Соловецкий бунт причины. Соловецкое восстание

План
Введение
1 События
1.1 Занятие монастыря правительственными войсками

2 Соловецкое восстание в старообрядческой литературе
Список литературы

Введение

Соловецкое восстание 1668-1676 - восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря.

1. События

Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска (стрельцы) высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г. К 1674 г. правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов С. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий.

Весной 1674 г. на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 г. холод вынудил И. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог.

До конца 1674 г. монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя. 7-го января 1675 г.(28-го декабря 1674 г. старого стиля), на сходке участников восстания было принято решение не молиться за царя. Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму.

Летом 1675 г. военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были.

В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков (батарей) вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. 2 января (23-го декабря старого стиля) 1677 г. Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады.

1.1. Занятие монастыря правительственными войсками

18-го января (8-го января старого стиля) 1677 г. перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене. Темной снежной ночью 1-го февраля (22-го января старого стиля), 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму были освобождены.

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре .

После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги .

2. Соловецкое восстание в старообрядческой литературе

Соловецкое восстание получило широкое освещение в старообрядческой литературе. Наиболее известным произведением является труд Семена Денисова «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша», созданный в XVIII в. В этом произведении описываются многочисленные жестокие убийства участников Соловецкого восстания. Например, автор сообщает:

И различно испытав, обрете во древлецерковнем благочестии тверды и не превратны, зельною яростию воскипев, смерти и казни различны уготовав: повесити сия завеща, овыя за выю, овыя же и множайшия междеребрия острым железом прорезавше, и крюком продевшим на нем обесити, каждаго на своем крюке. Блаженнии же страдалыды с радостию выю в вервь вдеваху, с радостию ноги к небесным тещи уготовляше, с радостию ребра на прорезание дающе и широчайше спекулатором прорезати повелевающе.

История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее времена великодушно пострадаша

Сообщается о большом количество убитых (несколько сотен).

Эти утверждения были подвергнуты критике в церковной и исторической литературе (см. , ). Так, даже в старообрядческих синодиках упоминается не более 33-х имен «страдальцев Соловецких» .

Список литературы:

1. Фруменков Г. Г. Соловецкий монастырь и оборона поморья в XVI-XIX вв. -Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1975 г.

2. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. С.-Петербург: Спб. акц. общ. печатного дела в России Е. Евдокимов. 1899

3. Путеводитель по Соловецкой обители ее скитами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kargopol.net/file.cgi?id=130

22 июня 1668 года по указу царя Алексея Михайловича стрельцы во главе с Игнатием Волоховым высадились на Соловецком острове. Цель была одна – сломить непокорных монахов и заставить их принять реформы патриарха Никона. Так началось 8-летнее Соловецкое сидение.

О причинах

Сегодня сложно дать однозначный ответ о причинах, по которым соловецкие монахи отказались принять новую веру. То ли в силу того, что реформатор Никон был лучшим учеником Елеазара Анзерского, то ли из-за бывшего заключенного Соловецкого монастыря Арсения Грека, который стал правой рукой Никона? А, может, монахи не могли простить Никону отнятых у монастыря мощей Филиппа? Наверняка, было много и других причин, из-за которых совет соборных старцев решил запечатать присланные в 1657 году Никоном богослужебные книги в монастырской казенной палате и продолжить использовать при богослужениях старую литературу. Монахи напишут царю не одну челобитную с просьбами: «не вели, государь, предания нарушать». Вместо ответа на одну из последних, в монастырь в качестве настоятеля будет прислан сторонник реформ Иосиф, которого, впрочем, изгонят. Когда же в качестве настоятеля соловляне изберут архимандрита Никанора, власть поймет - на Соловках назревает бунт.

Обитель бунтарей

К началу 17 века Соловецкий монастырь представлял собой военную крепость для отражения атак недружественных соседей, в первую очередь шведов. Кроме того, что монастырские стены были прекрасно укреплены, в обители имелся внушительный арсенал: 65 пушек, 14 пищалей и достаточное количество мушкетов, ручниц, пистолей, карабинов, копий, сабель и бердышей. К слову сказать, и сами монахи владели воинскими навыками, так что могли успешно отражать атаки врага. В самом монастыре имелся достаточный запас провианта – осада также не могла напугать соловлян. К тому времени на Соловки, кажется, со всей Руси бежали недовольные не только церковной реформой, но и недовольные вообще, а в таких, как известно, страна наша недостатка никогда не испытывала. Отряд из трехсот монахов пополнился беглыми стрельцами, донскими казаками, беглыми холопами и крестьянами.

Общая численность жителей обители к моменту прибытия на остров московских войск составляла, по некоторым данным, порядка 700 человек, поэтому вряд ли волоховскому отряду, состоящему из сотни стрельцов, удалось бы взять крепость штурмом – их попытки покорить самую большую крепость Северной Европы были обречены на провал. Ничего другого не оставалось, как прибегнуть к осаде. Впрочем, в первые годы столичные воины и их руководство не слишком усердствовали: монастырь осаждали только летом, зимой же одни уезжали в Сумский острог, другие – по домам. Даже с приездом летом 1672 года главы московских стрельцов Клементия Ивлева и увеличения численности отряда до 725 человек ситуация не слишком изменилась. Московские власти еще надеяться на мирный исход дела - царь запрещал открывать пушечный огонь по стенам обители и гарантировал прощение каждому бунтовщику, который явится с повинной.

Обострение ситуации

Тем времен монастырь добровольно или принудительно покидают те, кто выступает за «мирное стояние». К 1673 году в обители остается 500 человек, которые решают идти до конца. Возможно, вялотекущая осада продолжалось бы не 8 лет, а много дольше, если бы до московских властей не дошла информация о том, что в мятежном монастыре нашли приют остатки разгромленных разинских отрядов, в том числе атаманы Кожевников и Сарафанов. На Соловки отправляют воеводу Ивана Мещеринова с велением активизировать военные действия против бунтовщиков, в том числе он получает разрешение открывать огонь по монастырским стенам. Все это время монахи продолжают поминать в молитвах царя Алексея Михайловича, однако в январе 1675 года принимается решение, означающее полный разрыв с правительством – монахи перестают молиться за царя-«ирода». Несогласных заключают в монастырский острог.

С острова не сходить!

Ранние холода октября 1674 года заставляют Мещеринова отступить: войска перебираются на зимовку в Сумский острог. За зиму стрелецкое войско удваивается. Нерешительность воеводы подстегивает полученная от царя депеша: "...А буде ты, Иван, с Соловецкого острова, без нашего Великого Государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь...". Летом 1675 года Мещеринов вплотную приступает к исполнению поручения царя: монастырские стены окружаются батареями стрельцов, которые начинают подкапывать башни. Принимается решение не уходить на зимовку и продолжать осаду. Монахи отчаянно сопротивляются – отстреливаются, совершают вылазки, чтобы завалить подкопы. Только с 4 июня по 22 октября 1675 года среди осажденных 32 убитых и 80 раненых. Зимой 1676 года Мещеринов совершает отчаянную попытку атаковать монастырь – в результате погибают 36 стрельцов, монастырские же стены по-прежнему остаются неприступными. Существует версия, что к этому моменту среди бунтовщиков почти не остается монахов: они либо ушли из монастыря, либо были заключены бунтовщиками в монастырскую тюрьму.

Неизвестно, до какой степени отчаяния мог бы дойти воевода и сколько бы продолжалась осада, если бы не нежданная «удача» в лице перебежчика чернеца Феоктиста. Он сообщает Мещеринову, что проникнуть в монастырь не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Надо перебраться через ров Онуфриевской церкви и пролезть через окно под сушилом Белой башни, предварительно разобрав в нем кирпичи. Сделать это лучше всего за час до того, как начнет светать, потому как именно в это время на башне и стене будет меняться караул и останется по одному часовому. Феоктист соглашается стать проводником. Снежной ночью 1 февраля (22 января по старому стилю) полсотни стрельцов во главе со Степаном Келиным добираются до заветного окна, разбирают кирпичи, через сушильную палату добираются до ворот обители и отворяют их. Спящие защитники не сразу понимают, в чем дело: 30 из них вступают в бой, но сразу же погибают. Неприступная обитель взята.

Расправа

Ярость воеводы и стрельцов, утомленных многократными неудачами, казалось, не знала границ. Из 60 защитников монастыря 28 были казнены сразу, среди них Самко Васильев и Никанор, остальные – позже. Бунтовщиков вешали, поднимали за ребра на крючьях, сжигали, топили в ледяных прорубях, четвертовали, привязывали к конских хвостам и пускали вскачь. Однако, как написано в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», «блаженные же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху». Смогли ли «отступники» с радостью принять мученическую смерть или нет – неизвестно. Вот только через неделю после трагических событий царь Алексей Михайлович скоропостижно скончался от тяжелой болезни. Роковой стала обитель и для воеводы Мещеринова: с формулировкой «за превышение полномочий» по указу нового царя Федора Алексеевича он был заточен в соловецкую тюрьму.

Середина XVII века отмечена в жизни Русской Православной Церкви важным событием — религиозной реформой Патриарха Никона. Её последствия сыграли значительную роль в дальнейшей истории России. Унифицировав обрядовую сторону богослужений и сыграв тем самым положительную роль, она стала причиной религиозного раскола в обществе. Наиболее ярким его проявлением явилось восстание насельников получившее название Соловецкое сидение.

Причина реформы

К середине XVII века в церковной жизни страны назрела необходимость внести изменение в богослужебные книги. Находившиеся в то время в пользовании являлись списками с переводов древних греческих книг, пришедших на Русь вместе с установлением христианства. До появления книгопечатания они переписывались от руки. Часто в своей работе переписчики допускали ошибки, и за несколько веков возникли существенные расхождения с первоисточниками.

Как результат этого — приходское и монастырское духовенство имело различные руководства совершения служб, и все проводили их по-разному. Подобное положение дел не могло продолжаться. В результате были сделаны новые переводы с греческого, и затем растиражированы печатным способом. Это обеспечило единообразие проводимым по ним церковным службам. Все прежние книги были объявлены недействительными. Кроме этого, реформа предусматривала и изменение в совершении Прежнее — двуперстное заменялось троеперстным.

Возникновение церковного раскола

Таким образом, реформа коснулась только обрядовой стороны церковной жизни, не затронув её догматической части, но реакция многих слоёв общества оказалась крайне негативной. Произошёл раскол между теми, кто принял реформу, и её ярыми противниками, утверждавшими, что устанавливаемые нововведения разрушают истинную веру, и следовательно, исходят они от сатаны.

В результате раскольники прокляли а тот, в свою очередь, придал их анафеме. Дело приняло ещё более серьёзный оборот вследствие того, что реформы исходили не только от Патриарха, но и лично от (отца и следовательно, противление ей являлось бунтом против государственной власти, а уж это всегда имело на Руси печальные последствия.

Соловецкое сидение. Кратко о его причинах

Вся Россия того периода оказалась втянутой в религиозные распри. Бунт, получивший название Соловецкое сидение, - это ответ насельников находившегося на моря Соловецкого монастыря попыткам властей силой укоренить в нём установки новой реформы. Он начался в 1668 году.

Для усмирения непокорных 3 мая на остров высадился отряд стрельцов под командованием царского воеводы Волохова, но был встречен пушечными залпами. Следует заметить, что этот монастырь был учреждён здесь не только как центр духовной жизни, но и как мощное оборонительное сооружение — форпост на пути шведской экспансии.

Соловецкое сидение представляло для правительства серьёзную проблему ещё и тем, что все проживающие в стенах монастыря насельники, а их насчитывалось 425 человек, имели достаточный военный навык. Кроме того, в их распоряжении было вооружение, пушки и значительное количество боеприпасов. Так как в случае шведской блокады защитники могли оказаться оторванными от внешнего мира, то в подвалах обители всегда хранились большие запасы продовольствия. Иными словами — взять такую крепость силой было задачей не из лёгких.

Первые годы осады монастыря

Надо отдать должное правительству, в течение нескольких лет оно не предпринимало решительных действий и рассчитывало на мирный исход событий. Полной блокады монастыря установлено не было, что позволяло защитникам пополнять запасы провизии. Кроме того, к ним присоединялись многие другие раскольники из числа крестьян и беглые участники восстания Степана Разина, которое только недавно было подавлено. В результате Соловецкое сидение год от года приобретало всё новых сторонников.

После четырёхлетних бесплодных попыток сломить сопротивление бунтующих правительство прислало более многочисленное военное формирование. Летом 1672 года на остров высадились 725 стрельцов под командованием воеводы Иевлева. Таким образом, на стороне осаждавших крепость появился численный перевес, но даже и он не дал сколько-нибудь ощутимого результата.

Активизация военных действий

Долго так продолжаться, конечно, не могло. Несмотря на всё мужество защитников монастыря, Соловецкое сидение было обречено, так как невозможно отдельной, пусть даже многочисленной группе людей, воевать со всей государственной машиной. В 1673 году по указу царя для подавления бунта на прибыл воевода Иван Мещеринов — человек решительный и жестокий. Он имел строжайший наказ предпринять самые активные действия и положить конец монашескому своеволию. С ним прибыло и очередное подкрепление.

С его прибытием положение осаждённых значительно ухудшилось. Воевода установил полную блокаду крепости, перекрыв все каналы общения с внешним миром. Кроме того, если в предыдущие годы ввиду сильных морозов зимой осада снималась и стрельцы отправлялись до весны в Сумский острог, то теперь блокада продолжалась круглый год. Тем самым Соловецкое сидение лишалось условий своего жизнеобеспечения.

Попытки штурма монастыря

Иван Мещеринов был опытным и умелым воеводой и организовал осаду крепости по всем правилам военного искусства. Вокруг стен монастыря были установлены артиллерийские батареи, и сделаны подкопы под его башни. Им были предприняты несколько попыток штурма крепости, но все они были отбиты. В результате активных боевых действий и защитники, и осаждавшие понесли значительные потери. Но беда в том, что правительство имело возможность по мере необходимости восполнять потери своих войск, а защитники крепости её не имели, и их число постоянно уменьшалось.

Предательство, ставшее причиной поражения

В самом начале 1676 года было в очередной раз предпринято наступление на монастырь, но и оно оказалось безуспешным. Однако близился час, когда будет окончательно разгромлено это по-своему героическое Соловецкое сидение. Дата 18 января стала чёрным днём в его истории. Предатель по имени Феоктист, показал воеводе Мещеринову тайный ход, которым можно было проникнуть в монастырь. Тот не упустил случая, и воспользовался этим. Вскоре отряд стрельцов ворвался на территорию крепости. Застигнутые врасплох защитники не смогли оказать должного сопротивления, и многие были убиты в коротком, но ожесточённом бою.

Тех, кто остался в живых, ждала печальная участь. Воевода был человеком жестоким, и после короткого разбирательства предводителей мятежа и его активных участников казнил. Остальные же закончили свои дни в дальних острогах. На этом закончилось знаменитое Соловецкое сидение. Причины, его побудившие — церковная реформа и жёсткая государственная политика, направленная на её реализацию, ещё долгие годы будут вносить раздор в жизнь России.

Рост и расширение старообрядчества

В этот период появляется совершенно новый слой общества под названием старообрядцы, или иначе — староверы. Преследуемые правительством, они будут уходить в заволжские леса, на Урал и в Сибирь, а настигнутые преследователями ― принимать добровольную смерть в огне. Отвергая власть царя и авторитет официальной церкви, эти люди посвятят свои жизни сохранению того, что признавали «древним благочестием». И всегда примером для них будут монахи непокорного монастыря на Белом море.

СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ, (1668–1676) («Соловецкое сидение») – противостояние сторонников старой веры церковной реформе Никона, эпицентром которого стал Соловецкий монастырь. Участвовали представители различных социальных слоев: верхушка монастырских старцев, выступавших против реформационных инноваций, рядовые монахи, боровшиеся против усиливавшейся власти царя и патриарха, послушники и монастырские работники, пришлые зависимые люди, недовольные монастырскими порядками и усиливающимся социальным гнетом. Число участников восстания – около 450–500 чел.

Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. Монастырь в то время был одним из самых богатых и экономически независимых, в силу удаленности от центра и богатства природных ресурсов.

В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые» , которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой.

Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов (монахов, принявших схиму) выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить» . Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре» .

На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность (до 1 тыс. человек) стрельцов, брошенных на взятие непокорных и наличие у них огнестрельного оружия, крепость не сдавалась. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. («Никакого указа нам от великого государя ненадобно и не служим ни по новому, ни по старому, делаем по-своему») . В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев – «в хлев, и в поварню, и в мукосейню» . Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами.

Противостояние неожиданно закончилось в январе 1676, когда перебежчик, монах Феоктиста, вероятно, прельстившийся какими-то посулами, указал стрельцам на тайный подземный ход в одной из башен. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим.

За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными (январь 1676), ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы.

Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант.

Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года.

В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.

Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.

До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю.

Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния.

Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах.

Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.

Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги.

Как итог, Соловецкий монастырь - теперь лоно новообрядчества, а его послушники - исправные никониане.


Оцените новость