Специальность валеология. Валеолог - описание, советы врача

Валеолог — специалист с медицинским образованием, консультирующий по вопросам сохранения здоровья человека, дающий рекомендации по обеспечению здорового образа жизни и повышению работоспособности.

Заработная плата

35.000–45.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Валеологов чаще всего можно встретить в области образования, научных лабораториях, институтах.

Обязанности

Работа валеолога в исследовательской организации сводится к:

  • оценке деятельности медицинских учреждений;
  • разработке и внедрению методик для сохранения и укрепления здоровья населения;
  • планирование видов медицинской помощи.

В медицинском учреждении валеолог принимает непосредственное участие в мероприятиях по сохранению здоровья, выявлению факторов риска, снижении смертности населения. Специалист контролирует деятельность других представителей медицины, организует лектории и семинары, проводит социологические исследования, групповые и индивидуальные тренинги.

В учебных заведениях валеологи внедряют комплекс профилактических мероприятий в программу школьного обучения. Помогают составлять школьное расписание с чередованием умственной и физической активности. Осуществляют диагностическую, консультационную и коррекционную деятельность.

Важные качества

В работе валеолога важны следующие качества: доброжелательность, педагогические способности, грамотная устная и письменная речь, активная жизненная позиция, хорошая физическая форма, эмоциональная устойчивость, ответственность, коммуникабельность, аналитическое мышление.

Отзывы о профессии

«Медицина направлена на избавление организма от болезней путем лечения, а цель валеологии — создание такого состояния организма, при котором болезнетворные факторы не в состоянии вызвать заболевание. Поэтому целью валеологии является формирование познания механизма здоровья, раннего выявления его отклонений, когда клинических проявлений болезни еще нет, но резервные возможности систем организма уже снижены».

Редактор портала valeolog.com

Стереотипы, юмор

Поскольку валеология сама по себе — это наука о здоровом образе жизни, то пропагандируя ее, начинаешь сам становишься приверженцем здорового питания, спортивного образа жизни. Поэтому представители профессии всегда отлично выглядят, доброжелательны и коммуникабельны.

Обучение

Чтобы стать валеологом, необходимо получить профильное высшее образование в медицинском институте: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова, Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова.

Медицинские вузы в Москве: МГУ им. Ломоносова, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет РНИМУ имени Н. И. Пирогова.

| Дмитрий Николаев | 4654

Связать свою будущую профессию с медициной и посвятить свою жизнь заботе о здоровье других людей – что может быть благороднее такой работы? Наверное, этим и объясняется большой интерес выпускников к медицинским специальностям, да и востребованность на рынке труда – играет не последнюю роль.

«Униформа» валеолога, часто напоминает врача, что вполне понятно – и те, и другие, заботятся о здоровье людей.
Правильное питание школьников – тема многих исследований в валеологии.
Утомляемость? Валеология знает, как с этим бороться!

Ориентируясь на медицинское направление, многие выпускники редко задумываются о будущей специализации (иначе говоря – кем конкретно они будут работать). Поначалу главным движущим стимулом зачастую является простое, но такое гуманное стремление: « ». Что немаловажно: для того, чтобы достичь этой цели, необязательно заканчивать вуз именно медицинского профиля – сегодня существуют профессии, возникшие на стыке медицины с другими науками (например, – синтез медицины, психологии и педагогики). Сегодня мы поговорим еще об одной «синтетической» профессии – валеологии.

Валеолог – специалист по здоровому образу жизни (режиму дня, правильному питанию, физическим упражнениям, закаливанию и др.), профилактике различных заболеваний, социальной адаптации и психологической устойчивости. Цель работы валеолога можно изложить несколькими словами: сохранение и укрепление здоровья пациента – но, несмотря на такое короткое определение, хорошо понятно, насколько это сложно и насколько это важно.

Особенности профессии

Как науку, валеологию можно назвать «концепцией о здоровье человека» она рассматривает в тесной взаимосвязи здоровье духовное и физическое. Часто валеолог начинает беседу с пациентом с рассказа о том, что в подавляющем большинстве случаев, здоровье зависит – не от медицинских достижений, а от условий жизни человека . Таким образом, наиболее оптимальным способом сохранения (и улучшения) здоровья, в идеале является не прямое лечение с помощью медицины, о косвенное – через улучшение социальной среды в которой находится человек.

Конечно, тут возможны возражения, что есть ситуации, где никак не обойтись без медицинского вмешательства, например при травме или тяжелом заболевании. Это так, но количество травм все-таки не сопоставимо с количеством других заболеваний, возникающих из-за неблагоприятных условий жизни и окружающей среды (о том, как экологическая обстановка способствует развитию заболеваний, слышали, наверное, многие). А ведь помимо здоровья отдельно взятого человека, все это оказывает отрицательное влияние и на наследственность – нет, болезнь все-таки легче предупредить, чем лечить .

Как специалисты, валеологи могут работать в научно-исследовательских или медицинских учреждениях (направление «медицинской валеологии»), но так, как нам ближе образовательная тематика, рассмотрим валеологию педагогическую, направленную на работу со школьниками.

Все начинается с анализа общей ситуации. Не секрет, что здоровье школьников в наше время – довольно критический вопрос, по мнению специалистов – более 60% старшеклассников имеют выраженные отклонения по медицинской линии. Да и счет на самые распространенные болезни идет десятками, поэтому хорошо понятно, что обучение школьников различным технологиям сохранения и улучшения здоровья – довольно актуальная задача для образовательных учреждений.

Формирование валеологической грамотности у школьников, происходит во взаимодействии с другими предметами из школьной программы – в первую очередь это биология, ОБЖ и физкультура. На этих уроках учащиеся получают базовые знания о строении тела, управлении своими психическими процессами, навыки поведения в критических ситуациях, другие предметы школьной программы (например, обществознание) показывает место человека в обществе и так далее. Задача педагога-валеолога в этом случае – свести воедино всю эту информацию, мотивировать учащихся на здоровый образ жизни и заботу о своем здоровье . Иногда в учебную программу включаются уроки по валеологии, например для учащихся старших классов разработан курс «Влияние внешней среды на здоровье человека».

Необходимые качества

Если говорить об общих качествах, которые должны присутствовать у валеолога, то они те же, что должны быть у медицинского работника. Одной из главных личностных характеристик является доброжелательность, еще одно важное качество – эмоциональная устойчивость , ведь подобная работа связана с большой психологической нагрузкой. Впрочем, валеолог, как специалист по сохранению здоровья, должен в совершенстве владеть умением саморегуляции:) Говорить про развитое чувство ответственности наверное даже излишне – это должно быть понятно «по умолчанию», ведь речь идет о здоровье людей.

Если валеолог будет работать в образовательном учреждении, то без педагогических наклонностей ему не обойтись. Как и без желания помогать другим людям жить долго и счастливо.

Где учат

Самый простой способ стать валеологом – это получить диплом по специальности психолога или социального педагога, после чего пройти переквалификацию. А в целом – факультеты валеологии есть, например, в или , где с успехом применяют достижения этой науки для обучения студентов.

Кто такой врач-валеолог

Валеолог - врач, дающий действенные советы по укреплению и сохранению здоровья, что включает:

Компетенция врача-валеолога

Врач данного направления медицины занимается вопросами здорового питания, психологического состояния, закаливания организма, а также:

  • Литотерапией (принципами лечения с помощью драгоценных камней).
  • Сезонным, противораковым рационом питания, а также по группе крови.
  • Питание, которое помогает противостоять депрессии и восстановить иммунитет.
  • Питание, помогающее противостоять остеопорозу, а также для беременных, чтоб родить полноценных и здоровых наследников.
  • Стиль одежды и украшений, создающий настроение.

Какими органами занимается врач-валеолог

Валеолог занимается всем организмом человека, направляя научные знания на здоровый образ жизни и адекватное реагирование на все жизненные ситуации.

Какие заболевания в компетенции врача-валеолога

Валеологу под силу решить такие проблемы:

  • Оценка результативности оздоровительных методов и диагностирование состояния здоровья.
  • Теоретические и философские вопросы здоровья.
  • Стратегия развития здоровья.
  • Физическое воспитание молодежи.
  • Физическая активность, дающая здоровье и долголетие.
  • Валеологическое просвещение здорового образа жизни.
  • Демографическая ситуация здоровья человечества.
  • Здоровый образ жизни и питания.

В каких ситуациях следует обращаться к врачу-валеологу

Многие заболевания развиваются без определенной симптоматики и признаков. К ним относятся инфекция мочеполовой системы, онкологические заболевания, эндокринные и др. При этом человек испытывает общую усталость, утомляемость, плохое настроение. Консультацию у валеолога необходимо получить, если:

  • Нарушен обмен веществ.
  • Случаются обмороки и потеря сознания.
  • Межсезонные депрессивные состояния.
  • Бессонница или плохой сон.

Лабораторные анализы и диагностика, которые может назначить врач-валеолог

При посещении доктора, он назначает пройти:

  • Общий анализ мочи и крови.
  • Анализ на антиген простаты для мужчин после 45-ти.
  • После 30-ти биохимический анализ крови.
  • Выявление инфекционных бактерий и вирусов по крови и мазку.
  • Кровь на гормоны и гепатиты.
  • Микроэлементный анализ ногтей и волос.

Диагностика:

  • Электропунктурная диагностика по методу Р. Фолля.
  • ЭКГ (электрокардиограмма).
  • Рентген или флюорография грудной клетки.
  • УЗИ органов брюшной полости.
  • УЗИ молочных желез женщинам после 30-ти.
  • ДКМ (диагностика клеточного метаболизма).

Болезни лучше предотвратить, чем долго и не всегда продуктивно лечиться, поэтому следует обращать внимание на такие вопросы:

  • Продуктивный и полноценный сон, должен быть не менее 9-ти часов. Отмечено, что люди, которые спят более 8-ми часов в сутки значительно здоровей. Врачами замечено, что долгожители спят от 9-ти до 13 часов. Чем старше человек, тем его сон продолжительней, что способствует хорошему настроению и меньшей утомляемости. Если человек потерял сон в течение 2-х недель, то он может умереть. Постоянное недосыпание вызывает потерю внимания и сосредоточенности, появляются расстройства мелкой моторики, ухудшается память, расстраивается психика. Длительная бессонница способствует понижению температуры и приостановке пульса. Во время сна условные рефлексы заторможены, а безусловные - снижаются. Мышцы во время сна расслаблены, ритм дыхания и сердца уменьшается, замедляется и выравнивается.
  • Сон медленноволновой уменьшает вегетативные реакции (зрачки сужаются, потоотделение увеличивается, дыхательная и сердечная активность уменьшается, снижается интенсивность легочного газообмена). Следовательно, ночью уменьшается кровоток и частота сердечных сокращений. Во сне уменьшается уровень обмена веществ, но усиливаются процессы возобновления работоспособности клеток, скорость размножения увеличивается.
  • Парадоксальный сон. При нем дыхание неритмичное, менее регулярное, разное по глубине. Возможна остановка дыхания, например во время ночного кошмара. Во время сна равномерно растут волосы и ногти, уменьшается температура тела.

При малейшем нарушении сна непременно посетите валеолога, который порекомендует методы избавления от появившейся проблемы.

Предмет Валеологии и классификация

Предметом Валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни . В этом состоит одно из отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Основные задачи Валеологии:

  • Изучение механизмов формирования, развития, сохранения резервов систем организации в онтогенезе.
  • Формирование образа жизни индивида путем:
    • развития интеллектуальной творческой деятельности;
    • воспитания, повышения культуры знаний психофизиологии своего организма;
    • мотивации на здоровье.
  • Разработка методов генетического психофизиологического мониторинга здоровья.
  • Информационно-просветительская деятельность.
  • Создание непрерывного валеологического образования.
  • Подготовка учебной литературы по валеологии для школ и вузов.
  • Подготовка и повышение квалификации кадров.

Валеологию разделяют на общую и частную . К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую .

  • Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.
  • Педагогическая валеология изучает вопросы образовательной и воспитательной работой по сохранению и укреплению здоровья человека.

Составные части валеологии:

  • Морфология (анатомия) здоровья
  • Физиология здоровья
  • Психология здоровья
  • Генетика здоровья
  • Экология здоровья
  • Непрерывное валеологическое воспитание и образование
  • Формирование здорового образа жизни

История

Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.

В конце 90-х годов возникает бум вокруг Валеологии. Появляется множество литературы и учебников по «Валеологии», содержание которых не имеет научного происхождения. В валеологи, в основном, переквалифицировались педагоги и спортивные специалисты, не обладавшие базовыми знаниями по медицине и психологии. В результате учебные материалы по «Валеологии» оказались наполнены такими понятиями как «медитация », «инь и ян », практиками эзотерики , нетрадиционной медицины и психокультов , включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж », учения Порфирия Иванова , каббалистики и герметизма , учения Рерихов. Это вызвало резкую критику как со стороны Православной церкви и со стороны академической науки. В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В настоящее время преподавание предмета «Валеологии» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.

Научные конференции

Научные организации

Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при ЮФУ

Учебно-научно-исследовательский институт валеологии при Южном Федеральном университете открыт 1998 году. Директором УНИИ валеологии с 1998 года по 2004 год был член-корреспондент РАО , заслуженный деятель науки РФ , доктор биологических наук , профессор Кураев Григорий Аствацатурович, с 2004 года по - кандидат биологических наук , профессор Айдаркин Евгений Константинович, с 2008 года - кандидат биологических наук Иваницкая Людмила Николаевна.

Направления научной деятельности

  • Физиологические и кибернетические механизмы нервной деятельности, межсистемных отношений и функционирования организма в целом. Руководитель - Чораян О. Г., профессор
  • Психофизиологические основы когнитивной деятельности. Руководитель - Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук , старший научный сотрудник
  • Физиологические механизмы формирования функционального состояния, методы и средства управления им. Руководитель - Айдаркин Е. К., кандидат биологических наук , старший научный сотрудник
  • Механизмы формирования, развития и сохранения здоровья индивида в онтогенезе. Руководитель - Иваницкая Л. Н., директор, кандидат биологических наук , старший научный сотрудник

Критика

Наряду с серьезными исследованиями и учебными пособиями под грифом «Валеология» начали появляться учебники, содержащие взятые из разрозненных источников и не связанные между собой воззрения о человеке и его здоровье. Представители Русской Православной Церкви, ссылаясь на подобные ненаучные издания, классифицировали такую «Валеологию» не как науку, а как некое новое философско-религиозное учение. Однако, никакого единого «учения» эти издания не содержали. В них были представлены синкретически скомпонованные положения без дополнения какими-либо новыми идеями.

Ссылки

  • В. И. Жолдак, доктор педагогических наук , профессор , Л. А. Калинкин, доктор медицинских наук , профессор . Валеология: становление, развитие, проблемы, перспективы // Московская государственная академия физической культуры Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры
  • Истоки и история развития Валеологии (из книги «Медицинская валеология»)
  • Фесенкова Н. В., . Валеология и проблема здоровья россиян

Мнение представителей русской православной церкви

  • Иерей Сергий Рыбаков. Плюс валеологизация всей страны , Валеология - наука или сектантское учение?
  • Щекочихина И. Н., Щетилова Н. Г. Разрушительное влияние валеологии на детей Что скрывается под маской валеологии? Что скрывается под маской валеологии? // Жизнь: информационный листок Православного медико-просветительского центра. Вып. № 20, М., 1999, с. 15.

См. также

Примечания

Литература

  • Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье - М.: ФиС, 1990
  • Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. - 3-е изд.. - М.: Флинта: Наука, 2005
  • Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х томах. АСТ, 2001, 421 с ISBN 5-17-005067-4.
  • Дорошкевич М. П., Нашкевич М. А., Муравьева Д. М. и др. Основы валеологии и школьной гигиены: Учебное пособие для вузов. 2003, 238 с ISBN 985-06-0871-4.
  • Дыхан Л. Б., Кукушин В. С., Трушкин А. Г. Педагогическая валеология. Март, 2005, 527 с ISBN 5-241-00202-2.
  • Мохнач Н. Н. Валеология. Конспект лекций: Учебное пособие для вузов. 2004, ISBN 5-222-05408-X.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Валеолог" в других словарях:

    М. Специалист в области валеологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    валеологія - ї, ж. Наука, що грунтується на теорії культури здоров я біоенергетичної системи людини і впливі на живі організми довкілля, геопатогенних зон Землі та ін. чинників; порушує проблеми гармонії родинно шлюбних взаємин і здоров я сім ї … Український тлумачний словник

    валеолог - іменник чоловічого роду, істота …

    валеологія - іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови

    Педагог-валеолог - Профессиональный педагог, специалист в области здорового образа жизни. Основными функциями П. – в. в образовательных учреждениях являются: – воспитание у детей стойкой мотивации на здоровый образ жизни; – обучение детей средствам и методам… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Наименование организации УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должности ИНСТРУКЦИЯ руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата ИНСТРУКТОРУ-ВАЛЕОЛОГУ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Инструктор-валеолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом __________________________________.

2. На должность инструктора-валеолога назначается лицо, имеющее среднее специальное образование по специальностям "Лечебное дело", "Медико-профилактическое дело", "Сестринское дело", "Медико-реабилитационное дело" и переподготовку по специальности "Валеология" без предъявления требований к стажу работы.

3. В своей деятельности инструктор-валеолог руководствуется:

Законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы;

Методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;

Уставом учреждения;

Приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя);

Правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;

Настоящей должностной инструкцией.

4. Инструктор-валеолог должен знать:

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области здравоохранения;

Формы, методы и средства работы по гигиеническому обучению, воспитанию и формированию здорового образа жизни;

Формы взаимодействия со средствами массовой информации;

Уровни и цели профилактики;

Актуальные проблемы профилактической медицины;

Теоретические и практические основы профилактической медицины;

Современные технологии гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни;

Основы коммуникации, социологии, педагогики;

Медицинскую этику и деонтологию;

Психологию профессионального общения;

Основы использования современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;

Основы законодательства о труде, правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия инструктора-валеолога его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций инструктор-валеолог обязан:

6.1. Организовывать работу среди населения по вопросам гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни.

6.2. Участвовать в разработке информационно-образовательных материалов по проблемам формирования здорового образа жизни и профилактике заболеваний.

6.3. Принимать участие в организации и проведении массовых мероприятий по проблемам формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья.

6.5. Проводить конкурсы, выставки, иные мероприятия по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Организует взаимодействие со средствами массовой информации.

6.6. Оказывать организационную и методическую помощь специалистам организации здравоохранения и другим заинтересованным лицам по вопросам гигиенического обучения и формирования здорового образа жизни (школы здоровья, лектории и другие).

6.7. Участвовать в проведении социологических исследований по вопросам формирования здорового образа жизни, выявления социальных и поведенческих факторов риска.

6.8. Проводить учет и анализ проведенной работы, контроль выполнения планов.

3. ПРАВА

7. Инструктор-валеолог имеет право:

7.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.

7.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей.

7.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.

7.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей.

7.5. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
8. Инструктор-валеолог подчиняется ___________________________________ __________________________________________________________________________. 9. Инструктор-валеолог взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений учреждения: - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________; - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________.
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу инструктора-валеолога оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Инструктор-валеолог несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата