Попадут ли животные в рай? Все животные попадают в рай.

На протяжении всей жизни человека волнует очень важный вопрос — есть ли жизнь после смерти и куда попадает после окончания земного существования наша бессмертная душа? И что это такое — душа? Дана ли она только людям или этим даром обладают и наши любимые домашние животные? С точки зрения атеиста душа — это личность человека, его сознание, опыт, эмоции. Для верующих это тонкая нить, связывающая земную жизнь и вечность. Но присуще ли это животным?

Очень многих любителей кошек интересует, есть ли у их пушистых спутниц душа? Ведь в кошках, как ни в каких других домашних животных, можно увидеть четкие личностные признаки. Они независимы и требовательны, обладают чувством собственного достоинства, понимают речь хозяев, имеют индивидуальный характер и испытывают яркие эмоции. Все это в совокупности указывает на наличие души. Но куда попадает душа кошки после смерти, так и остается загадкой. Есть ли шанс у нас повстречать в лучшем мире своих любимиц? Рассмотрим разные мнения, поскольку однозначного ответа на этот вопрос не могут дать ни ученые, ни религия, ни даже проникающие в тайны бытия экстрасенсы.

Есть ли у кошки душа с научной точки зрения?

Многие из нас твердо уверены, что современная наука отвергает тезис о существовании души как таковой даже у человека, не говоря уже о низших формах жизни. Однако же наукой признано существование у человека психики, отображающей окружающую реальность и являющейся формой восприятия субъектом реального мира. Но на древнегреческом языке слово «психика» означает «душа». Иными словами, обладая психологическими признаками, субъект, по логике, обладает и душой. У такого загадочного домашнего животного, как кошка, зоологи однозначно фиксируют наличие психики и ее влияние на поведение животного. По мнению ученых, душа кошки, человека или другого живого существа — это некие электромагнитные импульсы, энергетический сгусток, особая аура, которая не пропадает после окончания срока земного существования, а возвращается в общее энергетическое поле планеты Земля либо даже в поле Вселенной.

Мнение ученых

Так куда попадают кошки после смерти, по мнению ученых? Этот энергетический сгусток, по их убеждению, после высвобождения из тела умершей кошки преобразуется в иную энергетическую форму, которая питает все живое на земле. Как полагают ученые умы, эта новая энергия удерживается в этом мире мощным электромагнитным полем, посему души кошек не переселяются в иное измерение, а остаются рядом с нами, существуя уже в другом качестве.

Куда попадают кошки после смерти. Православие

В религиозных канонах тоже ничего, прямо отвечающего на вопрос, обнаружить не удалось. В православной Библии упоминается множество различных животных и птиц, но упоминаний о кошке практически не встречается — только единожды она вскользь упоминается в Послании Иеремии 1:21. Но это отнюдь не означает негативного отношения церкви к этому изумительному животному. Просто израильтян очень раздражал культ кошек в Египте и их раболепное поклонение этому животному. Но, несмотря на это, церковь весьма благосклонно относится к кошкам и считает их чистыми перед Богом. К ним относятся с почтением, их нельзя изгонять из церкви, им даже разрешено спать на алтаре.

Однако насчет возможности загробного существования животных к единому мнению богословам прийти пока не удалось, и все еще неясно, куда уходит душа кошки после смерти. Рай для них приготовлен, или это место только для душ людских — об этом до сих пор ведутся яростные споры. С одной стороны, Святое Писание уведомляет о том, что души кошек и людей — две совершенно разные материи и существуют по отдельности. Человек при достойном поведении попадает в рай небесный, а душа животного всего лишь прекращает существовать. Исходя из этого утверждения, можно предположить, куда попадают кошки после смерти, прекращая свое существование. Душа кошки никуда не уходит, а растворяется в общем энергетическом источнике, чтобы подпитывать другие живущие на земле души.

Но и тут не все так просто. Ибо хоть и говорят Святые Писания об отсутствии рая для животных, однако многие святые изображаются в соседстве с разными животными и птицами, даже некоторые описания Рая Небесного содержат упоминание о животных. Стало быть, им есть место в раю. Священники об этом не заявляют отчетливо, но исследования данного вопроса церковнослужителями не прекращаются.

Мнение Нектария Оптинского

Куда отправляются кошки после смерти? В развитие дискуссии об исключительности положения кошек следует упомянуть слова иеромонаха Нектария Оптинского. Он утверждал, что все кошки попадают в рай в благодарность за заслуги этого животного во время Великого Потопа. По преданию, мышь собиралась прогрызть дно Ноева ковчега, чем могла погубить все оставшееся на земле живое, взятое Ноем на ковчег. Но своевременное вмешательство кошки спасло всех обитателей ковчега от гибели, за что ее потомки удостоились вечной привилегии пребывать в Раю. Но это утверждение официальной церковью не подтверждалось и не опровергалось. На данный момент так никто из церковных деятелей внятно не ответил на вопрос о том, куда попадают кошки после смерти. Православие не в состоянии прояснить этот вопрос.

Возможно, больше ясности внесут другие известные религии. Рассмотрим точки зрения самых крупных и популярных религиозных течений — индуизма, буддизма, ислама - и постараемся вычленить рациональное зерно из весьма различных позиций.

Индуизм

Как считают индуисты, куда уходят души кошек после смерти? По их верованию, душа кошки, как и любого иного существа, попадает либо в рай, либо в ад — иного пути не существует. А вот куда именно направится душа, целиком зависит от ее кармы. Если карма светлая и позитивная, душа в награду за свои благие деяния поселяется в раю, а недобрая энергетика, накопленная за время жизни, карается помещением в ад и вечными муками. Иными словами, рай для человека и кошки один, поскольку индуисты считают душу не принадлежащей человеку или животному. Она может поселиться в любом из 8,5 миллиона различных воплощений, став растением, камнем, насекомым, животным, человеком, мельчайшим микроорганизмом и даже неодушевленным (по христианским канонам) предметом. Ответ индуизма более четкий — рай есть, душа кошки после пребывания в раю или аду снова возвращается в этот мир, только уже в другом качестве.

В буддизме

Буддистов тоже не беспокоит вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, но по совершенно другой причине. Кошка в буддизме тоже рассматривается как всего лишь одно из воплощений, однако не души, поскольку эта религия ее существование напрочь отрицает. По буддизму вместо души существует только могучий поток Сознания, который и принимает самые различные формы как живых существ, так и неживых предметов. Частички этого Сознания помещаются в смертную оболочку и находятся там до того времени, пока физически оболочка не придет в негодность.

Для кошек и других существ раем или адом является некое психологическое состояние, которое каждый сам для себя создает, выбирая свой жизненный путь. На вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, буддизм отвечает, что они перерождаются и попадают в один из миров — мир ада, животных, голодных духов, людей, низших божеств асуров, высших божеств дэва. А место их будущего воплощения тоже зависит от чистоты кармы.

В исламе

Куда уходят кошки после имеется своя интересная трактовка. В общем ислам очень лоялен к животным в целом и учит своих последователей справедливости, терпимости и милосердию по отношению к животному миру. Сама мире весьма почитаема, ведь сам великий пророк Мухаммед разрешал ей сидеть у него на коленях, когда читал свои проповеди, а также пил с ней воду из одной посуды и даже отрезал свой рукав, когда на нем заснула кошка — не желал ее тревожить.

Однако по Корану рай кошкам не положен, хоть у них имеется душа, ибо это божественная награда для мыслящих праведных людей, которые выбирают правильный жизненный путь. Поскольку у кошки выбора нет, она за свои поступки не отвечает и в прощении Аллаха не нуждается. Их душа смертна, и когда земной путь пройден, она обращается в прах вместе с телесной оболочкой.

Красивый миф

Существует красивый миф, который придется по душе владельцам кошек. Считается, что пришел он из Скандинавии, но точно этого никто не знает, хотя переводилась эта трогательная легенда на многие языки мира и пользовалась неизменным успехом. Любящие владельцы ушедших из этого мира дорогих им животных хотят верить в счастливую жизнь их питомцев в другой реальности, поэтому верят в нее свято и надеются на встречу со своим любимцем после своей смерти. Суть легенды состоит в следующем.

Если умирает животное, которое было очень любимым кем-то в земной жизни, оно перемещается на Мост Радуги. В этом волшебном месте прекрасные природные виды, бескрайние поля и луга, холмы и горы. Там кошки и иные животные резвятся на просторе, не имея проблем с пищей, водой, солнечным светом. Там им тепло и уютно. Больные и старые животные становятся молодыми и энергичными. Время для них не имеет значения, и они его не замечают, если здесь их помнят и продолжают любить. А однажды ваш любимец покинет своих товарищей, увидев на Мосту Радуги своего хозяина, и вы радостно встретитесь и наконец воссоединитесь, чтобы уже никогда не расставаться. Это очень утешает скорбящих владельцев умерших животных и дает им надежду на счастливую загробную встречу.

Есть ли душа у кошек и куда она девается после смерти? Мнения экстрасенсов

Сегодня все больше стали доверять людям с особенными возможностями — экстрасенсам, которые зачастую выступают связующей нитью между миром живых и мертвых. Уже мало кто сомневается в том, что эти люди наделены особыми знаниями и сверхвозможностями, поэтому к ним обращаются по разным темным вопросам, связанным с потусторонними силами. Можно по-разному относиться к словам экстрасенсов. Ведь очень часто нашей доверчивостью в таких щекотливых вопросах пользуются разные самозванцы и шарлатаны, но обязательно нужно учесть их мнение в выяснении ответа на вопрос, куда попадает душа кошки после смерти. Экстрасенсы считают, что кошка — это особенное животное, способное спокойно переходить из одного мира в другой.

Неслучайно в леденящих кровь историях о ведьмах и их перевоплощении в черных кошек веками передается информация от предков потомкам. И пусть эти истории значительно приукрашены рассказчиками, все же какое-то рациональное зерно в них имеется. Ясновидящие считают, что жизнь после физической смерти присуща не только человеческим существам, но и различным животным. Их мнение поможет нам лучше понять, куда попадают кошки после смерти. Экстрасенсы уверены, что эти удивительные животные, уходя из земной жизни, могут совершать обратные переходы в наш мир и помогать своим хозяевам либо преследовать их в зависимости от их отношения к кошке во время совместной жизни.

Ощущение кошек в момент перехода

Ясновидящие, общаясь с кошками, завершившими свой земной путь, описывают их ощущения в момент перехода. По их словам, это похоже на скатывание с крутой горки, и никаких неприятных ощущений в этот момент они не испытывали. Экстрасенсы уверяют, что смерть — это просто переход из одного измерения в другое, эти измерения существуют в основном параллельно, но иногда могут пересекаться, и тогда умершие души могут оказаться с нами рядом. Мы их, конечно же, не можем видеть, ибо наше зрение не приспособлено к тому, чтобы видеть энергетические тела, но их можно почувствовать, иногда даже погладить с полным ощущением реальности.

Если поверить в существование параллельных миров, становится понятно, куда уходят кошки после смерти. Экстрасенсы в этом не только уверены, но и советуют подготовить своих меньших братьев — домашних любимцев - к переходу из нашего измерения в соседствующее. Они утверждают, что кошки хорошо понимают человеческую речь, только ответить не умеют. Если ваш любимец оказался на пороге смерти, расскажите ему, что ждет его в параллельной жизни. О том, как ему там будет хорошо и весело, кого из ушедших родственников он там встретит и как радостна будет их встреча. Упомяните о том, что вы любите и будете помнить и что, когда пробьет ваш час, вы встретитесь в лучшей жизни. Им будет легче уходить, и это скрасит им ожидание встречи.

Мнение хозяев кошек о том, куда попадают их любимцы после смерти

Поскольку в человеке заложено стремление к вере в лучшее, заядлые кошатники, которые души не чают в своих питомцах, конечно же, склонны верить в жизнь после смерти и в возможность встретиться со своей кошечкой в другой, более совершенной жизни. Поскольку вразумительного ответа на вопросы о том, есть ли у кошек душа и куда она девается после их смерти, никто пока дать не смог, то мнение хозяев в этом вопросе перекликается с представлениями той религии, которую они исповедуют. В любом случае выбор остается за ними, но каждый из них убежден в том, что сможет еще погулять в райских садах со своим любимым котиком, иначе какой тогда смысл во всех наших земных привязанностях?

Заключение

Какой из вариантов принимать и верить ли на слово религиозным деятелям или экстрасенсам — решать каждому из нас самостоятельно. Но горечь утраты всегда легче переживать, когда уверен, что дорогое тебе существо не растворилось в глубинах вселенской энергетики, а осталось индивидуальностью, и если его даже нет здесь, то оно существует в другом мире, где вы рано или поздно встретитесь.

| Печать |
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший

Вечный вопрос

Печальные события всегда наводят на мысли о вечном. Это неизбежно. Каждый домашний любимец яркая личность, целый мир, и встает вопрос "А дальше?" Говорю по своему опыту: разум не принимает того, что все ушло навсегда и безвозвратно, какое бы атеистическое воспитание не было, и как бы не относился к официальной церкви. Точка зрения РПЦ по этому вопросу лично мне неизвестна, если узнаю, то напишу. Есть веское подозрение, что, так как животные не вносят пожертвования, то и рассматривать этот вопрос не стоит. Возможно, я не прав.

Я посмотрел западные источники. Оставив в стороне теологический вопрос разницы души и Духа, в принципе сходятся на том, что животные попадают в рай. Христианский. Насколько я знаю, все основные религии осуждают плохое отношение к животным.

Есть ли душа у животных?

Вопрос задан ребенком, написавшим: "Попадают ли животные в рай? Я думаю, у животных есть душа. У них точно есть личности. Мы их так сильно любим, и когда они умирают, мы надеемся, что они перешли в лучший мир. Это нас успокаивает?"

У меня дома две собаки, кот, три кролика и птица, и я могу заверить, что каждое из этих животных личность. Но душа? Принятие концепции может изменить пищевой рацион миллионов людей, так как убивать существа, имеющих душу - варварство. И кроме того, все знают, что животные не такие умные как люди (их можно поработить, но они не зарабатывают на жизнь), у них нет цивилизации (у них нет войн), и, вдобавок, они зависят от людей (сколько видов исчезло за последние 100 лет?!).

Но есть ли у них душа? Обратимся к Священному писанию и посмотрим, что там.

Первое, нам надо посмотреть, что говорится о сотворении животных, а потом посмотреть, как обозначается душа на иврите. Словарь указывает, что nephesh chaya обозначает душу. В официальном переводе (King James Version) говорится, что человек был сотворен с живой душой, буквально nephesh chaya.

Хорошо, у человека душа есть, но как у животных.

И сотворил Бог рыб больших и всякую nephesh chaya (душу) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее. (Бытие.21).

Рыбы и птицы явно имеют душу.

И сказал Бог: да произведет земля nephesh chaya душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. Бытие.24.

Очевидно, что душа есть и у остальных животных. Но если животные имеют душу, можем ли мы их есть? Поедание животных явно не входило в первоначальный Божественный замысел. В Бытие 1.29-30 Бог предписывает людям есть овощи, фрукты и траву сеящую семя , в то время как животные должны есть всю зелень травную . Животные не были сотворены в пищу ни нам, ни друг другу (см. Бытие 2.18-19, чтобы узнать, зачем они были сотворены).

У животных есть личность, душа, и они не были сотворены для наших гастрономических удовольствий. Но попадают ли они в рай?

Библия не особо описывает, что такое рай. Те места, которые часто понимаются как описание рая, фактически описывают новую землю и новый Иерусалим.

Единственное, в чем мы уверены, это то, что это то место, где есть Бог, и что там есть животные. Животные в раю? Так говорит Библия. В разных местах неоднократно упоминаются лошади, Иоанн видит орлов, собравшихся вокруг трона Господня. Очевидно, Бог любит и животных. Животные показаны как часть рая, и, представляется наиболее вероятным, что, так как животные имеют душу живую, рай для них также открыт, так как они были частью мира с начала времен.

И если у них есть душа и они попадают в рай, почему люди относятся к ним так плохо, используя в пищу и пуская на обувь, куртки и так далее? Потому, что в отличии от животных, люди могут выбирать зло. Животные могут только выбирать оставаться животными. У нас есть выбор, что есть, бургер или спагетти? Новая фабрика или сохранение вида? Новый оттенок помады или жизнь подопытных обезьян?

Животные попадут в рай. Истинный вопрос… какова наша ответственность перед ними, как перед нашими сожителями в мире, сотворенном Богом?

В Священном Писании можно найти косвенные указания на продолжение существования животных в Царстве будущего века. Так, например, пророк Исайя, описывая Царство Мессии, говорит о восстановлении гармонии в отношениях всех живых существ, которая была в древнем Эдеме: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).


Вспомним, что завет, заключенный между Всевышним и всем человечеством после потопа – завет радуги, - включает в себя наряду с человеком и всех зверей - не только домашних, но и диких.


Всевышний поднял на ковчег всех животных. Мы читаем: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним так: Вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас, И со всяким живым существом, что с вами: из птиц, из скота и из всех зверей земных, которые у вас, из всех, вышедших из ковчега, из всех животных земных; И устанавливаю союз Мой с вами, и не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли. И сказал Бог: вот знак союза, который Я даю, между Мною и вами, и между всякою душою живою, которая с вами, – на вечные поколения. Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке, И Я вспомню союз Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на погубление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Богом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: это знак союза, который Я поставил между Мною и всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9, 8-17). Итак, мы видим, что завет с сынами Ноя был одновременно заветом со всем живым на земле. Не только человеческий, но и весь животный мир находится под опекой Бога, Он Царь и Бог не только людей, но также и животных.

С одной стороны они Его творения, которых Он любит и о которых печется, с другой стороны, животные любят Всевышнего и прославляют Его. С одной стороны сказано, что «Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи» (Пс. 36,7), а с другой: «Хвалите Господа с земли, рыбы великие и все бездны…Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс. 148, 7-10).

О животных пишет Апостол Павел: ...тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне... (Рим. 8, 19-22).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): ...Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово "Се, творю все новое" относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всякой твари Мы говорили уже, что дух животных, хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (8, 19 - 22): "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, - потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне".

Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной.

В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1, 31)

Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем.
/Из книги: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 2005., с. 110./

Симеон Новый Богослов.

Но чтобы не подумал кто, что сказанное Апостолом относится к другой какой-либо твари - он прибавил: суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим. 8:20). Видишь, что тварь не хотела повиноваться и служить Адаму, после того как он преступил заповедь Божию, потому что видела, что он низпал от божественной славы? Для сего-то Бог, прежде сотворения мира, предопределил быть спасению человека через возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, - чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека, и сделает его нетленным, безсмертным и духовным, тогда вместе с ним обновит и всю тварь и сделает ее вечною и нетленною.

Тварь не по своей воле сделалась тленною, дает плоды тленные, и произращает терния и волчцы; но покорилась повелению Бога, Который определил сие для нея на уповании, что опять обновит ее. Чтоб полнее удостоверить в этом, Апостол говорит наконец: яко и сама тварь свободится от работы устления в свободу славы чад Божиих (8:21). Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков.

А вот что пишет святитель Иоанн Златоуст: "Не ты один, но то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувства, - и то будет с тобою участвовать в благах. "Свободится, - говорит Апостол, - от рабства истления", то есть, не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему. Выражая это, Апостол прибавил: "в свободу славы чад Божиих", то есть посредством свободы. Как кормилица, воспитавшая царского сына, когда он получит отеческую власть, наслаждается вместе с ним благами, так и тварь, по словам Апостола. Видишь ли ты, что человек всегда бывает впереди, и что всё для него делается? Замечаешь ли, как Апостол утешает подвизающегося доказывает неизреченное Божие человеколюбие? Ты терпишь сам за себя, а тварь за тебя терпит. И не только утешает, но и доказывает достоверность сказанного им. Если надеется тварь, которая из-за тебя стала тем, что она теперь, тем более надейся ты, чрез которого тварь будет наслаждаться всеми теми благами. И люди обыкновенно одевают слуг в лучшее платье ради чести сына, когда ему нужно показаться во всем своем достоинстве. Так и Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад. "Вем бо, яко вся тварь совоздыхает и сболезует даже до ныне" (Рим. 8, 19-22).. " /Св. Иоанн Златоуст, "Беседы на Послание к римлянам", беседа XIV/

Информация с сайта
Спасо-Парголовский храм
Санкт-Петербургская Епархия РПЦ МП

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна . По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь - не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

Сегодня, пожалуй, мало найдется таких семей или домов, где бы не обитала какая-нибудь домашняя зверушка. Любовь к животным часто приобретает необычные формы, превосходя пределы благоразумия и приравнивая данных «домочадцев» к членам семьи, что вовсе не является похвальным. Однако не только такая привязанность, но и обыденное любопытство заставляет задуматься о том, что же ожидает всех этих кошек и собачек после смерти. Суждено ли человеку встретиться с ними после всеобщего воскресения? Поразмышлять на эту тему мы и предлагаем вам далее.

Имеют ли звери душу?

Чтобы узнать, будут ли животные в раю, для начала нужно выяснить, наделены ли они душой. Священное Писание дает на это однозначный ответ: да, наделены. В Книге Бытия упоминается об этом неоднократно:

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)

Эта «душа живая», кстати сказать, и отличает всю фауну от растительного мира. Однако же из Писания мы узнаем и о том, что душа животных в крови их (Лев. 17:11). Это означает, что душа животных не наделена бессмертием, как у людей, она погибает вместе с телом.

Душа зверей является только набором психоэмоциональных свойств, благодаря чему животные обладают волей и памятью, зачатками интеллекта, а также умеют чувствовать. Но они не имеют образа и подобия Божия, у них нет тех духовных и личностных качеств, как у нас. Звери живут по биологическим законам, им чуждо понятие нравственности, различение добра и зла.


Посмертная участь зверей

В то же время это вовсе не означает, что жизнь наших домашних любимцев обязательно ограничится только их земным существованием. О том, что в раю будет место и для зверей, нам ясно возвещают пророческие картины из Книги пророка Исайи:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. (Ис. 11:6-7)

Апостол Павел также утверждал, что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:23).

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1 Кор. 15:53-54)

Отсюда делается вывод: животные в раю будут наверняка. Вместе с преображенным человеком они тоже обретут некую бессмертную плоть, воскреснут. Однако как именно это произойдет, и главное — будет ли это личным воскресением каждого конкретного домашнего питомца — мы не знаем. На этот вопрос существуют только некоторые частные мнения богословов, но общего взгляда Церкви на него нет.

Например, есть мнение, согласно которому в вечность попадут только те звери, которые жили и общались с людьми, именно через соприкосновение с бессмертной душой своих хозяев они и смогут преодолеть тление. Согласно другому взгляду, весь тварный мир преобразится после Страшного Суда как вид. А вот Нектарий Оптинский, большой любитель котов, например, считал, что первыми в рай войдут именно кошки.

По мнению Феофана Затворника, души зверей сольются в некую одну «мировую душу». Но все это только предположения, и точного ответа мы знать не можем. Наверняка мы знаем только одно: «вся премудростию» сотворивший Господь, и в этом деле все решит премудро и несказанно, по глубокой любви к Своему творению. Мы же не должны интересоваться посмертной участью домашних любимцев больше, чем своей собственной.

Связь между людьми и животным миром

Из вышесказанного следует сделать вывод: место зверей в вечности напрямую зависит от человека. Нужно понимать, что и сегодня звери страдают и умирают по причине растления человеческой природы, а не по своей вине. Апостол Павел упоминает об этом в своих Посланиях:

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:19-23)

Человек был поставлен хозяином над всем тварным миром. Подтверждением тому служит еще следующий факт: Бог дал повеление Адаму наречь имена всем животным. Это был своеобразный знак владычества над ними. Однако после грехопадения первых людей ситуация изменилась. Из гармоничных отношений она перешла в такую, когда звери стали даже нападать на своего хозяина.

Можно предположить, что между животными в раю и человеком возобновятся те же гармоничные взаимоотношения, какие были прежде грехопадения, о чем свидетельствует и пророк Исайя: И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа. (Ис. 11: 8-9)

Известно, что до Великого потопа не только люди не вкушали мяса, но и не существовало хищников — все были травоядными. Впоследствии Бог благословил человека использовать в качестве еды мясо некоторых зверей.

Мы знаем также о том, как многие святые проявляли ласку и любовь к животным, даже к хищникам, которую те очень хорошо чувствовали. Известен лев, который в благодарность за избавление от занозы всю жизнь дружил с преподобным Герасимом Иорданским и умер от горя рядом с ним в один день. Вместе они даже изображаются на иконах. Другой лев вырыл могилу для святой Марии Египетской.

Преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормили из рук медведей, других диких зверей. Из жития Германа Аляскинского мы узнаем также, как рядом с ним жили горностаи. Преподобному Брендану Мореплавателю всегда сопутствовал кит. Все это свидетельствует о том, что животные, по слову священника Константина Пархоменко, «чувствуют духовную атмосферу Рая», поэтому и посмертная участь их не может остаться без приобщения к вечности.

Как правильно относиться к домашним питомцам?

Любить своих домашних зверушек, как и вообще любую живность, безусловно, надо, независимо от того, будут животные в раю или нет. В этом проявляется любовь человека ко всему сотворенному Богом миру. С другой стороны, так можно воспитать в себе сострадательность ко всему живому, милосердие, ответственность и другие положительные качества.

Паисий Святогорец утверждал: для животных нет иного утешения, кроме нашей любви: Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека. Однако же и в этом деле нужно проявлять элементарное благоразумие. Никогда не стоит забывать об установленной Богом иерархии. Из всего сотворенного (тварного) мира звери, безусловно, ближе всего находятся к человеку, но не они являются венцом творения.

Слишком частое, к сожалению, сегодня явление, когда люди проявляют невиданное милосердие к зверушкам — чаще всего они-то и интересуются их посмертной участью, — но при этом презрительно относятся к людям, своим ближним. Нежно сюсюкаясь с кошечками и собаками, они в то же время являются настоящими тиранами для своей семьи. Понятно, что ничего нормального в этом нет.

Еще более распространенная ошибка: когда из домашних любимцев создаются идолы или кумиры. Люди становятся настоящими кото- или собакоугодниками вместо того, чтобы быть их хозяевами. Это нарушение второй заповеди Декалога: не сотвори себе кумира. О тех же случаях, когда на кошках или собаках женятся или на них переписывается наследство, мы и вовсе говорить не будем. Все это противоречит не только христианским нормам, но и здравому уму. Одним словом, любовь к животным должна быть рассудительной, благоразумной и целомудренной.

Можно ли молиться о любимцах?

В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.

Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.

Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.

Является ли грехом убийство зверей?

Понятно, что убивать зверушек без необходимости или для развлечения — это признак жестокости и хладнокровия. Очевидно, за любое такое преступление каждый должен будет дать ответ на Страшном Суде. Убийство же определенных животных для употребления в пищу, мы помним, было разрешено Богом.

Более сложный вопрос: можно ли усыплять питомцев в случае неизлечимой болезни? Никаких канонических правил на этот счет не существует, так как данное средство было изобретено относительно недавно.

Большинство священников все же склоняется к мнению, что можно. Поскольку животные не очищаются через болезнь или страдания, душа зверей не склонна к покаянию. Все это оставляется на волю человека, он сам может решить, стоит ли усыплять питомца или нет, так как поставлен хозяином над ним.

На вопрос о кошках в раю отвечает протоиерей Андрей Ткачев:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще