Правописание букв и в корне после ц. Правописание ы-и после ц

Правописание гласных после Ц

А. Произношение звука [ц].


В древнерусском языке звук [ц] был мягким. В дальнейшем он отвердел. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквой ц , звук [ц] всегда произносится твёрдо: ци нга [цынга], Цю рих [Цур’их].

Б. Правописание гласных А, Я, У, Ю, Е, Э после Ц.

1. После ц пишутся гласные а, у, е : ца пля, цу гом, це лый.

2. Гласные э, ю, я могут писаться только в нерусских собственных именах (географических названиях, фамилиях и т.д.): Цю рих, Ця вловский, Цю рюпа, Коцю бинский.

В. Правописание гласных И, Ы после Ц.

Пишется И Пишется Ы
1. В корнях слов: панци рь, ци нга, дефици т, Сици лия, Ци церон .
1. В корнях слов-исключений: цы ган, цы плёнок, цы ц, на цы почках и в родственных им словах (цы ганить, цы кнуть, цы пки и др.), а также в некоторых именах собственных: Цы бин, Харцы зск .
2. В суффиксах слов: демонстраци я, электрифици ровать, электрифици рованный . 2. В суффиксе прилагательных -ын : птицы н, царицы н .
2. В некоторых именах собственных на -цин : Вици н, Цици н . 2. В именах собственных на -цын : Синицы н, Лисицы н .
4. В окончаниях имён существительных и прилагательных: куцы й, куцы м, куцы ми .


Г. Правописание гласных Е, Ё, О после Ц.

1. Буква ё после ц не пишется.

2. Буква е после ц пишется в безударном положении : танцевать, кольцевой, блюдце .

3. Буква о после ц пишется под ударением (независимо от того, на какую часть слова — корень, суффикс или окончание — оно падает): цóколь, танц ó р, кольц ó .

Примечание. В безударном положении буква о после ц пишется:

    в родственных с цокот словах: цокотуха, цокотать ;

    в некоторых заимствованных словах: герцог, герцогиня, палаццо, скерцо, меццо .

Д. Упражнения к теме «Правописание гласных после Ц».

Упражнение 1. ц

Бледное лиц.., с бледным лиц..м, полнолиц..го ребёнка, о полнолиц..х детях, лиц..вать , лиц..вой нерв, перелиц..вать, перелиц..вывать, с рубц..м, зарубц..ваться, красные рубц.., сланц..вый , глянц..вый, с глянц..м, с хрипотц..й , с расчётц..м, с хитрец..й, мясц.. , бегать трусц..й, марганц..вка, с марганц..м, интермецц.., герц..гиня, мудрые индейц.., ц..клевать полы , ц..трусовые растения, нарц..сс, пац..ент, плоскогубц.., бац..лла, встать на ц..почки , у границ.., куц..й хвост, вкусные леденц.. , ц..гарка , глиц..ния , операц..я , свинц..вать, под оконц..м , ц..тата, дефиц..т, братья-близнец.., танц..вальный, танц..вщица, фиксац..я, ц..ганёнок , ц..кнуть зубом, окольц..ванный, палацц.., ц..пки на руках.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные гласные после ц . Сделайте транскрипцию выделенных слов.

1. Он был в старой отц..вской куртке, доходившей ему до колен.

2. В каюту вошёл вахтенный Куриц..н.

3. Густеет сумрак, и с полей уходят жниц.. .

4. Я опустил ц..новку, закутался в шубу и задремал.

5. На привычное «ц..пы! ц..пы!» вышел десяток кур.

6. Любимым писателем в доме Королёвых был Михаил Коц..бинский.

7. Вслед за Матвеем вошёл ц..рюльник.

8. За слюдяным , в свинц..вой раме, окошечком зеленело утро.

9. Я поднялась на ц..почки и глянула в зал.

10. В зубах ц..гарка, примят картуз.

11. «К чёрту!» — ц..кнул на него генерал.

12. Для него были ясны только ц..ркуляры .

13. Нынче Муха-Ц..котуха именинница.

14. Отец мой, поступая в училище, готовился быть танц..ром.

15. В заводских училищах ц..фирной мудрости учат, а ц..фирь наука богоотводная.

16. На площадке у крыльца стояли песельники в пунц..вых русских рубашках.

17. Всё в доме Пшениц..ной дышало таким обилием и полнотой хозяйства, какой не бывало и прежде.

18. Зачали вдвоём столь громко ц..котать , как две сороки.

19. Вот вышла бабка кормить ц..плят.

20. Ц..кали подковами, храпели лошади.

21. Как я танц..вать люблю… Ах, до упаду! А у нас и танц..ров нет.

22. Вскоре смышлёный и ласковый Куц..й сделался общим любимц..м . И он решил принять все меры, чтобы «долговязый дьявол» не встречал Куц..го.

23. Во вторник был хороший фельетон. А этот у вас не вытанц..вывался.

24. Тот же сухой ц..корий рос по сторонам тропинок.

25. Он вышел из-за стола, прошёл в танц..вальную залу — пусто.

26. Глаза его глядели с хитрец..й.

27. От Баренц..ва до Чёрного моря громыхали фронты.

28. Выручил узбек в замасленной спец..вке.

Цели:

  • Обучающие :
    • познакомить с новым опознавательным признаком – наличием ц перед гласным, с правописанием ы-и после ц ;
    • учить обосновывать выбор гласных ы-и после ц в корнях, суффиксах и окончаниях;
    • повторить правописание о-ё после шипящих в корне слова, безударных гласных корня, пунктуацию в сложном предложении;
    • пропедевтически познакомить с правописанием -онн- в прилагательных.
  • Развивающие :
    • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
    • расширить лексический запас учащихся.
  • Воспитательные :
    • вызвать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: плакат с алгоритмами, текст стихотворения, дифференцированные карточки, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы продолжим работу в нашей небольшой научной лаборатории, узнаем к концу урока, кто самый внимательный, находчивый, активный на уроке.

II. Объяснение нового материала

– Мы начинаем изучать новую орфографическую тему, познакомимся с новым для вас правилом. Обратимся к материалу для наблюдений и определим тему урока. (Материал для наблюдений на доске пока закрыт).

Станция улицы
Цирк синицын
цыплёнок

– Какие звуки слышатся во всех этих словах? Дайте характеристику согласному звуку. (ц) Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. А вот и слово, в котором живёт этот звук. (Открываю материал для наблюдений) Посмотрите, как написано на доске. (Цы и ци)
– Почему же так? Наша задача – разобраться, когда после ц нужно писать Ы, а когда – И. Какова же тема нашего урок? Помогите мне сформулировать ее.
«Правописание ы-и после ц ».

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы , а когда – и , продолжим наши наблюдения. Прочитайте выразительно стихотворение.

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы
И только одного не знал,
Где пишут ЦИ, где ЦЫ.

(И.Козловский)

– К какому стилю относится этот текст?
– Что такое цимбалы?
– Назовите слова с ы и И после ц (Цыпленок, цирк, цимбалы, мотоцикл, цифр, огурцы) .
– Цыпленок не знал, где пишутся ЦЫ, где ЦИ. А вы знаете? Сейчас мы и обратимся к правилу на стр. 173 нашего учебника. Прочитайте правило. (Дети читают правило вслух).
– Когда же после Ц пишется Ы, а когда И?
– Запишем в тетради примеры слов, когда пишется Ы:

1) В окончаниях слов: птицы, огурцы, синицы .
2) Второй случай, когда пишется Ы – в суффиксе ЫН: сестрицын, лисицын, волчицын .
3) В корнях слов-исключений пишется Ы: цыган, цыплёнок, цыкнуть, на цыпочках, цыц, цып-цып . Эти слова нужно запомнить.

– А чтобы вы не забыли, я прочитаю вам ещё одно стихотворение, в которое входят все эти слова. Запишите эти слова из стихотворения в тетрадь.

Цыган цыплёнка увидал,
Заиграл на скрипочке,
А цыплёнок услыхал –
Станцевал на цыпочках.

Цыц, ребята, не шуметь,
А то цыган собьётся,
Перестанет скрипка петь,
Наш урок сорвётся.

– Ну что, цыплята, вам всё понятно? (Да)

Прозвучал для вас, ребята,
Нашь урок про ЦИ и ЦЫ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!

– Прочитайте слова, которые выписали. (Цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цыкнуть (прикрикнуть) .
– Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц» – формула общеизвестная.
– А когда же пишем после ц И?
– В корнях слов: цирк, цифра и др.
– В словах на -ция : лекция, секция, коллекция и др. Эти слова оканчиваются на -ция, а окончание Я, а ЦИ – входит в состав корня.
Правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения (плакат перед учащимися).

Правописание Ы-И после Ц

III. Закрепление изученного

1. Устный орфографический разбор (Учащиеся объясняют устно правописание слов, написанных на доске, пользуясь алгоритмом).

делегация, цилиндр, птицын, синицы, смуглолицый.

2. Словарный диктант. (Учитель диктует, учащиеся объясняют правописание каждого слова, пользуясь алгоритмом).

панцирь, Царицыно зеркальце, чёрная цигейка, цыганский, весёлая репетиция, певчие птицы, циклон, громко цыкать, жёлтый цыплёнок, зацвела акация, цыц всем.

3. Предупредительный распределительный смысловой диктант. (Узнать слово по лексическому значению и записать в два столбика.)

1) Детёныш курицы (цыплёнок).
2) Знак для обозначения числа на письме (цифра).
3) Одноглазое мифологическое существо (циклоп).
4) Инструмент для вычерчивания окружности (циркуль).
5) Человек, наблюдающий за порядком на улице (милиционер).
6) Встать на кончики пальцев (на цыпочки).
7) Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

– Прочитайте слова,когда после Ц написали И, а когда – Ы.
– Итак, с чем познакомились сегодня на уроке?

IV. Задание на дом: п. 86, упражнение №446.

V. Итог урока. Диагностическая работа

I вариант.

Морские границ…, сестриц…н платок, редакц…я газеты, ц…ган, ц…рк, ц…плёнок, большая ц...стерна, новый ц…ркуль, певчие птиц… .

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму (буквы Ы-И после Ц).

Ра…писание, бе…шумный, лекц…я, ш…пот, ц…плёнок, под…езд, ц…фры, под…рить, на ц…почках, лисиц…н хвост.

II вариант.

1. Вставьте пропущенные буквы Ы или И после Ц. Обозначьте условия выбора букв Ы или И после Ц.

Прослушать лекц..ю, написать ц…фры, узкие улиц…, мотоц…кл, вырастить ц…плят, на ц…почках, спортивная секц…я, лисиц…н хвост, ц…рковой артист.

2. Выпишите из данной группы слова только на изученную орфограмму.

Ра…порядок, ц…ркуль, р…сток, св…вают, ц…ган, ш…пот, синиц…н, сл…жение, станц…я, панц…рь.

3. Составьте 2 сложных предложения, используя слова и словосочетания из первого задания, подчеркните грамматические основы.