Ребенок 2 года отказывается спать ночью. Что делать, если ребенок отказывается спать днем

Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях.

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

В связи с этим вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности , участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Подростковый период , по мнению многих педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты своих поступков?

До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере, который ведет его за собой.

Без друга - взрослого подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности. Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом , и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса. При этом «долженствование» приобретается и выражается через деятельность. Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная взрослость, которая проявляется в отношениях со взрослыми, в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека.

В. А. Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом , долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:

Помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

Создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

Поощрять самовыражение и уверенность в себе;

Введение в содержание образования изучение истории религии народов мира;

Сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого составляют Слово и Действие.

В своей воспитательной деятельности я руководствуюсь педагогическими идеями гуманизма, сотрудничества, общей заботы.

Для достижения поставленной цели использую диагностическую, учебно – познавательную, трудовую, эстетическую, общественно полезную, ценностно – ориентированную, художественно – творческую, спортивно – оздоровительную.

Руководствуюсь принципами:

· Обеспечение целостности и последовательности воспитания на основе знания диалектики становления и развития человеческой личности вообще и потребностей конкретного ребенка в частности;

· Естественный и природосообразный характер воспитания;

· Обеспечение доверительных отношений педагога с воспитанниками через проявление уважения к ним.

Основной задачей нравственного воспитания в моем классе является: воспитание нравственного самосознания ребенка в ситуациях выбора; формирование нравственной позиции по отношению к детям и взрослым другого пола, возраста, национальности; выработка объективной самооценки, самоограничения.

В основу положены следующие воспитательные методы :

- вовлечение в деятельность

Стимулирование

Сотрудничество

Доверие

Открытый диалог

Свобода выбора

Увлечение

Коллективный анализ и оценка

Контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения

Личный пример

Применяю разные формы работы :

Система классных часов («Поведение: от самооценки к поступку», «Как работать над собой», «Что для меня ценно?», «Поговорим о толерантности», «Сам себе воспитатель»; «Поведение и культура» и др.);

Диспуты («Счастливый человек…Какой он?»

Внеклассные мероприятия («Скажите себе: нет!», «Мир без вредных привычек», «Природа и мы»);

Беседы с детьми и их родителями («Мой друг», «Что мы ценим в людях?», «Я- родитель, я – приятель?», «Как создать гармонию отношений в семье », «Навыки общения», «Самооценка и ее роль в самовоспитании» и др.);

Экскурсии;

Коллективно – творческие дела;

Психологические тренинги общения для подростков;

Индивидуальное и коллективное консультирование;

Игры и игровые программы;

Спортивные соревнования;

Познавательно – досуговые программы.

Чтобы определить, осознают ли мои ученики нравственную сторону взаимоотношений , я предложила ребятам написать сочинение на тему «Что мы ценим в людях?», «Что такое счастье?»

Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта, справедливость, взаимопомощь , уважение, способность дружить, любить, смелость. Затем я предложила обучающимся написать сочинения на темы: «Быть здоровым – это значит…», «Мир, в котором я живу», «В чём смысл жизни?», «Человек, на которого мне хочется быть похожим» и др. Интересно дети рассматривают критерии счастья. Они пишут: это радость (19%), материальные блага (32%), хорошие отметки, сбывающиеся мечты (21%), любовь (12%).

Замечу, что личностно менее зрелые подростки, с одной стороны, понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия весьма односторонний смысл: это их должны

любить, к ним относиться справедливо.

Сочинения о настоящем человеке и об идеале дети писали без предварительной подготовки. Ребята отмечали важные признаки настоящего человека, касающиеся трудовой деятельности, моральные качества, коммуникативные свойства. Некоторые сочинения выделились своей целостностью и эмоциональностью: чувствовалось, что детей волновало содержание материала.

Анализ ценностных качеств личности, выступающих в роли целевых ориентиров, мотивов личностного развития, дал следующие результаты:

1.Честность - 76%

2.Трудолюбие, образованность - 52%

3. Гуманность, личное достоинство - 13%

4. Ответственность, порядочность - 38%

5. Чуткость - 14%

6. Дружелюбие, самостоятельность - 37%

Таким образом, основные качества личности – честность, трудолюбие, образованность, ответственность, порядочность. Следует обратить внимание на незначительный выбор учащимися таких качеств, как гуманность, чуткость.

Интересной формой диагностической работы с учащимися является использование тест – рисунков. Ребятам было предложено нарисовать свои рисунки к определенным нравственным понятиям, например, нарисовать картинки на темы: «Вежливость», «Добро», «Зло», «Радость», «Честность», «Правдивость», «Любовь».

В целом представления учеников моего класса о нормах нравственности сформированы. Надо отметить: никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в умении им следовать.

Большое внимание я уделяю также вопросу понимания родителями нравственных категорий. С этой целью предлагаю им тоже различные тесты и анкеты. Например, предлагаю родителям дать определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее важными в работе с учащимися:

Доброта – это …

Быть добрым – это значит …

В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что …

Терпимость – это …

Быть терпимым – это значит … и т. д.

С целью выявления взаимопонимания между ребенком и родителями предлагаю тест «Я – родитель, я приятель?», анализируя результаты которого, я пришла к выводу, что в большинстве семей учащихся моего класса царит благоприятная дружеская атмосфера любви и взаимопонимания.

Уроки литературы в школе наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности.

На примере рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, тактичность, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.

Особо следует отметить воспитательный эффект статьи В. Г. Распутина «Уроки доброты». Прочитав эту статью, обучающиеся понимают, что помогать нужно бескорыстно , следует помнить то добро, которое сделали им и возвращать его миру. Школьники учатся благодарности.

Таким образом, рассказ В. Г. Распутина обладает огромным потенциалом для осуществления нравственного воспитания.

Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы. Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств. Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника. Не зря народная мудрость гласит: народная мудрость:

ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.

Используемая литература

  1. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предметаПравославная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
  3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. - Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178-192.
  4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  5. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
  6. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
  7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
  8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
  9. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. - М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

1. Ребенок - кумир семьи, ему все дозволено. Родители выполняют все прихоти своего чада, «Наш ребенок всегда прав!» - лозунг таких горе-воспитателей. В итоге дети привыкают к такой вседозволенности. По этому поводу Ф.Э.Дзержинский в своем дневнике в «Письмах к родным» писал: «Любовь родителей не должна быть слепой... Удовлетворение всякого желания ребенка, постоянное «пичкание» ребят конфетами и другими лакомствами есть ни что иное, как уродование души ребенка. И здесь нужна в качестве воспитателя та же разумная любовь, которая во сто крат сильнее слепой любви...Огромная задача стоит перед вами - воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову родителей». Ведь когда наступает пора самостоятельной жизни, оказывается, что жизнь не такая сладкая, как кажется, и жизненные тяготы вынести нелегко и проще поддаться многочисленным соблазнам: пьянству, наркотикам, безумным сексуальным связям.

2. Попустительски-снисходительный стиль. Здесь родители прямо не потакают капризам и поощряют вседозволенность. В их отношениях с детьми господствует снисходительное безразличие к их поведению. Ушел подросток надолго из дома - и ладно. Привела сомнительных подружек - ее дело. Попахивает спиртным или сигаретами - ничего страшного. По существу, это полная бесконтрольность, которая приводит в конечном итоге к печальным последствиям. Так случилось с Димой Д., родители которого мало интересовались мальчиком: мама почти никогда не приводила сама и не забирала ребенка из детского сада, папа не интересовался ни успехами сына, ни его неудачами. То же было и в школе: родители никогда не реагировали на проступки сына, никогда не приходили на родительские собрания. Результат: мальчик ушел из дома, связался с плохой компанией и был задержан во время совершения кражи.

3. Педантично-подозрительный стиль. Родители постоянно одергивают подростка, не доверяют ему, ведут «сверхбдительный» контроль за его поступками, малейшая самостоятельность не дозволяется. Нахождение подозрением убивает инициативу, подталкивает подростка к лживости, скрытности, вызывает стремление поступить вопреки запретам взрослых. В итоге может быть уход к отпетым сверстникам, «вольная жизнь» на стороне, алкоголь, наркотики, сексуальная распущенность. Так, мама Светы Л. с детства контролировала девочку на каждом шагу, не давала выразиться собственной детской индивидуальности. Девочка росла неуверенной в себе, замкнутой. «Найти» себя она смогла в более старшем возрасте, когда оказалась в компании сверстников, которые вели себя свободно, раздольно, где можно было делать все, что хочешь. Так она начала курить, выпивать и вести беспорядочную половую жизнь в тайне от матери. Т.е. в результате неправильного воспитания подросток становится предрасположенным к совершению негативных поступков, а в итоге - к совершению преступления.

4, Жестко-авторитарный стиль. Подросток воспитыва­ется в тисках запретов и наказаний, включая физическое воздействие. Так рождается ненависть к родителям и вообще к взрослым и, кроме того, насилие воспринимается как метод общения с другими людьми. Из практики известно, что многие агрессивные преступники ссылались в своих автобиографических рассказах на жестокое обращение с ними в детстве. Великий немецкий философ-идеалист И. Кант так написал о наказании: «Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так, чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. Заставлять детей после наказания благодарить, целовать руки и т. п. - глупо и делает из детей рабов. Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители стану наказывать детей за их упрямство, то они делают их еще упрямее...».

5. Непоследовательный стиль. Родители переходят о уговоров к физическим наказаниям, от оскорблений - к ласке. Резкие переходы в поведении дезориентируют лишают устойчивых навыков, вызывая у подростка презрительное отношение к родителям, ожесточение против них и приводит к отчуждению от семейного очага. Когда подросток не может опереться на семью, ему остается обратиться за сочувствием к тем, кто его, как ему кажется, понимает - к таким же ребятам, неугодным своим близким.

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни. Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние. Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим». Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным. Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям. Нравственное воспитание в педагогике Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами.
Задачи нравственного воспитания подростков:
Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
Формирование позиции личности и нравственных чувств;
Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Как уже было отмечено, данный этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности - учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта.

Определяющей особенностью общения подростков является его выраженный личностный характер. Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости», а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.

При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям.

Одной из важнейших социально-психологических характеристик подростка является его способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осмысливанию своих поступков, осознанию поведения людей.

Как же осознает подросток свое поведение? Каковы особенности этого процесса? Прежде всего, осознание подростком своего поведения тесно связано с осознанием нравственных взаимоотношений между другими людьми. Его волнуют вопросы, касающиеся нарушений норм и правил морали. И лишь в редких случаях, когда ситуация очень сложна, подросток оказывается неспособным правильно оценить поступок другого человека. Однако при оценке своего поступка или поступка товарища, друга он зачастую может быть необъективным и далеко не беспристрастным. Как показывают исследования, правильно осознают, поступки других людей почти все подростки; поступки своих друзей - более половины, а свои собственные - менее половины. С осознанием подростками своих поступков связан выбор ими способа поведения, который перед ними постоянно предстает в виде проблем, задач, которые надо решать в той или иной ситуации. Практика показывает, что достаточный запас нравственных знаний, накопленный опыт нравственного поведения позволяю многим подросткам правильно делать этот выбор пока только «теоретически». На практике же положение совершенно иное: правильный выбор в сложных ситуациях делает только половина подростков, в то время как мысленно принимает решение действовать правильно в подобных случаях 8-9 из 10 школьников.

Наблюдения показывают, что главной причиной является то, что нравственные знания школьников в большинстве своем не соотнесены с практикой поведения, а накопленный моральный опыт недостаточно осмыслен. Этот разрыв обусловлен тем, что классные руководители, родители, другие взрослые редко побуждают подростка к анализу совершенного им поступка, а тем более поступка предстоящего. Как правило, анализу подвергаются только ярко выраженные негативные поступки учащихся. Иногда обращается внимание подростков на «недостаточно красивый» поступок. Тонкости же в выборе способа морального поведения, как правило, остаются вне поля зрения. Часто оказывается невыясненным и мотив, который побудил подростка к тому или иному поступку. Еще чаще недооценивается необходимость применения достаточно развитой воли, чтобы принятое решение претворить в действие, чтобы поступить правильно в соответствии с намерением. Следовательно, эта сложнейшая сфера - осознание подростками поведения и моральный выбор в реальной действительности - требует самого пристального внимания педагогов.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании подростков играет самооценка. В отличие от самооценки младших школьников она становится более устойчивой, а это активно влияет на развитие стремления младшего подростка к самовоспитанию. Она пока носит сугубо подражательный характер с целью выделиться в данной ситуации. У старших подростков одной из наиболее значимых целей самовоспитания уже становится желание научиться владеть собой. Учащиеся VII--VIII классов нередко начинают вести дневники, на страницах которых ясно прослеживается стремление познать себя, осознать в себе личность и наметить пути самосовершенствования. В каждом без исключения школьнике проявляется индивидуальность, которую надо заметить классному руководителю и опереться в дальнейшем воспитании подростка, его нравственном развитии.

Помимо личностных факторов особенностей подросткового возраста, Е.Л. Белоусова выделила общий комплекс факторов, оказывающий особенное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков. Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов включает:

  • 1. общие факторы, в том числе
  • · уровень развития социально-экономической культуры общества,
  • · разработку и реализацию государственных программ воспитания,
  • · влияние средств массовой информации;
  • · недостаточную сформированность воспитательной политики в обществе, учитывающей современные реалии;
  • · моральную и материальную поддержку педагогов, эффективно осуществляющих нравственное воспитание подростков, влияющая на мотивацию педагогов и другие;
  • 2. частные факторы, в том числе
  • а) организационно-педагогические , а именно:
    • · организация и осуществление нравственного воспитания в учреждениях образования детей на всероссийском, региональном, городском, районном уровнях работы;
    • · преобладание «развлекательного» воспитания в учреждениях образования,
    • · недостаточная компетентность педагогов в вопросах содержания и технологий нравственного воспитания и другие;
  • б) психологические, а именно:
    • · уровень сформированности нравственных знаний, отношений, проявления нравственных качеств в поступках и поведении воспитанников,
    • · самооценка подростками наличия нравственных качеств и другие.

Соответственно, в работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием.

Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Ситуация, которую предлагает воспитатель подросткам для размышления, может быть и незаконченной. Это значит, что школьникам предстоит самим предвидеть возможный вариант ее разрешения. Таким образом, подростки приобретают умение не только анализировать и оценивать поступки других людей, но и предвидеть ход их развития и результат, что является очень важным для осмысления собственного поведения. Осознание собственного поведения проходит те же этапы, что и осознание поведения других людей: анализ, оценку, предвидение. Но если осознание поведения других влечет за собой в качестве заключительного момента оценку поступка, то заключительным моментом собственного поведения становится принятие школьником того или иного этического решения, т. е. моральный выбор.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.

В связи с логикой процесса осознания нравственных явлений и необходимостью формирования определенных навыков в осмыслении поведения, все используемые в процессе нравственного просвещения школьников ситуации можно разделить на аналитико-оценочные, ситуации предвидения поведения и ситуации морального выбора.

Аналитико-оценочные ситуации содержат в себе задачу, требующую проанализировать поведение ее участников, обстоятельства, выявить мотивы и цели поступков людей, дать им оценку. Такие ситуации способствуют формированию умения анализировать поступки людей, оценивать их и правильно разбираться вжизненных обстоятельствах.

Формированию у подростков умения осознавать свои поступки способствуют и ситуации предвидения поведения, которые, как правило, содержатся в задачах на определение результатов и возможных способов поведения. Ситуации подобного вида могут характеризоваться незаконченностью действий их участников, неразрешенностью моральных противоречий либо отсутствием данных о способе и результате такого разрешения, что особенно активизирует процесс формирования у школьников умения предвидеть поведение людей и свое собственное в определенных условиях.

Не менее ценными среди методов духовно-нравственного просвещения являются и ситуации морального выбора, целью которых является формирование у младших подростков умения принимать этические решения. Характерной чертой таких ситуаций является многовариантность возможных действий. Выбор одного из этих вариантов и будет решением данной ситуации. По сравнению с указанными выше видами ситуации морального выбора являются более сложными, так как требуют от школьников умения анализировать, оценивать поступки участников ситуации, предвидеть возможные способы поведения и его результаты для того, чтобы принять правильное этическое решение.

Умение педагога и воспитателя вести такую работу иногда может стать решающим фактором в правильном духовно-нравственном воспитании подростков. Соответственно, задача эффективного духовно-нравственного воспитания во многом зависит от высокого профессионализма педагогов и психологов, которые работают с подростками. Это накладывает на специалистов особую ответственность, как профессиональную, так и нравственную, так как в процессе воспитания закладываются основы будущих граждан современного общества.

Изучение теоретических источников подтвердило значимость проблемы духовно-нравственного воспитания подростков в настоящее время. Исследователи разных стран отмечают, что требования современности достаточно высоки и предполагают наличие нравственных, духовных и моральных ценностей у молодых людей - будущих активных граждан. Однако состояние нынешнего воспитания этих важных черт находится на недостаточно высоком уровне. Тем более, ситуация усугубляется массовым распространением такой информации через телевидение и интернет, которая не только не способствует воспитанию нравственных ценностей, но и подменяет их другими ценностями, в первую очередь, материальными.

Преодоление названных противоречий обусловливает работу психологов и педагогов в изучении социально-педагогических условий организации духовно-нравственного воспитания подростков в системе образования с учетом особой специфики психолого-педагогического духовно-нравственного воспитания подростков.

Данная специфика состоит в том, что эта важная сторона воспитательного процесса приходится на трудный переломный период трансформации детской психики, то есть, дополнительно усложняется. В период взросления подросток пытается осознать свое место в жизни, переосмыслить через свое понимание то, чему его научили в младшем возрасте. Большое значение для подростка приобретает мнение сверстников. Именно поэтому в этот период важна роль умного и душевного педагога, который в общении с подростком сумеет обсудить с ним важные стороны социальной жизни и взаимоотношений людей в обществе. Исследователи подчеркивают значение равноправного общения, обсуждения проблем, а не нравоучения и обычного донесения информации. Кроме того, существует и ряд факторов, которые влияют на процесс духовно-нравственного воспитания.

Комплекс факторов, влияющих на нравственное воспитание современных подростков в деятельности педагогов, включает, по мнению исследователей, как общие факторы социально-экономического состояния всего общества, а также частные факторы, к которым относятся организационно-педагогические и психологические. Суммарное воздействие данных факторов формирует уровень духовно-нравственного воспитания подростков.

Соответственно, актуально было исследовать уровни духовно-нравственного воспитания современных подростков в Молдове и возможности повышения данного уровня.

« Нравственность подростков - это зеркало нравственности мира взрослых»

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества - семья!

Просмотр содержимого документа
««Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»»

Подготовила Мещерякова Е.М.

«Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Культура поведения подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества – семья!

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие

Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.

Каждый поступок человека влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый.

Нравственное воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается и фиксируется в сознании.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Нравственное воспитание подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Решая задачи воспитания, школа, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Многое зависит и от неповторимой личности педагога, от его собственной морали, нравственности, духовности. Ведь дети в школе, кроме того, что учатся, воспитываются и развиваются еще и проживают определенное время собственной жизни. Педагог гуманистической направленности на интуитивном уровне ежесекундно учитывает это, поэтому детям с таким Человеком уютно, светло и комфортно.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Вера в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

Важно помнить, что на воспитание детей больше всего влияют отношения в семье, а учитель и школа также являются важной частью системы воспитания, поэтому ребенок принимает поведение родителей и учителя за основу поведения в обществе, считая его существенной частью своей жизни.

Наше общество переживает не самые лучшие периоды своей биографии, однако молодежь – те, в чьих жилах течёт горячая кровь - несмотря на несправедливости и нелогичности общественного строя, должна вести страну в будущее. Мы можем всё изменить. А долг родителей и учителей - наполнить своей мудростью и опытом "силу поколения". Всё в ваших руках, дорогие Взрослые!

Именно от нас,взрослых, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить о том, что является главным в формировании личности ребенка.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, написанным от имени подростка, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Вывод напрашивается сам собой: для того чтобы достичь успехов в нравственном воспитании детей, необходимо заняться нравственным воспитанием себя – другого пути нет. А вы как думаете?