Нарушение мышления при шизофрении: как облегчить симптоматику? Основные феномены нарушений мышления при шизофрении В чем особенности мышления при шизофрении.

Нарушение мышления при шизофрении выступает основным симптомом данного заболевания. Ввиду сбоев в работе головного мозга, человек начинает вести себя неадекватно и не способен самостоятельно побороть подобную проблему. Большинство больных отказываются признавать наличие недуга, а потому им необходима посторонняя помощь.

Без постоянной терапии и наблюдения у врача недуг будет только прогрессировать

Основной особенностью данного заболевания является развитие психических патологий при сохранении нормального уровня мышления. Шизофреник не становится слабоумным и не впадает в детство, но на время обострения болезни у него может развиться паранойя, галлюцинации и прочие расстройства, провоцирующие нелогичные поступки. Мышление больных шизофренией будто затуманено, искажено. По достижении ремиссии, пациент может вернуться к повседневным делам – проходить учебу, работать в коллективе и вести себя как обычный, психически здоровый человек.

Тем не менее, на данный момент шизофрения не лечится. Это говорит о том, что максимальным успехом терапии является ремиссия, за которой может последовать новый приступ обострения. Чтобы этого не произошло, пациенту следует соблюдать врачебные рекомендации вне зависимости от своего состояния. Даже если он кажется полностью здоровым – это не так, и в случае отсутствия поддерживающей терапии возможен очередной рецидив недуга. И каждое последующее обострение будет протекать тяжелее предыдущего.

При своевременном и правильном лечении шизофрении возможно достижение пожизненной ремиссии. В таком случае, единственным напоминанием о болезни является необходимость ежедневного соблюдения врачебных рекомендаций.

Виды нарушений мышления

При развитии шизофрении, у пациента наблюдается сбой мыслительной функции. Это сопровождается следующими сбоями:

  1. Агрессия. У больного возникают внезапные и ничем неоправданные вспышки гнева. Очень часто такие приступы являются неконтролируемыми, и шизофреник может накинуться с кулаками на первого встречного.
  2. Проблемы с адаптацией. При шизофрении у больного наблюдается нарушение контактов с окружающим миром. Человек не способен свыкнуться с реальностью, и его поведение становится неадекватным.
  3. Галлюцинации. Многие шизофреники утверждают, что слышат голоса. Они могут действовать на пациента успокаивающе или же управлять его действиями. В последнем случае возможно отторжение личности, когда человек чувствует себя марионеткой в руках невидимого кукловода. Такие больные апатичны и не отвечают за свои действия.
  4. Бред. Это одно из наиболее распространенных расстройств мышления при шизофрении. Больной может вести диалог с несуществующим человеком, нести околесицу. Большинство пациентов разговаривают сами с собой, находясь в совершенно пустом помещении.
  5. Нарушения речи, предложения становятся бессвязными и бессмысленными, проявляется косноязычие. Это состояние ухудшается с прогрессированием болезни.
  6. Безразличие, апатия, полная потеря интереса к окружающему миру, работе, другим людям, любимым занятиям.
  7. Навязчивые состояния, при которых больные уверены, что за ними следят, хотят взять в заложники, сглазить и пр.

Многие больные с течением болезни становятся неопрятными. На это влияет отсутствие стыда, совестливости, торможение мыслительной функции и логики. Их не волнует личная гигиена. Доктора упоминают случаи, когда их пациенты могли выйти на улицу без одежды или же одеться не по погоде.

Диагностика


Для выявления полной картины заболевания, нужно будет пройти много психических тестов и исследований

Чтобы лечение шизофрении принесло положительные результаты, следует как можно раньше обратиться к психиатру. Только специалист сможет определить, какие симптомы и нарушения указывают на расстройство. Часто пациенты путают шизофрению с простым неврозом, который возник на фоне стресса, эмоционального и физического переутомления или других психических патологий.

Для постановки диагноза, определения формы и стадии болезни, требуется пройти через комплексное обследование, которое включает в себя следующие пункты:

  • сбор анамнеза, определение клинической картины;
  • беседа с членами семьи пациента, близкими друзьями;
  • проведение анализов: сюда входит несколько видов исследований крови, анализ мочи, исследование головного мозга и его реакций на раздражители.

Диагностика обязательно должна проводиться комплексно – по одному или паре исследований поставить верный диагноз невозможно.

Лечение

Терапия шизофрении предполагает комплексный подход. Лечение основано на приеме антипсихотических препаратов, однако сами по себе они смогут обеспечить стойкого результата. Для поддержания ремиссии, больному необходимо посещать коллективные реабилитационные мероприятия и психотерапевтические сеансы, а также следовать всем указаниям лечащего врача.

Лечение препаратами


Принимается в любое время, независимо от приема еды

Основой лечения шизофрении является прием антипсихотиков или нейролептиков. К ним относится Рисперидон, Амисульприд и Кветиапин. Если прием данных препаратов не дает желаемых результатов, то пациенту назначают Сертиндол.

При невозможности принимать лекарственные средства на регулярной основе, больному прописываются препараты пролонгированного действия. Их вводят раз в неделю внутримышечным или внутривенным способом. Речь идет о таких препаратах, как Флюанксол-Депо, Рисполент-Конста и Клопиксол-Депо.

Если типичные нейролептики не позволяют снизить симптоматику шизофрении, их заменяют препаратами атипичной группы. Если же и они не дают желаемых результатов, то больному прописываются конвенциальные нейролептики, такие как Модитен-Депо или Трифтазин.

Когда состояние пациента будет нормализовано, наступает период ремиссии. На этом этапе пациенту прописываются препараты, позволяющие предотвратить развитие рецидивов недуга. К ним относятся следующие средства:

  1. Для купирования панических атак и депрессивных состояний применяются такие препараты, как Вальпроком и Депакин.
  2. При выраженной тревожности, тоске и депрессии больные принимают Ламитриджин.
  3. В случае приступов озлобленности и ярости, а также болезненности вследствие прикосновений к коже, пациенту прописывается Карбамазепин.
  4. При апатии пациенту назначают соли лития.

Длительность противорецидивной терапии зависит от того, после какого приступа она проводится. В данном случае необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. После первого эпизода шизофрении длительность реабилитационной терапии составляет около 2 лет.
  2. Если речь идет о втором приступе, то срок приема поддерживающих лекарств увеличивается до 5 лет.
  3. После третьего обострения больному придется принимать лекарства пожизненно. Если прекратить прием нейролептиков на данном этапе лечения шизофрении, то рецидив заболевания произойдет спустя год-два после этого.

В рамках противорецидивной терапии нейролептики принимаются в крайне низких дозировках, составляющих пятую часть от стандартной лечебной дозы.

Противорецидивная терапия преследует следующие цели:

  1. Предотвратить обострение заболевания.
  2. Если избежать рецидива не удается, то делается все возможное для того чтобы отодвинуть его на максимально длительный срок.
  3. Обеспечить пациенту социальную адаптацию. Предотвратить речевые нарушения, проблемы с вниманием и памятью. Человек постепенно возвращается к привычному образу жизни. Пройдя реабилитацию, он может вернуться к работе или учебе, заниматься повседневными делами, хобби и т. д.

Психотерапия


Сеансы опытного врача-психотерапевта очень важны для людей с психическими расстройствами

Проведение психосоциальной терапии направлено на достижение максимальной трудовой и социальной реабилитации пациента, перенесшего обострение шизофрении. Методика предполагает использование одного из нескольких подходов к решению личностных проблем больного.

Наиболее эффективными психотерапевтическими методиками являются:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия. Она используется для того чтобы снизить выраженность негативной симптоматики (речь идет о нарушениях мышления, памяти, внимания и т. д.). Методика направлена на выработку у человека самоуважения и облегчение процесса его последующей социальной адаптации. К тому же, правильно проведенная когнитивно-поведенческая терапия позволяет снизить частоту рецидивов недуга.
  2. Семейная терапия. Предполагает обучение родных и близких пациента особенностям общения с человеком, перенесшим обострение шизофрении. В семье больного должна присутствовать дружелюбная и спокойная атмосфера. Поскольку шизофреники часто закрываются в себе, то одной из основных задач семейной терапии является создание доверительных отношений между пациентом и его родственниками.
  3. Беседы с психотерапевтом. От общения с доктором во многом зависит скорость реабилитации больного и продолжительность ремиссии шизофрении.

Профилактика рецидивов

Чтобы не допустить повторного рецидива, больному следует придерживаться таких рекомендаций:

  1. Своевременно принимать лекарства, прописанные врачом.
  2. Скорректировать время сна. Ложиться и просыпаться в одно и то же время.
  3. Разработать режим дня и придерживаться его.
  4. Избегать стрессов.
  5. Желательно заниматься физкультурой и осуществлять ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  6. Регулярно проветривать помещение, в котором находится больной, вне зависимости от времени года.
  7. Заняться хобби, работать, учиться – любая деятельность пойдет больному на пользу.

Родственникам пациента следует обратиться к специалисту при любых изменениях в его поведении. Основной задачей лечения шизофрении является предотвращение рецидивов данного заболевания. Поэтому любые нарушения мышления при шизофрении должны быть расценены как повод для обращения к врачу.

Главным симптомом психических расстройств является нарушение мышления при шизофрении. Человек поневоле меняет свое поведение именно из-за сбоев в работе головного мозга и не может справиться с данным фактором в одиночку. Чтобы помочь близкому, страдающему душевной болезнью или самому себе, необходимо знать, какие факторы приводят к недугу, и начать с ними активно бороться вместе со специалистом.

Мышление при шизофрении претерпевает определенные нарушения и изменения

Данное заболевание не один определенный тип, а группа психических расстройств, которые еще в начале 20-го века сумели классифицировать, выявить типы и течения. В первую очередь, ученые пытались и до сих пытаются выявить причины душевного расстройства. По последним данным удалось выявить основные из них:

  1. Наследственность . По утверждению специалистов, при наличии шизофрении у одного из родителей, ребенок рискует унаследовать заболевание в 40%, если больны оба родителя — в 80-%. Также имеет значение болезнь одного из однояйцевых или двуяйцевых близнецов. В первом случае риск от 60 до 80%, во втором до 25%.
  2. Психоаналитический фактор . Внутренний мир, его личное «я» подвергается расщеплению из-за воздействия внешних факторов. Родные и окружающие не понимают поведения больного, что усугубляет процесс, развиваются особенности мышления при шизофрении. Страдающий психическим расстройством замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и разрывает контакты.
  3. Гормональный . Активная выработка серотонина нарушает работу нервных импульсов. По этой причине возникает сбой в работе клеток головного мозга и развивается психическое расстройство.
  4. Особенность строения организма человека . Перенесенные заболевания, травмы, стрессы по-разному переносятся каждым из нас. В некоторых случаях, проблемы могут стать стимулом для развития душевных болезней, возникает нарушение мышления при шизофрении.
  5. Дизонтогенетический фактор . В этом случае, специалисты полагают, что у больного изначально были заложены задатки шизофрении, а вследствие травмы, мощного стресса, болезни патология вышла «на первый план», активировалась, стали проявляться внешние признаки.
  6. Дофаминовый фактор . Согласно теории, чрезмерная выработка дофамина приводит к неспособности нейронов выделять нервные импульсы. В результате нарушается работа клеток головного мозга.

Одной из физиологических причин нарушения мышления может стать гормональный сбой

Виды нарушений мышления при шизофрении

В первую очередь при психическом недуге происходит сбой в мыслительной функции человека. За больным наблюдаются следующие особенности:

  • При психическом расстройстве нарушаются контакты больного с окружающим миром. Причиной тому — распад воли, чувств и мышления. Страдающий расстройством человек не может адаптироваться с реальностью, окружающим миром. Формально у них функционируют интеллектуальные способности, но поведение становится неадекватным.
  • Агрессия, внезапные вспышки гнева даже без особых на это причин. Больной может накинуться, накричать не то что на близкого, но любого встречного.
  • Галлюцинации. Человек с психическим расстройством слышит голоса, возникающие исключительно в его голове. Они могут быть успокаивающими, давать приказы, развлекать, уводить в другие реальности.
  • Расстройства мышления при шизофрении включают в себя бред. Вне зависимости от того, заговорил ли кто-нибудь с больным или нет, он может нести всякую чушь, разговаривать с несуществующим человеком. Очень часто пациенты бредят, находясь в пустой комнате, палате.
  • Нарушается речь, она становится бессвязной, наблюдается сильное косноязычие, которое прогрессирует с течением заболевания.
  • При нарушении психики, человек перестает заниматься любимыми занятиями, делами, становится равнодушным к ранее излюбленным хобби.
  • Шизофрения вызывает чрезмерную подозрительность, больные уверены, что за ними следят, подслушивают, хотят покалечить, взять в заложники, убить и т.д.

Важно: из-за неадекватности, торможения мыслительных функций, отсутствия логики, стыда, совестливости, больные зачастую выглядят неопрятно. Их не волнует гигиена, чистота. Докторами нередко описываются случаи, когда человек с психическим расстройством выходил на улицу абсолютно голым или надевал в летнюю жару теплую шубу, сапоги.

Нарушение речи при шизофрении — весьма типичная ситуация

Диагностика болезни

Для эффективного лечения, нужно как можно раньше обратиться к психиатру. Именно специалист может определить, какие из перечисленных нарушений мышления свойственны шизофрении. Очень часто обыватели путают банальный нервоз, возникший из-за стресса, переутомления с психическими патологиями. Для определения типа болезни, ее классификации, стадии и формы врач проводит тщательное обследование, в которое входит:

  • сбор анамнеза;
  • беседа с близкими больного человека;
  • общение с пациентом;
  • исследование анализов на наличие заболеваний, провоцирующих нарушение работы головного мозга.

Лечение душевных недугов

После детальной диагностики, предпринимается ряд методов, составляющих комплексную терапию. В зависимости от того, какие из перечисленных эмоциональных расстройств присущи шизофрении определенного типа, назначают прием нейролептиков, ноотропиков, успокоительных, седативных препаратов.

  • При сложной форме болезни с риском для самого пациента и окружающих, требуется госпитализация в специальное психиатрическое заведение.
  • В качестве лечения успешно применяется терапия стволовыми клетками, немного устарела инсулиновая кома, способствующая торможению развития психических расстройств.

Метод инсулиновой комы при лечении шизофрении считается устаревшим

Какие бы методы не предпринимались бы специалистами, важной составляющей для выздоровления или хотя бы стойкой ремиссии является отношение близких. Диагностирование шизофрении — мощный удар по психике человека . Болезнь тут же ставит клеймо «ненормального», именно по этой причине зачастую люди боятся обращаться к врачам за помощью. Нужно убедить страдающего шизофренией, что лечение необходимо для его же блага, а окружающим следует запастись терпением и настойчивостью.

Прочитано - 13476 раз

В переводе с греческого shiso - расщепляю, frenio - душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов).

Часто прогрессирование болезни приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе.

Современная систематика форм течения шизофрении:
. непрерывнотекущая шизофрения,
. приступообразно-прогредиентная (шубообразная);
. рекуррентная (периодическое течение - наиболее благоприятный вариант).

По темпу течения процесса выделяют:
. малопрогредиентную;
. среднепрогредиентную;
. злокачественную.

При шизофрении отмечаются различные по выраженности психических нарушений клинические симптомы (знаки) и синдромы (совокупность нескольких симптомов). Основными для диагностики являются негативные симптомы (минус-симптомы: нарушение мышления и эмоционально-волевой сферы). Позитивные симптомы (плюс-симптомы) при непрерывном течении шизофрении нарастают в определенной последовательности:

Неврозоподобные;
. аффективные;
. психопатоподобные;
. галлюцинаторные (ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения);
. параноидный бред - бред преследования (психические расстройства, проявляющиеся в ложных суждениях, умозаключениях);
. онейроидные помрачения сознания (с яркими фантастическими образами, грезопо-добными переживаниями, якобы развивающимися фантастическими событиями, которые не находят отражения в поведении).
. парафренный бред - бред величия, отсутствие бредовой системы, разорванность мышления;
. гебефренные (дурашливое двигательное и речевое возбуждение, разорванность мышления, повышенное настроение);
. кататонические (психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушений - ступор или кататоническое возбуждение);

При приступообразной шизофрении такая последовательность не соблюдается.

В зависимости от разных подходов психиатрических школ, в разных районах по эпидемиологическим исследованиям выявляется различное количество больных шизофренией. Оно колеблется от 2,5 до 10 человек на 1000 населения старше 15 лет. Болезнь может начаться в любом возрасте (чаще в 15-25 лет). Чем раньше проявляется заболевание, тем более неблагоприятен его прогноз.

Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая, гебефреническая, кататоническая. При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.

У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного, болезненного безволия (абулия). Нарастание способности к волевому усилию свидетельствует о реабилитации больного. Около 60% процентов больных нетрудоспособны.

Особенности мышления при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю.Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже - стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Отечественная психиатрия классифицирует шизофрению, как хроническое эндогенное заболевание, при котором проявляются негативные симптомы. Они характеризуются специфическими нарастающими изменениями личности. Для многих этот диагноз синоним финала существования, окончательной бесполезности для общества. Диагноз ставит на человеке клеймо на всю жизнь.
Такие люди воспринимаются окружающими враждебно, или люди глумятся над несчастным, хотя во всем цивилизованном обществе давно с пониманием воспринимают людей с таким диагнозом.
Но совершенно напрасно окружающие воспринимают этих людей как ничего не понимающих и не чувствующих. Среди них немало творчески одаренных личностей, а также ученых и просто близких нам людей. Они все прекрасно чувствуют и очень остро воспринимают отношение к себе. Но тогда что же собой представляет шизофрения, симптомы, какие типичные нарушения мышления при шизофрении наблюдаются? Поговорим об этом подробнее.
Симптомы шизофрении

Основные нарушения при таком диагнозе связаны с мыслительным процессом. При этом у человека нарушается адекватный ассоциативный ряд, он не может сосредоточиться на какой-либо задаче, не может сконцентрировать внимание на важной мысли. Иногда болезнь проявляется по-другому: человек жалуется на невозможность мыслить вовсе, так как мыслей не возникает, голова ощущается абсолютно пустой.
Очень часто при шизофрении наблюдается бредовые состояния. Это проявляется в неверных, но чрезвычайно настойчивых убеждениях. Эти убеждения не могут восприниматься в окружающей больного культурной и социальной среде, где признаются аномальными и бредовыми.
К таковым можно отнести бред преследования. Человек уверен, что за ним постоянно следят. Его хотят отравить соседи или завербовать сотрудники КГБ. Или его хотят похитить инопланетяне.
Не редко нарушение восприятия при шизофрении и мышления выражаются в искаженном восприятии окружающего мира. В этом случае чрезвычайно распространены слуховые галлюцинации. Например, человек слышит голоса, звуки, которых на самом деле нет. Это может происходить постоянно или возникать периодически. Это легко можно заметить.
Больной не просто прислушивается, он может вступать в диалог, комментирует сказанное ему, спорит с невидимым собеседником. Эти несуществующие голоса могут давать советы, комментировать поведение больного, его мысли, часто угрожают ему. Менее распространены зрительные галлюцинации, но они также имеют место. В большинстве случаев, нарушения при шизофрении комплексные и рассматривать их следует комплексно.
Очень распространенное нарушение - изменение эмоциональной реакции. Это выражается в полном отсутствии какой-либо реакции на происходящее, либо она совершенно неадекватная. Поэтому у одних больных наблюдается постоянно застывшее, как в маске лицо, не отражающее ничего. Другие могут весело смеяться при трагическом событии.
патологии

При лечении шизофрении чрезвычайно важно не упустить момент и начать терапию как можно раньше. По мнению психиатров, наиболее позитивный исход лечения наступит, если терапия начата не позже 1-2 лет с появления симптомов болезни.
На этом этапе, можно полностью остановить разрушения, происходящие в головном мозге больного. Но даже если лечить начали позднее, можно приостановить разрушительные процессы и значительно улучшить его состояния.
Терапия этой патологии состоит из двух одинаково важных этапов. Проводится психотерапевтическая и медикаментозная терапия. Нужно заметить, что для успешного лечения очень важно, чтобы пациент доверял лечащему врачу.
В первую очередь, доктор проведет обследование больного, при котором проанализирует состояние мышления пациента. Выяснит возможность концентрации мыслей, способность запоминания информации. После выявления особенностей нарушений, разрабатывается индивидуальная схема психотерапевтического лечения.
Помимо этого, назначаются необходимые лекарственные препараты, которые в комплексе с психотерапией, положительно воздействуют на больного. В настоящее время в терапии шизофрении широко используют лекарственные препараты - атипичные нейролептики. К ним можно отнести оланзапин, квентиапин или рисперидон.
Назначается препарат, определяется доза приема индивидуально для каждого больного. Если схема лечения подобрана правильно, принятые меры существенно снижают характерные проявления шизофрении: галлюцинации и бред. Также атипичные нейролептики избавят пациента от пассивности, равнодушия к окружающему. Они способны улучшить способность пациента к концентрации.

Помимо этих препаратов, при лечении используют средства для улучшения функции головного мозга, улучшающие его кровоснабжение. К ним можно отнести современные препараты церебролизин, милдранат, берлитион.
Хорошо зарекомендовали себя эффективные биологически активные добавки (БАД), способные улучшать состояние головного мозга. Например, «Листья Гинкго» производства Тяньши. Этот препарат используют в китайской медицине для восстановления работы головного мозга и обогащения организма множеством полезных веществ.

В терапии этой патологии обязательно следует осуществлять контроль за гормональным фоном пациента, периодически проводить проверки положительных психофизиологических изменений и изменений высшей нервной деятельности

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.
Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения:
- категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
- функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
- конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;
- нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с деменцией.

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у индивида был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих шизофренией.

Психиатрия выделяет два наиболее распространенных расстройства динамики мыслительного функционирования: лабильность и инертность мыслительных операций.
Лабильность заключается в непостоянстве тактики выполнения задания. У больных уровень обобщения отвечает их образованности и приобретенному жизненному опыту. Проведенные исследования свидетельствуют, что у испытуемых наряду с верно обобщенными заключениями могут отмечаться заключения, сделанные на основе актуализации случайных связей или базирующиеся на конкретно-ситуационном объединении предметов, событий в группу определенный класс. У индивидов с проявлениями лабильности мыслительного оперирования повышено «реагирование». У них отмечаются реакции на любые случайные раздражители, они вплетают в собственные суждения любой мимоходный стимул из внешней среды, при этом нарушая установленную инструкцию, теряя целенаправленность действий и последовательность ассоциаций.
Инертностью мыслительной деятельности называют выраженную «тугую» подвижность переключения с одной деятельности на иную, сложность в изменении выбранного способа собственной работы. Инертность отношений прошлого опыта, сложности переключения приводят к понижению способности обобщения и уровня отвлечения. Больные не могут справиться с упражнениями на опосредование. Такая патология встречается у индивидов, страдающих эпилепсией или последствиями тяжелых травм мозга.

При патологии мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности наблюдаются такие проявления, как разноплановость мыслительных операций, резонерство, некритичность, бред.

Разноплановость мыслительных операций проявляется отсутствием целенаправленности действий. Индивид не может классифицировать объекты и события, выделить общие признаки. Наряду с этим у них сохранены, такие операции, как обобщение, сопоставление и различение. Также больные воспринимают инструкции, но не выполняют их. Представления об объектах и суждения о явлениях протекают в различных плоскостях, вследствие чего отличаются непоследовательностью. Систематизирование и отбор предметов может совершаться на основе индивидуальных особенностей восприятия, вкусов индивидов и их привычек. Поэтому объективность представлений отсутствует.

Резонерство можно представить, как нарушение логического мышления, которое проявляется в бессмысленном и пустом многословии.

Индивид ударяется в продолжительные по времени бесконечные рассуждения, которые не имеют определенной цели и не подкреплены никакими конкретными идеями. Речь индивида, страдающего резонерством, характеризуется разорванностью, изобилует сложными логическими конструкциями и абстрактными понятиями. Зачастую больные оперируют терминами, не понимая их значения. Такие индивиды склонны постоянно терять нить рассуждения, а отдельные фразы в длительных рассуждениях нередко абсолютно между собой не связанны и не несут смысловой нагрузки. В большинстве случаев у больных также отсутствует и объект мысли. Философствования индивидов, страдающих резонерством, носят риторический характер. «Ораторам» с подобным нарушением не требуется ответная реакция или внимание собеседника. Данная патология характерна для шизофрении.

Именно признаки, указывающие нарушение логического мышления, обладают огромным значением в диагностике психических недугов.

Некритичность мыслительной деятельности характеризуется ее поверхностностью и незавершенностью. Мыслительный процесс перестает регулировать поведение и действия индивидов и прекращает быть целенаправленным.

Бред проявляется в качестве умозаключения, суждения или представления, не связанного с информацией, которая поступает из окружающей реальности. Для больного соответствие его бредовых идей действительности не имеет значения. Индивид руководствуется своими умозаключениями, вследствие чего отстраняется от реальности, уходя от нее в бредовое состояние. Таких пациентов невозможно уверить в ложности их бредовых идей, они решительно уверены в их соответствии реальной действительности. По своему содержанию бредовые рассуждения отличаются огромным многообразием.

Перечисленные типы нарушения мышления, преимущественно, характерны для умственной отсталости, деменции и шизофрении.

Нарушения мышления при шизофрении

Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией. Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения. Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений. Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи. При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые. Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении. Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

Нарушения мышления у детей

К окончанию раннего возрастного периода у маленьких индивидов складывается интеллектуальная деятельность, включающая способность к обобщениям, перенесению приобретенного опыта из начальных условий в новые, установлению отношений, наличествующих между предметами путем проведения своеобразных экспериментов (манипуляций), запоминать связи и применять их при решении задач.

Нарушение мышления психология представляет в виде нарушений умственной деятельности, которые возникают при различных недугах или аномалиях развития психики, а также локальных поражениях мозга.

Мыслительные процессы, протекающие в коре больших полушарий мозга малышей, обуславливает их взаимодействие с социумом.

Выделяют следующие типы нарушения мышления у детей: соскальзывание, разорванность и разноплановость, опора на скрытые признаки.

В связи с тем, что мыслительное оперирование – это процесс отображения конкретных признаков объектов, а также отношений, связывающих их, оно ведет к зарождению суждений и воззрений на объективную реальность. Когда наступает расстройство таких представлений, на смену может прийти ускорение мыслительных процессов. Вследствие чего у крох возникает самопроизвольная и быстрая речь, представления быстро меняют друг друга.

Инертность мыслительной деятельности проявляется в замедление процессов, происходящих в коре полушарий. Речь ребенка характеризуется односложными ответами. О таких детях складывается впечатление, слово у них голова «без мыслей» – совершенно пустая. Подобное расстройство мыслительного функционирования может наблюдаться при маниакально-депрессивном синдроме. эпилепсии либо психопатии.

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

Навигация по записям

http://psihomed.com

В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной диагностике этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении.

Несмотря на то, что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.

Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология. Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.

На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.

Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.

Нарушение мышления при шизофрении:

  • нарушение образного и абстрактного мышления;
  • актуализация «латентного фона» (акцент на второстепенных деталях);
  • символизм;
  • неологизмы;
  • персеверации;
  • бесмысленные рифмы;
  • агглютинация понятий.

Е.А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.

В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R. Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) - об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».

В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.

Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.

Ю.Ф. Поляков (1966, 1969, 1972) - руководитель лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР в центр внимания своих экспериментально-психологических исследований поставил анализ структуры познавательных процессов при шизофрении (процессы сравнения, классификации, обобщения, решения проблемных задач и др.). Познавательные процессы при этом сопоставлялись с особенностями зрительного и слухового восприятия.

Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.

Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) типом течения (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К. Богданова Е.И. Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.

Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.

С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.

Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.

Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.

Больной шизофренией может оперировать неологизмами - словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.

Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.

Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается агглютинация (контаминация) образов и понятий . Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).

Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.

При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.

Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.

Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.

При шизофрении нарушено образное мышление . Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.

В литературе встречаются указания на то, что эти результаты, возможно, обусловлены нарушением процессов мотивации при шизофрении . Дефицит мотивации - почти обязательный симптом шизофрении, заметно осложняющий изучение когнитивных нарушений. Интересно отметить, что при предоставлении финансовых стимулов, мотивация выполнения каких-либо действий при шизофрении усиливается. С усилением мотивации действительно повышается активность префронтального дорсолатерального кортекса.

При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H. 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E. Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.

Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.

У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.

Нижнее футер меню

http://xn--e1adccyeo5a6a8e.net

V - объем кратковременной памяти;

А – максимальное количество стимулов в ряду, при котором все ряд воспроизводились полностью;

m - число правильно воспроизведенных рядов;

n – количество проб с одной и той же длиной ряда.

Опосредованное запоминание (А.Н. Леонтьев). Основная теоретическая концепция данной диагностической методики заимствована из разработанной Л.С. Выготским и А.Р. Лурией «функциональной методики двойной стимуляции», которая строится по принципу введения в экспериментальную задачу, предлагаемую испытуемому, кроме основных исходных стимулов еще второго дополнительного ряда стимулов, способных служить испытуемым тем «психологическим инструментом», с помощью которого они могут решить задачу.

Для проведения эксперимента необходимо иметь заранее подготовленные наборы изображений (30 карточек с отчетливым изображением предметов и животных) и наборы из 15 слов. Рекомендуется использовать стандартные списки, но не исключается возможность и отбора собственных, под конкретные задачи исследования.

Карточки раскладываются перед испытуемым так, чтобы все они были одновременно видны. После этого поочередно зачитываются слова из подготовленного набора с просьбой к испытуемому выбрать одну из карточек, чтобы впоследствии она могла вспомнить прочитанное слово, но сами изображения не должны являться прямой иллюстрацией слова. Подобрав нужный рисунок, испытуемый должен объяснить мотивы своего решения. Отобранные карточки откладываются в сторону.

После окончания этапа запоминания (а иногда после 1 часа), испытуемому поочередно предлагают отобранные карточки в просьбой вспомнить связанное с ним слово,

Предметом исследования здесь становится не только память, но также характер и адекватность использования образованных ассоциаций, корректность логических построений при объяснении своих воспоминаний, припоминание близких по смыслу слов вместо фактических, наличие побочных, самостоятельных ассоциаций, не связанных с соответствующим словом или карточкой.

Экспериментально доказано, что образование опосредованных связей у умственно отсталых затруднено или невозможно, а подбор карточек у лиц с психическими расстройствами (в частности шизофренией), и при образовании ассоциаций и при мотивировке обнаруживает связи со второстепенными, весьма далекими или вообще плохо понимаемым с позиций здравого смысла признакам, либо подбор карточки к слову оказывается вообще невозможным, хаотичным.

Метод двойной стимуляции может применяться и в другой модификации. При назывании и слов испытуемый не сам подбирает картинки, а экспериментатор показывает их по своему усмотрению, воспроизведение производится следующим образом: предъявляют по одной картинке и предлагают по каждой из них вспомнить соответствующее слово, которое раньше читал экспериментатор. Количество правильно воспроизведенных слов является показателем степени развития активного установления осмысленных связей в процессе запоминания и использования при этом различного рода вспомогательных приемов.

Известен и более постой вариант проведения исследования, предложенный в 1935 году Л.В. Занковым и сводящейся к запоминанию конкретного слова с помощью определенного изображения на картинке путем установления связи между словом и изображением.

Тест зрительной ретенции А.Л. Бентона. ( Артур Лестер Бентон) Методика предназначена для исследования зрительной памяти и пространственного восприятия по репродукции предъявляемых больному геометрических фигур. Материал методики включает три эквивалентных серии карточек по 10 карточек в каждой. На карточках изображены простые геометрические фигуры от одной до трех.

Процедура исследования. Испытуемому предъявляется образец для запоминания на 10 сек, после чего он должен воспроизвести на листе бумаги с максимальной точностью по форме величине и расположению, если их насколько, фигуры. Успешность оценивается по числу правильно воспроизведенных изображений. Неправильным считается ответ на котором есть хотя бы одна ошибка.

Таким образом, за одну серию можно набрать 10 баллов

Больные с органическими поражениями мозга обычно получают 4-5 баллов, Больные с неврозами получают в среднем 6-8 баллов. Больные шизофренией -6-7 баллов. Норма – 8-9 баллов.

Для патопсихологии большую ценность представляет качественный анализ хода исследования и полученных результатов. В частности В.М. Блейхер и И.В Крук предлагают выделять так называемые «органические» ошибки, встречающиеся у лиц, страдающих церебральной патологией:

больной разделил на фрагменты одну из основных фигур (когда такое расчленение оригинала приводит к невозможности опознать фигуру-образец),

воспроизвел все фигуры в одной величине,

полный или частичный пропуск малых фигур,

дубликация основной фигуры,

расположение периферической фигуры между главными,

http://www.studfiles.ru