Нервные дети: возможные причины, симптомы, способы лечения и советы психологов. Нервные срывы у детей: как помочь ребенку У ребенка нервные срывы и тики

Различные проблемы с психикой и нервные расстройства случаются практически у всех. Исключением не стают даже дети. Часто взрослые ошибаются, считая, что детям не из-за чего нервничать, поэтому такое явление как срыв с ними произойти не должно. Однако это глубокое заблуждение.

Во-первых, детская нервная система только формируется, поэтому ее очень легко нарушить. Это происходит под влиянием самых различных факторов. Во-вторых, нервные срывы у детей проявляются не так как у взрослых, поэтому родители часто списывают это поведение на невоспитанность, непослушание или дурную наследственность.

Причины нервных срывов у детей

Существует несколько факторов, которые могут сильно повлиять на детскую психику и привести к большим психическим расстройствам. Нервный срыв – распространенное явление среди детей, возникает в результате воздействия таких факторов:

  • Ошибки в воспитании малыша. Их допускают очень многие родители. Это происходит потому, что, во-первых, ребенку мало уделяется внимания, а во-вторых, методы воспитания не отвечают возрасту или эмоциональному состоянию малыша. Очень часто родители запугивают свое чадо, обманывают, обещая что-то, а потом не исполняют обещанное. Слишком много позволяют или наоборот делают сильный запрет.
  • Агрессия в семье. Если сын или дочь часто становится свидетелем агрессивных отношений в семье или еще где-то, со временем он начинает проявлять и в своих поступках.
  • Внезапный испуг, очень негативно влияет на психику, могут появиться фобии, страхи и даже заикание.
  • Сильный стресс. Причем ребенок может его испытать, даже потеряв любимую игрушку.
  • Смена обстановки, переезд, смена места учебы. Маленькому человечку нужно снова привыкать к новым людям, и новой обстановке. Это не может не оставлять след на его поведении. Даже если перемены случились к лучшему, как думают родители, дитя может их и не поддерживать. Именно в этот момент его психика готова выстрелить в виде срыва.

Как помочь ребенку пережить нервный срыв

Нервозы случаются со всеми детьми, и родители должны быть к этому готовы. Нужно придерживаться тактики, с помощью которой ребенок будет чувствовать поддержку и понимание, только тогда он сумеет расслабиться и успокоиться.

Чтобы помочь ребенку, необходимо соблюдать такие правила поведения:

  • Не провоцировать. Если вы видите, что ребенок вот-вот сорвется, лучше переключить его внимание на что-то другое. Его психика еще достаточно гибкая, поэтому эмоциональное состояние легко изменить.
  • Многое зависит от взаимоотношений в семье. Нельзя проявлять агрессию по отношению к сыну или дочке или между собой. Дружелюбное и спокойное общение – ключ к здоровой детской психике.
  • Не стоит ругать малыша, в такие моменты стоит стать не воспитателем, а партнером. Тогда ребенок больше доверится, и вы вместе выйдете со сложной ситуации.
  • Во время нервного срыва можно применить метод зеркальной проекции. Это значит повторять за ребенком его действия, тогда он увидит, как выглядит его поведение со стороны.
  • Нельзя оставлять ребенка наедине с самим собой, он в состоянии может причинить вред себе и окружающим. Но лучше увести в тихое место, где нет много людей и там спокойно попробовать поговорить.
  • Дать попить холодной воды. Для взрослых рекомендуется во время нервного срыва контрастный душ, для малышей это может быть опасно, особенно для маленьких. Такая методика охлаждает и приводит в чувства, возвращает человека к реальности. Применять ее можно только с 10 лет.
  • После срыва, когда малыш успокоился лучше его уложить спать. Перед этим можно дать сладкий чай, настоянный на или мяте. И когда он встанет, обязательно поговорить о том, что произошло, но спокойным тоном;
  • Детям, у которых часто случаются нервные срывы, врачи рекомендуют принимать витамин В. Он укрепляет нервную систему человека, таким образом, стресс имеет меньшее влияние на организм, эмоциональность появляется в умеренном виде.
  • Если же агрессия и неврозы наблюдаются у ребенка слишком часто, это может привести к развитию серьезных психических проблем в будущем. Поэтому необходимо обратиться к врачу. Если проблема находится на начальной стадии, то вылечить ее можно с помощью специальных психологических методик с минимальным вредом для ребенка. Важно понимать, что неврозы в детском возрасте – это серьезные проблемы в будущем.

В целях профилактики нужно заботиться о нервной системе ребенка еще с рождения. Специалисты твердят: воспитывайте себя, а дети будут брать с вас пример. Малыши всегда повторяют модель поведения окружающих, не последнее место занимает также наследственный фактор. Поэтому кричать, наказывать, угрожать – это не выход. Такие методы только усугубляют ситуацию. Постарайтесь понять свое чадо, помочь ему, при правильном подходе можно навсегда избавиться от проблем связанных с нервными срывами. Главное – не игнорировать ситуацию и вовремя обратить на нее внимание.

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению , энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки ( , переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит .

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями
  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Вчера мы начали разговор о нервных срывах у дошкольников и младших школьников, и выяснили с вами, что в большей части нервных срывов и проблем психики детей «повинны» родительские пробелы в воспитании и дурной пример собственного неправильного поведения. Давайте поговорим с вами далее и разберем несколько примеров.

Примеры положительного и отрицательного влияния взрослых

Для иллюстрации влияния взрослых на формирование неврозов у детей приведу несколько примеров, отражающих неверную и верную реакции родителей и других взрослых, участвующих в воспитании.

Ольга Р., 7 лет, до истерики боится мышей, даже на фотографиях и картинках, хотя в целом достаточно храбрая девочка, не боящаяся ни собак, ни диких животных. Почему же такая паника при виде мышей? Все дело в том, что еще будучи воспитанницей детского сада, во время занятий, она стала свидетелем панической реакции воспитательницы на прошмыгнувшего по полу мышонка. Воспитатель была высшим авторитетом для ребенка, и девочка запомнила реакцию женщины, которая с визгом и жутким криком вскочила на стул. В подсознании ребенка закрепился стереотип «мышь – это жуткий зверь!».

Никита Ш., 6 лет, пошел с мамой в цирк на представление с дрессированными медведями. Когда ребенок увидел медведя, который направился в его сторону на самокате, ребенок очень сильно закричал и потерял дар речи, а в дальнейшем стал заикаться. Почему так произошло, ведь многие дети бывают на подобных представлениях, но не боятся? При выяснении обстоятельств было выяснено, что в три года ребенок был длительно у бабушки в деревне, которая за непослушание пугала ребенка тем, что придет медведь и утащит его в лес. Символ медведя стал для ребенка шоковым фактором, и при встрече с настоящим медведем произошел срыв.

Ирина У., 4 лет, шла по улице с мамой, и на них кинулась соседская собака. Не смотря на опасность девочка не испугалась, так как мама ей всегда говорила, что собака – друг человека. Она потом сказала маме «собака лаяла и что-то хотела нам сообщить, поэтому так резко к нам подбежала». Это правильный стиль воспитания мамой, без запугивания и сгущения красок. И это далеко не все примеры разных подходов в воспитании.

Дети обычно по-другому воспринимают опасность и они смелее взрослых. Вспомните, как в детстве вы не боялись забираться на высокие деревья, совать руки в клетки к зверям, разжигать костры или прыгать через глубокие канавы и рвы. Чувство страха формируется у детей на основе реакций родителей и накопления собственного негативного опыта. Приводят к боязни в основном указания взрослых на то, что это больно, опасно или страшно. По опыту было показано, что те дети, у которых возникали неврозы в результате сильного испуга, ранее в своей жизни испытывали многократно достаточно выраженные и сильные потрясения в результате ушибов или ожогов, наказаний или укусов животных. Эти реакции вызывали у них кратковременные реакции плача, но при этом они не сопровождались соответствующими реакциями взрослых об опасности. Также стоит знать, что даже сильные боли как у ребенка, так и у взрослого человека не вызовут невроза, если знать, что подобные боли не опасны – например, зубная боль это неприятно, но от нее нет неврозов.

Однако, умеренные, но длительные по времени неприятные ощущения могут становиться причиной стойких неврозов, если ребенок, который их испытывает, будет полагать, что такие проявления опасны для жизни и здоровья. Например, сжимающие или колющие боли в области сердца могут приводить к развитию тяжелых кардионеврозов из-за страха за то, что сердце может остановиться. Но с другой стороны, даже тяжелые эмоциональные потрясения и горе детей, которое провоцируется достаточно трагическими событиями (гибель близкого человека), при тактичном и ласковом подходе и спокойном объяснении может утешить малыша и не дать его проблемам перейти в неврозы. Стоит помнить, что чем младше ребенок, тем менее развитыми в коре головного мозга будут процессы торможения, тем легче будут происходить срывы при перегрузке нервной системы. Это может происходить потому, что ребенка все время одергивают – «перестань», «это нельзя», «сиди спокойно» или «не тронь!».

Стоит помнить – что дети непоседливы и любознательны, они имеют право на активную и радостную жизнь, им физически необходимо играть, бегать, шалить и скакать, это выход для их неуемной энергии. Нужно дать им больше самостоятельности и свободы в поведении, а запрещать необходимо лишь то, что является абсолютно недопустимым или угрожающим жизни и здоровью. Но в таком случае необходим строгий, твердый и безоговорочный запрет. Срывам в тормозных процессах ребенка и развитию его гиперактивности и неуемности может способствовать частое и необоснованное применение наказаний, которые связаны с длительным ограничением их свободы передвижения и подвижности. Это такие наказания как постановка в угол, лишение прогулок, запрет на бег или прыжки с сажанием на стульчик. При лишении детей свободы передвижения происходит перегрузка тормозных процессов, что приводит к повышению агрессивности (вспомните: собаки на цепи – символы агрессии).

В этом возрасте – это столкновение процессов как возбуждения, так и торможения. Это ситуации, когда один и тот же поступок ребенка или событие в его жизни имеют одновременно как положительное подкрепление, так и отрицательное. Так, к примеру, ребенок испытывает к новорожденному младшему ребенку одновременно и нежность, и неприязнь из-за того, что малыш отвлекает на заботы о себе слишком много внимания матери. Либо другая ситуация – ребенок при расставании родителей испытывает к уходящему отцу одновременно и любовь, и обиду за то, что он бросает семью. Но это не особо типичные ситуации, гораздо чаще происходят срывы по вине самих родителей и их противоречивого отношения к ребенку, когда ребенка в один день наказывают за те проступки, которые до этого были вполне допустимыми, или когда мама разрешает делать или даже поощряет делать то, что категорически запрещает отец. Кроме того, плохо, когда родители потакают капризам и поступкам, за которые ребенок может быть наказан в школе или детском саду. Каков бы ни был механизм развития нервного срыва и невроза у ребенка, он постепенно закрепляется и переходит в стойкие неврозы, особенно если такое нервное состояние для ребенка приносит какие-либо моральные или физические выгоды.

Как это лечить, как бороться?

В отличие от многих других патологий – лечение нервных расстройств у ребенка является достаточно эффективным. Даже в случаях достаточно тяжелых неврозов у детей, с которыми работают психиатры, вылечить ребенка вполне можно с применением педагогических приемов, которые можно применить даже в домашних условиях при помощи специалиста. Основным методом в лечении нервных срывов и неврозов являются методы психотерапии, которым пользуются как врачи, так и педагоги и психологи, хотя они этот метод так и не называют. Одним из самых положительных методов в психотерапии является смена обстановки и устранение причин, которые вызвали отклонения в психике, а также формирование притока новых позитивных и радостных впечатлений. Помимо этого может применяться также и другой метод психотерапевтического воздействия, который специалисты называют речевым методом. Это лечение словесными воздействиями на ребенка и его сознание. При этом авторитетные слова воспитателей у детей имеют особенно большое значение при терапии нервных расстройств.

Одним из методов, применяемых в психотерапии, является методика стимуляции, при которой основной целью ставится пробуждение в ребенке желания быстро и полностью выздороветь. И в конечном итоге необходимо сделать так, чтобы ребенок сам прикладывал свои собственные силы к процессу выздоровления, таким образом он еще и научится преодолевать в дальнейшем препятствия на жизненном пути. В этом методе особенно весомым будет слово именно воспитателей и врачей, как авторитетов для малыша. При этом даже маленькие победы в борьбе с заболеванием станут для ребенка огромным стимулом для движения дальше, они придадут уверенности в себе и жизнерадостности. Родителям важно всячески поддерживать и подбадривать ребенка, говорить ему о том, какой он молодец и как хорошо он справляется со всем, а также договориться о едином стиле воспитания, чтобы в дальнейшем не происходило перекосов.

Принято считать, что нервные срывы – явление негативное и вызывающее тревогу за состояние нервной системы. Неврозы у детей вызывают у их родителей еще больше беспокойства, поскольку тяжело представить, чем на самом деле обернется очередная истерика ребенка. Отчасти нервный срыв имеет и свои положительные стороны: происходит выход негативных эмоций, которые копились долгое время, и наступает психологическое облегчение.

Нервный срыв у ребенка напоминает по своему действию плач – когда человек плачет, он выплескивает все переживания и накопленные обиды, после чего ему становится легче и спокойнее. Это своеобразный метод выхода из стрессовой ситуации.

Нервная система детей очень нестабильна и формируется довольно длительное время, поэтому стрессы и переживания малыши обычно переносят тяжелее, чем взрослые. Нервные срывы у них могут возникать довольно часто и проявляться в виде плача, истерики.

Симптомы невроза у детей практически такие же, как у взрослых: резкая перемена настроения, раздражительность, тяжелое психологическое состояние.

Признаками развития невроза у ребенка являются:

— постоянное ощущение усталости и слабости;

— уязвимость и чувствительность – ребенок думает, что с ним плохо обращаются, что окружающие ему вредят;

— обидчивость и плаксивость;

— раздражительность – любая просьба или совет со стороны окружающих вызывает агрессию или обиду;

— у ребенка нарушается режим сна, возникают проблемы с пищеварением.

Если вы заметили, что у ребенка появился один из указанных симптомов, а после плача или всплеска эмоций ему стало легче, то паниковать не стоит. Но если у вашего чада регулярно случаются нервные срывы, это повод задуматься над причинами этого и проанализировать, все ли вы делаете правильно?

Главными причинами развития невроза у детей являются ошибки в воспитании, которые совершают их родители. Нередко бывает, что именно конфликты в семье провоцируют нервные срывы у детей. Если не уделить должного внимания проблеме вовремя, то позже она может перерасти в серьезные психологические или даже психические заболевания.

Невроз не возникает сам по себе. Это всегда результат стресса, тяжелой психологической ситуации, испуга, когда ребенка заставляют что-то делать насильно. Постоянный прессинг со стороны родителей, слишком строгое отношение взрослых могут спровоцировать постоянное психологическое напряжение. Отсутствие стратегии воспитания и единства со стороны родителей, когда один все разрешает, а другой запрещает «сбивает ориентиры» ребенка, и он так или иначе не оправдает ожиданий одного из родителей.

Испуг малыша или отсутствие поддержки родителей в трудной ситуации могут спровоцировать нервный срыв.

В качестве лечения пациентам в первую очередь рекомендуется обратиться к психологу. Многие родители не решаются повести ребенка к специалисту, боясь признать, что проблема существует. Такая позиция может только навредить ребенку и усугубить состояние. Нет ничего плохого в том, что врач поможет вам и малышу разобраться в причинах нервного срыва и подскажет, как себя нужно вести, чтобы ситуация не повторялась. Иногда ребенку может потребоваться помощь психотерапевта.