Легенда о том, как Нефритовый император животных выбирал. Приглашает принять участие в а также с цзе куном

; см. также Душа, дух и духи). В даосском пантеоне Юй-хуан — второй из трех высших божеств трех сфер (сань цин). Образ Юй-ди сложился, видимо, примерно к X в. Предполагают, что на его формирование определенное влияние оказал образ Индры(кит. Ши-ди), пришедший в Китай сбуддизмом .

Юй-ди представляют обычно сидящим на троне в церемониальном имп. халате с вышитыми драконами (лун), в царском головном уборе-мянь , с нефритовой дощечкой в руках. Лицо его, обрамленное бородой и усами, лишено всякого выражения (даосский знак истинного величия). Считается, что Юй-ди живет в небесном дворце, к-рый находится на самом высшем из 36 небес небе Дало, откуда управляет всеми небесами, землей и подземным миром (ср. Эр ши ба тянь). У ворот дворца в качестве привратника стоит даосский святой Ван Лин-гуань . При дворе Юй-ди существуют своеобразные управы (министерства): грома, огня (хо-бу), моровых поветрий (вэнь-бу ), пяти священных пиков (У юэ), богатства и т.п.

У Юй-ди есть жена (о к-рой упоминается крайне редко), одной из его второстепенных жен считается богиня шелководства Ма-тоу-нян (см. Цань-шэнь), одна из его младших сестер считается матерью Ян Цзяня (см. Эр-лан-шэнь), его дочь Ци гу-нян (Седьмая девица) — фигура популярная в народных сказках и верованиях (ее дух вызывали девушки, гадая о суженом). По нек-рым даос. версиям, Юй-ди появился в момент творения и создания неба и земли, а живет он во дворце на горе Юйцзиншань.

Литература:
Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Божества Китая). Пекин, 1988, с. 28-36; Цзун Ли, Лю Цюнь . Чжунго миньцзянь чжушэнь (Китайские народные божества). Шицзячжуан, 1986, с. 27-38; Чэнь Цзянь-сянь . Юй-хуан да-ди синьян (Верования, [связанные с] Великим государем Юй-хуаном). Пекин, 1994.

Рифтин Б.Л.
Образ Юй-хуана овеян апокрифич. легендами. В наиболее полном виде они представлены в специально посвященном ему соч. «Юй-хуан цзин» («Канон Нефритового императора»), полное назв. — «Гао-шан Юй-хуан бэнь син цзи цзин» («Каноническое собрание [сведений] о путях и деяниях Высочайшего Верховного Нефритового императора»), входящем в даосский свод «Дао цзан» («Сокровищница Пути-дао »). Повествуется, что Нефритовый император некогда был принцем либо одного из удельных правящих домов эпохи Чжоу (XII/XI-III вв. до н.э.), либо некоего легендарного гос-ва Гуанъянь-мяолэ-го (Государство Сияющего величия и таинственной радости). Его рождению предшествовало чудесное видение его матери Бао-юэ-гуан ван-хоу (Царица Сияния драгоценной луны), увидевшей во сне мудреца Лао-цзы , привезшего с собой и передавшего ей младенца-сына. Наследовав трон отца, Нефритовый император показал себя мудрым и добродетельным правителем, но вскоре добровольно отказался от верховной власти и, передав бразды правления своему министру, вступил на Путь-дао . Проведя долгие годы в отшельническом уединении, он обрел бессмертие, присоединился к сонму бессмертных (сянь ) и духов, среди к-рых вновь выделялся добродетелями и необыкновенными способностями, что и позволило ему в конце концов стать их главою. Очевидно, что эта легенда является вариацией на тему канонич. версии жизни Будды .

На самом деле образ Нефритового императора восходит к религ.-космологич. представлениям даос. школы шанцин-пай («школа Высшей чистоты»), возникшей в эпоху Шести династий (Лю-чао, 229-589). В космологич. модели этой школы мировое пространство делилось на семь осн. сфер. Высшей считалась сфера «нефритовой чистоты» (юй-цин), там находился дворец Сань-юань-гун (Дворец Трех изначальных), а в нем обитало божество, именовавшееся Юй-хуан дао-цзюнь (Нефритовый августейший господин Пути-дао).

Происхождение культа собственно Нефритового императора связано с очередными действиями по реформированию офиц. религ. представлений, предпринятыми правящим домом дин. Сев. Сун (960-1127). Основанный гвардейским офицером Чжао Куан-инем (927-976), ставшим впоследствии сунским имп. Тай-цзу (960-976), этот правящий дом остро нуждался в идейно-религ. доказательствах своего права на верховную власть. Такую попытку осуществил имп. Чжэнь-цзун (998-1022), третий монарх Сев. Сун, при к-ром как раз и произошло окончательное утверждение этой династии после предшеств. периода междоусобных смут. По признаниям Чжэнь-цзуна, изложенным в спец. декретах, на протяжении 1007-1012 ему было явлено неск. видений (первое — в ночь на 11 дек. 1007 по совр. летосчислению) посланцев Нефритового императора, предупреждавших его о грядущем визите великого божества. В последнем из этих видений Нефритовый император предстал перед ним лично, возвестив ему, что он является одним из Девяти августейших правителей (цзю хуан в даос. мифологии — первые правители мира и человеческого об-ва), предком и божественным покровителем сунского правящего дома. В 1014 Чжэнь-цзун приказал воздвигнуть в имп. резиденции алтарь для жертвоприношений Нефритовому императору с его изваянием и воздавать ему офиц. почести. Культ Нефритового императора, поддержанный было преемниками Чжэнь-цзуна (хотя и без придания ему статуса главного государственного культа), через нек-рое время утратил религ. актуальность.

След. этап в эволюции культа и образа Нефритового императора также связан с религ. реформами (см. Шэнь сяо), проведенными последним имп. Сев. Сун — Хуй-цзуном (1101-1126), объявившим высшим покровителем правящей династии божество, именуемое Юй-цин-ван (Царь нефритовой чистоты). Хотя реформа Хуй-цзуна потерпела полную неудачу как в религ., так и в политич. плане (падение дин. Сев. Сун), она способствовала распространению культа Юй-хуана. Он был заимствован новыми даос. школами, в частности цюаньчжэнь-цзяо («учение совершенной истины»), возникшей в XII в. Через пантеон этой школы, в к-ром Юй-хуан занял главенствующую позицию, его культ утвердился (XIV-XVII вв.) в популярных верованиях. Там он стал типологич. аналогом древних и гос. культов высших мужских божеств (Шан-ди , Тянь-ди — Небесный владыка/император), к-рые персонифицировали стихию неба (тянь ) и мужское начало (ян ; см. Инь-ян) мира. И в собственно даос., и в популярных верованиях Юй-хуан почитается владыкой всех божеств, главою бессмертных, повелителем Неба и Земли, рая и ада (результат контаминации даос. религ. представлений с буддийскими) и судеб отдельных людей. Важнейшее место в этом культе занимает вера в его ежегодное (в ночь с 24-е на 25-е число 12-го лунного месяца) нисхождение с небес в мир людей для проведения личной инспекции Поднебесной, к-рая, по даос. верованиям, длится до 9-го дня 1-го лунного месяца. В течение всего этого времени Нефритовый император незримо объезжает страну, вознаграждая достойных и наказывая виновных в нерадивости и дурных поступках, а в даос. храмах проводятся спец. литургии и торжества. Особенно пышно и тщательно обставляется момент встречи, когда все служители даос. монастырей в полном составе коленопреклоненно ожидают его прибытия, а также проводы. День проводов, являющийся и днем его рождения, отмечается торжеств. службой, завершаемой пиршественной трапезой, на к-рой, по поверью, присутствуют не только люди, но и бессмертные и духи.

Скульптурные изображения Нефритового императора непременно наличествуют в монастырях и храмах школы цюаньчжэнь-цзяо и, как правило (но не строго обязательно), в даос. святилищах др. школ и сект. Чаще всего ему отводится центр. строение храмового ансамбля — Нефритовый зал (Юй тан). В живописных композициях (в т.ч. на простонародных иконах нянь хуа) фигура Нефритового императора обычно дополняется изображениями многочисл. персонажей — божеств, олицетворяющих все сферы и области мироздания, либо членов его семьи, свиты и помощников.

Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина, М., 1966, указ.; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004, с. 493-495; Бай-юнь-гуань ([Даосское святилище] Бай-юнь-гуань). Пекин, 1983; Ма Шу-тянь. Хуася чжушэнь (Все боги китайцев). Пекин, 1988, с. 28-36; Cheng Man-chao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, р. 135-143; Maspero H. The Mythology of Modern China // Asiatic Mythology. A Detailed Description and Explanation of the Mythologies of All the Great Nations of Asia. N.Y., 1964.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 762-764.

Один из священных символов Древнего Китая; его значение соответствует общей традиции литофании. Нефрит считается средоточием космической силы, энергии, власти; он выступает как символ совершенства и различных добродетелей (гуманности, справедливости, искренности, мудрости и т. п.). В конфуцианстве глава небесной иерархии именуется Юй Хуанди — Нефритовый (в других вариантах — Жемчужный) император. Атрибутом императора была печать из нефрита, которая служила знаком «доверия неба» (Тянь Мин), то есть символом божественной природы императорской власти, осуществляющейся по воле неба.
Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император — повелитель небес — выбрал двенадцать животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь.

Нефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.
— Я много лет правлю небесами, — сказал император, — но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?

— Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.

Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день. Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту.

Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, — это не будить его утром.

В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:

Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?

Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.

— Прошу тебя, остановись, — взмолился слуга. — Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести — ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.
Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.

А тем временем крыса, испугавшись, что останется незамечанной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку — ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь — седьмое за элегантную осанку, а баран — восьмое за сильные рога.

Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья — десятое, а бдительной сторожевой собаке — одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.

Когда церемония завершилась, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить. Вот почему и по сей день кот и крыса остаются врагами

Оригинал записи и комментарии на

Существует китайская легенда о том, как Нефритовый император - повелитель небес - выбрал двенадцать животных. Каждое животное правит годом раз в двенадцать лет и обладает определенными качествами, влияющими на нашу жизнь.

Двенадцать животных китайского календаря Нефритовый император правил небесами и всем, что находилось на небесах, но он никогда не спускался на землю, поэтому его интересовал внешний вид всех земных существ. Однажды он вызвал своего главного советника.

Я много лет правлю небесами, - сказал император, - но я никогда не видел этих странных животных. Как они выглядят? Я хотел бы узнать их характерные черты и свойства. Мне бы хотелось увидеть, как они передвигаются, и услышать звуки, которые они издают. Насколько они умны и как они помогают людям?

Советник сообщил, что на земле тысячи различных существ. Одни из них бегают, другие летают, третьи ползают. Понадобится много месяцев, чтобы собрать все земные существа. Неужели государю хочется увидеть их всех?

Нет, я не намерен тратить так много времени. Отбери двенадцать самых интересных животных и доставь ко мне, чтобы я смог распределить их по цвету и форме.

Советник перебрал в уме всех животных, которых знал, и решил позвать крысу, но попросил ее передать приглашение еще и ее другу коту. Он отправил приглашения также быку, тигру, кролику, дракону, змее, лошади, барану, обезьяне, петуху и собаке и велел им предстать перед императором в шесть часов утра на следующий день.

Крысе очень польстило это приглашение, она тут же отправилась передать хорошие новости коту. Кот тоже обрадовался, но встревожился, что может проспать, поэтому взял с крысы обещание вовремя разбудить его. Всю ночь крыса размышляла о том, какой кот симпатичный и лоснящийся и какой уродливой она будет выглядеть по сравнению с ним. И пришла к выводу, что единственный способ сделать так, чтобы вся похвала не досталась коту, - это не будить его утром.

В шесть часов утра одиннадцать животных выстроились перед Нефритовым императором, который принялся не спеша рассматривать их. Дойдя до последнего животного, он повернулся к советнику:

Все животные интересные, но почему их только одиннадцать?

Советник не смог ответить и тут же послал слугу на землю, приказав ему доставить на небеса первое же животное, которое он встретит на земле. Слуга опустился на сельскую дорогу и увидел крестьянина, который нес на рынок свинью.

Прошу тебя, остановись, - взмолился слуга. - Мне нужна твоя свинья. Нефритовый император желает немедленно увидеть это существо. Подумай о великой чести - ведь твоя свинья предстанет перед правителем небес.

Крестьянин оценил слова слуги и отдал ему свинью, которую слуга и доставил на небо.

А тем временем крыса, испугавшись, что останется не замеченной, запрыгнула на спину быка и принялась играть на флейте. Императору так понравилось это необычное животное, что он отдал ему первое место. Второе место император отдал быку - ведь он был настолько великодушен, что позволил крысе сидеть на его спине. Тигр за свой храбрый вид получил третье место, а кролику за его нежный белый мех досталось четвертое место. Император решил, что дракон выглядит как мощная змея с лапами, и поставил его на пятое место. Змея за свое гибкое туловище получила шестое место, лошадь - седьмое за элегантную осанку, а баран - восьмое за сильные рога.

Проворной и непоседливой обезьяне досталось девятое место, петуху за красивые перья - десятое, а бдительной сторожевой собаке - одиннадцатое. Свинья стояла в конце: она, возможно, была и не так интересна, как другие животные, но все же попала на небеса и поэтому была удостоена последнего места.

Когда церемония завершилась, во дворец вбежал кот и стал умолять императора оценить и его, однако было слишком поздно: император уже выбрал двенадцать животных. Увидев крысу, стоявшую на первом месте, кот бросился на нее с намерением убить. Вот почему и по сей день кот, и крыса остаются врагами.

НЕФРИТОВЫЙ ИМПЕРАТОР Автор: Гаяне Акопян Нефритовый император (по кит. 玉皇 или 玉帝; Yù huáng или Yù dì) – главное божество в даосизме, один из самых известных персонажей в культуре Древнего Китая. Он повелевает всеми сторонами жизни во всех мирах. Самое классическое изображение нефритового императора – в виде мудреца, восседающего на троне в мантии, расшитой фигурами драконов. В руках он держит нефритовую табличку. Мир, которым руководит Юйди, представляет собой точную копию человеского, устроенного по традиционным канонам Поднебесной, и является идеальным в понимании даосов. Как и многие другие персоналии в китайской культуре, Нефритовый император имеет множество имен. Самые интересные это такие имена как Небесный дед (天公), Высший Нефритовый император (玉皇上帝), Большой Нефритовый император (玉皇大帝). Самое длинное имя, которое имеет данный персонаж – “Высвобождающий мир, центральный августейший всевышний дух, древний Будда, самый благочестивый и уважаемый, его императорское величество, высокий правитель Нефритовый император” (太平普度皇靈中 天 至 聖 仁 義 古 佛 玉 皇 大 天 尊). По легенде, говорится что изначально Нефритовый император был наследным принцем царства Полного счастья и Божественного небесного света. При рождении он испускал изумительный свет, который осветил все государство. С юных лет Юйхуан прослыл добрым, мудрым и справедливым, и после смерти отца он взошел на престол полноправным повелителем. После того как каждый живущий в его царстве достиг мира и счастья, он заявил, что станет исповедовать даосизм. И, после прошествии 1550 кальп (одна кальпа равняется 129600 лет) он достиг Золотого Бессмертия. А по прошествии еще 1550 кальп – стал Нефритовым императором. В общей сложности процесс становления занял около 200880000 лет. Нефритовому императору посвящено огромное количество мифов и легенд. Известен миф о том, как он стал главой всех божеств на небе. В начале времен, земля была непростным местом, где можно жить. Условия были очень тяжелы, не то что сейчас! Людям, чтобы выжить, кроме всего прочего приходилось сражаться с демонами, чудовищами и др. страшными созданиями. Боги были очень малочисленны и слабы, чтобы помочь людям, к тому же многие демоны были бессмертны, и их просто невозможно было одолеть. Нефритовый император в то время был еще простым смертным, и не обладал сверхъестественными способностями. Но глядя как страдают люди, он ушел в горы, где начал медитировать, и в процессе медитации сумел пройти 3200 испытаний, каждое из которых длилось около 3 миллионов лет. Но в то время когда Юйхуан находился в горах, легионы тьмы поработили все живое на земле людей. Чтобы стать властелином и в другом мире – мире духов и богов – главный демон также погрузился в медитацию, и после прохождения трех тысяч испытаний, вновь вернулся в мир людей. Силы зла стали собирать великую армию, для войны с небесами, и в скором времени началась большая битва. Боги были сильны, но не могли совладать с разбушевавшимся злом. В самый разгар сражения Нефритовый император вышел из медитации, завершив свое последнее испытание. Он увидел, что зло ушло из мира людей, и принялся за его восстановление. Первым, что он сделал, было изгнание всех бесов и чудовищ с земли, а также изменение ее, под нужды всех живущих. Сделав это, он вдруг обратил свой взор к небесам, и только тогда понял, что произошло неладное. Поднявшись на небо Нефритовый император увидел страшную картину великой битвы добра со злом. Зло было намного сильнее добра, и очень скоро должно было стать победителем. Чтобы спасти положение, Нефритовый император бросил вызов главному демону, и победил его. Всех остальных воителей зла Юйхуан разделил на богов и бессмертных, добавив их к уже существующим. Как только война на небесах завершилась, и люди, и боги, и бессмертные признали за Нефритовым императором главенство над всеми краями и пределами миров – как человеческого, так и божественного. В другой легенде, гдк Нефритовый император стал верховным правителем, говорится о том, что сначала было Великое Ничто (無極). И из него, Юйхуаном был создан весь мир. Правда, создавая людей, был допущен промах. Вылепив первых людей из глины, Нефритовый император оставил фигурки сушиться на солнце. В результате чего некоторые из них растрескались, кое где утратив необходимые части. Таким образом, кроме здоровых людей, появились также больные и немощные. Существует очень красивый миф, который имеет много версий, и известен у многих народов Юго-Восточной Азии. По преданию, у Нефритового императора была дочьвышивальщица по имени Чжинюй (织女 – досл. “швея, женщина-вышивальщица). В ее обязанности входило вышивание разноцветных облаков на небесах. По другой версии, Чжинюй была богиней, покровительствующей швейному делу. Она родилась от брака Нефритового императора и Небесной Богини-Матери, которая соткала Млечный Путь (досл. “Серебряная река”), принесшей свет на небо и землю. Каждый день Чжинюй спускалась с небес на землю при помощи магической накидки, для того, чтобы поплавать в источнике. И в один день ее заметил пастух Нюлан (牛 郎), который, воспылав к ней любовью, украл волшебное одеяние. Когда Чжинюй вышла закончила купание и вышла из источника, то была схвачена Нюланом и увезена к нему домой.Узнав об этом Нефритовый император разгневался, но когда его дочь вышла замуж за пастуха, сменил гнев на милость. По прошествии некоторого времени, Чжинюй стала тосковать по своему дому на небесах, и найдя коробку со своей магической накидкой вернулась в небесный дворец. Но сразу после этого, Нефритовый император создал реку (Млечный Путь), которая стала препятствием для Чжинюй на обратном пути к мужу. Однако, император, не желая видеть страдания дочери, позволил влюбленным встречаться раз в году. И с тех пор, каждый год в седьмой день, седьмого месяца по лунному календарю Чжинюй и Нюлан встречаются на мосту через Млечный Путь. У этой легенды даже есть научное обоснование. Если представить Чжинюй как звезду Вега в созвездии Лира (она находится на востоке от Млечного Пути), а Нюлана – звездой Альтаир в созвездии Орла (западная часть Млечного Пути), то раз в год, точно на седьмой день, седьмого месяца по лунному календарю, происходит сближение этих двух звезд, т.е. своеобразная встреча на мосту через Млечный Путь. В седьмой день, седьмого месяца в Китае отмечается как праздник Циси, который можно сравнить с днем Святого Валентина в западной традиции. В Японии этот праздник носит название Танабата, что значит день Звезды, а в Корее – Чусок, праздник урожая. Также очень знамениты легенды о Нефритовом императоре и 12 знаках зодикального цикла, т.е. о 12 животных, соответствующих этим знакам. Давным-давно, когда Нефритовый император властвовал на небе, он вдруг осознал, что очень долго не был в мире людей, и даже забыл как выглядят земные твари. Поэтому император пригласил каждое животное на небо, чтобы поговорить, и заодно посмотреть друг на друга. Так были приглашены животные, среди которых была кошка за свое изящество и грацию. Она попросила свою подругу крысу, чтобы та разбудила ее в день встречи с императором. Крыса, сначала согласилась, но потом передумала – она сама явилась к Нефритовому императору, оставив кошку спать. И, из-за того что кошка проспала встречу, ее место заняла свинья. Император так обрадовался животным, что велел посвятить каждому из них год, начиная с будущего. Узнав о том, чего лишилась, кошка воспылала ненавистью к крысе, и с тех пор существует эта вражда – кошек и мышей/крыс… Согласно легендам, у Нефритового императора был наставник – Божественный Повелитель Небес (元 始天尊 Юаньши Тяньцзунь) – одно из высших божеств в дасском пантеоне. Когда пришло время Повелитель Небес назначил Нефритового императора своим преемником. Самого Нефритового императора сменил Повелитель Нефритовой Зари Золотых Врат (金 闕 玉 晨 天 尊). По традиции, день Нефритового императора – важный праздник у даосов. Он отмечается в девятый день, первого месяца по лунному календарю. Ритуалы проводимые в этот день называются “бай тяньгун” (拜 天 公), т.е. дословно – поклонение Небесному Владыке. В это время возжигают благовония, подносят пищу в качестве жертвоприношения.