Развитие психики человека. Основные этапы развития психики человека

Развитие психики

Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (т. е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Р. п. реализуется в форме филогенеза и онтогенеза . Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур (см. ). Теории Р. п. различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Можно указать лишь на два общих положения, характерных для большинства концепций. Во-первых, выделяются две группы факторов, обусловливающих Р. п.: природные и внешнее окружение (наиболее четко у В. Штерна , К. Бюлера и их последователей). Иногда выделяют в особую группу факторов личностную , отличную от природных задатков (Г. Олпорт ) (см. ). Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм (см. ) и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д. Брунер, Д. Мид , Ж. Пиаже , К. Г. Юнг , Л. С. Выготский ). Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики. Во-вторых, признается наличие некоторых универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции , согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В 20–30-х годах в отечественной психологии проблематика Р. п. разрабатывалась в основном в рамках детской психологии, а в дальнейшем и на материале зоопсихологии , патопсихологии , исторической психологии . Р. п. рассматривалось при этом как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей . структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л. С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития (см. ). Он критически оценивал представление об отождествлении развития с обучением и отрыве Р. п. от обучения. Развитие психики человека выступает в единстве с развитием его личности (см. ), хотя эти процессы не являются тождественными.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

(англ. development of mind ) - последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых существ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов. Научное изучение возникновения и Р. п. - путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения.

В свете современных научных данных психика в своей зачаточной форме (чувствительности , т. е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их . Р. п. сопровождалось эволюцией животных в связи с образованием и развитием их н. с. Р. п. характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным (у высших животных) способам регуляции поведения; изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. Биологическая эволюция психики явилась «предысторией человеческого духа» (Ф. Энгельс), становление которого совершалось под определяющим влиянием совместной трудовой деятельности людей, в процессе возникновения и развития человеческого общества (см. ). Особенности психики человека, его - продукт общественно-исторического развития. В нем на первый план выступила преемственная социальная связь человеческих поколений, передача, старшим поколением младшему результатов практической и возникшей на ее основе познавательной теоретической и всякой др. деятельности , овладение младшим поколением этими результатами (орудиями, языком, знаниями, нормами поведения и др.), его роль в дальнейшем созидании материальных и духовных ценностей (см. ).

Историческое Р. п. человека совершается в ходе ее онтогенеза . определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого психического развития (см. , ), которые реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развивается в процессе взаимодействия человека с окружающей его общественной средой, обучения и воспитания, овладения общественно выработанными способами действий с различными предметами, языковыми средствами общения, достижениями науки, техники и искусства, включения в жизнь общества и его созидательную деятельность (см. , и ). Постепенно человек становится субъектом общения , учения , познания и труда; формируется как с присущей ей системой психических свойств, внутренне обусловливающих организованность и устойчивость поведения в соответствии с ее общественным положением и складывающимися у нее сознанием и самосознанием .

В целом Р. п. совершается постепенно, но в нем наблюдаются в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции. Дифференциация функций приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и др.), - к их объединению, соподчинению, к образованию новых структур психической деятельности. Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации. Старое (выработанные ранее действия, операции, образы, понятия и т. д.) входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения. Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, не обладающей признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре. Вместе с тем усложнение форм психической деятельности включает и процессы свертывания, стереотипизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Р. п. человеческого индивида - обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это - внутренне необходимое движение, «самодвижение» от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с др. людьми. В своем стремлении к самовоспитанию и самообразованию он выступает как субъект собственного развития. Активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как личность, как субъект деятельности и поступков .

Движущими силами Р. п. человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия . Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер . Последовательность его стадий, периодов ( , раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты...) необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в Р. п. Процесс Р. п. продолжается и в зрелом возрасте. Его основные факторы: , профессиональный труд, общественная работа, спортивная и др. виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "развитие психики" в других словарях:

    Развитие психики - [греч. psychikos душевный] закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Развитие психическое / онтогенез (развитие психики в онтогенезе) процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием на определенном этапе… …

    Развитие психическое / филогенез (развитие психики в филогенезе) качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на… … Большая психологическая энциклопедия

    Развитие психики ребёнка - Развитие психики ребенка процесс созревания и усложнения психич. функций и личности. Содержание 1 Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка … Википедия

    Развитие Психики В Онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в простр … Психологический словарь

    Развитие Психики В Филогенезе - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на … Психологический словарь

    Закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» … Большая психологическая энциклопедия

    - (развитие психики в онтогенезе) процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием на определенном этапе развития способности к активному… … Большая психологическая энциклопедия

    - (развитие психики в филогенезе) качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с внешней средой. Могут происходить на биологической или общественно… … Большая психологическая энциклопедия

Понятие о развитии психики

Развитие психики – это процесс накопления количественных и качественных изменений психики, обусловливающих формирование и функционирование личности. Исследователями выработано две основных подхода к пониманию данного процесса. Представители первого утверждают, что психическое развитие носит непрерывный характер, т.е. не останавливается, не ускоряется и не замедляется. поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один его этап от другого, не существует. Однако большинство исследователей являются сторонниками второго подхода: они убеждены, что развитие дискретно (носит прерывистый характер). начавшись еще до рождения ребенка, оно разворачивается и продолжается неравномерно (то ускоряется, то замедляется). Это даёт основания для выделения стадий или этапов развития, качественно отличающихся друг от друга. Все люди независимо от индивидуальных особенностей проходят каждую стадию развития.

Источники и механизмы психического развития

Источниками психического развития личности являются ведущая деятельность, ведущий тип общения и кризис развития. Ведущая деятельность – это, деятельность, которая преимущественно определяет психическое развитие ребенка в определенный период его жизни. Каждый возрастной период характеризуется особым видом деятельности. При переходе из одного периода в другой меняется и ведущая деятельность . Ведущими в разные периоды могут быть игра (дошкольное детство), учеба (младший школьный возраст), общение (подростковый возраст), труд (юношеский возраст). Определенному возрасту могут быть присущи и две ведущих деятельности. Пример. Младший школьный возраст: учебная и игровая деятельность.

Благодаря ведущей деятельности достигаются наибольшие результаты в развитии познавательных процессов, происходит формирование психологических (психических) новообразований. п сихологические новообразования – качественные особенности психики, которые впервые появляются в определенный возрастной период и определяют сознание человека, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Пример. дошкольный возраст: формируются общие (вербальные, креативные и т.п.) и специальные (музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.) способности.

Ведущий тип общения – это общение, в результате которого формируются и закрепляются основные положительные черты личности. К типам общения относятся межличностный, межгрупповой, личностно-групповой и т.п. Пример.

Противоречия, возникающие в процессе психического развития, могут приводить к кризисам развития (возрастным кризисам). Кризисы развития - это относительно непродолжительные периоды, которые характеризуются резкими психическими изменениями. Они необходимы для нормального, поступательного развития личности. Форма, длительность и острота протекания кризисов существенно отличаются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, условий его воспитания, типа семьи, общества и пр. Примеры. кризис трех лет; кризис младшего школьного возраста, кризис подросткового возраста.

Механизмы развития

Главные механизмы развития – это интериоризация и екстериоризация. Процесс превращения внешних, практических действий во внутренние, умственные, называется интериоризацией (лат. interior - внутренний). Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств.

Важнейшим средством интериоризации является слово , которое выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей. Овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Усваивая слова, человек фактически усваивает опыт человечества. Таким образом, внутреннюю, психическую деятельность можно рассматривать как результат интериоризации внешней, предметной деятельности. С другой стороны, внешнюю, предметную деятельность можно рассматривать как экстериоризацию внутренней, психической деятельности. Примеры.

Закономерности психического развития

К основным закономерностям психического развития человека относятся:

1.Неравномерность развития . Данная закономерность проявляется в следующем.

А. Развитие отдельных психических процессов и функций происходит неравномерно. Пример. у одних людей в детском возрасте музыкальные и хореографические способности развиваются значительно быстрее, чем у других (явление «вундеркиндов»). Однако нет никаких гарантий, что и в дальнейшем эта тенденция сохранится. по данным психологов, примерно 75% «вундеркиндов» во взрослой жизни не становятся выдающимися мастерами своего дела.

Б. На разных этапах возрастного развития одни свойства личности выступают как ведущие, другие развиваются менее интенсивно. Пример. в юношеском возрасте наиболее активно развивается память, что позволяет человеку именно в этот период успешно овладевать знаниями и навыками в различных областях науки, искусства, техники и пр.

В. Существуют наиболее благоприятные возрастные периоды для развития определенных психических функций. Их называют сензитивними периодами или периодами повышенной возрастной чувствительности . Пример. для развития музыкальных способностей это дошкольное детство, речи – возраст от 1 года до 8-9 лет. Если сензитивный период не использовать должным образом, развитие соответствующего свойства либо замедляется, либо становится невозможным. Пример. «дети-маугли», у которых пропущен ряд сензитивних периодов, не могут приспособиться к человеческому обществу.

2. Интеграция психики . В основе развития психики лежит повторяемость определенных ситуативных состояний (тревога, агрессия, радость). Закрепляясь в памяти, они постепенно переходят в устойчивые свойства личности. Пример. повторяемость переживания радости приводит к формированию оптимизма как черты характера.

3. Пластичность психики и возможность компенсации одних свойств другими. Если определенные психические функции и свойства развиты недостаточно или отсутствуют, они могут компенсироваться развитием других. Пример. на фоне ослабленного зрения может развиваться повышенная чувствительность к музыкальным звукам.

Факторы психического развития

Развитие психики предполагает наличие биологических предпосылок (задатков ), лежащих в основе возникновения, развития и функционирования психических свойств. Развитие личности происходит под воздействием двух основных факторов: природного и социального.

Природный фактор психического развития (наследственность). В качестве источника н асле́дственности (способности организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству) выступает генетический аппарат человека. В свою очередь, характер общения, учебы, воспитания и трудовой деятельности детерминированы принадлежностью человека к определенной нации, обществу, культуре.

Становление человеческого организма происходит по определенной программе, заданной в генотипе (совокупности генов). Генотип определяет тип анатомо-физиологической структуры человеческого организма, его морфологические и физиологические признаки, строение нервной системы, принадлежность к определенному полу, характер физического созревания и пр.

Однако, конечный результат, достигаемый на каждом этапе индивидуального развития человека, изначально в генотипе не заложен. Существенное влияние на него оказывают различные условия психического развития : развитие и функционирование мозга , общение со взрослыми как носителями социального опыта, активность самого индивида и пр.

Социальный фактор психического развития – это совокупность элементов социальной среды, с которыми индивид взаимодействует в ходе становления личности. в зависимости от степени контакта с индивидом социальная среда делится на микросоциум - близкое окружение ребенка (семья, друзья, школьные и внешкольные малые группы, педагоги) и макросоциум - широкое общественное окружение, которое влияет на развитие личности через СМИ, Интернет и т.п.

Влияние социального фактора на развитие личности происходит не прямо, непосредственно, а через внутренние условия. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и новые психологические образования, возникающие к его концу, получило название социальной ситуации развития. Это специфическая для каждого возраста, система отношений ребенка с окружающим миром, которая изменяется при переходе от одного возрастного этапа к другому.

единица анализа социальной ситуации развития – переживание . Переживание показывает, как в данный момент среда влияет на развитие личности ребенка. Из-за различия переживаний у разных детей одна и та же жизненная ситуация может по-разному сказываться на их развитиии. пример. Отношение разных детей к школьным отметкам.

Развитие и обучение

Развитие ребенка тесно связано с процессом его обучения. Обучением называется деятельность учителя по передаче учащимся знаний и жизненного опыта, формированию у них умений и навыков. В психологической науке сложились два основных подхода к проблеме соотношения развития и обучения . Первый разработал Ж.Пиаже. Этот ученый считал, что развитие происходит как бы «само по себе», а учеба лишь «приспосабливается» к нему.

Автором второго был Л.С.Выготский. Он утверждал, что ведущая роль принадлежит обучению, которое «ведет за собой» развитие. Психическое развитие ребенка, по Выготскому, осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, которые передают ребенку знания о предметах и способах их примененения в обществе, то есть обучают его.

Выготский выдвинул идею об «уровне актуального и зоне ближайшего развития ребенка». Он считал, что состояние умственного развития можно определить по двум уровням. Первый – уровень актуального развития (умственные задания, которые ребенок может выполнить самостоятельно), второй – зона ближайшего развития (задания, которые он может выполнить с помощью взрослого).

Выготский установил, что развитие ребенка, проходит через зону ближайшего развития и только потом переходит на уровень актуального. В школе ребенок учится тому, что может сделать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание . Поэтому зона ближайшего развития является определяющей: то, что ребенок сегодня может сделать сотрудничая со взрослыми, завтра сумеет сделать и самостоятельно, а следовательно, перейдет на уровень актуального развития. Пример.

Выготский обосновал возможность и необходимость развивающего обучения, главная цель которого – не передача знаний в готовом виде, а психическое развитие ребенка в процессе их приобретения. Пример.

Движущие силы психического развития

Под движущими силами развития личности понимают собственные потребности ребенка, его мотивацию, внешние стимулы его деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые перед ребенком в процессе обучения и воспитания, а также противоречия между внешними условиями психического развития личности и ее потребностями, интересами, целями.

в разном возрасте эти противоречия могут иметь разное содержание, формы проявления и способы преодоления. На начальных этапах жизни они могут не осознаваться, но в последующем фиксируются самосознанием и переживаются личностью как недовольство собой, стремление к самоусовершенствованию.

Виды противоречий , возникающих в процессе психического развития ребенка:

1. Между психологическими потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Пример.

2. Между новыми физическими и духовными возможностями ребенка и существующим отношением к ней со стороны взрослых. Пример.

3. Между требованиями со стороны общества, взрослых и уровнем психического развития ребенка. Пример.

4. Между требованиями взрослых и желаниями ребенка. Пример.

5. Между знаниями и поступками, сознанием и поведением ребенка. Пример.

Противоречия возникают при переходе человека от одного возрастного периода к другому и проявляются в форме негативизма, конфликтов со взрослыми и сверстниками, противодействия их требованиям и пр. Успешное преодоление противоречий помогает личности подняться на новый уровень развития, если же этого не происходит, в личностном развитии могут возникать серьезные трудности и проблемы.

Возрастные изменения психики

Психическое развитие человека проявляется в возрастных изменениях психики и поведения. Данные изменения могут быть:

1. Эволюционными (сравнительно медленными и постепенными). Пример. развитие интеллекта в школьные годы.

2. Революционными (быстрыми, занимающими короткий промежуток времени). Пример. Изменения в периоды психологических кризисов.

3. Ситуационными (связанными с изменяющимися обстоятельствами). Пример. развитие музыкального или хореографического мастерства под воздействием интенсивной тренировки. Если человек перестает тренироваться, уровень мастерства падает.

Эволюционные и революционные изменения являются постоянными и необратимыми, ситуативные – нуждаются в закреплении.

Психическое развитие - процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер - начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека. В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личности.

  • 1) противоречия как основа психического развития. В основе психического развития, как и любого другого, лежат противоречия, которые бывают внутренними (между составляющими психики самого индивида) и внешними (между индивидом и социумом) Между этими видами противоречий существует устойчивую взаимосвязь, внешние являются первичными, возникающими вследствие контактов индивида с социумом, однако именно эти противоречия трансформируются во внутренние, активизируя человека к действиям и предопределяя прогресс психики
  • 2) непрерывность психического развития
  • 3) дискретность - распределение онтогенеза человека на отдельные возрастные периоды со спецификой психического развития в каждом Распределение этот условный, так как, хотя границы возрастных периодов и определены учеными четко, но психика переходит от одного периода к другому постепенно;
  • 4) необратимость. Те прогрессивные изменения, которые сформировались вследствие психического развития, уже не исчезают, а остаются достоянием личности и влияют на дальнейшее психическое функционирование Регрессивные т тенденции можно заметить лишь как отдельные формы защитного поведения человека, которые исследовались З. Фрейдомом;
  • 5) взаимосвязь психического с другими направлениями развития - физическим, социальным, физиологическим
  • 6) неравномерность
  • 7) переход от низших психических структур в высшие
  • 8) спиралевидный характер развития психики. Признание прогрессивной направленности онтогенеза человеческой психики как переходов от менее к более
  • 9) взаимосвязь количественных и качественных изменений психики. Психическое развитие человека есть процесс, в котором количественные накопления психических функций вызывают качественные преобразования, обеспечивая формирование качественной них психических новообразований При этом психические процессы и свойства ребенка носят в основном качественные различия в психики взрослых;
  • 10) планомерность и преемственность психического развития. Планомерность становления личности проявляется через систематический, упорядоченный характер психических изменений, которые являются стойкими во времени и независимыми е ид вариативных факторов (вроде настроения, внешности человека) Преемственность психического развития имеет место как взаимосвязь предыдущих и перспективных, будущих психических изменений в общей динамикой эти становления личности, наслоения новообразований психики на ее предыдущие прогрессивные проявления.

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное:

  • 1. Филогенез психики -- становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
  • 2. Онтогенез психики -- формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
  • 3. Функционалгенез, функциональное развитие психики -- развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики -- составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Психика - это высшая форма отражения объективной реальности. Некоторые философы, психологи и физиологи до сих пор не решили вопроса, когда появилась психика в эволюции живых существ. Можно ли считать, что живое существо уже наделено психикой, если оно реагирует только на жизненно важные стимулы - например на те, от которых лучше укрыться, потому что они опасны? А. Н. Леонтьев указывает, что на допсихическом уровне живая материя обладает способностью отражать только жизненно значимые воздействия среды, и эта способность называется простой раздражимостью. В ходе эволюции возникает новая форма раздражимости - чувствительность. От раздражимости она отличается тем, что живое существо «узнает» о присутствии жизненно важно объекта не через непосредственный контакт с ним, а по определенным признакам - сигнальным раздражениям. Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является исходным моментом развития психики.

Развитие психики

Развитие психики в онтогенезе - процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada - tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сензитивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей.


Сензитивные периоды развития (лат. sensus - чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. В развитии психических функций подобные сензитивные периоды играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах данная способность существенно ниже. Учет сензитивных периодов необходим, прежде всего, для правильной организации учебных мероприятий.


В культурно-исторической психологии взрослый выступает не только как образец для ребенка, но и как побудитель его активности, что фиксируется в понятии „возрастные кризисы“. Возрастные кризисы (греч. krisis - решение, исход) - нормальный (нормативный) переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Возрастные кризисы обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

Структура психики

Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика - это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.


Психика - это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой. Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства

Психические свойства - устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:


сила нервной системы - устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

подвижность нервных процессов - скорость перехода возбуждения к торможению

уравновешенность нервных процессов - относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

лабильность - гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

резистентность - сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы

Психические процессы - относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. Виды психических процессов:


Познавательные:
  • Ощущение;
  • Восприятие;
  • Мышление;
  • Сознание;
  • Речь;
  • Внимание;
  • Память;
  • Воображение;
  • Представление.
Эмоционально-мотивационные:
  • Эмоции и чувства;
  • Состояния (настроение, тревожность и пр.);
  • Мотивация;
  • Воля.
Личностные характеристики:
  • Характер;
  • Темперамент;
  • Моторика;
  • Интеллект.

Психические качества

Психические качества - относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния

Психические состояния - представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Всегда происходят своеобразные сочетания различных психических состояний, например, любознательности с интересом, пытливостью, активностью, деловитостью, инициативностью, бодростью и возбужденностью, а неудовлетворенности сопутствуют огорчения, подавленность, апатичность и невнимательность. И вся эта совокупность отдельных видов состояний образует целостное психическое состояние, называемое настроением.


Настроение - это совокупность отдельных психических состояний, из которых какое-то состояние доминирует и придает сознанию соответствующую этому состоянию эмоциональную окраску. Настроение может быть бодрым, веселым, подавленным, грустным, радостным и т. д., в зависимости от того, какое из составляющих его психических состояний наиболее сильное. А в тех случаях, когда ни одно из совокупности состояний не преобладает над другими, настроение бывает смутным, неопределенным, неясным, а может быть только плохим или хорошим. Настроения как целостные состояния психики, имеют постоянно присущие им шесть особенностей.

Функции психики

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, -- но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно скзать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Для чего нужна психика? Она существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и регулировать поведение в процессе адаптации - приспособления к реальности. Еще в конце XIX в. У. Джемс считал, что основной функцией психики является регуляция целенаправленного поведения.


В повседневной жизни мы не отличаем субъективную реальность от объективной. Только в особых ситуациях и при особых состояниях она дает о себе знать. Когда образы неадекватны и приводят нас к ошибкам восприятия и неверной оценке сигналов, например удаленности до объекта, мы говорим об иллюзиях. Типичной иллюзией является картина луны над горизонтом. Видимый размер луны в момент захода значительно больше, чем когда она расположена ближе к зениту. Галлюцинации это образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств. Они также манифестируют нам, что психическая реальность самостоятельна и относительно автономна.


Нам дана лишь собственная психическая реальность, но мы считаем, судя по поведению и высказываниям других людей, что они тоже испытывают чувства, думают, планируют действия и осуществляют свои намерения как и мы. Но их поведение иногда очень отличается от нашего. Очевидно, у каждого из них есть собственный внутренний мир, в чем-то не похожий на наш. Автолюбители знают, что есть люди, не различающие красный и зеленый или синий и желтый цвета. Существуют люди с абсолютным музыкальным слухом и люди, не способные без фальши прочесть и одну музыкальную фразу. Многообразие психических качеств людей столь велико, что не может не бросаться в глаза.


Итак, главная функция психики - регуляция индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями человека.


Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на экзопсихику, эндопсихику и интропсихику. Экзопсихикой называется та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к его организму реальность. Например, мы считаем источником зрительных образов не наш орган зрения, а предметы внешнего мира. Эндопсихика - это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма. К эндопсихике относятся потребности, эмоции, ощущения комфорта и дискомфорта. В этом случае источником ощущений мы считаем свой организм. Иногда экзопсихику и эндопсихику трудно различить, например ощущение боли является эндопсихическим, хотя источником его является острый нож или горячий утюг, а ощущение холода - несомненно, экзопсихическое, сигнализирующее о внешней температуре, а не о температуре нашего тела, но оно часто «аффективно окрашено» настолько неприятно, что относим мы его к собственному организму («руки замерзли»). Но есть большой класс явлений, которые отличаются и от эндопсихических, и от экзопсихических. Это интропсихические явления. К ним относятся мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Их трудно приписать к некоторым состояниям организма, и невозможно считать их источником внешнюю реальность. Интропсихические процессы и явления можно считать как бы «собственно психическими процессами».


Наличие «душевной жизни» - внутренних диалогов, переживаний, рефлексии не оставляют сомнения в реальности психики. Роль ее не сводится к регуляции сиюминутного поведения, как думал У. Джемс, но, очевидно, связана с определением целостного отношения человека к миру и поиска своего места в нем. По отношению к поведению и деятельности человека и других людей следует, вслед за Б. Ф. Ломовым, выделить три основные функции психики: познавательную (когнитивную), регулятивную и коммуникативную; адаптация и творчество возможны только посредством реализации этих функций. Психика служит человеку для построения «внутренней модели мира», включающей индивида в его взаимодействии со средой. Обеспечивают построение внутренней модели мира познавательные психические процессы.


Вторая важнейшая функция психики - регуляция поведения и деятельности. Психические процессы, обеспечивающие регуляцию поведения, очень разнообразны и разнородны. Мотивационные процессы обеспечивают направленность поведения и уровень его активности. Процессы планирования и целеполагания обеспечивают создание способов и стратегий поведения, выдвижения целей на основе мотивов и потребностей. Процессы принятия решений определяют выбор целей деятельности и средств их достижения. Эмоции обеспечивают отражение наших отношений к реальности, механизм «обратной связи» и регуляцию внутреннего состояния.


Третья функция человеческой психики - коммуникативная. Коммуникативные процессы обеспечивают передачу информации от одного человека к другому, координацию совместной деятельности, установление отношений между людьми. Речь и невербальное общение - основные процессы, обеспечивающие коммуникацию. При этом главным процессом, несомненно, следует считать речь, которая развита только у людей.


Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. С точки зрения Б. Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является основным признаком. Понятие «психическая функциональная система» является развитием и применением в психологии понятия «функциональная система», введенного в научный обиход П. К. Анохиным. Он использовал это понятие для объяснения реализации организмом целостных поведенческих актов. С точки зрения Анохина, любой поведенческий акт направлен на достижение определенного результата, а достижение каждого результата обеспечивает функциональная система - объединение отдельных органов и процессов организма по принципу взаимодействия для координации поведения, направленного на достижение цели.


Изучением психики и поведения животных занимается специальная наука – зоопсихология. Она зародилась в начале XIX столетия. Основоположниками зоопсихологии считаются Ж. Ламарк, Ч. Дарвин, отечественные ученые К. Ф. Рулье, В. А. Вагнер.

В зоопсихологии психика животных изучается в диалектическом единстве с их поведением и устройством нервной системы.

Как ведущий фактор развития психики животных рассматривается усложнение их жизнедеятельности, приводящее к увеличению и разнообразию движений. Соответственно происходит усложнение физического строения тела, отражательных функций и механизмов регуляции движений, что обеспечивалось усложнением строения самой живой материи. Формой анатомо-физиологического субстрата психики явилась нервная ткань или ее аналоги в простейших формах животной жизни. В процессе развития жизнедеятельности у животных была сформирована нервная система: ретикулярная, ганглионарная, а затем – центральная нервная система.

В зоопсихологии по таким критериям, как форма психического отражения, ведущий тип поведения и строение нервной системы, выделены три основных стадии развития психики :

  • стадия элементарной сенсорной психики;
  • стадия перцептивной психики;
  • стадия интеллекта.
  • 1. Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

Учитывая эволюцию внутри стадии, отечественный зоопсихолог К. Э. Фабри выделил в ней низший и высший уровни.

На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви.

На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее.

пример

Так, сложное поведение паука, который ловит попавшее в паутину насекомое, побуждается не видом жертвы, не ее запахом, не издаваемыми ею звуками, а исключительно вибрацией, производимой крыльями насекомого и передающейся по паутине. Как только вибрация крыльев насекомого прекращается, паук перестает к нему двигаться. Но если вибрация создается, например, камертоном, паук устремляется к камертону и пытается нанести ему удар челюстями.

Эта стадия развития психики потому и называется элементарной, что из всего многообразия мира организмы воспринимают лишь малую его часть. Остальной мир для них как бы не существует. В то же время отражение узкого спектра свойств среды оказывается достаточным для их выживания в естественных условиях.

В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения – инстинкт.

Инстинкт – это вид поведения, реализуемого наследственно программированными, стереотипными формами действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

В зоопсихологии описано множество примеров из жизни муравьев, пчел, птиц и других животных, поведение которых при наблюдении за ними воспринимается как весьма сложное и труднообъяснимое.

пример

Например, муравьи в преддверии непогоды закрывают входы в муравейник; значительно удалившись от него, легко находят дорогу домой; совершают воинственные набеги на жилища собратьев другого вида и похищают у них куколок, которые затем функционально обогащают колонию. Описаны сложные формы общения и взаимодействия животных на данной стадии: отдельные виды муравьев образуют живые цепи, по которым другие особи как по канатам забираются вверх, где находят строительный материал для гнезд. Поведение паука, нападающего на камертон, является для него нецелесообразным и бесполезным. "Го же самое можно сказать о чайках, старательно высиживающих посторонние предметы, напоминающие по форме яйца.

Привязанность инстинктов к строго определенным условиям, соответствующим модели врожденного поведения, и потеря ими свойства целесообразности при изменении условий объясняется способностью к отражению только отдельных свойств среды.

Многих зоопсихологов интересовал вопрос: способны ли животные, находящиеся на стадии элементарной сенсорной психики, к изменению наследственных форм поведения и обучению? Американский зоопсихолог Р. Йеркс обучал дождевых червей находить в лабиринте путь, ведущий в гнездо (в другой стороне лабиринта червь получал электрический удар). В конце концов Йеркс добился положительного результата, по ему понадобилось для этого 180 опытов. Повторные эксперименты, направленные на изучение возможностей пластичности поведения животных на стадии элементарной сенсорной психики, дали аналогичные результаты. Соответственно был сделан вывод о том, что способность к пластичности поведения и обучению у животных, находящихся на стадии элементарной сенсорной психики, очень низка и характеризует лишь некоторые фрагменты их жизнедеятельности.

2. Стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни: на разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения центральной нервной системы и прежде всего развитие коры головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств. Одновременно развивались и органы движений.

Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Указанные условия определяют способ действия, каким можно получить желаемый предмет, и этот способ закрепляется в их поведении.

Навыками называются способы действий, выработанные и закрепленные в поведении животных.

При изменении условий животные находят и закрепляют в своем поведении новый способ действий. Таким образом происходит научение животных.

Научение – это индивидуальное приспособление животных к среде обитания посредством изменения врожденных программ поведения.

Путем научения животные приобретают и накапливают в ходе онтогенеза индивидуальный опыт. На основе научения они могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, находить выход из лабиринта, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонительное поведение. В экспериментальном научении у животных исследованы сложные формы поведения, связываемые с образованием условных рефлексов.

И. П. Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы, позволяющие закреплять сигнальное значение за различными раздражителями (классический условный рефлекс). При нескольких сочетаниях вспышки света или звонка с поступлением пищи эти первоначально нейтральные раздражители приобретали сигнальное значение. Американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904–1990) исследовал другой тип условных рефлексов, названных инструментальными. Животное помещалось в особую клетку со специальными приспособлениями (задвижки, рычажки), с помощью которых изнутри можно было открыть специальное окошко и получить пищу (подкрепление). Крысы посредством проб и ошибок находили нужный рычаг. Так у них формировался и закреплялся индивидуальный опыт.

Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти. Это подтвердили эксперименты, в которых исследовались отсроченные реакции.

Наблюдение за естественным поведением животных и результаты его экспериментального изучения говорят о том, что животные на стадии перцептивной психики способны к анализу ситуации, сохраняют образы внешней действительности и закрепляют полезные реакции. Навыки формируются путем подражания, выработки условных рефлексов или путем проб и ошибок. Животные способны формировать новые навыки и адекватное поведение при изменении условий жизни. На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни.

3. Стадия интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов высокоорганизованных млекопитающих – человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает более сложная форма – решение задач.

пример

Например, если за клеткой, в которой сидит животное, на некотором расстоянии от нее положить кусок мяса, перевязанного тесемкой, конец которой лежит в клетке, то собака будет лаять, скулить, но не потянет тесемку (хотя физически может это сделать). Обезьяна же сделает это мгновенно.

Впервые интеллектуальное поведение животных экспериментально исследовал и описал немецкий психолог В. Келер. Обезьяны в его экспериментах доставали плоды с помощью разных "орудий" – палки, ящиков и др., демонстрируя "ручное", или практическое, мышление. В отличие от проб и ошибок, характерных для поведения животных на предыдущей стадии, обезьяна иногда находит решение сразу, в результате инсайта, или озарения.

Инсайт – это внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание структуры и отношений ситуации в целом, посредством чего достигается решение задачи.

пример

Н. Н. Ладыгина-Котс (1889–1963) наблюдала сложные действия обезьян. Шимпанзе могли изготавливать орудия и решать технически несложные задачи. Например, обезьяны сначала складывали из двух маленьких палок большую, а затем с ее помощью выталкивали плод из узкой трубы.

Такое поведение обезьян имеет более сложную структуру – двухфазную ; в нем выделяется фаза подготовки и фаза осуществления. Подготовительная фаза побуждается не самим предметом (в данном примере палкой), на который направлено поведение, а объективным отношением между предметами (отношением палки к плоду).

К. Э. Фабри описал еще одну важную особенность интеллектуального поведения обезьян: они способны осуществлять сложные действия, используя различные предметы. Такие действия называются манипулятивными. Это еще более расширяет возможности обезьян к решению практических задач.

В последние годы проведен цикл исследований (З. А. Зорина, А. А. Смирнова), в которых удалось обнаружить еще более сложные формы интеллектуального поведения обезьян: способность к овладению простейшими аналогами человеческой речи. В ситуации общения с людьми обезьяны обучались выполнять некоторые действия по устным инструкциям экспериментатора. Но действительно ли обезьяны могут понимать устную речь человека? Более точные эксперименты показали, что в основном обезьяны воспринимают информацию по жестам, взглядам, действиям, интонации. Однако отдельные особи достигали в устном общении с человеком больших успехов, демонстрируя понимание устной речи на уровне двухлетних детей.

Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга , развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях коры головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики – сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo sapiens, или Человека разумного.