Обучение чтению по методике надежды жуковой. III

Букварь 1 класс.

Тема урока: Алфавит

Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите.

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся об алфавите; повторить написание ранее изученных букв; продолжить формирование понятия «звук-буква».

Развивающие: развивать фонематический слух; развивать у учащихся умение выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, проектор

Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский.

Предполагаемые результаты:

1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый год копилку знаний,

Непременно пополнять.

У нас сегодня необычный урок.Мы с вами отправимся в путешествие по большой стране, которая называется « Букваринск ».

II. Актуализация знаний. Станция «Вспоминай»

1. Фронтальная работа. Лента букв (Слайд)

Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву пишем и видим).

Как отличить гласный звук от согласного? (При произношении гласный звук не встречает преграду).

Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.

Какие буквы могут обозначать два звука? (Е, Ё,Ю,Я)

Какие буквы указывают на мягкость согласного? (Е, Ё, Ю, Я,И,Ь)

Какие буквы всегда обозначают мягкий звук? (Ч, Щ, Й)

Какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ)

III. Изучение нового материала.

Ребята,следующая станция «Подумай». Нам нужно собрать слово. (Алфавит)

1) Как образовалось слово «алфавит».

2) Для чего нужен алфавит?

3) Где применяют алфавит?

Слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». А обозначает оно то, что все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет своё постоянное место и название.

Работа с учебником .Чтение букв Алфавита.

- Для чего нужен алфавит?

Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).

Как вы считаете, удобно ли это? Почему? (Быстро находит фамилию ученика, опираясь на «алфавит»).

Как вы думаете, где еще используется алфавит? (Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка).

При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. (Слайды)

Чтение стихотворения в учебнике.

IV. Закрепление.

1. Практическое пользование алфавитом. Вставь пропущенные буквы. Собери яблоки. (Слайд)

3.Парная работа. Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. (Слайд).

VI. Контроль усвоенных знаний. (Самостоятельная работа).

Записать по алфавиту слова. (Слайды)

Игра «Волшебный мешочек»

Из букв собрать слово. (Родина)

Звуко – буквенный анализ слова Родина. (сигнальные карточки)

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали?

Что такое алфавит?

Чем занимались на уроке?

VIII. Домашнее задание.

Урок обучения грамоте

Л.А.Самондросова, учитель высшей категории МБОУ «СОШ №81», г.Барнаул

Тема урока: Прощание с букварём.

(Урок проведён последним в курсе обучения грамоте по букварю В.В.Репкина. Время проведения совпало с праздником 8 марта, поэтому этот урок был подарком мамам).

Цели :1.Создать ситуацию, при которой ученики понимают, что изучение букваря открывает путь в страну Знаний.

2.Показать гостям урока, как учащиеся взаимодействуют на уроках в разных формах (коллективная, групповая).

Оборудование : ноутбук, проектор.

Ход проведения:

1 .Оргмомент. Мотивация. Целеполагание.

У: - Сегодня у нас на уроке много гостей. Почему?

Мы сегодня прощаемся с Букварём. Этот урок последний по букварю. (Презентация Слайд 1, приложение1 ,)

У: - Да, ребята, вы правы. Совсем скоро вы встретитесь с новыми учебниками (показ новых книг), и надеюсь, подружитесь с ними. Но сначала вам надо выполнить все задания букваря. Я желаю вам успеха.

Большой палец – желаю,

Указательный палец – успеха,

Средний палец – большого,

Безымянный палец - во всём,

Мизинец – и всегда!

Учитель обращает внимание детей на карту страны Знаний на форзаце учебника. Дети читают название рек, городов и говорят, почему они именно такие, а педагог сообщает, что сегодняшнее путешествие пройдёт по этой карте.

2.ГОРОД ДОГАДОК. Работа в тетрадях.

Минутка чистописания проводится с помощью прописи (Приложение 2 ).

Загадки про буквы:

1.Ты с этой буквою знаком. Стоят два колышка рядком,

А между ними поясок, натянутый наискосок. (Ии)

2.На эту букву посмотри – она совсем как цифра 3. (Зз)

3.В этой букве нет угла, оттого она кругла.

До того она кругла, покататься бы смогла. (Оо)

4.Поглядите-ка, друзья, смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела вместо птички буква – я. (Яя)

У: - Какая буква лишняя? Почему?

3.ОЗЕРО ПОЗНАНИЯ.

Запись слов с орфограммами: чайка, ёжик, Люба, шина, щука.

Ученики пишут слова в тетрадях, ставят ударение, подчеркивают орфограммы. Затем 4-5 человек пишут слово на доске, остальные ребята их проверяют, задают вопросы, оценивают. (слайд 2 )

4 .Из озера познания вытекает РЕКА РЕЧЬ .

У: - Составьте предложение с этими словами.

5 .По реке добрались до БОЛОТА СОМНЕНИЙ .

У: -Ребята, дедушка УС – помощник Букваря сомневается, справитесь ли вы с его следующим заданием. Давайте отдохнём и наберёмся сил для следующего задания.

(Проводится танцевальная минутка. Можно «Танец маленьких утят», приложение3 )

У: - Расположите слова в алфавитном порядке.(слова, напечатанные на карточках выдаются ребятам вместе с альбомным листом и клеем.) Задание вам нужно сделать в группах и представить результат работы на доску. (Слайд 4)

Слова: альбом, глобус, дневник, ластик, незнайка, пенал, ручка.

Ученики выполняют задание, вывешивают лист на доску, обсуждают правильный вариант, сверяют с ответом (слайд 5 ), находят ошибку в слове незнайка – написано с маленькой буквы, исправляют её.

6.ГОРОД КНИГОЧЕЕВ.

У: - Наш Незнайка живёт в городе книгочеев (слайд 6 ). А в какой книге? Кто автор этой книги? С какими ещё писателями мы познакомились на страницах букваря?

Отгадайте, ребята, загадки от Незнайки. Используется презентация «Буква заблудилась» (Презентация опубликована на сайте - viki.rdf.r u )

Чтение учащимися стихов и текстов по букварю (объём определяет учитель).

7 . У: - Вы, ребята, хорошо выполнили все задания Букваря. И, конечно, ваше путешествие на этом не заканчивается. Вас ещё ждёт впереди много интересного: острова неразгаданных тайн, океан раздумий, ручей умных вопросов, горы вообразили и многое-многое другое.

А сейчас последнее задание – разгадайте ребус от Букваря.

Ученикам выдаётся набор картинок, которые выстроив по образцу (слайд 7 ) и взяв определённую букву от каждого слова (на картинках подписана цифра), они разгадают ребус.

М яч, сл о н, л ыжи, о сы, д ерево, ц апля, т ы ква. ( слайд 8 )

8 .Чтение стихов

1 ученик

Беру букварь в последний раз, Несу букварь в просторный класс, И дорогому букварю я говорю: «Благодарю! Ты – книга первая моя, Теперь читать умею я, На свете много книжек есть, Все книги я смогу прочесть.

2 ученик

Мы прочли букварь до корки. Нам за чтение пятёрки.

Мы читали и писали – нам дадут сейчас медали!

В том, что мы букварь прочли, полный курс наук прошли.

И теперь без передышки мы прочтём любые книжки.

9 . Вручение медалей. Поздравление от родителей. Раздача учебников по русскому языку и литературному чтению.

Объяснять правильную правильную посадку, положение тетради на рабочем столе, положение ручки в руке.

Анализировать особенности правильной посадки, положения тетради и положения ручки в руке при письме правой и левой рукой.

Выполнять пальчиковую гимнастику и гимнастику для рук.

Ориентироваться в понятиях «лево», «право», «слева», «справа», «верх», «низ».

Находить заданное положение на рабочем листе прописей.

Выполнять указание учителя по проведению линий, начинающихся и заканчивающихся в заданных точках.

Ориентироваться на точку начала движения, на стрелку, указывающую направление движения.

Проводить линии от определенной точки в заданном направлении.

Анализировать поэлементный состав печатных и письменных заглавных и строчных букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных печатных букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных письменных букв.

Сравнивать начертания печатных и письменных букв (заглавных и строчных).

Моделировать буквы из набора элементов, различных материалов (проволока, пластилин и др.).

Анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы.

Сравнивать написанные буквы с предложенным в прописях и на доске образцом написания.

Различать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква, выбирать лучшую из написанных букв.

Писать печатные и письменные прописные и строчные буквы.

Писать буквы, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.

Принимать участие в выработке критериев для оценивания написанного.

Оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).

Группировать буквы по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков (звонкие – глухие согласные звуки др.).

Находить в текстах слова с заданной буквой.

Соотносить слова, написанные печатным и письменным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Записывать под диктовку отдельные слова и предложения, состоящие из трех-пяти слов со звуками в сильной позиции.

Объяснять характеристики разборчивого аккуратного письма.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм списывания.

Использовать алгоритм порядка действий при списывании.

Списывать слова, предложения, небольшие тексты, написанные печатным и письменным шрифтом в соответствии с заданным алгоритмом.

Контролировать этапы своей работы.

Писать предложения с пробелами между словами.

Использовать знак переноса.

Среди огромного выбора методик обучение чтению по методу Надежды Жуковой очень популярно. Ее способ адаптирован для самостоятельных занятий родителей с детьми в домашних условиях. Учебные пособия Н. Жуковой приемлемы по стоимости, их можно приобрести практически во всех книжных магазинах. Попробуем разобраться, что в этой методике особенного и почему она так популярна.


Из биографии

Надежда Жукова – знакомый многим отечественный педагог, кандидат педагогических наук, имеет большой логопедический опыт работы. Она является создателем целой серии обучающей литературы для детей, которая издается многомиллионными тиражами. Множество ее научных работ опубликовано не только в российских, но и в специализированных изданиях других стран.

Надежда Жукова проводила множество исследований с детьми-дошкольниками, внимательно изучала поступательные процессы развития их речи. Она создала уникальную методику, с помощью которой дети могут быстро научиться читать и с легкостью перейти от нее к письменной речи. В своей методике Н. Жукова учит детей правильно складывать слоги, которые используются у нее в роли единой части в чтении и письме в дальнейшем.

Продажи ее современного «Букваря» превзошли количество 3 млн. экземпляров. Из этих цифр, по статистике, можно сделать вывод, что каждый четвертый малыш обучается чтению именно по нему. В 2005 году ему было присвоено звание «Классический учебник».

В 1960 – х годах Надежда Жукова являлась деятельным работником инициативной группы, которая занималась вопросами создания специализированных групп для ребят, имеющих проблемы и расстройства речевой деятельности. Сейчас такие логопедические группы и целые детские сады с этим уклоном широко распространены не только на территории нашей страны, но и в странах СНГ.


Особенности методики

В создании собственного особого метода Н. Жукова воспользовалась своим 30-летним логопедическим рабочим стажем. Она смогла построить успешное сочетание обучения грамоте с возможностью предупредить ошибки, допускаемые детьми при письме. В основу учебника заложен традиционный подход обучения чтению, который дополнен уникальными особенностями.

В речевой деятельности малышу психологически легче выделить слог, чем отдельный звук в произносимом слове. Этот принцип и используется в методике Н. Жуковой. Чтение слогов предлагается уже на третьем занятии. Ввиду того, что в самом начале обучения чтению этот процесс для детей является механизмом воспроизведения буквенной модели слова в звуковую, то малыш к моменту обучения чтению уже должен быть знаком с буквами.


Учить с ребенком сразу все буквы алфавита не стоит. Первое знакомство малыша должно быть с гласными буквами. Объясните крохе, что гласные – это поющие буквы, их можно пропевать. Начните с изучения так называемых твердых гласных (А, У, О). После того, как малыш познакомился с ними, уже нужно начинать складывать: АУ, АО, ОУ, УА, УО, ОА, ОУ. Конечно, это не слоги, но именно на таком сочетании гласных легче всего объяснить крохе принцип сложения слогов. Пусть малыш сам, помогая себе пальчиком, проводит дорожки от буквы к букве, пропевая их. Так он сможет прочитать сочетание двух гласных букв. Далее можно будет приступать к запоминанию согласных.

Тогда, когда вы начнете учить кроху читать, объясните ему, как по слуху определять, сколько звуков или букв вами произнесено, какой звук в слове звучит первым, последним, вторым. Здесь вам может помочь в обучении «Магнитная азбука» Н. Жуковой. С ее помощью можно попросить малыша выкладывать слоги, произносимые вами.

Также можно ощупывать буквы, обводить их пальчиком, что поспособствует их тактильному запоминанию. Когда кроха научится сливать слоги, можно предложить ему к прочтения слова из трех букв, слова из двух слогов. (О-СА, МА-МА).


В «Букваре» Жуковой родители смогут найти мини-конспекты занятий по изучению каждой буквы, рекомендации по обучению складывания слогов. Все написано доступным языком. Для того чтобы ими воспользоваться, родителям совсем необязательно иметь педагогическое образование. Провести занятие сможет абсолютно любой взрослый.


Дошкольник способен воспринимать информацию только в игровой форме. Игра для него – это спокойная обстановка, где никто его не будет ругать, критиковать. Не пытайтесь заставить ребенка быстро и сразу читать по слогам . Для него чтение – это нелегкий труд. Наберитесь терпения, проявляйте ласку и любовь к малышу во время обучения. Ему сейчас это важно, как никогда. Проявляя спокойствие и уверенность, учите складывать слоги, простейшие слова, предложения. Ребенок должен овладеть техникой чтения. Это процесс не быстрый и сложный для него. Игра разнообразит обучение, избавит от скучной обязанности заниматься, поможет привить любовь к чтению.


Ваше терпение и спокойствие помогут малышу быстрее овладеть чтением

Возраст начала обучения

Не следует торопить события. Вполне нормально, что 3-4-летний ребенок совсем еще не способен обучаться. В этот возрастной период начинать занятия можно только при условии, что ребенок проявляет огромный интерес к читательской деятельности, проявляет желание научиться читать.

Совсем по другому отнесется к этому 5-6-летний ребенок. В дошкольных учреждениях программы обучения рассчитаны на то, чтобы обучить детей чтению по слогам. Однако совсем не всегда малыши могут усвоить информацию, полученную в большом коллективе. Многим ребятам требуются индивидуальные занятия, для того чтобы они поняли принципы складывания слогов и слов. Поэтому не упускайте возможности позаниматься с ребенком дома. Придя в школу хорошо подготовленным, малышу будет легче перенести период адаптации.

Немаловажно учитывать психологическую готовность к обучению чтению. Дети готовы начинать читать, только если они уже хорошо говорят, правильно составляют предложения в своей речи, фонематический слух развит на должном уровне. У малышей не должно быть проблем со слухом и зрением, логопедических проблем.


Обучение чтению следует начинать в том возрасте, когда вы видите интерес малыша и чувствуете, что он готов

Звуки или буквы?

Знакомство с буквами не следует начинать с запоминания их названий. Вместо этого ребенок должен знать звук, который записывается той или иной буквой. Никаких ЭМ, ЭР, ТЭ, ЛЭ и т.п. быть не должно. Вместо ЭМ, учим звук «м», вместо БЭ, учим звук «б». Это делается для облегчения понимания ребенком принципа складывания слогов. Если вы выучите названия букв, то ребенок не будет понимать, как это из ПЭ-А-ПЭ-А получается слово ПАПА, из МЭ-А-МЭ-А – слово МАМА. Он будет складывать не звуки, которые обозначаются буквами, а то как он выучил – названия букв и соответственно будет читать ПЭАПЭА, МЭАМЭА.


Учим правильно гласные и согласные

Не начинайте изучение букв в алфавитном порядке А, Б, В, Г… Придерживайтесь той последовательности, которая дана в «Букваре».

В первую очередь выучите гласные (А, О, У, Ы, Э). Далее следует познакомить ученика с твердыми звонкими согласными М, Л.

Затем знакомимся с глухими и шипящими звуками (К, П, Т, Ш, Ч и т.д.)

В «Букваре» Н. Жуковой предложен следующий порядок изучения букв: А, У, О, М, С, Х, Р, Ш, Ы, Л, Н, К, Т, И, П, З, Й, Г, В, Д, Б, Ж, Е, Ь, Я, Ю, Ё, Ч, Э, Ц, Ф, Щ, Ъ.


Представленная в букваре Жуковой последовательность изучения букв поможет с легкостью перестроиться на школьную программу обучения

Закрепляем изученный материал

Повторение ранее изученных букв на каждом занятии поспособствует более быстрому вырабатыванию механизма грамотного чтения у детей.

Чтение по слогам

Когда вы с ребенком выучите несколько букв, приходит время учиться складывать слоги. В этом в «Букваре» помогает веселый мальчик. Он пробегает от одной буквы к другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока малыш пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит мальчик. Например, слог МА. Первая буква М. Ставим пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен усвоить, что первая буква тянется, пока мальчик не прибежит ко второй, в результате они произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.


Начинаем с простых слогов

Ребенок должен понять алгоритм складывания слогов из звуков. Для этого ему необходима тренировка сначала на простых слогах, типа МА, ПА, МО, ПО, ЛА, ЛО. Только после того, как ребенок поймет этот механизм, научится читать простые слоги, можно приступать к слогам сложнее – с шипящими и глухими согласными (ЖА, ЖУ, ШУ, ХА).


Этап обучения чтению закрытых слогов

Когда ребенок научится складывать открытые слоги, необходимо начинать обучение чтению закрытых слогов, т.е. тех, у которых гласная стоит на первом месте. АВ, УС, УМ, ОМ, АН. Такие слоги ребенку читать намного сложнее, не забывайте о регулярных тренировках.


Чтение простых слов

Когда ребенок поймет механизм складывания слогов, начнет их читать с легкостью, приходит время для чтения простых слов: МА-МА, ПА-ПА, СА-МА, КО-РО-ВА.

Следите за произношением и расстановкой пауз

В процессе обучения чтению необходимо внимательно следить за произношением ребенка. Обращайте внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что написано, а прочитывать слово до конца.

Если на начальном этапе обучения вы учили ребенка пропевать слоги, то теперь, приходит время, обходиться без этого. Следите за тем, чтобы ребенок делал паузы между словами. Объясните ему, что означают знаки препинания: запятые, точки, восклицательный и вопросительный знаки. Пусть поначалу паузы между словами и предложениями, которые делает малыш, будут достаточно продолжительными. Со временем он поймет и укоротит их.

Соблюдая эти нехитрые правила, вы сможете научить ребенка читать довольно быстро.


Популярные книги для детей Н. Жуковой

Для того, чтобы родители смогли научить ребенка читать и писать с помощью ее методики, Надежда Жукова предлагает целую серию книг и пособий для детей и родителей.

Сюда входят:

"Букварь" и "Прописи" для детей 6-7 лет в 3 частях

Прописи являются практическим приложением к Букварю. За основу принят слоговой принцип графики. Слог выступает отдельной единицей не только чтения, но и письма. Запись гласной и согласной букв выступает в качестве единого графического элемента.



"Магнитная азбука"

Подходит как для домашнего использования, так и для занятий в детских учреждениях. Большой набор букв позволяет составлять не только отдельные слова, но и предложения. К «Азбуке» прилагаются методические рекомендации для работы, они дополнены упражнениями для обучения детей.


"Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать"

Учебник подходит для детей, которые уже научились читать по слогам слитно. Также необходимо, чтобы малыши могли определять первый и последний звуки в слове, могли назвать слова на звук, который им назвали, указать место заданного звука в слове – в начале, в середине или в конце. Книга рассчитана на проявление творчества педагога, который по ней занимается. Предлагаемые разделы можно расширить или сузить, количество устных и письменных упражнений варьируется педагогом. Внизу некоторых страниц можно увидеть методические указания для проведения занятий. Множество сюжетных картинок, предлагаемых в качестве иллюстраций к учебнику, поможет ребенку не только с легкостью усвоить основные принципы грамматики, но и развивать устную речь.


"Уроки правильной речи и правильного мышления"

Книга подойдет для уже хорошо читающих детей. Здесь к прочтению предлагается тексты классического жанра. Для родителей есть подробное методическое описание занятий по книге. К каждому произведению для его разбора прилагается система работы над текстом. С ее помощью дети учатся размышлять, понимать скрытый подтекст, объяснять, обсуждать. Также вы можете увидеть значение неизвестных ребенку слов, которые находятся в словаре для детей. Также автор знакомит малышей с известными поэтами и писателями, учит правильно читать то или иное произведение.

"Уроки чистописания и грамотности" (обучающие прописи)

Пособие, дополняющее остальные элементы системы Н.Жуковой. С помощью него ребенок сможет научиться ориентироваться на листе, работать по образцу, обводить и самостоятельно писать различные элементы букв и их соединений. Предлагаются задания для звуко-буквенного анализа слов, дописывания недостающих букв в слове, письмо прописных заглавных и строчных букв и т.д.

ГБОУ СОШ №707, г. Москва

Учитель начальных классов Яковлева Оксана Витальевна

Урок по обучению грамоте в 1-м классе (программа Школа России)


ТЕМА: Звуки [в] и [в’], буква В, в.
ЦЕЛЬ: Познакомить со звуками [в] и [в’], буквой В, в.
ЗАДАЧИ: Обучающие: Познакомить детей с новым звуком [в] [в’], буквой В в; Обучить распознавать звуки [в] [в’]; Обучить выделять твердый и мягкий согласный звук [в] [в’].
Развивающие: Развивать умение распознавать звук и букву; Развивать речь; Развивать логическое мышление; Развивать память; Развивать способности правильно формулировать свои мысли.

Воспитательные: Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения; Воспитывать внимательность; Формировать положительное отношение к предмету, к учёбе; Формировать такие нравственные качества, как дисциплинированность, ответственность, товарищество, деликатность, вежливость, собранность; Формировать умение работать в коллективе.

Урок составила: Яковлева Оксана Витальевна

I этап. Развитие речи.
Дети рассматривают иллюстрации на стр. 72-73- Назовите героев мультфильмов, которые изображены на рисунке? (Карлсон, Гена, ослик, Винни пух, волк, заяц, пяточок, сова, чебурашка, сорока, лев)- Из каких мультфильмов эти герои? (ну погоди, Винни пух, чебурашка, лев Бонифаций)- Во играют герои? (Они играют в футбол)- Кто выполняет роль судьи? (Волк выполняет роль судьи)- Кто забивает мяч? (Гена и чебурашка забивают мяч)- Кто стоит в воротах и ловит мяч?
При составлении предложений выясняется, что Волк вратарь. Составляется предложение: Вратарь ловит мяч.
II этап. Звуковой разбор.
Вратарь ловит мячИз первого слова вратарь , выделяется твердый согласный звук [в] (показывается синяя карточка), а из второго слова ловит – мягкий согласный звук [в’] (показывается зелёная карточка). Устанавливается, что звуки [в] и [в’] произносятся звонко с участием голоса. Звуки [в] и [в’] обозначаются одной согласной буквой В,в.На доске изображение буквы В,в.
III этап. Знакомство с буквой.
На что похожа буква В?Снеговик,А с ним метелкаБуквой ВСтоят под елкой.
Вот буква ВВидна вдали –Красивая, витая.Как будто крендельИспекли,Приезжих ожидая.
Пропечатаем одну сточку заглавную букву В. Пропечатаем еще одну сточку прописную букву в.
Игра ”Узнайте звук”. Вставайте, если услышите в слове звук [в] или [в’]: дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вилка, вареник, фара, доска, игра, волк, вафли.
Игра “Твердый – мягкий” (дети хлопают в ладоши: 1 хлопок - твердый звук, 2 хлопка – мягкий звук).

Я зашел в зеленый домИ недолго пробыл в нем.Оказался этот домБыстро в городе другом (вагон)
Не ботинки, не сапожки,Но их тоже носят ножки.В них мы бегаем зимой:Утром в школу,Днем домой. (валенки)
Зазвенели ручьи,Прилетели грачи.В дом свой, улей, пчелаПервый мед принесла.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (весной)
По полу рыщет.Поёт да свищет,Деревья ломает,К земле приклоняет. (ветер)
Этот конь не есть овса,Вместо ног – два колеса.Сядь верхом и мчись на нем,Только лучше правь рулем. (велосипед)
Зверь горбатый.А нравлюсь ребятам. (верблюд)
Физминутка
IV этап. Чтение слогов слияния. (работа по учебнику)
- Читаем весь столбик: ва, ви, ву, вы, во.- Слоги с твердым согласным: ва, ву, вы, во.- Слоги с мягким согласным: ви.
V этап. Чтение слов с пометами. (работа по учебнику)
1) Чтение хором. 2) Потом чтение по “цепочке”.
Во/ва вот ло/витСла/ва тво/й ло/ви
Разбирается слого-звуковой состав слов в столбиках. Объясняется, что эти слова встретятся в рассказе.

V этап. Чтение текста
Учебник стр. 73. Читаем сначала хором. Потом каждый читает тихо для себя (жужжащее чтение)
- Вова, вот твои ворота. А тут твои ворота, Слава. Слава и Вова стали в ворота. - Лови, Вова, лови! Слава, лови! Лови!
Вопросы по тексту: - Как зовут мальчиков?- Кем были Вова и Слава?- Что сказали Вове? (прочитайте в тексте)- Что сказали Славе? (прочитайте в тексте)- Что сделали Слава и Вова? (прочитайте в тексте)- Как можно озаглавить рассказ? (вратари, футболисты)
Рисунок1 (резерв)

Кроссворд (резерв) Рисунок2
VI этап. Итог урока.
- С какой буквой мы сегодня познакомились?- Какими звуками она обозначается?- Что нового узнали на уроке?- Что особенно понравилось?-Что вызвало затруднение? Почему? Новую букву помещаем на ленту букв.
Источники материалов:
Учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Федосова Н.А. "Русская азбука", М., Просвещение.