Преображение Господне: особенности и история праздника. Преображение Господне: история и духовный смысл праздника

Совершив половину Своего земного служения, Иисус Христос показал ученикам славу Своего Божества . Незадолго до Своих крестных страданий, Он взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и вместе с ними взошел на гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики заснули. Проснувшись, они увидели, что Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и сияющими, как свет. В это время около Спасителя появились пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

Сердца учеников охватила необычайная радость.

Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул : "Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи (шалаша): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в страхе пали на землю. Но Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Когда они поднялись, то около себя никого уже не увидели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Христос повелел никому не рассказывать, чему они были свидетелями, пока Он не воскреснет из мертвых.

Несмотря на то, что событие Преображения Господня совершилось за 40 дне й до распятия Спасителя, православной церковью оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от праздника Воздвижения Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю), когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

Празднованием Преображения Господа Церковь — человеческого и божественного. Священники в этот день надевают белые облачения, символизирующие Божественный свет, исходивший от Спасителя на горе Фавор.

Торжества в честь праздника Преображения Господня были в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена построила храм на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах.

Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх , который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный: центральный престол посвящен Преображению Господню, правый — пророкам Моисею и Илии, левый — великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей, в частности, традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В воспоминание Преображения Господа Иисуса Христа, произошедшего по церковному преданию на горе Фавор, с древних времен христианской Церковью установлен праздник Преображения Господня, который бывает 19/6 августа и считается одним из самых больших Господских двунадесятых праздников, имеет 1 день предпразднства и 7 дней попразднства. Отдание совершается 13/26 августа.

Икона «Преображение» Иисус Христос

Чтобы празднование не проходило во время Великого поста, православной церковью оно сознательно перенесено на 19 (06) августа – за сорок дней до Воздвиженья креста Господня, хотя по хронологии Евангелия событие совершилось за 40 дней перед крестными страданиями Иисуса.

И это было дано ученикам, чтобы они увидели, что ожидает человека в конце жизни, какой свет Преображения ждет нас в конце веков. И поэтому праздник этот, праздник Преображения, Церковь приурочила к последним дням календарного церковного года, времени итогов и плодов. Из сборника "Свет во тьме светит" А. Мень

И все же праздник выпадает на время Успенского поста, но в этот день допускается послабление — на трапезе разрешается рыба.

Приняв крещение от Иоанна и потом, победив искушение диавола, Господь Иисус Христос явился на проповедь Евангелия. В городах и селах, в горах и пустынях великое множество людей внимало Его спасительному учению, видело изумительные чудеса его.

Но из числа многих, следовавших за Божественным Учителем, он избрал двенадцать учеников, которыми преимущественно открывал тайны царствия небесного, и которые были постоянными свидетелями его жизни и учения.

Нередко говорил Господь своим избранным ученикам, что подобает ему идти во Иерусалим и много пострадати и убиену быти (Матф. 16, 1). Но ученики сначала не понимали необходимости креста и страшились мысли о страданиях их возлюбленного Учителя.

Рис. П.Ф.Борель

Веруя, что он есть обетованный Meссия, они недоумевали, как он может страдать и умереть. Посему Господь следующим чудесным событием показал им, что он есть истинно Сын Божий и что пострадает добровольно, как предсказано Пророками. Взяв с собою Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос возвел их на гору Фавор, и здесь предался уединенной молитве.

В Евангелие не говорится прямо о том, что преображение произошло на горе Фавор. Только у Исаии есть слова о том, что прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову, но последующее возвеличит, и народ, ходящий во тьме, увидит свет великий — на живущих в стране тени смертной свет воссияет. (9:1,2) На границе колен Завулона и Неффалима как раз и возвышается Фавор Современные богословы считают горой Преображения не Фавор, а один из отрогов горы Ермон. (Википедия)

Во время молитвы вдруг лице Его преобразилось, сделалось светлым, как солнце, а одежда белою, как снег. Потом явились древние Боговидцы и величайшие пророки: святой Илия - с неба и Моисей - из страны мертвых.

Преображение Господне. Фрагмент росписи северо-восточного паруса Храма Христа Спасителя. Автор воссоздания В.А. Бакшаев

Апостолы были поражены и изумлены этим чудным явлением — среди такой славы и величия, Божественный Учитель их беседует с пророками о тех страданиях, которые ожидали его в Иерусалиме. А святой Петр, по своей пламенной любви к Господу, умоляет Его навсегда остаться на Фаворе, вместе с Моисеем и Илиею, вдали от завистников и гонителей.

Тициан Вечеллио. Преображение Господне, 1560 г.

Еще он не закончил своей странной просьбы, как светлое облако осенило всех, бывших на Фаворе, и из облака раздался глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих: Тою послушайте!” (Матф. 17, 5) Апостолы пали ниц и от страха были как мертвые.

По окончании чудного видения, Господь подошел к ним, успокоил их и повелел им, до времени воскресения Его из мертвых, никому не говорить о том, что они видели и слышали на Фаворе. Но тем торжественнее такое великое событие должно быть возвещаемо по воскресении Иисуса Христа, для назидания всех верующих в него.

Празднование — традиции, обычаи, обряды

  • В день Преображения Господня в храмах совершается праздничная литургия, читаются паримии, поется канон, священники облачены в белые одеяния, символизирующие божественный нетварный фаворский свет.
  • Правилами Апостолов (3-е правило) и IV Вселенского Собора (28-е правило) установлено в этот день освящать Церковью поспевшие плоды и гроздья, в знак благодарности к Богу, даровавшему их для питания. Православные христиане обыкновенно приносят в храм, для освящения, первые из созревающих плодов земных: виноград, яблоки, груши и прочие.
  • Народное название праздника Яблочный Спас, Второй Спас, Спас-Преображенье.
    Сложился обычай до этого дня соблюдать так называемый “яблочный пост”, не есть плоды нового урожая, кроме огурцов. (В.И. Даль, Месяцеслов)

Преображение (Видео)

Литература:

Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
А. Мень, «Свет во тьме светит»
В.И. Даль, Месяцеслов
Википедия

Преображение Господне относится к одному из самых великих и почитаемых христианских событий. Своё начало история праздника берёт в IV веке. Известно, что Византийская царица Елена, почитаемая как святая, повелела построить на горе Фавор Христианский храм Преображения Господня.

Преображение Господне история Праздника

Как повествует Евангелие, рассматриваемое событие произошло приблизительно за сорок дней до начала Пасхи, являвшегося празднованием прихода весны. Но в восточной ветви христианства существует традиция праздновать Преображение в конце лета. Существует версия, что это связано с Великим . Из-за него праздник и перенесли – чтобы не отвлекать верующих мысленным переживанием одного события от переживания другого.

Преображение Господне Википедия

В Википедии сказано: предание гласит об установлении праздника Преображения Господня в IV веке в Армении. У его истоков стоял просветитель священномученик Григорий – первый Католикос всех армян. Изначально праздник отмечался только восточными христианами.

Согласно другим источникам, начало празднования относится к VI веку, когда правил византийский император Маврикий. Известно, что в VIII веке событие уже отмечалось в Палестине. В Константинополе праздник окончательно утвердился при императоре Льве-философе около 900-го года.

Дата празднования Преображения Господня в православии – 19 августа по новому стилю . Каждый год в этот день христиане вспоминают события на горе Фавор. О точном обосновании привязки именно к этой дате неизвестно. Есть версия, что она совпадает с днём освящения часовни на горе Фавор, открытой в честь Преображения.

А также существует предположение о том, что церковь приурочила празднование к поре завершения сбора винограда, которую сопровождали гуляния, посвящённые богу Вакху. Это должно было способствовать вытеснению языческих верований. Праздник является одним из двунадесятых, то есть из 12 великих праздников.

Преображение Господне дата в других церквях

У католиков этот день имеет статус праздника, но не торжества , то есть его «ранг» более низкий. Он приходится на 6 августа, но, если это будний день, возможен перенос на ближайшее воскресенье. В Ассирийской церкви Востока праздник также назначен на 6 августа.

Для христиан Армянской апостольской церкви – это один из главных праздников , который любим народом. Сначала его отмечали в начале года по армянскому календарю, и он был языческим. Люди обливали друг друга водой и выпускали в небо голубей. Сегодня эти элементы сохранились, но церковью был придан им христианский смысл. Это воспоминание о Всемирном Потопе. В VI веке Преображение было включено в число пасхальных праздников и перенесено на седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

События, послужившие поводом для праздника, описаны в Евангелиях и повествуют о том, что Иисус вместе с любимыми учениками – Петром, Иоанном и Иаковом поднялся на гору Фавор, чтобы вознести молитву Богу Отцу. Когда он читал её, произошло чудо: лицо его осветилось, словно от солнечных лучей, а одежды стали белоснежными. В это время рядом с Христом были и Моисей. Они вели беседу о его будущих мучениях во имя искупления человеческих грехов.

Увидев преображение Сына Божия, и, сказав, что здесь им хорошо находиться, Пётр предложил поставить на горе три палатки – для Иисуса и обоих пророков. Затем на них спустилось облако, из которого раздался глас Божий, призвавший слушать своего «возлюбленного» сына. После того как видение исчезло, Иисус наложил запрет на рассказы об увиденном и услышанном до того времени, когда он воскреснет из мёртвых.

Истолкование событий на горе

Во время своего земного пути Господь не сотворял ни одного из чудес без особого предназначения. Каждое из них служит для поучения и назидания. Как трактуется описанное событие исходя из его духовного смысла?

Преображение Господне имеет следующее толкование в Богословии.

  1. Демонстрируется Явление Святой Троицы. То есть открытие её перед людьми через Бога Единого. Из облака Бог Отец призвал внимать его учению.
  2. Преображение Иисуса говорит о проявлении в нём как в Сыне Божием двойственной природы – человеческой и божественной. Об этом двойственном естестве всегда шли споры среди богословов.
  3. Отцы церкви рассматривают Преображение как знак того, что все люди преобразятся в царствии небесном.
  4. Символично и присутствие двух пророков с разной судьбой. Моисей умер естественной смертью, а Илия был взят живым на небо. Это говорит о подвластности Богу всего живого.

Особенности празднования

  • – так называет Преображение Господне народ. Причина тому – требование церковного устава освещать в этот день плоды, относящиеся к вновь собранному урожаю. По старой традиции люди приносят в церковь фрукты, чтобы сотворить над ними молитву по окончании литургии (обедни) – главного богослужения.
  • А также в этот день православным разрешено есть плоды нового урожая в первый раз . До Преображения вкушать яблоки и виноград воспрещается. Такое ограничение начинается с Петрова поста.
  • Служители Православной церкви в день Преображения Господня используют белые одежды как символ вечного божественного света, отразившегося на Фаворе в лике Иисуса Христа.
  • На Яблочный Спас можно употреблять в пищу рыбу – в качестве некоторого праздничного послабления строгого поста.

Праздничное песнопение или акафист в честь Преображения содержит в себе трактовку евангельских событий. Произносимые в это время в храме молитвы, обращённые к Иисусу Христу, носят характер хвалебных и просительных. Каждый икос (часть утреннего канона) заканчивается словами апостола Петра, произнесёнными им на Фаворе в момент восторга о том, что добро (хорошо) находиться нам всем под покровом Божией благодати. Тем самым верующие, вторя апостолу, славят милосердие Божие, возвышающее человека до своего величия.

Отдание Преображения – окончание праздника – происходит 26 августа. Преображению Господню часто совершается во время вечерней службы в начале празднований. Но его могут читать и на протяжении всей недели. Молитва обычно заканчивает Литургию.

Празднование Преображения Господня в православии имеет свои особенности. Следуя многовековым традициям, христиане заготавливают запас свежих фруктов, которые часто собраны на собственных земельных наделах.

Плоды, отличающиеся спелостью и привлекательным внешним видом, приносятся в храм и кладутся на стол, находящийся в центре. Их готовят к освящению. Особенно это действо радостно для ребёнка. Детям выдаются корзинки с фруктами, чтобы они держали их самостоятельно.

В некоторых семьях в этот праздник есть обычай поздравлять друг друга и вручать подарки, читать стихи. После окончания службы люди возвращаются домой и приступают к праздничному обеду, который начинается с вкушения освящённых плодов. В виде исключения христианам разрешено есть рыбу, несмотря на пост. На Яблочный Спас также подаются разнообразные блюда из яблок и мёда – пироги, варенье. А также в этот день принято ходить в гости к родственникам и добрым знакомым.

Как празднуют на Святой Земле

На Святой Земле также празднуют Преображение Господне, но со своими особенностями. Обычно на горе Фавор царит покой и уединение. Паломники появляются здесь, как правило, начиная с Великого поста и заканчивая Пятидесятницей. Но при приближении Преображения настроение меняется. Российские туристы и паломники занимают общежития и гостиницы. Верующие также прибывают и из окрестностей для празднования в непосредственной близости к месту события.

После вечерней службы люди ужинают и ложатся спать как можно раньше, чтобы с рассветом посетить утреннее праздничное богослужение. Литургия, как правило, сопровождается , а прихожане крестят младенцев.

Местные христиане празднуют особым способом. Они разбивают палатки в церковном дворе. Пьют вино, танцуют в сопровождении музыкальных инструментов, стреляют из ружей, исполняют песни, ведут застольные беседы, шумят и нередко выясняют отношения. Веселье прекращается с первым звоном колоколов, зовущим к утренней службе.

По завершении богослужения начинается крестный ход, встречаемый радостными возгласами и выстрелами. После литургии веселье продолжается.

О чём говорят приметы

Празднованию Преображения сопутствуют народные приметы, которые связаны в основном с урожаем.

  • Во время праздника принято угощать плодами со своего участка нищих и бедных . Тогда на будущий год урожай будет обильным. Если этого не происходит – хорошему урожаю не бывать.
  • Зерно нужно успеть убрать до 19 августа , так как после этого дня дожди очень вредны для него. Такие дожди в народе называют «дождь-хлебогной».
  • Церковный запрет на употребление фруктов до Яблочного Спаса связан с их недостаточным созреванием до этого времени. Виноград и яблоки становятся зрелыми лишь в последней трети августа. Именно тогда от них будет польза. Нарушение «яблочного воздержания» ассоциируется у верующих с грехом первых людей в саду Эдем, вкусивших запретный плод и навлекших Божий гнев на себя и своих потомков.

Как учит православная церковь, нельзя возводить народные приметы в абсолют. Нужно относиться к ним как к дани традициям и больше обращать внимание на духовный смысл праздника .

Преображение Господне фото иконы

Эта икона имеет историю ещё более давнюю, чем сам праздник. На заре возникновения христианского искусства икон как таковых не существовало. Изображения делались на стенах храмов, и состояли они из символов. Объяснение тому – гонения на христиан. Так, крест изображался в виде якоря, Иисуса символизировала рыба. Ещё он представал в образе пастуха или Орфея – героя древнегреческих мифов.

Фигуры людей стали изображаться начиная с VI века, часто в виде панно из мозаики. Прототипом всех икон Преображения стал шедевр, созданный в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана. На нём видны и Христос, и сопровождавшие его . Привычная на сегодняшний день композиция сформировалась к IX веку. Ярким примером иконы Преображения, написанной по этому канону, является икона XV века, находящаяся в Кремле, в Благовещенском соборе.

Большое пространство на ней отведено скалам. На самом деле, гора Фавор имеет пологие склоны. Скалы – это символ крепкой веры и пути к Вечности. Многочисленные деревья обозначают крест, на котором распяли Христа. Его ученики изображены в лежачих позах, что является знаком неподготовленности к произошедшему событию Преображения и назиданием верующим о необходимости готовиться к встрече с божественным, дабы не быть ослеплёнными в духовном смысле.

Спаситель воспаряет над скалами, окружённый мощным радужным сиянием в виде овала, называющегося мандорла. Это название взято из итальянского и означает миндалину. Обычно оно окружает изображение Иисуса и Божьей Матери, иногда – святых. Это свидетельство славы и благодати. На описываемой иконе этот свет символизирует Преображение, происшедшее с Христом.

Присутствие библейских пророков Илии и Моисея говорит о встрече двух миров – мира живых и мира мёртвых. В глазах Господа оба они едины, так как для него не существует мёртвых – все живы.

Важным посылом является присущая иконе яркость, обилие золотого цвета, которые представляют собой аллегорию райской жизни. Этот образ подкрепляется роскошной растительностью и сиянием, исходящим от Иисуса, заполняющим весь фон иконы. Преображение Господне приоткрыло перед его учениками и перед всеми верующими завесу тайны, за которой находится будущая извечная жизнь.

Преображение Господне – одно из важнейших событий и ярких символов Христианства. Название горы Фавор в переводе с еврейского языка означает чистый свет . Она являет собой символ чистоты, которую ощущает верующий после общения с Богом, освобождения души от греха . Преображение Иисуса символизирует основную цель христианской веры – победу духовного над плотским , очищение, которое возможно для каждого, кто стремится к Богу.




19 августа по новому стилю (6 августа по старому) Святая Православная Церковь воспоминает Преображение Господне. Этот праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор.

История праздника: богослужебные тексты в честь Преображения создавали святые

прп. Иоанн Дамаскин

Преображение Господне чествовалось христианами уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения прп. Ефрема Сирина и свт. Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке указывает на то, что начало его относится к предшествующим трем векам христианства.

Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне прп. Андрея Критского (635-680 гг.). В этом слове термин «Преображение» рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви.

В VIII веке прп. Иоанн Дамаскин и прп. Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

Евангельское повествование: беседа пророков с Мессией

Православный монастырь на вершине Фавора

О Преображении рассказывается в трех Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36).

Евангелисты повествуют, что Господь пророчески произнес: «…Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Спустя шесть дней Он взял троих своих ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна – и поднялся помолиться вместе с ними на гору. Там во время молитвы, как сказано в Евангелии от Матфея (17:2-9), Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

гора Фавор сегодня

И явились пред ними ветхозаветные пророки – Моисей и Илия. Затем осенило их светлое облако и они услышали из него голос, который говорил: Это есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте. Апостолы испугались и упали на землю, а Иисус подошел, прикоснулся к ним и сказал: встаньте и не бойтесь. Когда же ученики подняли свои глаза, то никого, кроме Иисуса, не увидели. Господь запретил им рассказывать о том, что они увидели до того момента, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Богословское толкование: На Фаворе преобразился Иисус Христос – истинный Бог и истинный человек

Преображение – явление Сына, при котором Отец свидетельствует голосом из светлого облака Святого Духа – есть откровение всех Лиц Святой Троицы.

Это евангельское событие показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества, т.е. природы: божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но явилась в Его человеческой природе. По словам святителя Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление пророков Моисея и Илии. По выражению того же святого Иоанна Златоуста, «один умерший (ред. — Моисей) и другой, ещё не испытавший смерти (ред. – Илия, который вознесся живым на колеснице в небеса)», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».

Явление ветхозаветных пророков

На горе Фавор Иисусу с апостолами явились два великих пророка – Моисей и Илия. Оба пророка познали Бога на горных вершинах. Моисей получил скрижали закона с десятью заповедями на горе Синай (Исх. 31:18). На горе же Хорив Илия нашел Бога не в ветре, не в землетрясении, а в тихом веянии (3 Цар. 19:9-12), о чем упоминается в паремиях – богослуженбных чтениях – накануне праздника во время великой вечерни.
Моисей жил за 1600 лет до Рождества Христова, пророк Илия – за 900 лет. В день Преображения апостолы видели их живыми, а значит увидели и подтверждение слов Господа Иисуса Христа: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47)

Традиции: Яблочный Спас

В народной традиции восточных славян Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего разрешается их употреблять в пищу. Это связано с тем, что в Греции (ранее – Византии) виноград поспевал как раз к этому времени года. А первые плоды верующий человек всегда приносил в храм как свою жертву Богу и для освящения всего урожая.

Праздник Преображения принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи праздников. Что означает праздник Преображение Господне? В Евангелиях описывается таинственное преображение – явление Божественного величия и славы Иисуса Христа во время молитвы.

Когда отмечают праздник Преображение Господне в 2019 году?

Дата празднования в православной церкви приходится на 19 августа. Католическая церковь отмечает этот праздник 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье).

Преображение Господне – что это такое?

В этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Он начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными. Это событие, честь которого установлен праздник, ежегодно воспевается в христианском мире.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший им: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус запретил своим ученикам рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что означает праздник Преображение Господне?

Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух сущностей – Божественной и человеческой.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл? Как писал Иоанн Златоуст, Иисус таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

История и традиции праздника Преображение Господне

Расскажем также об истории этого церковного праздника. Его отмечают с IV века, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Церковные службы начинаются за день до праздника, 18 августа, и продолжаются еще семь дней после него. 19 августа в церквях проводятся литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

Вернувшись к людям, сын Господа велел собирать яблоки, чтобы Его Отец мог освятить их. Поэтому в этот день в православных храмах освящают яблоки и другие плоды, а этот праздник также называют Яблочным Спасом – в честь Иисуса-Спасителя (Спаса).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

В старину в этот день священники с иконами окропляли вспаханную землю святой водой, благословляя урожай. В городах и селах устраивались народные гулянья, молодежь водила хороводы. Вечером, после захода солнца, люди исполняли обрядовые песни.