Предмет и содержание криминальной психологии. Методы криминальной психологии

Криминальная психология является областью юридической психологии, изучающей систему внутренних механизмов совершения правонарушений людьми, душевный мир людей, а также проблему структуры, образования, функционирования и развала преступных групп.

Познышев С.В. является основоположником этой дисциплины. Согласно его теории, криминальная психология выполняет следующие задачи:

  • изучает такие свойства и состояния человека, которые способны спровоцировать его преступное поведение;
  • рассматривает не комплекс отдельных внутренних процессов, а в ее проявлениях, которые можно отнести к области юридической психологии;
  • выявляет способы борьбы с правонарушителями.

В отечественных исследованиях по криминальной психологии изучаются:

  • внутренний мир заключенных;
  • бытовые условия преступного мира;
  • принципы интерпретации показаний свидетелей (причины появления в них ошибок);
  • методика и теория судебно-психологической экспертизы;
  • психология (преступное, аддиктивное, суицидальное и иные виды).

Правовая психология предлагает оригинальные методы обнаружения следов преступления. За годы существования науки было проведено большое количество экспериментов.

Криминальная психология имеет два направления исследования.

Во-первых, в рамках дисциплины были выделены личностные предпосылки и качества, которые при взаимодействии с конкретной внешней ситуацией смогут спровоцировать возникновение ситуации правонарушения. Криминальная психология устанавливает и обосновывает специфические и характерные особенности человека, которые становятся причиной и характерными предпосылками. Речь идет о дефектах правосознания, культуры, нравственности, эмоций и так далее. Более того, в рамках дисциплины исследуется подробно возникновение иммунитета человека к и разрабатываются рекомендации по профилактике правонарушений.

Во-вторых, методы юридической психологии направлены также на изучение психологии потерпевшего. Пристальное внимание уделяется факторам формирования его личности и анализу поведения.

В рамках дисциплины изучаются проблемы формирования умысла преступника, а также неосторожной преступности (бытовой и профессиональной).

Данная наука содержит один из самых важных разделов - криминальная психология несовершеннолетних. Она исследует не только антисоциальное их поведение, но также выявляет и личностные особенности подростка, которые их подталкивают к преступлению. Именно от них будет зависеть индивидуальное его реагирование на любые жизненные неудачи. В данном разделе также разрабатываются рекомендации, которые направлены на профилактику юношеской и

Особым ответвлением криминальной психологии является которая не правомерна решать задачи юридического содержания. Речь идет о достоверности показаний, целях и мотивах преступления, выявлении формы вины и пр. Предмет СПЭ - диагностика психических непатологических особенностей на отдельных участниках уголовного дела, которые являются значимыми для того, чтобы устанавливать истину.

Криминальная психология занимается исследованием социально-психологических механизмов группового преступления. Речь идет о причинах объединения правонарушителей, условиях, которые содействуют этому, социальных позициях конкретных ее членов, об иерархии межличностных ролей и

Все направления дисциплины связаны с поиском эффективных средств и путей предотвращения роста преступности.


Криминальная психология - раздел юридической психологии, который изучает психологические причины и условия совершения преступлений и преступности, закономерности и механизмы подготовки и совершения правонарушений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины, ответственности и роль потерпевших в преступном деянии, а также разрабатывает психологически обоснованные теории и типологии (классификации) личности преступников и криминальных сообществ. Криминальное поведение отличается от правопослушного не только по своему содержанию, но и по психорегуляционным особенностям. В связи с этим предметом пристального внимания со стороны криминальных психологов выступают, с одной стороны, истоки асоциальности преступников, степень их антиобщественных взглядов и установок, криминальных привычек и навыков, а с другой - роль криминогенной ситуации, самого асоциального субъекта и потерпевшего в развитии преступного деяния. В XX в. учеными (особенно зарубежными) предложены разноплановые подходы для объяснения причин преступности и личности преступника. При этом психологические теории в отличие от кримино- лого-социологических концепций, в которых значительная роль принадлежит социокультурным детерминантам преступности, сориентированы на анализ личностных детерминант и влияние малых групп (семьи, референтных общностей и т.д.). С учетом научных традиций в современных зарубежных публикациях (R. Masters, С. Roberson, 1990; F. Ldsel, 1994 и др.) упоминается десять типов психологических теорий причин преступности и личности преступника: биопсихологические теории (Ломброзо, 1874; Кречмер, 1921; Шлап, Смит, 1928; Ланге, 1929; Штумпф, 1935; Хутен, 1939; Шелдон, 1949; Глюк, 1956; Роубак, Атлас, 1969; Фалек, Град- дик, Коллам, 1970 и др.); психоаналитические теории (Александер, Штауб, Карпмен, Бромберг и др.); теории черт личности (Олпорт, Айзенк, 1973; Гилфорд и др.); теории эмоциональных проблем (Курцберг и др., 1978; Бартол, 1980; Монахем, 1987); теории социально-когнитивного научения (Сатерленд, 1939; Глейзер, 1956; Бандура, 1972; Баргес, Эйкерс, 1966; теории умственной отсталости и душевных расстройств (Годдарт, 1915; Пульман, 1926; Зелани, 1933; Сатерленд, Гризи, 1974; Купер, Френсис, Сакс, 1986; Мелзбранд, Гьюз, 1986; Кенделл, 1986; Реттерстол, 1986 и др.); теории социопатической личности (Клеклей, 1941; Гоу, 1948; Шнайдер, 1958; Смит, 1978; Рид, 1986 и др;); теории социального контроля (Сайкс, Матза, 1957; Хирши, 1969 и др.); теории мыслительных моделей (Йохельсон, Саменов, 1976 и др.); теории Я-концепции и Я-психологии (Роджерс, 1948; Кохут, 1988 и др.).
Имелись попытки объединения идей из различных теорий. Так, Айзенк (1977), Уилсон и Хернштайн (1985) попытались объединить идеи теории научения и теории черт личности, а Хёр- ши (1969) и Эллиот, Охлин, Уилсон (1985) - идеи теории эмоциональных проблем и теории социального контроля. Наряду с разработкой психологических теорий преступности и личности преступника в последние десятилетия в зарубежной науке активизировались исследования в области проблематики комплексной дисциплины виктимологии (изучение преступлений с позиций отношений и личности жертвы), по выявлению «системы преступного поведения» (через изучение группового образа жизни преступников, генезиса их специфических субкультур и т.п.), сравнительного анализа эффективности различных программ профилактики и социального контроля.
В некоторых отечественных работах по криминологии (С.М. Иншаков, 1997) подчеркивается, что за рубежом в последние десятилетия растет авторитет «стигматизационного» (от лат. stigma - знак, клеймо) и «интеракционистского» (от англ. interact - взаимодействовать, воздействовать, влиять друг на друга) подходов. Их представители резко критикуют ученых, чьи теории сфокусированы лишь на идее психических дефицитов, расстройств, деформации отдельных свойств или внутриличностных конфликтов.
Особенностью развития отечественной криминально-психологической мысли в 1960-
1980-е гг. были многочисленные междисциплинарные дискуссии. Они позволили установить, что биологические и социальные факторы являются детерминантами криминального поведения не сами по себе, а интегрируясь в личностно-психологических качествах преступника,

являющегося субъектом противоправного деяния. Было установлено, что для поведения большинства преступников характерны социально ценностная дезадаптация и дефекты саморегуляции. При этом в исследованиях А.Р. Ратинова (1979, 1981) доказано, что преступники отличаются от правопослушных граждан в отношении к таким ценностям, как общественно-полезная деятельность, нравственность, эстетическое удовольствие, брак, семья, дети. Преступники оказались людьми более фаталистичными (т.е. крайне отрицательно оценивающими свою прожитую жизнь и жизненные перспективы), у них занижены потребность и потенциал социальноприемлемой саморегуляции. Такие особенности, по мнению А.Р. Ратинова, свидетельствуют, что преступников от непреступников отличает не одно какое-то ведущее психологическое свойство, а неповторимое сочетание и особый удельный вес личностных свойств (своеобразный «симптомокомплекс»), который характеризует личность правонарушителя как человека с особой «жизненной философией» и поведенческими стереотипами.
Исследования, проведенные под руководством Ю.М. Антоняна (1996), показали, что в качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности. При этом отчуждение развивается чаще всего в результате эмоционального отвергания детей родителями (психологической депривации), из-за безразличия окружающих, растущей у делинквентов социально-психологической дистанции со средой, изолированности от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, учебные и трудовые коллективы и др.). Хотя изолированность не может рассматриваться в качестве фатальной причины преступного поведения, она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно-наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты. Поданным эмпирических исследований, наиболее отчужденными среди делинквентов являются бродяги, а среди них - алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у рецидивистов, т.е. лиц, неоднократно отбывавших наказания в виде лишения свободы.
Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство, тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличенного представления об их могуществе и угрожающем характере. В итоге человек, ощущая субъективную угрозу безопасности, может предпринять попытки насильственных действий против людей, которые воспринимаются им как угрожающие, деструктивные. В этом случае, по мнению Ю.М. Антоняна, М.И. Еникеева,
В.Е. Эминова (1996, 2000), человек может совершить преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе. Тревожность как причина преступного поведения наиболее присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением. Феномены тревожности и отчужденности диалектически между собой взаимосвязаны, поэтому при низких регуляционных возможностях возникающие сначала асоциальные, а затем и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и могут становиться целеобразующими механизмами преступного поведения.
Антисоциальное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики. В первом случае налицо так называемые «умышленные преступления», которые, согласно М.И. Еникееву (1996), в зависимости от регуляционных особенностей можно подразделить на три вида: I) преступления целевые, где всегда имеются определенные личные интересы (материальная выгода, карьера, месть и др.); преступления-самоцели, где сам процесс их совершения доставляет удовлетворение преступнику (хулиганство, сексуальное насилие и др.); 3) преступления как средства достижения других целей, где налицо неправильное понимание групповых или общественных интересов (например, ущемление прав граждан должностными лицами, осуществляемое якобы для пользы экономии и т.п.). При недостаточной осознанности преступного деяния поведение может обусловливаться прежде всего асоциальными стереотипами (привычками, навыками, установками). Они часто ведут к ситуативно-импульсивному поведению, особенно при низком уровне психической регуляции (чаще всего у несовершеннолетних, по данным В.Ф. Пирожкова, 1994). В отношении взрослых правонарушителей, по мнению М.И. Еникеева (1996), также можно говорить о ситуа- тивности поведения, но она обусловлена чаще всего характерологическими особенностями лич

ности. Последнее ставит под сомнение расхожее мнение юристов о наличии так называемых «криминогенных ситуаций», где обстоятельства сами по себе провоцируют преступление. Данные юридической психологии доказывают, что преступления совершаются не напрямую из-за ситуативных обстоятельств, а благодаря устойчивым личностным характеристикам, так как у каждого человека существует определенный уровень личностной валентности криминогенной ситуации (А.Н. Пастушеня, 2000).
Значительным достижением отечественной криминальной психологии 1970-1980-х гг. является разработка разноплановых типологий и классификаций личности преступников, а также опирающаяся на данные психодиагностических исследований разработка психологических портретов определенных категорий правонарушителей: несовершеннолетних, корыстных преступников, неосторожных правонарушителей, правонарушителей с психическими аномалиями, пра- вонарушителей-женщин.
С начала 1990-х гг. активно разрабатываются психологические проблемы преступных групп и криминальных сообществ. Благодаря результатам исследований и психологов в новый Уголовный кодекс РФ введен ряд статей, в которых дифференцированы различные формы групповой и организованной преступности. Стремясь активно участвовать в научном обеспечении борьбы с организованной преступностью, криминальные психологи проводят целенаправленные исследования по выявлению социально-психологических закономерностей их генезиса, психологическому анализу статусно-ролевой структуры и психологическому «портретированию» различных типов преступных лидеров («вдохновителей», «инициаторов», «организаторов»), а также по вскрытию механизмов и форм сплочения преступных групп и криминализации преступной среды (через изучение атрибутивных элементов и функций криминальной субкультуры).
Превентивная психология - раздел юридической психологии, изучающий природу и генезис отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические и другие факторы, обусловливающие социопатогенез. Разрабатываются научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению предупреждения, по диагностике и коррекции отклоняющегося поведения.
Сегодня объектом исследований отечественных превентивных психологов являются преимущественно социально-дезадаптивные дети и подростки («трудновоспитуемые», «педагого- гически запущенные»), чье отклоняющееся поведение на докриминальном уровне носит формы агрессивного, корыстного или социально-пассивного саморазрушающегося характера. Зарубежными учеными девиантное поведение рассматривается в более широком (преимущественно социокультурном) контексте, что нашло отражение в значительном количестве разноплановых исследований и построенных на их основе психологических теорий. При этом среди богатства теоретических подходов зарубежных ученых к феномену девиации условно можно выделить три ведущих: I) в аспекте социализации; 2) с позиции социальных реакций и 3) в плане социального контроля.
Актуальность разработки нового, более многопланового, базирующегося на достижениях психологической науки, подхода к проблеме профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения, по мнению С.А. Беличевой (1993), состоит в том, чтобы в постсоветской России при построении правового государства отказаться от ранее существовавшей «карательной профилактики», основанной на императиве санкций, на жестком социальном и административном контроле, и внедрить научно обоснованную «охранно-защитную профилактику». Она должна представлять собой комплекс мероприятий социальной, правовой, медицинской, педагогической и психологической помощи и поддержки конкретным категориям граждан и их общностям.
Среди первостепенных задач превентивной психологии выдвигаются следующие: выявление закономерностей и механизмов отклоняющегося поведения, а также факторов, вызывающих социопатогенез, и разработка мер по их нейтрализации; психологическое обеспечение социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики, осуществляемой учреждениями и специальными службами различных ведомств (народного образования, социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и др.). Как показали психологические исследования, для большинства девиантов и маргинальных групп населения характерно само- оправдательное отношение к совершаемому асоциальному поступку, причем в зависимости от
индивидуально-психологических и групповых особенностей проявляются конкретные психологические механизмы защиты (проекция, вытеснение, отрицание, подавление и др.). В связи с тем, что признание вины в совершенном преступлении встречается лишь у четверти убийц, воров, насильников и еще более редко - у хулиганов, разработка психотехник воздействия, обеспечивающих преодоление психологической защиты у девиантов, крайне важна для эффективности профилактической работы. Сегодня в отечественной превентивной психологии ведутся активные исследования по разработке типологий и психологических портретов детей и подростков с патогенной, психологической и социальной дезадаптацией. Однако прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит вопрос об изучении факторов и механизмов не только по конкретным видам отклоняющегося поведения, типичным для определенных возрастных групп, а и разработку более глубоких концепций о сути и механизмах социальной девиации (Ю.А. Клейберг,1997; В.Д. Менделевич, 2001).
Достижения превентивной психологии применяются в различных ведомствах, специалистами с различным уровнем психологической подготовки. Поэтому при реализации психологического обеспечения социально-правовой и коррекционно-реабилитационной практики с девиантами большое значение имеет разработка адекватных методических средств, причем в рамках профессиональной компетенции лиц, занимающихся профилактической деятельностью (психологи, социальные работники, социальные педагоги, воспитатели, сотрудники правоохранительных органов и др.). Необходимо создавать и диагностико-коррекционные комплексы (С.А. Бели- чева, 1993), которые позволят, с одной стороны, выявлять вид дефекта психосоциального развития, а с другой - определить комплексную коррекционную программу его устранения.
По результатам ранних (А.Р. Ратинов,1975; А.И. Долгова, 1982; Н.Ф. Кузнецова, 1984) и современных (В.П. Сальников, 1993; В.Н. Кудрявцев, 1997; А.Н. Славская, 1997) научных исследований, у многих россиян остается низким уровень правовой культуры, поэтому крайне необходимо расширение правовой пропаганды, правового просвещения и воспитания различных слоев населения. При реализации эффективных методов обучения, воспитания и социально-психологического воздействия (в том числе и через средства массовой информации) возникает возможность усиления функции общей превенции принятых законов. Для воспитания установок, предопределяющих правопослушное поведение, требуется применять целый комплекс воспитательно-профилактических мер, которые могли бы способствовать усилению нравственных и правовых начал в повседневном поведении. Представляется важным для целенаправленной разработки проблем превенции девиантного поведения создание научно-практических центров социальноправовой и психологической помощи. Они могли бы вести разработку и апробирование превентивных программ, предназначенных, с одной стороны, для различных категорий граждан, а с другой - для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. На основе результатов их деятельности в дальнейшем можно вносить предложения по совершенствованию нормативных актов по профилактике и предупреждению асоциального поведения.
В. М. Поздняков

Учебная литература по юридической психологии

Пастушеня А.Н.
Криминальная психология.

Учебно-методическое пособие.
Мн., 2007.


Тема 1. Предмет, задачи и методология криминальной психологии

1. Объекты и предмет исследований и теоретические задачи криминальной психологии.

Криминальная психология представляет собой один из разделов такой отрасли психологической науки как юридическая психология. Криминальная психология изучает психические явления, детерминирующие преступные деяния. Она включает изучение с позиций психологической науки преступные деяния, личность преступников и преступные группы, причины и условия преступности в обществе.

Объектом научных исследований криминальной психологии являются психические явления, детерминирующие преступное поведение индивида, группы и преступность в обществе. Эти психические явления присущи личности преступника и преступным группам, общественному сознанию, а также процессу психической регуляции преступного поведения. Конкретизируя можно выделить следующие объекты научного познания в области криминальной психологии:

  • криминогенные свойства личности преступников, преступных групп, которые являются субъективными предпосылками преступного поведения, а также свойства общественного сознания, выступающие детерминантами преступности в обществе;
  • психические процессы и состояния, которые проявляются в психической деятельности, детерминирующей преступное поведение индивида или группы, а именно: в восприятии социальных ситуаций и объектов преступных посягательств, в мотивации преступных деяний, в формировании преступного умысла и принятии решения на совершение противоправных действий, в реализации преступного умысла и др.;
  • психические явления, которые обусловливают формирование криминогенной личности, формирование преступных групп и криминогенных дефектов общественного сознания.

Предметом криминальной психологии являются виды, качественные характеристики, взаимосвязи психических явлений, выступающих внутренними детерминантами преступного поведения индивида, группы и преступности в обществе, а также механизмы и закономерности формирования и проявления этих явлений в порождении преступных деяний. Предмет криминальной психологии, таким образом, выражает собой аспекты и формы научного описания и объяснения ее объектов - психических явлений, детерминирующих преступное поведение. Научное описание и объяснение этих явлений, углубление научных знаний о них выступает в качестве теоретических задач криминальной психологии.

Раскрывая более детально предмет криминальной психологии и, соответственно, ее теоретические задачи, необходимо отметить, что она призвана изучать:

  • закономерности и механизмы психической регуляции преступного поведения, а также психологические особенности преступлений различных видов;
  • виды, структуры и качественные характеристики криминогенно значимых психологических свойств личности преступника, а также психологические особенности личности преступников различных типов;
  • психологические закономерности и механизмы формирования криминогенной личности, т.е. личности, склонной к совершению преступления;
  • характеристики социально-психологических явлений, присущих преступным группам, психологические особенности преступных групп различных типов и более широких общностей преступников;
  • виды и характеристики социально-психологических явлений в обществе, выступающих детерминантами преступности, закономерности их формирования;
  • психологические закономерности влияния социальных условий, обстоятельств ситуации и поведения потерпевшего на преступное поведение,
  • психологические закономерности и механизмы влияния социальных условий на преступность в определенных социальных группах и обществе в целом.

2. Прикладные задачи криминальной психологии.

Прикладные задачи определяются сферами использования ее научных данных. Эти задачи заключаются в разработке методических основ психологического изучения и оценки различных видов преступных деяний, личности различных типов преступников, преступных групп, а также общественного правосознания. На основе данных, полученных в результате изучения объектов криминальной психологии осуществляется разработка рекомендаций для эффективного решения задач правоохранительной деятельности. Так, научные знания о личности преступников, преступных группах и психической регуляции преступного поведения необходимы для эффективного раскрытия и расследования преступлений. Эти знания также необходимы в уголовном судопроизводстве для правильной оценки характера совершенного преступления, его субъективной стороны. Психологические знания о личности преступника позволяют более правильно оценить личность виновного для назначения адекватного наказания, а знания о преступной группе - установить роль и степень участия и взаимовлияния ее членов при совершении преступного деяния. Важное значение имеет использование знаний о криминогенной личности в процессе исправления осужденных и индивидуальной профилактике преступлений. Предупреждение преступности в обществе требует знаний об индивидуально-психологических и социально-психологических явлениях, выступающих ее внутренним причинами, а также знаний о том, как влияют на правовые позиции людей социальные условия. Таким образом, научные знания криминальной психологии получают использование в различных областях юридической психологии: оперативной, следственной, экспертной, судебной, исправительной, превентивной и т.д.

3. Методология криминальной психологии.

Методология науки представляет собой систему категорий, принципов и методов исследования и научного объяснения психических явлений, относящихся к ее объекту. Она также включает общепсихологические и конкретно-научные (частные) теории, на которых основывается описание и объяснение и психических явлений, детерминирующих преступное поведение и преступность в обществе. Криминальная психология использует категории общие для психологической науки и опирается на теоретические знания ее отдельных отраслей. К ним относятся психологические теории, раскрывающие основные категории психологии: психического отражения, деятельности, сознания и бессознательного, образа, личности, мотивации, эмоций, установки, социально-психологическая теория группы и др. Криминальная психология также опирается на категории юридических наук и теоретические положения, раскрывающие их правовую сущность. В качестве таковых выступают категории уголовного права - "личность преступника", "преступная группа", "преступная организация", "преступное деяние", "умысел", "неосторожность", "потерпевший" и др. Используются также категории криминологии - "преступное поведение", "криминогенная личность", "преступность", "причины и условия преступности", "виктимное поведение", а также категория теория государства и права - "правосознание" и т.д. Криминальная психология исследует психологический аспект явлений, которые обозначают указанные понятия, опираясь на общепсихологические теории, и разрабатывает собственные конкретно-научные теоретические положения. Она также опирается на определенные понятия и научные данные других социальных и гуманитарных наук: социальной философии, социологии, этики, педагогики, психиатрии и др.

В свою очередь научные разработки в области криминальной психологии используются перечисленными отраслями психологической науки, юридическими, социальными и гуманитарными науками. Так, для того чтобы системно объяснить с позиций психологии просоциальное поведение индивида необходимо знать закономерности и механизмы его диалектической противоположности - противоправного поведения. То же самое относится к научной проблеме воспитания социально добропорядочной личности. Ее раскрытие требует знаний о противоположных явлениях - криминогенных дефектах личности и закономерностях их формирования. Что касается юридических наук, то данные криминальной психологии позволяют глубже развивать криминологические учения о личности преступника, причинах и условиях преступности, ее предупреждении; теорию уголовного права - о субъективной стороне преступления, личности виновного, отдельных обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность; теорию уголовно-исполнительного права - о личности осужденного, степени его исправления; теорию государства и права - о правосознании и т.д.

Наряду с использованием категорий различных отраслей психологической науки, юридических и других социальных наук, криминальная психология формирует свой специфический понятийный аппарат. В частности к понятиям собственно криминальной психологии относятся: "психологический механизм (и генезиз) преступного поведения", "криминогенный комплекс личности", "криминогенная склонность личности", "антикриминальная устойчивость личности", "криминогенная мотивация", "криминогенные социально-психологические явления", "криминогенные дефекты правосознания", "криминогенные психологические свойства группы", "психологический генезис криминогенной личности" и др.

Принципы криминальной психологии это основополагающие идеи и правила получения и объяснения научных фактов, относящихся к объектам и предмету исследования криминальной психологии.

Криминальная психология основывается на философских, общепсихологических и конкретно-научных принципах познания. В качестве философских принципов выступают:

  • принцип детерминизма, в соответствии с которым психические явления и социальные условия должны рассматриваться как имеющие причинные взаимосвязи, в частности - психическая деятельность детерминирующая социальное поведение индивида (в том числе и преступное) включает процессы индивидуально своеобразного отражения внешних условий и обусловлена результатами этого отражения. В то же время социальное поведение, его результаты оказывают влияние на формирование психологических свойств личности его субъекта;
  • принцип системности, который требует изучения психических явлений в целостной совокупности, выделения наиболее существенных и соподчиненных явлений, построения их структур и раскрытия взаимосвязей;
  • принцип развития, согласно которому психические явления должны рассматриваться как изменяющиеся, формирующиеся, преобразующиеся и прекращающие свое проявление.

Кроме этих принципов криминальная психология использует общие принципы психологической науки: принцип единства сознания и деятельности; принцип личностного подхода; принцип формирования и развития личности в процессе деятельности, познания и общения; принцип взаимосвязи и взаимообусловленности психических процессов, состояний и свойств и другие.

В криминальной психологии складываются и свои конкретно-научные принципы. К ним можно отнести:

  • принцип примата субъектных (личностных) предпосылок преступного поведения, который опирается на идею свободы воли субъекта поведения и определяет, что в детерминации преступного поведения первостепенное значение имеют личностные качества субъекта, выступающие внутренними его предпосылками, а обстоятельства социальной ситуации непосредственно не предопределяют совершение вменяемым лицом антиобщественного деяния;
  • принцип иерархии криминогенных факторов преступности, в соответствии с которым внутренние и внешние причины и условия преступного поведения необходимо рассматривать, дифференцируя по степени существенности;
  • принцип криминогенетического подхода к объяснению формирования личности преступника, который требует учета влияний жизненных событий, воздействий социального окружения, видов деятельности и посупков индивида в его жизненном пути на формирование его правосознания и социально-правовой направленности личности;
  • принцип дифференцированного подхода к психологическому изучению личности преступников, преступных групп и преступленных деяний, определяющий необходимость выделения различных типов преступников (криминогенной личности), преступных групп, генезиса и механизма преступных деяний различных видов и их качественных отличий.

В криминальной психологии используется широкий комплекс методов исследования, которые применяются в различных отраслях психологической науки. В качестве таких методов выступают методы наблюдения, беседы, интервью, тестирования, опроса, биографический метод, методы анализа продуктов деятельности (преступных деяний), независимых характеристик, экспертных оценок, психофизиологического эксперимента (с использованием полиграфа). На основе указанных методов в криминальной психологии осуществляется разработка специальных методик исследования психических явлений, относящихся к ее объектам. Применение указанных методов и методик психологического исследования направлено на решение специфических научных и прикладных задач криминальной психологии.

Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий:

Что изучает криминальная психология?

Какие психические явления относятся к объектам криминальной психологии?

Что является предметом криминальной психологии?

Какие теоретические задачи стоят перед исследованиями в области криминальной психологии?

Какие прикладные задачи решает криминальная психология?

На какие юридические категории опирается криминальная психология? Назовите основные понятия криминальной психологии?

На какие философские принципы опирается криминальная психология?

На какие общепсихологические принципы опирается криминальная психология?

Какие конкретно-научные принципы используются в исследованиях в области криминальной психологии?

Какие методы исследований используются в криминальной психологии?

Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Она исследует личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте. Диктуется необходимость изучения личности преступника прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так для криминологии, социологии и психологии наиболее продуктивен динамический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. Здесь конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Так как нас интересуют причины правонарушений, необходимо учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и отдельные предшествующие им события. Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке1.

Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и внутреннего контроля. Умысел, как правило, возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Насколько лицо заражено антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс его потребностей, интересов, мотивов действия. На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, темперамент, характер. Постулирование факта, что преступность обусловлена прежде всего социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального в структуре личности в процессе ее онтогенеза предпринял К.К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных подструктурах.

Косвенное, опосредствованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидны, как и влияние биологического на подструктуру направленности личности, хотя пол, тип и структуру нервной системы, патологию и задатки человек получает при рождении. Даже биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается взаимодействие биологического и социального фактора на высшей подструктуре направленности, проявляющейся в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности. Известно, что героями и преступниками не рождаются, а становятся, следовательно в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам, воспитанию, обучению, влиянию окружающей среды.

Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей. Поэтому понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Так, в своем исследовании Г.А. Аванесов выделяет биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • 1. патология биологических потребностей, что часто становится причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • 2. нервно-психические заболевания неврастении, психопатии, различные пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы и обуславливающие неадекватную реакцию, затрудняя тем самым социальный контроль за действиями;
  • 3. наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • 4. психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности - это неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.

Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также психологические пути воздействия на него.

Необходимость изучения личности преступника диктуется прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью

Криминальная психология исследует механизмы иммунитета личности в криминогенной ситуации и через познание его закономерностей разрабатывает рекомендации в области.индивидуальной профилактики преступности. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию,но строго говоря не является предметом их изучения;это дело педагогики и психологии.

Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных "тормозов" и внутреннего контроля.

Умысел возникает в процессе мышления. На его формирование оказывает влияние понятия и представления,не соответствующие общественному правосознанию.

На образование противоправного умысла влияет и тип нервной системы, и темперамент, и характер. Но этот вопрос и остается спорным из-за отсутствия серьёзных научных исследований в этой области.

Постулирование того факта, что преступность обусловлена прежде всего социально, вовсе не означает, игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения.

Общие сведения о биологическом и социальном в личности не дают прямого ответа на многие важные вопросы: какие индивидуальные особенности, начинания с какого периода, в каком сочетании с другими условиями жизнедеятельности, воспитания и обучения способны дать те или иные отклонения в сознании и поведении ребёнка или взрослого.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального развития, формирование личности.

Косвенное, опосредованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как влияние биологического на подструктуру социальной направленности, хотя пол,тип нервной системы и задатки человек получает при рождении. Известны и такие явления, как "воскресные дети " , " дети карнавала" , дети, зачатые пьяными родителями и появляющиеся на свет с различными патологиями нервной системы, затрудняющими их социальную адаптацию. Так, по данным, приведенным Ф.Г Угловым, наблюдения за 1500 роженицами показали, что различные отклонения в организме детей наблюдаются у 2 % непьющих матерей, 9 % умеренно пьющих, и у 74 % матерей,злоупотребляющих спиртным.

Эти факты свидетельствуют о том, что даже биологическая подструктура, где речь идёт о сугубо врождённых наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

Достаточно сложным оказывается также взаимодействие биологического и социального факторов в подструктуре направленности, проявляющейся прежде всего в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности.Как известно, героями и преступниками не рождаются, а становятся, и, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам:воспитанию, обучению, влиянию среды.

Однако, было бы неправильно вообще игнорировать роль биологических факторов в формировании социальных качеств личности.

Выявление так называемых психобиологических предпосылок асоциального поведения как неблагоприятных свойств психики и организма, которые затрудняют социальную адаптацию индивида, являются отнюдь не самоцелью, а имеет смысл прежде всего в связи с превентивной практикой, так как позволяет проводить воспитательно-профилактическую деятельность с учетом всех, в том числе и индивидуальных факторов,обусловливающих отклонения в поведении и сознании личности.Неблагоприятные психобиологические предпосылки требуют, как правило, дополнительных как психолого-педагогических,так и медицинских корректирующих мер и воздействий. Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов,которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятных характер психобиологических особенностей части правонарушителей.Отсюда понятен тот интерес,который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Выделяют следующие биологические предпосылки,играющие отрицательную роль в поведении человека:

1. Патология биологических потребностей,нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений.

2. Нервно-психические заболевания (психопатия, неврастения,), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями.

3. Наследственные заболевания,особенно отягощенные алкоголизмом, которым страдают 40 % умственно отсталых детей.

4. Психофизические нагрузки, конфликтные ситуации,изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминогенным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности -неудовлетворенность запросов людей в сфере потребностей,разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.Потребности людей формируются в результате сравнения с жизнью других социальных групп и слоёв. Сравнение осуществляется через общение с окружающими и массовые коммуникации.и развития соответствующего законодательства и т. д.

При криминологическом изучении важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда,а их взаимодействие.

Социальная среда-это не только объективные условия и обстоятельства, определяющие поведение человека, но и непрекращающаяся деятельность людей,которые создают и изменяют указанные обстоятельства, - людей как продукта и источника социального развития.

Личность преступника представляет для криминальной психологии и самостоятельный интерес, поскольку она не просто отражает определенные внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия.Для нее характерна сознательная,целенаправленная деятельность.

Таким образом, связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность.

Отличие преступного поведения от правомерного коренится в системе ценностных ориентаций, взглядов и социальных установок,другими словами, в содержательной стороне сознания. Сами по себе преступления нельзя рассматривать с точки зрения их внешней характеристики как какие-то особые деяния, которые требуют необходимых физических и психических возможностей индивида.

Преступность-это не только совокупность преступных деяний, но и совокупность лиц, которые их совершают. Не случайно при исследовании состояния, структуры и динамики преступности анализируются не только факты преступления,но и контингент преступников. Преступность можно также рассматривать в рамках взаимодействия социальной среды и личности,но уже на типическом уровне среды,личности и их взаимодействия.

Одна из основных задач криминальной психологии- выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создавать для данной личности криминогенную ситуацию.

Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Каждому человеку в силу социального характера его развития и воспитания свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей,достижения личных и совместных целей.В этих объединениях человек неизбежно занимает социальную позицию,в том числе и зависимую,подчиненную. Однако, в отличие от убийц, правопослушные люди способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего или травмирующего их контакта,либо постараться изменить свое отношение к обстоятельствам.