Крепления sns виды. Типы лыжных креплений для беговых лыж

Хорошие крепления - важнейшая часть экипировки каждого любителя катания на беговых лыжах. Именно они помогают четко передавать усилия спортсмена на лыжню, задают направление скольжения, существенно влияют на скорость, комфортность и безопасность прогулки.

На рынке сегодня представлено 4 типа , каждый из которых обладает своими преимуществами и особенностями, требует покупки специальных ботинок или даже моделей лыж. Потому выбор снаряжения рекомендуется начинать с выбора креплений.

Крепления NN 75 (Nordic Norm 75 mm)

Самый простой и известный многим с самого раннего детства тип креплений беговых лыж называется NN 75. Это уже морально устаревшая рантовая система с замковым устройством, когда мысок жестко крепится к лыже за стержни с помощью металлической скобы. Под каблуком ботинка устанавливается резиновый или пластмассовый подпятник, но сзади стопа никак не фиксируется. Такие крепления не обеспечивают достаточной поперечной и продольной жесткости и делают практически невозможным передвижение коньковым ходом.Пожалуй, главное преимущество креплений NN 75 - низкая цена. Среди недостатков можно выделить затрудненность управления на спусках и плохую фиксацию стопы.

Лыжные крепления SNS (Salomon Nordic System)

Созданием удобной и современной системы креплений беговых лыж SNS мы обязаны французской компании Salomon. Она предполагает размещение ботинка на одной довольно широкой продольной направляющей. В передней части находятся специальные резиновые упоры, в которые упирается носок при толчке. Жесткость резинок легко регулируется, что позволяет выбирать нужный уровень управления лыжами.

Крепления SNS делятся на 2 вида в зависимости от их предназначения:

    SNS Profil. Это универсальные модели для конькового, комбинированного и классического стилей катания. При их изготовлении используются флексеры (резинки) разной жесткости;

    SNS Pilot. Предназначены исключительно для конькового хода. Конструктивно такие крепления отличаются наличием второй оси и использованием пружины вместо резинового флексора.

Оба типа креплений SNS обладают массой преимуществ. Они универсальны (подходят под любой размер ботинок) и комфортны, отличаются идеальной управляемостью и эффективно передают усилия спортсмена.

Лыжные крепления NNN (New Nordic Norm)

Крепления типа NNN разработала норвежская компания Rotefella. В передней части также располагаются особые резиновые упоры, куда при толчке упирается носок. Уровень жесткости регулируется подбором подходящих резинок в соответствии со стилем катания. От систем SNS крепления NNN отличаются наличием двух параллельных продольных направляющих (вместо одной у SNS), благодаря которым достигается оптимальная стабилизация подошвы ботинок.

Кроме того, существуют отличия в принципе крепежа ботинка. Тип NNN имеет несколько сдвинутую назад (на 10 мм) скобу. В результате крепеж оказывается почти под пальцами, и управление лыжей при коньковом ходе улучшается.

В зависимости от личных потребностей и стиля катания спортсмен может выбрать подходящую по жесткости резинку. Для удобства при покупке резинки имеют разные цвета. Для классического хода рекомендуются черные (стандартные) либо красные (мягкие) варианты, а для конькового - зеленые (мягкий стиль) либо белые (сильный).

В целом по основным показателям и потребительским качествам крепления типа NNN ничем не уступают SNS, отличаются теми же комфортностью, управляемостью и надежностью.

Лыжные крепления NIS (Nordic Integrated System)

Это новейший тип креплений беговых лыж, разработанный в 2005 году компаниями Rotefella, Rossignol, Madshus и Alpina на базе типа NNN. Система позволяет легко устанавливать на беговые лыжи крепления без использования шурупов. Однако на самих лыжах при этом обязательно должны быть прикрепленные в заводских условиях платформы NIS.

Главные преимущества креплений типа NIS - легкость установки, а также возможность их продольного сдвига. Система NIS полностью совместима со стандартами, ботинками NNN.

Каждый из перечисленных типов креплений требует приобретения соответствующих ботинок. Между собой крепления и ботинки разных систем (например, крепления SNS и ботинки NNN) несовместимы.

Народная мудрость: «Семь раз отмерь - один раз отрежь»

1. Крепления SNS и NNN тоже можно использовать для нахождения центра тяжести. Используем плоскую, как линейка, сторону и кладем торцевой стороной на пол. Перпендикулярно сверху устанавливаем лыжу как весы, передвигая продольно, добиваемся равновесия. При утяжеленном креплении измеряют, приложив крепление к лыже, при этом добиваясь, чтобы ось центра тяжести проходила сквозь фиксирующего паза ботинка, перемещая вдоль лыжу и само крепление.

2. Найдя центр тяжести, отмечаем на торцах лыж перпендикулярные вертикальные линии с обеих сторон от крепления к верхней стороне лыжи и соединяем их. Это можно сделать с помощью угольника, хотя погрешность в пределах двух миллиметров допустима для такой длины лыж. После этого такую же процедуру проделываем со второй лыжей.

3. Никакой разницы между ботинками нового образца с креплением непосредственно у переднего среза и былого образца, где крепление находится на выступе - у обоих ось центра тяжести находится у переднего среза ботинка. Получается, что у старых ботинок выступ выходит за ось центра тяжести. Так же не имеет значения планируемый стиль бега. Главное, чтобы в подвешенном состоянии лыжа не перевешивала ни спереди, ни сзади. Исключение составляют лишь лыжники с опытом, которые для»увеличения скорости» немного смещают их назад от оси центра тяжести. Но для применения этого на практике нужен опыт.

4. Современные лыжные крепления типа SNS и NNN имеют поперечный паз для фиксации металлического стержня ботинка в передней его части. Этот паз необходимо совместить с прочерченной осью центра тяжести. Непосредственно под пазом в центре находится продольный паз. В него затем вставляется средний элемент крепления. Нижняя донная его часть совпадает с центром стержня, ее и совмещаем с нашей отмеченной линией на верхней стороне лыжи.

5. Предварительно необходимо вывинтить все три до конца не завинченных из крепления винта. Если автоматически защелкивающиеся SNS Profile Auto закрыты, и не подобраться к третьему винту, то надо нажать на скобу (защелка сместится внутрь), после чего надо вставить толстую отвертку или другой подходящий инструмент, чтобы не дать фиксатору вернуться. Затем откидываем скобу для получения доступа к шурупу. Аналогичная процедура проводится для снятия крепления с лыж.

6. Далее следует примерка к лыжам по меткам и разметка при помощи шила будущих отверстий по центру. Убрав крепления, необходимо сверить среднюю метку строго посередине с помощью штангенциркуля или рулетки. Два задних отверстия должны быть одинаково удаленные от краев. Для коррекции, делаем шилом новые метки глубже.

7. Перед сверлением советуем подстраховаться и проверить глубину входа шурупа, дабы не пробить лыжу насквозь. Вычитаем высоту крепления и остаток примеряем к лыже. Если лыжа тонкая и длина штатных винтов избыточна, то надо заменить их на шурупы необходимой длины.

8. На сверле отметьте глубину планируемого отверстия намоткой изоляционной ленты, если нет линейки на дрели. Сверло должно быть диаметром от 3,6 до 4 мм в зависимости от толщины винтов. Затем аккуратно просверливаем шесть отверстий на всей паре лыж. Почему аккуратно, потому что сегодня лыжи имеют стеклопластиковое сотовое наполнение под несколькими миллиметрами деревянной вставки для креплений. Поэтому сверло, несмотря на ограничители из изоляционной ленты или линейки, под давлением может легко проскочить насквозь. Не стоит давить во время сверления на дрель. Лыжи предварительно нужно прижать ногой или зафиксировать струбциной во избежание пружинящего фактора. Необходимо сверлить строго вертикально, без перекосов, не раскачивая дрель, добиваясь четкой формы отверстий.

9. Просверлив по три отверстия у каждой лыжи, снимаем пластиковые скобы, отстегивающие лыжи, крепим к ним крепления винтами, предварительно наживив не более чем наполовину, так выравнивать будет проще. Затем с помощью шуруповерта затягиваем на небольшое усилие, есть все-таки определенный риск их сорвать. Проверяем плотность соединения. Ничего не должно болтаться.

Примечание: Не используйте клей, так как он подходит только к деревянным лыжам, причем, масса из них негативно влияет на современные внутренности. Толстый шести миллиметровый винт плотно закрывает отверстие, и предотвращает попадание влаги. А канты шурупов успевают стереться раньше, чем что-то может сгнить внутри лыжи.

10. Снятую скобу устанавливаем на место, воткнув нижний конец в петлю, затем нажав скобу вниз с усилием до характерного щелчка. Аккуратно! Не прищемите пальцы. Далее, собираем элементы крепления, вынимая предварительно шурупы - в среднем элементе два, а в последнем один. Устанавливаем встык элементы, закрывая предыдущие шурупы. Отмечаем аналогично шилом отверстия, убираем элементы, сверлим, прикручиваем шурупы, устанавливая элементы крепления встык до упора. После привинчивания последнего «подпятника », отверстие закрывается заглушкой.

Успехов Вам на лыжне!

После покупки лыж и ботинок, выбирают крепления. С их помощью удерживается стопа на лыже и контролируется весь процесс езды. Если были выбраны неправильно, катание будет некомфортным и опасным.

  1. Первое что нужно сделать, это определить центр тяжести. Для этого, лыжу устанавливают на любой предмет, чтобы получились своеобразные «качели». Точка, в которой лыжа будет находиться в равном соотношении с обеих сторон и есть центр тяжести.
  2. Отмечаются габариты крепления, и выбирается центр. Для этого, нужно провести продольную линию, разделив лыжу на две равных части.
  3. Когда все метки сделаны, необходимо приступать к фиксации. Для этого нужно просверлить дырки и зафиксировать изделие шурупами. Можно дополнительно покрыть поверхность конструкции клеем.

После того как все действия сделаны, необходимо оставить лыжи на просушке. Это процесс занимает не менее 12 часов. Желательно оставить их на сутки.

При , необходимо учитывать индивидуальные параметры человека. Чтобы они были комфортными, необходимо учитывать анатомию человека и обувь, используемую для езды.

На сегодняшний день существуют разные виды крепления беговых лыж, среди которых можно выделить несколько основных, о которых мы расскажем вам в этой статье. Например, система NNN и NIS в основном используются опытными спортсменами, но также они доступны новичкам.

Система крепления для лыж New Nordic Norm

Система крепления, сокращенно называемая NNN, была разработана норвежской компанией Rottefella. Передняя часть крепления имеет резиновые упоры, в которые упирается носковая часть ботинка в момент толчка. Жесткость этих элементов влияет на управление лыжами, поэтому для разных стилей езды применяются разные резиновые упоры.

Система NNN отличается от своего аналога SNS направляющими выступами для обуви вдоль креплений. В NNN два параллельно расположенных выступа, а в SNS всего один. У креплений New Nordic Norm скоба фиксации ботинка слегка смещена назад под пальцы, обеспечивая более четкое управление лыжами при коньковой технике езды.

Среди преимуществ крепления для лыж NNN выделяют следующее:

  • богатый ассортимент ботинок;
  • наличие автоматического и ручного типов крепления;
  • имеются детские и подростковые модели;
  • отличаются удачным сочетанием стоимости и качества.

Среди недостатков систем NNN можно выделить то, что автоматические модели могут примерзать при попадании воды.

Крепления для лыж Nordic Integrated System

Данная система лыжного крепления (сокращенно ее называют NIS) была разработана в 2005 году и ее сразу стали использовать такие известные марки, как Madshus, Rossignol и Alpina. Это модернизированный вариант системы NNN, имеющий плату, закрепляемую на поверхности лыж на заводе. За счет этого обеспечивается легкая установка крепления и возможность сдвигать его в продольной плоскости. Крепления NIS совместимы с ботинками под систему NNN.

Среди преимуществ креплений Nordic Integrated System специалисты выделяют:

  • простоту установки;
  • возможность сдвигать крепление;
  • совместимость со стандартом NNN.

Лыжные крепления Salomon Nordic System

Эту систему креплений, которая сокращенно называется SNS, придумала французская компания Salomon. Ботинок фиксируется на продольной широкой направляющей, в передней части которой есть упоры из резины. За счет изменения их жесткости можно менять жесткость управления лыжами.

Крепления SNS можно разделить на две подкатегории:

  • SNS Pilot - хороший вариант для коньковой техники езды;
  • SNS Profil - универсальный вариант, подходящий для конькового, классического или комбинированного стиля.

С креплениями SNS работают такие известные фирмы, как Atomic, Salomon, Adidas и Spine. К их преимуществам относят:

  • хорошая прочность и надежность;
  • выпуск детских и подростковых креплений.

Есть и недостатки:

  • нужна специальная обувь;
  • используются на обрабатываемых ратраками трассах;
  • обувь, подходящая под этот тип крепления, представлена не очень большим ассортиментом.

Крепления для лыж Nordic Norm 75 mm

Система крепления Nordic 75 использовалась еще во времена СССР. В ней можно использовать фиксирующий подпятник, а одним из плюсов типа креплений лыжи 75 мм является низкий центр тяжести лыжника.

Современные системы Nordic 75 создаются из пластика, различных сплавов и композитных материалов. Среди преимуществ выделяют:

  • малая стоимость;
  • оптимальный вариант для детей (не жалко каждый год покупать новую систему).

Среди недостатков системы крепления Nordic 75 можно отметить:

  • на рынке представлено множество дешевых моделей низкого качества;
  • сложны в эксплуатации;
  • ботинок, подходящих под это крепление, становится все меньше;
  • неудобное разделение левого и правого крепежа.

Лыжники со стажем обычно отдают предпочтение системам с ручным креплением, а новичкам и любителям можно остановиться на автоматических моделях, так как они более просты в эксплуатации. Если учесть невысокие скорости движения и перепады высот, а также катание в основном по ровным трассам, случайное открывание или примерзание крепления не так опасно, как при скоростном спуске для профессиональных спортсменов.

Винты с обозначением шкал нагрузок должны соответствовать таблицам, которые прилагаются к крепежной системе. Если у вас возникли сложности при выборе, обратитесь к профессионалам или консультантам в магазине.

Катание на лыжах способствует укреплению здоровья, повышает общий тонус организма и поднимает настроение. Но происходит это лишь в том случае, если экипировка подобрана правильно. Одним из важнейших элементов лыжной экипировки являются лыжные ботинки.

Как и любая другая обувь такие ботинки, будучи неудобными, могут принести массу проблем, самой малой из которых будут натертые мозоли. Поэтому к выбору лыжной обуви нужно подойти особенно тщательно, чтобы занятия спортом доставляли удовольствие, а не превратились в пытку.

Виды

Ботинки для лыжного спорта можно классифицировать по двум признакам: по типу эксплуатации и по виду крепления.

Тип эксплуатации

По типу эксплуатации ботинки бывают:

  • Для конькового хода . Для такой обуви характерны жесткая поддержка голеностопа и жесткая подошва. Главное предназначение таких ботинок в том, чтобы снять нагрузку с голеностопа и зафиксировать ее. Необходимо это для того, чтобы спортсмен лучше контролировал лыжи.

  • Для классического хода . Эти своим видом и характеристиками больше напоминают обычные спортивные кроссовки. Классический ход более привычен человеку, а потому ногам можно дать больше свободы. Для этой обуви характерны мягкая подошва и свободная верхняя часть.

  • Комбинированные . Подходят для обеих техник, но, как и все комбинированное, не отличаются особой универсальностью. Отличительными чертами комбинированных ботинок являются мягкая подошва и жесткая поддержка голеностопа. Остановив выбор на такой экипировке, следует внимательно осмотреть понравившуюся модель. Некоторые, имеющиеся в продаже и заявленные, как комбинированные, таковыми на самом деле не являются. Вместо поддержки голеностопа в них установлена имитация, которая фиксирует ногу без необходимой жесткости.

Тип крепления

Существует всего 5 видов крепления лыжных ботинок:

  • NN 75 . Этот вариант использовался еще во времена СССР. На данный момент оно уже не актуально. Отличительно чертой этого вида крепления является металлическая скоба, фиксирующая ботинок. Достоинством обуви является ее низкая стоимость. К недостаткам можно отнести то, что такие крепления не подходят для конькового хода, материалы не отличаются высоким качеством и очень сложно подобрать подходящий вариант.

  • NNN (New Nordic Norm) . Это норвежская система креплений, представленная двумя направляющими, которые расположены друг от друга на определенном расстоянии. Расстояние определяется по размеру обуви. Также крепление имеет резиновый упор, жесткость которого определяется выбранным стилем хода. К преимуществам обуви можно отнести огромный ассортимент, дополнительную устойчивость при катании, универсальность и возможность как автоматического, так и механического крепления.

  • NIS (Nordic Integrated System) . Это крепление – улучшенный потомок предыдущего вида. Оно представляет из себя специальную плату, встроенную в лыжу. В эту плату легко вставляются крепления ботинок. При этом ботинки с таким креплением совместимы с типом NNN, обладают всеми ее достоинствами и возможностью выбирать положение для креплений.

  • SNS (Salomon Nordic System) . Система креплений, разработанная во Франции. Она подразделяется на два типа: SNS Profil и SNS Pilot. Первая характеризуется направляющей и резиновым упором, имеющим регулировку жесткости. Вторая содержит одну направляющую и две скобы, одна из которых выступает в качестве флексора и регулирует жесткость. Для классической прогулки рекомендуется жесткость 85-95, для комбинированной обуви — 95-115, а для конькового хода – 115-125. Второй вариант обладает дополнительным преимуществом – возможностью контролировать жесткость, благодаря наличию второй скобы.

  • Turnamic – это продукт высоких технологий, работающий на платформе IFP. Различают три варианта: детские, гоночные, автоматические. Фиксируются посредством металлических скоб, которые никак не влияют на особенности лыж. Основа крепления – поворотный механизм, благодаря которому отстегнуть лыжи даже в перчатках или варежках труда не составит. Полностью совместим с системой NNN.

Устройство и работа

Лыжные ботинки, это не просто обувь, а сложное устройство, состоящее из нескольких частей и механизмов:
  • Внешний ботинок – это видимая часть. В жестких ботинках она сделана из полиэфира или полиэстера, а в мягких – из полипропилена.
  • Голенище или манжета – подвижная часть лыжной обуви, которая соединена с нижней, неподвижной, частью шарнирами. В зависимости от типа ботинка может иметь разную жесткость, которая определяется видом пластика.
  • Механизм, позволяющий изменить жесткость наклона ботинка в переднем или заднем направлениях. Переключается спортсменом в зависимости от состояния трассы и типа катания.
  • Механизм, регулирующий угол наклона вперед. Устанавливается лыжниками в зависимости от индивидуальных особенностей ноги, а также от эксплуатационных характеристик.
  • Кантинг – устройство, позволяющее отрегулировать угол наклона голенища в боковых направлениях, в зависимости от анатомических особенностей ног спортсмена.
  • Клипса – застежка ботинка. Она служит для фиксации ноги в обуви. Современные лыжные ботинки чаще всего оснащены 4 застежками, изготовленными из пластика, металла или комбинированных материалов.
  • Силовой ремень служит для дополнительной фиксации ботинка. Может иметь ширину от 2,5 до 4 см, а также различную степень охвата голени – полную или частичную.
  • Внутренняя часть представляет собой сапожок, вложенный в оболочку. Его функции – обеспечивать максимальный комфорт ноге лыжника. Имеет теплоизоляционные, виброгасящие, защитные и усилительные вставки.

Как выбрать лыжные ботинки

Когда вы определились с видом ботинок, типом крепления (о достоинствах и недостатках которых говорилось выше) и областью применения, встанет вопрос о подборе обуви по размеру. Большинство современных моделей имеют внутри утеплители, что позволяет носить их без толстых шерстяных носков. В магазин на примерку ботинок следует взять с собой носки такой толщины, с которой вы планируете их использовать.

Лыжные ботинки для конькового хода должны жестко фиксировать ногу, а потому их нужно брать строго по размеру. Кроме того, при примерке учитывайте, что утеплитель внутри сомнется, и обувь станет немного шире. В коньковой технике недопустимо, чтобы нога «гуляла» по ботинку.

При выборе ботинок для классического хода нога может быть свободной, ведь она постоянно двигается. Очень неприятно, если при отталкивании пальцы будут упираться в носок. Поэтому при примерке отдавайте предпочтение более свободным вариантам обуви. Кстати, легко проверить, насколько удобно вам будет использовать обувь – согните ногу, как при отталкивании. Пальцы должны лишь слегка касаться носка.

При выборе стоимости учитывайте, что соотношение – тепло=цена не работает. Теплоизоляционные свойства обуви определяются ее назначением. Гоночные лыжные ботинки не так хорошо утеплены, как обувь для прогулки. Для занятий спортом обувь должна быть легкой. Если вам понравились именно гоночные ботинки, то можно либо купить утепляющий чехол, либо приобрести хорошее термобелье.

В итоге, идеальные лыжные ботинки должны быть:
  • Легкими.
  • Удобными.
  • Не промокающими.
  • Теплыми.
  • Позволяющими хорошо контролировать лыжу.

Чем ближе ваша обувь к идеальной, тем больше удовольствия доставит вам лыжный спорт.