Обручение – как проходит обряд венчания в православной церкви? Венчание меняет жизнь, но для венчания надо измениться.

Чин обряда венчания в том виде, как существует сейчас сложился еще в I веке нашей эры, то есть во времена зарождения христианства.

Но церковное бракосочетание совершалось тогда после литургии – важнейшего христианского богослужения, а в наши дни венчание принято проводить как самостоятельное действо.

Цель обряда – дать клятву верности перед Богом, скрепить свой союз Божиим благословением и получить благословение на рождение и воспитание будущих детей.

Первая часть таинства – обручение

Оно имеет своей целью внушить молодоженам всю важность таинства брака, вызвать в их сердцах трепет и благоговение перед этим событием.

Благословение

Изначально «новоневестные» находятся в притворе – пристройке перед входом в храм, которая обычно отделена от самого храма стеной с дверным проемом. Жених становится справа, невеста слева, оба поворачиваются лицом к алтарю.

Обручальные кольца заранее кладутся на престол в алтаре и находятся там во время литургии. Когда обряд венчания начинается, диакон, следующий за священником, на специальном подносе выносит их.

Священник, изображающий в этот момент Иисуса Христа, подходит к молодоженам (те, в свою очередь, приравниваются к первозданным прародителям Адаму и Еве, начинающим новую и святую жизнь в чистом супружестве), держа в руках две горящие свечи – символ чистоты и целомудрия .

Он трижды благословляет жениха и трижды – невесту, повторяя: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (молодые при этом каждый раз крестятся), передает им свечи (или же не передает, если кто-то из вступающих в брак венчается не в первый раз).

Завершается благословение крестовидным каждением, которое говорит о невидимом присутствии на таинстве благодати Святого Духа .

Обручение

После благословения священник ведет молодоженов в центр храма.

Взяв кольцо жениха , он повторяет трижды: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», каждый раз совершая над головой жениха крестное знамение, а затем надевает ему обручальное кольцо на безымянный палец правой руки. Кстати, мы на какой руке носят кольца представители различных конфессий.

Те же действия священник совершает и с кольцом невесты , трижды повторяя: «Обручается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Обмен кольцами

Молодожены три раза обмениваются своими кольцами, выражая этим согласие и единодушие и обещая отдать друг другу себя на всю жизнь. Менять кольца может и сам священник.
В ходе обряда он также несколько раз обращается ко Всевышнему с молитвой, прося Господа благословить молодых и утвердить обручение.

Как совершается обряд венчания

Заключение естественного брака, или свободного союза

Цель этого этапа – подтверждение женихом и невестой добровольного и нерушимого намерения вступить в супружество.

На аналое (так называется высокий прямоугольный столик с покатым верхом, который обычно стоит перед иконостасом посреди храма и применяется при богослужении) лежат Евангелие – символ присутствия Христа , крест – знак его любви, а также венцы. Перед аналоем заранее расстилается платок белого или розового цвета – символ чистоты и единства жизни в браке.

Жених и невеста с зажженными свечами в руках следуют за священником с кадильницей (подобно тому, как будут следовать всем заповедям Господним ), становятся на этот плат и перед служителем церкви и всеми пришедшими на церемонию подтверждают, что их решение вступить в законный брак является добровольным и нерушимым и что ранее никто из них не давал обещания какому-то третьему лицу вступить в брак с ним.

Чин венчания

Самый важный и ответственный момент всей венчальной церемонии.

Прочитав три молитвы, обращенные к Иисусу Христу и Триединому Господу, и попросив в них всех возможных житейских и духовных благ для молодых, батюшка берет венец , крестит им жениха, после чего тот должен поцеловать образ Христа, находящийся на передней части венца.

При этом священник говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Затем так же священник благословляет невесту , позволяя ей трижды приложиться к образу Пресвятой Богородицы на венце и произнося: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

После батюшка трижды читает тайную молитву , каждый раз благословляя молодоженов иерейским благословением: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».

Венцы, предназначенные для молодых, символизируют венцы Царствия Божия – жизнь вечную, напоминают о терновом венке, надетом когда-то мучителями на голову Иисуса Христа, а также означают, что в браке муж и жена должны быть один для другого как царь и царица .

Прочтя фрагменты посланий Святых Апостолов и Евангелия, в которых союз новобрачных сравнивается с союзом Христа и церкви, священник призывает молодоженов и всех присутствующих вместе прочитать молитву «Отче наш».

В знак преданности Господу и покорности молодые должны преклонить головы под венцами.

Общая чаша, или чаша общения

Священник подносит молодоженам вино в одной чаше.

Красное вино символизирует подлинную любовь , в которую в предстоящей семейной жизни молодые должны превратить истинность своих чувств, сравниваемых с чистой пресной водой: как вино становится из года в год все лучше, так и любовь должна становится глубже и полнее.

А единая чаша – это символ общей судьбы молодых . Жених и невеста троекратно и попеременно пьют вино маленькими глотками.

Шествие вокруг аналоя

Священник соединяет правые руки молодых, покрывая их епитрахилью – длинной лентой, огибающей его шею и обоими концами спускающейся на грудь. Сверху он кладет свою руку, как бы от лица церкви передавая жену мужу .

Не разнимая рук, священник трижды обводит молодых вокруг аналоя.

Затем батюшка говорит: «Восприими венцы их в Царствии Твоем» и, читая торжественную молитву «Возвеличися, женише, якоже Авраам», снимает венцы с головы невесты и жениха, а те должны целомудренно поцеловаться, засвидетельствовав святость и чистоту взаимной любви.

У царских ворот жених должен поцеловать икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери.

Новобрачные меняются местами и снова целуют икону и распятие, а священник вручает им две иконы, которые заранее передали ему родственники молодоженов: для жениха – образ Спасителя, для невесты – образ Пресвятой Богородицы.

Завершается венчание провозглашением многолетия новобрачным и поздравлениями гостей.

Сколько длится венчание в церкви

Весь обряд длится в общей сложности около 40–50 минут и совершается, как правило, после Божественной литургии – между 11.00 и 13.00.

Кому и когда нельзя венчаться

Совершение обряда возможно только при соблюдении некоторых условий:

  • Проведение таинства венчания допускается лишь после регистрации брака в загсе . Однако если препятствующие этому обстоятельства церковь признает уважительными и серьезными, для людей, желающих вступить в брак, может быть сделано исключение.
  • В христианском венчальном обряде могут принимать участие только верующие крещеные православные христиане . В обратном случае человек не имеет права быть участником церковных таинств.

К прочим ограничениями относятся следующие обстоятельства:

  • значительная разница в возрасте (в этом случае прежде нужно получить специальное разрешение архиерея);
  • кровное родство вплоть до четвертой степени;
  • брак между сводными родственниками, между единокровными (то есть имеющими общего отца) и единоутробными (имеющими общую мать) братом и сестрой.
  • Согласно церковному календарю, венчание не проводится по вторникам, четвергам и субботам; в дни, предшествующие двунадесятым и великим праздникам, а также престольным храмовым дням; во время Святок и многодневных постов (Великий, Петров, Успенский, Рождественский), а кроме того, 10, 11, 26 и 27 сентября.

Подготовка в венчанию

Чтобы таинство состоялось в соответствии со всеми канонами, а отдельные моменты не были для кого-то неожиданностью, к обряду стоит заранее подготовиться

  • Предварительное знакомство с духовенством храма и выбор «своего» священника. Лучше заранее задать ему все волнующие вас вопросы и уточнить важные детали.
  • Заблаговременная запись – за 2–3 недели до самого венчания. Со священником необходимо обговорить не только дату, но и конкретное время. Не забудьте включить этот пункт в .
  • Подготовка венчального наряда . К этому моменту следует подойти особенно ответственно, так как церковные каноны предъявляют определенные требования к цвету и покрою платья для венчания.
  • Покупка атрибутов , необходимых для проведения обряда. Сюда относятся иконы, венчальные свечи, полотенце, обручальные кольца, и др. Какие иконы нужны для венчания и лучше уточнить заранее и затем обсудить со священником.
  • Духовное приготовление . Решение венчаться в церкви должно быть взвешенным и осознанным. Жениху и невесте, собравшимся пойти к алтарю, стоит подготовиться морально. Во-первых, они должны понимать, что брак, освещенный в церкви, не может быть расторгнут самовольно, а нарушение обета верности – это безусловный грех.Во-вторых, накануне свадьбы молодым предстоит исповедаться и причаститься , заранее – за 3–4 дня – подготовившись к этим таинствам через говенье, то есть через подвиг поста, молитвы, покаяния и причащения. В некоторых случаях исповедоваться и причаститься молодым разрешается и в день свадьбы непосредственно перед венчанием.

1. Изменилось ли что-нибудь в вашей семейной жизни после венчания?

2. Что бы вы пожелали молодым людям, вступающим в брак?

«КАК НЕ НАДО»

Сергей и Елена МАДЕЕВЫ.
Общий стаж совместной жизни – 10 лет. До венчания в браке прожили чуть больше трёх лет. Трое детей.

Сергей Фёдорович, директор собственного предприятия ООО «РСУ», пос. Сангар:


1. После семья стала более дружной и воцерковлённой. До этого я был очень раздражительный, ревнивый, старался повернуть всё в свою сторону, из-за чего случались серьёзные скандалы в семье. Слава Богу, Он повернул нас обоих к Себе лицом. Честное слово, жить стало намного легче.
2. Молодым людям желаю веры в Бога. Что бы ни было, любите, верьте и терпите друг друга. Перед браком не нужно обманывать и хитрить, так или иначе всё тайное станет явным. Мне кажется, лучше не торопиться с венчанием, это очень серьёзный шаг в жизни. Но расписаться обязательно нужно.

Елена Валерьевна, адвокат:

1. Если честно, мы пример – «как не надо». Разница в возрасте семь лет «в мою пользу» и двое детей от первого брака. Сошлись в день моего в суде. Жили, даже не собираясь быть вместе. Первые полтора года просто, что называется, «встречались». Конечно, это очень обидно для женщины, но я считала, что не имею права на большее… Да и вообще не собиралась второй раз выходить замуж!

Каждый из нас имел собственные представления о христианстве, Боге, вере, Церкви. Однажды мы на пасхальную службу ходили в разные храмы. Когда я приняла решение уехать, в том числе от Сергея, он помог собраться, проводил в порт. Плакала сама, плакали дети. Но я была убеждена, что через месяц он найдёт другую, без прошлого, детей, возрастного мезальянса. Я жертвовала собой и берегла себя одновременно. А он, видимо, берёг себя. От меня… Во всяком случае, оба тогда считали, что мы – не пара.

Через три месяца разлуки поняла, что мученицы из меня не получилось. Я сдалась, он приехал, стали строить семью. До этого нам жилось как-то проще, легче. Первое время «настоящей» семейной жизни мы задыхались от отчаяния. Ничего не выходило! Муж страдал от ревности, я – от ярости из-за его ревности. Хотя, в общем, мы чувствовали себя счастливыми, дети тоже. Но не было ощущения надёжности. Мучило чувство, что вот-вот всё кончится, и уйдёт моё небывалое женское счастье…

С самого начала мы хотели заключить союз только перед Богом. Великим постом в монастырском храме на исповеди я призналась отцу Леониду, что не собираемся регистрировать брак, а желаем сразу венчаться… у меня не случилось. Под угрозой отлучения от Святой Чаши я сделала мужу… предложение оформить отношения в ЗАГСе. Мы расписались, муж поважнел, я поменяла паспорт. На этом изменения кончились. Остались ревность, гнев, ярость и… любовь. Мы с нетерпением ждали отпуска, чтобы, наконец, повенчаться. Храма у нас в посёлке тогда ещё не было.

И вот Господь соединил нас в таинстве венчания. Сразу пропала ревность, появилось что-то другое… тёплое… настоящее. Мы стали одной плотью. Венчание дало уверенность, нежность, осознание важности семьи и понятие о её бесконечности. Я поняла, что можно любить глубоко и честно. У нас общие интересы. Родилась дочь. Конечно, остались проблемы, бывают конфликты. А так как мой гнев, в отличие от его ревности, «мне верен» и после венчания, ссоры наши весьма зрелищны, просто китайский фейерверк! Как муж это терпит, не знаю. Думаю, что и он тоже не знает. Знает Бог, взявший нас под Свою защиту. Порой бывает трудно, но помогает совет священника, данный на исповеди. Да и как можно долго «дуться», если вместе – в храм, вместе – к Причастию?

2. Что пожелать молодым, вступающим в брак? Счастья! Слушайте своё сердце, Господь знает кому, когда и что дать. Если молодые люди – верующие, им легче жить, легче сохранить любовь. А если ещё нет веры, то пожелать можно её обретения, потому что встретить Бога – значит, найти смысл жизни. Хочется, чтобы молодые люди, создающие семьи, помнили: жизнь – штука короткая, проплакать, «прострадать» её – дело нехитрое. Легко гордиться собой, выяснять отношения, сводить счёты. Куда сложнее сделать друг друга счастливыми, живя так, будто завтра может не наступить.

А ещё я всем желаю детей, много и здоровых! Детей, которые будут расти рядом с любящими их и друг друга родителями.

«НОСИТЕ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА»

Юрий Викторович и Ольга Аркадьевна ЛАРИОНОВЫ.
30 лет супружеской жизни. Венчались после 25 лет брака. Двое детей, двое внуков.

Юрий Викторович, технический директор ООО «КопирТехСервис», пос. Жатай:
1. Мы венчались, когда ещё только начали в церковь ходить, и глубокого понимания не было, что это за таинство. Просто знали, что грех – жить невенчанными, что только брак, благословлённый Богом, – настоящий. Уже потом я прочитал слова апостола «Носите тяготы друг друга, и так исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) и понял, что если отношения между двумя людьми строятся на вере в Бога, то она укрепляет их союз. А тогда больше чувствовал, что такова обязанность всех православных семей – НАДО венчаться. Конечно, за столько лет совместной жизни мы притерпелись друг к другу, знали, у кого какие слабости, и всё равно что-то изменилось. Не сразу, но у меня появилось более глубокое отношение к жене, понимание, что она и есть та половина, которую мне Господь предназначил, Богом благословенная. А ещё появилась уверенность, что и в жизни вечной мы будем вместе. Отец Алексий венчал нас в Никольском храме покаянным чином – ни фаты, ни торжеств, в полутёмном храме горели свечи… Нам подарили иконы, батюшка объяснил, что именно семья – путь нашего спасения.

2. Я бы пожелал всем венчаться, только без веры, думаю, не стоит этого делать. Зачем? Обряд красивый совершить и надеяться, что всё теперь пойдёт хорошо? Этого не будет! Главное – жить с Богом, хранить любовь, а по вере каждому и дано будет.

Ольга Аркадьевна, медсестра в детской поликлинике пос. Жатай:
1. Всё изменилось! – отношение к мужу, работе, детям. Мы более терпимыми стали, ответственными. Кажется, что на тебя сверху Господь смотрит. Муж у меня всегда был очень хорошим, а после венчания, мне кажется, стал ещё мягче, спокойнее, терпеливее. Повенчавшись, мы стали сильнее чувствовать, что в трудных ситуациях жизни нам всегда Господь помогает.

Во время венчания я испытывала ОГРОМНОЕ волнение. Думала, поймут ли меня дети, окружающие? В храме было лишь несколько прихожан. Но они так нас поддержали, так тепло поздравили, накрыли стол… Меня поразило то, как люди нас понимают, как тепло относятся. Было очень приятно! И очень ответственно. Робела, ведь батюшка сидел с нами за столом, а я многого, что касается веры и церковной жизни, не знала. Ещё нас поздравили дети.
2. Дочь наша, когда замуж выходила, сразу венчалась, сын женат, но не венчан, хотя они и в храм ходят с сыном и причащаются. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы они повенчались, ведь если двое людей вместе живут и не венчаны, Божия благодать им не такая даётся, и молитвы не так доходят до Господа. Я бы пожелала всем венчаться. Ну, а житейские пожелания обычные: ценить друг друга и уважать.

СЛОЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Сергей Егорович и Татьяна Кирилловна ШИШИГИНЫ.
Стаж семейной жизни – 13 лет, в венчанном браке – 4 года. Четверо детей.

Сергей Егорович, журналист:
1. Самое главное – стало спокойнее на душе.

2. Я желаю молодым быть терпимыми. Готовьтесь – рано или поздно настанут времена, когда потребуется проявить терпение. И жене, и мужу. Даже когда будете ссориться, никогда не переходите ту черту, после которой невозможно вернуться.

Татьяна Кирилловна, тренер по художественной гимнастике:
1. Жизнь изменилась. Но перемены эти – не внешнего характера, поэтому порой кажется, что всё осталось, как прежде. Это не то, что вот, мол, повенчались после девяти лет совместной жизни, и вдруг появилась особая ответственность перед Богом за наш брак.

Надо понимать, что венчание – таинство, в котором Господь непостижимым для нас образом входит в повседневную жизнь и незаметно управляет ею. А проявляется это в критических ситуациях. К примеру, муж трижды виноват и четырежды не прав, а ты такая вся в праведном гневе отвернулась, не разговариваешь и думаешь: «Ну всё, тропинки затоптаны!» И вдруг в голову залетает мысль, и потихоньку разворачивает тебя лицом к нему. И ты уже думаешь, что не так уж он виноват, а может, даже в чём-то прав. А если ещё хорошенько подумать, то оказывается, что ты сама была когда-то не права, а сейчас пожинаешь плоды своей дурости, которая после венчания, увы, никуда не девается.

Я читала, что влюблённый видит в любимом человеке образ, который замыслил о нём Господь. Но в процессе совместной жизни этот образ затуманивается, и ты уже видишь своего спутника как бы в кривом зеркале, где отражаются его недостатки. А если ещё у самой недостатков вагон, то жизнь в браке становится довольно сложным предприятием. Но в таинстве венчания человек обретает способность заново открывать возлюбленного, и сам становится ближе к первоначальному образу. В семейной жизни всякое бывает: болезни детей, бытовые неурядицы или просто дурное настроение. А мы ведь такие, какие есть – обыкновенные. И бывает трудно «носить бремена друг друга». Если в вашем союзе есть Господь как источник сил, то брак становится успешным. Лично я на себе это очень ощущаю и порой думаю: как мы раньше жили невенчанные?

2. Я желаю молодым быть открытыми и искренними друг с другом, творческими в совместной жизни, внимательными и заботливыми.

КОГДА БОГ – СВИДЕТЕЛЬ

Александр и Анжела БОЛДАКОВЫ.
Общий супружеский стаж – 7,5 лет. В законном браке до венчания . Двое детей.

Александр Васильевич, начальник производственной базы нефтегазовой строительной компании:
1. Внешне ничего не изменилось, но внутренне…

До венчания я чувствовал неуверенность в браке. Возможно потому, что это у меня была вторая попытка. Мы жили вместе уже пять лет, а регистрироваться не спешили. Я думал: «Зачем? По сути, это и есть гражданский брак. Ведь что такое ЗАГС? Зал актов гражданского состояния. Значит, и брак, заключённый там, – гражданский».

Но мы с женой – воцерковлённые люди, а потому приходится отчитываться за дела свои скорбные. Каждый раз на исповеди священник ставил вопрос: «Женат?» – «Да» – «Венчанный?» – «Нет» – «А почему?» И уже выглядели несерьёзно. Надо было определяться. Вот мы и определились. А после венчания появилась уверенность. Я обрёл душевное равновесие. Все колебания просто улетели. Почему и говорят «ТАИНСТВО венчания» – священник призывает Бога в свидетели того, что мы с женой даём друг другу обет верности. Между нашими обещаниями присутствует Сам Господь. И это меняет всё.
2. У меня две взрослые дочери от первого брака, обе вышли замуж. Одним из условий для того, чтобы получить родительское благословение, было венчание. Моё пожелание всем: только венчаться! Раз и навсегда. Думайте, прежде чем принять решение, а дальше – совет да любовь.

Анжела, юрист:

1. Мы какое-то время даже в браке не состояли – сожительствовали просто. Муж всё не решался оформить отношения. Сначала меня это вполне устраивало, а потом, когда дети родились, обидно стало. Хотя я, если честно, и за собой оставляла право выбора. В Евангелии же читала: «Что Господь сочетал, того человек да не разлучит», и мне всё казалось – раз Бог нас не сподобил венчаться, значит, мы не созданы друг для друга. Такие лукавые мысли в голову лезли. Я не боялась мужа потерять, была уверена в нём. Это он долго во мне сомневался.

Мы познакомились в храме, муж уже был прихожанином, а я ещё только воцерковлялась. А потом вместе начали делать шаги в вере, и стали друг другу ближе. Духовную литературу читали и постепенно «созрели» к венчанию. Некоторые сначала венчаются, потом узнают, что это такое, мы же сначала всё узнали, а потом венчались.

Переживания были сильные во время таинства. Слёзы сами лились, настолько глубокие чувства я испытывала. И после этого у нас обоих очень изменилось отношение к браку, трудностям, ссорам. Мы стали более сдержанными, терпимыми. У меня твёрдая убеждённость есть: если Господь сподобил венчаться, то теперь до конца вместе – либо в рай, либо в ад. Даже несмотря на то, что Церковь даёт право разводиться при определённых обстоятельствах, я хочу, если, не дай Бог, что-то случится, не разводиться с мужем, нести общий крест, чашу радости и печали испить вместе до конца.

После венчания во мне всё, что я теоретически знала, укрепилось, живой жизнью забилось. Я молиться стала иначе. Раньше всё больше о детях молилась. А молитвы святым о супружеской жизни оставляла на потом. Теперь молюсь мученикам Адриану и Наталии, благоверному князю Петру и княгине Февронии, мученикам Симону, Гурию и Авиву, и вместе с мужем мы читаем молитву по соглашению супругов.

2. Я бы пожелала всем любить не себя в семье, а саму семью. Молодёжь эмоциональна, она поначалу всё равно шишек набьёт, но надо стараться не эмоциями руководствоваться, а разумом. Желательно иметь духовного наставника, который бы объяснил: брак – это настолько серьёзно, что грех измены приравнивается к убийству. Начинайте совместную жизнь с убеждением, что ваша семья – единый организм и разрушать его нельзя ни при каких обстоятельствах!

«СОВЕРШЕННОЛЕТНЯЯ» СЕМЬЯ

Сергей Анатольевич ТАШМАКОВ и Ольга Иосифовна ПАШКЕВИЧ.
Общий стаж брака – 21 год. Повенчались через восемнадцать лет. Одна дочь и два внука.

Сергей Анатольевич, сотрудник Республиканского ипотечного агентства:

1. Вопрос о венчании для меня не стоял, пока я не стал воцерковлённым, но срок этого события отодвигал. К окончательному решению подтолкнула смерть отца. Мои родители прожили в браке почти сорок лет и всё время думали повенчаться, но так и не собрались. Я не хотел повторять их ошибки.

После венчания появилось ощущение того, что теперь мы с супругой одно неделимое целое.
2. Молодым я советую относиться друг к другу смиренно, не обращать внимания на мелочи, а ценить любовь, потому что жизнь такая короткая!

Ольга Иосифовна, доцент Якутского высшего командного речного училища (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта:

1. Когда женились, мы с Сергеем не были даже крещёными. Он покрестился спустя два года, а я – через десять лет. Повенчались, как я шутила, в год совершеннолетия нашей семьи.

Мысль об этом появилась у меня, когда мы присутствовали на таинстве брака наших знакомых. Муж моё предложение отверг, сказал, что повенчаемся, если проживём вместе тридцать лет. Тогда я на него немножко обиделась, но после поняла, что он был прав, потому что я восприняла только внешнюю, обрядовую сторону и просто хотела устроить себе праздник.

Хотя мы и молились дома, но церковь посещали редко, постов не соблюдали, не исповедовались и не причащались. Нельзя сказать, что наша семья была абсолютно счастливой. Случались ссоры, непонимание. А несколько лет назад мы оказались в очень сложной ситуации. В июле должен был родиться наш первый внук. За неделю до срока дочь положили на сохранение, и в тот же день у свёкра произошёл инсульт. Надежды на то, что выживет, не было. Вот тогда-то я и стала регулярно ходить на церковные службы. Через неделю благополучно появился на свет внук, и в тот же день отец мужа открыл глаза, а вскоре к нему вернулась речь.

В ситуацию, когда близкие постоянно нуждались в моей помощи и приходилось делать многое в ущерб своим интересам, я попала впервые. Надежда была только на Бога. Тогда-то постом и молитвой подготовилась к исповеди и причастилась.

Я начала замечать, что в храм люди приходят семьями, с детьми, что их объединяет общая молитва. Хотелось, чтобы рядом со мной тоже был муж. После смерти отца Сергей стал постоянно ходить в церковь. Венчание прошло скромно, свидетелем был наш зять. И всё-таки получился прекрасный день. Я не надеялась на чудо, на то, что сразу же в семье исчезнут разногласия, но появилась уверенность: теперь мой муж станет мне родным и по духу. Так и вышло.
2. Как-то одна знакомая сказала: «Что ты всё в церковь ходишь. Ведь у тебя всё хорошо!» Мне кажется, в том-то и беда, что люди идут в храм, когда им уже совсем плохо. Поэтому молодым я хочу пожелать любить друг друга и быть благодарными Богу за то, что он помог им встретиться. Ведь Бог ждёт от нас не только молитв о помощи, но и нашей благодарности и, конечно, любви.

СОЕДИНЕНИЕ «В ПЛОТЬ ЕДИНУ»

Иерей Виктор и Вероника БЛИНОВЫ.
Вместе 10 лет. В браке до венчания прожили около пяти. Есть дочь.

Отец Виктор, священник градоякутского Преображенского собора:

1. Когда у человека в сердце рождается любовь, он стремится быть вместе с возлюбленной. Именно поэтому появляется семья. Наша – не исключение.
Когда мы с женой пришли к вере, нам, естественно, захотелось получить благословение Божие. Ведь семья – это не только мы вдвоём, но и весь наш род. Во время подготовки к венчанию и после него произошла большая переоценка взаимоотношений, потому что в таинстве брака два разных человека соединяются воедино. Человек, осознанно приступающий к венчанию, понимает, что в нём создаётся новая (домашняя) церковь, а Церковь Христова – это люди, объединённые Духом Святым, главный плод Которого есть любовь. Наша любовь стала более зрелой, в чём я стараюсь каждый день признаваться жене.

2. Желаю молодым парам любви, доверия и уважения, а тем, кто уже укрепился в вере, – Божьего благословения. Главное в семейной жизни, на мой взгляд, это когда каждый готов ради другого поступиться своими личными желаниями и амбициями.

Вероника Геннадьевна, руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия), аспирантка IV курса Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ:

С супругом мы познакомились на дружеских посиделках. Свадьбу сыграли через год, когда я закончила первый курс юридического факультета, а мой будущий муж – второй. Изменения в семье начались ещё до венчания, с приходом в Церковь. Для нас церковный брак стал своеобразным этапом духовной жизни, когда мы пришли к пониманию, что без Божьего благословения христианская семья существовать не может. Но сначала был довольно долгий период воцерковления, когда наша семья, после крещения мужа, влилась в число прихожан Никольского собора. Затем супруг стал чтецом, а я с дочерью в свободное время помогала по храму. К открытию церкви мы уже были достаточно уверенной в себе христианской семьёй, и архиепископ Герман спросил, а не задумывались ли мы о венчании? Честно скажу, на тот момент не задумывались. Но благодаря словам Владыки о том, что церковный брак благословляет сам Господь, мы стали всё чаще обсуждать эту тему и пришли к его необходимости.

Именно после венчания в моих отношениях с мужем особых изменений не было. Но они постоянно происходят по мере духовного роста (как я дерзко надеюсь). Венчание помогло нам стать полноценной христианской семьёй, соединило нас Божьим промыслом.
Естественно, людям неверующим это священнодейство непонятно, и практической необходимости в нём нет. Известно, что во многих ведущих странах церковный брак столь же легитимен, как и гражданский (официально зарегистрированный в государственных органах). В России до революции долго единственной возможной формой создания семьи был церковный брак. В советское время венчание в церкви лишилось официального признания. Семейный кодекс РФ признаёт только брак, заключённый в органах записи актов гражданского состояния. На мой взгляд, это вполне закономерно и не должно вызывать противоречий в обществе. Церковь – не государственный институт и не должна подменять собой его органы, она, скорее, оказывает влияние на общество опосредованно, через духовную жизнь прихожан. Но для православного христианина церковный брак – единственная возможность соединить свою жизнь с любимым человеком, поскольку всё для верующего связано с Богом и без него немыслимо.

Протоиерей Владимир Воробьёв пишет: «Брак есть некий дар любви неразрушимой, Божественный дар любви… Это не юридическая категория и не юридический акт – это момент духовной жизни. Поэтому таинство брака православными воспринимается как момент принятия благодати Божией, как момент совершения некоего чуда соединения…»

К такому пониманию брака готовит Церковь своих прихожан и в этом его отличие от брака гражданского. На мой взгляд, церковное венчание ни в коей мере не должно быть блажью, данью моде. К пониманию необходимости церковного брака надо прийти. Люди, формально подходящие к венчанию, попросту не воспримут его духовный смысл, не станут семьёй в той полноте, к которой призывает нас Господь. Для православных людей их соединение «в плоть едину» происходит во время совершения таинства, через совместную Евхаристию и вхождение новой семьи в Церковь.

2. Сказать: давайте все венчайтесь и будет вам счастье, я не могу. Таинство есть таинство, только для избранных – христиан то бишь… причём воцерковлённых.

Подготовили Ирина ДМИТРИЕВА,
Ариадна БОРИСОВА

Венчание в церкви – священный обряд семи таинств, во время которого любящий передаёт себя, свои желания, помыслы и стремления в руки любимого. Церковное венчание накладывает обязательства охранения семьи, которые обязаны выполнять каждый из супругов. В церкви молодые получают благословение на счастливую семейную жизнь и продолжение рода. Правила венчания в церкви не имеют юридической силы, поэтому их соблюдение зависит только от супругов. Это обязанность хранить священные узы брака, не допуская влияния суетных страстей, разрушающих любовь – духовную основу семьи. Стоимость венчания в церкви в разных городах отличается друг от друга. В крупных городах, типа Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и прочих столицах регионов России цена венчания в церкви немного повыше, чем в небольших населенных пунктах.

Венчание в церкви, правила

Нужно сказать о том, что нужно для венчания в церкви . Как правило, современный обряд венчания допускает присутствие родных и близких. Родительское благословение уже не требуется, что нужно для венчания было ещё несколько веков назад. Начиная с четвёртого века, брак не считался законным без одобрения родителями.

Обряд состоит из двух этапов. Первый – это обручение, а второй – собственно венчание. При обручении дьякон выносит обручальные кольца на подносе. Священник вручает молодожёнам свечи. Одно обручальное кольцо священник надевает на безымянный палец правой руки жениха, а затем молодожёны троекратно меняются кольцами, символизируя этим, что они передают себя во власть друг друга.

Теперь черёд венчания. Священник знаменует венцов жениха и невесту и даёт им поцеловать образы Спасителя и Пресвятой Богородицы. Таинство венчания означает, что молодожёны становятся царём и царицей друг для друга. После этого новобрачные могут вернуться в дом, где их хлебом-солью встречают родители, благословляя брак иконами.

Что нужно сделать перед венчанием?

Стоит рассказать о том, что нужно сделать перед венчанием . В первую очередь, к венчанию необходимо приступать искренними и чистыми друг перед другом. Честность и откровенность – залог прочности семейных уз. Только тогда венчание будет совершено во благо души, а все молитвы, принесённые в храме, принесут благие дары. Раньше к венчанию допускались только сохранившие целомудренность, и сегодня от согрешивших до брака Церковь требует раскаяния. После причащения и исповеди перед священником можно проходить обряд.

Не следует также забывать о том, что венчание без веры вряд ли способно принести пользу. К сожалению, в современном мире венчание зачастую является лишь данью моде, утрачивая святость и таинство.

То, что нужно сделать перед венчанием в первую очередь – это выбрать место и время совершения обряда. Во многих храмах есть возможность сделать предварительную запись. Если такая возможность отсутствует, можно оформить квитанцию на совершения обряда в день свадьбы. В этом случае нельзя точно определить время, зато можно договорить на совершение венчания конкретным священником, что для многих пар имеет очень важное значение.

Когда и как провести венчание?

По канонам Русской Православной Церкви венчание нельзя проводить во время поста, Пасхальной недели, на святки, а также по вторникам, четвергам и субботам. Соответственно, каждый год изменяется календарь дней, допустимых для обряда. Уточнить дату лучше заранее в храме, церковной лавке или на интернет-ресурсах.

Накануне венчания с полуночи нельзя ничего есть, нельзя пить и курить, воздержаться от половых отношений. В храме молодожёны причащаются Святых Тайн, исповедуются и молятся. После этого можно переодеться в венчальные одежды. Итак, что нужно для венчания:

  • удобная обувь, в которой нетрудно стоять несколько часов подряд;
  • головной убор для невесты;
  • нательные крестики для молодожёнов;
  • обручальные кольца, которые следует заранее отдать священнику, чтобы он смог освятить их, возлагая на Престол. Раньше кольцо жены было серебряным, а кольцо мужа – золотым. Золотое символизировало солнце, светом которого был муж в семье, а серебряное – луну, жену, блистающую в отражённом солнцем свете. Для современного венчания, как правило, покупают одинаковые кольца;
  • кусок белого полотна (можно полотенце), на котором молодые будут стоять.

Что ещё следует знать об обряде венчания:

  • родителям и родственникам следует прийти если не на литургию, то уже к началу венчания;
  • у каждой супружеской пары должны быть шаферы – свидетели, которые держат венцы над головами молодых. Как правило, шаферы – молодые сильные крещёные мужчины;
  • фотографирование и видеосъёмка в церкви запрещена, лучше ограничиться одной общей фотографией на улице перед церковью после совершения обряда.

Стоимость венчания в церкви может меняться, если пара хочет обвенчаться отдельно от остальных венчающихся в этот день молодожёнов. В будние дни такая вероятность обычно меньше, чем в выходные. Также цена увеличивается, если для кого-то из супругов это не первый брак. В любом случае, лучше заранее съездить в церковь и узнать, какова цена венчания в церкви.

Крещенные православные христиане, которые хотят связать свою судьбу браком, при желании могут обвенчаться. Однако люди должны четко осознавать, что брак, утвержденный Богом, не может быть расторгнут по личному желанию, так как это считается безусловным и тяжким грехом.

Венчание считается церковным таинством, в котором люди обещают хранить друг другу верность, а Бог подает им за это благодать единодушия, чтобы им было легко рожать и воспитывать детей, а также праведно жить христианской жизнью.

В процессе обряда любящие люди передают свои стремления, помыслы и венчания в руки партнера и обещают хранить священные брачные узы, не допуская в свою жизнь суетные страсти, разрушающие семью и любовь.

Обряд не имеет юридической силы, хотя венчание в церкви без регистрации в ЗАГСе является нежелательным моментом.

Наша статья поможет понять суть обряда венчания. Кроме того, мы подробно расскажем, как венчаться, а также рассмотрим основные правила и обычаи.

Главные правила и приметы

Брачное таинство предполагает 2 обязательные части: обручение и последующее венчание. При этом обрученные люди могут самостоятельно расторгнуть договоренность о будущем браке, а венчанные уже нет.

Существуют обязательные требования к венчающимся:


Кроме обязательных правил некоторые обращают внимание на народные приметы, связанные с венчанием :

  • упавшее во время церемонии кольцо символизирует смерть одного из супругов или распад семьи;
  • ни в коем случае нельзя никому отдавать венчальный рушник, ведь он представляет собой символичный жизненный путь пары;
  • свечи, используемые при венчании, также необходимо хранить дома, а зажигать их можно в 2 случаях: во время тяжких родов или при болезнях детей;
  • в народе утверждают, что новобрачные обязательно должны что-то подарить храму в благодарность за благословение их новой семьи (часто это льняные полотенца, в которые заворачивают свежеиспеченный хлеб).

Венчание в православной церкви: подготовительные правила

Жизнь брачующихся, благословленных Богом, в идеале начинается с духовного приготовления. Невеста с женихом обязаны причаститься и исповедаться, но эти ритуалы, в свою очередь, также требуют определенной подготовки. Итак, что нужно для венчания в церкви?

Перед венчанием невеста и жених должны приходить на беседы со священнослужителем, который расскажет о том, как будет проходить обряд и раскроет тайны церковного понимания брака. Священник выясняет, почему людям важно быть именно обвенчанными, ведь некоторые пары не понимают всей глубины происходящего, а просто хотят участвовать в красивом обряде. При этом батюшка может дать какие-то полезные советы или порекомендовать брачующимся прочесть конкретные отрывки из священных книг.

Очень важно заранее договориться о дате венчания со священником. А если планируется, что обряд будет сопровождаться песнопением, необходимо заблаговременно предупредить певчих.

Когда нельзя венчаться?

Назначение конкретной даты венчания необходимо для того, чтобы не попасть в канун постных дней, в субботу, четверг и вторник: в эти дни ритуал не проводят. Вас интересует венчание в пост, а также можно или нет доверить свою семью Богу в эти дни? Ответ однозначен: это исключено, ведь обряд ни в коем случае не должен быть совершен в период долгих постов: Успенского, Петровского, Великого и Рождественского. И это не суеверие, как допустим, а обязательное к соблюдению церковное правило.

Важные атрибуты венчания

Если планируете венчание в церкви, не забудьте заранее позаботиться и о венчальных кольцах , которые являются знаком неразрывности брачного союза. Неважно, где они будут куплены: в храме или ювелирном магазине: главное, чтобы это было сделано с любовью и позитивным настроем. Перед самым обрядом кольца отдают священнику.

В старые времена было принято, что женское кольцо должно было быть золотым, а мужское могло быть намного дешевле: серебряным или железным, но сегодня эти правила никто не соблюдает и пары вольны выбирать брачные атрибуты на свой вкус.

После свершения обряда у молодоженов на память останутся кольца и венчальные иконы . Обычно для венчального благословения применяют образа Божьей Матери и Спасителя. Также можно использовать венчальные иконы родителей. Перед процессом их отдают священнику, а затем хранят как святыню, оберегающую брак.

Не забудьте о рушнике – белом полотенце, на который становятся новобрачные. Его можно купить в храме или вышить своими руками, вложив частичку своей души.

Позаботьтесь также о церковных свечах и венцах : все это есть в храме. Обязательно заранее договориться о том, кто будет держать венцы над головами жениха и невесты, чтобы не получилось путаницы во время обряда. Церковные венцы сделаны в едином размере, поэтому наверняка окажутся вам не по размеру. Именно поэтому принято, что венцы не надевают на головы пары, а держат над ними на весу. Делают это свидетели .

В дореволюционное время наличие свидетелей (поручителей) было обязательным, ведь церковный брак обладал полноценной юридической и законной силой. В наши дни брачующиеся сами определяют, нужны ли им при венчании свидетели. Если да, то важно учесть, чтобы они обязательно были православными и относились к венчанию с благоговением.

Венчание в православной церкви предполагает некоторые правила для свидетелей:

  • ими не могут быть люди, ранее состоявшие в браке (разведенные), т.к. они являются негативным примером для брачующихся, а потому не смогут в будущем быть верными духовными наставниками новоиспеченной семьи;
  • свидетелями не могут быть люди, живущие гражданским браком, то есть, согласно церковным канонам, пребывающие в постоянном грехе.

Таким образом, венчание в церкви предполагает некоторые правила, которые, впрочем, довольно легко соблюсти.

Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты

Пара, пребывающая в совместном браке, обязана принести в церковь документы, подтверждающие регистрацию в ЗАГСе. После этого никаких препятствий для венчания быть не может.

Между тем, не венчают людей, фактически состоящих в браке с другим партнером. Священнослужителю заранее должны быть предоставлены документы о расторжении предыдущего брака в ЗАГСе или разрешение архиерея, если прежний брак был церковным.

Как видите, венчание в церкви уже женатым парам через несколько лет после свадьбы разрешено и даже рекомендовано. Главное, чтобы этот шаг был осмысленным и хорошо обдуманным. Сам обряд для людей, живущих в многолетнем светском браке, будет носить некоторые незначительные отличия от канонического венчания.

В каких случаях церковь допускает «развенчание»?

Церковный брак, несомненно, более ответственный, ведь супруги отвечают не только перед законом, но и перед Богом. Но все же церковь выделяет несколько причин, по которым брак расторгается:

  • у одного из партнеров обнаружено неизлечимое заболевание (сифилис, СПИД, проказа);
  • один из партнеров является наркоманом или алкоголиком;
  • имеет место новый брак одного из супругов;
  • кто-то из партнеров принимает не православную веру;
  • женщина сделала аборт без получения согласия от мужа;
  • один из супругов пропал без вести;
  • действия партнера приводят к угрозе смерти или ущербу для здоровья;
  • психическое заболевание одного из супругов.

Раньше поводом для развенчания церковного брака было только прелюбодеяние, но сегодня перечень причин значительно расширился и продолжает увеличиваться.

Важно учесть, что практически во всех храмах обряд венчания является платным (стоимость варьируется от 1 тыс. рублей и выше). Если вы живете в крупном городе и венчаетесь в местной церкви, будьте готовы к тому, что вместе с вами могут одновременно венчать еще несколько пар. Хотите уединения? Выбирайте небольшую сельскую церковь и заранее договаривайтесь обо всех нюансах с батюшкой.

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .