Почему святой христофор изображается с песьей головой. Святой мученик христофор и его иконография

Почему святого Христофора изображают с песьей головой?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Мученик Христофор очень почитается как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. В Европе к его молитвенной помощи прибегают во время эпидемий. Архиепископ Сергий (Спасский) пишет, что у греков существует поверье: «увидевший икону Христофора, в тот день не умрет внезапно или от какого-либо приключения; поэтому издревле икону его ставят при входах в церкви, чтобы видели ее входящие» (Полный месяцеслов Востока, т. III, 9 мая).

Св. мученик был крещён епископом Антиохийским священномучеником Вавилой, который дал ему имя Христофор (греч. Christos – Христос, phoros – несущий). До этого он имел имя Репрев. Он пострадал в правление римского императора Декия (249 – 251) в 250 году. Его подвергали страшным и изощренным пыткам, но Господь чудесно спасал его. После многих истязаний он был умерщвлен мечом. День памяти – 9 / 22 мая.

Появление икон, на которых он изображен с песьей головой, связано с легендарными представлениями о народе, из которого он происходил. Одни полагали, что св. Христофор по происхождению был хананеем. Другие вели его родство от канинеев (лат. canis – собака) или кинокефалов (собакоголовых). В славянском Прологе отвергается версия о собакоголовом виде Репрева. Это не помешало некоторым иконописцам изобразить святого с песьей головой. Проникло это и в русскую иконографию. В областном музее «Ростовский кремль» находится большой образ святого Христофора первой половины 17 в. Икона поступила туда в 1893 году из церкви Успения села Богородского Ярославской губернии. Мученик изображен в рост в воинском одеянии. В правой руке держит крест, а левая рука опирается на меч в ножнах. Песья голова приподнята. Справа и слева от нимба поясняющий текст: «Бе лета 248 во царство Декея до крещения бе имя ему Репрев родом от песеих глав от землях человекоядцев имея главу песию саном воин во многих муках в ризу медену разжену обличену последи ж мечем скончася за Христа». Есть мнение, согласно которому, св. Христофор был необыкновенно красив. Он просил Бога избавить его от этого бремени. В результате у него появилась песья голова. Рассказ этот не имеет никакого правдоподобия.

Против изображения святого с песьей головой выступал святитель Димитрий Ростовский (1651 – 1709). Святитель-исповедник Арсений (Мациевич; 1697 – 1772), будучи митрополитом Ростовским, запрещал в храмах иметь иконы святого Христофора с песьей головой. Он приказал все иконы св. Христофора переписать с человеческой головой.

Св. мученик Христофор помогает избавиться от бесовского плена. Преп. Феодор Сикеот (+ 613 г.) бесноватых больных посылал на исцеление в женский монастырь, в котором был храм в честь св. мученика Христофора. Однажды преп. Феодор повел в этот монастырь бесноватого отрока. По пути явился св. Христофор и изгнал беса из одержимого.

Житие

Житие в восточной традиции

В годы правления императора Деция Траяна , человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной» ) был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике . Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum ) - подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре ) - святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность .

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом - мучеником Вавилой .

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант - губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц - Каллиникию и Акилину , и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский .

Житие в западной традиции

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев . Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero , и он родился в Ханаане . В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде » Иакова Ворагинского .

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он - Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя - Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций - в западной традиции он выступает под именем Дагнус ), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Литературная обработка

Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI веке. В середине IX века она распространяется по Франции. Первоначально святой Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus» .

Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS» , и ещё один - в «Золотой легенде » . Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра) .

То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, ) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, ). Как рассказывает «Acta SS» , в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 году было похоронено тело святого Ремигия , а святой Григорий Великий (VII век) упоминает монастырь святого Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI веку.

Критика исторической недостоверности

Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось Эразмом Роттердамским в «Похвале глупости » . День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он всё ещё остаётся святым католической церкви).

Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую, с точки зрения критиков, для современного человека.

Первое, на чём, по мнению критиков, спотыкаются современные агиографы - это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация, по их мнению, должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела или даже ещё более странно - была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и метафорически . Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

А рассматриваемая персона, как гласит житие, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (современная Ливия), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени, считают критики, он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец, а различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами, - обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.

Наконец, критикуя утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом, заявляют, что Христофор не мог быть казнён на 4-м году правления императора Декия , так как тот правил только два года. Возможно, говорят критики, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем - Максимина Дазы , тогда смерть святого приходится на 308 год . Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря - более позднее измышление.

По мнению критиков, ни один из упомянутых фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя - просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» - частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus - это просто «отверженный, дурной» , так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же, утверждают критики, могилы святого Христофора не показывают нигде.

Эта критика в своих важнейших пунктах не принимает, однако, в расчёт тот факт, что наличие мощей «мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки» было письменно зафиксировано во второй половине XVII века (см. ниже).

Мощи

Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского , который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в «чине омовения мощей ». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора , он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора :

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень - наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

На сегодняшний день, позолоченный реликварий с черепом святого Христофора, хранится в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины г. Раба в Хорватии .

Иконография

Иконография в православии

В православии Христофор часто изображается псоглавым . При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником . Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI-VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века .

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев » - собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной.

Запрет на «псоглавца»

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня ) года как «противные естеству, истории и самой истине» . После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой .

Большинство старинных изображений пёсьеголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска , существует фреска в Макарьевском монастыре , а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове , а также в Перми , Егорьевском историко-художественном музее . Икону Святого Христофора с пёсьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее . Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери . Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.

Два других типа изображения в православии

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:

  • прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений - фрески в монастыре Высокие Дечаны , церкви Святого Георгия в Старой Ладоге , мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
  • аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

Иконография в католицизме

В католицизме Святой Христофор изображается как великан (изредка также и как псоглавец), переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквальный перевод его имени - «несущий Христа» ) - эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс , Иероним Босх , Мемлинг , Конрад Виц , Гирландайо , гравировали Дюрер и Кранах .

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана ( -). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге , Вюртемберге и в Чехии . Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

Почитание

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая , в католическом мартирологе 25 июля .

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 году . Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

В Католической церкви Христофор - один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них имеется надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (исп.) (Если веруешь в Святого Христофора, не умрёшь в аварии). [ ]

Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики , наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.

Христофор - патрон следующих географических пунктов: Баден , Барга , Брауншвейг , Мекленбург , о. Раб , Рурмонд (Нидерланды), Тозес (район Жироны), Агринион , Вильнюс , Гавана .

В честь Святого Христофора названы несколько населённых пунктов , в основном в испаноязычных странах.

В Испании

В июле - августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора - самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.

Другие святые того же имени

Православная церковь вспоминает ещё трёх других святых того же имени :

  1. Преподобный Христофор Римлянин (Палестинский) , родом римлянин, подвизался в V веке в киновии близ Иерусалима . Днём он исполнял монастырские послушания, а ночью уходил в пещеру святого Феодосия , где молился до утреннего богослужения. Затем провел 50 лет в строгой жизни на Синайской горе. Память 30 августа (ст. стиль).
  2. Мученик Христофор Никомидийский , пострадавший при Диоклетиане в Никомидии в 303 году вместе со святыми мучениками Феоном и Антонином. Все трое были копьеносцами императора, поражённые твёрдостью великомученика Георгия, они бросили оружие и объявили себя христианами. Их бросили в темницу и после мучений сожгли. Память 19 апреля (ст. стиль).
  3. Преподобный Христофор Коряжемский (Сольвычегодский), основатель Христофоровой Пустыни. Память 25 июля (ст. стиль).

Вокруг святого Христофора - ореол легенд и мифов, на иконе он изображен с собачьей головой. Узнайте, почему и как помогает в жизни необычный святой - Христофор

Святой Христофор Псеглавец: икона самого необычного святого

Как ясно из прозвища святого, в переводе с церковнославянского - Собакоголовый - он явно выделяется среди других святых. Вокруг него - ореол легенд и мифов, а между тем в дни его памяти икона человека с собачьей головой лежит посреди всех православных церквей, люди молятся ему и просят помощи во многих жизненных обстоятельствах.


Кто же такой Христофор Псеглавец - фольклорный персонаж, выдуманный лжесвятой или реально существовавший человек?



Икона святого Христофора

Разумеется, икону святого узнать проще, чем икону любого другого святого: на ней изображен человек с очень странной головой. Иногда это оскаленная собачья морда, иногда - голова лошади. Одет святой в воинские доспехи. Однако нужно отметить, что изображение его имеет определенную иконографическую историю, и именно необычную икону с собачье головой теперь трудно приобрести - в храмах на аналой по праздничным дням кладут только древние изображения святого в таком виде, новые иконописцы делают только по особому заказу. Также можно найти такую икону в старообрядческом храме или заказать в старообрядческой мастерской.


Иконы Христофора с собачьей или лошадиной головой в Православной Церкви существовали только в XVI-XVIII веках, а самая ранняя такая икона была создана на территории Византийской империи в VI веке.


В 1722 указом Святейшего Синода в России запретили их писать как слишком смущающие многих людей. Сейчас в церковных мастерских создаются иконы святого Христофора в образе обычного воина с подписью «Святой Христофор». На иконе святой опирается за расцветший посох в воспоминание о чуде святого, благодаря которому уверовал во Христа целый отряд воинов-гонителей христиан.


Отметим, что в католической традиции и в южных областях России распространена икона святого Христофора с Христом-Младенцем на плечах: это отражение одной из легенд, согласно которой Христофор был великаном-перевозчиком на реке и в своей молодости встретил маленького Христа, хотевшего перейти через реку. Христофор перенес Его на плечах, а позже услышал проповедь уже взрослого Господа Иисуса и уверовал в Него. Однако такая легенда лишена оснований, ведь в церковных книгах зафиксировано, что святой Христофор пострадал за Христа через 250 лет после Его рождения.



Житие и чудеса святого Христофора Псеглавца

Христофор жил в III веке после Рождества Христова и пострадал за Него при римском императоре Декии, гонителе христиан. Разные источники сообщают, что он происходил из варварских племен: хананеев, берберов или киноцефалов - имел высокий рост и свирепый характер, был очень силен.
Главная загадка жизни святого - зверообразное лицо. Оно объясняется по-разному: обычной для его племени, но ужасающей для римлян внешностью; объективным уродством из-за, например, генетической аномалии при рождении; метафорой, которая показывает звероподобность его нрава до того, как он был просвещен Светом Христа. Римляне называли его Репрев (в переводе - плохой, отверженный). Также существует предание, согласно которому святой, наоборот, от рождения имел внешность, соблазняющую женщин. Когда он уверовал - причем неизвестно, почему он поверил в Бога и кто наставил его на путь христианства - то чтобы избегать блудных соблазнов от женщин, Репрев стал молиться и выпросил себе у Бога столь страшный облик.


Римский император Декий преследовал христиан как государственных преступников: ведь они признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император - бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались - напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога - его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Император Декий решил поднять религиозный дух римлян по-имперски своеобразно: урегулировав жертвоприношения, после каждого из которых гражданину выдавался документ о его религиозном рвении. Христиане же, по мнению императора, разваливали государство и заставляли Фортуну - богиню удачи - отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.


Когда император Декий узнал о христианской вере Репрева, а он очень ценился в войсках и был известен своей силой, то послал к нему 200 воинов, чтобы привести этого силача ко двору. Возможно, это житийное преувеличение, однако отправление хотя бы отряда свидетельствует о действительно необычайной силе мученика. Сам же он пошел к императору без всякого сопротивления, кротко, как подобает истинному христианину. По дороге ко двору Репрев рассказывал о Христе, и сухая трость в его руках расцвела, а также умножился хлеб, которого не хватало его же арестовавшим воинам. Таким образом воины узнали о Христе и удостоверились в чудесах Божиих, а затем сами уверовали во Христа и были крещены епископом Антиохии Вавилой. Неизвестно, был ли до того крещен Репрев, но имя Христофора (по-гречески «свет Христов») он получил именно после того, как сам привел ко крещению целый отряд.


Когда все они наконец пришли к императору Декию в город Ликия, он, по преданию, велел казнить обратившихся в христианство своих воинов. Увидев же святого Христофора, его страшное лицо и силу, царь, по преданию, упал от страха! Он побоялся святого Христофора: сначала император решил действовать хитростью. Отправив Христофора до времени отдыхать, он послал к нему двух блудниц, то есть женщин легкого поведения, которых было множество при дворе, чтобы заставить его впасть во грех, а там и склонить к принесению жертвы римским богам. Но Христофор и падших женщин обратил в христианство. Они сами стали проповедовать веру императору, который приказал за это предать их смерти.


Затем Декий приказал своим военачальникам связать Христофора Псеглавца и поместить в раскаленный металлический ящик. Святой кротко и смиренно отправился на мучения, несмотря на свою великую силу - и Господь явил над ним Свои чудеса. Пытки не вредили ему, из колодца, куда его бросили умирать от голода, святого вынес Ангел, и Декий вынужден был приказать отсечь святому голову мечом.


Известно, что Христофор уже во время пыток своими чудесами, спокойствием и проповедью даже среди истязаний смог обратить в веру Христову еще около 50 тысяч язычников (об этом пишет святитель Амвросий Медиоланский).



Мощи святого Христофора Псеглавца

После прихода к власти Константина Великого христиане получили свободу. Вера в Господа Иисуса стала государственной религией. Многие мощи святых были обретены - так и тело святого Христофора Псеглавца было перенесено для поклонения верующих в Толедо, затем в аббатство Сен-Дени во Франции. Кроме того, в течение веков они были носимы по разным странам, хранились в Константинополе и даже в Москве (причем один из историков, константинопольский диакон Павел Алеппский, писал, что действительно видел удлиненный вперед, как у собаки, череп святого). Со временем, в революционных события, эта святыня была частично утеряна, частично перенесена в Хорватию: именно здесь сегодня хранится часть черепа святого Христофора в золотом реликварии.


Еще одно чудо связано с мощами святого Христофора, когда они пребывали в Хорватии. В 1075 году зданий город Раб осадили норманны, но горожане вынесли на крепостную стену мощи святого с молитвой. Тогда появился сильных вихрь и снес все вражеские корабли от острова. . По сей день в благодарность за это чудо одна из крупнейших крепостей Раба имеет имя мученика Христофора.



Почитание мученика Христофора

День памяти святого в Православной Церкви - 22 мая (католики молятся ему 9 мая, это связано с различиями в юлианском и григорианском богослужебных календарях). В этот день перед иконой святого молятся тысячи христиан всего мира.


Накануне вечером совершается торжественное Всенощное бдение, а в сам день памяти - Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы мученику Христофору - тропари и кондаки. Их можно читать онлайн и в любой трудный жизненный момент:


Одежды твои твоей же кровью украсились, когда предстал ты, поминаемый всеми Христофор, перед Царем Небесным и Господом Ангелов, теперь на небесах с бесплотными Небесными Силами и мучениками поешь ты Господу во Святой Троице прекрасные молитвы и радуешься: так твоими молитвами спасай молящихся тебе.


Мученик Твой, Господи, Христофор, в своем страдании получил венец неувядающий от Тебя, Бога нашего: он имел силу Твою, потому мучителей постыдил, разрушил и бессильные нападения демонов. По его молитвам спаси, Боже, души наши!


Светлой звездой стал ты людям, истинную веру миру - Солнца Христа проповедуя людям, светом благодати Божией, о мученик Христофор, погасил все искушения, и сейчас подаешь нам свет благодати Божией, молясь всегда о всех нас.



Почитание святого Христофора в разных странах по всему миру

Святой Христофор почитается Православной Церковью как воплощение смирения и праведности, кротости при великой силе. Ему молятся об укреплении веры, возрастании в духовной жизни, перенесении трудностей.


Память святого почитается и в Православии, и в Католичестве. Известно, что мученик Христофор Псеглавец особо почитается во многих европейских странах. Его считают особым покровителем Испании, где ему молятся в заразных болезнях (известно, что эта страна сильно пострадала во время Средневековых эпидемий, одна из страшных форм гриппа уже в XIX-XX веках даже называлась «испанкой»).


Кроме также названной нами Хорватии, святому молятся в Италии - здесь он является одним из покровителей путешествующих, есть даже поговорка, которую прикрепляют в сувенирной продукции на автомобили: «Если верите в Святого Христофора, не умрёте в аварии». Святой Христофор почитается как покровитель города Вильнюса в Литве. Некоторое время в Средние века была налажена чеканка монет с образом святого Христофора в Чехии и Вюртембергском герцогстве.


По сей день в Европе существует традиция ставить статуи святого мученика Христофора у входа в любое помещение: не только церковь, но и в ратушу, и обычный жилой дом. Интересна традиция ставить статуи святого на мостах с молитвой-благословением: «Кто посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В кафедральном соборе Кельна существует чудотворная статуя святого Христофора, которая защищает молящегося от внезапной смерти.



Молитва святому Христофору - защита в опасности, помощь в торговле и бизнесе

По благочестивой традиции, православные молятся святому Христофору в следующих жизненных обстоятельствах:


  • В опасностях;

  • В дороге;

  • При болезни, особенно при зубной боли;

  • В речных и морских круизах уберегает от бед, а также сохраняет всех, чья профессия связана с морем;

  • О хорошей, честной и прибыльной торговле и бизнесе;

  • При проблемах в делах, отсутствии прибыли;

  • Для избежания нищеты, банкротства;

  • О даровании разумения, сил и терпения, честных партнеров.

Не упустите возможность обратиться за помощью к святому мученику Христофору. Ведь наша жизнь лишь кажется цепью наших собственных усилий и дел, изредка перемежаемой случайностями. Все творится нашими усилиями и по воле Божией. Зачастую мы не замечаем пути, который предлагает нам Господь, а то и своими грехами разрушаем этот путь. Простой пример возможности для добродетели: обманув кого-то в делах, мы наживаемся на человеке, извлекаем сиюминутную выгоду, но если бы обмана не было, он бы продолжил доверять нам, а разбогатев, помог и нам улучшить свою жизнь.

Традиция молитвы об успешной торговле известна купцам, торговцам, и бизнесменам всех времен. В торговле и бизнес фактор случайности играет очень большую роль - а пословица гласит: «Кто верит в случай, тот не верит в Бога». Вот почему в трудных обстоятельствах люди всегда усматривают волю Божию. Если вы молились, но вас постигла неудача - значит, вы избежали и более серьезной опасности.


Церковь благословляет успешное мышление, развитие своего бизнеса Ведь материальная обеспеченность является залогом хорошего образования детей, крепкой семьи, поддержки нуждающихся людей. А между тем создание собственного бизнеса - дело непростое. Но молиться перед началом дела - значит впустить Бога в свою жизнь, защититься призванием Имени Его от злых сил и завистников. Известно, что человек, не защищенный молитвой, добрыми делами, церковными Таинствами Крещения, Исповеди и Причастия будет подвержен воздействию темных сил.


Сильная молитва святому Христофору - просьба о помощи в важных аспектах жизни и о благословении на хорошее ведение бизнеса. Ее можно читать дома или в храме, перед иконой святого.


    По традиции в храмовой лавке покупают свечу, затем походят к иконе;


    Нужно перекреститься дважды, поклониться, поцеловать руку или край одежды святого и перекреститься вновь.


    Затем зажечь и поставить перед иконой на подсвечник свечу, помолиться


Помните, что любая молитва не должна восприниматься как заговор - механическое проговаривание текста, чтобы получить некий результат, «подарок». Молитесь святому, понимая, что вы поистине общаетесь с ним благодатью Божией. Научно доказано, что мозг по-особому работает во время молитвы, создавая коммуникативные связи с незримым - со Всемогущим Богом и его святыми, которые живы и близки к нам.


Конечно, мученик Христофор будет помогать вам не в беззаконных делах, а в честных сделках, правильном ведении бизнеса со справедливым отношением к людям. Молитвами его Господь не оставит без награды трудолюбивого, усердного и доброго человека: с Божией помощью вашему делу будет сопутствовать процветание, а семье - мир и любовь.


Сильную молитву на удачу в торговле святому мученику Христофору можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:


О прославляемый всеми, одержавший великую победу над кознями дьявольскими мученик Божий Христофор, истинный воин Святой Церкви, родной стране твоей и семье похвала и радость всех почитающих тебя! Ты, не испугавшись гонения безбожного императора, Христианскую веру исповедовал даже до крови, твоими страданиями пример всем современникам своим и всем гонимым в последующие века подав, воротами правды в Царство Небесное легко вошел.
Потому молимся тебе, как ты когда-то молитвой твоей ко Господу получил силу терпеть страдания и чудесно невредимым остался, так и сейчас молись о нас, чтобы Господь дал нам силу соблюдать заповеди Его дающие жизнь вечную, чтобы избавил Он нас от плена греха и искушений неверия, Отечество наше сохранил в спокойствии, мире тишине и исповедании веры Православной до конца времен. Аминь.


Молитвами святого мученика Христофора Псеглавца да хранит вас Господь!


22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником . В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.) .

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии . Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен» , то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков . Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого . К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке . В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых .

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине» . К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия» . На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы .

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

«Один раскаявшийся грешник дороже ста праведников»
Евангелие от Луки, глава 15, стих 7, «Притча о заблудшей овце».


Великан с песьей (реже конской) головой, варвар Репрев, отличавшийся огромным ростом и физической силой — именно таким запомнился образ святого Христофора в восточной христианской традиции, уходящий корнями в латинские прозаические и стихотворные тексты поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus», датирующиеся 983 г. Но это лишь литературная обработка более ранних легенд, распространившихся примерно в VI в. История описывает могучего варвара, выходца из области Мармарика, служившего в римской когорте Cohors III Valeria Marmaritarum), а после — уверовавшего в Христа, несшего его учение в массы, сотворявшего чудеса и принявшего мученическую смерть.
История данного персонажа была подробно описана в собрании христианских легенд и занимательных житий святых, «Золотой легенде», авторства Иакова Ворагинского. Данное произведение было написано около 1260 г., а в XIV—XVI вв. бывшее вторым по популярности после Библии. Через труд Иакова Ворагинского, опираясь также на многочисленные упоминания кинокефалов у античных авторов, таких как Геродот, Ктесий, Мегасфена, Плиний Старший и других, образ святого псоглавца приобрел популярность, эхо которой не удалось скрыть официальной церкви.

Изображение Христофора на иконах «с песьею главою», как и некоторые иные «спорные» иконографические сюжеты — все это было запрещено решением Синода от 1722 г., как «противное естеству, истории и самой истине». С тех пор Христофор изображается антропоморфным, чаще всего — в виде могучего воина. Церковь, противящаяся всего, что стремительно разрывает шаблон, продолжила репрессии этого великомученика, и в 1969 году официальный Ватикан понизил День поминовения Христофора до уровня местночтимых праздников. Но Христофора никто не деканонизировал, а потому и сегодня он остается официальным христианским святым.

Образ песьей головы мог возникнуть по нескольким причинам. Так, наименее вероятная, но все же имеющая право на существование версия — Христофор и правда был кинокефалом. В такое сегодня верится с трудом, но кто его знает, что там творилось две тысячи дет назад? Другая, более вероятная версия, это излишняя впечатлительность средневековых толкователей древних мифов, которые буквально восприняли информацию о звериной природе Христофора, которая, на стыке эр, приписывалась римскими сказителями всем представителям варварских племен.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной. Но сам образ святого, описание его деяний и даже ситуация, приведшей дикаря в христианство — все это сколь необычно, столь же и замечательно.

Крестил Репрева сам Иисус. Варвар в то время помогал людям преодолевать стремительную горную реку вброд, перевозя их на своей спине. Однажды, помочь перейти реку его попросил маленький мальчик. Репрев взял ребенка на спину и попытался его перенести, но на середине реки ребенок вдруг стал сильно тяжелеть. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем он крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». В иконографии такой образ Христофора и закрепился — великан с младенцем на плечах момент переправы через реку.

Сегодня, святой Христофор считается в основном хранителем путешественников. Его образ любят и уважают летчики, водители и моряки. Медальончик с именем святого надписью «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (Если верите в Святого Христофора, не умрете в аварии) считается отличным оберегом в любом путешествии.

Песьеголовый христианский святой Христофор, если верить преданиям, умел творить чудеса, подобно Христу, а вера его была столь сильна, что блудницы, отправленные дабы совратить дух праведника, вернулись к своим подлым нанимателям христианками. В итоге, отчаявшись сломить Христофора, император Деций Траян велел его обезглавить. Христофор Псоглавец оставил после себя лишь легенду да образ — образ самого необычного из христианских святых.