Свойства полезных ископаемых. Опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Знакомство со свойствами песка и глины

1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Рассмотри их через лупу. Какого цвета песок? Глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?

2. Возьми комочек глины и помести на предметное стекло. Осторожно потри им стекло. Стряхни глину и рассмотри стекло на свет. Что ты заметил на стекле? Проделай то же самое с песком. Что наблюдаешь? Какой вывод можно сделать?

3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?

4. Поставь перед собой два стакана с водой. В один стакан насыпь немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что наблюдаешь? Растворяются ли песок и глина в воде?

5. Из сырого песка и глины слепи вначале шарик, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как ты думаешь почему? Сделай вывод, каким свойством обладает глина.

6. (Опыт демонстрируется учителем). Возьми два стакана с воронками. В каждую воронку вложи слегка смоченную фильтровальную бумагу и небольшой кусочек ваты. В одну из воронок насыпь до половины песка, а в другую – столько же истолчённой в порошок глины. Налей в обе воронки доверху воды. Наблюдай, что происходит. Сделай вывод, как песок и глина пропускают воду.

7. Назови свойства песка и глины. Сравни свои выводы с текстом учебного пособия.

    Покажите на карте обязательные в номенклатуре: горы.

Лабораторное занятие № 7 «Формы рельефа»

ЦЕЛЬ: уметь характеризовать основные формы рельефа земной поверхности, выявлять связь основных форм рельефа с тектоническим строением.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, практикум Галант, контурные карты, цветные карандаши, линейка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Запишите определения: платформа, морфоскульптура, геосинклиналь, рельеф, морфоструктура, геотектура.

2. Составьте классификацию основных форм рельефа по высоте.

1. Кратко опишите три этапа развития геосинклинали, сделайте рисунки и необходимые записи.

2. Изобразите на рисунке особенности строения платформы, найдите определение терминов: щит, плита, впадина. Дайте краткую характеристику каждого яруса платформы (можно в условных знаках к рисунку).

3. Проанализируйте формы рельефа Земли, заполнив таблицу №12 (практикум, с. 51). Какие еще классификации форм рельефа вы знаете?

Таблица 12. Классификация форм рельефа

Формы рельефа

По величине

По происхождению

Процессы, участвующие в образовании

1)Планетарные

Океанические впадины и континенты

Геотекстуры

Планетарные геофизические и космические процессы

2)Мегаформы

Горные пояса, равнинно-платформенные области

3)Макроформы

Горные хребты, возвышенности, низменности

Морфоструктуры

Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов

4)Мезоформы

Овраги, балки, барханы

Морфоскульптуры

Экзогенные процессы

5)Микроформы

Карстовые воронки, прирусловые валы

6)Наноформы

Кочки, песчаная рябь барханов, эрозионные борозды

4. Познакомьтесь с геохронологической таблицей (практикум Галант, с.48).

Перенесите таблицу в тетрадь, укажите эпохи горообразования с примерами.

Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

Описание

В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия - 39 %, а также воды - 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины - это Al 2 O 3 и SiO 2 . Материал может иметь следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • коричневый;
  • черный;
  • лиловый.

Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

Основные виды

Глина - полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

Глина - полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

Еще одна разновидность - комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец - это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

  • глина из песчаника;
  • белая глина, которая является каолином;
  • красная глина.

Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

Основные свойства

Глина - полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

  • воздушную и огневую усадку;
  • пластичность;
  • спекаемость;
  • огнеупорность;
  • вязкость;
  • цвет керамического черепка;
  • пористость;
  • усушку;
  • дисперсность;
  • набухание.

Глина - это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

Технические характеристики и дополнительные свойства

Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м 3 . Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м 3 .

Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м 3 . Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м 3 . У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м 3 . Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

Условное обозначение

Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

Песок и глина

Песок и глина - полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина - белая или коричневая.

Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

  • аллювиальный;
  • делювиальный;
  • морской;
  • озерный;
  • эоловый.

Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

Свойства гранита

Песок, глина, гранит, известняк - полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

  • калиевый полевой шпат;
  • плагиоклаз;
  • кварц;
  • биотит;
  • мусковит.

Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

Гранит - это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит - это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

Свойства известняка

Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см 3 , его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

В заключение

Глина - это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

Урок окружающего мира 3 класс.

Песок и глина- полезные ископаемые.

Цели урока:

    Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их использование в жизни человека.

    Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

    Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

    Результаты : метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

    предметные : в процессе практической работы работы учащимися идёт выявление свойств песка и глины.

редметные
- формировать положительную мотивацию к обучению.
- развивать познавательную активность, мышление и речь детей
- формировать чувство уважения к товарищу

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

Этапы деятельности:

    Актуализация знаний.

Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

    Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся?

Мы изучаем тему Воздух, вода, горные породы, почва.Задайте умные вопросы по изученной теме? (Из чего состоит воздух). В каком состоянии бывает вода в природе? Что такое ветер?

О том, как мы запомнили, что такое горные породы и полезные ископаемые сейчас проверим.

1 ученик работает у доски на оценку.

Как ты себя оценишь пред началом работы? По какому критерию?(умение правильно отвечать на вопросы)

Тест

1) Горные породы – это ..

А) различные вещества, которые залегают в толще и на поверхности Земли

Б) различные вещества, которые можно попробовать

В) различные вещества, которые использует человек.

2) Минералы- это

А) вещества, разные по составу

Б) вещества, одинаковые по составу

3) В каком состоянии встречаются минералы в природе

А) в твёрдом

Б) в жидком

в) в твёрдом, в жидком, в газообразном

4) Кто занимается поиском полезных ископаемых ?

А) математики,

Б) физики,

В)геологи

Самопроверка. проверьте свою работу по доске.

А, Б, В, В.

Оценивание. По какому критерию ты себя оценивал? Что можешь сказать о своей проделанной работе)

II Определение предмета исследования.

Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

Дети (подготовленные) загадывают остальным загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Постановка проблемы исследования.

Итак, что мы будем изучать? (песок и глину)

Тема: песок и глина. (на доске)

Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение. (на доске)

Оказывается, горные породы, которые нужны человеку, имеют определённое название. Может быть, кто то знает, какое это название? Сейчас мы это проверим.

Прочитайте в учебнике, как называются такие горные породы? (полезные ископаемые)

Что же вы узнали из учебника?

А почему мы говорим о песке и глине как о полезных ископаемых? Давайте попробуем это доказать.

Ставим гипотезу. (предположим, что если..,)

Ваши гипотезы: предположим, п

Что нам надо изучить, чтобы это доказать?

Можно изучить их свойства и то, как эти свойства использует человек.

Исходя из гипотезы составим план работы.

    Образование в природе;

    Выявление основных свойств и их сравнение;

    Использование в жизни, основанное на их свойствах;

    Добыча песка и глины в Вологодской области

    Что мы должны выяснить сначала?

Даша подготовила презентацию по этой теме. А мы не просто будем сидеть, а использовать метод активного слушания, т.е. После презентации надо будет ответить на вопрос -Какие факторы влияют на образование песка и глины.

Выступление ученика с презентацией.

Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха; 2 слайд

растения 3 слайд

вода

ветер;

Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

Оцените работу. По какому критерию будете оценивать? (умение работать с информацией, умение презентовать свою работу) Вы внимательно слушали выступление. Значит вам будет легко выполнить задание. На опорном листе вставьте нужные слова в предложение Под воздействием……, ……, …….. и ….. камни разрушается. В результате образуется …… и ……… Прочитайте, что получилось. Кто согласен с Аней?

О чём мы сейчас узнали? (образование песка и глины)

2) Чтобы изучить свойства песка и глины, мы выполним исследование. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу о свойствах песка и глины.

Я предлагаю вам работу в четвёрках. Как вы считаете, почему работа в группе эффективнее? (меньше времени, объединение сил и знаний)

Вспомнить правила работы в группе. Памятка.

Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

    1 группа. Изучает цвет.

    2 группа. Изучение состава песка, глины.

    3 группа. Что тяжелее- песок, глина или вода?

    4 группа Что лучше пропускает воду.

    5 группа Работа с мокрой глиной и песком (свойство пластичности)

    6 группа Сыпучесть, запах,

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу на листах и на доске.

Вспомнить правила работы в группе.

    Все друг другу помогают.

Задания для групп

    группа.

У вас на тарелочках лежат песок и глина, рассмотрите их.

Определите какого цвета песок, глина (таблички на доске вывешивают дети)

Песок

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

2 группа.

Понюхайте песок и глину. Какой у них запах?

Песок

    группа.

Рассматривают песок и глину через лупу. Из чего состоит песок и глина? Как скреплены частички между собой?

Песок

Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

4 группа. Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Песок

5 группа Определите, способны ли песок и глина пропускать воду.

Для этого в два стеклянных стакана вставьте стеклянные воронки. В воронки поместите фильтр из комочка ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй - размельченную глину, С помощью мерных стаканов отмерьте одинаковое количество воды и налейте эту воду одновременно в обе воронки.

Какой вывод можно сделать?

Песок

6 группа

Слегка смочите глину и скатайте шарик. Что произойдёт при высыхании?

То же самое проделайте с песком. Что произойдёт при высыхании? Можно ли пересыпать в другую тарелку?

Какие свойства вы обнаружили?

песок

Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу. Остальные заполняют таблицы на опорных листах.

Песок

Вернёмся к плану? Что мы сейчас изучили? Чем похожи песок и глина, чем различаются?

Какой следующий пункт плана?

- Использование песка и глины. Где можно сейчас найти иныормацию?

Задание: используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей. По какому критерию будем работать? (умение работать с информацией)

Мальчики готовят ответ на вопрос Как используется песок?

Девочки отвечают на вопрос Как используется глина? Какое свойство глины используется при изготовлении посуды?

О том, как ещё можно использовать глину и песок сейчас расскажет Настя. (о лечебных свойствах)

14 слайд - Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства. Цвет глины определяется присутствием в ней следующих элементов: В красной глине - калий, железо; В зеленоватой глине - медь, железо; В голубой глине - кобальт, В темно-коричневой и черной глине - углерод, железо; желтая глина содержит натрий, железо, серу При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета. 15 слайд - Что такое псаммотерапия ? Бьюсь об заклад , вы не знаете значения этого слова. И миллионы людей тоже не знают , хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает. Псаммотерапия – по научному - это лечение горячим песком . Прежде всего, песочные ванны полезны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при хронических заболеваниях костей, позвоночника, суставов, радикулите. Оно оказывает болеутоляющее действие.

    Посмотрите на план и скажите, какую задачу решили? Можно ли сейчас доказать гипотезе? Какой вывод можно сделать?(гипотеза верна, песок и глина действительно полезные ископаемые)

    О каком пункте плана мы не поговорили?

О добыче песка и глины в Вологодской области

Д/з Дома вы подготовите рассказ о том, где в Вологодской области встречается песок и глина и как их добывают.

Где можно найти эту информацию? (интернет, карта В.о., справочники.)

Итог урока. Какая была тема урока?

Вспомним цель урока? Удалось ли нам достигнуть цели? Получился ли урок интересным? Что для себя вы взяли с этого урока? На листе обведите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.

Опорный лист.

Тема:

    Тест.

1) 2) 3) 4)

    Под воздействием………..…, …………. , ……….. и ………. камни разрушается. В результате образуется …… и ……..

Тема: песок и глина. Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

Гипотеза: предположим, п есок и глина действительно полезные ископаемые.

Правила работы в группе.
    Все участвуют в работе, у каждого своя роль. Все друг другу помогают. Конфликты решаются мирным путем. Когда один говорит, все внимательно слушают.

Глина - пластичный природный материал, применяемый в строительстве, народных промыслах, лечении и оздоровлении организма и в других сферах жизни человека. Именно такое широкое применение обуславливают определенные качества и свойства глины. А на свойства глины во многом влияет ее состав.

Применение глины

Глина очень доступна, а польза ее непереоценима и поэтому она применяется людьми с очень давних времен. Много упоминаний об этом чудесном материале в учебниках по истории всех стран мира.

Строительство . В настоящее время глина применяется как материал для изготовления красного кирпича. Глину определенного состава формуют и обжигают по некой технологии получая прочный и недорогой слиток - кирпич. А из кирпича уже строятся здания и сооружения. В некоторых странах и регионах глину все еще используют для постройки жилища - мазанки, широко распространено использование глины при постройки печей из кирпича, где связующим (в качестве цемента) служит глина. Эта же глина применяется и для штукатурки печей.

Медицина. Оздоровительная и традиционная медицина применяет глину в виде грязевых ванн и масок. Весь смысл в питании поверхности кожи полезными элементами глины. Разумеется, не вся глина тут подейдет.

Сувениры и посуда . Два больших направления я объединяю в одно, так как многие экземпляры посуды имеют лишь сувенирный характер. Тарелки, горшочки, кувшины и вазы - в изобилии присутствуют в современных магазинах. Ни одна ярмарка не обходится без продажи глиняных сувениров - дымковствая игрушка, свустульки, таблички, брелки и многое другое. Многое мы с вами попробуем слепить самостоятельно.

Глина может входить в состав других материалов . Часовоярская глина тонкого помола, например, является элементом художественных красок (гуашь), соуса, пастели и сангины. Почитайте об этом в статьях "Помощь художнику".

Свойства глины

Цвет. Глина различных составов имеет множество оттенков. Глина так и называется по цветам: красная, голубая, белая... Правда при сушке и дальнейшем обжиге цвет может полностью поменяться. На это стоит обратить внимание при работе с глиной.

Пластичность. Именно возможность деформироваться и удерживать приданную ей форму и позволила человеку найти применение глины в своем быту. Тут стоит заметить, что все зависит от консистенции - соотношения количества воды, глины и песка. Для разных работ нужны разные составы. Так, для лепки песок может быть вообще излишним.

Гигроскопичность позволяет глине впитывать воду, изменяя свои свойства вязкости и пластичности. Но после обжига изделия из глины приобретают водостойкость, прочность и легкость. Развитие технологии позволило получить фаянс и фарфор, незаменимые и в современном мире.

Огнеупорность . Свойство, применяемое скорее в строительстве, нежели в художественных промыслах, если не считать обжиг изделий. Технология обжига различна для того или иного состава глины. С сушкой и обжигом тесно связано свойство усадки глины или сжимаемость - изменение массы и размеров за счет вывода из состава части воды.

Состав глины

Свойства глины определяет ее химический состав. Для разных видов глины свойственны различные химические составы. Так, например, красная глина содержит много окисей железа. Глина в своей основе содержит некие вещества - глинистые минералы - которые образуются в ходе различных природных явлений. Формат статьи не предусматривает рассмотрение химических свойств и состава глины, поэтому я не буду вдаваться в подробности.

Состав глины, пригодной для применения в народных промыслах, как уже говорилось, определяется тремя важнейшими элементами: глиняные минералы, вода и песок.

Пропорции этих элементов можно изменять, правда гораздо проще добавлять, чем убирать. Так, например, сухую глину можно быстро растворить, однако, совсем не просто жидкую как сметана глину сделать пригодной для лепки. Песок очень просто добавить, но вот вынять его из глины - нетривиальная задача.

Различают «тощие» и «жирные» глины. Шкала «жирности » определяет коэффициент пластичности, и связующие свойства глины позволяет регулировать жирность путем смешивания ее с другими природными материалами, например, с песком. Тощая глина обладает меньшей пластичностью, ее связующая сила слабее, но она дает меньше усадки при сушке и обжиге.

Залежи глины находятся в различном состоянии по всему миру. Это обеспечило применение ее ремесленниками разных национальностей, и послужило появлению такого многообразия изделий и технологий.

Ремесленники научились контролировать поведение и состояние глины путем различных добавок в состав. Так можно отощать глину, отмучивать , придавать ей большую огнеупорность, уменьшать усадку. В результате таких манипуляций опытный мастер сможет получить в итоге качественное высокохудожественное изделие.

Урок окружающего мира 3 класс.

Тема урока: «Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»

Цель урока:

    Расширить знания о многообразии полезных ископаемых; сформировать представления о песке и глине, как о строительных материалах, сравнить их свойства, способ добычи и значение в хозяйственной деятельности человека;

    Показать необходимость рационального использования, как меру охраны полезных ископаемых и поверхности нашего края;

    Практически познакомиться с использованием песка, участвуя в проекте озеленения школы;

    Развивать умение работать с коллекцией полезных ископаемых, с лабораторным оборудованием, с перфокартой и учебником.

Оборудование урока:

    проектор, экран;

    образцы песка и глины (у каждого ребенка);

    лупы, тарелочки, стаканчики с водой;

    приспособления для опыта: воронки, колбы, фильтры;

    цветочные горшочки, песок, почва, ростки хлорофитума;

    опорные таблицы.

Ход урока.

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.

Отгадайте и заполните клетки кроссворда:


    П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах;

    П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета;

    Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда;

    маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит;

    П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений;

    П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.

III . Объяснение нового материала.

Тема урока: Песок и глина.

(слайд №1)

Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.

Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):

1) Образование в природе;

2) Выявление основных свойств и их сравнение;

3) Добыча и охрана песка и глины;

4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;

5) Практическое использование в жизни.

А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.

Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник - их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются, живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха;

дождь и снег;

вода и ветер;

растения.

Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

(слайд №3)

Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.

(слайд №4)

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

IV . Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.

Их сравнение.

У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.

# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

# Видите ли вы дно тарелки? (Нет)

Что можно сказать о прозрачности песка и глины?

Не прозрачен.

Не прозрачна.

# Рассмотрите под лупой, из чего состоит песок, глина.

# Чем отличаются частицы?

Слегка смочите глину и помните ее.

Удивительно! Сухая глина очень прочная при высыхании сохраняет приданную форму.

Какое свойство вы обнаружили?

В сухом состоянии глина обладает высокой прочностью, с трудом разрушается при высыхании сохраняет приданную форму.

# Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

Запах сырости.

# Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Попробуем определить, способны ли песок и глина пропускать воду.

Учитель показывает опыт.

Какой вывод можно сделать?

В) Подведем итог и проверим как усвоили свойства этих полезных ископаемых.

Дети заполняют перфокарты. (см Приложение)

Взаимопроверка.

Что узнали о песке, глине? (Общие свойства, отдельные свойства)

V . Продолжение работы по теме урока.

А) Рассказ о добыче и охране песка и глины.

(слайд №5)

Ученик рассказывает о добыче песка и глины открытым способом.

Б) Использование в народном хозяйстве.

(слайд №6)

Издавна на Руси лепили из глины различные сосуды. Затем их обжигали на огне. Этим занимались гончары. Потом люди изобрели гончарный круг и печь для обжига. Круг вращался и под умелыми пальцами мастера глина превращалась в горшки, крынки, чашки, миски, блюда.

Гончаров на Руси любили и ценили. Лучшие мастера ставили свои клейма –именные знаки.

А помните, как украшали стены, печи бояре и князья? Они использовали изразцы. (показать )

Глина.

(слайд №7)

Основной материал для изготовления кирпичей, которые используются в строительстве домов, дворцов.

Глину используют при производстве фарфора, фаянса. Фарфор чашки, тарелки, которые мы используем каждый день, тоже из глины. (конечно, после обжига посуду покрывают глазурью)

(слайд №8)

Во многих районах нашей страны из глины изготавливают керамическую посуду, прекрасные статуэтки, игрушки, вазы. Сервизы.

(слайд №9)

Много глины идет на изготовление черепицы, трубных изоляторов, облицовочной плитки.

(слайд №10)

Как вы думаете, какое свойство глины используют при изготовлении этих изделий?

Песок – основной материал для получения стекла.

(слайд №11)

2,5 тысячи лет назад финикийцы – мореплаватели везли на продажу каменную соду. Высадились они на песчаном берегу и решили сварить себе еду. Разложили костер. Но вокруг не оказалось камней. Тогда финикийцы использовали каменную соду. Под действием огня сода и песок расплавились и потекли ручьи из их смеси. Это и было стекло.

# Песок добавляют в цемент, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий

# Песок добавляют в глину при изготовлении посуды.

VI . Работа над проектом.

(слайд № 12)

А) Практическое использование песка в жизни (цветоводство)

Сегодня на практике мы будем использовать способность песка пропускать воду.

Для чего это необходимо при посадке комнатных растений расскажут члены кружка цветоводов.

(Дети рассказывают об использовании песка при высадке комнатных растений).

Разобьемся на бригады и по технологической карте будем работать - сажать

отростки хлорофитума.

(Под руководством учителя учащиеся высаживают растения)

Б) Выставка готовых работ – цветочные горшки с высаженными растениями.

Это наш вклад в проект озеленения школы. Цветы пойдут для украшения школьных коридоров.

VII . Рефлексия.

Песок и глина относятся к группе строительных полезных ископаемых. Почему?

Оценить свою работу, показав знак достижений.

VIII. Итог урока.

Что нового узнали о песке и глине?

Как вы можете использовать песок и глину дома или на даче?

IX . Домашнее задание.

Подготовить сообщение о песке и глине.

Проверь себя!

Основные свойства песка и глины.

Имеет белый, красноватый, голубоватый и др. цвет

Бывает белый, серый, желтый и др.

Из отдельных, не скрепленных крупинок

Из мелких частичек (похожих на чешуйки), скрепленных между собой.

Прозрачные

Непрозрачные

Имеет запах сырости

Не имеет никакого запаха

Тяжелее воды

Легче воды

Во влажном состоянии –вязкая, пластичная

В сухом состоянии- сыпучий

Хорошо пропускает воду