Правила подготовки к таинству венчания в православной церкви. Основные правила обряда венчания в православной церкви

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

Таинство венчания можно назвать самым трепетным и волнительным моментом в жизни молодоженов. Но одновременно с тем, невероятно ответственным шагом, который требует тщательной поэтапной подготовки.

Выбираем дату и храм

Подготовку к венчанию в православной церкви следует начать с выбора храма. За несколько недель до желаемого дня необходимо окончательно определиться с местом. В каждой церкви установлены свои правила. Поэтому такие моменты, как расстановка гостей, длительность венчания, наличие хора могут существенно различаться. Примите к сведению, что возможность фотосъёмки оговаривается также заранее, а стоимость венчания может быть разной в каждом храме.

Молодоженам рекомендуется как можно раньше назначить дату венчания. Отнеситесь к этому серьёзно, так как по церковным правилам далеко не во все даты календаря можно проводить церемонию. Ограничения распространяются на такие дни: Масленичная и Пасхальная недели, четверг, вторник и суббота, в период поста, а также отдельных церковных праздников. Список всех дат вы можете увидеть в церковном календаре или уточнить в самом храме. День венчания необходимо заранее согласовать с батюшкой.

Возьмите также на заметку, что обряд венчания необязательно проходить прямо после бракосочетания в ЗАГСе. Здесь нет временных ограничений, поэтому молодожены могут обвенчаться и спустя 5 лет после официальной женитьбы.

Определяемся со священником


Вы можете не ограничиваться выбором батюшек, предложенных храмом, в котором вы решили проводить церемонию. Молодоженам разрешается пользоваться услугами собственного священника. Главное, чтобы обряд проводил священнослужитель без монашеского обета.

Чтобы подготовка к венчанию прошла успешно, обсудите с батюшкой заранее все интересующие вопросы касательно церемонии. Возможно, вам понадобится почитать до церемонии специальные молитвы, посетить службу или причаститься.

Приобретаем необходимые вещи

Во время подготовки к венчанию молодоженам следует обзавестись набором вещей, которые понадобятся во время обряда:

  1. Венчальные свечи.
  2. Икона Спасителя
  3. Икона Божьей матери.
  4. Четыре белых, желательно хлопковых платка под свечи (можно с вышивкой).
  5. Два чистых белых полотенца, на которых по правилам должны стоять молодожены.

Вы можете приобрести каждую вещь отдельно, либо заранее купить весь комплект в церковной лавке.

Внешний вид и наряды молодоженов


В отличие от свадебного банкета, где молодожены могут выбрать стилизованные наряды и проявить свою фантазию, для церемонии венчания есть определённые правила касательно внешнего вида пары. Здесь сохранились исконно древние традиции: жених, одетый в классический тёмный костюм и будущая жена в белоснежном платье.

Будущей жене нельзя находиться в храме с открытыми плечами, декольте и неприкрытой головой. Обилие украшений также считается неуместным. Чтобы голова была покрытой, можно одеть фату либо платок. Если у вас слишком открытое платье, чтобы не переодеваться лишний раз, можете просто подготовить накидку на время церемонии. Макияж должен быть естественным и неброским. Воздержитесь от высоких каблуков. Лучше подберите удобную обувь, так как венчание может длиться несколько часов. И не забудьте по обручальные кольца, их нужно обязательно принести с собой.

  1. Чтобы пройти обряд венчания, молодожены и свидетели обязаны быть крещёными.
  2. Многие священники рекомендуют, чтобы подготовка к венчанию сопровождалась исповедью молодоженов и утренним причастием. Если вы решили придерживаться данных ритуалов, тогда воздержитесь от употребления алкогольных напитков и сигарет за день до обряда.
  3. Обручальные кольца должны быть освещены на Престоле, поэтому следует заранее передать их батюшке.
  4. Во время церемонии венцы могут либо надеваться на головы молодоженов, либо возможен вариант, когда свидетели их держат над будущими супругами. Постарайтесь узнать у батюшки заблаговременно, как данная традиция соблюдается в церкви. Если венцы необходимо будет возложить на голову, невесте следует побеспокоиться, чтобы из-за этого не испортилась причёска. Рекомендуется надеть хлопчатобумажный белый платок, чтобы венец не цеплялся за волосы и не спадал с головы.
  5. Если вы планируете устроить фотосъёмку в храме, этот момент необходимо заранее уточнить. Возможно, фотографировать разрешено не во всех местах, либо вообще запрещено. Учитывая то, что освещение в храме достаточно специфичное, фотограф должен заранее посетить выбранное место.
  6. Молодые и свидетели должны надеть нательные крестики. Рекомендуется, чтобы все приглашенные также придерживались данной традиции, но для них это не является обязательным.

Чтобы церемония прошла успешно, следует не только осуществить главные этапы подготовки к обряду, но и ознакомиться с правилами венчания, которые понадобятся молодоженам во время самого мероприятия.

В советские годы в нашей стране некоторые функции, которые раньше осуществляла церковь, стали выполнять ЗАГСы. В государственных учреждениях регистрировали акты гражданского состояния, в том числе браки, а сакральный обряд освящения союза между супругами, который проводили в храмах, был забыт.

В те годы людей, которые венчались в церкви, исключали из партии и комсомола, а бывало и увольняли с работы. Неудивительно, что на такой шаг решались немногие. Со временем эти запреты были сняты, и старинная традиция освящения отношений любящих людей в храмах начинает у нас возрождаться.

Некоторые пары решают заключить такой союз через несколько лет после регистрации брака в ЗАГСе. Каковы требования к венчающимся в церкви, если они уже женаты? Какой-либо разницы в правилах церковного устава для людей, женатым давно или недавно, не существует.

Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты?

Вы в любом случае обязаны принести в церковь документы, подтверждающие регистрацию в ЗАГСе.

Согласно правилам, супруги, желающие освятить свой союз в храме, должны быть крещеными православными христианами, не состоящими друг с другом в кровном родстве (до четвертой ступени), не приходящимися друг другу кумовьями или крестными родителями и крестниками.

В некоторых случаях допускается венчание с христианами других конфессий (католиками, лютеранами, протестантами), однако этот обряд не проводится, если один из супругов не крещен, является мусульманином, буддистом или придерживается другой веры.

Также следует знать, что церковь признает не все заключенные в соответствии с гражданскими нормами браки. Она не допускает заключение брачного союза более трех раз, хотя в соответствии с законодательством в нашей стране разрешены последующие – четвертый и пятый – браки.

Если один из супругов уже венчался прежде, ему необходимо получить разрешение архиерея на расторжение предыдущего брачного союза.

Как готовится к венчанию тем, кто уже состоит в браке?

Вам нужно выбрать храм, где будет проходить этот обряд, установить подходящую дату в соответствии с церковным календарем и договориться об этом со священником. Согласно церковному уставу, венчание не проводится:

  • в дни многодневных церковных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского),
  • в Сырную и Пасхальную седмицы,
  • в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки),
  • накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников,
  • в дни церковных праздников (на Сретенье, Вознесение Господне, Троицу, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покрова Святой Богородицы),
  • по субботам, а также по вторникам и четвергам – накануне постных среды и пятницы.

Чтобы успеть подготовить все необходимое, лучше назначить дату венчания за 2-3 недели до этого события.

Что еще необходимо состоящим в браке супругам, чтобы подготовиться к обряду венчания? Накануне этого обряда супругам нужно выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Если вы не очень хорошо знакомы с порядком проведения церковных обрядов, не волнуйтесь – батюшка обо всем вам расскажет. Прежде чем дать вам свое благословление, он предложит прочесть определенные молитвы, побывать на службе в храме и т. п.

Учитывайте, что накануне причастия и венчания нельзя употреблять спиртные напитки; также рекомендуется воздерживаться от интимной близости. В эти дни им не нужно гневаться, ссориться, допускать пустословие, недобрые мысли, следует быть более смиренными и кроткими.

Что потребуется для обряда венчания в церкви?

Для совершения этого обряда вам понадобятся:

  • две иконы – Спасителя и Божией Матери, которыми во время таинства священнослужитель благословит супругов,
  • кольца: золотое – для мужчины и серебряное – для женщины, хотя можно использовать только золотые или серебряные,
  • церковные свечи и два небольших платка, которыми вы обернете свечи, чтобы во время венчания капающий воск не обжег руки,
  • полотенца, одним из которых венчающейся паре перевязывают руки, а другое подстилают им под ноги (это могут быть нарядные белые рушники или полотенца, украшенные свадебными символами),
  • красные крепленые вина «Кагор» или «Херес».

Венчальный набор можно будет приобрести в церковной лавке. Сам обряд венчания проводится бесплатно, однако сложилась традиция оставлять при этом в храмах пожертвование. Его размер, который обговаривается в индивидуальном порядке, обычно составляет 500-1500 рублей.

Вести в храме видеосъемку можно только получив предварительное разрешение священника. В некоторых церквях съемка запрещена, а в некоторых разрешается вести ее лишь с определенных мест.

Как подготовиться к венчанию в церкви?

Отнеситесь со всей серьезностью к выбору свидетелей. Согласно правилам, в этом качестве могут выступать только крещенные православные верующие. Желательно, чтобы это была состоящая в браке пара, венчанная и имеющая детей.

Свидетели должны будут не только присутствовать в церкви и держать во время обряда венцы над вашими головами, но и поддерживать с вами позднее тесную связь, помогать в становлении семьи и при необходимости оказывать моральную помощь.

Наряды супругов должны быть торжественными и в то же время скромными. Не стоит надевать на венчание повседневную, спортивную или слишком откровенную одежду. Платье венчающейся не должно иметь глубокое декольте и разрезы, длину выше колен.

Если оно слишком открытое, нужно позаботиться о платке или накидке, которая набрасывается сверху. Головы всех женщин, присутствующих на венчании, должны быть покрыты платками или головными уборами. Также во время церемонии на супругах обязательно должны быть нательные крестики. Это касается и других людей, присутствующих при обряде венчания.

Осталось сказать, что обряд венчания совершается достаточно долго – не менее 40 минут, и венчаемой лучше выбрать удобную обувь на не слишком высоком каблуке, чтобы ничто не отвлекало ее во время проведения церемонии.

Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, что необходимо для венчания в церкви, тем парам, которые ранее уже были женаты. Советуем отнестись к этому таинству со всей серьезностью и ответственностью, ведь расторгнуть церковный брак, в отличие от гражданского, крайне сложно.

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .

Обряд венчания – это очень древний обычай, который со временем не утратил своей актуальности. По сегодняшний день счастливые возлюбленные, скрепив себя брачными узами в ЗАГСе, отправляются в церковь, чтобы засвидетельствовать свой союз перед Богом. Для венчания действуют определённые правила, о том, как подготовиться к этому священному таинству, а также как оно происходит – вы узнаете из этой статьи.

К сожалению, не все люди могут быть допущены к этому обряду. Так, венчание будет для вас недоступно в таких случаях:

  1. Если вы уже обращались к данному ритуалу три раза. Но даже второе по счёту венчание будет довольно проблематичным.
  2. В случае, когда один из влюблённых или сразу оба придерживаются не христианства, не были крещены в православном храме и не имеют желания креститься до венчания.
  3. Если один из влюблённых имеет действительный церковный либо гражданский брачный союз (в первой ситуации потребуется получение разрешения от архиерея, чтобы расторгнуть союз).
  4. Запрещается венчаться людям, которые имеют близкородственную связь (до четвёртого поколения). Также не допустимо венчание в случае духовного родства (например, для кума и кумы, крестника и крёстного родителя и так далее).
  5. Запрет распространяется на психически нездоровых людей.
  6. Также священник не согласится венчать атеистов, которые прибегают к обряду не по духовным побуждениям, а по каким-то иным соображениям (по воле родителей, как дань моде и так далее).
  7. Для венчания необходимо иметь свидетельство про регистрацию брака, а также паспорта со штампами.
  8. Девушка может венчаться в церкви, если ей уже исполнилось полных шестнадцать лет, а парень – с восемнадцати лет.

Что понадобится для церемонии венчания

Если вы хотите снять ритуал на видео либо сделать фото – обязательно обсудите эти моменты предварительно. Важно, чтобы в процессе священного таинства ничто не отвлекало священнослужителя и всех собравшихся от обряда.

Для венчания важны свидетели, которые крестились в православном храме. Подумайте, кто лучше всего подойдёт на эту роль — ведь шаферам придётся на протяжении всего ритуала держать венец над головами молодожёнов. Поэтому желательно выбирать свидетелей высокого роста и достаточно выносливых.

Предварительно вам нужно будет запастись таким необходимым арсеналом:


Длительность церемонии венчания составляет порядка шестидесяти минут, поэтому обеспечьте себе также комфортную обувь.

Как подготовиться к ритуалу

Самый важный аспект – находиться в гармоничном состоянии души и искренне желать совершить данный обряд.

Кроме этого, за трое суток до венчания новобрачным потребуется поститься. Также до венчания выполняется исповедь и причастие.

Началом венчания по умолчанию считается двенадцать часов ночи, с этого времени нужно воздержаться от употребления еды, воды, спиртных напитков и не курить. Запрещены половые контакты.

По приходу в церковь новобрачным сначала нужно будет исповедоваться и причаститься, а после этого – переодеться в специальный венчальный наряд.

Каким должно быть поведение в церкви

Храм – священное место, в котором стоит придерживаться определённых правил поведения, а именно:

  • Женщины надевают головные уборы, нательные кресты и правильную одежду, прикрывают руки с ногами;
  • Краситься перед походом нужно в пределах разумного;
  • В церковь приходят за пятнадцать минут до начала церемонии, ставят свечки и прикладываются к образам;
  • В храме необходимо выключить свой сотовый телефон;
  • Запрещается переговариваться в процессе служения;
  • Когда идёт церемония, нельзя перемещаться по храму;
  • В церкви сидят только люди преклонного возраста или больные;
  • Мужская половина занимает правую сторону зала, а женская – левую;
  • Не разрешается подходить к алтарю;
  • Запрещено в церкви держать друг друга за руки;
  • Руки нельзя класть в карманы;
  • Не поворачиваются спиной к иконам;
  • Если вы не в состоянии по каким-либо причинам выстоять всю церемонию венчания, правильнее всего будет стоять у входа в церковь, но не покидать службу ранее положенного времени;
  • Православным людям следует креститься с помощью правой руки.

Важно, чтобы и сами венчающиеся, и гости, которые присутствуют на церемонии, непременно придерживались описанных правил.

Обряд венчания в православной церкви как проводится

Православное венчание выполняется по двум этапам:

  • первый – обручение;
  • а второй – само венчание.

Сама церемония проводится так:

  1. В начале дьякон выносит на специальном блюде кольца.
  2. Батюшка подходит к молодожёнам и вручает им зажжённые свечи.
  3. Потом священнослужитель держит перед молодыми блюдо, на котором лежат кольца, и предлагает им 3 раза обменяться ими. Жених и невеста сперва должны трижды передать кольца друг дружке на подносе и потом надеть своё. Это олицетворяет согласие, оказание взаимной помощи и единение в брачном союзе.
  4. После этих действий батюшка берёт венец новобрачного, и крестит его при помощи этого венка. Затем даёт жениху прикоснуться губами к образу Спасителя, закреплённому на венце. Потом венец возлагается на голову новобрачного.
  5. Аналогичный обряд проводится и для невесты. Но венец девушки украшен образом Божьей Матери, который она должна поцеловать.

Обратите внимание! Процесс возложения венчального венца на голову жениха и невесты символизирует, что отныне они – царь и царица друг для дружки.

  1. Потом приносится чаша с вином. Батюшка крестит её и даёт новобрачным, а они должны за три раза осушить чашу до дна.

Чаша символизирует собой единение судеб, а также готовность вместе пережить и радостные, и грустные моменты в жизни.

  1. Затем священнослужитель своей рукой объединяет правые руки жениха и невесты и три раза проводит их вокруг аналоя. Это действие также символично, оно знаменует собой, что отныне молодые всегда должны ходить рука об руку друг с другом.
  2. Подойдя к царским вратам, жениху следует поцеловать икону Спасителя, а невесте – Божьей Матери, потом они меняются местами.
  3. В завершение священник даёт молодым прикоснуться губами к Кресту и вручает два образа: икону Божьего Сына (жениху) и Божьей Матери (невесте). Их забирают домой и закрепляют над своей кроватью.

Описанные выше действия делают молодожёнов не просто законными супругами перед государством, но и перед лицом Господа. Расторгнуть венчание намного сложнее, чем обычный брак, для этого потребуется получить разрешение от священнослужителя.

Просмотрите, как проходит церемония венчания в следующем видео