Мангазея — первый русский заполярный город в Сибири. Мангазея — первый город русского Заполярья, затерянный во тьме веков

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири . Располагалась на севере Западной Сибири , на реке Таз в месте впадения в нее р. Мангазейки.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца - начала XVI века , встречающемся в рукописях с XVI по XVIII век , и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается:

«На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи . А еда их - мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят...»

См. также

  • Василий Мангазейский - сибирский первомученик

Примечания

Литература

  • Белов М. И. Мангазея: Материальная культура русских полярных мореходов и землепроходцев XVI-XVII вв. Ч. 1-2. М., 1981.
  • Белов М. И. Пинежский летописец о разведочном походе поморов в Мангазею (конец XVI в.) //Рукописное наследие Древней Руси. По материалам Пушкинского дома. Л., 1972. С. 279-285.
  • Белов М. И. , Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. Мангазейский морской ход. Ч.1. Л., 1980. 163 с.
  • Буцинский П. Н. Сочинения. Т. 2. Мангазея. Сургут, Нарым и Кетск. Тюмень, 2000. 267 с.
  • Бычков А. А. «Исконно русская земля Сибирь». М.: Олимп: АСТ: Астрель, 2006. 318 с. - ISBN 5-271-14047-4
  • Вершинин Е. В. О соотнесении данных письменных источников и археологии при раскопках Мангазеи //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 14-18.
  • Визгалов Г. П. Русское посадское домостроение на севере Западной Сибири в XVII веке (по материалам новых исследований Мангазеи) //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 19-25.
  • Косинцев П. А., Лобанова Т. В., Визгалов Г. П. Историко-экологические исследования в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 36-39.
  • Липатов В. М. Легенды и быль о Василии Мангазейском //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 40-43.
  • Никитин Н. И. Сибирская эпопея XVII века: Начало освоения Сибири русскими людьми. М.: Наука, 1987. 173 с.
  • Никитин Н. И. Освоение русскими Сибири в XVII веке. М.: Просвещение, 1990. 144 с. - ISBN 5-09-002832-X
  • Пархимович С. Г. Магические строительные обряды в Мангазее //Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). Тобольск, 2004. С. 47-53.
  • Пархимович С. Г. Новые исследования Мангазейского городища //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. Тюмень, 2006. С. 159-167. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. Воеводы и письменные головы Мангазеи первой половины XVII века (Новые материалы) //Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. 4. Тюмень, 2001. С. 16-19.
  • Полетаев А.В. Осень Мангазеи (Два документа по истории «старой» Мангазеи)
  • Portal R. La Russes en Sibérie au XVII siècle // Revue d’histoire moderne et contemporaine. 1958. Janvier-Mars. P. 5-38. Рус. пер.: Порталь Роже. Русские в Сибири в XVII веке

Ссылки

  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского)
  • «Златокипящая» Мангазея (статья на сайте «История в историях»)
  • П. Н. Буцинский К истории Сибири. Мангазея и мангазейский уезд (1601 г.-1645 г.).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Что такое Мангазея? Город-легенда, основанный в 1601 году в Туруханских землях, который просуществовал всего 70 лет. О невиданных богатствах города слагались легенды. С течением веков это стало похоже на сказку, так как местоположение легендарного города не было известно. В экспедицией русского путешественника В. О. Маркграфа было обнаружено и описано городище, которое подтвердило рассказы о существовании в самом начале XVII века за полярным кругом богатого русского города.

Образование названия Мангазея

Слово Мангазея долгое время обозначало легендарный город, который называли «златокипящим». Что такое Мангазея, как появилось это слово? Учёные-этнографы предполагают, что название Мангазея произошло от имени князя Маказея (Монгкаси) - предводителя местного племени самоедов, так русские первопроходцы называли местных жителей - ненцев, энцев и селькупов, которые в голодное время поедали своих соплеменников. Есть мнение, что слово Мангазея произошло от старинного названия реки Таз. Другая версия говорит о том, что название произошло от племени молгонзеев, так в прошлом называли современных энцев.

Первая экспедиция

Первые упоминания о людях, проживающих за землёю Югорскою, появились в конце XV века. Об этом есть свидетельства новгородских летописцев, которые писали о том, что за Восточной страной и Югорой проживают самоеды, называемые малгонзеями. Русские промысловики за соболем уже в то время хорошо освоили этот край.

История Мангазеи началась с первых отрядов, посланных в эти места Борисом Годуновым. В 1600 году воевода Мирон Шаховский с сотней стрельцов отправился туда из Тобольска, но, как предполагают, в результате бури потерял суда и дальнейший путь отряда был по суше. На Пуре на отряд напала енисейская и пуровская «самоядь». В результате столкновения часть стрельцов погибла, а сам раненый воевода с остатками отряда продолжил путь.

Существует предположение, что самоеды были наняты русскими промысловиками, которые не желали платить в казну, так как понимали, что появление в этих местах государевых лиц прекратило бы вольницу. Судьба отряда долгое время оставалась неизвестной. По следам первой экспедиции в 1601 году был послан второй отряд из двухсот стрельцов, который возглавляли воеводы Савлук Пушкин и Василий Мосальский, которые дошли до заложенных остатками отряда Шаховского острога и церкви.

Первое поселение

Отряд Пушкина и Мосальского, достигнув Мангазеи, расположенной на высоком правом берегу реки Таз, в трёхстах километрах от устья, приступил к обустройству острога и закладке посада. К тому времени предположительно Шаховский скончался от ран, поэтому первыми воеводами принято считать Мосальского и Пушкина. Что такое Мангазея, знали в то время в России, так как слухи об этих краях, где в больших количествах водились пушные звери, доходили до Москвы.

В 1603 году по указу царя Бориса Годунова был прислан новый воевода Фёдор Булгаков. Вместе с ним был священнослужитель с церковной утварью. При нём был заложен гостиный двор. В 1606 году Василием Шуйским присланы новые воеводы - Д. Жеребцов и К. Давыдов. Государственная власть была прочно установлена в этом крае.

Первый город за полярным кругом

В 1607 году была построена крепость - кремль с пятью башнями. На въезде находилась Спасская башня, имевшая в плане вид четырёхугольника. Под ней находилось двое ворот. Четыре башни расположились по углам мощного ограждения, имеющего ширину 3 метра. Успенская была устроена напротив реки Остеровки, башня Давыдовская - напротив башни Тиловская и Зубцовская выходили на тайгу.

В самом кремле располагались две церкви - Троицкая и Успенская, двор воеводы, таможня, съезжая изба, тюрьма. Официально зарегистрированных государевых людей было всего сто человек - стрельцы и казаки.

Было построено 200 изб, церковь, гостиный двор, общественная баня, амбары, торговые лавки, постоялые дома. В посаде проживали более тысячи человек. Это были ремесленники, большей частью литейщики и кузнецы, а также торговцы, промысловики. Много было в городе временно проживающих, в основном купцов, а также бродяжек, спившихся ярыжек и беспутных женщин.

Золотая Мангазея

Чем же богатела Мангазея, что такое особенное было в этом городе? Промыслом и торговлей золотой рухлядью, так называли шкурки пушных зверей, которые во множестве водились в округе. Со всего Тазовского края стекались сюда охотники, большую часть которых составляли аборигены. Здесь шла при которой роль денег выполняли шкуры пушных зверей, особенно высоко ценился соболиный мех.

Купцы везли товары первой необходимости, в основном соль, муку, другие продукты, одежду и хозяйственную утварь, которую обменивали на мех. Высоко ценились и изделия из металла, поэтому основную часть жителей посада составляли ремесленники. Процветали рыбоводство, скотоводство, было развито судоходство.

Почему исчез город

В 1671 году гарнизону было предписано покинуть город вместе с жителями и перебраться в Туруханское зимовье, где была заложена новая Мангазея. Сейчас это город Старотуруханск. Основными причинами исчезновения можно назвать:

  • Закрытие морского прохода к был основан по инициативе государства как опорный пункт при и для сбора ясака. Он приносил в казну огромную прибыль. Тут торговали английские, голландские и немецкие купцы. Слух о малонаселённых землях дошёл и до правительства этих стран. Царь, опасаясь заинтересованности иноземцев, издал указ о закрытии морского прохода под страхом смертной казни. Иностранные торговцы, а с ними и русские купцы-поморы более не приезжали сюда. Это основная причина, превратившая Мангазею в исчезнувший город.
  • Резкое сокращение поголовья пушного зверя.
  • Введение новых таможенных правил, когда торговля стала невыгодной.
  • Пожары.
  • Голод. С 1641 по 1644 год в город из-за сильных штормов не пришла ни одна коча с хлебом, солью. Начался голод и болезни.
  • Богатство и удалённость были причиной беспредельного самоуправства воевод. Вражда между двумя воеводами - Палицыным и Кокаревым, привела к вооружённому противостоянию.

Постепенно остатки поселения без жителей разрушались и зарастали тайгой. Рассказы о золотой Мангазее превращались в легенды и сказания, которые будоражили воображение людей, пытавшихся отыскать остатки сказочного города.

мангазея

русский город в Зап. Сибири, на правом берегу р. Таз, в 1601-72. Основатель и воевода (1601-03) В. М. Масальский-Рубец. Название по имени местного племени ненцев. Торговопромысловый центр и порт. Опустошен пожарами, перенесен на новое место (до 1780 название Новая Мангазея, ныне с. Туруханск - райцентр Красноярского кр.).

Мангазея

русский город 17 века, расположенный на севере Западной Сибири, на реке Таз, являвшейся частью так называемого Мангазейского морского хода. По этому пути (от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по рекам Мутной и Зелёной в Обскую губу, далее по реке Таз и волоком на реку Турухан, приток Енисея) ещё в 16 веке совершали походы поморы . В 1619 плавания по этому пути были запрещены, главным образом с целью преградить доступ западноевропейским торговым компаниям к богатым пушниной районам Сибири (полуморские путешествия русских через Обскую губу продолжались и позднее). В 1601≈07 на правом, высоком берегу реки Таз, в 300 км от её устья отрядом тобольских и берёзовских стрельцов и казаков был построен четырёхстенный пятибашенный город как опорный пункт для продвижения русских в глубь Сибири. М. быстро приобрела большое торгово-промысловое значение, жители её вели меновую торговлю (выменивали меха, особенно соболя) с окружающим местным населением, главным образом ненцами, сами промышляли соболя, занимались также рыболовством, скотоводством, судоходством, ремёслами (литейное, косторезное и другие). В М. приезжало много русских купцов, привозивших отечественные и западноевропейские товары и вывозивших пушнину.

Раскопками (1968≈70, 1973) экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института установлено, что М. состояла из 2 частей: кремля-детинца (площадь 5200 м2) с внутренними постройками (воеводский двор, съезжая изба, соборная церковь, тюрьма) и посада (площадь около 25000 м2), делившегося на торговую половину (гостиный двор Е-образной формы, таможня, купеческие дома, 3 церкви и часовня) и ремесленную (80≈100 жилых домов, литейные мастерские, кузницы и др.). Крупное экономическое значение М. сохраняла до 1640-х годов. С середины 17 века в связи с истреблением пушного зверя в северной части бассейна Енисея и перенесением пушного промысла дальше на восток Сибири значение М. как торгово-промыслового и ремесленного центра стало падать. М. была оставлена населением, а её гарнизон переведён на Енисей в Туруханское зимовье, на месте которого в 1672 был заложен город Новая Мангазея (так до 80-х годов 18 века назывался город Туруханск, ныне ≈ село, районный центр Красноярского края).

Лит.: Бахрушин С. В., Мангазейская мирская община XVII века, в его книге: Научные труды, т. 3, М., 1955; Александров В. А., Русское население Сибири. XVII ≈ начало XVIII в., М., 1964; История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1 ≈ Белов М. И., Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века, М., 1956; его же, Раскопки «златокипящей» Мангазеи, Л., 1970.

М. И. Белов.

Википедия

Мангазея

Мангазе́я - первый русский заполярный город XVII века в Сибири. Располагалась на севере Западной Сибири, на реке Таз в месте впадения в неё реки Мангазейки.

Место, где располагался город, лежит в Западно-Сибирской низменности около 180 км вверх по течению реки Таз к югу от её впадения в Северный Ледовитый океан.

Предположительно, город-порт и торговая фактория Мангазея располагался на правом, более низком берегу глубокой судоходной реки Лососёвой при её впадении в Таз. Позднее Лососёвая была переименована в Мангазейку.

Название города, предположительно, происходит или от имени самодийского князя Маказея, или от старинного названия реки Таз.

В памятнике древнерусской литературы «Сказание о человецех незнаемых в восточной стране и языцех розных» конца XV - начала XVI века, встречающемся в рукописях с XVI по XVIII века и представляющем собой полуфантастическое описание 9 сибирских народов, живущих за «Югорской землей», сообщается: «На восточной стороне, за Югорскою землею над морем живут люди самоедь, называемые молгонзеи . А еда их - мясо оленье и рыба, да меж собою друг друга едят…»

В 1560 году английский дипломат и представитель Московской компании Антоний Дженкинсон, проникнув в присоединённое незадолго до этого к России Поволжье, сумел достичь Бухары. В 1562 году он опубликовал в Лондоне «Карту России, Московии и Тартарии», на которой указал уже название местности «Молгомзея».

По мнению историка Н. И. Никитина, название молгонзея восходит к коми-зырянскому молгон - «крайний, конечный» - и обозначает «окраинный народ».

После того как город был оставлен и прекратил своё существование, в местных языках городище теперь носит название «Тагаревы хард», что означает «Разломанный город».

Примеры употребления слова мангазея в литературе.

Оно было случайно найдено в царь-городском древлехранилище, и кто-то решил, что там идет речь о сокровищах, которые он вывез из Новой Мангазеи .

Укрепление Мангазеи было необходимым делом: местные охотники и оленеводческие племена восставали против ясачного обложения, не раз подступали к острожку.

Вышел Аверьян из Мангазеи богатым, с пушным товаром, а добрался до Холмогор на чужом судне: коч, едва дотянув до Пустозерска, развалился.

Альфонсо еще раз произнес мудреное название, -- и хотел бы засветло добраться до Новой Мангазеи , чтобы там заночевать.

Через окошко дон Альфонсо взирал на густой лес, подступавший к самой дороге, и прикидывал, на сколько времени растянется его путь и удастся ли еще засветло добраться если и не до самой Новой Мангазеи , то хотя бы до большой дороги, соединявшей Мангазею с Царь-Городом.

В конце ямальского волока, в устье реки Се-яха, на выходе в Обскую губу летом того года Мангазея держала стражу -- четверых стрельцов.

У заезжих промышленников появился могущественный и богатый соперник в торговле -- Мангазея с обилием самых разнообразных товаров, привозимых купцами с верховьев Оби, с Енисея, из Тобольска и Березова.

Если вкратце, то Новая Мангазея занимает особое положение в Кислоярском царстве, имея довольно широкую автономию.

Естественно, Мангазея , или Вендополь, как ее назвали греческие купцы -- это крупнейший центр торговли, ремесел, там даже кое-какая промышленность развивается.

До недавнего времени Мангазея расплачивалась с Царь-Городом в основном золотыми монетами, часто заморскими, это не считая натуральных продуктов.

Ну, отчего же, -- возразил Василий, -- ведь именно благодаря торговле Мангазея так поднялась.

В народе сохранились предания о тех стародавних временах, когда Новая Мангазея была вольным городом и сама торговала со всем миром, без оглядки на Царь-Город.

Вообще же отношения столицы и Новой Мангазеи были довольно своеобразными: Мангазея делала вид, что подчиняется Царь-Городу, а царь-городские власти делали вид, что управляют Новой Мангазеей.

Знающие люди утверждают, что так переговариваются лешие в русских лесах - Индиана слышал этот звук, когда был на раскопках в городе Мангазея , что на реке Таз в Западной Сибири.

Показал по карте ледовитые края, где государь искать новых путей хочет: Грумант, Кола, Мангазея и далее - Анадырь, Камчатка.

В 16–17 вв. в Сибири появились десятки городских поселений. Созданные как опорные пункты для продвижения на восток, они вскоре стали центрами торговли, промыслов и ремесел. Одним из таких городов являлась Мангазея , расположенная за Полярным кругом, в нижнем течении реки Таз.

Первые морские пути к Мангазее были проложены поморами еще на рубеже 15–16 вв. В последней четверти 16 века эти плавания особенно участились. Благодаря им, была налажена регулярная связь Поморья с бассейном реки Таз, где возникла Мангазея.

Мангазея просуществовала всего одно столетие. В 1672 году город был оставлен жителями. Причин для этого было много. В первую очередь на судьбе города отразилось общее изменение путей колонизации Сибири. Кроме того, местные пушные промыслы оскудели, захирел "морской ход" из Поморья.

Короткая и яркая судьба этого таинственного заполярного города на протяжении многих лет волновала исследователей.

Первыми археологами, побывавшими на руинах Мангазеи, были В.Н. Чернецов и В.И. Мошинская. Осенью 1946 года они с большими трудностями добрались до городища. Ученые ограничились лишь составлением полевой карты и сбором подъемного материала – преимущественно керамики и обломков различных предметов. Но окончательно разрешить все загадки Мангазеи могли только планомерные раскопки. Они начались в 1968 году. Раскопки Мангазеи вела археологическая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института под руководством М.И. Белова.

Раскопки Мангазеи представляют собой случай во многом уникальный. Археологам здесь не мешала никакая поздняя застройка, а заполярная мерзлота. Но она и способствовала хорошей сохранности деревянных сооружений и изделий, предметов из кожи и ткани.

Археологи вскрыли и исследовали около 15 тыс. кв. м Мангазейского городища. Были обнаружены и исследованы остатки древних оборонительных сооружений и около сорока построек самого различного жилого, хозяйственного, административного, торгового и культового назначения.

Раскопки показали, что Мангазея имела типичное для древнерусских городов деление на собственно город (кремль) и посад. Особенно интенсивно город рос и застраивался в 1607–1629 гг. В это время Мангазея приобрела те особые черты сибирского "непашенного" города, которые позволяют поставить его в один ряд с такими крупными городами Сибири тех лет, как Тобольск, Тюмень и другие. Мангазея впитала в себя все новое и лучшее, что знало русское зодчество на рубеже 16–17 вв. Это, прежде всего, сказалось во внедрении принципов регулярной планировки города. Мангазея была хорошо спланирована: крепость четко отделена от посада, а сам посад разделен на две части: собственно ремесленную и торговую. Между частными постройками появились мощенные сосновыми досками судовой обшивки узкие улицы и переулки. Особое внимание уделялось застройке и благоустройству центральной части торговой стороны, где разместился большой гостиный двор в окружении сорока с лишним амбаров и таможня с амбарами. К западу от гостиного двора было возведено новое культовое сооружение – церковь Михаила Малеина и Макария Желтоводского. К востоку разместились питейные заведения и городская торговая баня. Расширилось строительство новых домов в кремле. Это, прежде всего, коснулось воеводского двора, за массивной круговой оградой которого в дополнение к уже построенным в начале века возникло еще два строения. Зодчие соединили новые постройки воеводского двора со старыми избами висячими закрытыми галереями. Так же были соединены воеводские хоромы с соседней съезжей избой.

В 1625 году общая протяженность стен Мангазейского кремля по периметру составляла около 280 м. По углам стояли четыре глухие башни: Давыдовская, Зубцовская, Ратиловская и Успенская. На южной стороне, между Зубцовской и Успенской башнями, находилась Спасская проезжая башня, достигавшая в высоту 12 м. Самой маленькой была Ратиловская башня – 8 м, а самой массивной – Давыдовская, каждая из сторон которой имела длину около 9 м. Все башни были четырехугольными. Наибольшую высоту крепостная стена достигала на участке между Давыдовской и Ратиловской башнями – около 10 м; остальные стены имели высоту в 5–6 м.

Треть территории кремля (800 кв. м) занимал комплекс воеводского двора. Его раскопки дали археологам огромное количество предметов быта 17 века – железные дужки от ведер, подсвечники, топоры, ножи с орнаментированными рукоятками, сверла, зубила, долота, замки различных размеров, буравы, пробои, дверные засовы, петли, щеколды, деревянные ложки, тарелки, миски, ковши, ушаты, коромысла, черпаки, вальки, формы для печенья, короба, ларчики. Некоторые из этих предметов художественно оформлены.

Основным транспортным средством для связи с зимовьями и переездов на более далекие расстояния являлись нарты с оленьими упряжками. В документах 17 столетия отмечается, что в зимнее время на путь между Мангазеей и Туруханском уходило три дня. При раскопах воеводского двора археологи нашли крупные фрагменты самих нарт, тяги от упряжи, костяные накладки на упряжь, часто имеющие орнамент.

Домашний характер в Мангазии носило и литейное ремесло. Судя по находкам плавильной ложки и каменных формочек для литья, здешние умельцы отливали небольшие изделия, главным образом нательные крестики и женские украшения.

К востоку от воеводского двора, в самом центре крепости, стояла срубленная из кедра соборная Троицкая церковь. Точное время ее закладки неизвестно, но из письменных источников следует, что в 1603 году она уже или существовала, или, по крайней мере, была заложена. Эта церковь сгорела в 1642 году, после чего в начале 50-х годов 17 века была срублена новая.

Мангазея являлась крупным ремесленным центром, в котором были представлены почти все ремесленные специальности, характерные для большого города – сапожники, косторезы, литейщики. Всего на мангазейском посаде, по подсчетам специалистов, могло постоянно проживать до 700– 800 человек. Кроме того, в пик сезона сюда съезжались многие сотни торговых и промышленных людей. Именно для них и было еще в начале 17 века (точная дата неизвестна) построено здание Гостиного двора. В 1631 году во время воеводской смуты оно было разрушено.

На сегодняшний день Мангазея – пока первый и единственный раскопанный город, относящийся к эпохе освоения гигантских пространств Сибири. Археологический материал, полученный в результате четырехлетних работ Мангазейской экспедиции, стал одним из важнейших источников изучения сибирского города 16–17 вв. По некоторым вопросам этот источник является сегодня единственным и достаточно надежным, чему способствует точная датировка практически всех построек города.

В конце XVI века отряд Ермака прорубил для Руси дверь в Сибирь, и с тех пор суровые края за Уралом упорно осваивались небольшими, но стойкими отрядами добытчиков, ставивших остроги и продвигавшихся всё дальше на восток. По историческим меркам это движение заняло не столь уж много времени: первые казаки схлестнулись с сибирскими татарами Кучума на Туре весной 1582 года, а к началу XVIII столетия русские закрепляют за собой Камчатку. Как и в Америке примерно в те же времена, конкистадоров наших студёных краёв манили богатства новой земли, в нашем случае это была в первую очередь пушнина.

Многие города, основанные во время этого продвижения, благополучно стоят и поныне - Тюмень, Красноярск, Тобольск, Якутск когда-то были передовыми фортами служилых и промышленных людей (не от слова "промышленность", это были охотники-промысловики), уходивших всё дальше за "меховым Эльдорадо". Однако не меньше городков постигла участь шахтёрских поселений времён американской золотой лихорадки: получив пятнадцать минут славы, они приходили в запустение, когда ресурсы окрестных краёв оказывались вычерпаны. В XVII веке на Оби возник один из самых крупных таких городков. Этот город просуществовал всего несколько десятилетий, но вошёл в легенды, стал первым заполярным городом Сибири, символом Ямала, и в целом его история оказалась короткой, но яркой. В свирепых морозных краях, населённых воинственными племенами, выросла быстро ставшая знаменитой Мангазея.

О существовании страны за Уралом русские знали задолго до экспедиции Ермака. Более того, сложилось несколько устойчивых маршрутов в Сибирь. Один из путей вёл через бассейн Северной Двины, Мезень и Печору. Другой вариант предполагал путешествие от Камы через Урал.

Самый экстремальный маршрут разработали поморы. На кочах - судах, приспособленных для плавания во льдах, - они шли по Северному Ледовитому океану, пробираясь к Ямалу. Ямал пересекали волоком и по мелким рекам, а оттуда выходили в Обскую губу, она же Мангазейское море. "Море" тут едва ли преувеличение: это пресноводный залив шириной до 80 и длиной в 800 (!) километров, причём от него отходит трёхсоткилометровое ответвление к востоку - Тазовская губа. По поводу происхождения названия однозначного мнения нет, но предполагается, что это адаптация к русскому языку названия племени молканзеев, обитавшего где-то в устье Оби.

Есть и вариант, возводящий название земли и города к зырянскому "земля у моря". "Мангазейский морской ход" при знании маршрута, соблюдении оптимальных сроков выхода в путь и хороших навыках ориентирования у команды выводил от Архангельска в Обскую губу за несколько недель. Облегчить путь могло знание множества нюансов погоды, ветров, приливов и отливов, речных фарватеров. Технология перемещения судов волоком тоже была давно отработана - грузы тащили на себе, суда перемещали при помощи канатов и деревянных катков. Однако никакое искусство мореходов не могло гарантировать благополучного исхода. Океан есть океан, и Заполярье есть Заполярье.

Даже в наши дни Севморпуть - не подарок для путешественников, а тогда плавания совершались на маленьких деревянных судах, и в случае чего на помощь МЧС с вертолётами рассчитывать не приходилось. Мангазейский путь был маршрутом для самых отчаянных мореходов, а кости тех, кому не повезло, навеки становились достоянием океана. Одно из озёр на ямальском переволоке носит название, которое с языка аборигенов переводится как "озеро погибших русских". Так что о регулярных безопасных путешествиях не приходилось и думать. Главное, отсутствовал даже намёк на какую-то базу в конце пути, где можно было отдохнуть, отремонтировать суда. Фактически, до Обской губы и обратно кочи проделывали один длинный путь.

Мехов в устье Оби хватало, но вот о постоянной фактории пока и мечтать не приходилось: слишком сложно снабжать её всем необходимым в таких условиях. Всё изменилось в конце XVI века. Русские разгромили рыхлую "империю" Кучума, и вскоре в Сибирь хлынули служилые и промышленные люди. Первые экспедиции выходили на бассейн Иртыша, первый русский город в Сибири - Тюмень, так что Обь просто силой вещей оказывалась первой в очереди на колонизацию. Реки для русских были ключевой транспортной артерией в течение всей сибирской конкисты: крупный поток - это и ориентир, и дорога, которую не надо прокладывать в непроходимых лесах, не говоря о том, что лодки повышали на порядок объём перевозимого груза. Так что в конце XVI века русские двинулись по Оби, застраивая побережье крепостями, в частности, там были заложены Берёзов и Обдорск. А оттуда по меркам Сибири оставалось шаг шагнуть и до Обской губы.

По мере продвижения на север лес сменяется лесотундрой, а потом и тундрой, пересечённой множеством озёр. Не имея возможности закрепиться здесь, придя с моря, русские сумели зайти с другого конца. В 1600 году из Тобольска вышла экспедиция в 150 служилых людей под началом воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова. Обская губа, до которой они сплавились без особых приключений, тут же показала характер: шторм побил кочи и баржи. Скверное начало не обескуражило воевод: было решено требовать у местных самоедов доставки экспедиции к месту назначения оленями. По дороге, однако, самоеды атаковали путешественников и сильно потрепали, остатки отряда отступили на отобранных оленях.

Интригу в эту историю добавляет вот какое обстоятельство. В переписке с Москвой имеются намёки на участие в нападении (или по крайней мере его провокации) со стороны русских. Это не такая уж неожиданность. Промышленные люди почти всегда обгоняли служилых, забирались в самые дальние края и не питали никаких тёплых чувств по адресу государевых людей, несущих централизованное налогообложение и контроль. Можно точно сказать, что какие-то русские люди в районе будущей Мангазеи уже строились: впоследствии археологи находили на Тазе здания конца XVI века.

Тем не менее, видимо, какая-то часть пострадавшего отряда всё же дошла до Тазовской губы, и на берегу выросло укрепление, собственно, Мангазея. Вскоре рядом с острогом возвели и город, причём нам известно имя градостроителя - это некто Давыд Жеребцов. В крепость отправился отряд в 300 служилых людей - крупное войско по меркам времени и места. Работа спорилась, и к 1603 году в Мангазее уже появились гостиный двор и церковь с попом, словом, начало городу было положено.

Мангазея превратилась в Клондайк. Золота там, правда, не было, зато вокруг простиралась огромная страна, полная соболей. Основная масса жителей разъезжалась по окрестностям, простиравшимся на многие сотни километров. Гарнизон крепости был небольшим, всего несколько десятков стрельцов. Однако в городке постоянно толклись сотни, а то и тысячи промышленных людей. Кто-то уезжал добывать зверя, кто-то возвращался и заседал в кабаках. Город быстро рос, за промышленными людьми приезжали и ремесленники: от портных до резчиков по кости. Туда же приезжали и женщины, которым не приходилось жаловаться на отсутствие внимания в суровом и лишённом тепла краю. В городе можно было встретить и купцов из центральной России (так, на одну из церквей жертвовал торговый человек из Ярославля), и беглых крестьян. В городе, само собой, функционировала съезжая изба (канцелярия), таможня, тюрьма, склады, торговые лавки, крепость с несколькими башнями… Интересно, что всё это пространство застраивалось в соответствии с аккуратной планировкой.

У аборигенов вовсю скупались меха, отряды казаков доходили из Мангазеи даже до Вилюя. В качестве валюты использовались металлические изделия, бисер, мелкие монеты. Поскольку циклопических масштабов Мангазейский уезд было невозможно плотно контролировать целиком из одного места, вокруг росли маленькие зимовья. Морской ход резко оживился: теперь, несмотря на весь риск, доставка товаров, в которых остро нуждались на месте, - от свинца до хлеба, и обратный перевоз "мягкой рухляди" - соболей и песцов - и мамонтовой кости, стала доступней. Мангазея получила прозвание "златокипящей" - как такового золота там не водилось, но вот золота "мягкого" - с избытком. В год из города вывозилось по 30 тысяч соболей.

Кабак не являлся единственным развлечением жителей. Позднейшие раскопки обнаружили и остатки книг, и превосходно сработанные, украшенные шахматные доски. Довольно многие в городе были грамотны, что не диво для торговой фактории: археологи часто находили предметы с вырезанными на них именами владельцев. Мангазея вовсе не была просто перевалочным пунктом: в городе жили дети, обыватели заводили животных и вели хозяйство близ стен. Вообще, животноводство, конечно, учитывало местную специфику: Мангазея была типичным старорусским городом, но вот ездить по окрестностям жители предпочитали на собаках или оленях. Впрочем, куски лошадиной сбруи впоследствии тоже находили.

Увы! Стремительно взлетев, Мангазея быстро пала. Причин тому оказалось несколько. Во-первых, приполярная зона - не слишком продуктивное место как таковое. Мангазейцы разъезжались на сотни вёрст от города по очевидной причине: слишком быстро пропадал пушной зверь из ближних окрестностей. Для местных племён соболь не имел особого значения как объект охоты, поэтому в северной Сибири популяция этого зверя была огромной и соболей хватило на десятилетия. Однако рано или поздно пушной зверь должен был иссякнуть, что и произошло. Во-вторых, Мангазея пала жертвой бюрократических игр внутри самой Сибири.

В Тобольске тамошние воеводы без энтузиазма глядели на север, где из их рук уплывали огромные прибыли, поэтому из Тобольска принялись строчить жалобы в Москву, требуя закрыть Мангазейский морской ход. Обоснование выглядело своеобразно: предполагалось, что таким способом в Сибирь могут проникать европейцы. Угроза выглядела сомнительной. Для англичан или шведов путешествие через Ямал становилось вовсе бессмысленным: слишком далеко, рискованно и дорого. Однако тобольские воеводы добились своего: в 1619 году на Ямале появились стрелецкие заставы, разворачивавшие всех, пытавшихся преодолеть переволок. Предполагалось развернуть торговые потоки на города южной Сибири. Однако проблемы наложились одна на другую: Мангазея и так в перспективе беднела, а теперь ещё и добавлялись административные барьеры.

Вдобавок - царь далеко, Бог высоко - в Мангазее начались внутренние неурядицы. В 1628 году двое воевод не поделили полномочия и устроили настоящую междоусобицу: горожане держали собственный гарнизон в осаде, причём и те и другие имели пушки. Бардак внутри города, административные трудности, оскудение земли… Мангазея начала увядать. К тому же южнее быстро разрастался Туруханск, он же Новая Мангазея. Центр пушного промысла смещался, и за ним уходили люди. Мангазея ещё жила по инерции от пушного бума. Даже пожар 1642 года, когда городок полностью сгорел и в огне погиб среди прочего городской архив, не добил её окончательно, как и серия кораблекрушений, из-за которых возникли перебои с хлебом. Несколько сот промысловиков зимовали в городе и в 1650-е, так что Мангазея оставалась значительным центром по сибирским меркам, но это уже была лишь тень бума начала столетия. Город катился к окончательному упадку медленно, однако неуклонно.

В 1672 году стрелецкий гарнизон снялся и ушёл в Туруханск. Вскоре Мангазею покинули последние люди. Одна из последних челобитных указывает, что в некогда ломившемся от богатства городке осталось лишь 14 мужчин да некоторое количество женщин и детей. Тогда же закрылись и мангазейские церкви.

Руины были покинуты людьми надолго. Но не навсегда.

Путешественник середины XIX столетия как-то обратил внимание на торчащий из берега Таза…гроб. Река подмывала остатки города, и из-под земли виднелись обломки самых разных предметов и сооружений. Ещё в начале ХХ века там, где стояла Мангазея, были видны остатки крепостных сооружений, а в конце 40-х годов город-призрак начали изучать профессиональные археологи. Настоящий прорыв произошёл на рубеже 60-х и 70-х. Археологическая экспедиция из Ленинграда четыре года раскапывала Златокипящую.

Полярная мерзлота создавала огромные трудности, но в итоге руины кремля и 70 разнообразных построек, погребённых под слоем грунта и рощей карликовых берёз, оказались извлечены на свет. Монеты, кожаные изделия, лыжи, обломки кочей, нарт, компасы, детские игрушки, оружие, инструменты… Нашлись фигурки-обереги вроде резного крылатого коня. Северный город приоткрывал свои тайны. Вообще, ценность Мангазеи для археологии оказалась велика: благодаря вечной мерзлоте многие находки, которые иначе рассыпались бы в прах, отлично сохранились. Среди прочего нашёлся литейный двор с домом мастера, а в нём - богатая домашняя утварь, включающая даже китайские фарфоровые чашки. Не менее интересными оказались печати. Их в городе нашли много и среди прочих - Амстердамского торгового дома. Голландцы заходили в Архангельск, может быть, кто-то добрался и за Ямал, а возможно, это просто свидетельство вывоза части мехов на экспорт в Голландию. К находкам этого рода относится также полуталер середины XVI века.

Одна из находок исполнена мрачного величия. Под полом церкви нашлось захоронение целой семьи. На основании архивных данных существует предположение, что это могила воеводы Григория Теряева, его жены и детей. Они погибли во время голода 1640-х годов, пытаясь добраться до Мангазеи с караваном зерна.

Мангазея просуществовала всего-то чуть более 70 лет, а его население несравнимо со знаменитыми городами Старой Руси вроде Новгорода или Твери. Однако исчезнувший город Крайнего Севера - это не просто очередное поселение. Сначала Мангазея стала плацдармом для движения русских в глубину Сибири, а потом подарила настоящий клад археологам и впечатляющую историю потомкам.