапезы вне поста: обед в 10.00 и ужин в 15.00. Если сестринская трапеза поставляется непосредственно по окончании церковного Богослужения, то сестры прямо из храма идут в трапезную.

Испросив благословения у Настоятельницы, трапезная ударяет в колокол, и сестры немедленно собираются на трапезу, которая начинается и оканчивается положенными по уставу молитвословиями.

В продолжение трапезы сестры сохраняют безмолвие, внимая предлагаемому чтению из житий святых или из поучительных книг. Для чтецов составляется особое расписание на неделю или больше, и никто из сестер не должен уклоняться от этого послушания.

Позднее схождение в трапезу или исхождение из нее прежде окончания без благословения признается беспорядком и не оставляется без ответственности.

Никто не должен брать пищу в келию, кроме тех, которым разрешит Настоятельница или Благочинная, как не могущим прийти в общую трапезу, например, по болезни, по глубокой старости и иным серьезным причинам. Незаконно опоздавшие могут быть вразумлены выговором или вовсе лишены трапезы.

Хранить в келье продукты запрещается. Пить чай можно в любое время в специально для этого предназначенной комнате, продукты для чаепития можно спросить в трапезной.

В помещение кухни заходить сестрам не разрешено.

О келейном пребывании

1. Время, оставшееся от церковного богослужения и исполнения послушания, должно проводиться монашествующими в келий весьма благоразумно и бережно, с желанием приобрести как можно больше пользы, а главным образом, духовной, избегая всякого потворства своим страстям.

2. Таковыми полезными келейными занятиями могут быть: а) келейное правило по Уставу и благословению Настоятельницы; б) чтение душеполезных книг с выпиской из них наиболее назидательных для инокинь мест. в) упражнение в духовном чтении и пении, изучение нотной азбуки, церковно-славянского языка, церковного Устава и приготовление к церковной службе; г) занятия, выполняемые как послушание, рукоделие в пользу обители и для иных полезных целей; д) уборка келий, чистка и ремонт одежды, обуви и прочее.

3. Любимой настольной книгой инокини должно быть святое Евангелие.

4. Среди духовно-нравственной литературы могут быть рекомендованы к келейному чтению сочинения следующих подвижников благочестия: аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Макария Великого, Исаака Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, пять томов Добротолюбия, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, Афонский Патерик, Жития святых и многие другие сочинения наших святых отцов и духовных писателей.

5. Прием в келии посторонних посетителей, а так же и сестер своего монастыря для праздных бесед категорически недопустим. Пришедшая по делу должна кратко изложить его суть, и, получив краткий ответ, тотчас выйти. Нахождение в келии постороннего лица в позднее время, после времени чтения повечерия, признается серьезным нарушением.

6. В случае серьезной болезни монахиня может обратиться к врачу, выехать к нему из обители, предварительно взяв на это благословение у Настоятельницы.

7. Молитва келейная, чтение псалтири и особенно Св. Евангелия гасят многие страсти души и тела,

8. Келейное богомыслие возвышает, освящает ум и очищает сердце, приносит мир душе.

9. Ум, по учению святых отцов, никогда не должен быть праздным.

О внешних посетителях и взаимном посещении келий

1. Лица мужского пола в келии ни под каким видом не допускаются. Если же монашествующей возникает необходимость увидеться с близкими родственниками, то таковые принимаются не в келлии, а в особо назначенной приемной монастыря.

2. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права никого из посторонних оставлять у себя в келий на ночлег, а также никто из сестер не имеет права ночевать в чужой келий своего монастыря.

3. Сестры с благословения Настоятельницы могут посещать одна другую в келиях для помощи больным и престарелым, но не для пустых разговоров и забав.

4. После вечерней трапезы и повечерия монашествующая должна оставаться в своей келий, кроме тех особых случаев, когда вызывает духовное начальство или нужно посетить больную и тому подобное.

О монастырском имуществе

Надо бережно относиться к монастырскому имуществу: гасить горящий без надобности свет, не оставлять включенным будильник; аккуратно носить облачение, не оставлять его замоченным более необходимого времени, летом в хорошую погоду сушить облачение на улице, а не в ванной; сразу производить необходимый ремонт одежды (по возможности самостоятельно, а в ремонтную мастерскую отдавать только по благословению).

Монашествующая сестра не нуждается в особых предметах ухода за телом (например, в парфюмерии, фене, маникюрном наборе), кроме самых простых (мыло, шампунь, зубная щетка, мочалка, ножницы, расческа). Даже допустимые в монастыре носильные вещи и предметы должны содержаться у сестры в минимально необходимом количестве. Ненужные сестре вещи (в том числе по причине сильного износа) сдаются рухольной сестре.

Сантехника, электрика, плотника сестра самостоятельно не приглашает. Ес-ли возникают проблемы в эксплуатации мебели и оборудования, необходимо сообщить об этом рухольной или благочинной.

В любой ситуации сестры оставляют после себя порядок.

Культура общения

В кельи, в мастерские заходят, сотворив молитву и дождавшись «аминь», аккуратно закрывают за собой двери.

К инокиням и монахиням обращаются «мать», к послушницам и братьям - «сестра» или «брат».

Сестры приветствуют друг друга словами «Христос посреди нас». В ответ говорится «Есть и будет».

Сестры везде соблюдают святую тишину!

Условия отлучек из монастыря

1. Выход из монастыря может быть двояким: по послушанию (должностной необходимости), и по желанию имеющих в этом уважительную личную потребность. Без благословения Настоятельницы никто не имеет права выходить из монастыря не только по собственным нуждам, но и по делам обители.

2. Если кому-либо из монашествующих потребуется в дневные часы (до начала вечернего богослужения) отлучиться на короткое время, из обители, то для этого необходимо иметь устное разрешение Настоятельницы, а в отсутствие ее-заменяющего ее лица. При поездке домой, в иные города или селения, даже на самый незначительный период, надо писать прошение на имя Настоятельницы с указанием причины, точного адреса своей поездки и времени возвращения.

3. Направленные в виде особой нужды на послушание в горбд или другие места вне стен монастыря должны немедленно возвращаться в обитель по окончании этого послушания.

4. Отлучающиеся из обители по своем возвращении дают немедленный отчет лицам их отпустившим (в том числе и по хозяйственной надобности).

5. Монашествующие не должны ходить в дома на похоронные, поминальные и т.п. обеды.

6. Послушницы во время отлучки из монастыря не должны носить иноческого одеяния.

7. Монашествующие всячески должны избегать оставления своей обители даже на самое короткое время, помня, что стены и дух монастыря - это лучшая защита от разных соблазнов и искушений. Каждая инокиня, побывав в миру, возвращается в свою келию в духовном плане худшей, чем из нее вышла: так учат святые подвижники.

8. Понудим же себя, сестры, стяжать благой навык к терпеливому пребыванию в монастыре, выходя из него только по крайней нужде. Святой Антоний Великий по этому поводу когда-то сказал: "Как рыбы, оставаясь на суше, умирают, так и монахи, пребывая с мирскими людьми, вне монастыря, теряют расположение к безмолвию. Как рыба стремится к морю, так и мы должны стремиться в свои келий, дабы, замедля вне ее, не забыть о внутреннем хранении" (Алфавитный Патерик).

Условия удаления из монастыря

1. Инокини, которые изменили своим обетам и стали жить зазорно, своей неисправностью кладя пятно на святую обитель и пороча Святую Церковь, после неоднократных увещаний и дисциплинарных взысканий могут быть удалены из обители как негодные к монашеской жизни и как вносящие соблазн в среду монашествующих.

2. Увольнение из монастыря послушниц производится распоряжением Настоятельницы, которое доводится до сведения правящего Архиерея, а инокинь и монахинь распоряжением правящего Архиерея. Добровольно оставляющие монастырь подают об этом письменное заявление Настоятельнице. Они обязуются не носить монашескую одежду.

3. Инокиня, уволенная из монастыря, должна в кратчайший срок, указанный Настоятельницей, сдать благочинной келию и ключи от нее, монашескую одежду и другие казенные вещи, возвратить библиотекарше взятые из библиотеки книги и в мирской одежде удалиться из обители.

4. Если какая-либо монахиня, удаленная из монастыря или добровольно оставившая его, потом, познав свое падение, возвратится и будет проситься обратно в обитель, таковую можно, по рассмотрении ее дела, принять, но уже в разряд вновь поступающих.

5. От удаленных или самовольно ушедших из монастыря и вновь пожелавших возвратиться в него следует потребовать письменное обещание впредь вести жизнь, согласную с Евангелием и монастырским Уставом.

6. В случае смерти какой-либо сестры все ее имущество по описи, составленной казначеей, экономом и благочинной, передается на склад и является общим монастырским достоянием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Данный монастырский Устав, как руководство для иночествующих, должен с молитвой и усердием, по мере сил, проводиться в жизнь ради спасения и духовного возрастания.

2. Устав не является порождением схоластическим или творением человеческого ума, но имеет своим источником Святую Библию, учение святых отцов и богатый, многовековой опыт наших подвижников и монастырей.

Устав Свято-Ксениевского женского монастыря составлен на основе

Устава Троице-Сергиевой Лавры /1956г./ в апреле 2013 г.

Зародившись и столь быстро распространившись, монашеский образ жизни стал привлекать к себе все больше и больше последователей. Естественно, как и во всяком живом организме, и на этом пути были по временам и местностям спады и подъемы. Так, к V веку монашество увеличилось численно настолько, что выражение «пустыня населилась иноками» (и превратилась как бы в город монахов) получило реальное подтверждение, поскольку численность людей, уходивших жить в отшельнические обители, стала вполне соотноситься с населением больших городов, окруженных пустынными землями. Но через некоторое время количество монастырей резко сократилось в связи с возникшей опасностью арабского нашествия. Новое мусульманское учение быстро распространялось по всему Востоку, а его воинственно настроенные приверженцы часто становились обычными разбойниками и разоряли незащищенные пустынные жилища иноков. Так почти замерла жизнь в египетских пустынях, были замучены и умерщвлены многие монашествующие Малой Азии. Разбойники добрались даже до европейских византийских владений и разоряли обители Греции и Италии. Несколько раз возрождалась иноческая жизнь на Святой Горе Афон, что случилось после совершенного опустошения полуострова арабами в 670-х и 830-х годах. Но места, отдаленные от мира, вновь и вновь населялись любителями безмолвия. И Афон становился все более привлекательным местом для них.

Истории об основании монашеской жизни на Святой Горе еще самим императором Константином Великим подробно отвергает в своем труде епископ Порфирий (Успенский). Однако и он признает достоверным, что император Феодосий Великий после чудесного спасения от потопления у берегов Афона в 383 году заложил там строительство Ватопедской церкви, возле которой вскоре возникли монашеские поселения . Имея в виду, что к концу IV века, как это было показано выше, монастыри возникают уже и по всей западной части империи, вполне вероятно, что и вокруг основанной императором церкви могло возникнуть монашеское поселение. Позже, найдя удобными природные условия полуострова и вдохновившись историей о посещении этих земель Пресвятой Богородицей, монашествующие быстро заселили склоны Святой Горы. Значимость этой области также возросла вследствие и пребывания там многих почитаемых святых, таких как первый безмолвник Афона преподобный Петр, устроитель монашеской жизни преподобный Афанасий, главный защитник Православия и умного делания святитель Григорий Палама, наставник и возродитесь умной молитвы преподобный Григорий Синаит и множество других.

Авторитет Святой Горы для монашества, начиная со Средних веков, становится уже настолько несомненным, что учиться иноческой жизни именно там стремилось большинство ревнителей благочестия. Поэтому важно отметить те уставные правила, которыми руководились жители этого блаженного места. Самые известные из них, которые послужили основой для многих последующих правил, были «Первые правила», данные собором старцев по указанию императора Иоанна Цимисхия, и устав преподобного Афанасия Афонского для своей Великой лавры. Появление правил старцев было вызвано как раз беспорядками, учиненными после смерти императора Никифора Фоки - благотворителя преподобного Афанасия. Тогда безмолвники Святой Горы, недовольные нововведениями святого, пожелали изгнать его с Афона. Но, собравшись вместе под руководством послов императора Иоанна из Студийского монастыря, они уладили дело, подписав детальный устав о жизни монахов на Афоне. В нем подробно описываются правила приема в обители, запрещая пострижение без длительного испытания (более года), а также говорится о безусловном отказе в приеме отроков (безбородых) и евнухов . Много указаний дается в отношении распоряжений игуменом своим «огородом», то есть владением, который он может продать или завещать кому-либо по смерти, но не присоединять к другой обители и не перепродавать, за что монахи навсегда могут быть изгнаны с Горы. Описаны также примеры прохождения святой четыредесятницы, приближенные к полному безмолвию. Даже игуменам в эти дни «не дозволяется производить никаких работ или явно делать что-либо другое, кроме духовного» . Заканчивается устав описанием обязанностей эконома всей Горы, которому поручено изгонять всех сеющих ссоры и соблазны, иначе вина падет на него самого. В целом правила представляют собой уже взвешенный официальный документ, характерный для сложившегося имперского канцелярского стиля. И хотя в нем уделяется место разбору частных моментов иноческой жизни, но значительная часть посвящена урегулированию имущественных вопросов и утверждению прав отдельных должностей и обителей. Это совершенно нехарактерно для древних монашеских уставов как Востока, так и Запада, где внимание уделяется организации духовной жизни братии через детальное регламентирование внешней деятельности. Однако канцелярский язык соборного постановления послужил примирению враждующих течений афонского монашества и дал возможность в полную силу развиться деятельности одного из главных устроителей иноческой жизни на Афоне - преподобному Афанасию. Под соборными правилами подписались все почитаемые игумены Святой Горы, включая преподобного Афанасия и главных его противников - прота Афанасия и монаха Павла. Заканчивается же устав одобрением императорского посланника Ефимия - «монаха благоустроенного монастыря Студийского» . Выбор легата именно из этого монастыря подтверждает значимость Студийской обители для Византии Средних веков. Действительно, ее устав, оставленный преподобным исповедником Феодором Студитом, настолько почитался среди монашества, что стал образцом для многих обителей не только Константинополя и соседних областей, но и других стран, принимающих Православие по греческому обряду.

Студийский устав

Сам студийский устав сохранился до нашего времени в разных редакциях, особенно известны из них две: анонимная «Ипотипосис» и устав патриарха Алексия Студита. О прямой преемственности их от преподобного Феодора свидетельствуют сходные слова их предписаний. В первом, анонимном, источнике подчеркивается подходящий для разбираемой здесь темы момент: «Многие и различные утвердились в честных монастырях от древних времен предания, и одни из них управляются и ведутся в Царство Небесное одними уставами, другие - другими. Одно из всех есть предание, содержимое нами, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора, и не мы одни, но и многие из лучших монастырей избрали его как совершеннейшее, устраняющее излишества и недостатки. Посему и мы ныне, повинуясь отеческим приказаниям, приклонили себя к послушанию, чтобы предать его письменно в непреходящую память родам». Подобно этому, на авторство преподобного Феодора указывается в самом заглавии устава патриарха Алексия Студита. Позже этот устав, как было сказано, разошелся даже за пределы империи, и именно его полагает в основу своих правил преподобный Афанасий Афонский. О том свидетельствует и установление киновиального строя, и использование «Ипотипосиса» в качестве основы для «Диатипосиса», составленного создателем знаменитой афонской киновии . С него началась и уставная монашеская жизнь в нашей стране, поскольку строитель Киево-Печерской лавры преподобный Феодосий послал в Константинополь именно за образцом студийского устава - по нему он и установил порядки в первой на Руси иноческой обители. Об этом замечает Киево-Печерский летописец преподобный Нестор в своем труде под годом 6559: «Когда же Феодосий принял монастырь… стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря… и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем: как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни - все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри этот устав» .

О самом же студийском уставе, в том виде, как он описан в дошедших источниках, можно заметить, что он состоит из двух главных частей - дисциплинарного и богослужебного смысла. Во второй части рассматриваются особенности богослужебного суточного круга и рубрики для праздничного и неподвижного годового круга. Первая же часть представляет собой правила повседневной монашеской жизни, отмечая и разбирая разные частные случаи устроения обители. По структуре они разделяются на три раздела: «Монашеские заповеди», «Главы о трапезах» и «Главы о распределении пищи». Как замечает, разбирая содержание студийского устава, преподаватель МДА Алексей Пентковский, «Монашеские заповеди» описывали в целом монастырскую жизнь в общежительной обители. Этот текст начинался статьей о необходимости повиновения игумену и содержал предписания и наставления, определявшие различные стороны монастырской жизни. Следуя по порядку изложения, там находились: предписание о правилах временного выхода из монастыря, наставление о бережном отношении к монастырскому имуществу, запрещение монахам собираться вместе, предписание регулярно исповедоваться игумену, ему же наставления о наложении епитимий, список монастырских должностей, предписание о бережном отношении к монастырским финансам, замечания о приготовлении теста для просфор и хлеба, изложение норм приема в монастырь. Завершались «Монашеские заповеди» статьей об избрании игумена и статьей о монастырской больнице. «Главы о трапезах» содержали подробное описание распорядка обеденной, дополнительной и вечерней трапез в общежительном монастыре, а «Главы о распределении пищи» определяли состав монашеских трапез в постные и праздничные дни . Но и в своем уставе, и в «Завещании», находящемся в конце известных «Огласительных поучений», святой Феодор всегда ссылается на слова древних отцов, говоря определенно: «Не нарушай законоположений и правил святых отцев, а в особенности божественного и великого Василия; но если что делаешь или говоришь, поступай так, как имеющий на сие свидетельство в Божественных Писаниях, или по отеческому обычаю, без нарушения заповеди Божией» . Принимая во внимание также труды преподобного Феодора Студита по составлению богослужебных текстов и широкое распространение его поучений, которые даже до сегодняшних дней используются в некоторых монастырях в качестве уставных чтений , можно сказать, что его деятельность явилась важным этапом в формировании православной монашеской традиции.

Русские монашеские уставы

О почитании студийского устава в Средние века свидетельствует, как об этом было сказано выше, то, что он был переписан для своей обители преподобным Феодосием Печерским. Так преемство древнеиноческой традиции перешло на Русь. И в последующие века игумены, составляя правила для своих монастырей, всецело опирались на святоотеческие тексты. Явное тому доказательство - знаменитый «Устав жития скитского» преподобного Нила Сорского. Он состоит практически целиком из цитированных фрагментов древних святых отцов. Наиболее часто встречаются фрагменты из писаний преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирского, Григория Синаита и других прославленных подвижников. А о следовании их заповедям говорит сам составитель в «Предании своим ученикам» (в заглавии также имеется относящееся к нам добавление «и всем полезно его иметь»): «Подобает им знать предания святых, и хранить заповеди Божии, и исполнять предания святых отцов, а не выставлять отговорки и измышлять оправдания в грехах и не говорить: “Ныне непосильно по Писанию жить и последовать святым отцам”. Но хотя и немощны мы, а, сколько есть силы, нужно уподобляться и последовать приснопамятным и блаженным отцам» . Там же преподобный кратко изъясняет правила пребывания иноков в монастыре, не делая частных указаний по каждому конкретному поводу, рассматривая более общие вопросы. Он пишет о необходимости труда для иноков, чтобы им добывать себе пропитание, о пребывании в келье в безмолвии, о запрещении женщинам, отрокам и даже скотам женского пола пребывания в обители, в чем заметны последствия пребывания преподобного Нила на Афоне. Во всем же, по его учению, следует держаться нестяжательности, не имея ни в кельях ничего дорогого, не заботясь даже об украшении храма, о чем приводит он пример из жития преподобного Пахомия Великого: «Нам сосуды золотые и серебряные, даже и священные, не подобает иметь; также и прочие украшения излишни, но только необходимое для церкви можно приносить. Пахомий же Великий не хотел, чтобы и само церковное здание было украшено. В обители Мохосской он создал церковь и красиво сделал в ней столбы из плинф; после того помыслил, что нехорошо восхищаться делом рук человеческих и красотой зданий своих гордиться; взяв веревку, он обвязал столбы и повелел братиям тянуть изо всей силы, пока [столбы] не преклонились и не стали нелепыми. И говорил он: “Да не станет ум, от искусных похвал поползнувшись, добычей демона, ибо много у того коварства”. И если этот великий святой так говорил и так сделал, то сколь более нам подобает в таковых вещах себя сохранять, поскольку немощны мы и страстны и умом поползновенны» . То же характерно и для всего его устава скитской жизни, где более рассматриваются вопросы борьбы со страстями, умной молитвы и духовного возрастания, чем ежедневных бытовых забот. В этом святой ближе к святителю Василию Великому, чем к наставлениям преподобного Пахомия и последующей западной традиции. Хотя и во время преподобного Нила существовали уставы, стремящиеся детально разобрать всю иноческую жизнь. Таковыми были правила его оппонента преподобного Иосифа Волоцкого, также преподобных Евфросина Псковского и Корнилия Комельского, полноценно собранные в труде преосвященного Амвросия (Орнатского). Хотя и в этих уставах везде прослеживается опора на изречения древних святых отцов. У преподобного Иосифа Волоцкого даже целая отдельная глава носит название «О еже како подобает соборным и старейшим братиям с настоятелем давати запрещение небрегущим общежительных преданий, иже зде написанных и от постных словес Великого Василия и от Типика святаго Феодора Студийскаго» .

Типикон

Нельзя обойти вниманием и такой фундаментальный образец уставного творчества, как русский Типикон . Конечно, он в основном представляет собой регламентирование богослужебной деятельности (в этом являясь настолько авторитетным, что до сих пор в согласии с ним составляются патриархийные «Богослужебные указания» и календарный годовой круг), но и в нем находятся несколько глав, составляющих тему данной работы - главы с 30 по 46 уделены описанию правил повседневной монастырской жизни. Во многом это указания о разнообразных случаях приема пищи. В частности, указывается, что Великим постом на первой седмице полагается не вкушать до преждеосвященной литургии в среду, а тем, кто собирается причащаться, поститься всю неделю всеконечно. А если кто епископ, пресвитер, или диакон, или чтец, или певец во все дни святой четыредесятницы и в среду и пятницу всего года, кроме немощных, не поститься - да будет извержен, а мирянин отлучен. Также особое внимание уделяется установлению трапезы: в начале и в конце поются положенные молитвы, в течение ее обязательное чтение, всем же пребывать в полном молчании; чтец и трапезники принимают пищу после поклона всем с испрашиванием прощения и по благословении настоятеля; строго запрещается всем братиям что-либо съестное выносить из трапезы и вообще держать продукты в келье. Вторая же часть указанных глав определяет остальные моменты повседневной жизни. Здесь следуют правила об одежде, что она должна быть простой и только на телесные нужды; увещевания покидающим монастырь: им не дозволяется брать никакого имущества братского, даже из одежды, но вернуть им мирское облачение; также правила о послушаниях: о чреде, о разном труде по силе братии, о непринимании чужих трудов - «яко яда смертоносно бегати» и о наказании непослушных. Оканчиваются же правила главой о больнице и странноприимстве с указанием непременно принимать всех нуждающихся и на случай больных иметь в монастыре врача с надлежащим набором лекарств. Характерно, что во всех указаниях постоянно идут ссылки на святых отцов: святителя Василия Великого, преподобного Пахомия Великого, авву Пимена и других, и только в согласии с ними устанавливается то или иное правило. Это свидетельствует о хорошем знакомстве составителей Типикона с древней монашеской традицией, чему и необходимо следовать современным руководителям монастырей.

Устав новгородского Юрьевского монастыря

Рассматривая ближайшие к нам образцы уставного творчества, следует остановиться и на широко известном уставе новгородского Юрьевского монастыря. О его популярности свидетельствуют примеры заимствования или прямого принятия устава в других обителях. Такую значимость правила получили и благодаря личности автора, архимандрита Фотия (Спасского), который являлся одним из влиятельных людей при правлении императора Александра I . В 1830 году ему удалось напечатать и распространить тиражом 600 экземпляров свой устав. По поводу этого события архимандрит Фотий написал письмо своей благотворительнице близкой помощнице графине Орловой под названием «О небесном на земле жительстве, о преподобном иночестве». Там он ярко говорит о достоинстве монашеского призвания, вспоминая и всю историю и главных основателей этого рода жизни, призывая неукоснительно следовать их наставлениям, «чтобы не облениться в обещании здесь на земле» . Сам же устав состоит из трех частей.

В первой (содержит 15 глав) рассматриваются общие правила жизни монастыря, предваряемые вводными словами «об иноческом общежитии» и «о пользе иноческого общежития». Здесь вдохновляюще показаны главные правила монашества с акцентом на пользе именно общежительного пребывания, обильно подтверждаемые цитатами древних святых отцов (в основном святителя Василия Великого, преподобных аввы Дорофея и Ефрема Сирина). Далее идут главы для вступающих в иночество о главных добродетелях монашеских: 1) пребывать в общежитии неотступно до смерти, 2) хранить послушание, 3) одинаковую без лицеприятия любовь иметь ко всем, 4) пребывать в нестяжании, 5) воздержании от всего лишнего и праздного и 6) более всего приобретать дар трезвенной молитвы. Остальные главы первой части описывают правила церковного богослужения, поклонов, неусыпаемой Псалтири, причащения святых таин (перед которыми надо, «по крайней мере, семь дней говеть» и обязательно исповедоваться), о чтении книг, трапезе, одеждах, правила пострига, общения с другими и даются примеры наказания за проступки. Среди последних после выговоров и поклонов указывается метод затворения непослушного в отдельную келью, где его кормят, снабжают книгами, способными исцелить духовный недуг, а если наказанный не прилежен к чтению, посылается отдельно брат, который читает ему полезные писания вслух и учит с ним наизусть Псалтирь.

Вторая часть устава (20 глав) описывает монастырские должности и начинается с главы «О Соборе монастырском», который является главным совещательным и управляющим органом обители и заседает по всем важным вопросам. Настоятель возглавляет этот Собор и предлагает вопросы для обсуждения, но решение выносится общее. Также характерно, что параллельно с настоятелем в монастыре существует должность наместника, то есть его главного помощника и заместителя. Здесь прослеживается сходство с обязанностью вторствующего по игумену в пахомиевских монастырях и появившейся должности благочинного, который также должен следить за жизнью братии и «неопустительно во всякий вечер доносить настоятелю об исправности и неисправности в монастыре». Наместник также должен был предоставлять настоятелю особую записку о важных вопросах, из которой позже возникла ежедневно заполняемая книга благочинного, одобренная Святейшим Синодом (указ от 25 сентября 1901 года).

В третьей части (20 глав) даны «сокращенные правила монашеского жития». Это замечательный образец духовного наставления, где в кратких, лаконичных изречениях рассмотрены все наиболее важные моменты иноческого пути. Заканчивается устав примечанием, необходимым для достижения цели правильной организации обители: «Устав сей ежегодно читать, по крайней мере, в три месяца один раз безотлагательно в трапезе, по назначению настоятеля». В современное время, к недоумению, складывается противоположная тенденция о полном забвении или вовсе не имении письменного устава в монастырях. Некоторые прославленные обители будто специально прячут его даже от собственных насельников . Но, как отмечено опытными словами святых отцов, особенно на первых порах четко установленные правила жизни необходимы для успешного созидания обители. И такие правила, как устав Юрьевского монастыря, написанный духовным, близким святоотеческому, языком, справедливо стал популярен среди многих монастырей. Этому похвально последовать и современным обителям .

(Продолжение следует.)

Цель жизни всякого христианина это - стяжание Духа Святаго путем исполнения Заповедей Божиих.

Монах - православный христианин, потщавшийся исполнить Заповеди Господа Бога своего в совершенстве. Тленный человек, возлюбивший бесконечную любовь.

Первое условие монашеской жизни — молчание, тишина, несуетность, т.к. только замолчав сами, мы можем услышать Глагол Божий.

Второе — трезвение, предстояние пред Лицем Божием, готовность услышать Волю Божию.

Третье условие — послушание Воле Божией и игуменье с начальствующими , как выразителям Его Воли.

Четвертое — покаяние, всегдашняя готовность к изменению своей натуры, освобождению от греховных привычек.

И пятое — разсуждение, поддержание разумной меры во всяком деле, во всякой вещи.

Без первого условия невозможно второе, без второго — третье. А исполнив все пять, мы исполняем Заповедь Божию: Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим, помышлением твоим и всею крепостию твоею...

Итак, монастырь — заведение, создающее наиболее благоприятные условия для монашеской жизни. То есть в нем свято должно соблюдать тишину, несуетность, строгую размеренность суток и разумную соразмерность молитвы, отдыха и труда.

Духовное окормление сестричества.

    Игумения монастыря является матерью сестер, в нем живущих.

    Любая сестра, в любое время суток может придти к настоятельнице за советом и помощью в неотложном деле или с возникшей проблемой.

    Игумения должна хорошо знать каждую сестру лично, ее прошлое, настоящее, ее чаяния от жизни монастырской, состояние здоровья и т.д. Ни одна сестра не должна быть оставлена без внимания настоятельницы, которая является стержнем всего общества, его совестью, моральным и эстетическим примером.

    В христианстве желание подвижничества всегда исходило от лидера, от яркого примера жизни во Христе. Поэтому начальствующие обители не должны отличаться от сестринства ничем. Бытовые условия, качество одежды, качество пищи, медицинское обслуживание должны быть равными, как для игумении, так и для новенькой послушницы.

    Игумения всячески должна укреплять чувства сестричества меж членами монастыря. Уступчивость, внимательность, услужливость должно прививать сестре с первых дней поступления ее в обитель. Всякая ссора, непонимание разрешаются в самом скорейшем времени. Мир и прощение да встречают вечерний благовест колоколов.

    Духовник обители — опытный в совершенных летах священник (желательно монашествующий), избранный по согласию с игуменией монастыря.

    Духовник не может жить внутри монастыря. Для проживания его и других священнослужителей должно быть здание вне обители. Сестры не прислуживают там ни в коем случае. Для этого нужно искать помошников со стороны.

    Духовник исповедует всех сестер,наставляет приходящих к нему жизни христианской, исполнению Заповедей Божиих, побуждает в желании подвижничества, укрепляет в терпении, пробуждает от уныния. С помощью Божиею, исходя из личного опыта и опыта отеческого, дает благой совет приходящих к нему сестрам.

    Исповедь совершается в монастыре, в специально отведенном для этого помещении. Духовник и исповедница не остаются в помещении одни. Там должна присутствовать сестра,назначенная игуменией.

    Духовник в женском монастыре не является законоположником порядков в обители. Поэтому сложные вопросы касательно не столько христианского благочестия, сколько взаимоотношения сестер и управление ими, решает в согласии с игуменией и монастырским советом. При этом имена сестер исповедниц открывать не должно, но лишь уяснить возникшую проблему.

Порядок седмичного дня в монастыре.

ПОЛУНОЩНИЦА С АКАФИСТОМ В 6.30 (звонить в 6.15)___ посещение обязательно

ЗАВТРАК В 9.30 (звонить в 9.20)

РАБОЧИЙ ДЕНЬ С 10.00 ДО 15.00

ОБЕД В 15.00 (звонить в 16.50)___ посещение обязательно

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В 17.00

УЖИН ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

ПЯТИСОТНИЦА 20.00 (звонить в 19.50)____ посещение обязательно

Богослужения в Храме совершаются неспешно, но и не слишком затянуто.

Чтение должно быть достаточно громким и внятным, чтобы все было слышно дословно, но без крикливости.

Пение-слаженное, передающее смысл текста, не вычурное, но и не нудное и совсем бесцветное.

Сестра, идущая в Храм, сосредоточенно молится молитвой Иисусовой, или читает 50, 90-е псалмы. Подойдя к Храму, читает:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслех своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадаются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.

Войдя во внутрь Храма крестится трижды с молитвою:

Боже, очисти мя, грешную!

Боже, милостив буди ми, грешной!

Создавый мя, Господи, помилуй мя!

Без числа согреших, Господи, прости мя!

Затем кланяется на обе стороны, говоря в себе, благословите мя, сестры, и простите мне, грешной. Потом целует аналойную икону на середине храма и благоговейно идет на свое место.

Келейные правила составляются для каждой сестры индивидуально с советом игумении и духовника.

Пятисотница.

После обычных трех поклонов, полагаемых при начале каждого молитвословия и в церкви и в келлии, с молитвами:

1)Боже! Милостив буди мне грешному!

2)Боже! Очисти грехи моя и помилуй мя!

3)Создавый мя, Господи, помилуй! Без числа согреших, Господи, прости мя!

В келлии присоединяется и четвертый поклон с молитвою:

4)Владычице моя, Пресвятая Богородице. Спаси мя грешнаго!

Потом читается:

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Слава Тебе, Боже наш! Слава Тебе! Царю Небесный: Святый Боже: Слава и ныне: Пресвятая Троице: Слава и ныне: Господи помилуй:(трижды ) Отче наш: 12 раз Господи помилуй: Слава и ныне: Приидите поклонимся:(трижды ) Псалом 50-й: и Символ Веры.

После этого 100 молитв: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! На первых 10-ти молитвах по земному поклону, на следующих 20-ти молитвах по поясному поклону, на последней, т.е. сотой молитве опять земной поклон. После того молитва ко Пресвятой Богородице, положенная в конце утренних молитв и начинающаяся словами: «Пресвятая Владычице моя Богородице...». По окончании этой молитвы земной поклон.

В таком порядке справляем три сотни с Иисусовой молитвой.

Четвертая сотня таких молитв ко Пресвятой Богородице: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго! совершается по подобию первых трех.

Затем 50-т молитв: Святый Ангеле, Хранителю мой, моли Бога о мне грешном! на первых 5-ти молитвах по земному поклону, на следующих 10-ти по поясному и на последней земной поклон, и опять читается молитва: «Пресвятая Владычице моя Богородице...» с земным поклоном.

Следующие 50-т молитв: Вси святии, молите Бога о мне грешном! Совершаюся как предыдущие Ангелу Хранителю.

Потом «Достойно есть..» и земной поклон, Слава и ныне: трижды Господи помилуй и:

Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

В заключение четыре земных поклона с краткими молитвами, сказанными в начале.

В будничные дни кладутся все упомянутые поклоны. В дни Пятидесятницы, полиелейные, предпразднества и попразднества, в дни,когда на утрене поется великое славословие и в церковной молитве отменяются земные поклоны, отменяются они и в келейной, и заменяются поясными. А в бденные дни во весь год (здесь имеется ввиду ночная служба), в последние два дня Страстной седмицы, во всю Светлую седмицу, и начиная с 24-го числа Декабря, до 7-го Января келейное это правило и вовсе оставляется. Также и в дни Воскресные во весь год, хотя бы и не совершалось всенощное бдение, а вечерня и утреня.

Принятие в монастырь.

Собственно в монастырь принимаются незамужние девушки или вдовицы от 20-ти до 45-ти лет, добронравные, благоговейные и богобоязненные, здоровые физически и психически., могущие перенести суровое монашеское житие.

Кандидатки должны быть готовы тщательно соблюдать устав монастыря, исполнять все указания игумении и набольших, со смирением принимать обязанности, которые возложит на них совет обители.

Но главнейшие условия для каждой кандидатки — самозабвенное, жертвенная любовь к Богу.

Первые шаги в монашестве.Трудничество.

Желающие познакомиться с жизнью монастыря могут несколько времени пожить в обители. Труднице выдается устав обители для ознакомления.

Трудницы живут вместе в одной келье, учась любви и внимательности друг ко другу.

Если итогом этого пребывания станет решение о поступлении в монастырь, кандидатка по совещании игумении и монастырского совета, зачисляется послушницей монастыря. Ей вручаются хитон, черный платок и четки.

Если, по истечении некоторого времени, послушница подтверждает свое решение остаться жить в обители, ее просьба передается совету монастыря. Собрание общины решает вопрос о принятии послушницы в монастырь. Однако игумения может отменить приговор совета и по своей воле отказать, либо допустить послушницу к принятию иночества.

Иночество.

В это время инокиня носит хитон, рясу, апостольник и наметку.

Хотя она еще не принесла обеты, у нее нет никакой собственности. Ее единственное достояние — Господь наш Иисус Христос и любовь к Нему. Обо всем остальном заботится монастырь.

Во время иночества соискательница монашества может покинуть монастырь или перейти в другой. Но должно таковой помнить евангельские слова: «Кто возложит руку на плуг и оборачивается назад, ему не суждено Царство Небесное.»