Можно ли читать Библию, акафисты и молитвы сидя? Можно ли читать дуа, чтобы влюбить в себя кого-либо.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием.

Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним».

Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души.

Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, - необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, - около двадцати минут утром и столько же вечером.

Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы - во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

Довольно распространенной ошибкой новоначального православного христианина является чтение вечернего молитвенного правила непосредственно перед сном. Вы качаетесь, шатаетесь, бормочете слова молитвы, а сами думаете, как бы лечь в кровать под теплое одеяло и уснуть. Вот и получается - не молитва, а мучение. Обязательная каторга перед сном.

На самом деле вечернее молитвенное правило читается несколько по-иному. Игумен Никон (Воробьев) писал о том, что после вечерних молитв можно оставлять время для того, чтобы поговорить и попить чайку.

То есть, по сути, вы можете вечернее молитвенное правило читать от начала и до молитвы святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче…» Если вы, дорогие братья и сестры, обратили внимание, то перед этим молитвословием есть отпустительная молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий… помилуй нас. Аминь». Это действительно отпуст. Вечерние молитвы до него включительно вы можете прочитать задолго до сна: в шесть, семь, восемь часов вечера. Потом заняться своими повседневными вечерними делами. Можно еще покушать и попить чайку, как говорил отец Никон, пообщаться с близкими.

А уже начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче…» и до конца правило читается непосредственно перед сном. Во время молитвы «Да воскреснет Бог» нужно перекреститься и можно перекрестить свою кровать и дом на четыре стороны света (начиная по православной традиции с востока), ограждая себя, близких и свое жилище крестным знамением от всякого зла.

После прочтения второй половины вечерних молитв уже ничего не естся и не пьется. В молитве «В руце Твои, Господи…» вы испрашиваете благословение у Бога на хороший сон и предаете свою душу Ему. После этого следует ложиться спать.

Также хочется обратить ваше внимание, уважаемые братья и сестры, на правило преподобного Серафима Саровского. Многие его понимают как троекратное прочтение в день (утром, в обед, вечером) определенных молитв «Отче наш» (трижды), «Богородице Дево, радуйся…» (трижды) и Символа веры (единожды). Но это не совсем так. Кроме троекратного прочтения правила, преподобный Серафим говорил о том, что человек в первой половине дня должен почти все время читать Иисусову молитву или, если окружают люди, в уме «Господи, помилуй», а после обеда вместо Иисусовой молитвы - «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго».

То есть святой Серафим предлагает человеку духовное упражнение в непрерывной молитве, а не просто облегчение вечернего и утреннего молитвенного правила. Можно, конечно, читать молитву по правилу преподобного Серафима Саровского, но только нужно тогда выполнять все предписания великого старца.

Потому, повторюсь еще раз, утреннее и вечернее молитвенное правило - необходимый минимум для православного христианина.

Также хочется обратить ваше внимание, дорогие братья и сестры, на довольно распространенную ошибку, которую мы часто совершаем.

О ней нас предупреждает в вышеупомянутом труде святитель Игнатий: «При совершении правила и поклонов никак нельзя спешить; надо совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше меньше прочитать молитв и меньше положить поклонов, но со вниманием, чем много и без внимания.

Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк. 2:27), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило - для человека, а не человек - для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению близких и унижению ближних».

Преподобный Никодим Святогорец в книге «Невидимая брань» писал: «…Много есть духовных лиц, которые лишают себя спасительного плода мира от духовных своих деланий тем, что длят их, полагая, что потерпят ущерб, если не доведут их до конца, в уверенности ложной, конечно, что в этом и состоит совершенство духовное. Следуя таким образом воле своей, они много трудят и мучат себя, но не получают покоя истинного и мира внутреннего, в коем воистину обретается и упокоевается Бог».

То есть нам нужно рассчитывать свои силы в молитве. Следует сесть и подумать о том времени, которым каждый обладает. Если вы, к примеру, экспедитор в торговом предприятии и с утра до ночи находитесь в разъездах или вы замужем, работаете и еще вам нужно уделить время мужу, детям, организовать семейный быт, то, может быть, с вас достаточно утреннего и вечернего молитвенного правила и прочтения двух глав «Апостола», главы Евангелия в день. Потому что если вы возложите на себя еще и чтение различных акафистов, нескольких кафизм, то тогда у вас не останется времени жить. А если вы пенсионер или работаете где-то охранником или на другой работе, располагая свободным временем, то почему бы и не почитать акафисты и кафизмы.

Исследуйте себя, свое время, свои возможности, силы. Соразмеряйте молитвенное правило со своей жизнью, чтобы оно было не в тягость, а в радость. Потому что лучше меньше молитв прочитать, но со вниманием сердечным, чем много, но бездумно, механически. Молитва имеет силу, когда вы вслушиваетесь и вчитываетесь в нее всем своим существом. Тогда в сердце нашем забьет животворный родник общения с Богом.

Почему, если видишь в метро человека со Священным Писанием – это непременно протестант? Почему только у них есть вот такие засаленные, залистанные карманные Библии? Как получилось, что протестанты тратят каждую свободную минуту на изучение нашей книги – нашей, потому что Библия есть книга Церкви, написанная для Церкви — а мы, церковные люди, в большинстве своем считаем это ненужным?

Кстати, многие наши верующие полагают, что читать Библию в транспорте неблагочестиво. Готов спорить с этим. Что лучше – проехать 30-40 минут в вагоне, бессмысленно глядя по сторонам, или посвятить это время исследованию Писаний, по заповеди Христа (см.Ин.5,39)? Если мы хорошо знаем маршрут, и умеем «отключаться» от шума и быстро сосредотачиваться – почему бы не протиснуться в угол вагона и не заняться разбором слова Божьего?

Между прочим, само Писание дает нам пример изучения Писания в транспорте. Книга Деяний рассказывает, как некий большой чиновник, «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее» (Деян.8,27), возвращался в Эфиопию из Иерусалима, куда он приезжал для религиозного поклонения. Очевидно, эфиоплянин был «прозелитом врат», т.е. человеком, принявшим иудаизм частично, а не во всей полноте – по причине своего скопчества. И об этом евнухе сказано, что он, «сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию» (Деян.8,28). Исследование Писания в транспорте оказалось спасительным для него. Диакон Филипп, услышав чтение (а читали в то время преимущественно вслух), завел с вельможей беседу, в результате которой тот принял христианство.

Мы не заметим у дееписателя какого-либо осуждения евнуха за труд изучения Исаии в транспорте. Златоуст, толкуя это место, всячески хвалит эфиоплянина – в том числе и за его прилежность в познании Писаний даже на колеснице. «Великое усердие его (видно) и из того, что, сидя на колеснице, он читал» — говорит вселенский учитель.

Странное что-то получается. Сектанты из «церкви Изумруд» и прочих общин штудируют и дома, и в метро Библию – нашу Библию, книгу Церкви, написанную Церковью и для Церкви. А мы, церковные люди, в большинстве своем не читаем Библии ни дома, ни в метро, и придумали множество обоснований прямого нарушения заповеди Спасителя об исследовании Писаний. Как то: «нет времени», «это не главное», «без смирения нельзя», «можно впасть в прелесть», «вначале нужно жития святых прочитать», «в простоте надо спасаться», «то для священников», «преподобный Сергий не библеистикой занимался, а молился и поклоны бил», «я лучше у батюшки спрошу» – и прочее.

Увы, за почти три десятилетия церковного возрождения православный народ так и не начал изучать слово Божие. Все призывы современных проповедников полюбить Писание большей частью проходят мимо ушей. Как говорится: «Васька слушает, да ест».

Вопрос: Очень люблю одного парня, вы не представляете как. Просто жить без него не могу. Недавно узнала про одно дуа, читая которое можно влюбить в себя человека. Но всё же что-то смущает меня в этом, поэтому хотела бы уточнить: можно ли просить Аллаха в дуа о том, чтобы влюбить в себя кого-либо?

Ответ:

В первую очередь следует подчеркнуть, что любить кого-то, конечно же, не грех . В нас Богом заложено влечение к представителям противоположного пола, которое в итоге выливается в любовь . Это чувство возникает в нашем сердце , контролировать которое мы не в силах. Однако у всякой вещи есть свои границы, определённые сводом божественных законов – Шариатом . Согласно им, если человек испытывает чувства к лицу противоположного пола, рекомендуется, не откладывая в долгий ящик, поинтересоваться о его мнении на этот счёт. И при обоюдном согласии этим лицам следует побыстрее заключить брак (никях) , создав крепкую и благочестивую семью .

Что касается дозволенности чтения подобного дуа , то следует отметить, что дуа – это молитва , в которой раб обращается к Господу с просьбой о заботе и помощи в чём-либо. И конечно просьба должна быть только о благом. Но всегда ли мы осознаём, в чём для нас благо, а в чём зло? К примеру, девушка может быть очарована какой-либо чертой характера парня, не ведая о других его сторонах, которые проявятся позже в иных ситуациях. Парень может быть ослеплён внешностью девушки , её красивым нравом, в тоже время , не известно будет ли благом их совместная жизнь . Об этом ведает только Создатель миров.

Всевышний знает, что является настоящим благом, и выбирает для нас только самое лучшее. А когда мы усиленно просим Бога о чём-либо конкретном, то есть опасность, что обретя это, мы столкнёмся с большими трудностями и будем сожалеть. Поэтому следует полностью положиться на Аллаха и просить Его даровать нам то, что принесёт нам пользу и в этом мире, и в мире вечном.

Имам Абуль-Хасан аш-Шазали (да будет свята его душа) завещал: «Убегай от своего выбора к выбору Всевышнего Аллаха . Поистине, тот, кто выбрал для себя что-либо, не знает, получит он это или нет. Если и получит, то не знает, останется оно у него или нет. А если и останется до конца его жизни , то не знает, есть ли для него в этом благо или нет. Поэтому благо лишь в том, что избрал для тебя Аллах » .

Довольство решениями Господа – это результат хорошего мнения о Нём. Поэтому Ибн Машиш (да будет свята его душа) говорил: «Не сомневайся в чём бы то ни было из решений Всевышнего , придерживайся доброго мнения о Нём во всём. Ни в чём не отдавай предпочтение своему выбору перед выбором Аллаха » .

В дуа с просьбой влюбить в себя кого-то кроется ещё одна опасность. Ведь мы как бы вторгаемся в

Молитва – это не просьба, не высказывание, не отчет за проделанные дела. Скорее, это как с человеком. Кто этот человек для вас – решать только вам. Манера и содержание наших разговоров, с кем бы то ни было, всегда зависит от того, как мы относимся к своему собеседнику. Так и молитва напрямую зависит от нашего отношения к Богу. Часто задаваемым вопросом является вопрос о том, можно ли читать молитвы сидя или лежа.

Нельзя сказать, что существуют жесткие требования к чтению молитв, но определенные общепринятые нормы и правила все-таки существуют.

Какие существуют молитвы

Есть молитвы как общественные, так и частные:

  • Общественные богослужения – это коллективные молитвы. Во многих религиях именно их считают наиболее сильными и действенными. Совершаются в ходе литургии, утрени или вечерни.
  • Частные – те, которые человек читает наедине с собой. Они признаются необходимыми наравне с коллективными. Такие молитвы называют еще умными молитвами.

Молитва может быть:

  • наружной (произнесенной вслух);
  • внутренней (мысленной).

И та и другая молитвы равны по значению, главное здесь – правильный душевный настрой.

Молитвы различаются и по содержанию

  • Просительные. Выражают любые (материальные, духовные) нужды молящихся людей.
  • Хвалебные. В православии ставятся на первое место. Молящийся возносит хвалу Господу.
  • Молитвы-благодарности. Выражают признательность человека Богу за имеющиеся блага.
  • Молитвы-покаяния. Их практически не выделяют в отдельный вид молитв. Чаще они рассматриваются как вид просительных.

Правила совершения молитвы

  • От иудеев пришло правило молиться стоя.
  • От них же – правило коленопреклонения.
  • Существует правило воздеяния рук в момент богослужения.
  • Мужчины должны молиться с непокрытой головой.
  • Женщины при молитве должны покрывать голову платком.
  • Молиться можно в любое время суток.

Кто-то видит в Боге любящего творца, который знает наши человеческие слабости, понимает проблемы и готов на сиюминутную помощь. Кто-то воспринимает Бога как отражение себя. Кто-то – как друга.

Любое представление о Боге – правильное, лишь бы оно имело под собой доверие. Разговор с Богом должен быть искренним и необходимым для вас. Ведь невозможно установить хорошие отношения без общения и разговора. Если вы хотите получить в молитве успокоение и помощь – читайте ее искренне.

А отвечая на вопрос, можно ли читать молитвы сидя, хочется ответить словами Апостола Павла, который произнес: «Все мне позволительно, да не все полезно». Если физическое состояние не позволяет молиться стоя, конечно, можно присесть. Но очень важно понимать при этом – что тобою движет? Лень или боль. Ведь иногда . В таком случае, сила его молитвы не меньше, чем человека стоящего, ибо чтение его проходит через физические страдания. Если же человек просто устал, то стоит перебороть себя и встать. Устав регламентирует, когда можно сидеть, а когда стоять во время службы.

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.