Микробиология. Мифы и реальность

На вопросы отвечает Патриарх

«Недавно я захотела девочку причастить. Когда о наших планах узнала бабушка, она стала возражать при ребенке и сказала, что при причастии можно заразиться и умереть. При этом она приводила примеры из истории, когда во время эпидемий после причастия умирали тысячи людей. Теперь Наташа боится ходить со мной в церковь. Помогите нам разрешить противоречие, возникшее в нашей семье».

Можно ли заразиться инфекционными болезнями через причащение? Когда мы причащаемся, то с верой принимаем под видом хлеба и вина подлинное Тело и Кровь Господню. И нам даруется великая благодать Божия, Божественная энергия. Бог есть источник жизни и источник всякого здоровья. Поэтому, причащаясь, вкушая Тело и Кровь Спасителя, обретая Его энергию, мы не можем ничем заболеть. Но это, конечно, вопрос веры. Нужно верить, и Бог по вере дает человеку.

Ну а что касается якобы многочисленных примеров того, как люди заболели в результате причастия, у меня иная информация: нет таких примеров в истории. Помню, когда я еще был семинаристом, хорошо запомнил ответ на аналогичный вопрос, заданный нами профессору, известному литургисту Николаю Дмитриевичу Успенскому на лекциях по литургике.

Отвечая на такой вопрос, профессор Успенский рассказал нам историю, связанную с жизнью его отца, который был священником в Новгородской области. Служил он в простом деревенском храме. Было это еще задолго до революции. Батюшка причащал каждое воскресение многих и многих своих прихожан. И среди прихожан был один, который болел неизлечимой инфекционной болезнью. Мало кто из сельчан знал, что среди них тяжело больной человек. Но тот знал и всегда подходил к Чаше последним. Чтобы, во-первых, не смутить кого-то, если кто-то узнает о его болезни, а с другой стороны, чтобы и у самого на душе было спокойно. Он причащался последним. А Святые Дары из Чаши затем потреблял служащий священник, отец профессора Успенского, который знал, что последним причастился тяжелобольной инфекционный человек. И никогда ничем этот священник не заболел.

Вспоминаю я и другой пример, связанный с относительно недавним прошлым. В 70-е годы, как известно, в Советском Союзе вспыхнула эпидемия холеры. Атеистические власти решили воспользоваться этим обстоятельством и принудить священноначалие прекратить совершение литургий, прекратить причащение людей. Церковь, конечно, не пошла на эти ухищрения атеистической власти. Литургия совершалась. Народ причащался.

И никто никогда не мог сказать, чтобы тот или иной случай заболевания был связан с причащением. А уж поверьте, тогда внимательно следили за всеми, кто причащался во время холерной эпидемии. Другими словами, благодать Божия, Божественная энергия призвана давать человеку жизнь и здоровье, а не отнимать у нас здоровье. Поэтому не нужно смущаться, подходя к Святой Чаше. Тем более не следует, используя эти аргументы, отгораживать детей от Христа непроницаемой стеной нашего неверия.

Из бесед Святейшего Патриарха Кирилла
в ОВЦС и телепрограммы «Слово Пастыря»
www.convent.mrezha.ru

Анонсы статей

Освящение квартиры

При въезде в новую квартиру или дом после ремонта мы замечаем, что там как-то не уютно, не обжито. Внешне все хорошо: есть электрика, газ, вода, ремонт вроде не плохой, а все равно, что-то не то.

Помочь Храму

Можно ли заразится от причастия?

«На днях моя подруга поставила меня в тупик своим вопросом: «Когда в православных храмах будут причащать одноразовыми ложками? Как можно облизывать одну ложку и запивать из одной посуды? Я не могу заставить себя причаститься, т. к. представляю себе все эти микробы и я просто в ужасе. Вот если бы сделали реформу, начали бы пользоваться одноразовыми ложками, намного больше людей пришло бы в храм! Надо в конце концов быть цивилизованными». Если честно, я не знаю кроме нее людей, которых бы останавливала от причастия эта причина. И я не смогла как-то внятно и убедительно ответить на ее замечания».

На вопрос отвечает диакон Виталий Богданов.


Хочу заранее попросить прощение за то, что мой ответ может показаться излишне категоричным и даже жестким, но я скажу правду: подобное мнение на самом деле, что бы ни думал человек, является всего лишь отговоркой. Отговоркой, в которой совершается попытка оправдать нежелание идти в храм, переломить какие-то свои тайные внутренние проблемы, мешающие приступить к исповеди, к таинству покаяния и соединения с Христом в Таинстве Евхаристии.

Я, немного забегая вперед, скажу, что Римско-католическая Церковь в XX веке пошла подобным путем и, решениями Второго Ватиканского собора, сделала максимально комфортным и удобным для людей участие в богослужении. Месса была переведена практически на все существующие языки, была укорочена до неузнаваемости (продолжительность составляет сейчас в среднем 20 минут), необходимость особой подготовки к Таинству Причастия была сведена до минимума, также практически был упразднен евхаристический пост.

И, конечно же, для соблюдения гигиены в католической церкви не существует причастия под видом Тела и Крови Христовой. Только облатками – маленькими частичками хлеба, приложенными в таинстве Евхаристии к Крови Христовой. Но, как показала практика, всё это движение, направленное как бы к человеку, созданное для предоставления ему максимально комфортных условий, принесло совершенно противоположные плоды. Римско-католическая церковь потеряла остатки своей паствы. Сегодня большинство католических храмов в Западной Европе в лучшем случае продается под музеи, в худшем – их выкупают представители частного бизнеса и организуют в них ночные клубы, гостиницы, бары, рестораны.

Не так давно мой знакомый православный священник из Голландии, иеромонах Серафим Станхард, который служит в Гаагско-Нидерланской епархии РПЦ, за смешные деньги выкупил у католического аббата целый монастырь на окраине Амстердама. Этот аббат предпочел, чтобы, пусть даже за копейки, но продаст этот монастырь православному священнику, который со временем организует там православную монашескую общину, чем за хорошие деньги это здание купят люди, которые сделают там в конце концов место непотребства. Представьте себе, какие чувства должен испытывать настоятель храма, если он будет знать, что через некоторое время в монастыре, который он продал за какие угодно деньги, будет устроен, например, ночной клуб.

К сожалению, это норма для современной Западной Европы. Люди, несмотря на созданные для них все комфортные условия, не идут в храм. Вопрос: почему? Причина того, что они не хотели идти в церковь, не хотели причащаться, была вовсе не в отсутствии гигиены, вовсе не потому, что тяжелыми и неподъемными были правила подготовки к Таинству Причастия. Причина была в другом: они не хотели. А эти условия были лишь отговорками, и когда их устранили – люди как не ходили, так и не пришли.

Что я могу сказать по поводу гигиены Таинства Евхаристии. Христос, его Божественное тело и Божественная кровь – это, по словам святых отцов, «Огнь попаляющий». Если вы почитаете молитвы перед причастием, вы увидите, как святые отцы представляют себе Тело и Кровь Христову. Это Божественная сила, очищающая всякую скверну, не только духовную, но и физическую. Если какой-то человек, приобщаясь Тела и Крови Христовой имеет заболевания, они не могут никаким образом коснутся евхаристических сосудов.

Представьте себе святых апостолов на Тайной Вечере, которые бы спрашивали Учителя: «Равви, а ты не болен ли какой-нибудь болезнью?» А ведь в те времена существовали самые разнообразные смертельные болезни. И никто из апостолов, это даже немыслимо представить, не могли спросить друг у друга: «Скажи, Петр, а не болен ли ты какой-нибудь заразой?». Это было просто бессмысленно. Ведь ученики верили в Божественную силу и благодать. И сегодня мы знаем из практики церковной жизни, что к чаше подходят самые разные люди, с самыми разными болезнями. И никому не приходилось сталкиваться с тем, чтобы кто-то мог ими заразиться.

Я приведу пример из личной практики. Однажды мне пришлось участвовать в совершении Божественной Литургии в тюремном храме. Вот представьте себе, что такое тюремный храм? Это колония общего режима, где содержатся в заключении самые разные люди. Среди них есть те, кто болен очень серьезными болезнями, в том числе разными формами туберкулеза. Наверняка вы знаете, а если не знаете, я расскажу: дьякон после литургии «потребляет» всё, что осталось после причастия в евхаристической чаше.

Представьте, что бы было, если бы я думал о гигиене, о том, что могу заразиться туберкулезом или еще какой-нибудь опасной болезнью. Я бы просто не смог прикоснуться к чаше! Но как любой верующий человек, я отдавал себе отчет в том, что, даже если какой-то микроб, какая-то, как вы говорите, бактерия, могла попасть туда, то Божественная Благодать, в силу моей веры, всё это уничтожит. Может быть, этот микроб не будет физически стерилизован, уничтожен, но вам, мне, любому другому причастнику, не сможет доставить никакого вреда.

Как сказал Апостол своим ученикам перед Вознесением на Небо: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; …будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк. 16, 17-18).

В Книге Деяний описана такая история: апостол Павел, путешествующий на корабле со своими спутниками, был выброшен штормом на берег, где они нашли пристанище у местных жителей, стали разводить костер. И вот, чтобы помочь своим собратьям, Павел взял охапку хвороста, собираясь бросить её в костер. И из хвороста вылезла ядовитая змея и повисла у него на руке. Все окружающие сказали: «Ну точно, этот человек был грешником, преступником. Вот он спасся от моря, от шторма, но и тут Суд Божий настигает его своим наказанием». А Павел меж тем взял спокойно в руки змею и отбросил в сторону, и она ему никакого вреда не причинила. И тогда это событие так глубоко потрясло очевидцев, что они стали думать наоборот, что он бог, который сошел к ним на землю в человеческом обличии. Хотя причина была в том, что в своем сердце Павел имел образ Господа, и доверял Ему свою жизнь.

Вот о чем стоит всегда помнить, когда Вас терзают сомнения. Господь всесилен. Но то, как будет осуществляться действие Благодати Божьей, будет зависеть в том числе и от нашей веры. Если человек действительно опасается подхватить какую-то инфекцию, приняв участии в Таинстве Евхаристии в той форме, в какой она сейчас существует, я могу сказать следующее: любую из инфекций можно подхватить в каком угодно месте. Наш мир вообще исполнен разнообразных опасностей.

Можно не только подхватить инфекцию, можно споткнуться и упасть, нас может сбить автомобиль, когда мы идем на наш зеленый свет по пешеходному переходу. И если мы о каждой опасности будем так пристально думать, то, следуя подобной логике, нам не только не стоит подходить к чаше во время причастия! Нам стоит запереться у себя в квартире, делать каждые 5 часов кварцевание и никуда больше из дома не выходить. Но, Вы сами понимаете, это абсурд. Здесь просто стоит волевым усилием себя дисциплинировать, где-то даже пересилить - и прийти в храм. Посмотрите, ведь приносят маленьких детей, грудничков, приходят 80-летние старушки – те, кто априори обладает слабой иммунной системой. И до них причащаются самые разнообразные люди. Мне, за девять лет моего служения, не приходилось слышать даже краем уха, что кто-то заболел после причастия. А вот об обратном – о случаях телесного исцеления, о случаях духовного прозрения – мне приходилось слышать и даже встречать таких людей.

Если мы не может пересилить себя и подойти к евхаристической чаше, потому что считаем, что там какие-то микробы, инфекции, от которых мы желаем оградить себя, мы можем вполне подхватить ту же самую инфекцию в любом другом месте. И тогда нам, наверное, будет стыдно, что мы боялись подойти к Христу, когда он звал нас: «Придите, едите Мое Тело». Он для нас принял смерть на Кресте и дал нам этот бесценный Дар. А мы желаем пренебречь им, ссылаясь на какие-то мнимые опасности. Но эти опасности подстерегают нас на каждом шагу, об этом стоит помнить. Помнить о словах Христа: «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).


В студии ведущая Светлана Ладина и врач Вячеслав Владимирович Боровских.
Тема выпуска: «Можно ли заразиться в храме?»

- Наша телезрительница спрашивает: «Если человек знает, что у него заразная болезнь: туберкулез или гепатит, но душа рвется к Причастию, как ему поступить?» Бывают детские заразные болезни: ветрянка, краснуха, а также разбушевавшийся нынче грипп. Можно ли в таком состоянии идти в храм, нести к причастию больных детей? Можно ли, вообще, заразиться в храме?
Вячеслав Владимирович, как поступаете Вы в таких ситуациях? Давайте туберкулез оставим за рамками, возьмем элементарное гриппозное состояние, когда Вы точно не знаете: грипп или ОРВИ, но состояние болезненное, а Вы при этом готовились к Причастию.

На Причастие я не пойду, и на службу, может быть, тоже. Потому что, если от Чаши мы точно ничем заразиться не можем, и я не могу никому передать инфекцию через Святые Дары, то в храме или возле него можно вполне заразиться. Если ты болен передающейся контактным или воздушно-капельным путем инфекцией, лучше посидеть дома. Что касается Чаши со Святыми Дарами, то если бы существовала возможность передачи через нее хоть какой-то инфекции или болезнетворного агента, который мог бы вызывать заболевание, то христианство бы исчезло еще в первом столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Мы знаем из истории христианства, что во время чумы в Москве и других европейских городах, где эта болезнь выкашивала половину населения, выживали только те, кто ежедневно причащались: люди обретали некую устойчивость к инфекции. Христиане того времени руками без средств защиты собирали трупы, зараженные чумой, вывозили и хоронили их, проявляя любовь и жертвенность, и потом не умирали, но оставались жить. Это вызывало удивление у нехристиан.

Вспоминается произведение Лескова «Несмертельный Голован». Я спросила мнение по нашей теме у двух знакомых батюшек. Один из них, историк по первому образованию, отец пятерых детей, сказал, что в XIX веке, когда случались холера и другие болезни, была такая практика - воду сначала кипятить, а потом освящать. Думаю, что во время болезни, он своих детей не поведет в храм. Другой священник напомнил евангельский постулат - как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай с другими людьми. Если ты сам боишься, опасаешься и не хочешь, чтобы рядом с тобой на службе стоял заразный человек и сам будешь сильно от этого переживать, значит, и тебе самому не надо так поступать.

Люди в храме вздрагивают, когда кто-то начинает чихать или кашлять, все сразу переглядываются, отвлекаются от молитвы, и нарушается, быть может, строй Богослужения. Что касается Причастия, мы видим стопроцентное свидетельство, что Христос Истинный Бог наш: здесь нарушается чин естества. В огромных соборах, в храме Христа Спасителя, например, где собираются люди со всей страны, из разных регионов, из-за границы, все встают в одну очередь, идут на Причастие - и остаются живы и здоровы. Они не заболевают какими-то кишечными инфекциями, ОРЗ, ОРВИ, гепатитами, которые передаются элементарно, и более того - они выздоравливают. Мы же причащаемся во здравие души и тела, чтобы там ни было.

Может быть, есть смысл пригласить священника на дом в случае тяжелой и остро заразной болезни, например скарлатины у ребенка. Конечно, предупредив батюшку о том, что в доме опасная инфекция. Я не знаю, надевают ли батюшки или просто молятся.

Я ни разу не видел батюшку в маске возле больного. А вот всяких невротических реакций на эту тему насмотрелся досыта. Даже среди близких мне людей и родственников, которые говорят: «Как ты, врач, можешь водить детей, чтобы они ели с одной ложки неизвестно с кем». И сами именно поэтому не ходят, говорят: «Я бы пошел, если бы можно было со своей ложкой подойти на Причастие, а так нет, извините». То, что это так стереотипно и стандартно, повторяется из года в год от разных людей - все говорит о том, что одним духом одержимы.

Наша телезрительница пишет: «Надо причащаться, просить Господа, чтобы причастил, и быть с ним, остальное Его забота. Да, в храме можно заразиться, если Бог хочет дать нам именно такое лекарство, как болезнь».

Не согласен, что если Господь захочет вразумить человека болезнью, то может послать ее через Святые Дары. Думаю, что, если Господь захочет вразумить через болезни, Он это сделает любым другим способом. Он Единственный, Кто управляет всеми бактериями, вирусами и инфекциями. Быть ей или не быть - это зависит от Бога. А мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Это очень важно, мы должны прекрасно понимать и отдавать себе отчет в словах молитвы «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя». Это Сам Христос - Бог, который есть Любовь. Какое зло может быть нам, если здесь присутствует Сам Бог. Поэтому без всякого страха заразиться или получить какой-то ущерб от единой лжицы, мы идем и спокойно причащаемся, уверенные, что с нами будет все хорошо.

Телезритель: «Апостол Павел говорил, что если причащаешься недостойно, тогда может случиться болезнь или даже смерть. Самое главное - с чем ты приходишь к Причастию. Если подходишь достойно - не заразишься, а если приходишь с другими намерениями - сто процентов заразишься».

Другой телезритель пишет: «Однажды читал в мирской газете о том, как женщина, которая работала в научной лаборатории, решила всем доказать, что и в храме можно заразиться, как в любом месте. Она пришла в храм с кусочком ваты и стала на поклонение к иконе за мужчиной, который сильно кашлял, и очевидно был болен. Как только он, кашляя, приложился к иконе, женщина взяла мазок на ватку в запотевшем от кашля месте - и бегом в лабораторию. Через 5 минут ватка с мазком уже лежала под микроскопом, каково же было ее удивление, когда она не обнаружила никаких микробов. Тогда она взяла мазок с картины в своем кабинете, а там тьма тьмущая микробов. Это заставило ее полностью поменять взгляды на свою жизнь».

Может быть, кому-то нужен и такой путь к вере через эксперименты - такой новомодный протестантский путь. Недавно на одном канале я слышал, как протестантский пастырь заявил на одном собрании, что за последние несколько лет сделано около пяти тысяч открытий, подтверждающих существование Бога - в зале все радуются, долго аплодируют. А что случилось? Для верующего человека разве нужны эксперименты и доказательства? Нужны эти пять тысяч открытий? В том то и дело, что вера все упрощает: наш ум делает прямым. Как сказано: «прямыми сделаете стези к Богу». Тогда мы избавляемся от многих лишних интеллектуальных напластований, которые отравляют церковную жизнь. Доверие к Богу - драгоценное качество человеческой души, которое делает человека психически необыкновенно устойчивым. Психотип верующего православного человека - это такой тип личности, который может перенести все, даже если он заболеет. При доверии к Богу он может вылечиться от любой болезни, даже такой, перед которой медицина бессильна. Поэтому такой человек ничего не боится.

Комментарий телезрителя: «Я очень брезгливый человек, но и верующий, поэтому когда я в храме, никогда не думаю, что могу заразиться, считаю кощунственным даже подумать об этом».

Расшифровка: Вероника Костромина

Почему в храмах и монастырях причащают всех с одной ложечки? Я наблюдала картину как в соборе причащали неопрятных бомжей, кашляющих старушек, затем шли причащать только что крещённых младенцев. Это ведь очень негигиенично. Христос не кормил апостолов с ложечки, а давал на руки всем хлеб, преломляя его. ( 3 голоса : 4.67 из 5 )

Анна Андреевна, возраст: 35 / 15.07.2013

Дополнить ответ на вопрос

Ваш ответ*
(Пожалуйста, соблюдайте правила орфографии)

Ваше Имя (Псевдоним)*

Сколько Вам лет?*

Анти-спам *

Ответы:

А что Вы хотите, чтобы всем причастникам отдельную ложечку выделили или, может быть, мыли её после каждого?!..

Василий, возраст: 27 / 17.07.2013

Это вопрос традиции Русской Православной Церкви. Так принято у нас, и эта традиция сформировалась в определенных условиях, т.е. она и на сегодня оправдана и актуальна по причине определенных обстоятельств, не связанных с соображениями гигиеничности. Древняя традиция давать в руки каждому причастнику, однако, тоже не совсем, если рассуждать по-Вашему, гигиенична, ведь в руки давали Тело Христово в виде Хлеба, а Кровь, в виде вина, пили все из одной Чаши. В современных условиях, как скажите, можно дать, например младенцу, пить из Чаши, когда вокруг толпа причастников, и вероятность пролить Кровь Христову становиться почти закономерностью? С другой стороны, не нужно забывать, что,или Кто нам преподноситься в ложке с Причастием! Если Вас интересует история развития причастной традиции, прежде чем критиковать её, надо бы изучить историю её возникновения. На сколько мне известно, в других Поместных Православных Церквях причащают точно так же, поэтому нет смысла делать поспешные выводы.

Александр, возраст: 40 / 18.07.2013

Разве не ясно, что это святыня, и кто бы не брал эту ложечку себе в рот при причастии, ничего худого не будет. Это святое, к нему никакая зараза не пристанет, бомжи тоже люди. Может, они вам противны и поэтому так пишете?

Иван, возраст: 23 / 19.07.2013

Хм. На тот случай, если для Вас это действительно является препятствием к принятию Великого и Страшного Таинства Евхаристии, скажу то, что мне известно.

1. О гигиене. В советские времена ученые - эпидемиологи пошли на большое кощунство. Была взята проба из Чаши прямо во время причастия, соскоб с руки священника, которую целовали верующие, смывы с почитаемых икон. Полученные образцы поместили в чашки Петри, в стерильную питательную среду - чтобы посмотреть, какая пакость размножится. Однако среда осталась стерильной. Тогда сделали намеренный бактериологический посев. И в этом случае никакая зараза не развивалась, болезнетворные бактерии гибли. Никто не слышал об эпидемиях среди священства, а ведь священники после службы потребляют Дары, которые остались после причастия, той же ложечкой, которой причастились 100, а может и более, человек. (http://www.missionary.su/mistakes/1.htm#5) Когда на Руси крестьян косила холера, никто через причастие не заразился, а вот исцеление получили многие.

2. О личном примере Христа. Это Вы хорошо вспомнили. Ведь Он всем дал пить из одной чаши. И нисколько о гигиене не побеспокоился. А Вы говорите, что ломать руками, значит, гигиенично, а с ложечки - нет.

3. Исторический контекст. Когда христианство стало массовой религией, появились случаи осквернения Тела и Крови. Сначала все причащались преломлением. А потом появились несознательные товарищи, которые повергали Тело и Кровь на землю, выбивая Святыню из рук священников. Поэтому, чтобы избежать таких случаев и оградить Христа, прихожанин и получает с ложечки, да еще и за плечи себя обнимает при этом, чтобы руками ничего не задеть. А представьте, что надо причастить 300 человек во время Пасхи – сколько хлеба надо наломать? Ну не хотим мы крошить Тело на пол.

Но это все было неглавное. А сейчас будет главное.
Главное то, что мы есть истинная Церковь Спасителя, Тело и Кровь Его. И как во святом духе Церковь посчитает нужным, так и будет причащаться. Когда нам требуется, мы сухим песком в пустыне крестим во имя Отца и Сына и Святого Духа, к ужасу баптистов. И не спрашиваем ни у кого, когда это Спаситель троекратно погружал в воду апостолов. Зато всегда у нас обо всем спрашивают, и правильно делают – у нас Истина.

P.S. Вообще у Вас примеры какие-то уникальные, не от ветра ли головы своея выдуманные? Ни разу ни бомжа возле Чаши не видел, ни бабульки кашляющей. Как-то наоборот, все приступающие к Святыне одеваются как матросы перед боем, даже если и бедненько, но всегда чистенько. Я вот тоже кашляю, особенно зимой, и ничего, причащаюсь. Еще ни разу не заболел после причастия, и о таких случаях у нас на приходе слыхом не слыхивали, даже когда жесточайший вирусный грипп по Москве ходил. По вере Вашей да будет Вам. Спаси Господи!

Андрей, возраст: 47 / 22.07.2013

Добрый День. Простите за дерзость, но отвечу Вам:
Причастие - это Таинство, при котором мы вкушаем Тело и Кровь Христову. Мы приобщаемся все вместе, всем миром, если хотите. Никакого разделения нет и быть не может. Все мы едины и Таинство нас этому учит. А если вам становиться противно прикладываться к лжице (ложечка) после какого-нибудь человека, то задумайтесь: а не лицеприятствуете ли Вы? Зачем осуждать человека за его болезнь? - он ведь причащается для исцеления. Поймите, что все мы больны, кто-то внешне (физические болезни), а кто-то душевно (например, зависть, гнев, осуждение и прочее). А Христос дает нам средство к исцелению - причастие. А теперь ответьте: нужно ли здоровым принимать лекарство? Думаю, что нет. Больные нуждаются во враче. А истинный врач - Христос. Бойтесь не физических болезней (например, заразиться простудой или еще чем-нибудь от общей лжицы), а болезней пожирающих душу. Не бойтесь, не осуждайте, а смиренно примите величайший дар - Тело и Кровь. Кроме того, ввергните своё благополучие в руки Господа и Он сохранит вас.
Простите за дерзость. Умудри вас Господь!

Антон, возраст: 22 / 22.07.2013

Неужели Вы думаете, Господь допустит, чтобы кто-нибудь заболел при причащении? Это маловерие.

Ирина, возраст: 25 / 27.07.2013

Десять лет я очень болела. рачи помочь мне были бессильны. Даже ходила по экстрасенсам и бабушкам,а мне становилось все хуже и хуже. И добрые люди привели меня в храм. Я позновать стала, что это такое. Исповедовалась и пречищалась с одной ложечки как и все. Через три года я пошла на работу и вот уже 7 лет работаю, ЖИВУ. Хожу в Храм, Исповедываюсь и причащаюсь. И благодарю Господа, что он дал нам такую оздоровительную ложечку.

Ольга, возраст: 54 года / 29.07.2013

Многие святые после инфекционных больных принимали святые дары, на то они и святые, чтобы не заражаться от них. Священники и дьяконы принимают их после всех и не заражаются. Кстати, брезгливость это тоже грех.

Людмила млг, возраст: 64 / 30.07.2013

Для меня того, что в Чаше - Христос, достаточно, а Вам нужно каяться в брезгливости вместе со знакомыми. Не было такого, чтобы кто-либо заразился. А если появятся такие священники, которые начнут причащать каждого с разной ложечки, они будут еретики и неверующие для меня, с такими даже общаться не буду. А стаканчики... у кого какое к этому желание, можете со своим придти. Ваш вопрос родился от неосознания того, к КОМУ Вы приступаете, причащаясь. И какие могут быть заразы там, где Сама Жизнь?! Вразуми Бог! (взято отсюда - http://hramnagorke.ru/question/6097)

Сергей, возраст: 50 / 07.08.2013

Ложечка, о которой идет речь(правильно именуется лжица - на цер.-слав. языке), наряду с Потиром(Чашей), Дискосом (особой тарелочкой) , Звездицей и Копием - являются священными предметами, так как используются при совершении Таиснства Евхаристии, при котором происходит Пресуществление хлеба и вина - в Тело и Кровь Христову. Поэтому опасения, что лжица может стать источником инфекции - безосновательны. Можете не сомневаться, они - "стерильнее" операционной. Кстати, в обязанности священства входит потребление Даров, оставшихся после Причастия - все до последней крупинки и капельки. Т. е. с житейской точки зрения - они принимают весь "набор инфекций" и просто обязаны, по всем правилам гигиены, быть "хроническими ее носителями". Но- этого не происходит. Мне ни разу не приходилось даже слышать о подобных фактах.

свщ. Александр, возраст: 53 / 16.08.2013

Господь наш милостивый зла ни причинит ни кому. Господь нас любит всех одинаково, а вы относитесь ко всему проще, меньше думайте о ложечке и когда приходите в храм думайте только о том чтоб
Господь услышал ваши молитвы. Вы всегда в душе и в мыслях помнить что вы пришли в дом Бога, к своему отцу и больше вас ни чего волновать негативно недолжно, и тогда вы в храм будите ходить с
удовольствием и позитивом. если тяжело молитесь!!!

Елена, возраст: 35 / 05.09.2013


Предыдущий вопрос Следующий вопрос

Самое важное

Лучшее новое

Почему не любят Церковь

Недействительные отпевания

Несколько дней назад приходит человек: «Вы, батюшки, совсем зажрались и обнаглели, вот что я хочу вам сказать...» Спрашиваю, что вызвало такую его бурную реакцию. Объясняет, что позавчера присутствовал на отпевании в соседнем с нашим храмом морге (через дорогу от нашего собора). Взяли большие деньги, священник десять минут что-то равнодушно-невнятно спел и махнул рукой: «Закрывайте гроб»...

Наступают выходные, планируется семейный поход в церковь. Если в храме душно и довольно тесно — невольно вспоминаешь рекомендации терапевтов избегать подобных мест. Стоит ли надеть маски — хотя бы детям? А прикладываться к иконам? Прот. Максим Козлов не советует отказываться от службы из страха перед гриппом, если только мы сами не понесем вирус в храм.

Не благочестие ли наших предков становилось причиной эпидемий Cредневековья (ведь к святыням тогда прикладывались почти все)? Священникам приходится сталкиваться с опасениями прихожан не только в последние месяцы. Все мы прикладываемся к иконам и кресту — не рискуем ли мы получить вместо благодатной помощи вирус?

— Отец Максим, можно ли заразиться в храме?

— Конечно. Чем угодно. Можно заразиться дурными манерами, можно заразиться ревностью благочестия, можно заразиться любовью к церковному пению и можно заразиться неправильным пристрастием к священнослужителю. Можно заразиться гриппом. Тогда, когда эпидемия гриппа имеет место и когда рядом стоят два человека, которые на тебя усиленно кашляют.

В данном случае, нельзя считать храм местом, защищенным в период массовых эпидемий от всех инфекций, неважно — гриппозных или холерных, и всем стекаться под своды храма, имея в виду именно защиту от бактериологических вирусных воздействий (или радиации, в случае тех или иных аномальных или террористических явлений). Храм — это лечебница, где наши души врачуются к спасению. Но невозможно предположить, что, например, у ребенка сойдет на нет или не возникнет кариес, если он регулярно и даже благоговейно будет молиться перед образами святых. Поэтому не мешает человеку и самому принимать естественные меры благоразумной предосторожности.

— Например, надеть маски, хотя бы детям? В храме может быть тесно и душно, а дети находятся в группе риска.

— Думаю, что и к данному случаю следует нам приложить общий принцип, которым хорошо бы нам всем, православным христианам, руководствоваться в своей жизни, — стараться идти средним, царским путем, не впадая ни в какие крайности. Еще один принципиальный критерий поведения — избирать пользу ближнего, а не свою, прежде думать о других. Как применить это к данной ситуации? Например, мы видим, что мы кашляем и чихаем, из носа и глаз течет что-то трудноопределимое, температура, может быть, не 38,9, но явно какие-то явления нездоровья ощущаются в немощном нашем телесном составе. В таком случае, конечно же, проявлением христианской любви будет остаться дома и детей своих в храм не водить, если с ними что-то подобное происходит. Даже если мы уверены, что именно в таком состоянии им полезнее всего причаститься. Ведь там будут и другие дети, на которых они будут чихать и кашлять, дышать бациллами, микробами и вирусами.

— А если грипп скоро свалит с ног, а душа тем более просит Причастия?

— Если уж очень хочется нам приобщиться Святых Христовых Тайн в полуболезненном состоянии, то разумно будет, например, прийти в какой-то будний день в храм, где людей будет немного и мы сможем стоять от них в сторонке (о священнике можно думать меньше: ему по долгу службы полагается с любыми людьми общаться, с контингентом и здоровым, и нездоровым — и душевно, и физически; он выдержит). Если же мы совсем немощствуем, то надо договориться и позвать батюшку домой, что в большинстве приходов достаточно легко организуется.

— Если иметь в виду эту сторону вопроса — наши собственные страхования по поводу свиного и других видов гриппа, ОРВИ и прочих заболеваний, для начала предложу одно рассуждение. Ходим ли мы при этом на работу, отпускаем ли детей на учебу, пользуемся ли общественным транспортом, как правило, в час пик предполагающим немалое скопление народа? Не перешли ли мы еще на осадное положение, так что передвигаемся только короткими перебежками, минуя общественный транспорт?

— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?

Если не перешли — в школу и на работу ходим, в метро ездим, — то вспомним, что храм, в отличие от троллейбуса или среднего учебного заведения, имеет еще и некоторое молитвенное ограждение.

Я даже не буду сейчас говорить об объективном характере того, что храм есть дом Божий, святыня, а не клуб. Люди, собирающиеся в церковь, в отличие от людей, едущих случайно вместе в автобусе, и внутренним, и внешним образом расположены к поддержке и соучастию друг к другу — и молитвенному, и практическому. Если мы все это взвесим и подумаем, то для большинства из нас станет ясным, что пересиживать эпидемию гриппа дома именно по отношению к Церкви у нас, наверное, оснований нет.

— Все же, уместны ли медицинские маски на богослужении?

— Об этом я бы порассуждал также в категориях возможного соблазна, причиной которого для других людей мы можем стать. С одной стороны, если мы нездоровы, то лучше остаться дома. С другой стороны, если мы боимся, что другие на нас начихают, то, может быть, правильнее будет больше другого остерегаться: заявившись в таком виде на богослужение, мы кого-то смутим, кого-то отвлечем, в чьей-то душе посеем опасение, что сами мы больны. Человек вместо молитвы на службе будет думать о том, с кем он рядом стоит. Не создадим ли мы вокруг себя в «тесном» храме, о котором идет речь, метровый пояс пустоты, поскольку другие будут стараться нас избегать, и тем самым засунем людей еще в большую тесноту. Многие еще и чесночком закусят для пущего отогнания зловредных вирусов, микробов и бактерий. Так что, по крайней мере, до особого усложнения эпидемиологической ситуации я бы советовал от стояния в масках на богослужении воздержаться.

— Можно ли заразиться через Причастие?

— Наконец, мы подошли к главному. Если мы — православные христиане, верующие в то, во что верит Святая Православная Церковь, то считать, что через Причастие Святых Христовых Тайн способна передаваться инфекция, мы не можем. Просто не можем. Этим в некотором смысле проверяется наша вера. Или для нас это только какое-то умозрение, и при первом прикосновении страхования эта так называемая вера рассыпается в прах. Или мы верим, что это святыня всепобеждающая, огонь попаляющий, служащий нам во здравие души и тела.

Это — абсолютная вера Церкви, совершенно рационально подтверждаемая фактом того, что причащение под двумя видами (и Телом, и Кровью со лжицы), которое всегда было на православном Востоке и на Руси, никогда не приводило ни к поголовному вымиранию православных народов при эпидемических заболеваниях (в том числе и в средние века), ни к тому, чтобы пресекалось духовенство. Духовенство точно должно было бы в таком случае вымереть, потому что всякий раз священник или диакон потребляет Святые Дары. Если мирянин может не причащаться на той или иной Литургии, то священник всякий раз потребляет Дары, имея в виду всех, часто не очень здоровых, причастников, которые приступают к Чаше. Что же, наблюдаем ли мы повышенную заболеваемость ОРВИ или другими классическими респираторными заболеваниями среди клириков? Конечно, нет.

— Стоит ли прикладываться ко кресту, к иконам?

— В отношении целования икон и креста многое будет определяться мерой нашей веры. Скажу так: иной раз лучше приложиться лобиком, чем со страхованием и с двоящимися мыслями подходить к иконе. Или даже постоять и помолиться в сторонке, прося Бога укрепить нас в нашем маловерии, если мы чувствуем, что колеблемся, видя, как перед нами приложился человек, громко чихающий и явно нездоровый. Или, если мы имеем дерзновение, можно возложить упование на Бога и, ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся приходить и прикладываться к святыне. На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.

Кроме того, следует указать, что в очень многих храмах главные иконы и святыни регулярно протираются присматривающими за ними труженицами свечного ящика и другими усердствующими прихожанками. Так удаляются внешние наслоения: кто в помаде поцелует, кто еще как. Думаю, правильно поступят те священнослужители, которые в этой ситуации попросят своих помощников и помощниц по поддержанию церковного благолепия отнестись к этим обязанностям с особым тщанием.

— Людей смущает также необходимость приложиться к руке священника при благословении, особенно если он, придя в храм, еще не успел руки после метро вымыть.

— Священники Русской Православной Церкви в семинариях в числе многих других дисциплин изучают предмет под названием «пастырское богословие». В частности, в учебнике непременно есть раздел о внешнем поведении священника. Всех нас, уверяю, учат и основам общечеловеческой культуры (как и основам пастырской культуры). Предполагается, что каждый священник знает: в храм он должен прийти опрятно причесанным, умытым, почистившим зубы, помывшим руки. Кроме того, напомню, что, по уставу богослужения, во время Божественной Литургии священник вновь в некоторые моменты совершает омовение рук. Поэтому, когда вы будете подходить к Чаше, предполагать, что длань священника кишит зловредными маленькими существами, нет особенных оснований.

— А если священник чувствует себя больным, а служба без него не состоится?

— Тут простой ответ: пока ноги держат — служи, а как перестанут — не служи. Уж про нашего брата священника можно сказать: что можно себе пожелать, как не помереть после совершения Божественной Литургии. Думаю, что благоразумный священник постарается при этом немного отстраниться от своих прихожан, чтобы их не заражать, даже во время исповеди. Пусть лучше будет служба, доколе есть силы ее совершать, чем вовсе не будет богослужения.

Александра Кузьмичёва (Сопова)