Страстная неделя что делать по дням. Страстная седмица


Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.

В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.

В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).


В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.


В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений - на пасхальной заутрени.

В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: "Славно бо прославися". Чтение паримий заключается песнью трех отроков: "Господа пойте и превозносите во вся веки". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся" и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо "Аллилуиа", семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: "Воскресни, Боже, суди земли". Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь "Да молчит всякая плоть человеча". Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо "О тебе радуется" - ирмос 9-й песни канона Великой субботы "Не рыдай Мене, Мати". Причастен - "Воста, яко спя, Господь и воскресе, спасаяй нас". Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина.

Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.

Евангелие от Марка

зачало 62

Сказал Господь Своим ученикам: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте. Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе.

Мк 13:31–14:2 Четверг 34 седмицы.

Евангелие от Марка, зачало 63

В то время, когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие это в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.

Мк 14:3–9 Пятница 34 седмицы.

Евангелие от Марка, зачало 64

В то время Иуда Искариот, один из двенадцати, пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. И, воспев, пошли на гору Елеонскую. И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Мк 14:10–42 Вторник мясопустной седмицы.

Евангелие от Марка, зачало 65

В то время, пока Иисус еще говорил ученикам Своим, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его. Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них. И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно. Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Мк 14:43–15:1 Среда мясопустной седмицы.

Евангелие от Марка, зачало 66

В то время первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился. На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Мк 15:1–15 Четверг мясопустной седмицы.

Евангелие от Марка, зачало 67А

В то время воины отвели Иисуса внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем.

Евангелие от Марка, зачало 67Б

В то время воины отвели Иисуса внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Мк 15:16–41 Великая пятница, на 3 часе.

Евангелие от Марка, зачало 68

В то время воины приводят Иисуса на место Голгофу, что значит: Лобное место. Был час третий, и распяли Его. В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

Мк 15:22, 25, 33–41 Пятница мясопустной недели.

Евангелие от Марка, зачало 69А

В то время пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Мк 15:43–47 Великая пятница, 10 Евангелие на утрени.

Евангелие от Марка, зачало 69Б

В то время пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Мк 15:43–16:8 Неделя 3 по Пасхе, св. жен мироносиц, на литургии.

Евангелие от Марка, зачало 70

В то время, по прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Иисуса. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Мк 16:1–8 Евангелие воскресное 2.

Евангелие от Марка, зачало 71

В то время, воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседы с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Мк 16:9–20 Евангелие воскресное 3. Вознесение Господне, на утрени.



Какого числа Страстная неделя в 2016 году? Что можно есть во время нее? Что можно делать в эти дни и что нельзя? В статье вы найдёте ответы на эти вопросы и познакомитесь с обычаями христиан на Руси.

Страстная неделя в 2016 году: какого числа её ожидать в этом году

25 апреля - день, когда начинаются тяжёлые дни для всех христиан - Страстная неделя 2016 года. Этот день как раз выпадает на ещё один праздник, Вербное воскресенье.

Страстная неделя (её также называют Страстной Седьмицей) - самые строгие дни поста у христиан. Все 7 дней люди скорбят, вспоминая многочисленные муки, пережитые Иисусом Христом и его дальнейшую погибель. В ранних христианских обществах в этот знаменательный день нельзя было есть ничего, кроме сухой пищи, развлечения также запрещались, всем велели немедленно прекращать рабочую деятельность и соблюдать Великий Пост.

Дни недели в Страстной Седьмице

Каждый день Страстной Недели по обычаю принято называть Великим. В эту неделю царят особые традиции.

Понедельник, 25 апреля

День, когда верующие чтят память патриарха Иосифа. Многие считают его прообразом Иисуса. Иосиф был предан братьями - они продали его в Египет. Также христиане предаются воспоминаниям о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы. Ведь она - символ души, от которой не появляются духовные плоды.

Тогда на Руси был обычай проводить тщательную уборку.

Вторник, 26 апреля

День, когда вспоминается, как Иисус обличил фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенным в Иерусалимском Храме.

Представительницы прекрасного пола в этот день готовили соченое молоко.

Среда, 27 апреля

День скорби о том, как Иуда Искариот - собственный ученик Иисуса продал его за 30 серебряных монет.

Не забывают также и грешницу, которая подготовила Иисуса к процессу погребения.

Великий (Чистый) четверг, 28 апреля

Страстная неделя 2016 не представляется без этого дня. Великий четверг - день памяти о всех важных евангельских событиях. Верующие погружаются в воспоминания о тайной вечере, о том, как Иисус омывал ступни своим ученикам, о Молитве Христа в Гефсиманском саду и о бесчестном предательстве Иуды.

Четверг принято называть «Чистый», так как к наступлению этой даты дом должен быть убран и чист. В этот день верующие окрашивают яйца для Пасхи, запекают тесто для куличей и выпекают пасхи. В тот же день установился обычай в первый раз стричь волосы годовалому малышу. А христианские девушки в Великий четверг срезали кончики кос, чтоб волосы красивее и быстрее росли.

Большинство христиан до того, как взойдёт солнце, купались в проруби или проливали на себя воду в бане. В определенных частях страны укрепился обычай - люди собирали ветви можжевельника после чего сжигали их, а дым запускали в помещение. Христиане верили, что он оберегает от злых духов и недугов.

Великая пятница, 29 апреля

День, когда принято скорбить по самым трагическим событиям. Христиане с болью вспоминают, как судили Христа, о его распятии на кресте и кончине.

На вечерне выносят плащаницу. Это такое полотно, которым обернули тело Иисуса после его погибели. До завершения пасхального богослужения нельзя принимать никакую пищу. В эту пятницу не разрешалось делать важных дел и мыться.

Великая суббота, 30 апреля

День, когда вспоминают пребывание Иисуса в гробу. В церквях освещают еду. Также в субботу происходит великое религиозное чудо - благодатный огонь сходит в Иерусалиме. В часы специального богослужения из Гроба Господня выносится огонь. Считается, что он чудом появляется там каждый год перед Пасхой.

Пасха (воскресение), 1 мая

Воскресение - день, когда начинается Пасха. Пасха - важнейший праздник для верующих. Этот день - символ воскрешения Христа.

Главные символы праздника - огонь, пасхальные куличики, окрашенные яйца и зайцы. В этот самый день на Руси многие принимали крещение.

Страстная неделя 2016: что можно есть и что нельзя

Что делать и что нельзя делать в эти дни - вопросы многих христиан. Для тех, кто чтит Великий Пост, мы расскажем, что можно есть и в какие дни.

С понедельника до среды (включительно) принято сухоедение. Один раз вечером можно выпить что-то холодное, съесть растительную пищу без масла или холодную невареную еду

В Великий четверг допустимо небольшое количество вина - чтобы укрепить силу верующих. Также можно есть растительные продукты с маслом.

В Великую пятницу есть запрещено.

В субботу разрешено сухоедение. Можно съесть фруктов и овощей.

В воскресение Пасха - Великий Пост заканчивается.

После Пасхи Страстная неделя 2016 заканчивается.

  • Иеромонах Ириней (Пиковский) . 24 лекция. (Православные просветительские курсы)
  • Иеромонах Дорофей (Баранов) .
  • Диакон Владимир Василик .
  • Анна Сапрыкина. (материнские заметки)
  • Юрий Кищук . . Мысли в Страстную седмицу
  • Дни Страстной седмицы

    Богослужение

    Богослужебные особенности Страстной

    • Николай Завьялов .
    • Гермоген Шиманский .
    • Священник Михаил Желтов .

    Иконография

    • . ФОТОГАЛЕРЕЯ

    Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, - говорится в Синаксаре, - превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

    По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях.

    Каждый день Страстной недели - великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, - все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее - до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

    Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос пред страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы. Так как в первые три дня Страстной седмицы совершились различные многознаменательные события, которые имеют самое близкое отношение к страстям Христовым, то и эти события благоговейно воспоминаются Святой Церковью в те самые дни, в которые они совершились. Таким образом, Святая Церковь в эти дни неотступно ведет нас за Божественным Учителем, с Его учениками, то в храм, то к народу, то к мытарям, то к фарисеям и всюду просвещает нас теми именно словами, которые предлагал Сам Он слушателям Своим в эти дни.

    Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Святая Церковь Богослужению первых трех дней Страстной седмицы придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, - плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства - неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю - переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

    Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Святая Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот видимо идет за Господом, грядущим на страдания.

    Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит - размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе.

    Путь Страстной седмицы - путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря - говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни. И как же не говеть в эти дни, когда отъемлется жених душ (Мф. 9, 15), когда Он Сам алчет у бесплодной смоковницы, жаждет на кресте? Где еще слагать тяжести грехов посредством исповеди, как не у подножия креста? В какое время лучше причащаться из Чаши жизни как не в наступающие дни, когда она подается нам, можно сказать, из рук Самого Господа? Поистине, кто, имея возможность приступать в эти дни к Святой Трапезе, уклоняется от нее, тот уклоняется от Господа, бежит от своего Спасителя. Путь Страстной седмицы - оказывать, во имя Его, помощь бедным, больным и страждущим. Путь этот может казаться отдаленным и непрямым, но на самом деле он чрезвычайно близок, удобен и прям. Спаситель наш столь любвеобилен, что все, делаемое нами во имя Его для бедных, больных, бездомных и страждущих Он усвояет лично Себе Самому. На Страшном Суде Своем Он потребует у нас особенно дел милосердия к ближним и на них утвердит наше оправдание или осуждение. Помня это, никогда не пренебрегайте драгоценной возможностью облегчать страдания Господа в Его меньшей братии, а особенно воспользуйтесь ей в дни Страстной седмицы - одев, например, нуждающегося, вы поступите как Иосиф, давший плащаницу. Вот главное и доступное каждому, с чем православный христианин в Страстную седмицу может следовать за грядущим на страдания Господом.

    Страстная неделя в течение длительности Строгого поста является самой наисложнейшей и скорбной. Если судить по главному ограничению, которое положено соблюдать в пост, - ограничение в питании, то Страстная неделя практически является аналогичной самой начальной неделе Строгого поста, когда верующим рекомендуется кушать по минимуму и желательно всего лишь пару раз за сутки самыми минимальными порциями. Что еще отличает Страстную неделю, так это то обстоятельство, что в завершающие дни, то есть в субботний и в пятничный день, вообще рекомендуется полностью отказаться от приема любой пищи. Действуют данные ограничения до окончания вечерней священной службы в завершающий неделю день - субботу. Какого числа Страстная неделя в 2016 году назначена в православном календаре?

    Начало указанного события обозначено понедельником - 25 апреля. Окончание же строжайшего ограничения и великой скорби определено на 30 апреля. Соответственно, в последующий день, то есть 1 числа в мае, православные верующие могут отмечать пришествие светлой Пасхи. Важно помнить, когда Страстная неделя в 2016 году начинает свое действие, то каждому определенному дню недели соответствуют свои основы и традиции. Каждый день имеет свое собственное значение, при этом оно касается одинаково и обычной земной жизни, и православных обычаев. Главенствующее значение всех дней в Страстной неделе - это воспоминания о жизни и бытии Христа, о его делах, совершенных на грешной Земле, а также о великих событиях, которые запечатлены в Библии. А вот с обычной простонародной стороны зрения, Страстная неделя является главными днями, когда люди активно готовятся к пришествию светлой Пасхи.

    Основная проблема верующих людей заключается в вопросе, что можно есть во время Страстной недели перед Пасхой 2016? Но важно знать и другие основы, которые полаются на это священное событие.
    25 апреля, 1 день - понедельник
    В этот период верующими людьми начинается активная подготовка к предстоящей Пасхе. Народ проводит уборку своего жилища, придумывает блюда для праздничного стола и начинает закупать необходимые продукты. В течение дня рекомендовано придерживаться основ строгого ограничения пищи, то есть кушать позволительно лишь 1 или 2 раза за сутки.

    26 апреля, 2 день - вторник
    Продолжается период проведения подготовки к встрече светлой Пасхи. Вторник верующим рекомендовано провести в уединении. Важно отметить, что католическая Страстная неделя 2016 практически аналогична по поведению и нравам с православной. На данное число в православном календаре обозначено великое христианское событие - Благовещение, в связи с такими обстоятельствами на стол позволяется накрыть блюда из рыбы.
    27 апреля, 3 день - среда
    Незавершенные ранее дела разрешается в среду уже закончить. Но главное, что требуется от верующих, это - подготовка праздничного стола. Пришло время от варки яиц и их окрашивания, хозяйки готовят тесто для куличей, варят холодцы, закручивают рулеты.
    28 апреля, 4 день - четверг
    По всем народным и православным приметам, период назван - Чистый четверг. В этот день перед восходом солнышка необходимо пересчитать деньги, чтобы в будущем не ощущать нужду. Кроме этого, проводятся тщательные генеральные уборки всех жилых помещений, люди меняют постельное белье, готовят красивые и чистые одежды для проведения скорого торжества.

    29 апреля, 5 день - пятница
    Самый ответственный и главный день - пятница Страстная. Когда продолжается Страстная неделя в 2016 году, что нельзя делать в этот период? В пятницу рекомендовано самое строгое воздержание, и от приема пищи, и от накала человеческих страстей. Верующие молятся и вспоминают жизнь Христа.
    30 апреля, 6 день - суббота
    Продолжаются суровые ограничения Строгого поста. Верующим в этом день запрещено кушать любую пищу, а снятие всех запретов проводится после проведения вечерней службы.

    1:502 1:512

    Великий пост перед Пасхой длится в течение семи недель.

    1:622

    Каждый год верующие пытаются как можно раньше узнать дату начала Великого поста, потому что она не постоянная. Пасху отмечают, исходя из исчислений лунного календаря. В зависимости от даты Пасхи назначается и дата начала Великого поста.

    1:1062 1:1072

    Пасху каждый год православные отмечают в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. То есть, это первое полнолуние после дня весеннего равноденствия.

    1:1380 1:1390

    Исходя из того, когда начинается Великий пост в 2016 году у православных, к нему ведется специальная подготовка. Она начинается после Рождения и заканчивается в последний день Масленицы - Прощеное воскресенье.

    1:1783

    1:9

    У православных верующих пост состоит из двух частей:

    Четрдесятница (40 дней поста в честь тех сорока дней, которые Иисус провел в пустыни) и Страстной седмицы (шесть оставшихся до Пасхи дней).

    1:371 1:381

    Это важно! В период поста не входят такие праздники, как Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Именно поэтому в эти дни, в период поста, можно кушать рыбу, в то время как в другие дни это запрещено (кроме Благовещения ).

    1:791 1:801

    С начала поста вступает в силу запрет на употребление в пищу молочных продуктов и яиц, а вот отказаться от мяса по церковным правилам надо еще начиная с масленичной недели (в 2016 год начало Масленицы выпало на 7 марта ).

    1:1206 1:1216

    Самый строгий вариант поста предполагает по понедельникам, средам и субботам кушать термически не обработанную пищу. Но этот строгий вариант распространяется на священнослужителей , а вот миряне могут получить у священника некоторые послабления для Великого поста.

    1:1716

    1:9

    Это важно! Великий пост не является диетой, это ограничение в употребление определенного вида продуктов. Такое ограничение необходимо для того, чтобы легче пройти через период смирения, молитвы и покаяния в грехах.

    1:411 1:421

    Истинный смысл семи недель поста - очищение души и победа духа над плотью. Немного о каждой из семи недель поста:

    1:640 1:650

    Великий пост в 2016 году начинается 14марта

    1:743

    Первая неделя является самой строгой и считается временем усердной молитвы после веселых масленичных гуляний. Первое воскресение поста называется Неделей торжества православия. В этот день вспоминают о победе Вселенской церкви над иконоборчеством.

    1:1213 1:1223

    Вторая седмица (неделя) великого поста включает в себя день поминания усопших . В воскресенье второй недели вспоминают автора учения о Фаворском свете Григория Паламу (XVI век).

    1:1551

    1:9

    Третья неделя поста заканчивается воскресеньем, посвященным Кресту Господню. В 2016 году это с 27 марта по 2 апреля. Третья седмица поста у верующих называется Крестопоклонной неделей. В субботу также поминают усопших.

    1:412 1:422

    В четвертую неделю вспоминают преподобного Иоанна Лествичник . Церковь призывает верующих в этот период стремиться к таким же духовным высотам, которых достиг этот преподобный, живший в VI веке.

    1:785 1:795

    В четверг пятой недели (13 апреля) вспоминается Святая Мария Египетская . Она была великой блудницей, которая через глубокое покаяние стала великой праведницей.

    1:1095 1:1105

    На шестую неделю Великого поста приходится два больших церковных праздника - Лазарева субботу и Вербное воскресенье. Исходя из даты великого поста в 2016 году, Вербное воскресенье придется на 24 апреля . В этот день празднуют вход Иисуса Христа в Иерусалим.

    1:1584 1:9

    После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица (последняя неделя Великого поста). У православных Страстная неделя так называется, потому что на церковнославянском языке слово «страсти» означает «муки и страдания». В течение последних шести дней верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса. Они включали в себя страдания, распятие, смерть и погребение.

    1:728

    В эти дни в храмах читают те главы из Евангелия, которые рассказывают о событиях, произошедших в Иерусалиме две тысячи лет назад. Это Тайная вечеря, предательство Иуды, римский суд, распятие и воскресение Христа.

    1:1121

    Пост в период Страстной недели становится особенно строгим , а священнослужители должны носить черную с серебром одежду.

    1:1351 1:1361

    Когда начинается Великий пост, верующие вспоминают житие разных святых, но вот Страстная неделя посвящена Иисусу. В первые дни последней недели Великого поста вспоминают последние беседы Иисуса со своими учениками и людьми. Самым скорбным днем последней недели Великого поста является пятница. В этот день Иисус Христов был распят на кресте. Пятница является для христиан днем строго поста и печали.

    1:2104

    Во второй половине дня в пятницу начинаются службы Великой Субботы.

    1:132 1:142

    Суббота называется у верующих православных не только Великой, но и Тихой . В этот день вспоминают о пребывании Христа в гробу. В этот же день в Иерусалиме в храме Воскресения людям сходит Благодатный огонь . Ночью скорбь заканчивается, потому что наступает Пасха.

    1:631 1:641 1:714 1:724


    2:1231 2:1241

    Пасха - это праздник воскресения Христова . Самый важный праздник для православных верующих, для которых рождение духа важнее, нежели рождение тела. Теперь вы без труда можете не только ответить на вопрос, какого числа Великий пост в 2016 году в России, но также рассказать немного о каждой неделе поста.

    2:1804

    2:9

    А для удобства восприятия и запоминания, распечатайте себе вот такую памятку о питании в Пост.

    2:190 2:200


    3:708 3:720 3:730